Понятие развитие. Основные свойства, принципы и закономерности развития

  • KtoNaNovenkogo
  • ЧАстые ВОпросы
  • Вы здесь

26 ноября 2019

  1. Определение — что это такое
  2. Характеристика процесса развития
  3. Как развивается человек

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Абсолютно все в нашем мире подвержено изменению. Если оно происходит в положительном направлении, то принято говорить о прогрессе. Негативное изменение предполагает регресс (это как?).

В первом случае речь идет о развитии – совершенствовании какого-либо явления или состояния. В чем суть развития, каковы его признаки и роль в природе, читайте ниже.

Определение — что это такое

Существует много трактовок слова «развитие». Перечислять их все не имеет смысла, так как они схожи по своему смысловому наполнению, поэтому попробую резюмировать.

Развитие – это необратимый, закономерный процесс изменения системы или ее элементов. Источник изменения всегда лежит внутри объекта, а его результатом является качественно новое состояние меняющегося объекта: возникновение новых внутренних связей или трансформация старых.

В любом случае то, что изменилось, никогда не будет соответствовать прежней форме.

Развитие – это всегда переход от одного состояния к другому, от простого к более сложному, от старого к новизне.

В философской концепции развитие представляет собой явление в виде бесконечного движения по спирали, каждый виток которой есть более совершенный уровень существования материи и сознания.

Также говоря о скорости развития, философы выделяли эволюцию (что это?) и революцию (что это?). Первое понятие предполагает медленное, количественное изменение. Второе, наоборот – резкое, кардинальное, качественное. Пример для первого случая – превращение обезьяны в человека или младенца в старика, для второго – ураган или шторм.

Коротко о том, что такое развитие и каковы его этапы покажем на простых примерах:

  1. усложнение системы (например, развивается навык рисования у ребенка как новое умение);
  2. рост адаптации к внешней среде (как пример, занятия спортом делают организм выносливей и здоровей);
  3. рост масштаба самого явления (например, моросящий дождь превратился в бурю).

Развитие личности и саморазвитие.

Рождаясь, человек подобен чистому листу бумаги. Безусловно, на начальных этапах жизни необходимо вмешательство взрослых, которые инициируют развитие личности человека. Но эта помощь таит в себе и «подводные камни». Дело в том, что призвание порой заключается совершенно не в том пути, который навязывает общество.

Семья, школа, университет не всегда дают те знания и навыки, которые действительно необходимы конкретному человеку. Что делать в таком случае? Взрослея, личность ощущает эти несоответствия и пытается компенсировать недостающий опыт методом самообразования и самовоспитания.

Например, потомственный ювелир, осознав, что драгоценные металлы или камни не его призвание, ищет более подходящие пути развития. Он перечитывает десятки книг, смотрит сотни тематических передач и, наконец, понимает, что ему хочется стать художником. Поскольку семья ему в этом не помощник, он занимается саморазвитием, постепенно становясь живописцем.

Характеристика процесса развития

Процесс имеет свои характеристики. Рассмотрим их на примере взрослеющего индивида (кто это такой?):

  1. качественное изменение – предполагает преобразование, переход от одного состояния в другое. Например, когда-то вы были мальчиком, а стали мужчиной;
  2. количественное изменение в процессе развития – увеличение того, что было прежде: размер вашей ноги до определенного возраста растет вместе с организмом;
  3. необратимость – вы уже никогда не станете ребенком;
  4. направленность процесса – в процессе взросления гормональный фон становится более сложным, наступает половое созревание, в организме запускается все больше физиологических процессов;
  5. время – любое развитие длится определенный срок. Каждый индивид затрачивает индивидуальный временной период на формирование тех или иных способностей (кто-то начинает говорить в 12 месяцев, другие – после 2 лет);
  6. экзогенное развитие – это то, что заметно внешне, но является ложным. Например, поведение, которое копируется в силу определенных обстоятельств (так правильно, а не потому, что я так хочу), не является отражением вашего истинного внутреннего состояния;
  7. эндогенное – внутреннее, истинное развитие. Ребенок выучил буквы и поэтому умеет читать;
  8. специфика объекта – индивидуальные качества человека, помогающие или, наоборот, тормозящие изменения. Например, умственно отсталый индивид явно не сможет преуспеть в обществе, занять высокое положение, совершить открытие и т.д.

Этапы развития человека.

Имеют место биологический и социальный аспект. В первом случае, речь идет о развитии человека, как живого организма с прохождением всех этапов от зачатия, рождения, жизни и до смерти. Второй случай подразумевает социализацию личности. Кроме того, человек склонен заниматься саморазвитием, выбирая то направление, которое ему действительно интересно. Рассмотрим все случаи детально.

Психофизиологическое развитие человека.

В процессе своего развития человек проходит ряд закономерных этапов (физиологических и психологических):

  • Внутриутробный период – появление всех систем и органов;
  • Младенческий возраст – от рождения до 1 года жизни;
  • Ранее детство – от года и до трех лет;
  • Дошкольный период – в среднем до 7 лет;
  • Младший школьный возраст – от 7 до 12 лет;
  • Подростковый период – до 15 лет;
  • Юность – до 19 лет;
  • Молодость – охватывает период от 19 до 35 лет;
  • Взрослость (зрелость) – 35-60 лет;
  • Старость – от 60 лет.

Если внутриутробное развитие человека – сфера эмбриологии, то дальнейшая жизнь внимательно изучается психологами и физиологами. Так большой вклад в понимание формирования личности в различные периоды развития человека внесли психологи: Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский, Эрик Хомбургер Эриксон, Данил Борисович Эльконин, Алексей Николаевич Леонтьев.

По представлениям психоанализа, сформированным Зигмундом Фрейдом, в своем формировании человек зависит от зон, вызывающих наибольшее удовольствие в конкретный период жизни. Согласно этим взглядам, существуют такие стадии развития человека:

  • Оральная – от рождения и до полутора лет, когда рот выступает основным способом удовлетворения органических потребностей;
  • Анальная – период от 1,5 до 3,5 лет, когда ребенок учится контролировать процесс испражнения;
  • Фаллическая – возраст от 3,5 до 6 лет, когда происходит идентификация половой принадлежности;
  • Латентная – период от 6 до 12 лет, проявляющийся в снижении половой активности;
  • Генитальная – переходный возраст, который выражается в формировании зрелых сексуальных отношений.

Поскольку человек – явление биосоциальное, то психология развития не может основываться только на физиологических особенностях индивидуума. Важную роль в формировании человека играет и становление его личности.

Этапы развития личности.

Совершенствование духовной сферы человека, его стремления к самопознанию и выбору своего призвания, можно сопоставить с Пирамидой потребностей Абрахама Маслоу. По этому подходу, развитие человека, как личности, движется в следующем направлении:

  • Физиологические потребности – еда, питье, секс;
  • Потребность в безопасности – желание быть защищенным;
  • Потребность любви и дружбы – социализация;
  • Стремление к уважению – признание, одобрение, почитание;
  • Получение знаний – желание знать и понимать больше;
  • Эстетические потребности – ощущение красоты и гармонии;
  • Самоактуализация – высшая форма саморазвития.

В процессе своего развития человек стремится к духовному совершенству, но это становится возможным лишь при условии удовлетворения более низких потребностей. Бездомный вряд ли оценит подаренный билет в оперу. Человеку, убегающему от разъяренной толпы, не до прослушивания очередной умной аудиокниги. Подросток скорее выберет прогулку с повзрослевшей одноклассницей, чем профессиональный рост и саморазвитие. Каждый период развития подразумевает свою стратегию поведения и конечную цель.

Учитывая двойственную природу человека, его умение налаживать коммуникацию с другими представителями своего вида, уместно говорить о развитии группы людей, объединенных общими целями. В первую очередь, это трудовые коллективы различных частных и государственных компаний. Они также совершенствуются. Этапы развития организации рассмотрим в следующем разделе.

Пройти тест на характер человека

На каком сроке возможно возникновение замершей беременности?

Невынашивание беременности может быть диагностировано по различным причинам на любых сроках до третьего триместра. Самыми опасными моментами в формировании маленького человечка отмечаются 3-4, с 8 по 10 и с 16-18 недели.

Как проходит климакс у женщин — грядущие метаморфозы

В первые 14 недель гинекологи стараются больше уделять внимание женщинам в положении, из-за того что велика вероятность остановки развития зародыша внутри полости матки.

Маленький срок

Замиранию беременности подвержены практически все особы женского пола, но особо выделяют следующих представительниц, для которых следует усилить наблюдение развития плода:

  1. Будущие молодые мамы, которым исполнилось на момент зачатия больше 35 лет. Такие роженицы считаются старородящими. У них выявляется увеличенная предрасположенность к невынашиванию беременности.
  2. Если в анамнезе у пациента отмечается большое количество провоцируемых микроабортов на ранних сроках в прошедшие годы.
  3. При фиксировании внематочной беременности в предыдущий раз совершения оплодотворения.
  4. В случае обнаружения аномалии матки.

Если у женщины обнаруживаются один или несколько факторов, располагающих к возможной остановке развития эмбриона, то такая пациентка должна находиться на постоянном контроле у лечащего врача.

Кроме этого, в группе риска могут оказаться молодые девушки с первой беременностью. Последние не собираются вставать на учет на ранних сроках, оттягивая момент оповещения лечащего врача. Результатом может стать не только остановка развития, но и полное расщепление зародыша внутри матки.

Медикаментозное лечение и физиотерапия

В некоторых случаях окулисты рекомендуют детям принимать витаминные и минеральные комплексы, капли для глаз, препараты, которые расширяют сосуды глазного яблока. Покупать такие лекарства самостоятельно не следует. Это может ухудшить зрение ребенка. Препараты, назначенные врачом, нужно принимать так, как указано в инструкции. Эффективным методом лечения миопии являются физиотерапевтические процедуры. К ним относятся:

  • электрофорез;
  • магнитотерапия;
  • лазеростимуляция;
  • вакуумный массаж;
  • диадинамофорез.

Физиотерапия позволяет замедлить развитие близорукости. Детям процедуры проводят в стационаре поликлиники по назначению окулиста. Врачи считают физиотерапию эффективным и безопасным методом лечения слабой и средней степеней детской миопии.

Почему близорукость часто диагностируют у детей?

Близорукость — это нарушение рефракции, при котором человек не может четко рассмотреть удаленные предметы, но хорошо видит вблизи.

В этой статье

  • Почему близорукость часто диагностируют у детей?
  • С какими проблемами сталкивается ребенок при миопии?
  • Можно ли остановить близорукость у детей?
  • Коррекция близорукости с помощью очков или контактных линз
  • Медикаментозное лечение и физиотерапия
  • Как лечат близорукость у детей хирургическим путем?
  • Профилактика миопии у детей

Это происходит из-за смещения фокуса изображения. Оно «размещается» не на сетчатке глаза, а перед ней. Это нарушение зрения иногда бывает врожденным. Основные причины его возникновения:

  • генетический фактор;
  • болезни, перенесенные женщиной во время беременности;
  • родовые травмы.

Очень часто миопия развивается в школьном возрасте. Врачи связывают это с возрастанием зрительной нагрузки и активным ростом глазного яблока. У близоруких людей оно вытягивается и принимает овальную форму. Оптическая сила роговицы перестает соответствовать переднезадней оси глазного яблока. Из-за этого смещается фокус изображения. У детей близорукость часто диагностируют в возрасте 8-12 лет. Это связано с резким увеличением нагрузок на зрительный аппарат, которые возникают при начале обучения в школе. В подростком возрасте нарушение рефракции продолжает прогрессировать. К окончанию школы близорукими становятся почти треть учеников.

С какими проблемами сталкивается ребенок при миопии?

Симптомы близорукости доставляют ребенку немало проблем. Снижение зрения и невозможность четко рассмотреть удаленные предметы — это не единственные неудобства, с которыми сталкивается множество детей. Развитие миопии сопровождается частыми головными болями, неприятными ощущениями в глазах, трудностями с концентрацией внимания.


Если не начать корректировать близорукость своевременно, может нарушиться бинокулярное зрение. Ребенок утрачивает способность четко видеть обоими глазами. Следствием миопии часто является косоглазие и амблиопия — «ленивый глаз». Самыми серьезными осложнениями является отслойка и дистрофия сетчатки или стекловидного тела. Вопросы эстетики играют немаловажную роль при развитии близорукости. Ребенок вынужден носить очки, которые нередко становятся причинами насмешек. Контактные линзы удобнее в этом плане, но не все дети умеют с ними правильно обращаться и могут навредить своим зрительным органам, если не будут соблюдать правила ухода.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: