Что такое творчество? Написанный на холсте пейзаж, или стих, наполненный душевными переживаниями, новый архитектурный шедевр или вкуснейшее блюдо, приготовленное поваром? Творчество, вдохновленное порывом души выражается в разных вещах, оно уникально и бесценно не только для автора, но порой и для всего человечества.
Психология творчества
Наука, техника, виды искусства, обычный день в повседневной жизни – все это может быть сферами, в которых человек проявляет свою уникальность. Целый раздел психологии изучает творческую деятельность человека. Психология активно изучает творческое и креативное мышление, вдохновение, воображение, индивидуальность и интуицию. Долгие годы изучения этих областей так и не выдали четкие ответы на вопросы, что такое творчество и как его внедрять в жизнь простых людей. В основу психологии творчества положены отношения, которые складываются между автором и продуктом.
Творческий процесс
Начать урок хочется со слов великого писателя Николая Васильевича Гоголя «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить»
.
Творчество
– это безусловно одно из наиболее ярких проявлений деятельности человеческого разума. И не будет ошибочным утверждение, что именно творчество, а не просто труд, создало человека.
Понятно, что сегодняшний мир зависит от многих составляющих, но весьма значимой из всех является обращение человека к своему природному естеству, к возможности жить среди людей, творящих и, конечно же, творить самому. В наши дни творческий труд является одним из важнейших условий роста человеческой личности, условием её осмысленной и полноценной жизни.
Интерес к творчеству у людей был во все времена. Однако в прошлом у общества не было особой надобности в изучении данного феномена. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, и тем самым удовлетворяли потребности развивающейся человеческой культуры.
В наше же время ситуация складывается совершенно иным образом. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразной и сложной. И теперь совсем нет надобности в каких-то стандартных и привычных действиях. Нынешняя жизнь требует от человека подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, а также творческого подхода к решению любых проблем.
Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а большая часть исполнительной деятельности перекладывается на машины, то бесспорно можно сказать, что творческие способности человека являются самой существенной частью его интеллекта, а задача их развития – одна из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, которые со временем человечество накопило – это есть результат именно творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, в первую очередь будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Итак, всё же, что представляет собой творчество? Большой энциклопедический словарь даёт такое обобщающее определение творчества: «Творчество
— это деятельность, которая порождает нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Творчество
специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».
Основной характеристикой, которая отличает творчество
от изготовления (производства) является уникальность его результата. Результат
творчества
невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не сможет получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. В процессе
творчества
автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу собственные возможности. Именно этот факт придаёт продуктам
творчества
дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Все ли люди обладают творческими
способностями
? Несомненно, на этот вопрос можно отвечать с утверждением. Правда, не все люди знают о своих возможностях или даже не задумываются о них. Любой человек может воспитать в себе, а точнее разбудить, способность к
творчеству
.
Творческие
способности
– это в первую очередь способность человека по-особому смотреть на привычные и повседневные вещи или задачи. И эта способность напрямую зависит от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему смотреть на поставленные задачи с разных сторон.
Существует такое мнение, что творческий
человек
сидит и ждёт, когда его осенит идея. Но на самом деле всё обстоит совсем не так.
Творческаяличность
постоянно стремится больше узнать об окружающем мире и не только в области своей основной деятельности, но и в других. Они читают, изучают, анализируют, проверяют и перепроверяют, ругаются, беспокоятся и иногда сдаются. Так, например, на крупные открытия в науке или медицине зачастую уходят годы, десятилетия или даже поколения.
В большинстве случаев творческий человек
– это в первую очередь оригинально мыслящий человек, который способен на нестандартные решения. Чтобы быть
творческим человеком
мало иметь определённые черты. Быть
творческим человеком
значит вести себя
творчески
, подходить к задачам, с которыми мы сталкиваемся, опираясь на воображение и оригинальность. Проще говоря, чтобы быть
творческим человеком
нужно уметь демонстрировать свои навыки в применении
творческого процесса.
Процесс творчества
— весьма сложное явление. Как правило, творческий процесс – это цепь решений, которые возникают друг из друга в результате размышления или обсуждения. Другими словами, творческий процесс – это ничто иное, как ряд последовательных шагов.
Многие учёные занимались исследованием творческого процесса
. На этом уроке мы с вами рассмотрим четырёхэтапную модель творческого процесса
Грэхэма Уоллеса
.
В 1926 году английский психолог Грэхэм Уоллес
впервые дал названия шагам
творческого процесса
. Он назвал их так: подготовка, инкубация, озарение и проверка. Надо разобраться в чём же состоит их суть этих этапов. Итак, первый этап:
подготовка
.
На этом этапе происходит поиск лучшей формулировки задачи. Поиск той формулировки, которая приведёт к наиболее ценным идеям. Как говорил Генри Хэзлитт
«Правильно сформулированная проблема наполовину решена». Затем происходит определение цели поставленной задачи, длительный и трудоёмкий анализ задачи, сбор информации к поставленной задаче, накопление и обработка этой информации. Также на этом этапе осуществляются начальные попытки решения задачи. Но как правило, этот этап заканчивается безрезультатно и человек на время отступает от поставленной задачи.
В это время начинает развиваться второй этап: инкубация (вызревание
).
Для этого этапа характерно отвлечение от задачи после безуспешных попыток её решения. При этом проблема остаётся в подсознании, в то время как человек может заниматься другими делами.
Затем следует третий этап: озарение
. На этом этапе происходит возникновение идей решения задачи. То есть «
творческая
» задача по прошествии некоторого времени самостоятельно всплывает в сознании человека. Причём часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Зачастую эти идеи появляются неожиданно, каким-нибудь случайным событием-толчком.
И наконец наступает время четвёртого этапа:
проверкаправильности решения
. Кстати, этот этап является одним из самых важных. На этом этапе происходит испытание и (или) реализация идеи.
Давайте рассмотрим перечисленные этапы творческого процесса
на примере одной известной истории про
Архимеда
, сделавшего открытие в ванной.
Итак, древнегреческому математику Архимеду
царь
Гиерон
поручил определить, изготовлена ли его корона полностью из золота, или ювелир подмешал туда немного серебра. Этим была сформулирована задача.
Архимед
знал удельный вес золота, и он понимал, что плотность равна массе, поделённой на объём.
Архимед
мог взвесить корону, но трудность была в точном определении её объёма, так как корона имела неправильную форму. Так начался сбор и анализ информации по поставленной задаче.
Архимед
принялся размышлять, как высчитать нужный объём. Как видим, это всё относится к первому этапу
творческого процесса
– подготовке.
Проведя несколько дней в размышлениях, он на некоторое время отложил решение задачи в сторону. Это и есть второй этап творческого процесса
– инкубация.
Однажды Архимед
решил отдохнуть, приняв ванну. Погрузившись в воду, он с удивлением обнаружил, что объём воды, вытесненной его телом, равняется объёму тела. А значит, и объём короны можно вычислить, просто погрузив её в чан с водой. Это относится к третьему этапу
творческого процесса
– озарению.
Это открытие вызвало у него такой восторг, что он выбежал голым на улицу с криком «Эврика!» (что обозначает «Нашёл!») и побежал во дворец, где при царе опустил корону в воду и определил объём вытесненной жидкости. Это последний этап творческого процесса
– проверка правильности решения.
Оказалось, что ювелир всё-таки разбавил золото серебром. И именно в этот миг был открыт главный закон гидростатики. Как видим творческий процесс
на самом деле состоит из четырёх последовательных этапов: подготовки, инкубации, озарения и проверки. Можно немного поговорить об
основных
видах
творчества
. Вообще, как таковой единой классификации
творчества
не существует, но под основными видами
творчества
принято понимать следующие:
художественное творчество
– оно связано в большей степени с эстетическим освоением действительности.
научное творчество
– предполагает открытие явлений и общих закономерностей развития реалий мира.
педагогическое творчество
– предполагает поиск и реальное нахождение нового в сфере педагогической деятельности.
техническое творчество
– проявляется в непосредственно практическом преобразовании мира.
Давайте остановимся на техническом творчестве
и более подробно рассмотрим некоторые его процедуры.
Трудовая деятельность человека постоянно совершенствуется, приобретая творческий
характер. Многим людям удаётся подняться на самую высокую ступень в своих творениях и изобретениях.
Итак, что же такое техническое творчество
?
Техническое творчество
– это, прежде всего, вид творческой деятельности человека, который основан на создании новых материальных продуктов – технических средств, образующих искусственное окружение человека –
техносферу
. Оно неразрывно связано с наукой, техникой и искусством.
Техническое творчество
включает в себя генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве. Оно включает в себя две основные процедуры:
проектирование и конструирование
.
Проектирование
представляет собой поиск научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений. Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта, первоначально представленный в виде текстов, графиков, эскизов, расчётов, моделей.
Конструирование
— это разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта и рабочих чертежей всех его деталей и отдельных частей. Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия.
Отдельным явлением технического творчества является изобретательство. Вообще под изобретательством
принято понимать
творческую деятельность
, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и решения изобретательских задач создаётся нечто принципиально новое.
Если вновь созданная конструкция является изобретением, то есть новым, не существовавшим ранее инженерным решением, то её новаторский характер должен быть подтверждён документально, а открытие запатентовано.
Итоги урока.
На этом уроке мы выяснили, что называют творчеством
. Узнали, какими способностями должны обладать
творческие люди
. Поговорили о
творческом процессе.
Рассмотрели четырёх-шаговую модель
творческого процессаУоллеса
. А также обсудили
техническое творчество
и его некоторые процедуры.
Виды творчества
Творческая личность может искать реализацию своих идей, замыслов, полетов фантазии в разных видах деятельности:
- Научное творчество
– различного рода открытия, конечный продукт – знания. - Техническое творчество
– практическое ил технологическое развитие, конечный продукт – механизм или конструкция. - Художественное творчество
– эстетическая основа мира, стремление к прекрасному. Конечный продукт – художественный образ (поэма, картина, скульптура). - Сотворчество
– это восприятие произведений искусства, их интерпретирование. - Детское творчество
– процесс воображения ребенка, его фантазия. - Педагогическое творчество
– особый подход к преподаванию знаниям, его цель научить чему-то новому.
Что развивает творчество в человеке?
Четкого, определенного ответа на поставленный вопрос не может дать никто. Для того что бы открыть и развить творческие способности человек должен ответить сам себе на вопрос, что такое творчество конкретно для него? Развитию способностей человека в творчестве может поспособствовать гармония, стоит попробовать посмотреть на привычный мир другими глазами, под новым углом. Очистив свое сознание намного проще зачерпнуть, то новое, что предложит мир. Настоящий творец живет, в каждом человеке.
Что способствует творчеству?
Терпимость к окружающему миру и внутреннее спокойствие — это основа творческого процесса. Открытому для мира человеку, лишённому стереотипов и предрассудков легче ощутить тончайшую материю творчества, почувствовать легкое дыхание музы у себя за спиной:
- Стоит найти мелодию, которая оказывает положительное влияние на творческий процесс.
- Письмо от руки, а не с помощью компьютера способствуют творчеству.
- Медитация — лучший способ расслабиться привести мысли в порядок.
- Занятия свободными ассоциациями разбудят воображение.
- Не стоит зацикливаться, стоит порой подумать о чем-то далеком. Например, о том, как встречать Новый год в 2030 году.
- Синие и зеленые цвета влияют на творческие способности.
- Смена обстановки может поспособствовать творчеству.
- Смейтесь, даже через силу. Это окажет положительное влияние на головной мозг.
- Сделайте что-то руками.
- Тренируйтесь. Во время занятий спортом не только укрепляется тело, но и в значительной степени раскрепощается мозг.
- Попробуйте что-то новое. Жизнь и творчество тесно связаны, новые эмоции может принести, например, поездка за границу, покорение гор, погружение на глубины морские.
- Спите, то самое «утро вечера мудренее» действительно работает.
Что еще важно человеку, кроме творческой самореализации
- Профессиональная самореализация.
Другим аспектом реализации личности является профессиональная самореализация. Ведущим механизмом здесь выступает процесс самоактуализации. Именно он направляет всю деятельность индивида в стремлении максимально раскрыть потенциал человека и его способности на профессиональном поприще. В рамках профессии человек может проявить не только социальную составляющую, но и себя, свои личные мотивы и цели, поэтому такая активность дает наиболее широкие возможности для самореализации.
Современные люди практически всё свое время уделяют работе. Профессиональная деятельность занимает основное место в жизни каждого индивида. Именно здесь происходит формирование большей части знаний, умений и навыков, накапливается опыт, идет личностный рост. Социальный статус человека меняется. Основной целью для многих людей является умение подобрать себе такую профессию, где наиболее полно будут реализованы личностные особенности и таланты индивида. Именно такая деятельность приведет человека к успеху.
Эксперты магазина «Ведьмино Счастье» рекомендуют:
Серебряное кольцо «Удача» Кольцо из серебра
1490 р.
купить
Заговорная свеча с травами «При устройстве на работу» Свеча для активации заговора + инструкция
495 р. 550 р.
купить
Паскаль Б. Рэндольф «Секреты ясновидения. Обсидиановое зеркало» Медиум XIX века о работе с магическим зеркалом
890 р.
купить
В процессе профессиональной самореализации не только формируются знания, умения и навыки, но и изменяется восприятие окружающей ситуации. Отдельные аспекты этих корректировок указывают на уровень реализации личности.
Актуальными в профессиональной деятельности могут быть следующие моменты:
- Человек понимает свою принадлежность к определенной профессиональной группе.
- Индивид соотносит уровень своих компетенций с требуемыми для данной профессии, осознает свое место в этом виде деятельности и понимает дальнейшие пути развития.
- Окружающие дают свою оценку профессионализму человека и его соответствию занимаемому месту.
- Происходит формирование самооценки в указанной сфере, когда личность осознает и принимает свою позицию, адекватно ее анализирует, понимая все положительные и отрицательные качества, учитывает имеющиеся возможности для развития.
- Способность представить свою дальнейшую жизнь в разрезе данной профессиональной сферы.
- Социальная самореализация.
Если другие направления деятельности могут основываться на социальных факторах, то социальная самореализация опирается исключительно на личные мотивы индивида. Человек стремится достичь такого положения в обществе, которое ему представляется наиболее подходящим для него лично.
Данная реализация индивида тесно связана с теми социальными ролями, которые он на себя принимает. Это может быть гуманитарная, педагогическая, политическая или другие виды деятельности, имеющей большое значение для общества.
Также успешная реализация себя в социуме и жизни в целом зависит от некоторых способностей человека, например, от наличия эмпатии в сочетании с ответственностью. И здесь не имеются в виду только окружающие люди. Высшей степени социальной самореализации достигают те индивиды, которые способны нести ответственность за свои поступки. Человек должен обладать четко сформированной позицией «Я для других» внутри себя. Таким образом, социально направленные личности в своей жизни руководствуются, прежде всего, тем, как они выглядят в глазах других. Эта внешняя мотивация имеет определяющее значение.
С чего начинается любое творчество?
Замысел или задумка, это начало любой работы художника, композитора, писателя, изобретателя, модельера. Творческий процесс начинается с образного наброска, замысла всего произведения. У каждого индивида этот процесс проходит по-своему, но всегда делится на три этапа. Без соблюдения подобного плана действий замысел будет рождаться стихийно и не всегда воплощаться в жизнь.
- познание и творческая переработка впечатлений;
- возникновение художественного замысла;
- реализация замысла.
Проблемы самореализации
Несмотря на большое внимание к данному вопросу со стороны специалистов, проблемы самореализации все еще плохо изучены. По большому счету это связано с тем, что сами процессы реализации субъекта достаточно емкие и сложные, так что даже не существует какой-либо единой теории ее определения в психологии.
В подростковом возрасте многие из нас мечтают видеть себя в будущем в определенной роли, например, успешного бизнесмена, актера. Но жизнь, в частности сам социум и даже близкие нам люди, вносит свои коррективы, ведь общество не нуждается в сотнях и тысячах однотипных по своему профессиональному и социальному призванию людях. Наблюдается несоответствие между желанием и реальными возможностями, что уже может привести к неудовлетворенности, а сам подросток встает перед нелегким выбором.
Чтобы решить подобную проблему самореализации, стоит разучиться жить подростковыми мечтами, не замахиваться в столь юном возрасте на далекое будущее. К тому же, столкнувшись с трудностями следует не отказываться от своих целей, а искать пути их достижения.
Творчество и воображение
Новые образы создаются на основе реальности окружающего мира. Но приправленные воображением они делают творчество по истине уникальным. Творческое воображение позволяет получить представление о чем-либо при этом, не входя с ним в контакт. Творчество в жизни человека всегда связано с воображением, его примеры можно увидеть при изучении процесса создания. Например, при создании сказочных существ и различных предметов используются особые приемы.
- перемещение – субъективное перенесение объекта в новые, непривычные ситуации;
- типизация – отнесение объекта к определенному типу;
- аналогия – создание образа по аналогии с другим;
- преувеличение или преуменьшение;
- придача – объекту приписываются новые функции и свойства;
- агглютинация – создание образа из двух разных идей.
Особенности творческой личности
Чем отличается творческий человек от других? Пабло Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». В этом, как считал всемирно известный художник, заключается отличие человека с высоким уровнем интеллекта от обладающего креативными способностями. С другой стороны, полноценный творческий процесс невозможен без наличия достаточно высокого интеллекта. Исследователи выяснили, что люди с нормальным уровнем интеллекта имеют и средние творческие способности. Начиная с определенного уровня IQ, связь между творческими способностями и интеллектом становится менее очевидной. Если человек обладает способностью к творческому мышлению, она проявляется во всех жизненных сферах. Между мужчинами и женщинами нет отличий в творческих способностях.
Проблемы развития творческой личности нередко связаны с ее склонностью к независимости в суждениях. Творческие люди склонны к необычным поступкам и проявлениям своей индивидуальности. Это не всегда вызывает принятие у окружающих. На самом деле, втайне окружающие бояться совершать подобные поступки из-за страха быть осмеянными. Нередко творческий человек испытывает сложности с адаптацией в коллективе. Общественные требования он принимает только если они совпадают с его собственными ценностями. При этом художников, музыкантов или поэтов редко можно называть догматичными. Их взгляды на социальные проблемы и собственные поступки часто бывают неоднозначными.
Еще одно свойство творческих людей – любознательность, стремление объединить информацию из различных источников знания. Креативщики всегда полны свежих идей, простому и скучному делу они предпочтут сложное занятие. В течение всей жизни они сохраняют детскую способность восхищаться окружающим миром. В самых крайних случаях их мировоззрение может закончиться настоящей войной с общественностью – люди могут считать их за сумасшедших, занимающихся воплощением своих бредовых идей.
Творчество и креативность
Зачастую большинство людей воспринимают данные понятия, как одно целое. Но такое сравнение ошибочно. Слово «креативность» в конце 80-х годов пришло в бизнес-сообщества, а уже после стало употреблять в широких кругах. Креативность – это способности, которые может проявить человек в нестандартном, творческом мышлении, его способность к выдвижению уникальных идей. Творчество подразумевает деятельность по созданию, способность преодолевать стереотипы, это мотивация к новому. Творчество и креативность тесно связаны, их все сложнее отделить друг от друга.
Как развить творческие способности?
Стремление к большему, это нормальное развитие человека в любой области. Творческий потенциал человека безграничен, а при правильной его тренировке он может удивить владельца, который сомневался в наличии хоть каких-то творческих зачатков в своей личности:
- Утренний ритуал.
Проснувшись, сразу берем ручку, блокнот и пишем. О чем? Обо всем! Главное писать, можно особо и не думать. Писать следует минимум 750 слов. - Задаем вопрос к любому объекту или действию: «А что, если бы?».
Например, а что, если бы собаки умели разговаривать? А что, если бы все люди в мире замолчали? Этот метод призван развить фантазию. - Дробление и соединение разных слов.
Такой метод обязательно заставит мозг отключить привычное мышление и включить фантазию. Необходимо взять два разных слова их раздробить соединить. Например, подушка + одеяло = подуяло, шторы + тюль = штоль. - Метод Торренса основывается на однотипных каракулях, которые еще называют дудлами.
На листе бумаг стоит нарисовать одинаковые символы (несколько кругов или квадратов, кресты, ромбы и так далее). Включаем фантазию и рисуем с использованием нарисованных фигур. - Метод фокальных объектов.
«Берем» случайный объект, например карандаш, расчёску, небо и открываем книгу (газету, журнал) на любой странице. «Хватаем» случайные 5 слов, связываем их с предметом в историю.
Творческий кризис
Фантазия не включается, вдохновение не приходит, вокруг все серо и мрачно и явно не способствует рождению новой идеи или шедевра. Творческий кризис может коснуться любого человека, деятельность или жизнь которого так или иначе связана с творчеством. В чем же кроется проблема творчества? Не стоит искать ответы в окружающем мире, при этом не разобравшись в себе. Поиск ответов на вопросы «Что такое творчество? Как начать снова творить? Где найти творческое вдохновение?» будут безрезультатными, если человек не найдет в себе силы для обретения спокойствия.
Есть не сложные рекомендации, которые могут помочь активизировать творческие процессы и пережить творческий кризис:
- Необходимо творить (писать, рисовать, конструировать и так далее) в одном том же месте.
- Стоит отвести одно и то же время для творческой деятельности.
- Перед началом работы стоит прослушивать одну и ту же песню.
- Использовать для работы одни и те же вещи, например для письма один и тот же текстовый редактор, для рисования привычные кисти и мольберт.
- Следует работать каждый день, порядок больше всего уничтожают выходные.
Как раскрыть свой потенциал?
Мысли о предназначении, поиске себя приходят в разные периоды — в подростковом возрасте и взрослом возрасте. Выбирая дорогу жизни, часто действуем вслепую, не имея практического опыта, слушаем советы родителей, забываем об увлечениях, интересах.
После тридцати лет люди склонны пересматривать жизнь, отношение к ней, искать себя заново. Уже есть достаточный опыт, стараемся понять себя, к чему тянет, найти реализацию, если избранная работа не приносит удовольствия. С годами приходит осознание — жизнь летит, как стрела, а середина пути — время задуматься о смысле, предназначении, определить дальнейшие действия, раскрыть потенциал личности.
Понимаем, как важно жить, наслаждаться жизнью, реализовать свой потенциал, чтобы не жалеть в преклонном возрасте о потерянных годах, бесцельном времени. Что поможет найти скрытый потенциал?
Следует задать себе несколько вопросов, зафиксировать ответы
- Что у меня получается лучше всего в жизни?
- Что приносит радость, какая деятельность?
- За что хвалят меня родные, друзья, какие способности?
- Чем я могу быть полезен другим людям?
- Как использовать имеющийся опыт?
- Чем увлекались в детские годы, о чём мечтали?
- Где можно применить мои способности?
- Как улучшить свои навыки? Каким образованием стоит заняться?
Определить скрытые способности, таланты можно в беседе с родственниками, друзьями, они подскажут, что особенного есть в характере, умениях. Часто человек не замечает важное в собственной личности и поведении. Даже общительность, умение мотивировать могут быть отличными навыками для будущей реализации — тренер по мотивации, бизнес-тренер, психолог, лектор.
Любовь к спорту? Тренер по фитнесу или консультант тренажёрного зала, зависит от опыта, интересов. А творческий потенциал человека позволит найти применение в сфере искусства — писать песни, стихи, книги, заниматься дизайном или создавать интересные статьи.
Для улучшения понимания вопроса дадим определение:
Потенциал человека — это способности к развитию внутренних возможностей человека
Потенциал личности также проявляется в процессе поиска смысла жизни (Виктор Франкл), в ходе развития личности (Карл Роджерс), поиском, развитием внутренних ресурсов (Маслоу).
Таким образом, личность обладает определённым запасом ресурсов — интеллектуальным, эмоциональным, творческим. Потенциал может быть реализован благодаря стремлению к самопознанию, саморазвитию. Нет неспособных людей, есть не понимающие свой потенциал, возможности развития, совершенствования личности. В каждом человеке живёт гений. Человеческий потенциал безграничен, возможности для развития ограничиваем сами.
Интеллектуальный потенциал личности, как и творческий потенциал человека, можно развивать на протяжении всей жизни. Образование не ограничивается институтом и школой, есть много возможностей для самообучения, обретения новых навыков, раскрытия внутренних способностей. Никогда не поздно освоить новую специальность, научиться петь, играть на музыкальных инструментах.
Главное — осознать собственные интересы, стремления
Нет ограничений, возможно всё, что можем представить. Необходимо лишь поставить цель, начать действовать.
Интересно, что внутренний потенциал состоит из внутренних и внешних параметров. Внутренние: психические особенности, увлечения, эмоции, интеллект, а внешние: умение действовать независимо, принимать решения, проявлять силу воли, свободу личности. Люди с высоко развитым внешним потенциалом эффективнее занимаются развитием внутренних способностей. Поэтому учимся брать ответственность за свою жизнь, только сам человек способен её изменить, найти реализацию для своего потенциала.
Развитие потенциала человека во многом зависит от личности — стремлений, смелости, решительности, настойчивости. «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», — говорят в народе. Люди склонны с завистью смотреть на успешных этого мира, а сколько труда было вложено в развитие способностей, достижение целей, редко задумываются.
Любой всемирно известный актёр или спортсмен скажет, что успех — это потенциал (10%) + труд (90%)
Любые способности нуждаются в развитии, совершенствовании. Повышение потенциала — задача каждого человека. Изначально в образовании, развитии помогает школа и вузы, однако они рассчитаны на среднего ребёнка. В них не уделяют должного внимания развитию творческого начала или музыкальным способностям.
Родители могут заметить и направить дитя на дополнительные занятия, кружки. Важно, чтобы маленький человек чувствовал интерес, желание к развитию, познанию нового, бывает, интерес проявляется с годами. Так, в детстве увлекаются спортом, а позже тяготеют к музыке или наоборот. Неверно считать, что все способности проявляются в детские годы, развитие и реализация потенциала человека идёт всю жизнь, по мере изменения личности, мыслей, мировоззрения, интересов.
Люди, понимающие безграничность возможностей развития, постоянно стремятся к новому, изучают и познают себя, окружающий мир. Потенциал развития личности зависит лишь от рамок конкретного человека, масштабов мышления, возможностей самоорганизации.
Раскрытый потенциал наблюдаем у людей, живущих собственными идеями, мечтами, стремлениями без страха общественного мнения. Они готовы сами выбирать жизненный путь, идти всегда только вперёд к собственным целям. Мы удивляемся, замечая их: «Вот это талант!» А ведь результатов достигает любой человек, увлечённый своим делом, работающий над развитием.
Какие же условия развития потенциала личности? Интересуются родители и взрослые, стремящихся раскрыть внутренние ресурсы. Для детей важна свобода самовыражения, возможность познавать мир, поиск интересов, увлечений. Задача родителей оказать помощь, найти возможности для развития способностей, а ребёнок выбирает занятия по душе. Для взрослых — уметь слушать внутренний голос, эксперементировать, ведь часто не знаем о способностях, пока не попробуем себя в новой сфере. Постоянно развиваться и повышать навыки полезно не только в мире игр, человек способен создать новую версию себя, это намного интереснее.
Реализация потенциала личности зависит от стремления человека к поиску и развитию талантов, всё в наших руках. А как же перейти от теории к действиям?