Что такое эхолалия и когда она перестает быть нормой?

  • Главная
  • Нарушения речи

Дети после 2-х лет активно выражают мысли и желания, обращаясь к взрослым, сверстникам. Их речь к 3-4 годам постепенно усложняется. Они могут задать вопрос, рассказать об интересной игре развернутыми предложениями. У малышей после четырех лет с эхолалией — привычкой повторять чужую речь, а не составлять собственные высказывания — с общением возникают трудности. Что такое эхолалия у детей, в чем причина речевого нарушения и как справиться с проблемой, расскажем в нашей статье.

Определение

Эхолалия — это форма речевого нарушения, при котором дети автоматически, без осознания смысла фразы, повторяют услышанное.

До 3-4 лет подобное поведение не считается аномалией. Рефлекторная привычка копировать даже полезна детям для формирования навыка говорения. Коррекционная работа на данном этапе не требуется, у здорового ребенка дефект пройдет самостоятельно.

Нельзя путать эхолалию с эхопраксией — повторением действий и жестов. Так же эхолалия отличается от двигательной стереотипии, для которой характерно бесцельное динамическое копирование жестов, движений и слов.

Если же малыш так повторяет слова после 4 лет, родителям стоит забеспокоиться. Эхолалия у детей дошкольного возраста является типичным симптомом при неврологических, психических патологиях. Нарушения речи становятся признаком таких заболеваний как аутизм, шизофрения, олигофрения, ЗПР, афазия.

Важно! Симптомы эхолалии и палилалии (аутоэхолалии) у детей схожи. Отличить их можно по следующему признаку: при аутоэхолалии малыш повторяет свои слова с нарастающей скоростью, неосознанно и беспрерывно. Это самоподражание. При эхолалии детсадовец повторяет звуки, услышанные от окружающих.

Причины и факторы риска

Все дети испытывают эхолалию, когда только начинают изучать разговорный язык. Большинство из них вырабатывает независимое мышление с возрастом, но некоторые продолжают повторять услышанное. Дети с нарушениями коммуникации гораздо дольше цепляются за повторение выражений. Дети с аутизмом особенно подвержены эхолалии.

Некоторые люди испытывают эту проблему только тогда, когда обеспокоены или встревожены. Другие испытывают ее постоянно, что в конечном счете может привести к немоте, поскольку они не смогут выражать свои мысли.

Взрослые с тяжелой амнезией или травмой головы могут испытывать эхолалию, когда пытаются восстановить свои речевые способности.

Симптомы

Симптоматика подражания чужой речи отличается от признаков патологического заболевания. К задержкам речевого развития у больных детей присоединяются типичные симптомы психических и неврологических расстройств. Различить состояния легче после 4-5 лет, до 2-3 лет у грудничков почти невозможно, требуется помощь доктора.

Основными проявлениями подражательного симптома являются:

  1. Воспроизведение услышанной фразы, слова или слога немедленно, через промежуток времени.
  2. Повторение предложений для успокоения, в моменты сильных переживаний.
  3. Тихая, невнятная речь.
  4. Невыраженная мимика.
  5. Нежелание отвечать, игнорирования вопросов.

Поводом для беспокойства служит комплекс симптомов нарушений в развитии, определять болезнь по одному признаку нельзя.

Это интересно! У аутистов очень хорошая память, иногда для повторения они выбирают целые тексты, прочитанные мамой рассказы или сказки. Воспроизводят их точно до каждого слова и даже копируют интонацию.

Стоит ли обращаться к врачу

Стоит ли при выявлении эхолалии у своего ребенка родителям немедленно обращаться к врачу? Ответ на этот вопрос зависит от возраста малыша.

Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а также в промежутке от 3 до 4-х лет. В это время повторение слов и фраз способствует развитию сигнальной системы и улучшает коммуникативные навыки.

То есть, эхолалия у малышей младше 4-х лет в большинстве случаев является физиологической нормой.

Но если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует проконсультироваться у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, сочетающаяся с задержкой психо-моторного развития.

Причины

Логопедия и нейропсихология различает несколько функций и причин синдрома. Дети добиваются определенного результата, чаще неосознанно.

  • Для общения. Так ребенок поддерживает беседу.
  • Для уточнения смысла вопроса, высказывания. Малыш произносит слово или фразу еще раз, чтобы понять, что она значит. Говорит для себя, а не для окружающих.
  • Для развлечения, игры. Если однажды фраза спровоцировала смех или одобрение, детсадовец будет говорить ключевое слово для привлечения внимания.
  • Для выражения чувств, настроения. Повторением слов и фраз для этих целей часто пользуются аутисты. Пытаются пережить не смысл сказанного, а только эмоции, стараясь завязать контакт с окружающими.
  • Систематизация новой информации. Ребенок воспроизводит в памяти события дня, заново переживает эмоции. Может повторять фразы или звуки, которые вызвали сильные чувства.
  • Для аутостимуляции, саморегуляции. От повторения знакомого материала аутисты и нервные дети испытывают удовольствие.

На заметку! Иногда дети 6-7 лет, когда адаптируются в первом классе, или ясельники используют повторение одной фразы для успокоения. Это может быть небольшое предложение типа: “Мама придет, я молодец!”. Временная эхолалия проходит после полной адаптации в новом коллективе.

Причины эхолалии

В основе эхолалии лежит расторможение имитативного (подражательного) рефлекса, который является наиболее простым способом освоения сложных навыков и речи детьми. Подражание взрослому проявляется немедленной эхолалической реакцией. Если рефлекс своевременно не заменяется другими техниками освоения речи, значит, присутствует его расторможенность. Причины эхолалии можно разделить на две большие группы: физиологические и патологические.

Физиологические факторы

На раннем этапе развития речи ребенок может активно использовать имитацию при общении с взрослым. Механизм повторения слов и фраз постепенно замещается самостоятельной спонтанной речью, но может быть растянут во времени или вновь возвращен в результате ряда причин:

  • Несформированность речевых навыков.
    Когда ребенок не знает что сказать, он просто копирует слова взрослого. Речевые эхо-повторения возникают у детей, которые не обладают достаточным запасом лексики, не могут спонтанно создавать фразы для ответов на вопросы.
  • Непонимание лексико-грамматических конструкций
    . В развитии речи возможен этап, на котором ребенок понимает значения слов, но не умеет правильно составлять их в предложения. Повторение вопросов он использует для просьб. Например, озвучивает услышанное ранее; «Ты хочешь есть?», чтобы сообщить маме, что голоден.
  • Переживание стресса.
    Новая обстановка и необходимость общаться с незнакомыми людьми могут стать причиной регресса речи у ребенка. В стрессовой ситуации эхолалия возвращается как наиболее простой способ коммуникации.
  • Привычка.
    Иногда ребенок осознает, что повторяет фразы взрослого. Он делает это по привычке, следуя закрепленному шаблону. Причиной такого речевого поведения является несформированность навыка саморегуляции. Чтобы избавиться от симптома, необходимо указывать ребенку на неприемлемость использования эхолалий.

Причины патологической эхолалии

У взрослых и детей старше 2-летнего возраста эхолалическая симптоматика проявляется при психических и неврологических заболеваниях. Отсроченная эхолалия характерна для расстройств психики, связана с нарушением целенаправленности познавательных процессов. Немедленные эхолалические реакции развиваются вследствие поражения или недоразвития лобных долей мозга ответственных за контроль деятельности. Патологические причины представлены следующими заболеваниями:

  • Расстройства аутистического спектра.
    Эхолалия – распространенный симптом речевых нарушений при раннем детском аутизме. Автоматическое многократное повторение предложений используется как средство саморегуляции эмоций, поведения. Также симптом может наблюдаться при синдроме Аспергера.
  • ЗПР и олигофрения.
    При заболеваниях с интеллектуальным отставанием отмечается недостаточное развитие речи. Эхолалия позволяет компенсировать дефицит словарного запаса, навык самостоятельного построения высказывания. При умственной отсталости эхолалические симптомы часто сочетаются с эхопраксией – имитацией жестов, поз, движений.
  • Шизофрения.
    Эхолалия возможна при кататонической шизофрении. Она может носить отставленный характер, не быть связанной с актуальной ситуацией. Встречаются варианты с механическим повторением без интонации, с точным повторением («патефонная» речь), со своеобразной модуляцией («попугайная» речь).
  • Органические поражения головного мозга.
    Эхолалия возникает при патологиях, затрагивающих лобные доли. При болезни Пика изначально отмечается неточное повторение речи в сочетании с сенсорной афазией, которое сменяется истинными эхолалическими реакциями. После инсульта при сенсорно-моторной афазии формируется автоматическая эхолалия с возможным обратным развитием. Атеросклероз сосудов может сопровождаться непостоянной неточной эхолалией.
  • Генетические психоневрологические заболевания.
    Автоматические повторения фраз и слов выявляются в клинической картине синдрома Ретта, нарастают вместе со стереотипными однообразными движениями рук, общим обеднением речи, снижением интеллекта. У больных синдромом Туретта эхолалические проявления представляют собой голосовые тики, сопровождающиеся множественными двигательными тиками.

Виды

Неврологи и дефектологи делят речевое нарушение на два вида. Классификация основывается на временном промежутке между произношением фразы и первым знакомством с ней.

Отсроченная

Характерна для аутичного поведения. Больные дети повторяют слова и предложения спустя несколько часов или дней после того, как слышали их, прочитали в книге. Отсроченную эхолалию также применяют здоровые малыши для игр, саморегуляции в период адаптации в детском садике.

Немедленная

Свойственная маленькими детям. Малыши воспроизводят звук или слово сразу. Аутичные дети используют немедленную эхолалию для паузы, чтобы понять, что его спросили или сказали собеседники. Для малышей с алалией умение повторять услышанное точно, с правильной постановкой ударения — хороший признак выздоровления.

Механизмы эхолалии:

  1. Нарушение/замедление обработки слуховой, слухоречевой информации (чаще при немедленных эхолалиях);
  2. Нарушение когнитивных механизмов речи (соотнесение слова с предметом/действием, которое оно обозначает, и грамматические связки);
  3. Несформированность образа «Я» как субъекта речи (часто у детей с эхолалией можно наблюдать проблемы с использованием местоимений) и соответствующие проблемы коммуникации;
  4. Нарушение/несформированность функции планирования речевого высказывания (артикуляция остается сохранной, а что и в какой последовательности говорить – с этим проблема);
  5. Нарушение/несформированность мышления;
  6. Нарушение «центрального связывания» — способности проанализировать и связать детали в общую картину (это можно и к мышлению отнести).

Я могу долго перечислять зоны мозга, которые могут быть «виновны» в эхолалиях, но смысл один: единой локализации нет. Можно о с проводниками (белым веществом), левой лобной долей, задней ассоциативной корой и латерализацией речевой функции.

Еще один стереотип, связанный с эхолалиями: от них нужно срочно избавляться, они плохие. Да, эхолалии являются симптомом имеющегося нарушения функционирования мозга. Но эхолалия – это чаще всего функционально хороший признак, с ней можно работать, развивать.

Диагностика

Обращаться за консультацией к неврологу, логопеду, дефектологу, психиатру нужно, если эхолалия наблюдается у малыша после 4 лет. После беседы с маленьким пациентом, знакомства с характеристикой из сада, от родителей, проведения простого теста, доктор сможет понять, является привычка повторять нормой или патологией.

Если невролог или психиатр заподозрят какие-либо расстройства, понадобятся дополнительные лабораторные и аппаратные исследования. Малышу нужно пройти:

  1. УЗИ мозга
  2. Электроэнцефалограмму
  3. МРТ
  4. Осмотр лор-врача

Выявлять патологию с помощью дополнительных анализов нужно после 4-5 лет. Прогноз на будущее зависит от поставленного диагноза и способности работать над его устранением у малыша, родителей.

Совет! Мамам детей с ЗРР, аутизмом важно избавиться от стереотипов. Психиатрия считается непопулярной наукой и разделом медицины у молодых родителей из-за боязни “страшных” справок о болезни на всю жизнь. Важно не то, что будет написано в карточке ребенка, а насколько быстро вы обратитесь к доктору, сможете помочь ребенку справиться с проблемой. Грамотные психологи и психиатры ставят перед собой именно такую задачу. Откладывать лечение нежелательно.

Типы эхолалии

Существует две основные категории эхолалии: функциональная (или интерактивная) эхолалия и неинтерактивная эхолалия, когда звуки или слова могут использоваться только для личного использования, а не общения.

Интерактивная эхолалия

Функциональная эхолалия — это интерактивная попытка общения, предназначенная для взаимодействия с другим человеком. Например:

  • Человек с эхолалией использует фразы, чтобы заполнить пустоты в чередующемся словесном обмене.
  • Речь используется для завершения знакомых словесных процедур, инициированных другими. Например, если человека с эхолалией просят выполнить задание, он может сказать «хорошая работа!» в процессе выполнения, повторяя то, что он привык слышать.
  • Речь может использоваться для предложения новой информации, но может быть трудно соединить точки. Например, мать может спросить своего ребенка, что он хочет на обед, и он споет песню из рекламного ролика о том, что хочет бутерброд.
  • Человек с эхолалией может сказать «хочешь пообедать?», чтобы попросить свой собственный обед.

Неинтерактивная эхолалия

Неинтерактивная эхолалия, как правило, не предназначена для общения, а предназначена для персонального использования, например, для личного обозначения или самостимуляции. Примеры включают:

  • Несфокусированная речь. Человек с эхолалией может говорить что-то, что не имеет отношения к контексту ситуации, например, произносит фрагменты телешоу во время прогулки по классу. Такое поведение может быть самостимулирующим.
  • Ситуационная ассоциация. Речь запускается ситуацией, изображением, человеком или деятельностью и, по всей видимости, не является попыткой общения. К примеру, если кто-то увидит фирменный продукт в магазине, он может спеть песню из рекламного ролика.
  • Репетиция. Говорящий может произнести одну и ту же фразу самому себе мягко несколько раз, прежде чем ответить нормальным голосом. Это может быть практикой для предстоящего взаимодействия.
  • Самоуказание. Люди могут использовать высказывания, чтобы провести себя через процесс. Например, если они делают бутерброд, они могут говорить себе: «Включи воду. Используй мыло. Помой руки. Выключи воду. Руки сухие. Возьми хлеб. Положи хлеб на тарелку. Возьми колбасу», и так далее, пока процесс не будет завершен.

Формы заболевания

Патология проявляется двумя формами:

  • Немедленной;
  • Отсроченной.

При немедленном речеподражании ребенок практически сразу же произносит услышанное от взрослых или других детей слово или фразу. Повторять он может и слова, произносимые в телевизоре, по радио.

Немедленный тип эхолалии характерен для периода становления речи. При патологии повторение фраз дети заполняют тот отрезок, который им необходим для осмысления услышанного.

При отсроченной эхолалии услышанные речевые выражения дети повторяют спустя некоторый промежуток времени, который может занимать по продолжительности от 10-15 минут до 5-7 суток, а иногда и исчисляется месяцами.

Такое звукоподражание считается компенсаторным, то есть выполняет ряд функций, таких как:

  • Аутостимуляция. Ребенок повторением слов и фраз пытается прочувствовать эмоции, когда-либо испытанные им в прошлом;
  • Передача окружающим своего настроения. С помощью повторения слов малыш демонстрируют не свое знание обозначения понятия, а его эмоциональную нагрузку;
  • Обобщение и систематизация информации. Повторяя предложения и слова, малыш воспроизводит в своей памяти то, что уже произошло и старается это осмыслить.

Немедленная форма эхолалии до 4-5 лет не должна у родителей вызвать беспокойства при отсутствии других признаков нарушения работы органов ЦНС.

При выявлении отсроченного речеподражания уже нужно насторожиться, и, если оно не проходит, пройти обследование.

Диагноз и коррекция состояния ребенка

Если родитель заметил первые симптомы эхолалии отклонения у ребенка, то необходимо обратиться к специалисту за дополнительной консультацией. В такой ситуации поможет психолог или психоневролог.

Врач после беседы с ребенком сможет точно ответить, является ли данное состояние нормой или отклонением психического развития. Также может проводиться и дополнительная диагностика, которая включает проведение различных тестов.

При подозрении в данном отклонении, как и при иных психологических заболеваниях, необходимо сдать такие анализы:

  • крови и мочи;
  • ДНК.

Все нейропсихологические анализы и исследования помогают выявить сопутствующие заболевания и отклонения. Чтобы уточнить диагноз и более тщательно изучить состояние пациента, проводится инструментальная диагностика, которая включает ряд процедур:

  1. Ультразвуковое исследование. Помогает выявить и определить степень повреждения головного мозга.
  2. Электроэнцефалограмма. Помогает определить симптоматику эхолалии и раннего аутизма.
  3. Магнитно-резонансная томография. Помогает выявить аномалии головного мозга, височной доли и мозолистого тела. Диагностирует нарушение развития речи и ранний аутизм.
  4. Проверка слухового аппарата. Помогает исключить тугоухость и иные речевые задержки.

Главные преимущества данных методов в том, что они вполне неинвазивные.

Если у ребенка не диагностирована задержки в развитии, то лечение эхолалии не проводится. Но взрослые должны соблюдать некоторые рекомендации специалиста:

  • с ребенком необходимо разговаривать не спеша и четко, тон должен быть спокойным;
  • если родитель задает вопрос, то ответ должен быть либо «да», либо «нет»;
  • ребенок не должен подвергаться стрессовым ситуациям.

Если у ребенка диагностированы дефекты речи, то проводиться коррекция, которой занимается логопед. При необходимости можно обратиться за помощью и к дефектологу. Коррекция эхолалии проводится с помощью специальных упражнений и занятий для детей.

Если у ребенка был диагностирован аутизм или иные психические патологии, то лечение проводится комплексное. Терапия заболевания назначается исключительно специалистом, под каждого пациента подбирается индивидуально. Родителям, у которых такие дети, необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:

  • проявить терпение и понимание к ребенку;
  • не прерывать ребенка, если он повторяет слова или фразу, постоянно пытаться понять, что он говорит или что хочет донести до взрослого;
  • родитель должен постепенно увеличить словарный запас ребенка, добавляя новые слова и фразы в его речь;
  • чтобы ребенку было легче сделать выбор, и он понимал, что от него хотят, нужно использовать картинки, так ему будет легче принять правильное решение.

Чтобы лучше понимать человека с данным диагнозом, необходимо обращать внимание не только на смысл слов, но и на ситуацию, в которой он находиться в данный момент, интонацию, мимику и иные нюансы, которые помогут сформировать полноценное общение.

Для лечения эхолалии не нужны лекарственные средства, но они могут быть использованы для терапии провоцирующих патологий и заболеваний – шизофрении, поражении мозга и иных.

Что нужно понимать родителям?

Родители могут нормализовать процесс коммуникации ребенка со сверстниками, превратить данное расстройство в инструмент взаимодействия с окружающим миром. Специалисты советуют придерживаться таких рекомендаций, которые помогут ребенку адаптироваться:

  1. Никогда не стоит останавливать ребенка с данным дефектом, прерывать его речь. Проговаривая и постоянно повторяя слова, ребенок старается самовыразиться, побороть проблему с устной речью. Если не общаться с таким особенным ребенком, то он не сможет тренировать свое произношение, побороть беспокойство и не сможет научиться поддерживать беседу.
  2. Всегда стоит обращать внимание на все сказанные слова и фразы ребенка, даже если кажется, что они не имеют никакого смысла. Это позволяет изучить данное отклонение и наладить контакт с чадом. Необходимо обязательно обращать внимание на мимику, интонацию и эмоциональное состояние, тон и ритм сказанного.
  3. Стараться всегда поддерживать разговор. Формируйте новые фразы, расширяйте словарный запас. Занятия должны быть регулярными и проводиться в спокойной обстановке.

Что такое эхолалия, эхофразия? Определение

Эхолалия характеризуется спонтанным компульсивным бессмысленным


неконтролируемым человеком автоматическим повторением звуков, слогов, слов, которые услышаны в речи других людей. Причем может сохраняться даже интонация услышанных слов. Термин «эхолалия» происходит от греческих слов «echo», которое означает «отражение звука», и «lalia», которое означает «речь», или «laleo», означающего «говорю». В древнегреческой мифологии существовала нимфа, которую звали Эхо. Она окаменела. От нее остался только ее голос. Голос повторял окончания слов, которые люди произносили в ее присутствии. Синонимом является эхофразия.

Лечится ли эхолалия?

Эхолалия может быть скорректирована при помощи особых программ занятий и упражнений с использованием различных пособий. Их назначают и подбирают психоневрологи, дефектологи, учителя коррекционной школы, логопеды и другие профильные специалисты. При разработке программы коррекции учитывается возраст пациента, особенности его развития и степень тяжести его состояния.

Для диагностики эхолалии специалисту может быть достаточно провести беседу с пациентом. Данная процедура проходит в комплексе с другими диагностическими манипуляциями (например, МРТ головного мозга), призванными выявить имеющиеся неврологические заболевания или особые психические состояния, при которых эхолалия выступает в качестве дополнительного симптома.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: