Суть психологических проблем
Суть трудностей в том, что они ощущаются, но не осознаются. Внутренние конфликты выливаются в нежелательные эмоциональные реакции и поведение, которое расстраивает самого человека. Он не доволен собой и не понимает, почему реагирует на какие-то жизненные ситуации именно так, как реагирует.
В некоторых случаях человеку кажется, что он понимает причину. Однако работа подсознания настолько сложная, что часто оказывается, что на самом деле проблема кроется совсем в другом. Например, вызывающее поведение подростков на самом деле отражает неудовлетворенную потребность во внимании.
Другой пример. Женщине кажется, что ее переедание – это результат стресса, ненормированного рабочего графика, слабой силы воли. На самом деле всему виной неудовлетворенная потребность в любви, женщина испытывает эмоциональный голод. А бывает такое, что человек и питается правильно, и спортом занимается, но похудеть не получается. Причина – неудовлетворенная потребность в безопасности (вес защищает). Впрочем, это уже имеет отношение к психосоматике.
Проблема личного характера
Здравствуйте, дорогой психолог. Меня зовут Лиза. Мне 19 лет. У меня есть одна большая проблема личного характера, которая не дает мне покоя на протяжении 2 года. Я очень хочу получить вашу помощь и ваш совет.
2 года назад я поступила в колледж. Поначалу я ни на кого не обращала внимания, была загружена учебой, своими какими-то проблемами, но потом как-то произошло, что мне понравился один парень, хотя мне никогда в жизни никто не нравился, и я ни разу не влюблялась. Дело было так. У нас в университете был концерт посвященный какому-то празднику ( это было 2 года назад)… Я немного на него опоздала и поэтому села за последний ряд одна. Все мои одногруппники уже сидели в середине зала. Я оглянулась, актовый зал охраняли молодые парни-студенты, учащиеся на таможенников. И мне в глаза сразу бросился один парень. Он был настолько красивым, выделялся из всех, что я обомлела. У него была загорелая кожа, голубые глаза, небольшого роста. В общем, он мне очень понравился. Он тоже посмотрел на меня и улыбнулся. Потом, решив передохнуть, сел возле меня через сидение и смотрел. Я сделала вид, что не обращаю на него внимания (в последующие дни очень об этом жалела). Потом он встал, облакатился на одно из сидений и продолжал на меня смотреть. Я с ухмылкой посмотрела на него и продолжала смотреть концерт. Когда концерт кончился, все охранники открыли двери, а этот парень начал искать меня глазами, т.к. народу было много. Он увидел и долго смотрел на меня. Я ушла. Потом пришла домой и не могла его забыть. Проходило время, я его не видела. Потом один раз увидела, когда он ходил на репетицию в актовый зал и все. Потом я начала искать его в соц.сети и нашла. Была на 10 небе от счастья! Написала «привет». Он ответил через неделю: «привет)))» И все. Он уехал куда-то отдыхать и не выходил в сеть чуть ли не до конца лета…. Мое сообщение куда-то затерялось. Уже в сентябре я снова увидела его на линейке. Он смотрел в мою сторону и мило улыбался, а я с пафосом отвернулась, не понимая что творю. Дальше я кое-как узнала его номер. Это было очень сложно сделать. Через знакомых. И попросила подругу с ним встретиться, т.к. сама боялась. Она позвонила, сказав, что ошиблась номером, потом познакомилась с ним по телефону. Он пошел на контакт. Они встретились. Пообщались, погуляли. Позже, она мне перезвонила и все о нем рассказала. Он оказался неплохим парнем. Сказал, что с девушками ему не очень везет. Потом у него появилась девушка. Уже ближе к ноябрю. Она была первокурсницей. Он ходил с ней за руку. Провожал ее на остановку. Я сильно начала ревновать. Время шло, они встречались, но потом она нашла другого и они расстались. Не прошло и 5 дней, как он начал встречаться с другой. И судя по комментариями, он в нее влюбился… Я позвонила подруги, попросила, чтобы она с ним погуляла по-дружесски (вот дура я!). Она ему начала частенько звонить. Они общались. Как-о раз она мне позвонила и сказала: «Он меня сильно послал!». Он сказал ей: «Я тебе раз сказал мне не звонить, два сказал, три сказал. У меня есть девушка. Отвали.» И послал ее на 3 буквы. Она тоже его послала, после чего она выключила телефон, а когда включила, увидела, что он звонил ей 7 раз. Но самое страшное то, что он видел ее у меня в друзьях и мог заподозрить наш план…. И еще забыла сказать, что когда она ему один из разов звонила, еще до того как у него не было девушки, трубку поднял его друг. А моя подруга сказала: «Дай трубку Мише. Я хочу с ним встретиться, пообщаться, да и взять с собой подругу.» Его друг сказал: «подожди…» Потом перезвони и спросил (друг): «А у подруги, которую ты хочешь взять случайно не такая фамилия?» И назвал МОЮ ФАМИЛИЮ. Она ответила, что нет. Мне тогда стало не по себе…. Я подумала, что он уже давно знает и думает, что весь этот план с подругой подстроила я, чтобы она меня с ним познакомила….Но и после 4 месяцев, когда у него появилась девушка, она ему позвонила, он ее с трудом вспомнил, пообщались, она потом часто названивала и тогда он ее послал. Я была полной дурой! Очень извинялась перед подружкой, когда он ее послал. Но из сердца его выкинуть не смогла…..((((((
Проходили дни, я видела его в университете и смотрела на него очень плохо, т.к. знала, что он послал мою подругу. Но он продолжал мне нравится. Я ничего не смогла с этим поделать..
Однажды я специально уронила флешку возле него, когда проходила мимо. Он поднял и так пристально и тепло посмотрел. Я поблагодарила и убежала. Когда вижу его, не могу оторвать от него глаз, а он теперь делает вид, что меня не замечает… Мы поменялись ролями. Я очень жалею, что раньше, когда он хотел со мной познакомиться так себя вела…..
Я записалась в один из кружков в универе на вокал. А он там танцует в коллективе. До того, как я на него еще не записалась, видела как он приходил на репетиции. А сейчас, как назло, когда и я записалась, он ни разу не появился…..
Недавно смотрела его страницу. Он удалил из друзей свою девушку. Я так хочу добавить его в друзья, но не могу…. Мне кажется, что он все обо мне знает… Что я подстроила их встречу с подругой, что я просила названивать ему, общаться, узнавать что нового у него творится. Да еще подруга у меня в друзьях. Он ее однозначно видел у меня. Т.к. она у меня выделяется как 1 друг по школе….
Этот парень не выходит у меня из головы, он мне снится, я думаю о нем часами… Мне страшно с ним знакомиться. т.к. он не глупый, и понимает, что я по нему сохну…. Я не могу переключиться ни на кого другого. Еще он очень любит флиртовать, заглядываться на др. девушек. Моя подруга сказала, что когда она с ним гуляла, что он не любит, когда девушка матерится, курит, пьет. И любит скромных девушек. А Я ИМЕННО ТАКАЯ. Как жалко, что он не знает, что я такая.
Мне очень нужен ваш совет и ваша помощь…..Умоляю, помогите мне разобраться в моей проблеме, помочь советом, как вести себя. Очень-очень вас прошу. За грам.ошибки, прошу меня извинить….
У меня проблемы личного характера (4 ответа)
Психосоматика
Психосоматика – направление медицинской психологии, которое изучает связь болезней и стресса. Согласно этой теории, любой внутренний конфликт, подавленные эмоции и потребности выливаются в телесные заболевания. Заподозрить связь психологического и соматического можно при помощи анализа речи человека:
- «Вздохнуть не дает спокойно» – ас – заболевания ЖКТ;
- «Я это не перевариваю» – расстройство стула;
- «У меня скоро хребет уже сломается» – усталость из-за обилия обязанностей, гиперответственности.
На первый взгляд, кажется, что психика и физиология никак не связаны, но это не так. Болезнь – последняя отчаянная попытка подсознания указать на проблему. Например, больничный позволяет отдохнуть от работы. А еще болезнь разрешает человеку перестать заботиться о других и самому получить хоть немного внимания. Детские болезни могут быть еще и попыткой примирить родителей.
Принцип развития психосоматики такой: внутренний конфликт превращается в хронический стресс, что приводит к гормональному сбою и истощению основных систем организма. Слабеет общий иммунитет, возникают различные заболевания. А бывает такое, что физических нарушений нет, но симптомы ощущаются – это тоже психосоматика.
Виды психологических проблем
Существуют десятки видов неврозов, синдромов, расстройств. Перечислить их все не представляется возможным. Обратим внимание на основные социально-психологические проблемы личности, актуальность которых отмечают современные специалисты (актуальные запросы в кабинете психолога):
- комплексы;
- заниженная самооценка;
- неуверенность в себе;
- фобии;
- нерешительность;
- импульсивность и непредсказуемость;
- усталость от жизни;
- повышенная тревожность;
- одиночество;
- измены и конфликты в семье;
- зависимость от чужого мнения;
- патологическая привязанность, влюбленность;
- зависимости;
- депрессия;
- кризисы;
- деструкции (саморазрушающее поведение);
- дисморфофобия (непринятие своей внешности).
В широком смысле можно выделить такие группы конфликтов:
- трудности в сфере коммуникаций;
- семейные неурядицы и кризисы семьи;
- возрастные кризисы, например, во время подросткового кризиса возрастает риск поведенческих расстройств;
- неудачи в трудовой сфере;
- трудности во взаимодействии с противоположным полом;
- сложности развития и становления личности.
В психологии не существует общепринятой классификации видов психологических проблем. Рассмотрим некоторые из них. Какие бывают психологические проблемы и трудности:
- По уровню проявления: когнитивные, эмоциональные, поведенческие.
- По своей природе: первичные (выступают причиной других расстройств) и вторичные (следствие других трудностей).
- По времени проявления: старые, новые и хронические.
По характеру трудности бывают очевидными и неочевидными. О наличии первых субъект догадывается. Если речь идет о скрытых конфликтах, то человек, как правило, не замечает их. Например, мало кто понимает, что запрограммирован на саморазрушение. В этом случае конфликта как бы нет, потому что сам человек не осознает его, но на самом деле противоречие есть.
Специфическая разновидность – надуманные трудности. Это похоже на ипохондрию: человек надумывает сам себе симптомы, ставит диагнозы и верит в это.
Интересно! В 2019-2020 годы феномен надумывания диагнозов стал особенно популярным. В кругах молодежи считается модным и крутым иметь психологические расстройства, у каждого второго панические атаки, депрессия, биполярка или прочее. Конечно, в реальности это не так, но некоторые люди искренне верят в это. Самовнушение может спровоцировать развитие реального заболевания.
Как написать курсовую работу по логопедии
07.09.2010 179900
Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.
Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.
Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.
Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.
Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.
Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.
Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.
Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.
Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.
Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.
Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.
Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.
Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.
Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.
Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.
Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:
– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.
Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.
Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.
Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.
При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:
– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;
– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;
– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;
– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);
– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.
Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.
При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.
Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].
При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].
Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.
Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.
При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:
– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.
– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.
– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.
В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.
Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.
В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.
Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.
В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.
О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.
Литература:
1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.
2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.
Структура психологических проблем
Встречаются разные по структуре социально-психологические проблемы. Психолог Н.Д. Линде выделил такие структуры проблем:
- Чувства человека направлены на достижение цели, но что-то мешает этому. При этом цель и препятствие могут быть как реальными, так и выдуманными.
- Чувство направлено на избавление от препятствия. При этом препятствие может быть реальным или выдуманным, внутренним или внешним.
- Очевидных препятствий на пути к цели нет, но сам человек не может определиться, нужно ему это или нет, он испытывает противоречивые чувства (не может решиться).
- Человек испытывает два одинаково сильных чувства по отношению к двум противоречивым и несовместимым объектам (не может выбрать).
- Чувство направлено на избавление от препятствия, но для этого придется взаимодействовать с другим нежелательным объектом (субъектом, условиями). Человеку приходится выбирать меньшее из зол, уйти от выбора нельзя.
Виды социальных проблем
Поскольку социальная проблема – это отклонения в отношениях «субъект-объект» и «субъект-субъект», то отсюда авторы отмечают их достаточно широкую разновидность. они могут быть объективными (связанными с внешним миром) и субъективными (связанными с внутренним миром). Две эти разновидности социальных проблем могут зависеть от внутреннего понимания и мировоззрения индивида, что очень часто оказывает сильное влияние не только в осознании проблемы, но и в путях по поиску ее решения. Решение может быть найдено в самостоятельной работе над своими ошибками, или с привлечением внешних факторов (экономических, политических, социальных или духовных).
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Социальные проблемы могут быть глобальными. Они возникают на особом уровне, который характеризует систему отношений «человек-природа». Сюда входит космология, экология, отношение к имеющимся ресурсам и умение грамотно ими распоряжаться. Помимо этого, глобальные проблемы касаются системы образования, медицины и здравоохранения, культуры и традиций.
В зависимости от уровня общественной жизни выделяются следующие социальные проблемы: между индивидами (межличностные конфликты, недопонимание), между социальными группами (социальные проблемы межгруппового характера, например, между представителями разных конфессий или возраста), между классами (межклассовые социальные проблемы), а также социальные проблемы между обширными социальными системами.
По характеру отношений социальные проблемы могут быть:
- политическими (на уровне политической системы, между политическими партиями),
- экономическими (социальные проблемы между представителями разных социальных классов, которые отличаются по уровню дохода и профессиональной подготовки),
- национальными (социальные проблемы между представителями разных национальностей и этносами),
- трудовыми (социальные проблемы, возникающие на уровне организации и корпорации, а также в трудовых отношениях в коллективе или между работником и руководителем),
- конфессиональными (между представителями разных вероисповеданий и конфессий), семейные (наиболее часто встречающийся вид социальных проблем, которые могут возникать между разными семьями, между представителями одной семьи, а также межпоколенческий конфликт).
По времени существования социальные проблемы могут быть долговременными (длящимися на протяжении нескольких лет) и кратковременными (социальная проблема возникает внезапно, и также неожиданно разрешается в течение скорого времени).
По способу разрешения социальные проблемы могут быть мирными (без использования карательных мер) и насильственными (то есть с использованием карательных мер, а если конфликт долговременных и носит глобальный характер, то могут быть использованы методы ведения в виде военных действий).
Причины возникновения сложностей
Трудности имеют психологические, социальные и физиологические предпосылки.
К психологическим причинам относятся:
- неудовлетворенные потребности;
- жизнь против своей природы;
- систематическое подавление чувств, эмоций, желаний.
Говоря простыми словами, человек или переживает из-за того, что ему чего-то не хватает, или страдает от того, что не может от чего-то избавиться. Так или иначе, речь идет о самоподавлении. Это и делает индивида несчастным.
Интересно! У большинства людей привычка подавлять эмоции, чувства и желания появляется еще в детстве, когда родители то и дело твердят: «Не кричи», «Не реви», «Обойдешься», «Это нельзя», «Я тоже много чего не хочу, но надо».
Вторая группа психологических предпосылок – сильные эмоциональные потрясения или множество мелких переживаний. Например, к сильному потрясению относится смерть кого-то из близких. Пример частых мелких потрясений – систематические унижения, оскорбления, побои.
К социально-психологическим причинам относятся:
- бедность или нестабильный заработок, задержки выплат, смутные перспективы;
- безработица;
- нестабильная обстановка в обществе;
- резкие изменения в жизни (развод, переезд, смена работы, увольнение, свадьба, выход на пенсию).
Кроме этого, можно выделить физиологические причины психологических проблем. Затяжная или тяжелая болезнь, травмы головы, опухоли, интоксикации, гормональный сбой тоже могут вызвать нарушения. Аномальная работа нейромедиаторов приводит к депрессии, тревожным расстройствам, апатии, раздражительности и прочим проблемам.
Симптомы
Заподозрить наличие психологических проблем можно по психическим и соматическим реакциям организма:
- головная боль и головокружения;
- тошнота;
- нарушение аппетита (переедание или отказ от еды);
- диспепсия;
- онемение и оледенение конечностей;
- периодические покалывания или боли в разных частях тела;
- расстройство ЖКТ;
- проблемы со сном (бессонница, частые пробуждения, проблемное засыпание);
- апатия и вялость, особенно по утрам;
- хроническая усталость;
- частые простуды;
- обострение хронических заболеваний;
- озноб и тремор;
- расстройство сексуальной сферы (снижение влечения, импотенция, неспособность получить удовольствие и прочее).
Диагностика состояния психики
Наилучший метод диагностики – консультация у психолога. В процессе беседы, наблюдая за реакциями клиента и анализируя его ответы, специалист выявляет истинную причину. Для подтверждения диагноза используются вспомогательные тесты. К слову, провести тестирование можно и в домашних условиях. Однако важно помнить, что по итогам одного тестирования диагноз не ставится никогда.
Важно! В некоторых случаях проблема бывает спрятана так глубоко в подсознании, что выявить ее можно только при помощи гипноза.
Как и способы диагностики, технология решения психологических проблем подбирается в индивидуальном порядке. В целом, чтобы решить проблему, психолог выстраивает взаимодействие с клиентом по такому алгоритму:
- Установка контакта, построение доверительных отношений.
- Исповедь клиента. Детальный рассказ о том, что его беспокоит, описание проблем и чувств.
- Уточняющий диалог. Психолог задает вопросы, уточняет сказанное клиентом, подсказывает, направляет к решению проблемы и помогает человеку разобраться в себе.
- Решение проблемы. Сам клиент осознает и находит выход из сложившейся ситуации.
Таким образом, во время психотерапии клиент получает следующее:
- осознание истинных проблем, причинно-следственных связей;
- выход эмоций;
- поиск и принятие адекватного решения;
- принятие того, что нельзя изменить, и адаптация к этому;
- личностный рост и способность лучше понимать себя и других.
Конкретный план реабилитации зависит от характера ситуации и индивидуальных особенностей клиента. В арсенале психолога есть сотни различных способов.
Личные проблемы!
«Это твои проблемы!» – фраза, дробящая диалог на мелкие фрагменты, уничтожающая его на корню, вызывающая бурю эмоций, приводящая не всех, но многих, к разговору с самим собой. Личные проблемы могут настигать нас где угодно и когда им того угодно, без предварительного уведомления или хотя бы намека на скорую встречу с ними. Поэтому такие встречи часто делаю человека растерянным и не ловким. В голове начинает крутиться вопрос: «Ну почему меня не научили в школе, как справляться с данной ситуацией?». Ответ простой и парадоксальный: «Кто же кроме Вас самого может сказать, что надо здесь предпринимать и почему это случилось?».
Личностная проблематика человека – сложный и емкий феномен, отражающий противоречивость и дисфункциональность психики. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может:
Тревожность
Тревожность занимает одно из важнейших мест как в нормальной психодинамике, так и в патологии. Тревожность предупреждает нас об опасности, угрозе. В отличие от страха, тревожность представляет собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. Тревожности свойственно растягиваться во времени, постоянно повторяться или становиться непрерывной. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе — отступлению или сопротивлению. Проявляется тревожность как на психическом (неосознаваемые опасения), так и на соматическом уровне: это могут быть кожные раздражения, реакции сердечно-сосудистой системы (учащение сердечного ритма, повышение давления), реакция пищеварительного тракта (сухость во рту, неприятный привкус, понос, запор, анорексия и др.), реакции дыхательной системы (учащенное дыхание, одышка, гипервентиляция), уро-генитальные реакции (учащенное мочеиспускание, нарушение менструации, боль в области таза, фригидность, импотенция), потоотделение, покраснение, головные боли. Продолжительная тревожность вызывает психосоматические расстройства, а само состояние тревожности нередко «маскируется» жалобами соматического характера. Такие люди, как правило, вначале попадают не к психологу или психотерапевту, а к врачу общей практики.
Каждый из нас испытывает тревожность, особенно в стрессовой ситуации. Однако для большинства людей это временное состояние, которое они преодолевают. Если тревожность представляет собой мучительное, непроходящее состояние, сопровождающееся неприятными физическими ощущениями, стоит обратиться к специалисту. Человек может чувствовать, что с ним происходит что-то неладное, но не может конкретизировать свое недомогание. Он не способен преодолеть напряжение ни усилиями собственной воли, ни с помощью близких. Иногда это состояние проходит само собой, но чаще обостряется и становится все более трудно переносимым. Неопределенная тревожность особенно угнетает при неблагоприятных жизненных обстоятельствах.
Порой тревожность маскируется определенными действиями. Весь спектр навязчивых действий — от стучания пальцами по столу, кручения пуговиц, почесывания до переедания, пьянства, курения, навязчивой потребности покупать вещи — может означать тревожность.
Также нередко тревожность скрывается за другими эмоциями. Раздражительность, агрессивность, враждебность, многоречивость могут выступать в качестве реакции на ситуации, вызывающие тревогу. Иногда реакции могут быть прямо противоположными: холодность, скованность, неразговорчивость. Страх
Страх очень близок к тревожности. Он но всегда связан с каким-то объектом окружения (лицом, предметом, событием). Страх охраняет нас от многих опасностей. Без него мы были бы легко уязвимы.
Можно выделить два вида страха: нормальный (естественная реакция) и патологический (фобия). Чаще всего клиенты обращаются по поводу конкретных страхов: боязнь экзамена, страх перед хирургической операцией и т.д. Определенная доля нормального страха может в этом случае оказаться целительной.
В основе патологического страха лежит глубоко скрытая тревожность. В отличие от тревожности, страх поддается контролю, поэтому является более приемлемым переживанием. Распространенный способ избегания тревоги и страха — занятие самолечением. Такие клиенты покупают медицинские книги, роются в специальных журналах, стремятся испробовать все возможные методы лечения, но избегают обращения к собственным внутренним проблемам и конфликтам.
Агрессия
Злость не является чем-то патологичным или необычным. Каждый изредка сердится, или способен разозлиться. Нет такой жизненной ситуации, в которой не могли бы появиться чувство злобы, злая мысль или действие. Некоторые совершаемые в жизни дела также, хоть в малой степени, мотивированы злобой. Враждебность имеет свой смысл — она является средством защиты, причем значительно действеннее, чем страх. Иначе говоря, злость является не только сигналом, предупреждающим об опасности, но и чувством, обусловливающим самозащиту. Она порождает агрессию.
Причины озлобленности каждого человека скрыты в его жизненных обстоятельствах. Злость «исторична», т.е. имеет свое прошлое, у каждого человека неповторимое. В течение жизни, особенно в детские годы, формируется индивидуальный «стиль враждебности», т.е. из-за чего мы злимся, как накапливается и вымещается злость. Одни люди сердятся, когда с ними разговаривают повелительным тоном, другие — когда задают много личных вопросов и им это кажется любопытством, третьи — когда ясно и точно не указывают, что нужно делать. Эти различия обусловлены своеобразием жизненного опыта.
Причины неудовлетворенности у человека могут быть простыми. Надо помнить, что они, как правило, существуют. Иногда злость скрывает тревожность.
Чувство вины
Практически всем людям знакомо чувство вины. Это такое же естественное переживание человека, как тревожность, одиночество и свобода. Чувство вины помогает понять разницу между тем, какие мы есть, и тем, какими должны быть. Вина возникает при нарушении человеком значимых норм нравственности. Одновременно это и чувство невыполненного долга. Переживание вины происходит в ситуациях, в которых человек отказывается от необходимой личной ответственности. Быть виноватым, значит быть «ответственным за».
Различают истинную, невротическую и экзистенциальную вину.
Истинная вина возникает в случае совершенных проступков. В этом случае возможна и необходима возможная расплата.
Невротическая вина возникает из-за воображаемых проступков или нарушения запретов. Для невротического чувства вины характерны преувеличенность и неискренность. Это помогает человеку как бы оправдаться перед собой и другими, но он не старается избавиться от этого чувства. Иногда в переживании вины появляется своеобразная демонстративность. Одна из причин возникновения невротической вины — страх осуждения. Поэтому чувство вины может быть способом психологической защиты от страха. За фасадом вины увеличивается чувство безопасности, а окружающие провоцируются на заверения в его невиновности. Кроме того, чувство вины дает основание считать себя моральным и добросовестным. Тенденция к самообвинению также ограждает от необходимости изменяться. Чувство вины уменьшает угрозу обвинения со стороны других: иногда безопаснее заранее принять вину на себя.
Экзистенциальной вины нельзя избежать, потому важно ее осознавать. Она помогает воспитывать человечность и чуткость в отношениях с другими, побуждает творчески реализовывать свои возможности. Р.Мей выделил три источника экзистенциальной вины:
- Вина вследствие недостаточной самореализации. Мы никогда не способны реализовать все свои возможности хотя бы потому, что, выбирая одни возможности, мы обязаны отклонить другие — они так и остаются нереализованными.
- Вина вследствие ограниченности связей с близкими людьми. Мы никогда в полной мере не понимаем своих близких и их потребности, и в силу неизбежного индивидуализма «обречены» видеть других сквозь призму собственной личности.
- Вина вследствие утраты связи с Абсолютом. Мы представляем собой часть божественного плана и никогда не сможем его понять.
Иногда «греховность» помогает осознать личную ответственность за свои поступки и изменить поведение в позитивном направлении. А иногда наоборот, препятствует успешному решению жизненных проблем.
Вина может автоматически переходить в стыд.
Стыд
Стыд является социальным чувством. Он возникает, когда появляется социум — т.е. третий человек. Стыд всегда связан с другими людьми. Это оформление слова «нельзя» — все, что запрещается, останавливается может вызвать стыд. Стыд связан с существованием, а вина — с действием.
Психологическая культура — это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента:
1. Самопознание и самооценка.
2. Познание других людей.
3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.
Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов — психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи.
Термин «коррекция» буквально означает «исправление».
Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Методы психологической коррекции
Они многообразны, условно их можно классифицировать, исходя их специфики основных подходов:
1. Поведенческий (отклонения трактуются как принципы бихевиоризма: и психотерапия, и психологическая коррекция сопряжены с необходимостью создания у пациента оптимальных навыков поведения; разного типа психические расстройства детерминированы неадаптивным поведением).
Здесь применяются методы, которые условно можно отнести к трем группам:
- контробусловливания (разрыв негативной укрепившейся связи между реакций и раздражителем и (либо) ее замена новой (на практике используются такие приемы психологии, как сочетание приятного воздействия с неприятной для пациента ситуацией или наоборот);
- оперантные методы (применение системы наград за желательные, по мнению терапевта, действия);
- методы, базирующиеся на взглядах социобихевиористов (предъявление врачом модели наиболее приемлемого поведения).
2. Деятельностный (коррекция посредством организации специального процесса обучения, результат чего – управление и контроль внешней и внутренней активностью).
3. Когнитивистский (основа – теории, характеризующие личность в качестве организации определенных познавательных структур; применение «личностных конструкторов», позволяющих выдвигать соответствующие гипотезы относительно мира).
4. Психоаналитический (помощь пациенту в выявлении неосознаваемых причин серьезных переживаний, болезненных проявлений посредством их проработки).
5. Экзистенциально-гуманистический (основаны на философии экзистенциализма).
6. Гештальт-терапия (восстановление непрерывности человеческого сознания).
7. Психодрама (моделирование в театральной форме участниками группы ситуации, предложенной одним из пациентов и основанной на реальных событиях из его жизни либо рассказах из его сновидений).
8. Телесно-ориентированный (основан на системе «вегетотерапии» В. Рейха: «распускание мышечных панцирей», что впоследствии помогает человеку высвободить энергию, а значит, облегчить его душевные страдания).
9. Психосинтез (важная роль отводится субличностям – обособленным личностям внутри каждого человека, с которыми в ходе терапии пациент знакомится и учится отделять их от своего реального «я»).
10. Трансперсональный (помощь пациенту встретиться с собственным бессознательным и прожить соответствующий опыт посредством применения метода «холотропного дыхания»).
Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.
Личные проблемы, корректировка личных психологических проблем!
Форум Обсуждение! Форум обсуждения психологических проблем и прозы жизни!
Женский сайт: Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)
Профилактика развития психологических проблем
В качестве профилактики развития психологических проблем нужно повышать осознанность, учиться понимать свои истинные потребности и удовлетворять их, учиться понимать и выражать свои чувства и эмоции, адаптироваться к тем обстоятельствам, которые нельзя изменить.