Когда нужен психолог для подростка и как выбрать грамотного специалиста?

Переходный возраст — важный этап становления личности. Родители не всегда в силах справиться с возникающими затруднениями. Психологическая помощь подросткам, оказанная специалистом, может стать решающим фактором во время переходного возраста.

Как проявляется переходный возраст?

Переходный возраст (пубертатный период) — переход из детства во взрослость. В этот период происходит множество изменений: физических, эмоциональных, сексуальных, социальных. Пубертатный период начинается примерно в 10–11 лет у девочек, 11–13 у мальчиков.

Нельзя предсказать, сколько продлится переходный возраст — он может длиться от 18 месяцев до 5 лет. Влияние на это оказывают генетика, питание, социальные факторы.

Признаки переходного возраста

Свойственные для обоих полов:

  • жирная кожа, акне;
  • жирные волосы, требующие частого мытья;
  • начинают расти волосы на лобке и в области подмышек;
  • повышенное потоотделение, заметный неприятный запах от тела;
  • увеличение массы тела;
  • резкий скачок роста — 11–13 см за 1 год. После скачка рост увеличивается примерно на 1–2 см в год. Голова и ладони могут расти быстрее, чем туловище и конечности, но позднее тело становится пропорциональным.

Свойственные девочкам:

  • начинает расти грудь;
  • таз становится округлым;
  • начало менструаций.

Свойственные мальчикам:

  • голос начинает «ломаться»;
  • половой член и яички увеличиваются в размере;
  • могут начаться поллюции — неконтролируемое семяизвержение во сне.

По причине физических изменений, например, «ломка» голоса, угревая сыпь, набор веса — возникает неуверенность в себе, перерастающая в ненависть. Психологическая помощь подросткам становится необходимой.

Самый крутой парень в классе

Приземистая крепкая фигура, дорогие часы сияют золотом за километр, сам только что из барбер-шопа. И я почему-то вижу на его месте подростка лет тринадцати, который считался самым крутым в классе. Первым начал курить за углом, и пиво в киоске ему продавали, не требуя документов. И одноклассницы вздыхали и не могли заснуть, думая о нем. Он там и остался — в этом классе, за углом той же школы. Только уже с часами и прочими причиндалами.

Они летят вдвоем, обоим около тридцати, говорят о маме и о делах. Похоже, братья. И открыли общий бизнес. Брат на голову выше, на пару размеров стройнее, в костюме и тоже в дорогих часах, но часы на нем не так бросаются в глаза. Похож на какого-то известного пианиста.

Сижу в зале ожидания, смотрю в планшет. Тот, который рекомендовал «Абсолют», садится рядом и принимает позу низкого старта, слегка подавшись вперед. Его брат размещается рядом с ним, оба смотрят в айфоны.

Кто-то в зале ожидания разворачивает предусмотрительно взятый с собой перекус, тщательно завернутый в несколько слоев целлофана. Задержку рейса в Берлин объявляют в громкоговоритель. Кудрявый ребенок громко требует у бабушки чупа-чупс. Кто-то сосредоточенно застыл над экраном ноутбука.

Этот с золотыми часами открывает запястье, чтобы дорогой аксессуар гарантированно был виден, и уверенным тоном начинает второй заход: «Девушка, и что же вы выбрали?» И тут посреди всего этого шума и гула почему-то на мгновение наступает звенящая тишина. И в этой тишине неожиданно отчетливо слышен строгий шепот «пианиста»:

— Сережа, как ты меня заколебал.

Мы смеемся, шапочно знакомимся: в Москву — не в Москву, а мы в Ростове были на прошлой неделе и т.д. Непринужденная беседа двух взрослых людей. Почему двух? Потому что мачо с фигурной бородкой сидит как обиженный подросток. А потом и вовсе уходит курить.

Перед моим внутренним взором в этот момент проносятся картинки, как этот крепкий орешек в каждом аэропорту, на каждой остановке в ожидании такси, в каждом перерыве и на каждом кофе-брейке пытается с кем-то познакомиться, и иногда весьма удачно.

Как эти девушки надеются на развитие отношений в стандартном режиме: конфеты, букеты, романтическое путешествие, предложение, свадебное платье, совместная жизнь, дети, двухэтажный дом и белая пушистая собака. Звонят ему. А он не отвечает. Потому что у него уже следующий аэропорт и следующая остановка такси. Он в ожидании признания: да, Сережа, ты самый крутой.

Сереже по паспорту лет тридцать. Только его психологический возраст почему-то остановился тогда, когда он курил за углом школы. Почему? Возможно, потому что там ему было хорошо, он чувствовал себя востребованным и реализованным. Психологически ему до сих пор 13 лет. Кстати, бабушке, которая отчитывает кудрявого внука («Коля, успокойся, что о тебе подумают люди?!») примерно столько же.

Поведение родителей

Ребенок становится личностью, поэтому именно как к личности к нему следует относиться:

  • строить доверительные отношения с ребенком;
  • дать право самостоятельно принимать решения;
  • уважать личное пространство;
  • ослабить контроль — не полностью забыть о нем, а перестать опекать его слишком сильно;
  • быть понимающим и терпеливым.

Не подавляя формирование его личности, родители помогут ему вырасти в здорового счастливого взрослого.

Основные сложности подросткового возраста

  • Угловатость и неуклюжесть. В связи с поэтапным ростом организма (сначала растут кисти рук и ног, затем конечности и в последнюю очередь — туловище), многие подростки становятся неуклюжими и комплексуют из-за этого.
  • Частая смена настроений и физического состояния, которые возникают в организме в связи с ростом внутренних органов.
  • Быстрая возбудимость, влияние эмоций на духовную жизнь.
  • Обиды, озлобленность, раздраженность (особенно у подростков в тяжелой жизненной ситуации).
  • Напряженные отношения с родителями, избегание общения с ними, отдавая предпочтения сверстникам возникают в случаях, когда родители не готовы относиться к подростку как к самостоятельному, взрослому человеку, уважая его взгляды и чувства.
  • Возникновение т.н. подросткового одиночества.

Когда нужно обращаться к психологу?

Родители не всегда способны решить проблемы переходного возраста.

Важно! Помощь психолога подросткам — не «допрос» с целью выведать все секреты, а способ помочь пережить переходный возраст.

Психологическая помощь подросткам необходима, если присутствуют следующие симптомы:

  1. Депрессия. Сигналами депрессии являются:
      подавленность;
  2. раздражительность;
  3. замкнутость.
  4. Саморазрушительное поведение — пристрастие к сигаретам, алкоголю.
  5. Проблемное поведение — грубость, частые проявления агрессии, перепады настроения.
  6. Частые конфликты с родителями.
  7. Трудности социализации со сверстниками — травля одноклассниками, отсутствие друзей, неприятие обществом.

Если психологическая помощь подросткам вовремя не предоставлена, исход будет плачевным. Он может заняться селфхармом (самоповреждением), попытаться совершить самоубийство, может развиться расстройство пищевого поведения.

Подростковый психолог помогает подростку и семье пережить подростковый кризис:

  • создать новые взрослые отношения
  • принять ответственность и свободу
  • способствует психологическому росту ребенка
  • здоровому развитию семьи в целом

Своевременная консультация подросткового психолога снимет излишнее напряжение и тревоги родителей и самого подростка, дает понимание ситуации и пути выхода.
ЗАПИСАТЬСЯ ОНЛАЙН

Консультация подросткового психолога проходит по предварительной записи:

  • в районе Крылатское и Кунцево (м. Молодежная. м. Кунцевская),
  • рядом с Кутузовским проспектом (м. Парк Победы, м. Багратионовская, м. Фили),
  • м. Марксистская, м. Таганская
  • м Краснопресненская, м. Баррикадная
  • г. Одинцово

Важная тема: Проблема стресса перед экзаменами и снятие напряжения после трудных испытаний. Программа СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ для подростка.Проблема стресса перед экзаменами и снятие напряжения после трудных испытаний.

Психолог поможет психологически подготовиться и уверенно сдать экзамены. Выпускник и абитуриент сможет показать свои знания на экзаменах, освободиться от мешающего напряжения и тревоги.

Как выбрать психолога?

Психологическая помощь подросткам может быть оказана только квалифицированным специалистом. Признаками подготовленного психолога для подростков является:

  • количество пройденных курсов повышения квалификации;
  • опыт работы с подростками;
  • мнение знакомых родителей;
  • положительные отзывы в интернете;
  • качества, способные помочь ребенку раскрыть свои переживания — пол психолога, возраст, подход к клиентам.

Подходящего подросткового психолога можно найти на специализированных сайтах или в социальных сетях. Если найти страницу психолога в социальной сети, то можно напрямую с ним связаться и задать вопросы. Например, с психологом-гипнологом Никитой Валерьевичем Батуриным можно связаться ВКонтакте. Он консультирует клиентов очно и через Skype.

Консультации назначаются на свободное от учебы время, а некоторые подростковые психологи работают по выходным дням, то есть психологическая помощь детям и подросткам не может негативно повлиять на школьную успеваемость.

Следует помнить, что детские и подростковые психологи различаются. Психологическая помощь подросткам предоставляется именно психологами для подростков.

Вопросы к психологу

Чтобы окончательно определиться, подходит ли психолог для вашего ребенка, необходимо встретиться с ним лично и задать ему несколько вопросов:

  1. «Какой у вас опыт в решении подростковых проблем?».
  2. «Опишите, как вы будете работать с моим ребенком».
  3. «Будут ли родители вовлечены в консультации?».
  4. «Каким образом вы измеряете сделанный в работе с подростком прогресс?».

Психологическая помощь родителям подростков

Во многих случаях родителям также необходима такая помощь. Не всегда получается правильно принять факт взросления детей. В подростковом периоде начинается активный поиск своего места в мире. Выходки в этом возрасте ведут к потере терпения взрослых и постоянным скандалам. Теряется авторитет родителей. Переживание за ребят, страх, желание предостеречь от ошибок — естественная реакция. Но порой конфликты доходят до ухода ребенка из дома.

Родители не могут отвергать неприятную реальность, занимая позицию страуса. В таких ситуациях в первую очередь нужна помощь взрослым. Объединив усилия с психологом, появляется возможность исправить ситуацию.

Рекомендации родителям подростка

1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.

2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

4. Признание и одобрение со стороны родителей.

5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.

6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.

7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.

9. Сотрудничество с колледжем. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, зав.учебного отделения, зам.директора по воспитательной работе.

10. Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Разговор с подростком на взрослом языке

Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Но дети уже выросли и учатся принимать ответственность за свои решения.

Подросткам хотелось бы спросить совета у родителей о том, как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общаться с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростков. Дети, рассчитывая на помощь родителей, сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. Поэтому нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш подросток уже вырос и достоин разговаривать с вами на «взрослом языке».

Рекомендации родителям

Безусловно, все зависит от конкретной ситуации и метод влияния на подростка надо подбирать индивидуально. Предлагаем несколько вариантов:

• Создать нестандартную ситуацию, когда подросток ожидает с вашей стороны сопротивление, недоверие, а взамен получает искренность и помощь в решении его вопросов.

• Поддержать одно из увлечений подростка, проявлять заинтересованность в хобби и увлечениях.

• Учредить семейную традицию, когда семья, собираясь вечером вместе, делится событиями, которые произошли с каждым из них в течение дня.

Советы психолога родителям подростков

• Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь их проблемами.

• Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что Вы понимаете их.

• Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

• Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

• Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым Вы унизите его самого.

• Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

• Пригласите его (ее) подругу (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если Вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

• Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет найти Вам взаимопонимание с ребенком.

• Если Вы сумеете установить с ним дружеские отношения, то будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.

• Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.

Подсказки для родителей

1. Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности, любит родителей и одновременно ненавидит их и т. д.

2. Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я отлично понимаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства – это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят себя как сложных и таинственных существ, и они искренне огорчены, когда в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.

3. Различайте согласие и разрешение, терпимость и санкционирование. Родители могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа) – то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.

4. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается их отход от родителей.

5. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.

6. Избегайте акцентировать слабые стороны. При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли – родители, то она дольше не проходит.

7. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.

8. Правда и сочувствие рождают любовь. Не торопитесь вносить ясность в те факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу, не научат уважать правду. Некоторые родители излишне торопятся точно сообщить, где, когда и почему они были правы. Часто подростки встречают такие заявления упрямством и злобой. Таким образом, иногда и правда превращается в смертельное для семейных отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до истины.

9. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.

10. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте…», «Это меня ранит больше, чем тебя…».

11. Не навешивайте ярлыков. «Ты глупая и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.

12. Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.

13. Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».

14. Сохраняйте чувство юмора.

Родителям подростков следует знать, что…

Для подростков характерны следующие характерологические реакции:

• Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков, правил. Способствовать обострению этой реакции может гиперопека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы.

• Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть отличником в учебе, преуспевать в занятиях языком, музыкой и т. д. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких. Проявлением реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов уроков и побегов из дома до попыток самоубийства, чаще всего демонстративных. С этой целью может использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением наркотиков. Все эти демонстрации словно говорят: «Обратите на меня внимание – иначе я пропаду!».

• Реакция компенсации – это стремление свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый мальчик компенсирует свою слабость отличными успехами в учебе, позволяющими завоевать авторитет среди сверстников. И наоборот, трудности в учебе могут восполняться «смелым» поведением, предводительством в нарушении поведения , в худшем случае – участием в асоциальных компаниях, совершении правонарушений.

• Реакция гиперкомпенсации. Здесь настойчиво и упорно добиваются высоких результатов именно в той области, где слабы. Именно в силу гиперкомпенсации застенчивые и робкие подростки при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе – боксу, самбо, а страдавший заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и выступает на любительских концертах.

• Реакция группирования со сверстниками. У подростков есть острая необходимость в собственном самосознании и принадлежности к группе. Подростки еще не имеют ясно осознанного «образа Я» и часто чувствуют себя более защищенным в среде себе подобных. Чувство «Я» пока еще трудно вычленить из «Мы» – подростки становятся членами разных неформальных организаций. Группа для подростка становится главным регулятором поведения. Этим может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст подростка, тем больше состав группы. По мере взросления количество членов группы уменьшается. В возрасте 16-18 лет группа составляет 2-3 человека.

Памятка родителям трудновоспитуемых подростков

• Отнеситесь к проблеме «трудного» ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.

• Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.

• К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть «легкие» дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.

• Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.

• Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).

Рекомендации для родителей «трудных» подростков»

• Хвалите ребенка за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его сознании представление о правильном действии.

• Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно.

• Помните, что, прибегая чаще к похвале, Вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе.

• Старайтесь научить ребенка, как исправить неправильный поступок. Разговаривайте с ребенком в тоне уважения и сотрудничества.

• Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения.

• Помните, что являетесь для ребенка образцом правильного поведения.

• Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать.

• Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубостей в стиле «негодяй, бестолковый». Оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил.

• Используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

• Прислушивайтесь к ребенку и старайтесь понять его точку зрения, не обязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое Вы ему оказали, он ощущает себя полноправным и достойным участником событий.

Помните, что ребенок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал участие.

«Трудный подросток». Что же делать родителям?

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы:

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении подростка, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно. Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения подростка. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

• Говорите с ребенком, избегая резких выражений. Разговаривайте с ним, объясняйте, но не ставьте ему условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в его досуг.

• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая ему посильные задания.

• Усильте познавательный интерес подростка. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

• В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.

Чего НЕ следует делать по отношению к подростку?

• Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.

• Не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей.

• Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.

• Не подкупайте подростка и не вымогайте силой обещание не делать то, что вам не нравится.

• Не отступайте от введённых в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.

• Не ревнуйте сына или дочь к друзьям, принимайте из в своём доме и старайтесь познакомиться поближе.

• Не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор Вам не по душе.

Проблемы подростков в школе

Не будем долго разбирать нашу систему образования. Скажем лишь, что она тоже имеет свои несовершенства. Главной ее позицией является развивать то, чего нет. Если мальчик не понимает математику, но отличник по физкультуре – учителя непременно порекомендуют посадить его за решение линейных уравнений. А с физкультурой и так все в порядке – зачем еще развивать? И если он не сел за их решение – пора включить механизм стыда. Вызываем родителей, и давай отчитывать – прогулы, двойки, поведение. В такой ситуации любой хороший родитель подключится к позиции учителей, а может и за ремень возьмется.

Решая проблемы подростков в школе, грамотно выбирайте, на чьей вы стороне. Помните, что ребенок – это личность, имеющая свои особенности и желания. Каждый человек имеет способности к чему-либо, что-то делает хорошо, а что-то не умеет. Универсальных людей не бывает, невозможно быть специалистом во всем. Понятно, что хорошие оценки нужны, чтобы поступить в институт и стать человеком. Но, только, выбирая своему ребенку правильную жизнь, мы зачастую забываем о том, что ребенок – это не собственность и не сырье, для производства «супер-человека». Семья дается человеку для поддержки, а не манипулирования. Поэтому, каждый раз, когда слышите что-то о сыне или дочери – не спешите с выводами и наказанием. Учителя приходят в нашу жизнь на 10 лет, и уходят, а ваши отношения останутся…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: