Псевдобульбарная разновидность дизартрии появляется у ребенка по причине пареза мускулатуры артикуляционного аппарата (щек, языка, гортани, губ). Чаще патология встречается у пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП). У взрослых заболевание провоцирует ишемическое повреждение мозговой ткани. Псевдобульбарная дизартрия у детей возникает после родовых травм, инфекций и других причин. Внешние проявления заболевания характеризуются нарушением глотания, сосания, изменением мимики, течением слюны и другими проявлениями. Терапия болезни направлена на устранение причины пареза мимических и артикуляционных мышц, а также восстановление речевой функции.
Описание заболевания
Псевдобульбарная дизартрия – это нарушение речевого аппарата, причиной которому является паралич, поражающий артикуляционные мышцы. Они постоянно находятся либо в гипотонусе – расслаблены, либо в гипертонусе – чрезмерно напряжены. Это происходит из-за разрыва пирамидного пути, поэтому влияние коры головного мозга на сегменты спинного мозга нарушается.
Нарушение связи речевого аппарата с ЦНС приводит к сбою работы мышц, отвечающих за воспроизведение звуков. Проблемы с речедвигательным анализатором возникают при двухстороннем поражении корково-ядерных путей, соединяющих ядра бульбарных нервных окончаний.
Говоря простым языком – это заболевание, при котором ребенок физически не может выговаривать отдельные звуки и даже слова, полноценно выражать свои эмоции. Обычно это проявляется следующим образом:
- быстрая или слишком медленная речь;
- неразборчивое произношение;
- недоговаривание окончаний слов;
- искаженное произнесение звуков либо замена их другими;
- неестественная малоподвижность мышц нижней части лица;
- приоткрытый рот
- непроизвольное вытекание слюны.
Развивается патология при общих поражениях ЦНС различной тяжести, к примеру, детском церебральном параличе. Изменения проявляются у малышей раннего возраста, главным образом, в расстройствах сосания, жевания, глотания, нарушениях дыхательной функции. Это зависит от формы заболевания.
Характерным дифференциальным признаком развития псевдобульбарной дизартрии является именно двухстороннее паралитическое поражение мышц языка, неба, гортани. Как результат, наблюдается ограничение движений, артикуляции и фонации.
В некоторых случаях, при двухстороннем парезе, степень поражения одной стороны органа может преобладать над другой. Иногда сохраняется целый ряд непроизвольных движений, тогда как произвольные просто выпадают.
Профилактика
Специфическая профилактика бульбарных расстройств в настоящее время не разработана. Подобные патологии обычно развиваются на фоне других неврологических заболеваний. Врачи советуют соблюдать следующие рекомендации:
- Своевременно и до конца излечивать травмы головы и инфекции головного мозга.
- Следить за своим кровяным давлением и уровнем холестерина. Гипертония и атеросклероз являются довольно частыми причинами ишемии бульбарных нервов.
- Регулярно посещать врача-невропатолога и при необходимости делать МРТ головы.
- При затруднении произнесения звуков и глотания немедленно обращаться за медицинской помощью.
- Всем пациентам, перенесшим инсульт и другие неврологические патологии, следует оставаться некоторое время под диспансерным наблюдением.
Эти меры помогут снизить риск появления бульбарных нарушений.
Причины развития
Как правило, псевдобульбарная (или стертая) дизартрия развивается при органических поражениях мозга ребенка. Произойти они могут в период внутриутробного развития плода, во время родов или же в раннем детстве.
Основные причины:
- Перинатальные патологии. К ним относят внутриутробные инфекции, гипоксию плода, а также асфиксию новорожденного. Тяжелые роды могут спровоцировать длительное кислородное голодание мозга, вследствие которого погибают нервные клетки. Потребуется довольно длительный период времени, чтобы сформировать все необходимые навыки и умения. Недоношенные дети имеют намного больше предпосылок к развитию псевдобульбарной дизартрии, чем младенцы, родившиеся в срок.
- Родовая травма. В большинстве случаев она ведет к повреждению головного мозга в целом или его отдельных структур. В их числе могут оказаться нервные окончания, провоцирующие развитие дизартрии.
- Недоношенная беременность или преждевременные роды.
- Резус-конфликт матери и ребенка.
- Гидроцефалия, запущенная стадия отита среднего уха.
- Черепно-мозговые травмы. Они могут стать причиной развития псевдобульбарной дизартрии не только у детей, но и взрослых людей.
- Перенесенные нейроинфекции, такие как энцефалиты, менингиты. Эти заболевания вызывают необратимые изменения нейронных связей и импульсов и также не зависят от возраста пациента.
- Наследственный фактор. Поскольку тип нервной системы передается по наследству, то вероятность развития дизартрии намного выше у тех людей, чьи родители тоже страдали этим недугом.
Больше половины случаев псевдобульбарной дизартрии фиксируется у детей с детским церебральным параличом. Оба эти заболевания имеют схожие причины возникновения.
Диагностика
В начале заболевания пациент замечает, что ему стало трудно говорить и глотать. Однако только специалист может точно диагностировать бульбарную дизартрию. К какому врачу обращаться при расстройствах речи? В большинстве случаев нарушения артикуляции связаны с патологическими процессами в ЦНС или периферических нервах. Диагностикой и лечением таких заболеваний занимается невролог. При этом дополнительно требуется консультация логопеда.
Очень важно дифференцировать бульбарную дизартрию от других видов нарушений речи. С этой целью назначают следующие диагностические обследования:
- Осмотр врача-невролога. У пациента отмечается значительное снижение небных и глоточных рефлексов, складчатость и атрофия языка, обвисание занавески неба.
- Консультация логопеда. Специалист определяет четкость, ритмику и громкость речи.
- МРТ или КТ головы. Это исследование позволяет определить причину дизартрии. Для выявления мозговых опухолей, нейродегенеративных патологий, последствий инсульта и травм чаще используют МРТ. При диагностике кист и гематом мозга более информативно КТ-обследование.
- УЗДГ или дуплексное сканирование. Эти исследования позволяют оценить кровообращение в области продолговатого мозга и бульбарных нервов.
- Биопсию. На микроскопическое исследование берут мозговые ткани. Их получают в ходе операции или эндоскопического обследования. Этот анализ позволяет определить характер опухоли или наличие дегенеративных изменений.
В редких случаях назначают спинномозговую пункцию. Это исследование необходимо при подозрении на инфекции головного мозга. Серологический анализ ликвора позволяет выявить наличие болезнетворных микроорганизмов
Симптомы расстройства
Признаками псевдобульбарной дизартрии принято считать совокупность нескольких проявлений заболевания. Для этого вида неврологического расстройства характерны нарушения произносительной стороны речи – она сбивчивая, непонятная и ускоренная. Причиной этому является паралич или парез нервных пар, отвечающих за данную деятельность.
Чувствительность отдельных групп лицевых мышц утрачивается из-за поражения следующих пар нервов:
- 5-ая – лицевой. Контролирует мимическую мускулатуру;
- 7-ая – тройничный. Его спектр действия распространяется на большую часть лицевых мышц;
- 9-ая – языкоглоточный. Отвечает за работу корня и спинки языка, глотки, гортани, мягкого неба;
- 10-ая – блуждающий. Его функция – регуляция речевого аппарата, дыхательной системы и диафрагмы;
- 11-ая – добавочный. Сфера действия – шея, мышцы плечевого пояса;
- 12-ая – подъязычный. Контроль над слюноотделением, работой нижней челюсти, подъязычной связкой и кончиком языка.
Как у взрослых, так и у детей, дифференциальным и главным признаком стертой дизартрии является нарушение речи. Независимо от стадии заболевания, мимика у больного нарушается. Дополнительно может присутствовать целый ряд сопутствующих симптомов:
- отсутствие плавных движений в мимической и общей моторике;
- тремор языка или рта в целом;
- гиперсоливация;
- псевдоскандированность;
- отклонение языка в одну сторону;
- гнусавость;
- спазмы голосовых связок;
- гипертонус задней стенки глотки;
- нарушения глотательного, сосательного рефлекса;
- общая замедленность движений и темпа речи
В каждом отдельном случае симптоматика имеет свое индивидуальное направление, которое, в свою очередь, зависит от ряда причин. К ним относятся темперамент ребенка, окружающая обстановка и наследственность.
Разновидности и их проявления
Помимо того, что дизартрий существует несколько видов, псевдобульбарная дизартрия, в свою очередь, встречается в таких формах:
1. Паретическая. Для нее характерна гипотония речевой и общей скелетной мускулатуры. Возрастание тонуса может наблюдаться при произвольных движениях. Паретические изменения распространяются на мягкое небо, губные и язычные мышцы. Смена позы тела вызывает затруднения и существенно замедлена. Движения артикуляционного аппарата не синхронны с дыханием. Часто присутствует обильное слюнотечение или синкинезия. Если голос громкий, то он быстро идет на спад, становится слабый, монотонный, с носовым оттенком. Произношение звуков смазанное, нечеткое. Сосательный и жевательный рефлексы чаще всего нарушены, но не до критических показателей.
2. Спастическая. Ее характеризуют гиперкинезия мышц гортани и губ, спазматический парез языка, нарушенный тонус мягкого неба. Речь монотонная, назализованная. Удержание и смена артикуляционной позы вызывает затруднения, часто присутствует беззвучная артикуляция. Речевая мускулатура находится в постоянном напряжении, ее приводят в действие спазмы губных и языковых мышц. Сосание и глотание вызывает определенные проблемы, дыхание неритмичное и слабо выраженное. Выдох короткий, а речь может быть на вдохе. Во время спазматических проявлений ребенок не может поддерживать темп разговора, поэтому намеренно употребляет короткие фразы или отдельные слова. Смысл речи сохраняется, но разборчивость довольно низкая и зависит от голосовых данных.
3. Смешанная. Наиболее распространенная форма псевдобульбарной дизартрии. Сложность заболевания состоит в том, что соседние группы мышц пребывают в различной степени напряжения. К примеру, щеки и губы находятся в повышенном тонусе, а мускулатура языка недостаточно напряжена.
4. Самая тяжелая форма – анартрия, для которой характерны глубокие поражения мышц и полное отсутствие произвольной моторики и в речевом, и артикуляционном аппарате. Лицо страдающего этой формой заболевания ребенка напоминает маску с постоянно открытым ртом. Язык лежит, не двигаясь, на дне ротовой полости, резко ограниченны движения губ. Жевание и глотание затруднены. Вразумительной речи нет вообще, иногда малыш выговаривает отдельные звуки. При псевдобульбарной дизартрии наблюдаются такие проявления, как снижение мышечной функциональности языка, гиперсаливация, поперхивание. Эти дифференциальные признаки заболевания можно заметить уже в первый год жизни ребенка. Со временем к ним присоединяются и другие симптомы. В речевой деятельности страдает произношение сонорных, свистящих и шипящих звуков. Эти проявления характерны для всех форм болезни.
Особенности
Наиболее распространенной является стретая дизартрия средней степени тяжести. Однако и она же лучше других ее видов поддается коррекции.
Ребенок, пребывающий в этой стадии дизартрии, не может воспроизводить такие, казалось бы, простые действия, как:
- надувание щек;
- растягивание губ;
- поворот кончика языка в стороны или вверх;
- плотное смыкание губ и удержание этого положения.
Произнося слова, ребенок непроизвольно заменяет звонкие согласные звуки глухими. Из-за этого речь получается невнятной и смазанной. Нарушение работы мышц речевого пояса добавляет к произношению характерный хлюпающий звук.
Со временем ребенок начинает стесняться своей дикции, видя, что окружающие его не понимают и постоянно пытаются его поправлять. В итоге он самоизолируется, становится замкнутым, максимально ограничивает свои контакты со сверстниками и взрослыми.
При псевдобульбарной дизартрии довольно часто наблюдаются нарушения общей моторики, особенно страдает дифференцированная мелкая моторика рук.
Психолого-педагогическая характеристика
При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:
- Запаздывание развития мелкой моторики
- Неуклюжесть
- Ограниченная или нескоординированная подвижность
- Тремор конечностей
- Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией связана с тем, что малышам трудно выполнять простые задания, необходимые для школы (писать, рисовать, делать апликации). Могут возникать сложности в общении со сверстниками. Неудобные вопросы и подшучивание одноклассников, сочувственные взгляды учителей – это будет создавать ощущение потерянности, замкнутости.
Методы лечения
Поскольку стертая дизартрия – проблема неврологическая, то, соответственно, понадобится помощь невролога. Хотя логопед тоже принимает активное участие в процессе лечения. Проводятся неврологические тесты, результаты прохождения которых дают основания для дальнейших исследований анамнеза.
Для точной диагностики заболевания понадобится пройти следующие обследования:
- МРТ либо эхо-исследование головного мозга;
- электронейрографию;
- электромиографию;
- электроэнцефалографию;
- трансканальную магнитную стимуляцию.
Магнитно-резонансная томография головного мозга дает возможность выявить повреждения его структуры, наличие новообразований или воспалительного процесса. Остальные исследования помогают определить степень поражения для подбора правильного и самого результативного метода лечения.
Правильно подобранная индивидуальная терапия позволяет добиться положительной динамики развития заболевания.
Способ лечения псевдобульбарной дизартрии определяет врач-невролог или психоневролог совместно с логопедом. В зависимости от разновидности и стадии заболевания практикуется использование следующих методик:
- коррекция с помощью логопедических приемов;
- медикаментозная терапия;
- курс сеансов массажа;
- ЛФК;
- дыхательные упражнения.
Проявления дизартрии, даже если не исчезают полностью, то становятся контролируемыми и практически не заметными. Действие фармакологических препаратов направлено на облегчение симптомов и общего состояния больного.
Выявление дизартрии
Дизартрия с нормальным психофизическим развитием у ребенка проявляется в виде следующих симптомов:
- Невнятная, однотонная и неразборчивая речь;
- Повышенное слюноотделение;
- Расслабленность губ и языка;
- Искажение звуков;
- «Носовая» речь;
- Тихий голос.
Поскольку данные признаки очень похожи на другие речевые дефекты, диагностировать дизартрию нужно на специальном оборудовании. Первичную информацию можно получить от невропатолога, который проводит тесты, а также изучает историю беременности и дальнейшего развития детей. Более точные результаты становятся доступны после прохождения МРТ. Кроме того, врач может назначить электромиографию, нейросонографию и другие методы исследований. Помимо невропатолога, ребенка нужно обязательно показать специалисту.
Прогноз
Дети с проблемами дикции всегда были и есть поводом для насмешек среди сверстников. Поэтому, чтобы не усложнять жизнь своему чаду и себе, следует как можно раньше определить причину нарушений речевого аппарата. По мере умственного и физического развития у малыша формируется манера общения. Если взрослые члены семьи его понимают, не делают замечаний и не обращаются за помощью к специалисту, то ребенок уверен, что правильно выговаривает звуки, хотя на самом деле это не так.
Выявленная в раннем возрасте псевдобульбарная дизартрия позволяет правильно разработать методику лечения и не допустить прогрессирования болезни. Шанс на выздоровление имеют все дети, учитывая наличие современных интерактивных методов лечения.
Занятия с логопедом проходят в виде увлекательной игры. Ребенок сам не замечает, когда начинает выговаривать ту или иную букву или их сочетания.
Однако положительная динамика наблюдается не всегда. При тяжелых формах ДЦП терапия не дает желаемого эффекта.
В целом, прогноз по данному заболеванию не очень оптимистичный. Полностью восстановить чувствительность нервных окончаний практически невозможно. Пациентам с псевдобульбарной дизартрией нужно просто научиться жить со своей болезнью.
Виды дизартрии
Различают несколько степеней дизартрии:
- 1 степень (наиболее легкая форма). Родителям и окружающим, как правило, патология незаметна, и выявляется только на приеме у специалиста. Даже если родители что-то и заподозрят, они надеются, что эти временные недостатки речи вскоре пройдут. Во многих случаях так и происходит, однако если ситуация не улучшается, ребенка нужно показать специалисту.
- 2 степень. Речь ребенка понимают все, но речевые дефекты при этом сильно заметны.
- 3 степень. Речь ребенка понимают только родители и другие родственники, которые постоянно с ним общаются. Окружающие понимают ребенка с большим трудом.
- 4 степень. Речь ребенка непонятна или воспринимается с трудом близкими людьми.
3 и 4 степени довольно очевидны, чтобы с этой проблемой отвести ребенка к специалисту. А вот легкие формы дизартрии зачастую остаются без внимания родителей, особенно если по всем остальным показателям ребенок полностью здоров. Между тем, корректировать лучше на ранней стадии, так как в противном случае оно начнет прогрессировать.