Стремление к счастью — стремление к идеалу
Если немного поразмыслить, то становится вполне очевидным феномен зависимости уровня счастья каждой личности от уровня развитости. Именно наличие определенных внутренних параметров в действительности обуславливает степень удовлетворенности жизнью. Ведь, как давно известно и проверено, никакие внешние достижения не делают человека действительно счастливым.
Таким образом, нетрудно понять, что только идеальный человек способен поистине ощутить подобные эмоции. Соответственно, стремление к идеалу есть путь к счастью в самом глобальном смысле данного термина. Именно об идеальности человеческих существ и поведем речь далее, а актуальность темы для каждого читателя, наверное, более не вызовет никаких сомнений.
Можно ли достичь идеала
Если рассматривать идеал, как цель, к которой следует стремиться, то можно обратиться к психологии. Многое здесь зависит от ответа на вопрос, что такое идеалы человека, а также от его человека. Если есть желание, то поставленной перед собой цели можно достичь. Что для этого нужно? В первую очередь, нужно определить для себя, чего именно нужно добиться. Это может быть идеальная семья, или идеальная работа. После этого на листке бумаги, следует составить для себя план.
Во-вторых, важно определить для себя срок, за который следует достичь поставленной задачи. Не стоит сразу планировать свои действия на несколько лет вперед. Это может быть небольшой промежуток времени, за который можно добиться определенных результатов, которые приблизят реализацию цели.
Очень важно найти правильную для себя мотивацию, или причину. Нужно поддерживать себя положительными мыслями. Очень часто на пути достижения своего идеала возникают препятствия. Не стоит забывать о том, что без них достичь цели нельзя. Нужно правильно к ним относиться. Очень важно выйти из зоны привычного комфорта.
Идеал для каждого разный
Для начала следует сделать некоторую ремарку относительно понимания идеального человека каждой отдельной личностью. Учитывая огромное разнообразие человеческих существ, нетрудно догадаться о наличии разного понимания идеальности каждым в отдельности. Тем не менее для любого человека идеальность обуславливается воплощением в действительность своих лучших качеств, плодотворным самосозиданием, которое дает возможность непрестанно развиваться и становиться лучше самого себя.
Как известно, идеальный человек никогда не сравнивает себя с другими, а только с самим собой. Причем если он превосходит себя предыдущего, то движение идет в нужном направлении. Тем не менее во многом образ идеального человека складывается из определенных общих параметров, которые понятны не только каждому в отдельности, но и всем остальным. Люди в действительности имеют много общего, и в основном представление о лучшем и не лучшем, свойства различения для всех идентичны, хотя и могут немного варьироваться в зависимости от исторической эпохи и социальной группы.
Например, для кого-то идеал женщины – это красивая девушка с точеной фигурой, а кто-то ценит в прекрасном поле качества хозяйки и прекрасной матери.
Что такое идеал
Идеал – это наилучший образец чего-либо или наивысшая цель в какой-то деятельности. Это предел мечтаний человека, то, к чему личность стремится. Но представление об идеале всегда носит субъективный характер.
Например, в представлении одной женщины идеальная фигура – это максимум мышц и минимум жира. А другая женщина тянется к пышным формам. Третья же представительница прекрасного пола мечтает о плоской фигуре. И такое расхождение идеалов наблюдается во всем: внешность, досуг, круг общения, место и условия работы, семейное положение, характер и т. д.
Идеал или система идеалов отличается не только от человека к человеку, но и меняется внутри самой личности. Это динамическая структура, которая зависит от возраста, ситуации развития, окружения, уровня интеллекта, кругозора человека. Наши идеалы меняются на протяжении всей жизни.
Существует ли самый идеальный человек
Определенно в зависимости от предпочтений индивида зависит и понимание этого термина. Для кого-то самый идеальный человек является тем, который считается наиболее выдающимся в определенной профессии или сфере деятельности, другие ориентируются на великих деятелей и исторических персонажей, а кто-то полагает наиболее идеальным кого-либо из близких. Таким образом, трудно назвать какого-то человека полностью идеальным для всех и каждого, но нетрудно определить общее между всеми идеалами, и этим общим является наличие определенных свойств и черт характра, которые выделяют их из числа людей.
Что происходит с человеком, когда его ценности и идеалы разрушены
В юности мы боремся за свои идеалы и встречаем первые разочарования. Мир нам раскрывается в ярких красках. Все что для нас ценно (представляет наши ценности) мы одобряем, принимаем. Что противоположно им, мы часто ненавидим. И не зря.
Это то самое время, когда крушатся наши идеалы, и от того, как мы пройдем этот период будет зависеть то, какой будет наша жизнь – счастливой или серой.
Мы впервые встречаемся так близко с ложью, предательством, ненавистью, душевной болью. И когда боли становится слишком много, мы порой не выдерживаем такого столкновения и впервые перестаем верить. Чтобы не чувствовать душевной боли, а удар по ценностям и идеалам слишком болезненный, мы принимаем решение отказаться от своих ценностей, и больше никогда не верим в свою мечту.
Такие люди говорят: «Живи как все»; «Дела у Бога, а у меня делишки»; «Работать надо от забора до обеда». Они часто пытаются остановить мечты других еще не разочаровавшихся воплями: «Ты где живешь? Спустись с неба!» или «Любви не существует, ее выдумали романтики».
У таких людей по мере разочарования в жизни меняется взгляд, он больше не горит ни страстью, ни любовью. Такие люди просто работают, просто женятся, доживают до пенсии и ругают правительство и свои болячки.
Каковы качества идеального человека
В целом такими критериями являются положительные характеристики, которые в основном одинаковы для всех культур и времен. К примеру, навряд ли справедливость или щедрость когда-либо считались или станут считаться зазорными качествами. По сути, у каждого есть внутреннее понимание этих и других подобных характеристик, которые как бы изначально присущи людям.
Данный факт удивителен, но если вы немного задумаетесь или при выборе поведения в какой-либо ситуации посмотрите на собственные ощущения, то без труда сможете наблюдать некоторый указатель, присущий вам изначально, который дает точное знание относительно наилучших решений, мыслей и действий. Конечно, если вы привыкли обманывать себя либо позволяли развиваться в себе негативным тенденциям, то чаще станете отдаляться от собственного идеала во внешних проявлениях, эмоциях и мыслях. Тем не менее точная уверенность в том, как следует двигаться в правильном направлении и каков идеальный человек в вашем исполнении, никуда не денется и по-прежнему продолжит присутствовать в вашем существе.
Культурные ценности человека
Человек живет в обществе. То или иное общество, если рассматривать его как социум, живет в соответствие со своими правилами, традициями, которые еще называют культурой. Человек не может существовать без определенной цели. Именно культура и выдвигает перед личностью определенные цели. Это не является научным определением. Наука выявляет причины, которые существуют в определенные временные периоды. Цели, которые выдвигает перед собой человек, позволяют прогнозировать будущее. Оно определяется поступками личности.
В животном мире нет системы ценностей, из которой складывается определение, что такое идеалы культуры. Но она есть в человеческом обществе. Более того, цели, которые ставит перед собой личность, определяются во многом культурой. Культура того или иного общества основывается на традициях. Она развивается на генетическом уровне. То есть передается из поколения в поколение. Общество ставит перед человеком не простую задачу — сохранить культуру. За всю эволюцию человечества, существовало большое количество разных культур. Была китайская, египетская, древнерусская. Каждая из них заботилась о том, чтобы передать последующему поколению свою систему ценностей.
Идеал в искусстве
Таким образом, качества идеального человека являются теми показателями, которые на протяжении многих лет воспеваются великолепными творениями искусства, постулатами религий и великими примерами приблизившихся к идеалу человеческих существ. Не станем подробно перечислять каждое из таких свойств, так как читатель легко и сам может понять, о чем идет речь, и при наличии потребности определить, каких свойств не хватает или над развитием каких следует работать. Стоит отдельно сказать только про характер идеального человека, который на самом деле может являться абсолютно любым (мягким, тяжелым и подобное), ведь обуславливается человеческий нрав некоторым набором параметров и их сочетанием. Но равно честным может являться и человек с тяжелым характером, с которым трудно общаться, но который никогда не обманет, и личность с мягким нравом, которая многим нравится и никогда не станет обманывать в угоду другому.
О нравственных идеалах
Если разбирать понятие с философской точки зрения, то можно найти разделение. Есть идеал, который определяется как наивысшая точка, ценность, определенная система нравственных понятий. В которой нравственный идеал — это система, в основе которой лежат моральные требования. Их совокупность формирует определенный образ личности человека. Существуют определенные характеристики.
- С точки духовно-нравственной системы ценностей, идеалы являются образцом, которые достойны подражания. В этом плане можно привести примеры из художественной и духовной литературы. Многие герои обладают рядом характеристик, которые позволяют сделать выводы об их нравственных качествах.
- На протяжении человеческой эволюции, понятие «нравственный идеал» постоянно менялось. Так, в Древней Греции, по мнению Аристотеля, идеал с нравственной точки зрения заключался в способности самосозерцания. Человек должен был отрешиться от обычной мирской жизни, для достижения высшей точки совершенства. Кант, считал, что нравственный идеал определяется внутренним миром человека.
Для того чтобы совершать поступки, которые достойны идеальной личности, нужно руководствоваться определенными правилами. Так или иначе, но для каждого философа и психолога существует свое понятие о том, что такое идеалы.
Каковы черты идеального человека
Во многом таких людей (не идеальных полностью, но идеальных в пределах данных им возможностей) нетрудно заметить. Вполне возможно, вы знаете таких «перфикционистов», которые отличаются от остальных некоторой завершенностью и полнотой. Ведь индивиду, который действует в соответствии с внутренним идеалом, по сути, ничего не нужно, в целом идеальные потребности человека минимальны, утонченны и возвышены, такая личность никуда не стремится в повседневности и не подвергается разнообразным «хотениям», отсюда проявляется внутреннее спокойствие и умиротворение.
Более того, если вы общаетесь с такой персоной, то и сами начинаете ощущать полное довольство самим собой и всем остальным. Только проявляются такие ощущения при общении с человеком действительно наполненным, таким, который не имеет ничего напускного и поддельного, который обладает спокойствием не в связи с самодовольством. В основном так проявляются черты идеального человека во внешнем пространстве и взаимодействии с другими.
Примеры идеала
Описание идеала можно найти в художественной литературе, живописи, архитектуре. Но проблема в том, что в разную эпоху за высшую точку совершенства принимался определенный стереотип. Нравственный идеал может быть внешним или внутренним. В произведениях литературы, можно найти множество примером того, как человек, который обладает внешней красотой, например Элен в «Войне и мире», может быть далеко не идеален, если говорить о его духовном содержании. Таким образом, единой точки зрения о том, что такое идеалы, мы вряд ли найдем.
Как развивать в себе положительные черты и качества
Как сказано ранее, каждый стремится к счастью, а данная потребность требует стремления к собственному идеалу, то есть такому образу деятельности, взаимодействия и мыслительного процесса, который наиболее соответствует некоторому внутреннему указателю, который присущ каждому изначально. Безусловно, в каждом есть истина, модель того, как выглядит идеальный человек в вашем исполнении. Причем, несмотря на, казалось бы, значительные различия, в окончательном смысле подобный образ идентичен для каждого, как и идеальные качества, которыми может обладать каждая отдельная личность.
Наверное, наиболее существенным занятием, которое только может иметь человек, является движение к идеальному, и этим, по сути, обуславливается в конечном итоге любая деятельность. Соответственно, целесообразно поразмыслить над тем, насколько продуктивно вы сами движетесь к собственному идеалу, ведь это является существенным изначально для вас самих, так как определяет степень присущего вам счастья. Как известно, не существует пределов для совершенства, и в любом варианте есть куда развиваться.
Свободная, счастливая, внутренне гармоничная личность
Фильм «Мегамозг»
Выбрав любимое дело и внутреннюю гармонию, подумай, не предал ли ты тех, кому ты нужен.
Фильм «Код Амазонки»
Люди из племени пираха счастливы и полностью внутренне гармоничны. Вы хотите походить на них во всем?
Человеку естественно стремиться к внутренней гармонии. Внутренняя гармония — это счастье, внутренняя гармония — это внутреннее хорошо, и коллеги-психологи описывают гармоничную личность самым позитивным образом.
По мнению О.И. Моткова, признаки гармоничной личности следующие: преобладание положительных эмоций и спокойного настроения: хорошее физическое самочувствие в целом; в целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы; здоровый и разнообразный образ жизни; преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства; гибкость в управлении своими эмоциями и действиями; чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях; принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного; стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям; реалистичность представлений и желаний; умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера; удовлетворенность жизнью в целом, отношениями в семье и с друзьями, а также отношениями на работе и в учебной группе; открытость познанию нового, творческая деятельность; доброжелательность к людям; чувство красоты природы и единства с ней; преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни; умение экономно расходовать свою жизненную энергию.
Выбор внутренней гармонии кажется естественным, однако этот выбор не единственно возможный и не бесспорный. Путь развития — не один, путей роста и развития личности — много, и выбору внутренней гармонии противостоит выбор служения чему-то внешнему.
Это — существенно другой выбор, и выбор крайне не простой. Это вопрос: «Ради кого я живу? Кто в Альфа-Банка» — его называют гением эффективности, вся его жизнь подчинена эффективности: служению труднейшим целям, которые он перед собой ставит. Счастлив ли он? Его это не интересует. Его приоритеты — другие.
Важно то, что путь служения может быть вовсе не голгофой, он может быть путем для человека полностью внутренне гармоничным. Личность, ориентированная на служение, тоже может быть гармоничной, но гармоничность для нее — средство, а не цель. Человек, ориентированный на служение, развивает себя так, как необходимо для встающих перед ним задач. Он живет не только для себя, и его внутренняя гармония — не самая важная для него ценность. Внутренняя гармония может быть, ее может и не быть, в формате служении это — не важно. Иерархически развитая личность выстраивает себя не под свое удобство, а к достижению той или иной цели.
Именно поэтому деловые люди и особенно руководители настороженно относятся к увлечению психотерапией, где ставится задача поиска внутренней гармонии. Конечно, хороший психотерапевт обязательно позаботиться о том, чтобы после его сессии клиент остался в ресурсном, а не разобранном состоянии, но я смотрю на результаты глазами руководителя с 30-летним стажем. Если после психотерапии ранее толковый сотрудник начинает вместо работы просто радоваться жизни и живет «здесь и сейчас», проявляя свои чувства, то мне приходится его дня на два от работы освобождать, пока он в себя не придет. У работы есть свои стандарты, тут нужно включать голову…
Гармоничная личность — это выбор человека, живущего для себя
Человеку, достигшему внутренней гармонии — хорошо и весело. Скорее всего, так же славно и с ним. Обычно это правда: если человеку хорошо с собой, с ним хорошо и другим людям.
На самом деле, счастливый человек и человек добрый и порядочный — вещи разные. Тиран Сулла всю жизнь носил прозвище «Счастливчик», всю жизнь считал себя самым счастливым человеком, но именно он изобрел проскрипции, списки врагов народа, и вошел в историю как один из самых жестоких правителей Древнего Рима.
Но если это не так и с ним кому-то не сладко, его это не очень волнует: его задача — его внутренняя гармония, а не чья-то другая гармония. Гармоничный человек стремится к своему личному счастью, заботясь о счастье окружающих ровно постольку, чтобы не иметь с ними лишних проблем. Впрочем, если гармония чья-то или с кем-то его радует, он легко и с удовольствием позаботится и о других. Потому что это все равно забота о самом себе. Гармоничный человек стремится к счастью, потому что в счастливом состоянии проще жить и ему самому, и проще жить с ним.
«В чем состоит задача психологии? Я предлагаю слово «лечение». Однако я вовсе не хочу быть излеченным от предпочтения оранжевого или черного цвета; от пристрастия к курению, равно как и от моей привязанности к бутылочке пива. Ни один педагог на свете не имеет права лечить ребенка от желания извлекать шум из барабана. Единственное, от чего можно лечить, — это несчастливость. Трудный ребенок — несчастливый ребенок. Он находится в состоянии войны с самим собой, а следовательно, и со всем миром. Трудный взрослый сидит в той же лодке. Ни один счастливый человек никогда не нарушал порядок на собрании, не проповедовал войну, не линчевал негра. Ни одна счастливая женщина никогда не придиралась к своему мужу или детям. Ни один счастливый мужчина никогда не убивал и не крал. Ни один счастливый начальник никогда не держал своих подчиненных в страхе». — Александр Нилл.
Это, к сожалению, не так. Счастливый человек — это одно, а человек добрый и порядочный — это другое. Тиран Сулла всю жизнь носил прозвище «Счастливчик», имел легкий характер и много друзей, всю жизнь считал себя самым счастливым человеком, но именно он изобрел проскрипции, списки врагов народа, и вошел в историю как один из самых жестоких правителей Древнего Рима.
Так живет Потребитель в варианте разумного эгоизма: «Если будет хорошо окружающим, лучше будет и мне! Поэтому, чтобы было хорошо мне, я готов заботиться об окружающих».
Человек, выбравший ориентиром внутреннюю гармонию, выбирает жизнь человека-организма
Если человек, ориентированный на служение, развивает то, что от него требуется, то человек, ориентированный на гармонию, развивает то, что делает его жизнь удобнее, и направление такого развития определяется в первую очередь потребностями организма этого человека.
«Хорошая жизнь с точки зрения моего опыта – это процесс движения по пути, которое выбирает человеческий организм, когда он внутренне свободен развиваться в любом направлении» — Карл Роджерс.
А чем определяются потребности организма? Возрастом человека и гормонами. Когда молодому человеку 16 лет, его организму хочется бегать, а не сидеть за уроками. Когда мужчине за сорок, ему хочется полежать на диване, а не бегать на стадионе. Гармонично живущий человек ищет возможности делать то, что хочется ему, то есть его организму, не напрягая при этом отношения с жизнью и окружающими.
Гармоничная личность никогда не будет стремиться к высшим достижениям
Высшие достижения сегодня невозможны без узкой специализации: если ты интересуешься всем, ты никогда не обгонишь тех, кто сконцентрировался на чем-то одном. Личность, ориентированная на успех, выбирает специализацию: да, такой человек разбирается не во всем, но в своем деле он профи. Гармоничная личность осваивает все понемножку, чтобы нигде не опростоволоситься и чтобы слабых мест у нее оказалось — по минимуму. Гармоничной личности нужны не высшие достижения в какой-то одной области, а достаточные достижения везде, где это будет полезно.
Есть физики, есть лирики: стать супер физиком, забив на все остальное, или быть «всего понемножку»? Гармоничной личности не нужно «супер», ее решение последнее: гармоничное сочетание всего, сочетание умственного и физического труда, знакомство и с искусством Древней Греции, и с искусством кулинарии.
Сколько будет себя развивать гармоничная личность, определяется ею, а не внешними нормами или требованиями. Обычная планка гармоничной личности — быть не хуже других. Если у всех есть дом и машина, а ты себе не можешь этого позволить, это мешает внутренней гармонии, особенно если с таким бедным не хотят встречаться нормальные девушки… С другой стороны, если ты стал самодостаточным, то для личного счастья последующее развитие, если только оно само из тебя не прет, становится уже не важным. Зачем? Достаточно быть здоровым.
Чтобы добиться не просто хороших, а именно лучших, высших достижений, обычно приходится работать не просто много, а очень много, приходится напрягаться, приходится иногда забывать об отдыхе, идти через боль и через «не хочу». Нужно ли это человеку, стремящемся к внутренней гармонии? Чаще всего — нет.
Что сделает мудрая девушка, если почувствует, что становится слишком умной для своего мужа? Если у нее нет в планах напрягать отношения, если она стремится к гармонии и ладу, она мудро сориентирует себя на дальнейшее развитие в области кулинарии и, возможно, перестанет оттачивать свой интеллект. Зачем?
Умные люди, стремящиеся к счастью, никогда не перетруждают себя. Если можно лежать под пальмой и питаться падающими бананами, то зачем вставать и куда-то зарабатывать деньги? Чтобы покупать на них бананы? Для свободно мыслящего человека необходимость трудиться — ограничивающее верование, и он освобождает себя от всего, что навязывает ему социум.
Кому верен человек, выбравший внутреннюю гармонию? — Самому себе
Гармонично развитая личность является идеалом развития для гуманистического, клиент-центрированного подхода, для приверженцев гештальт-терапии и сторонников свободного воспитания — в частности потому, что выбор гармонично развитой личности — это аутентичность, верность в первую очередь самой себе.
«…То, что касается ценностей гештальттерапии, в первую очередь (и в этом отличие от каких-то тренинговых систем), это достижение аутентичности. То есть одной из целей работы является как раз повышение аутентичности, соответствия человека самому себе. С тем, чтобы в тех случаях, когда нет смысла, не нужно бороться с собой, как-то жил в мире с собой и соответствовал себе. Дело в том, что наша система цивилизации, в основном, построена, понятное дело, на ретрофлексии и на наиболее сложном ретрофлексивном комплексе – нарциссизме. И нарциссизм, если коротко, определяется следующей мыслью, — (это из книги А. Лоуэна «Нарциссизм») отрицание истинного я. То есть, в действительности, я человек, который довольно быстро, оперативно, эмоционально реагирует на многие вещи. Например, в какой-то момент выясняю, что это не очень выгодно по той причине, что является неудобным для окружающих, по той причине, что не соответствует стандартному образцу, скажем, мужского поведения в обществе и выясняю, что мне выгоднее изображать из себя, например, флегматичного человека. И дальше, соответственно, я начинаю и вести себя таким образом. И вместо истинного я у меня возникает такая псевдоконструкция, которая не соответствует моей реальности, но тем не менее». — Д.Н. Хломов, «Парадоксы гештальттерапии»
Если человек живет не только для себя, возникает вопрос — а насколько не только для себя? Мамы знают: каждый ребенок стоит ей одного зуба, но тогда вопрос: сколькими зубами готова пожертвовать конкретная женщина ради своих детей? Мужчины знают: нужно защищать свой дом, свою семью и свою Родину. Но чтобы делать это эффективно, мужчина должен растить себя как мужчину и как воина, а это значит воспитывать свою волю, когда-то терпеть напряжение и боль, свое «хочу» уметь заменять на «надо», ограничивать себя, бороться с дурными привычками и воспитывать хорошие привычки, откладывать свою внутреннюю гармонию ради внешних достижений.
Хотя бы работать, чтобы обеспечить свою семью и себя. А если он любит свою семью и семья у него большая, то работать — очень много: столько, сколько надо семье и детям.
А если будет нужно, напомним, мужчина должен спокойно отдать свою жизнь за свою семью и Родину. Его организму это не близко, организму хочется жить, но если мужчина воспитан как мужчина, он делает не то что хочется, а то что должно. Может быть, полное равнодушие к внутренней гармонии и делает жизнь такого человека полностью внутренне гармоничной?
Критерий смысла твоей жизни — практика
Впрочем, всерьез разбираться, чем мотивируется человек: стремлением к внутренней гармонии или ценностями Служения — затруднительно, люди легко умеют обманывать не только окружающих, но и самих себя. Возможно, надежнее всего полагаться не на слова, а на дела: кому (или чему) ты служишь на практике? Себе, своей внутренней гармонии — или чему-то в жизни, что тебе дорого? Что получит жизнь от твоей личной жизни? Что ты оставляешь людям, проходя свой жизненный путь? Можешь ли ты дать людям — больше? Каков твой — Максимум жизни?
Контроль веса
Для развития в себе положительных качеств возможно выбрать какие угодно направления, но лучше «отобрать» такие, которые делают вас менее счастливыми, ведь именно в этих сферах вы менее соответствуете идеальному. Возьмем такой банальный пример, как чрезмерная масса тела, которая создает огромное количество комплексов. Если подобное вас волнует, следует попросту начать работать в данном направлении.
Тем не менее следует учитывать отсутствие такого параметра, как точно определенный идеальный вес человека, обязательный для всех. Данная характеристика для каждого индивидуальна и иногда определяется природными параметрами.
Таким образом, нетрудно понять, сколь важным является разумное отношение к собственным стремлениям, так как идеальным вас сделает не подражание каким-либо внешним общепринятым шаблонам, а следование истинному и имманентно присущему каждому отдельному образу идеального человека, то есть вашему надуманному образу, который воплощает счастье.
ЖИЗНEHНЫЕ ИДЕАЛЫ
Перейдем теперь к способам описания отчужденного морального сознания. Не представляет большого труда обнаружить, сколь мало его мировоззренческие формы в нашем обществе схожи с продуктами теоретического мировоззрения, научно организованного познания социальной действительности. Они лишены — и это в порядке вещей — четко продуманных оснований, зато недостаточная иригнанность составляющих эти формы частей и шаткость используемых понятий дают о себе знать при первом же с ними ознакомлении. Возможно, тот, кто попытается предпринять исследовательскую операцию по изучению данных форм, отыщет в них некое центральное ядро, интегрированную структуру, сливающую убеждения со стереотипами мироощущений, социальные верования с «логикой чувств». Пока же приходится ограничиваться предположениями, доверяясь дисциплинированному воображению, и поэтому затруднительно предложить читателю полученные на основе строго выверенных методик факты тайна мировоззрений, увы, все еще не разгадана.
Но, продвигаясь в направлении к рассекречиванию этой тайны, рискнем утверждать, что основное содержание практического мировоззрения людей результируется в их жизненных идеалах (возможны и другие обозначающие выражения). Такие идеалы складываются на основе обобщения людьми не каких-то обособленных, фрагментарных сторон их жизнедеятельности, а всего их индивидуального и группового опыта. Это «отзвуки» всей социальной практики, «слепки» с повседневных отношений людей. С некоторой приблизительностью они выражают их коренные потребности и интересы. Как и положено идеалам, они предписывают лишь «образ личности», но не «образ ее действий», указывают, не как следует поступать этой личности в тех или иных конкретных ситуациях, а какой ей надлежит быть в данную эпоху. Жизненные идеалы содержат стержневую направленность всех ценностных ориентации личности, генеральные цели, шире — они дают обоснование стратегической программы жизнедеятельности (стратегему), модели возвышенного и низменного, должного и запретного. Эти идеалы оснащают ориентирами нравственные искания личности, позволяют справляться с такими предельными (терминальными) характеристиками человеческого бытия, как смысл жизни, призвание, смерть и бессмертие, страдание, искупление и т. п.
Более конкретное ознакомление с жизненными идеалами отчужденного сознания обязывает присоединить к их определению еще одно прилагательное — «традиционные». Если американскому социологу А. Тофлеру чудился «шок от столкновения с будущим» (футурошок от вхождения в постиндустриальную цивилизацию), то нас поражает «шок от столкновения с прошлым» (перфектошок). Можно утверждать, что на широкой основе воспроизводятся типы мировоззрений и мировосприятий, сложившихся и отшлифованных не столько в сравнительно краткой для нашей страны истории капиталистического развития, сколько в долгой истории «традиционных обществ». Их феноменологические лики представлены пестрым спектром давно известных в истории культуры идеалов — гедонизма, квиетизма, стоицизма, анархизма, аскетизма и др. Разумеется, ни в коем случае нельзя говорить о буквальном совпадении древних и нынешних идеалов прегрешения модернизации непростительны. Однако в содержании многих современных мировоззренческих форм существуют отнюдь не случайные и поверхностные аналогии, а внутреннее единство, преемственное родство с хорошо знакомыми еще с древности типами идеалов личности. Родство не в обозначающих словах, а в самой сущности восстанавливаемой традиции.
Подобное восстановление происходит отчасти стихийно. Продленное бытие давних идеалов объясняется прежде всего известной общностью в содержании жизнедеятельности людей на разных этапах существования общества, базисными и надстроечными обломками прошлого, а не только инерциальной силой идеалов как таковых. Но вместе с тем воспроизводство идеалов нельзя полностью объяснить стихийными факторами. Силы, которые оказались заинтересованными в повторном отчуждении, были готовы прибегнуть и к использованию традиционных идеалов. Публично эти духовные традиции могут бичеваться в качестве «пережитков», на которые при случае даже удобно возложить значительную часть бремени ответственности за несовершенства идеологически прославляемой системы власти. Но настроения и поведение, стимулируемые данными идеалами, оказываются подозрительно удачно пригнанными к современным порядкам, утверждаемым этой системой. Они могут проникать в официально исповедуемые идеалы.
да так, что соучаствуют в их едва заметном преобразовании в желаемом направлении. Привлекают они простотой, самодостаточностью, возможностью предлагать с их помощью более или менее приемлемые ответы на любые самые замысловатые вопросы со стороны потребителя идеалов. Не на них, конечно, делается основная ставка, но и их совращающей возможностью не пренебрегают. Пробуждая в исторической памяти людей старые порядки, они служат дополнительным фактором подтверждения законности новых порядков, показателем их устойчивости в противовес подвижности и конфликтности, экзистенциональности и проблемности современных идеалов. Несмотря на свой почтенный возраст, они привлекают ореолом апробированности, иллюзией, будто прокламируемые ими жизненные принципы, погасив все неудачи проб и ошибок, уже стали неподвластными течению времени, духу перемен. Кажется, что они, выключившись из графика исторического процесса и неизбежной смены мировоззрений, вытекают чуть ли не из «природы» человека, естественным образом связаны с его высшими потребностями, запечатлевают в многократно снятой форме оптимальные способы вхождения индивида в цивилизованный социум, дают образцы взаимоотношений с ним. Тем более что данные идеалы и в самом деле не привязаны жестко к исторически сменяющимся обстоятельствам, прямо не выводятся из наличных форм социальных отношений, способны сравнительно легко перекочевывать из эпохи в эпоху.
Чтобы обрести путеводную нить при разборе многообразных проявлений морального отчуждения и в традиционных идеалах, необходимо выбрать какое-то упорядочивающее начало. Представим себе некую осевую линию отношения человека к предметному миру вещей, к формам потребительской деятельности, которые затрагивают различные социальные ценности, охватывают широкий диапазон общения, а не только одни вещи. Позиции, помещенные над этой условной осевой линией, обозначим как выражение отклонений от идеалов, ценностей и норм социалистической морали в сторону установок на потребительство, а позиции, располагаемые под данной линией, так же условно назовем антипотребительскими. Можно применить и другую, близкую предложенной, систему обозначений, скажем, назвав первую группу конформистскими идеалами «довольного сознания», а вторую группу — антиконформистскими идеалами «несчастного сознания».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.