Спортивная психология — это прикладная отрасль психологии, сочетающая в себе несколько практических направлений, в числе которых находятся как классическая психотерапия, так и коучинг, тренинги и т. д. Кроме того, в рамках спортивной психологии изучаются особенности психики спортсмена в контексте соревновательной деятельности.
Особенности
Предмет изучения спортивной психологии — личностные особенности человека, пребывающего в условиях специфической деятельности. Спорт рассматривается как отдельный вид деятельности, приближенный к условиям экстремального выживания.
Спортивная деятельность требует задействования потенциала, находящегося на пределе возможностей.
Экстремальной спортивную деятельность делают специфические факторы, относящиеся ко всем видам спорта:
- усиленные физические, психические нагрузки;
- жесткие условия отбора;
- высокая конкуренция;
- соревновательный элемент внутри команды;
- особая социальная ситуация;
- напряженная предсоревновательная подготовка;
- психологические, социальные последствия поражений.
Современный спорт — отражение модели общества. Взаимосвязь механизмов, регулирующих жизнь социальных групп, отражается в поведении спортсменов. Знание механизмов и применение основанных на них методик позволяет значительно повысить результаты, усовершенствовать систему подготовки, минимизировать риски при отборе кандидатов в команду.
Теория разумного поведения
Еще один установочный компонент, позволяющий прогнозировать здоровое поведение, был выявлен Фишбейном и Айзеном (Fishbein, Ajzen, 1980), разработавшими модель разумного поведения. Теория разумного поведения (theory of easoned action) опирается на представление о том, что действие является прямым следствием намерения его совершить. Рассмотрим в качестве примера снижение употребления в пищу продуктов с высоким содержанием холестерина. Представьте, что ваш отец убежден, что холестерин опасен для здоровья, а его избыток в пище чреват серьезными последствиями (способствует возникновению инфаркта). Предположим, он также считает, что может изменить свой рацион, сделав его более здоровым, и верит в то, что это снизит угрозу возникновения сердечного заболевания. Тем не менее он все еще не готов приступать к решительным действиям. В этом случае знание о том, намеревается ли он изменить свое питание или нет, повысит вашу способность прогнозировать, действительно ли ваш отец предпримет определенные действия по изменению диеты. Знание о намерении индивида совершить определенные действия позволяет нам прогнозировать, будет ли он, например, контролировать свое сексуальное поведение в целях снижения риска заболевания СПИДом, использовать противозачаточные таблетки, регулярно проверять состояние своих легких в ходе флюорографических обследований, применять крем от загара и заниматься физическими упражнениями наряду с другими формами здорового поведения.
Важную роль в реализации здорового образа жизни играет также ощущение собственной самоэффективности или самоконтроля, которое позволяет прогнозировать столь различные действия, как использование студентами колледжей презервативов, физические упражнения и успешность в отказе от курения. Женщина, пытающаяся соблюдать диету, может совершенно ненамеренно свести на нет все свои усилия одной мыслью: «Мне никогда не удастся это сделать» или «Я уже не раз пробовала соблюдать диету, и это всегда заканчивалось неудачей». И наоборот, она достигнет успеха, если будет уверять себя в том, что ее питание всецело находится под контролем и что она способна при желании его изменить.
Анализ детерминант здорового поведения позволяет лучше понять, почему так мало людей следуют ему на практике. Курильщик может решить, что прекратить курить очень трудно (низкая самоэффективность). Не делающий утреннюю зарядку может считать, что одними физическими упражнениями не снизить риск конкретного заболевания (низкая эффективность поведения). Индивид, страдающий избыточным весом, может не понимать, что излишний вес действительно угрожает его здоровью (слабое восприятие угрозы). Для того чтобы какое-либо связанное со здоровьем действие смогло реализоваться на практике, все эти представления и убеждения должны пересечься в одной точке; кроме того, у каждого человека имеется также целый ряд оправданий и рациональных объяснений, почему не следует предпринимать конкретного связанного со здоровьем действия.
Помимо прочего, существуют и другие факторы, подрывающие самые благие намерения следовать здоровому образу жизни. Например, многие связанные с риском для здоровья действия подростков вовсе не планируются; они происходят в результате стечения обстоятельств: курение, употребление алкоголя, секс с отсутствием предохранения и другие рискованные действия. Другие негативно сказывающиеся на здоровье действия могут быть обусловлены плохим настроением, как это происходит с людьми, страдающими бесконтрольным потреблением пищи. Алкоголь способствует утрате самоконтроля и может увеличивать вероятность возникновения курения или секса без предохранения. Действия, направленные на сохранение здоровья, вызваны ожиданиями позитивных или негативных последствий, и эти факторы также не полностью учитываются моделями аттитюдов, касающихся здоровья. Например, люди загорают, чтобы приобрести красивый цвет кожи, и не задумываются при этом о риске подвергнуться заболеванию раком кожи или о других негативных последствиях воздействия солнечных лучей. Наконец, модели аттитюдов основаны на допущении, что люди обладают немалыми когнитивными способностями и используют их при принятии решений, касающихся своего здоровья; однако, довольно часто наши выводы или решения достигаются скорее путем использования чрезвычайно упрощенных или эвристических процессов, нежели в результате тех систематических и последовательных шагов процесса принятия решений, которые предусматриваются этими моделями. Некоторые исследователи считают, что степень идентификации себя с категорией людей, практикующих действия, направленные на сохранение (разрушение) здоровья, позволяет лучше прогнозировать конкретные действия индивида. Так, например, школьница-подросток, считающая себя похожей на курящих, пьющих и нарушающих правила вождения автомобиля подруг, будет с большей вероятностью совершать те же самые действия, нежели девушка, не ассоциирующая себя с прототипическим образом «отвязного» подростка. Иначе говоря, существует множество других социально-психологических подходов к пониманию причин поведения, наносящего ущерб здоровью; согласно этим подходам, аттитюды и намерения совершать определенные действия могут играть важную роль лишь в отношении некоторых форм здорового поведения и лишь при определенных условиях. Такие наносящие ущерб здоровью привычки, как курение, называются в числе основных причин болезней и смертей. К сожалению, зачастую они приобретаются в самом начале жизни, до того как люди начинают осознавать, какой опасностью это может им грозить
При оценке вывода о том, что убеждения, касающиеся здоровья, являются важными детерминантами здорового образа жизни, должен также учитываться тот факт, что большая часть исследований, посвященных данной проблеме, проводилась среди представителей сравнительно обеспеченного среднего класса, получающих достойное медицинское обслуживание. Если мы обратимся к реалиям жизни бедных семей, мы обнаружим, что гораздо более важными, чем убеждения, касающиеся здоровья, детерминантами здорового образа жизни оказываются стоимость медицинской профилактики, например возможность сделать бесплатную маммограмму и доступ к медицинскому обслуживанию. Так, многие семьи с низким уровнем дохода не имеют возможности регулярно пользоваться медицинскими услугами и поэтому вынуждены либо прибегать к ним в крайних случаях, либо вовсе обходиться без них. Эти факты выглядят еще более печальными в свете того обстоятельства, люди с низким уровнем дохода отличаются, как правило, худшим здоровьем, по сравнению с более обеспеченными. По-видимому, причина кроется в том, что представители групповых меньшинств и люди с более низким уровнем дохода, уровнем образования и профессиональным статусом чаще подвергаются воздействию высокострессовых и негативных жизненных событий. Вопреки желаемому, эти социальные, классовые и этнические различия имеют тенденцию еще к большему усилению.
Роль психологии в спорте
Психологическое сопровождение состоит из диагностики, прогностики и воздействия. Задача спортивного психолога, работающего с профессиональной командой, включает:
- Исследование психологических особенностей спортсменов.
- Создание банка данных, состоящего из диагностического и терапевтического материала.
- Составление прогноза деятельности, потенциальных путей развития.
- Формирование психологической установки спортсмена, способствующей преодолению трудностей тренировочного процесса.
- Помощь новым игрокам в период адаптации.
- Разработка и проведение корректирующих мероприятий.
- Повышение уровня психологической культуры спортсменов.
- Оказание консультативной, диагностической, терапевтической и других видов психологической помощи.
- Разработка средств снятия психологического напряжения.
Психолог, работая с командой, принимает участие в разработке программы тренировок, отборе игроков на отдельные позиции, создании тренировочной стратегии. Использование психодиагностических методик и индивидуальных приемов психотерапии максимально раскрыть потенциал спортсмена с учетом особенностей личности.
Сколько надо тренироваться?
Для получения максимальной пользы большинство исследований показывают, что упражнения три раза в неделю (3 раза) являются идеальным вариантом. Наилучшим видом упражнений для вашего мозга и психического здоровья является аэробика. Повышение частоты сердечных сокращений и движения — вот что приведет к высвобождению эндорфинов и тех «приятных» химических веществ (нейротрансмиттеров) в вашем мозгу.
Большинство людей в наши дни вообще не занимаются спортом и задаются вопросом, почему они чувствуют себя подавленными, напряженными и нервными. Физические упражнения приносят значительную психологическую пользу. Таким образом, в следующий раз, когда вы пойдете на пробежку, это не только поможет улучшить ваш внешний вид, но и поможет вашему мозгу.
Цель и задачи спортивного психолога
Под основной целью спортивной психологии понимают изучение деятельности, особенностей личности игроков, разработку методик тренировки, профилактику психологических травм и выгорания, создание установки на победу.
Достижение цели становится возможным при выполнении определенных задач:
- Изучения методов влияния на психику спортсмена. Психолог определяет набор личностных качеств для достижения успеха в выбранной дисциплине. Проводит индивидуальную диагностику особенностей характера, определяет наличие необходимых навыков. Оценивает программу тренировок, наличие адекватных бытовых условий. После ряда тестов и исследований эксперт делает заключение, по которому можно судить о пригодности спортсмена.
- Создания комфортных условий, повышающих общую эффективность. Совместно с тренером психолог моделирует тренировочную ситуацию, приближенную к условиям настоящего соревнования. Наблюдение за поведением игроков дает возможность оценить реакцию каждого члена команды, выбрать выигрышную позицию для игроков, усилить слабые моменты, предугадать возможные сценарии поражения.
- Разработки индивидуальных методик подготовки. Результаты наблюдений и других диагностических методов используются психологом для создания методов предсоревновательной подготовки, помогающей справиться со стрессами и стабилизировать психическое состояние.
- Разработки профилактических методов. Профилактическое направление в психологии спорта необходимо для предотвращения риска переутомления, снижения уровня травматизма, предупреждения профессиональной деформации личности.
- Изучения особенностей психологического климата коллектива. Для сохранения психологического здоровья игроков, участвующих в командных состязаниях, психологи изучают методы межличностного общения игроков и тренера, выявляют мотивы деятельности, определяют роли и типы поведения человека в команде.
От работы психолога с командой зависит адекватное распределение ролей, разработка успешной стратегии тренировок, раскрытие максимального спортивного потенциала команды.
Упражнения повышают IQ
Было доказано, что у молодых людей, которые занимаются спортом, показатели интеллекта выше, чем у людей, которые этого не делают. Если вы хотите быть настолько умными, насколько это возможно, вам следует рассмотреть вопрос о введении в вашу жизнь регулярной программы физических упражнений.
Разве умные люди не заботятся о своем физическом и психическом здоровье в меру своих возможностей? Некоторые естественным образом умны, но если вы хотите максимизировать свой интеллект, научные исследования показывают, что упражнения могут в этом помочь. []
Особенности психологии победителя
Ключевая задача спортивного психолога — формирование у игрока психологии победителя. Поскольку личностные характеристики индивидуальны, применение одного метода ко всем игрокам невозможно. Сложность работы с командой состоит в подборе подходящего средства психической регуляции, ментального тренинга, направленного на усиление необходимых качеств разных игроков.
Ментальный тренинг включает вербальные методы воздействия, влияющие на психические процессы. Это комплексный метод, помогающий контролировать психофизиологические и поведенческие реакции.
Методика формирования психологии победителя предполагает разделение тренинга на 3 программы:
- Основная — подготавливает спортсмена к условиям соревнований в повседневной жизни.
- Установочная — используется в процессе основной программы тренировок.
- Предсоревновательная — происходит перед самим соревнованием.
Основные методы воздействия, используемые в программе тренинга — визуализация и вербальные установки. Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых спортсменам демонстрируют мотивирующие видео, дают прослушать специальные записи, направленные на развитие общей мотивации.
Психология командной игры
В психологии спортсменов важное значение имеет подготовка сплоченной команды. Игрок должен уметь ставить интересы команды выше собственных стремлений, уметь работать в связке с другими игроками, четко выполнять установки тренера.
Воспитание командного духа требует:
- положительного воздействия на волевую направленность команды;
- оптимизации внутренних взаимоотношений между игроками;
- планомерной психологической подготовки перед началом соревнований.
Подготовка команды состоит из следующих методов:
- оценки психологического состояния спортсменов, отобранных в одну команду;
- психодиагностики отдельных особенностей личности новых игроков;
- составления прогноза вариантов поведения игроков в команде;
- ментальной тренировки, направленной на развитие чувства принадлежности к группе;
- мотивации на достижение общего результата;
- снятие возникающего напряжения в процессе совместной деятельности;
- психологической адаптации, до, во время и после проведения соревнований.
Психологическая подготовка команды реализуется посредством участия в воспитательной работе всех участников тренировочного процесса.
Как начать двигаться, если на тренажерный зал нет сил и желания?
Депрессия коварна тем, что человек перестает общаться, двигаться, правильно питаться, зачастую много курит, злоупотребляет алкоголем или антидепрессантами. Это провоцирует разные болячки. Выход один: начать двигаться.
Но сразу пойти в тренажерный зал может заставить себя далеко не каждый. Вот несколько способов начать двигаться без посещения фитнес-зала.
- В доме и вокруг него. Уберитесь дома, вымойте машину, займитесь садом или двором, приведите в порядок лужайку, подметите дорожку или террасу.
- На работе и в дороге. Ходите на работу пешком – хотя бы часть пути. Или пересядьте на велосипед. Пользуйтесь лестницами вместо лифтов. Выходите из автобуса на одну остановку раньше. Прогуляйтесь во время обеденного перерыва, чтобы выпить кофе.
- В кругу семьи. Бегайте трусцой по футбольному полю во время тренировки вашего ребенка. По выходным вместе с детьми катайтесь на велосипеде, роликах. Ищите новые места для прогулок с собакой.
- Для настроения. Соберите фрукты в саду, потанцуйте под музыку, сходите на пляж или прогуляйтесь по парку. Делайте разминку во время просмотра телевизора. Возьмите уроки боевых искусств, танцев или йоги.
Современная спортивная психология
Особенность современного спорта — отражение современных тенденций развития общества. Постоянное возрастание нагрузок делает невозможным минимизацию стресса, сопровождающего спортсмена. Это приводит к развитию различных нарушений, психологических травм и дистресса — комплексного состояния тревоги, когнитивных искажений, демотивации. Задача психологической службы, сопровождающей современный спорт — минимизация дискомфорта, вызванного чувством тревоги, активация механизмов психологической защиты.
Детальнее о спортивной психологии и точках соприкосновения двух этих, казалось бы совершенно различных, понятий в видео-ролике: