Значение цвета в рисунках детей дошкольного возраста: психология. Ребенок выбирает для рисунка красный, оранжевый, фиолетовый, синий, желтый, зеленый, черный цвет: значение в психологии


Психология цвета

Стоит поговорить о том, каково значение цветов в психологии. Хорошо известны факты, как маркетологи используют цветовую гамму для увеличения продаж магазина, как стилисты подбирают не только саму одежду, но и ее оттенок для человека, чтобы притянуть к себе внимание окружающих. Эти и другие явления изучает психология цвета. Определение цветов в психологии и их влияния на личность происходит в первую очередь благодаря их действию на ее настроение и эмоции. Например, когда человек смотрит на темно-синий, то количество ударов его сердца в минуту уменьшается, дыхание замедляется. Отсюда можно сделать вывод: темно-синий – успокаивающий цвет, он дарит покой и умиротворение. Оранжевый, наоборот, увеличивает давление крови, ускоряет сердцебиение, дает человеку некую стимуляцию. Безусловно, цвета действуют на нервную систему, от которой зависит вся жизнедеятельность человека.

Зрительное восприятие цвета

Постоянное пристрастие личности к тому или иному оттенку объясняется его характером. Человеку всегда нравился красный, но внезапно он покупает серую вещь, невзирая на значение цветов одежды. В психологии это явление объясняется просто: вот он привык к красному и постоянно его носит, а серый купил, потому что в этот момент ему подсказало настроение, некий всплеск. Получается, что при помощи цвета, можно поменять свой настрой. Те, у кого в последнее время он был плохой, чаще всего смотрят на темные оттенки. Выбор происходит интуитивно. Если же настроение на высоте, то человеку нужны яркие краски.

Цветовой тест Люшера

Макс Люшер — профессор и психолог из Швейцарии. Свою научную деятельность он посвятил изучению положений цветовой диагностики. Именно он придумал тест, названный его именем, построенный на базе функциональной психологии. Так что же такое значение цвета в психологии по Люшеру? В первую очередь профессор сделал акцент на то, что структура цвета, а следовательно, и его значение остается неизменными. Это значит, что независимо от того, нравится ли человеку темно-синий или нет, он все равно означает «покой». Люшер решил рассмотреть само отношение людей к цветовой гамме. И если каждый человек видит ее по-своему, то и, возможно, значение цветов в психологии тоже варьируется.

Психология серого цвета

Серый — знак нейтральности, середины. Личность, выбирающая его для себя, не берет во внимание значение цветов в психологии человека. Она хочет остаться в стороне от всего, что снаружи. Такие люди предпочитают не открываться другим, они держат все в себе. Это не значит, что они напряжены или расслаблены, они просто находятся посередине, на нейтральной территории. Это стремление отгородиться от всего, остаться нетронутым.

Те люди, для которых серый цвет стоит на последнем месте, считают его очень скучным и однообразным. Они предпочитают радоваться жизни и наслаждаться яркими красками. Это неким образом связано с непреодолимым желанием быть постоянно вовлеченным в какую-нибудь активность.

Значение цвета по люшеру. Значение

Определить значение ключевых цветов теста можно с помощью психологической интерпретации цветов: они соответствуют качествам личности. Значение основных цветов теста Люшера:

  1. Серый. Нейтральный с точки зрения психологии цвет. Он характеризует личность, которая стремится спрятаться, отдалиться от окружающих и ограничить свою территорию. Серый не соответствует ни плохим, ни хорошим качествам характера, но подчеркивает нежелание участвовать в диагностике. Выбирая серый, человек может демонстрировать свою усталость и апатию. Тот, кто ставит его на последнее место, часто гиперэмоционален и имеет завышенные требования к себе и окружающим.
  2. Синий. Он символизирует покой и удовлетворение. Этот цвет нравится людям, которые полностью довольны своей жизнью, не испытывают напряжения, легко находят общий язык с окружающими. Если синий стоит на последнем месте, человек нуждается в приятии и чувстве привязанности. Он избегает общения с коллегами, постоянно стремится к новым ощущениям, но не получает удовлетворения от них.
  3. Зеленый. Выбирающие зеленый ставят на первое место здоровье, силу воли и самоутверждение. Такие люди склонны рассматривать любое явление с позиции логики. Они полагаются на свою память и аналитические способности. Зеленый на последней позиции означает неверие в собственные силы, отказ от ответственности за свои действия.
  4. Красный. Цвет жизненной силы, который выбирают лидеры. Они стремятся получать удовольствие от всех жизненных аспектов. Часто имеют широкий круг общения, но не сближаются с людьми. Склонны к манипулированию и эгоизму. Красный на последней позиции говорит о пассивном отношении к жизни и склонности к подчинению.
  5. Желтый. Выбор желтого цвета на первое место говорит о позитивном отношении к жизни, спокойствии и любви к переменам. Такие люди доброжелательны к окружающим и не склонны к конфликтам. Они не любят напряжения и эмоциональных волнений. Желтый на последнем месте — показатель разочарованности. Человек чувствует себя изолированным, обманутым в своих надеждах. Поэтому он подсознательно избегает неожиданностей, чтобы не получать новых разочарований.
  6. Фиолетовый. Этот цвет образует сочетание красного и синего — цветов с противоположными качествами. Его выбирают люди с магическим мышлением, склонные фантазировать и мечтать об идеальных отношениях. Часто фиолетовый на первое место ставят подростки. Пренебрежение этим цветом говорит о замкнутости и отчужденности, рационалистическому подходу.
  7. Коричневый. Его склонны выбирать люди, нуждающиеся в физическом комфорте. Они ценят уют, часто нуждаются в отдыхе и уютной домашней обстановке. Если коричневый стоит на последнем месте, человек отвергает свою потребность в комфорте. Это может привести к потере способности к наслаждению и деструктивной компенсации.
  8. Черный. Цвет полного отрицания. Его выбирают люди, которые жаждут перемен в своей жизни и отказываются мириться с окружающей действительностью. Если черный стоит на последнем месте, человек доволен жизненными условиями или боится перемен.

Психология синего цвета

Синий цвет всегда символизировал покой и гармонию. Учеными доказано, что когда человек смотрит на объекты, выполненные в синих тонах, он успокаивается. В это время его организм готовится к отдыху и расслаблению. Этот оттенок несет в себе гармоничное состояние и символизирует единение с миром. Значение цветов в психологии, особенно синего, темно-синего, индиго, голубого заключает в себе ассоциации с тишиной и умиротворением.

Синий находит соответствие со спокойными водами, флегматичным человеком, женственностью, нежностью. Многие ученые считают, что он обладает вещественной полнотой. Страдающие ожирением люди чаще всего отдают свое предпочтение именно этому оттенку. Если при тесте человек отвергает синий цвет, значит, он бежит от покоя и доверия, его потребность в этом остается неудовлетворенной. Это может говорить о том, что он не желает привязываться к чему-либо и не может позволить себе тратить на это время, так как, по его мнению, такой поступок влечет за собой отказ от чего-то очень важного. Расслабление может привести к депрессии, от которой многие стараются держаться подальше. Обычно они постоянно напряжены, и находятся в поисках внешних раздражителей, делают все, чтобы состояние покоя никогда не наступало, ведь это может стать причиной ведения образа жизни, лишенной смысла.

Как цвета влияют на психику детей?

Обстановка, окружающая ребенка, – фактор немаловажный. Оформляя интерьер детской, нужно учитывать различные аспекты. А выбор цветовой гаммы, которая будет преобладать в детской комнате, является одним из самых важных аспектов.

Как цвет может повлиять на развитие малыша и формирование его характера? Как посредством цвета помочь ребенку бороться с трудностями или, наоборот, отвлечься от негативных ситуаций? Поэкспериментируйте с оформлением детской, не забывая, что мироощущение ребенка может не совпадать с вашим. Проследите за его настроением и состоянием и действуйте исходя из этого, пишет News.nado.ua.

Белая комната: энергия жизни

У многих народов белый цвет – символ удачи, добра, жизни. По некоторым поверьям, если в белый выкрасить стены дома изнутри, то в нем будет мир, а если косяки дверей – каждый человек, входя в жилье, оставит свое зло снаружи. Белый способен стать великим исцеляющим цветом, так как несет надежду, энергию и мощь преобразования. Он эффективно тонизирует организм, а также оказывает благотворное влияние на замкнутых и скованных детей, их самооценка повышается. Однако господствующий белый может вызвать ощущение неприступности и превосходства над другими, а также впечатление чрезмерной стерильности помещения. Его лучше использовать в сочетании с другими цветами.

Серая комната: двойственность натуры

Люди, предпочитающие серый цвет, не считают, что с помощью эмоций можно что-то изменить, не верят в искренность переживаний; они полагают, что чувства следует проявлять только в определенных обстоятельствах (но не сейчас). Отсюда их постоянная скованность, сдержанность и, следовательно, эмоциональное истощение. Серый цвет стабилизирует окружающую обстановку, однако он двойствен. С одной стороны, имеет негативное значение: человек в серой комнате чувствует себя изолированным, отделенным от других, ему кажется, что у него нет будущего, он болен, никому не нужен, ему чего-то не хватает.

С другой стороны, в своем положительном значении серый цвет соответствует уверенности, что окружающее незыблемо и все лучшее – впереди. С этой двойственностью связаны особенности воздействия на человека различных оттенков цвета.

Светло-серый успокаивает и тело, и душу – ведь он стремится к белому. Причем вызывает легкое ощущение покоя, свободы, обусловливает хорошее психоэнергетическое состояние. А темно-серый, напротив, являясь отражением борьбы разума с беспричинной тревогой, лишен внутренней энергии, он давит, «подрезает крылья». Любой оттенок серого не побуждает к активным действиям. А темно-серая комната для здоровых детей не подходит, так как это цвет болезни, пассивности, скуки.

Желтая комната: для умных и любознательных

Желтый цвет олицетворяет ум – считается, что он влияет на интеллектуальное развитие, стимулирует расширение познавательных интересов. Он помогает преодолевать трудности, способствует концентрации внимания (поэтому, например, экзамены, сдаваемые в аудитории с желтыми стенами, проходят наиболее успешно). Под воздействием желтого человек быстро принимает решения. Людям, предпочитающим этот цвет, присущи такие качества, как высокая самооценка, уверенность в себе, оптимизм, позитивное мышление, а также активная жизненная позиция и работоспособность. Тем, кто отвергает желтый, как правило, не хватает психологической самостоятельности.

Желтый цвет стимулирует развитие интуиции и сообразительности. Его присутствие в детской положительно сказывается абсолютно на всех аспектах жизни ребенка. Он прекрасно подходит для оформления комнаты малыша, так как активизирует деятельность мозга, поднимает настроение, увеличивает скорость восприятия, остроту зрения. Этот цвет противопоказан лишь в случаях, если ребенок слишком возбудим или страдает невралгией.

Спокойная или яркая?

Слово «детская» применимо к совершенно разным помещениям: для игр, для занятий, для сна. Пожалуй, далеко не каждый человек может выделить ребенку несколько комнат – как правило, дети и спят, и играют в одной и той же. Не стоит делать помещение для малыша слишком ярким и наполнять множеством разноцветных игрушек, уподобляя детским игровым в развлекательных центрах. Задача последних – отвлечь дитя от родителей и стимулировать его активность на короткое время. Взрослые спокойно бродят по магазинам, а потом в машине обсуждают покупки, когда чадо засыпает после подвижных игр. В итоге все остаются довольны.

Дома же такое оформление приведет к тому, что ребенок будет постоянно возбужден, станет капризничать, требуя от уставших мамы с папой новых развлечений, его с трудом удастся уложить спать. Не надо забывать, что детская – в первую очередь спальня. В игровую ее превращают яркие игрушки, которые можно доставать из ящиков, а потом убирать.

Зеленая комната: надежда – мой компас земной

Такая комната – помещение для релаксации. Зеленый цвет рождается в результате слияния синего и желтого, поэтому в нем сочетаются качества и того и другого. Отсюда – покой и минимум движения. Он способствует самоанализу, стимулирует стремление человека разобраться в самом себе, ничего не требует и никуда не зовет. Однако этот цвет несет потенциальную энергию: он всегда обещает некие жизненные перспективы, символизирует процветание и новые начинания. Зеленый нормализует давление, стабилизирует пульс и дыхание, повышает остроту зрения. Человек под его воздействием становится более внимательным – вот почему в прошлом письменные столы затягивали сукном зеленого цвета, а настольные лампы имели зеленые абажуры. Кроме того, господство зеленой гаммы в интерьере детской способствует хорошему настроению, помогает бороться с бессонницей. Рисунки, игрушки и переплеты книг в зеленых тонах – то, что необходимо ребенку.

Обратите внимание: идеальна для детской пастельная гамма. Она освежает комнату, создает хорошее настроение. Можно окрасить все стены в разные тона.Так, голубоватая или зеленоватая стена, на которую падают солнечные лучи, снижает яркость цвета и вызывает ощущение прохлады. Стену, находящуюся в тени, лучше сделать персиковой или кремовой. А для стимулирования творческой деятельности ребенка японские дизайнеры рекомендуют развешивать на стенах детские рисунки. Это придаст комнате индивидуальный стиль.

Фиолетовая комната: избыток чувств

Фиолетовый – тяжелый цвет. Его надо разбавлять «золотом», иначе он может привести к депрессии. Предпочитают фиолетовый люди сентиментальные, слишком отдающиеся своим чувствам, увлекающие-ся мистикой либо те, кто не может найти в себе силы реализоваться. Личности независимые, рациональные, умеющие контролировать свои эмоции и действия, как правило, его отвергают. Фиолетовый цвет для детской не самый удачный, так как, по данным физиологов, снижает пульс, а по наблюдениям психологов, заставляет концентрироваться на своих чувствах и не способствует эмоциональному созреванию.

Красная комната: движение и активность

Красный – источник энергии, он олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе. Это цвет активности, импульсивности, деятельности, он воодушевляет и дает силы. Люди, предпочитающие его, всегда в движении и добиваются того, чего хотят. Они любят быть первыми, хотя у них не всегда это получается. Девиз этого цвета: «Пусть выживет сильнейший». Красный способен оказать и разрушительное влияние – как огонь, который и согревает, и сжигает. Он заставляет насторожиться при опасности. Приверженцам этого цвета свойствен максимализм в эмоциях: такие люди страстно любят, страстно ненавидят и страстно верят. Они практичны, обычно не ходят вокруг да около (никогда не уговаривают – берут то, что им нужно), хотя склонны к поступкам спонтанным.

Красный и бордовый цвета возбуждающе действуют на нервную систему, повышают кровяное давление. Гипотоники и апатичные, малоактивные дети почувствуют себя лучше в интерьере с яркими красными акцентами. Но это должны быть именно отдельные элементы, а не красные обои на четырех стенах. При длительном воздействии этот цвет негативно влияет на детскую психику, поэтому интерьер с преобладанием красного может вызвать головные боли и ночные кошмары. Дети, живущие в такой комнате, чаще ссорятся.

При оформлении детской надо учитывать возраст ребенка. Когда ему менее 2 лет, главную роль играют вкусы его матери, через которую дитя воспринимает мир. Если декорировать комнату так, что мама станет ощущать дискомфорт (пусть это даже успокаивающий синий или стимулирующий развитие желтый), то и сыну или дочке будет неуютно. Для общего развития в детской полезно иметь игрушки всех основных цветов, чтобы малыш мог освоить их названия. Ребенок 3-7 лет формирует свое представление о мире через игру. Поэтому помещение необходимо оформить так, чтобы оно могло превращаться в игровое пространство. Когда малышу хочется спать, игрушки надо убирать в ящики, шкафы. В комнате дошкольника лучше использовать несколько цветов: это помогает освоить цветовые эталоны и способствует возникновению различных эмоциональных состояний. Требуется и место для самовыражения – уголок для рисования на стене или для конструирования. В возрасте 7-12 лет ведущая деятельность – познавательная. Комнату для обучения не стоит оклеивать обоями с ярким детализированным рисунком, так как они отвлекают и мешают сосредоточиться.

Оранжевая комната: теплое солнце

Этот теплый, радостный и энергичный цвет обладает всеми плюсами красного, но не несет агрессии, действует довольно мягко. Жизненная сила красного позволяет оранжевому вытеснять все остальные цвета. Он постоянно держит в тонусе, связан с самоутверждением, стремлением к достижению цели. Оранжевый – это теплота, блаженство, накал, но в то же время – приглушенный свет заходящего солнца. Практически всегда он влияет благотворно, так как улучшает настроение, навевая мысли о позитивных сторонах жизни (в отличие от синего). Этот цвет помогает человеку чувствовать себя более раскрепощенным и свободным, настраивает на оптимизм и открытость в общении.

Как утверждают исследователи детской психики, оранжевый любят все малыши. Он способствует пищеварению, усиливает аппетит, но перебор с этим цветом в интерьере может вызывать у ребенка переутомление, а порой даже головокружение. Поэтому лучше всего, если в детской оранжевыми будут лишь несколько деталей. Оранжевый оказывает активизирующее влияние на замкнутых детей, помогает освободиться от страхов. Он стимулирует развитие творческих способностей.

Розовая комната: мир грез

Розовый говорит о романтичности, доброте, любви, страстности. Теплота этого цвета растворяет негатив. Он создает ощущение комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей и мрачного настроения, помогает преодолеть кризисные состояния. Розовый часто выбирают чересчур чувствительные люди. Преобладающий розовый свидетельствует о потребности человека в защите, о его отстраненности от реальной жизни, уходе в мир грез, сказок и возвышенных мыслей. Чрезмерное увлечение этим цветом говорит о том, что подросток считает себя слишком тонкой, эмоциональной, аристократичной натурой, которой сложно вписаться в окружающий грубый мир. Если вы хотите воспитать своего ребенка лидером, властным и жестким, такой цвет для его комнаты не подойдет.

Синяя комната: бездонный омут

У этого цвета «нет дна» – он бесконечен, затягивает в себя. При этом его силу недооценивают. Он создает предпосылки для глубоких размышлений над жизненными ситуациями, призывает к поискам смысла, истины. В то же время синий косвенным образом вгоняет в меланхолию, когда человек не получает ответа на мучающие его вопросы. Приверженцев синего отличает постоянство, упорство, самоотверженность, строгость. Они стараются все привести в порядок, систематизировать, всегда имеют собственную точку зрения, если что-либо делают – то самозабвенно, а их преданность другим может доходить до добровольного рабства.

Синий угнетает нервную систему, вызывает ослабление пульса, снимает мышечное напряжение и притупляет болевые ощущения. Иногда под его влиянием наступают усталость и депрессия. В детской этот цвет может присутствовать лишь весьма ограниченно: например, пижама, халат ребенка, кайма на одеяле.

Черная комната: загадочный внутренний мир

Черный все скрывает, он притягивает и пугает, загадочен, но в то же время богат и неоднозначен. Черный всегда бросает людям вызов, и под его влиянием они высвобождают свою сущность. Человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. Напряженную атмосферу черной комнаты нельзя назвать полезной для благополучного эмоционального развития ребенка. Черный предполагает отрицание других цветов. И если подросток вводит его в палитру своего интерьера, это скорее всего свидетельствует об активном неприятии, например, жизненных ценностей родителей, или их взаимоотношений, или мира взрослых в целом. Черный цвет в комнате школьника может говорить о том, что он выстраивает свою модель мира – достаточно агрессивную, или о пессимистическом, бездеятельном периоде жизни.

Психология зеленого цвета

Действие зеленого цвета также считается важной составляющей в толковании понятия «значение цветов». В психологии считается, что люди, чья душевная привязанность неудовлетворена, стараются компенсировать именно этой краской. Она символизирует независимость. Симпатия к ней часто встречается у молодых людей, которые хотят поскорее стать самостоятельными. Она является символом постоянства и настойчивости, некой степени жестокости, твердости и упорства. Люди, выбирающие зеленый цвет, очень осторожно относятся к изменениям. Они стремятся повысить уверенность в себе, в своих навыках и умениях за счет самоутверждения. Они могут добиться симпатии у других, например, за счет своего финансового положения.

Этот оттенок в некоторой степени управляет человеком. Личность может ощущать гордость, превосходство над другими, желание управлять остальными членами общества. Любители зеленого, как правило, много думают о здоровье и о том, как увеличить длительность своей жизни. Они защищают свои принципы, иногда страдают от того, что не получают признания других людей. Что касается тех, у которых зеленый стоит на последнем месте, можно сказать то, что они утратили силы для борьбы. Это может привести к тому, что они будут винить в своих ошибках других. Отвергающие зеленый цвет — это люди, потерявшие самообладание и терпение, за счет чего в поведении появляется импульсивность.

Зеленый цвет в рисунках ребенка дошкольника: значение в психологии

Зеленый цвет — это цвет травы и деревьев. Дети любят рисовать цветы, листья и траву. Но, если вы заметили, что малыш часто рисует такие картинки, то, возможно, он чувствует недостаток любви с вашей стороны. Уходя в сказочный мир растений, он восполняет вакуум тепла и родительской заботы.


Детский рисунок про лето

Дети, рисующие растения, чувствительны к несправедливости по отношению к ним. Они, как барометр реагируют на неблагоприятный микроклимат в семье. Они ранимы и застенчивы.


Что значит зеленый цвет в детских рисунках

Психология красного цвета

Люди, желающие испытать сексуальное опьянение, выбирают красный или его оттенок малиновый цвет. Значение в психологии показывает на то, что на них, прежде всего, смотрят личности, жаждущие возбуждающих переживаний и эмоций. Оттенки красного символизируют жизненную силу. Они повышает кровяное давление, улучшают аппетит. Люди, любящие красный, желают ощутить всю полноту жизни. Те, кто ставит его на первое место, приобщены к спорту и борьбе. Это цвет мужественности, стремления, огня, духовных сил, покорения. Также означает сексуальное желание. Люди, у которых красный на последнем месте, испытывают с его стороны угрозу, потому как у них наблюдается недостаток жизненной силы. В качестве цвета, компенсирующего его, они чаще всего выбирают синий, чтобы усилить успокоение. При этом привязанность к нему становится болезненной из-за неудач в любви.

Фиолетовый цвет в рисунках ребенка дошкольника: значение в психологии

Психологи считают, что фиолетовый цвет способен навеять грусть и печаль. Его редко выбирают для оформления интерьера, одежды и мебели. Стоит ли огорчаться, если вы заметили, что малыш постоянно рисует фиолетовым карандашом? Фиолетовый цвет имеет множество оттенков и некоторые его оттенки такие же яркие, как красный или желтый.


Все оттенки фиолетового

Без фиолетового цвета не обойтись, если нужно нарисовать осеннее небо или штормовое море. Некоторые цветы имеют фиолетовые лепестки, и если ваш ребенок использует фиолетовые карандаши для таких рисунков, ничего страшного с ним не происходит.


Весенний пейзаж. Лес нарисован фиолетовыми красками

Психология желтого цвета

Нередко отвержение синего заставляет человека выбирать желтый цвет. Значение в психологии связано с отягощающей привязанностью, требующей облегчения, чтобы устранить депрессию. Неудовлетворенная эмоциональность заставляет человека безостановочно искать выход из ситуации. Это поиск удовлетворения и гармонии, попытка найти смысл жизни и место, где можно использовать свои возможности по максимуму. Желтый цвет является самым ярким, живым и легким. Ассоциируется со стимуляцией. Учащается пульс и дыхание, так же как и с красным.

Главным достоинством желтого является его яркость и неосознанный позитив. Он указывает на стремление человека освободиться от тяжести, от чего-то, что его угнетает. Люди, у которых этот цвет стоит на первом месте, надеются на счастье, и ждут его в любых формах и проявлениях. Они желают добиться признания и уважения. Ну а те, кто ставит желтый на последнее, как правило, разочаровались в жизни, в надеждах, в людях. Они стоят лицом к лицу с пустотой. Из-за заложенной в желтом яркости, он может быть отвергнут по причине перевозбуждения, вследствие чего человек чувствует раздражительность, злость, недоверие к людям, и постоянно находится в плохом настроении.

Черный цвет в рисунках ребенка дошкольника: значение в психологии (дать ссылку на статью)

Черный цвет самый грустный из всех возможных цветов. Нужно ли паниковать, если рисунки ваших детей черно-белые? Иногда дети выбирают такой стиль рисования лишь потому, что так легче и проще передать форму рисованных предметов, животных и людей. Насторожить должны лишь те рисунки, в которых наблюдается выраженная агрессия или обида к окружающему миру. Психологи считают, что этот цвет может быть выбран ребенком в подавленном эмоциональном состоянии.


Грустный детский рисунок

В таких случаях родителям нужно попытаться понять причины подавленного настроения детей. Иногда, своими рисунками дети сами дают подсказки своим родителям.


Рисунок с призывом о помощи

Если дети рисуют страшные, с точки зрения родителей картинки черным карандашом, у родителей возникает вопрос: все ли в порядке со здоровьем малыша? Прежде, чем обращаться за помощью к психотерапевтам, определите, видит ли ребенок ваш испуг и растерянность, когда вы рассматриваете эти картинки? Дело в том, что дети умеют читать по выражению вашего лица ваши внутренние переживания. И если ваш испуг понравился малышу, он может сознательно продолжать рисовать такие картинки с целью напугать своих родителей.


Черно-белые детские рисунки

Обычно к помощи психотерапевтов родители обращаются тогда, когда сами они чувствуют беспомощность в решении проблем с воспитанием малыша. Таким образом, свою работу по воспитанию детей они перекладывают на плечи других людей.

ВИДЕО: Работа психолога в детском саду

Как в домашних условиях определить эмоциональное настроение ребенка?

Попросите малыша нарисовать слона. Если малыш нарисует его черным и серым карандашом — значит сегодня его настроение грустное.


Серый слон

Если слон получится разноцветным — малыш весел и может в своем воображении серые будни сделать праздничными.


Разноцветный слон

Но, даже в дошкольном возрасте некоторые дети способны логически мыслить и выстраивать логические цепочки. И они могут быть такими:

  1. Слон на картинке и в зоопарке серый.
  2. Если нарисовать слона другим цветом — это будет уже не слон.
  3. Значит слона нужно рисовать черным и серым карандашом.

В итоге слон на картинке будет серым независимо от настроения ребенка. Картинки, нарисованные малышом, отражают его внутренний мир. Если ваш малыш любит рисовать яркие, интересные пейзажи, натюрморты или портреты — это говорит о его богатом внутреннем мире. И неважно, какие краски или карандаши он выбрал для этой цели. Больше про значение черного цвета на рисунках малышей можно прочитать в этой статье.

Психология фиолетового цвета

Люди, выбирающие цветовую гамму, могут не оценить значение сиреневого цвета. В психологии он указывает на повышенную эмоциональность человека, вследствие чего он может предчувствовать какие-то действия или события. Фиолетовый же цвет – это смесь красного и синего, необузданной энергии и спокойствия. Две противоположных силы. За любовь к магии и желание ей обладать отвечает именно фиолетовый цвет. Значение в психологии объясняется, с одной стороны, мечтами человека о чувственном слиянии с партнером, а с другой стороны, замкнутостью, потому что для этого нет никаких предпосылок.

Психология коричневого цвета

Учеными давно изучается психология цвета. Значение цвета в одежде, выбираемой человеком, очень хорошо описывает его сущность. Коричневый цвет представляет собой смесь желтого и красного с затемнениями. Вся необузданность красного в нем приглушена, задавлена. На первое место его ставят люди, которым не хватает жизненной силы. Все окружающее ими воспринимается пассивно. Коричневый символизирует чувственное восприятие мира и дает понять отношение человека к физическим ощущениям. У него наблюдается повышенная потребность в отдыхе, в создании вокруг себя уюта и умиротворения. Если же коричневый стоит на последнем месте или же цвет отвергается вообще, человек рассматривается как личность, старающаяся отличиться от толпы. В результате чего он может стать причиной внимания навязчивых сексуальных людей.

Тест Люшера — описание и интерпретация

Библиотека » Методики, Психология цвета » Цветовой тест Люшера
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто а впервые.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая — явное предпочтение (обозначаются + + );

третья и четвертая — предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая — безразличие к цвету (обозначаются = = );

седьмая и восьмая — антипатия к цвету (обозначаются — —)

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

++XX==
34102567

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Зоны (+ +; х х; = =; — —) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта — субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) — потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) — потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) — потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й — 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й — 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком —, и все остальные, что находятся за ним (7-я — 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком —, например:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

!!!!!!
ААА
214

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7— и позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:

Подобным же образом в тесте Люшера оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:

!!!!!!!
ССС
+++
607

Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком — ). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

Интерпретация цветных пар по Люшеру

Позиции «+ +». Первый цвет синий

+1+2 (синий и зеленый) — чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.

+1 +3 (синий и красный) — чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

+1 +5 (синий и фиолетовый) — небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.

+1 +6 (синий и коричневый) — чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.

+1 +7 (синий и черный) — негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

+1 +0 (синий и серый) — негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

+2 +1 (зеленый и синий) — позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.

+2 +3 (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.

+2 +4 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.

+2 +5 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

+2 +6 (зеленый и коричневый) — чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

+2 +7 (зеленый и черный) — чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.

+2 +0 (зеленый и серый) — чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.

Первый цвет красный

+3 +1 (красный и синий) — деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.

+3 +2 (красный и зеленый) — деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3 +4 (красный и желтый) — деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление контактам, расширение сферы деятельности.

+3 +5 (красный и фиолетовый) — повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

+3 +6 (красный и коричневый) — негативное настроние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации.

+3 +7 (красный и черный) — негативное настроение злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

+3 +0 (красный и серый) — чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый

+4 +1 (желтый и синий) — настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.

+4 +2 (желтый и зеленый) — настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.

+4 +3 (желтый и красный) — несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активное

+4 +5 (желтый и фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.

+4 +6 (желтый и коричневый) — негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе.

+4 +7 (желтый и черный) — весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.

+4 +0 (желтый и серый) — негативное угнетенное стояние, стремление выйти из неприятной ситуации, четкое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый

+5 +1 (фиолетовый и синий) — неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

+5 +2 (фиолетовый и зеленый) — настороженность, желание произвести впечатление.

+5 +3 (фиолетовый и красный) — некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.

+5 +4 (фиолетовый и желтый) — возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.

+5 +6 (фиолетовый и коричневый) — возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.

+5 +7 (фиолетовый и черный) — негативное состояние.

+5 +0 (фиолетовый и серый) — напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.

Первый цвет коричневый

+6 +1 (коричневый и синий) — напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.

+6 +2 (коричневый и зеленый) — чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.

+6 +3 (коричневый и красный) — активное стремление к эмоциональной разрядке.

+6 +4 (коричневый и желтый) — утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).

+6 +5 (коричневый и фиолетовый) — чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.

+6 +7 (коричневый и черный) — негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

+6 +0 (коричневый и серый) — весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.

Первый цвет черный

+7 +1 (черный и синий) — весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое».

+7 +2 (черный и зеленый) — возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

+7 +3 (черный и красный) — сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.

+7+4 (черный и желтый) — весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.

+7 +5 (черный и фиолетовый) — напряженность, мечты о гармонии.

+7 +6 (черный и коричневый) — возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

+7 +0 (черный и серый) — чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый

+0 +1 (серый и синий) — негативное состояние, желание спокойной ситуации.

+0 +2 (серый и зеленый) — негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

+0 +3 (серый и красный) — негативное состояние, возвышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.

+0 +4 (серый и желтый) — негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.

+0 +5 (серый и фиолетовый) — чувство беспокойства и настороженности, стремление скрыть это чувство.

+0 +6 (серый и коричневый) — весьма негативное стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.

+0 +7 (серый и черный) — весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.

Позиции «— —». Первый цвет серый

—О —1 (серый и синий) — чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

—О —2 (серый и зеленый) — эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

—О —3 (серый и красный) — раздраженность, чувство беспомощности.

—О —4 (серый и желтый) — тревожность, неуверенность в своих силах.

—О —5 (серый и фиолетовый) — небольшое контролируемое возбуждение.

—О —6 (серый и коричневый) — тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.

—0 —7 (серый и черный) — отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

Первый цвет синий

—1 —2 (синий и зеленый) — сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.

—1 —3 (синий и красный) — сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

—1 —4 (синий и желтый) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.

—1 —5 (синий и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.

—1 —6 (синий и коричневый) — эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.

—1 —7 (синий и черный) — состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.

—1 —О (синий и серый) — несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.

Первый цвет зеленый

—2 —1 (зеленый и синий) — угнетенное состояние неверие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуации.

—2 —3 (зеленый и красный) — сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.

—2 —4 (зеленый и красный) — состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительность.

—2 —5 (зеленый и фиолетовый) — состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неверие в свои силы.

—2 —6 (зеленый и коричневый) — состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль необоснованное стремление к признанию.

—2 —7 (зеленый и черный) — состояние фрустрации за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

—2 —0 (зеленый и серый) — состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств:

Первый цвет красный

—3 —1 (красный и синий) — подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми

—3 —2 (красный и зеленый) — состояние стресса из-за неадекватной самооценки.

—3 —4 (красный и желтый) — мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление к самооправданию.

—3 —5 (красный и фиолетовый) — состояние стресса из-за за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

—3 —6 (красный и коричневый) — сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

—3 —7 (красный и черный) — состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся.

—3 —0 (красный и серый) — сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.

Первый цвет желтый

—4 —1 (желтый и синий) — чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.

—4 —2 (желтый и зеленый) — состояние нерешительности, тревожности, разочарования.

—4 —3 (желтый и красный) — состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправдание.

—4 —5 (желтый и фиолетовый) — эмоциональное разочарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования.

—4 —7 (желтый и черный) — напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.

—4 —0 (желтый и серый) — напряженность, чувство боязни потерять что-то важное, упустить возможности, напряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый

—5 —1 (фиолетовый и синий) — чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, стремление к сотрудничеству.

—5 —2 (фиолетовый и зеленый) — стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.

—5 —3 (фиолетовый и красный) — стрессовое состоя из-за неудач в активных, иногда необдуманных действ!

—5 —4 (фиолетовый и желтый) — настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.

—5 —6 (фиолетовый и коричневый) — стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.

—5 —7 (фиолетовый и черный) — напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мыслей.

—5 —0 (фиолетовый и серый) — проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.

Первый цвет коричневый

—6 —1 (коричневый и синий) — негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.

—6 —2 (коричневый и зеленый) — негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.

—6 —3 (коричневый и красный) — стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.

—6 —4 (коричневый и желтый) — напряженность стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.

—6 —5 (коричневый и фиолетовый) — негативное состояние из-за неудовлетворенного стремления к чувствственной гармонии.

—6 —7 (коричневый и черный) — стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.

—6 —0 (коричневый и серый) — стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальных потребностей

Первый цвет черный

—7 —1 (черный и синий) — состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, поддержку.

—7 —2 (черный и зеленый) — состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.

—7 —3 (черный и красный) — стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.

—7 —4 (черный и желтый) — стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.

—7 —5 (черный и фиолетовый) — поиски идеализированной ситуации.

—7 —6 (черный и коричневый) — стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.

—7 —0 (черный и серый) — стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

Первый цвет серый

—0 —1 (серый и синий) — некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.

—0 —2 (серый и зеленый) — негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.

—0 —3 (серый и красный) — подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

—0 —4 (серый и желтый) — чувства тревожности, неуверенности.

—0 —5 (серый и фиолетовый) — напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

—0 —6 (серый и коричневый) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная самооценка.

—О —7 (серый и черный) — стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.

Макс Люшер составил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов). Рассмотрим две первые и две последние позиции с набором цветов, отражающие серьезные конфликты:

Позиции 1,27,8
0 4 XX0 1 XX
0 6 XX0 2 XXX
0 7 XXX0 3 XX
1 7 XX0 4 XX
2 7 XX1 2 XXX
3 7 XX1 3 XXX
4 0 XX1 4 XXX
4 6 XX2 0 XX
4 7 XX2 1 XXX
6 0 XX2 3 XXX
6 4 XX2 4 XXX
6 7 XXX3 0 XX
7 0 XXX3 1 XXX
7 1 XX3 2 XXX
7 2 XX3 4 XXX
7 3 XX3 5 XX
7 4 XX4 1 XXX
7 5 XX4 2 XXX
7 6 XX4 3 XXX
5 3 XX
6 3 XX
7 3 XX

Еще о тесте Люшера:

  1. Стимульный материал для Восьмицветного теста Люшера (PDF-файл с изображением 8 карточек, которые можно распечатать на принтере).
  2. Базыма Б.А. Цветовой тест Макса Люшера

© Psyfactor, 2005 г.

Психология черного цвета

Черный выражает крайне спорное значение цвета. Смысл и психология, соединяясь в единое целое, дают представление о том, что он является самым темным и всегда ассоциируется с трауром и депрессией. Так как для многих этот цвет символизирует некую границу, то он выражает «ничего, полное отрицание. Черный придает человеку желание обороняться и вытеснить раздражители. Это отказ и противоречие одновременно. Личность, у которой этот цвет стоит на первом месте, способна отказаться от всего. Те, кто поставил черный на последнее место, не желают выносить лишения, предъявляют к себе завышенные требования и избегают опасности.

Красный цвет в рисунках ребенка дошкольника: значение в психологии

Красный цвет частый гость детских рисунков, он кричащий, яркий и мгновенно привлекает внимание.


Красная машина на детском рисунке

Одинаково ли воспринимают красный цвет дети и взрослые? Для взрослых этот цвет ассоциируется с агрессией и пафосом. Возможно, это влияние христианской морали, призывающей к кротости и неяркой одежде или усталость от яркой информационной рекламы, обрушивающейся на нас с экранов телевизоров и рекламных щитов. Красный цвет предупреждает об опасности с дорожных знаков.


Как воспринимают красный цвет взрослые

Однако для чистого сознания ребенка, значение красного цвета несколько иное. Красный — это цвет силы, энтузиазма и борьбы, направленной на движение вперед. Первобытные народы считали, что красный цвет может нести как положительный, так и отрицательный посыл, но он всегда символизирует силу.


Красный дракон на детском рисунке

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: