Интериоризации — это… Понятие, примеры и психологический механизм интериоризации

Интериоризация в психологии – это процесс становления психики человека в результате последовательного усвоения внешней деятельности и общественного опыта, с последующим развитием и преобразованием собственной нервной системы.

Сам термин «интериоризация» впервые был озвучен процессором Дюркгеймом, пришел из французской социологический школы и в первоначальном виде был тесно связан с социализацией.

Благодаря работам И.С. Выготского теория преобразования внешней деятельности получила принципиально новое значения, а благодаря исследованию П.Я. Гальперина трансформировалась в ряд отдельных стадий, ведущих к непосредственному преобразованию высших функций человеческой психики.

Во время интериоризации, под влиянием внешней общественной деятельности происходит становление и развитие устойчивой внутренней психологической структуры индивида, во время которой:

  • появляется, а затем расширяется человеческое мышление;
  • растет и развивается психика ребенка (с момента рождения и до полного созревания его как личности);
  • формируется жизненный опыт индивида;
  • происходит вхождение ребенка в социальную среду.

Определение

Интериоризация в психологии – это поэтапное формирование собственных психологических функций маленького человека, происходящее при внешнем воздействии и познании мира, с последующим приобретением собственного, отвечающего за созревание личности, жизненного опыта.

В переводе с латыни «interior» (внутренний) обозначается переход от внешнего к внутреннему, а также преобразование внешнего воздействия (деятельности) во внутренние мысленные операции.

Переработка внешней информации формирует опыт индивида, позволяя впоследствии осуществлять умственную деятельность без участия предметов.

По мнению изучавших концепцию психологов, любые функции психики вначале складываются вне организма человека, а затем, при помощи интериоризации «вживляются» в человеческое сознание.

В процессе переноса внешнего вовнутрь происходит и становление речи, проходящее в своем развитии 3 этапа:

  • голосовое воздействие на ребенка из вне;
  • перенимание навыков и собственные попытки малыша воспроизвести речь;
  • способность ребенка воздействовать на себя словами самостоятельно

В педагогике

Педагогика определяет «интериоризацию» как поэтапное формирование у ребенка способности обращаться с символами. Под внешним воздействием (родителей и педагогов) ребенок начинает учиться обращаться с символами, а затем постепенно преобразует полученные навыки в собственный символический процесс.

Интериоризация в педагогике – это важный этап становления личности ученика, во время которого происходит не только усвоение знаний, но и преобразуются личностные характеристики человека. Успех педагогической интериоризации в большей степени зависит от способностей самих педагогов, воздействующий не только на воспитание ребенка, но помогающих за счет переносе внешних данных:

  • развить личность, обладающую оптимально интегрированной внутренней динамической структурой;
  • сформировать устойчивую мотивационную основу;
  • усвоить нормы морали и этики, принятые в человеческом обществе.

В философии

Философия считает «интериоризацию» практической возможностью познания мира и бытия. По мнению Д.В. Пивоварова познание предмета это совмещение теоретических знаний о нем с практической деятельностью, являющейся единственной возможностью осмыслить бытие.

В социологии

Интериоризация личности происходит в социуме, отвечающем за становление человека, усвоение норм, правил поведения и культурного наследия. Социум позволяет личности развиваться, а процесс интериоризации помогает человеку адаптироваться среди окружающих его людей.

По мнению Выгодского социальная интериоризация человека проходит в 3 этапа:

  • индивидуализацию, во время которой происходит постепенное усвоение ребенка принятых норм и повторение действий;
  • интимизацию, сопровождающейся осознанием малышом собственного «Я»;
  • кристаллизацию личности, на которой возникает экстериоризация, сопровождающаяся отдачей человеком ранее переработанных навыков и знаний.

Интериоризация это в психологии

В психологии интериоризация — это трансформация структуры предметной деятельности во внутреннюю структуру личности. Преобразование интерпсихологических отношений в интрапсихологические. То есть межличностные отношения переходят в отношения самого себя с собой.

Понятие интериоризации применялось также П. Гальпериным в формировании умственных действий.

Интериоризация в психологии это процесс понимания внутренней природы определяющего действия, как производной от практической деятельности.

При интериоризации очень меняется деятельность, особенно ее операционная часть.

Социальная интериоризация выражается в процессе общения, когда психические процессы модифицируются под ее влиянием, поскольку общение в «латентном» виде содержится в этих процессах. Структура психических функций имеет сходство с процессом общения. Это происходит потому, что формирование психических функций происходит в раннем онтогенезе во время интериоризации процесса коммуникации.

В процессе интериоризации в психике человека формируются глубинные, устойчивые и синхронические структуры. Это своего рода социальные механизмы, которые определяют характер «вышележащих» психических процессов (эмоциональных, когнитивных). Поэтому выходит, что интериоризация является социальным механизмом психики.

Интериоризация и восприятие личности, переход на внутренний план гуманистических ценностей, формирование собственной ценностной ориентации невозможно в осуществлении только на сознательном уровне. Активную роль играют в этом процессе эмоции. Эмоциональная сторона данного процесса была исследована и подтверждена многочисленными исследованиями, в которых выражается то, что социальные ценности могут восприниматься не только сознанием, интеллектуальным мышлением, но еще чувствами и эмоциональностью. Даже если взять понимание общественного значения, то оно непросто как бы сопровождается, а окрашивается чувственностью. Участие чувств может определить реальность принятия такого значения самой личностью, а не его пониманием в общем. Таким образом в процессе интериоризации общечеловеческих ценностей требуется учитывать диалектическое единство социального и индивидуального, когнитивного и чувственного, интеллектуального и эмоционального, рационального и практического. Такая цельность говорит о достаточно высоком уровне развития ценностной направленности личности. Это в свою очередь позволяет избирательно относиться к явлениям, окружающим предметам, событиям, адекватно их воспринимать и давать оценку, устанавливать как субъективную, так и объективную ценность, ориентироваться одинаково в духовной и материальной культуре.

Интериоризация в равной степени без преимущественного отношения к какому-то психическому процессу (памяти, восприятию) определяет социальные формы всех процессов.

Интериоризация имеет результаты, относящиеся к восприятию социокультурной информации (они проявляются особенно наглядно), все то, что человеком воспринимается (в широком и узком смысле этого понятия), оно принимается в социальных формах. В результате формируется ряд стойких социальных психических структур, которые формируют сознание. Также результатом есть формирование на основе сознательно определенных подробно описанных, внутренних действий.

За результатами интериоризации наблюдается особенность структур психических процессов, которая отличается от структуры таких же процессов животных. Предпосылкой для процесса интериоризации есть неосознанный внутренний план, который в процессе качественно меняется, поскольку формируется план сознания. С одной стороны интериоризация происходит в процессе общения, с другой стороны происходит во время перевода действия из внешнего плана на плоскость внутреннего, умственного.

Данный процесс имеет тесную связь с общением. Во время поэтапного формирования умственных действий в рамках общения между теми, кто формирует и теми, у кого формируют, интериоризация имеет важное место в данном формировании.

Исключительно в процессе общения усваиваются интериоризированные знаки. Но онтогенез все равно определяет структуру, в этой структуре отражается их происхождение. Ситуация, которая имеет интериоризующуюся структуру, есть общением, и ее структура имеет в себе свернутое общение под названием диалогизм.

Диалог, который является скрытым механизмом психических функций, имеет большое значение. Скрытый диалог или общение рассматриваются, как компоненты в глубинной интериоризированой структуре психики. Функция означивания несет в себе отношения по типу субъект-субъект, то есть имеет диалогическую структуру.

Интериоризация сопряжена с экстериоризацией, противоположным к ней понятию. Экстериоризация происходит от французского «exteriorisation», что значит проявление и латинского «exterior», что в переводе значит внешний, наружный. Экстериоризация – это процесс, в котором внутренние умственные действия переходят в наружные развернутые предметно-чувственные действия.

Интериоризация и экстериоризация в психологии развития играют важную роль. Чтобы выработать у ребенка определенное умственное действие, например сложение, его нужно первоначально показать ребенку, как внешнее действие, то есть экстериоризовать его. Уже в такой экстериоризованной развернутой форме внешнего действия оно и формируется. Только потом в процессе его постепенного преобразования создается обобщение специфического сокращения звеньев, изменение уровней, на которых оно выполняется, осуществляется его интериоризация, то есть его трансформация во внутреннее действие, которое уже полностью протекает в уме ребенка.

Интериоризация и экстериоризация в психологии, в деятельностном подходе являются механизмами, с помощью которых приобретается общественно-исторический опыт. На основании изучения этого опыта родилась мысль о происхождении интериоризации психических процессов, деятельности сознания человека из внешней практической деятельности. Любой вид деятельности человека (учебная, трудовая, игровая) связан с применением орудий, инструментов, средств труда, с созданием общественно важных продуктов. Социальный опыт невозможно передать без выражения его во внешней форме, через речь, демонстрацию. С помощью этого личность способна к восприятию и переносу на себя опыта поколений. Этот процесс — это не обычное перемещение, копирование наружной деятельности во внутренний план человека. Это формирование сознания, совместного знания, общего с сознанием других людей, раздельного с ними, воспринимаемого человеком и другими в одном понимании.

Процесс интериоризации возникает из того, что высшие психические функции начинают развиваться, как внешние формы деятельности, а уже в процессе интериоризации эти функции трансформируются в психические процессы.

Фундаментальные положения процесса интериоризации можно описать в нескольких постулатах. Структура психических функций раскрывается лишь в процессе генезиса, когда они уже сложились, структура становится неразличимой и уходит вглубь. Формирование психических процессов раскрывает истинную сущность явления, которого первоначально не было, но в процессе интериоризации он создался и начал развиваться. Сущность явления, которая начала проявляться не может объясняться через физиологические процессы или логические схемы, но способна проявить себя, как беспрерывный процесс, даже после прекращения воздействия какого-то явления и этот процесс не останавливается. Через интериоризацию начинает происходить превращение внешних признаков во внутренний план деятельности. Такой процесс не происходит изолированно и самостоятельно. Нормальное развитие психики возможно в условиях наличия общения с близкими людьми. Благодаря интериоризации человек учится выстраивать мыслительные планы, разрабатывать варианты решения ситуаций. Таким образом личность обретает способность мышления абстрактными категориями.

Виды

Интериоризация в психологии – это тесно связанный с социализацией процесс, классифицирующийся в зависимости от стадии развития ребенка:

Начальная интериоризацияВозникает у новорожденных и детей младшего возраста. Во время своего развития малыш изучает внешний мир при помощи родителей, последовательно заставляющих его осуществлять какие-то действия, показывающих игрушки и знакомящих с окружающим миром.
Школьная интериоризацияТесно связана с мысленным процессом, на котором основано все обучение человека. Изучение школьных предметов требует от подросшего ребенка производить действия не только на бумаге, но и в уме. Развитие этого типа напрямую зависит от мотивации, навыков, типа темперамента и способностей внутренней системы ребенка.
Социальная интериоризацияНачинается с самого рождения человека и связана со взаимодействием малыша с окружающими его людьми. Подразделяется на 3 круга общения:
  • близкий, в который входят родители и члены семьи ребенка;
  • средний, в котором человеку приходится взаимодействовать с соседями и друзьями;
  • дальний, требующий общения с коллегами и знакомыми.

В процессе интериоризации ребенок перенимает не только опыт, но моральные нормы, принятые в обществе, образ мыслей и интересы своих близких (в особенности родителей), а затем пытается скопировать, наблюдаемое в процессе познания поведение.

Также на процесс становления психологических функций оказывают влияние:

  • культурные и религиозные традиции, принятые в обществе;
  • язык общения;
  • национальная кухня;
  • почитаемые в обществе героические личности.

Успешность будущего человека в обществе в большой степени зависит от соответствия его принятым в социуме идеалам, а точнее в способности правильно скопировать поведение «героев» общественного сознания. В разное время такими могут считаться летчики, космонавты, врачи, бандиты, киногерои.

Школьная адаптация

Школьное обучение базируется на мыслительной деятельности. Изучение в школе таких предметов, как физика, математика, история, химия и т. д., предполагает, что ученику будут выдвигаться определенные требования, одно из которых — умение производить действия не только на предметах и бумаге, но и в уме, с большой скоростью, а лучше автоматически. Механизм интериоризации личности будет зависеть и от типа нервной системы (кто-то схватывает все на лету, а у кого-то этот процесс протекает в очень медленном темпе), типа темперамента, от мотивации. И здесь очень наглядно разделение детей на усваивающих школьную программу и отстающих. Как видно из этапов развития умственной деятельности, мотивация является импульсом к внешнему действию.

Отсутствие познавательного интереса, являющегося основой школьной мотивации, приводит к слабому усвоению школьного материала и низкой успеваемости. Не только особенности нервной системы играют здесь важную роль, но и социальная адаптация – мера вхождения личности в социум.

Этапы

Интериоризация в психологии – это поэтапное развитие высшего мыслительного психологического процесса, основанного на познании поступающих извне действий, усвоении их и превращении в собственную мыслительную активность.

  1. На первом этапе интериоризации взрослые (чаще всего родители) побуждают ребенка словами совершить какого-либо действие, например, сложить башню из кубиков.
  2. Во время второго этапа ребенок самостоятельно проговаривает ранее услышанное от взрослых действия, а затем приступает к его исполнению.
  3. На третьем этапе ранее озвученные задачи преобразуют в мыслительный побудительный процесс, заставляющий человека самостоятельно совершать необходимые и правильные действия.

Наглядно процесс интериоризации у малыша можно привести на примере сбора разноцветной пирамидки. Вначале мама учит ребенка складывать конструктор, рассказывая какого цвета круги и в каком порядке нужно разместить.

На следующем этапе малыш сам берет нужную ему фигуру и проговаривает свои действия. Через определенное время ребенок уже самостоятельно, без слов собирает пирамидку, ориентируясь только на мыслительный процесс.

Механизмы интериоризации

В психологии механизм интериоризации включает в себя 6-ть этапов:

  1. На первом (мотивационном) пробуждается интерес ребенка к познанию или возникает призыв взрослого человека, звучащий, как «Давай будем учиться складывать предметы».
  2. На втором, ориентировочном, малыш наблюдает за действия взрослого, который складывает кубики и проговаривает свои действия: «Если мы добавляем к двум кубикам еще 1 то получаем 3 кубика».
  3. Третий, материальный, заключается в том, что ребенок учиться повторять действия родителей самостоятельно, например, беря кубики и складывая их.
  4. На четвертом, этапе внешней речи, малыш уже способен проговаривать «Если к 2-м прибавить 1, то получиться 3» не совершая при этом каких-либо действий.
  5. На пятом, этапе внутренней речи, ребенок учиться проговаривать действие внутри в себя, не озвучивая его окружающим.
  6. На шестом, умственном действии, происходит переход к быстрому умственному счету, рез речевого и мыслительного действия.

Функциональные особенности интериоризационного процесса разработал П.Я. Гальперин, озвучив также мнение, что только полное, последовательное освоение механизма познания способно привести к быстрому и эффективному мыслительному процессу.

Социальная интериоризация


В отечественной психологии интериоризация означает процесс преобразования межличностных отношений в отношения с самим собой. Принятие, переработка и хранение знаковой информации «внутри» психики, основанная на памяти, к явлению социальной интериоризации не относятся. В развитии высшей нервной деятельности человека различают следующие стадии:

  • Взрослый человек воздействует на ребенка словом, побуждая к той или иной деятельности;
  • Ребенок учится новому для него виду обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
  • Ребенок воздействует словом на самого себя.

Стадии социальной интериоризации проходят все люди, без исключения. Ребенок приучается к мыслительной деятельности без использования конкретных предметов.

В теории деятельности интериоризация представляет собой перенос определенных внешних действий во внутренний, умственный план. Внешняя деятельность в результате интериоризации претерпевает некоторые изменения, особенно в операционной части.

В психоанализе объясняются процессы влияния межиндивидуальных отношений, формирование структуры бессознательного: индивидуального и коллективного, что и определяет структуру сознания.

Теории интеоризции

Впервые термин «интериоризация» был озвучен французским психологом Э. Дюркгеймом, представившим его как составной элемент сознания человека, а точнее как взаимосвязь между общественным (внешним) и личным (внутренним) миром человеческой психики.

Теория французского социолога основывалась на мнении о том, что человеческое сознание формируется с учетом внешних общественных представлений.

По мнению Дюркгейма, по мере развития ребенок заимствует из окружающего мира понятия, взгляды и категории, которые затем формируют его собственную структуру мышления. Точку зрения Дюркгейма впоследствии поддержали французские социологи Пиаже, Жане и Валлон.

П. Жане рассматривал «интериоризацию» как психологический принцип. В его теории термин «интериоризация» — это прививание идеологии общества в биологическую психическую человеческую структуру, а точнее перенос общественного образа мышления в неизменном виде во внутреннюю психику индивида.

Ж. Пиаже отводил интериоризации вторую роль на этапе становления психики. На первое место французский социолог ставил логическое мышление, а сам «переход» от непсихического к психическому считал внутренним и никак его не освящал.

Среди советских ученых наибольший вклад в теории интериоризации вложил Л.С. Выгодский, создавший теорию становления человеческой психики под влиянием внешних факторов. Процесс принятия механизма взаимоотношений и устройства общества, по мнению ученого, преобразуется во внутреннее именно в процессе интериоризации, являющейся основой развития психологического мышления.

Теория Выгодского получила отражение в психо-педагогической концепции А.П. Леонтьева, считавшего, что процесс построения мыслительной активности ребенка основан на первоначальной внутренней предметной форме, преобразуя, обобщая и сопровождая речью которую постепенно превращает в умственную активность.

Исследования и теорию Выгодского продолжит П.А. Гальперин, в процессе собственного изучения переноса полученных из окружающего мира впечатлений во внутренний (собственный) мир человека. По мнению ученого при интериоризации, непосредственно связанной с обучением и происходит трансформирование внешней деятельности общества в компоненты психики.

Осмысленные действия человека выполняются только после взаимодействия с внешним миром, поскольку именно интериоризация является тем механизмом, который осуществляет переход «вовнутрь» «извне» и завершается процессом формирования умственной активности.

В своих работах Гальперин описал механизмы и этапы становления умственной деятельности, а также дал такие понятия, как степень формирования навыков, мера общения и уровень исполнения.

Становление личности по П. Я. Гальперину

Работу в данном направлении продолжил советский ученый П. Я. Гальперин. Заслуга его заключается в том, что он продолжил линию изучения данного явления, заданную Л. С. Выготским, которая отличалась от мнения зарубежных ученых. Ж. Пиаже отводил интериоризации второстепенное значение в формировании психики до определенного возраста, на первом плане было логическое мышление. Переход от непсихического к психическому (т. е. как материальное действие) становится внутренним процессом, не освещается.

Напротив, Л. С. Выготский, а затем П. Я. Гальперин настаивают на том, что интериоризация – это ключевой механизм переноса внешнего впечатления во внутренний план на всех этапах развития. Глубоко изучается вопрос перехода непсихического плана в психический.

Интеоризация и общение

Особую роль в прохождении интериоризации играет общение. Именно оно формирует сознание, впитывая в себя авторитеты и ценности, принятые в кругу общества.

На первом жизненном этапе главным и основным авторитетом для ребенка являются его родители. Слова и поступки близких людей малыш воспринимает как бесспорную истину и старается максимально подражать принятым в семье правилам поведения.

Взрослея, ребенок расширяет свой круг общения, вынуждая свое сознание противопоставлять приоритеты общества и семейные ценности, а затем, ориентируясь на свое внутреннее убеждение, выбирать собственной путь. В большинстве случаев повзрослевшие дети предпочитают оставаться в привычной среде, впитав в себя образ мыслей, правила поведения и авторитеты, представленные родителями.

Не меньшее значения для интериоризации имеет тактильный контакт.

Исследования показали, что дети, оставшиеся без попечения родителей и вынужденные до 3-х летнего возраста, находится в медицинском учреждении, где нормы общения ограничивались только необходимыми медицинскими рамками, хотя и понимали родную речь, а также имели небольшой набор слов, предпочитали общаться на своем собственном языке, а также имели проблемы с гигиеническими навыками.

Дети-сироты в большинстве своей не умели почистить зубы, пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться. Во время общения с педагогами и детьми, проживающими в детской доме, психологическое состояние малышей постепенно выравнивалось.

Интеоризация и опыт

Огромное значение в преобразовании личности и процесса интериоризации имеет опыт, помогающий выбрать систему ценностей, определить мировоззрение и образ взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Передать опыт прошлых поколений ребенку нельзя. Возможно обучить секретами малыша мастерства, накопленным знаниям или навыками, но опыт каждый человек приобретает самостоятельно.

Проходя через тяжелые жизненные ситуации, каждый человек делает собственные выводы, что не дает возможности усвоить знания предыдущего поколения избежать новых ошибок. Опыт, ранее приобретенный родителями или другими членами общества, может помочь спрогнозировать развитие ситуации, но не дает возможности избежать ее.

Психологи отмечают, что преодоление тяжелых жизненных преград помогает укрепить и усилить внутренние качества человека, поскольку, преобразовывая в процессе интериоризации полученный ранее опыт, человек получает не только знания, но и совершенствует свое психологическое состояние.

Соотношение интериоризации и экстериоризации

Интериоризация и экстериоризация — это взаимосвязанные процессы, механизмы, благодаря которым происходит процесс усвоения общественного опыта человеком. Человек накапливает социальный опыт поколений через демонстрацию ему орудий труда, речи. Это интериоризация, активный внутренний процесс формирования сознания на основе усвоенного опыта.

На основании усвоенных знаков и символов общества человек формирует свои действия. Это обратный процесс. Существование одного из них невозможно без предыдущего. Понятие «экстериоризация» означает, таким образом, формирование поведения и речи человека на основании внутренне сложившегося у него в определенную схему общественного опыта.

Применение интериоризации

Интериоризация в психологии – это постепенное «вживление» действий, навыков, знаний, культурных ценностей и традиций опыта в собственный «внутренний» мир человека, позволяющий новорожденному ребенку постепенно сформировать собственную мыслительную активность и нормализовать жить в окружающем его социуме.

Применяется интериоризация:

  1. В образовательном процессе, во время которого учитель помогает ребенку научиться осуществлять различные умственные действия.
  2. В социальной среде, позволяя малышам постепенно усваивать правила поведения, принятые в обществе.
  3. В рабочих отношениях, между наставниками и стажерами или начальниками и подчиненными, давая возможностью новому работнику обучиться навыками и секретам мастерства, выработанным опытными специалистами.

Для каждого ребенка процесс интериоризации строить по индивидуальной программе, с учетом особенной развития и темперамента личности.

Формы деятельности человека в психологии

Внешняя деятельность человека, согласно деятельностному подходу в психологии, представлена видимым поведением человека: практическими операциями, речью. Внутренняя форма деятельности — мыслительная, невидимая для других людей. Долгое время предметом изучения психологии была только внутренняя деятельность, потому что внешняя считалась ее производной. Со временем же исследователи пришли к выводу, что обе формы деятельности составляют единое целое, зависят друг от друга, подчинены одним и тем же закономерностям (наличию побуждающей потребности, мотива и цели). А интериоризация и экстериоризация — это механизмы взаимодействия данных форм деятельности человека.

Методы изучения

Изучение интеоризации проводится посредством:

  • беседы, позволяющей оценить внутреннюю целостность личности и способности переносить полученные в окружающем мире и социуме наблюдения и действия в свой внутренний мир;
  • наблюдения за процессом интериоризации ребенка;
  • экспериментов, проводимых в естественной среде, и позволяющих выяснить насколько быстро сознание человека позволяет усвоить полученный новый опыт;
  • тестирования.

Проблемы

Проблемы развития и изучения интериоризации, связаны:

  1. С отклонениями в психофизическом плане, связанными с нарушением у ребенка слуха, зрения, речи, функционирования опорно-двигательного аппарата, психического, эмоционального и интеллектуального развития, затрудняющих усвоение малышом приходящего из окружающей среды материала.
  2. С всеобщей взаимосвязью и обусловленностью социальных явлений, мешающих ребенку преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы и традиции, а затем выбрать новый путь для своего обучения и развития.
  3. С подбором объективным методов познания.

Интериоризация в психологии – это поэтапное становление личности маленького человека через постепенную адаптацию деятельности, постижения принятых в обществе норм, правил и культурных традиций.

Происходящий от французского «intériorisation» (внутрь) термин характеризует способность психики ребенка создать собственную умственную активность, путем постепенного впитывания и преобразования полученных от родителей, учителей и общества знаний и навыков, а также позволяя наладить мыслительный, речевой, тактильный и эмоциональный процессы.

Понятие «экстериоризация»

Экстериоризация — это процесс, результатом которого является переход внутренней (психической, незримой) деятельности человека во внешнюю, практическую. Этот переход приобретает знаково-символическую форму, что означает существование этой деятельности в социуме.

Развитием понятия занимались представители отечественной психологии (А. Леонтьев, П. Гальперин), но первое обозначение ему дал Л. Выготский. В своей культурно-исторической теории психолог высказывал мнение, что процесс становления психики человека, развитие его личности происходят через усвоение культурных знаков общества.

В современном понимании экстериоризация — это процесс построения и реализации внешних действий человека, включая словесное выражение, на основе его внутренней психической жизни: личного опыта, плана действий, сформировавшихся идей и переживаемых чувств. Примером этого может быть усвоение воспитательного влияния ребенком и его проявление внешне через нравственные поступки и суждения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: