ТЕСТ на ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ АКЦЕНТУАЦИЙ по К.ЛЕОНГАРДУ


Акцентуации личности

Попытки по наиболее выраженным акцентуациям выделить и охарактеризовать определенные типы характеров проводятся давно, многие знаменитые психологи и ученые принимают в этом непосредственное участие. Самая ранняя классификация разработана немецким деятелем в области психологии Э. Крамером. Немного по-другому выглядят разделения по типам характеров его американского коллеги У. Шеннона. В современной классификации используются работы К. Леонгарда, Э. Фромма.

В этой статье рассматривается определение акцентуации личности по вопроснику А. Е. Личко.

Основные закономерности для систематизации акцентуаций

В процессе прохождения теста на выявление характерных черт личности следует придерживаться ключевых моментов:

  • яркие акцентуации характера формируются в раннем возрасте и на протяжении всей жизнедеятельности являются устойчивыми;
  • сочетания сильных черт и слабых проявлений отдельных личностных качеств не могут выстраиваться случайным образом, они создают стойкие взаимосвязи, определяющие типологию характера;
  • почти все люди из любых социальных групп могут быть отнесены к определенному типу характера.

Акцентуации как крайняя черта нормы

Как утверждает психолог, А. Е. Личко, наивысший предел развития акцентуации не должен превышать нормативные пределы психологических отклонений, за которыми происходит патологическое изменение личности. В подростковом возрасте такие акцентуации, граничащие с патологией, наблюдаются часто и имеют особенность временного состояния психики.

У человека от разновидности акцентуации зависит аффективные неврозы и пограничные состояния, особенность поведения, предрасположенность к соматическим заболеваниям. Акцентуация может выступать как важная составляющая психических эндогенных заболеваний, реактивных нервных расстройств. Наиболее яркие черты следует принимать во внимание при составлении списка реабилитационных мероприятий, психологических и медицинских рекомендаций.

Акцентуация определяет будущую профессию, делает постой или сложной адаптацию в социуме. Этот показатель важен при выборе программ психотерапевтических мероприятий, в смысле получения наиболее полного эффекта от групповой, индивидуальной, директивной или дискуссионной психотерапии.

Наиболее полно развитые черты характера проявляются в период роста и полового созревания, затем постепенно сглаживаются к взрослому возрасту. Акцентуации могут проявляться только в определенных условиях, а в обычной обстановке почти не прослеживаться. Иногда проявление акцентуаций в человеческом характере может привести к трудностям адаптации в социуме, но такие явления носят временный характер и впоследствии сглаживаются.

Степень проявления акцентуации

Выраженность ярких и сильных характерных личностных качеств ведет к подразделению на два вида:

  • явная акцентуация;
  • скрытая акцентуация.

Явная акцентуация

Относится к крайним проявлениям, граничащим с нормой. Постоянные личностные черты определяют отношение индивидуума к определенному типу характера, но выраженные черты не приводят к трудностям с адаптацией в обществе. Люди выбирают профессию, соответствующую развитым способностям и определенным возможностям.

Яркие показатели личности заостряются в подростковом промежутке развития, что при взаимодействии с определенными психогенными факторами могут привести к нарушению ровного общения с другими индивидуумами и отклонению в поведении. После достижения зрелого возраста особенности остаются значительно выраженными, но сглаживаются, и общение в социуме происходит ровно, без инцидентов.

Скрытое течение акцентуации

Такая степень развития наиболее значимых черт характера скорее относится к нормальным вариантам, можно сказать, что акцентуация (проявление ярких личностных показателей) не проявляется вовсе. Но те оценочные показатели, которые имеют наиболее высокое значение, могут проявить себя при тестах в ситуациях психологически повышенного фона, после сильных душевных травм и переживаний.

Типы акцентуаций по классификации А. Е. Личко

Характеры людей в зависимости от сочетаний определенных личностных показателей, подразделяются на такие типы:

  • лабильный, характеризующийся резкой переменой настроя и поведения в зависимости от внешних обстоятельств;
  • циклоидный, с набором черт со склонностью к некоторым сменам поведения в определенный период;
  • астенический, с нерешительным, склонным к тревожности характером, подверженный быстрому утомлению, депрессивным состояниям, раздражительности;
  • боязливый тип предполагает робкое и стеснительное общение в крайней необходимости, впечатлительность от контактов с другими, ощущение собственной неполноценности;
  • психастенические личности проявляют излишнюю мнительность, тревожность, сомнительность, склонны к самокопанию, предпочитающие традиционные действия;
  • шизоидный индивидуум отгораживается от общества, адаптация в социуме затруднена из-за замкнутости, эмоциональной бедности, равнодушия к чужим страданиям, незрелой интуиции;
  • застревающий тип параноидальной направленности обладает повышенной раздражительностью, честолюбием, неадекватной обидчивостью, постоянной подозрительностью;
  • эпилептоидные характеры проявляют тоскливое и злобное настроение, импульсивное поведение, неконтролируемые вспышки гнева, жестокости, заторможенность мышления, педантичность, медленное произнесение речи;
  • истероидный демонстративный тип проявляется в тяготении к лживым речам, притворству, актерскому привлечению внимания, авантюрному решению вопросов, отсутствию совестливости, тщеславию;
  • гипертимный тип отличается веселым нравом, словоохотливостью, активной деятельностью, распылением внимания на различные интересы, не доводя их до конца;
  • дистимный тип постоянно понурый с пониженной активностью, непомерной серьезностью, в печали и депрессии;
  • неустойчивый тип экстравертного поведения, поддающийся влиянию других, любящий новые впечатления, события, компанейский, с умением легко контактировать с новыми людьми;
  • конформный склонен к подчинению и допускающий собственную зависимость от чужого мнения, не умеющий самокритично воспринимать недостатки, консерватор, негативно относится ко всему новому.

Классификация типов акцентуации характера

Гипертимный тип

Гипертимы очень общительны, даже болтливы, активны в работе, очень подвижны, неусидчивы. Любят быть в центре внимания и командовать группой. У них много увлечений, но, как правило, они поверхностны и быстро проходят. При физических нагрузках, требующих активности и энергии, довольно долго сохраняют силы. Почти всегда в хорошем настроении. Аккуратность не является их отличительной чертой.

Половое чувство пробуждается рано, бывает сильным, реакции, связанные с формированием сексуального влечения, проявляются ярко. Гипертимы рано вступают в сексуальные связи, а вот романтические увлечения обычно непродолжительны. С объектом влюблённости стремятся быстро вступить в половую связь, а если это не получается, то не отказываются от случайных знакомств.

Циклоидный тип

Этот тип характеризуется многократной сменой периодов полного расцвета сил, энергии, здоровья, хорошего настроения и периодов депрессии, пониженной работоспособности, отчего их называют циклоидами. Для циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся 2-3 недели. В период депрессии у них повышенная раздражительность и склонность к апатии. В это время общество их раздражает, они избегают встреч и компаний, становятся вялыми домоседами.

Депрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъёма, когда циклоид превращается в гипертима, быстро заводит знакомства, стремится к компании, претендует на лидерство и быстро навёрстывает упущенное.

Лабильный тип

В поведении представители данного типа непредсказуемы и крайне изменчивы в настроении. Поводы для неожиданной смены настроения могут быть различны: оброненное кем-то слово, чей-то приветливый взгляд. В связи с настроением для них будущее то рисуется яркими красками, то представляется серым и унылым. Такое же и отношение к людям: одни и те же для них то милые, интересные и привлекательные, то надоевшие, скучные и безобразные.

Мало мотивированная смена настроения иногда создаёт впечатление легкомыслия, но это не так. Они способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. А какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолётный комплимент, может поднять им настроение, отвлечь от неприятностей, пока они снова не напомнят о себе.

Астеноневротический тип

Характеризуется мнительностью, капризностью, повышенной утомляемостью, склонностью к ипохондрии (болезненная мнительность, выражающаяся в навязчивой идее болезни). Они внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно лечатся. В мыслях о будущем особое место у них занимает забота о собственном здоровье. Тянутся к друзьям и компании, но быстро устают от них, после чего ищут одиночества или общения с близким другом.

Сенситивный тип

Повышенная чувствительность и впечатлительность у них сочетаются с высокими моральными требованиями к себе и окружающим. Не любят больших компаний и подвижных игр. С чужими людьми робки и застенчивы, производят впечатление замкнутых. Открыты и общительны только с теми, кто им хорошо знаком. Очень послушны, привязаны к родителям. В работе старательны, хотя пугаются контроля.

Люди сенситивного типа видят в себе много недостатков, особенно морально-этических и волевых. Робость и застенчивость ярко проявляются, когда они испытывают первую любовь. Отвергнутая любовь ввергает их в отчаяние и обостряет чувство собственной неполноценности. Самобичевание и самоукоры иногда доводят их до суицидных мыслей. В ситуации, требующей смелости, могут спасовать.

Психастенический тип

Характеризуется склонностью к рассуждениям и размышлениям, к «мудрствованию» и самоанализу. Часто нерешительны, тревожны, мнительны. Обращают внимание на приметы и ритуалы. В подростковом периоде сексуальное развитие опережает физическое. Спорт даётся им плохо. Особенно слабы у психастеников руки, но при этом сильные ноги. Отличаются неустойчивым настроением и повышенной утомляемостью.

Шизоидный тип

Шизоиды характеризуются замкнутостью, отгороженностью, неспособностью и нежеланием устанавливать контакты с людьми. Проявляется сочетание противоречивых черт личности, таких как холодность и утончённость чувств, упрямство и податливость, настороженность и легковерие, апатичная бездеятельность и напористая целеустремлённость, необщительность и неожиданная назойливость, застенчивость и бестактность и др. Они живут в мире своих иллюзий и с пренебрежением относятся ко всему, что наполняет жизнь других.

Шизоиды чаще всего сами страдают от неспособности к общению, сопереживанию, пытаются найти друга по душе. Очень любят читать книги. Коллективным спортивным играм предпочитают гимнастику, плаванье, йогу. Не путать шизоида с шизофреником (больным шизофренией)!

Эпилептоидный тип

Яркие черты эпилептоида – склонность к аффективной взрывчатости, малоподвижность, тяжеловесность, инертность. Дисфории (озлобленность, досада, раздражение), длящиеся часами и днями, отличаются злобно-тоскливой окраской настроения, поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Спонтанность дисфорий сопровождается апатией, бездельем, бесцельным сидением с угрюмо-хмурым видом. В аффектах эпилептоидов наблюдается безудержная ярость (нецензурная брань, жестокие побои, безразличие к слабым и беспомощным др.).

Сексуальное влечение у них пробуждается с силой. Но любовь у них окрашена приступами ревности, измен мнимых и реальных они никогда не прощают. Невинный флирт своего партнёра расценивают как предательство.

Истероидный тип

Главные черты истероида – эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления и сочувствия. Среди поведенческих проявлений – суицидальный шантаж. Формы такого шантажа разные: изображение попытки прыгнуть из окна, порезы вен на предплечье, запугивание приёмом лекарств из домашней аптечки и др. Употребление наркотиков ( мнимое или эпизодическое) ради намерения обратить на себя внимание. Особенно часто это проявляется в 15-16 лет. Подростки прогуливают занятия, убегают из дома, не хотят работать, т.к. «серая жизнь» их не устраивает.

В сексуальном поведении много театральной игры. Мужчины могут скрывать сексуальные переживания, а женщины наоборот любят афишировать свои действительные связи или придумывать несуществующие. Способны к самооговорам, дабы изобразить из себя распутниц для впечатления окружающих. Сексуальное влечение у астероидов не отличается ни силой, ни напряжением.

Неустойчивый тип

Обладают повышенной тягой к развлечениям, безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьёзные и профессиональные интересы. истинной любви к родителям не испытывают. К их бедам и заботам относятся равнодушно и безразлично. Они не могут занять сами себя каким-то делом, поэтому плохо переносят одиночество и тянутся к друзьям. Трусость и малая инициативность не позволяет им стать лидерами. Они ведомы. Спорт не любят.

Сексуальные увлечения не отличаются силой. Романтическая любовь проходит мимо них, на искреннюю любовь они не способны, а вот познакомиться с развратом и извращениями не откажутся. О будущем не заботятся, живут настоящим, пытаясь получить больше развлечений и удовольствий.

Конформный тип

Главнвя черта конформистов – чрезмерная склонность приспосабливаться к своему окружению. Они подчиняются любым авторитетам, большинству в коллективе. Трудно осваиваются в новой обстановке. Неинициативны, отсутствует стремление к лидерству. Увлечения целиком определяются средой и модой времени. Лишённые собственной инициативы, легко управляемы, могут быть втянуты в правонарушения и алкогольные или наркотические компании. Таким образом, самое слабое звено конформистов – чрезмерная податливость влиянию среды и чрезмерная привязанность ко всему привычному.

Суть выявления акцентуации

Акцентуация относится к крайним проявлениям отдельных характерных черт личности, при этом черты определенной направленности усиливаются, показывая уязвимость к некоторым психогенным воздействиям, проявляя устойчивость к другим. Акцентуация, выявленная при прохождении теста, не рассматривается, как отклонение от нормы, наоборот, акцентуированная личность рассматривается нравственно здоровой с непропорционально выраженными и заостренными чертами. Несоизмеримость и набор некоторых сочетаний черт характера может привести акцентуированную личность к дисгармонии с окружающей действительностью.

Впервые термин «акцентуированная личность» вводит в обиход немецкий психолог К. Леонгард. Ошибкой является рассмотрение проявления ярких черт характера, как патологическое отклонение от нормы. Такие люди не являются ненормальными, наоборот, люди без наличия сильных черт в характере могут не развиваться в отрицательном направлении, но также маловероятно, что они сделают что-то положительное и выдающееся. Люди с акцентуированным характером одинаково активно двигаются в негативные группы и вливаются в социально-положительные коллективы.

А.Е. Личко в своих работах расширил понятия акцентуации и изменил общепринятый термин на «акцентуация характера», объяснив это тем, что личность является слишком расширенным понятием и стандартно применяется в области психопатии.

Краткая предыстория

Научное обоснование акцентуированных личностей Леонгарда практически сразу доказало свою правдивость. Однако распространялась она только на зрелых испытуемых. Младшие возрастные группы, не обладая соответствующей базой знаний, не могли отвечать на предложенные вопросы. Соответственно, установить их особенности и тонкости натуры не представлялось возможным.

Поиском решений занялся советский доктор психиатрических наук – А.Е. Личко. Он видоизменил тестирование Леогранда для возможности использования в детской возрастной категории, переработал предложенные типы характера, изменил названия, добавил новые виды. Он счел, что рациональнее всего исследовать яркие особенности юношей и девушек, так как в этот период проявляется личность и ее наклонности. Именно за счет изучения поведенческих проявлений во время взросления и сформировались новые виды, которые не наблюдаются в более зрелом возрасте.

Описание методики проведения теста

Вопросник представляет собой портативный тест для применения в диагностировании отдельных членов коллектива. Тест состоит из 143 строк утверждений, представляющих диагностическую шкалу в количестве 10 штук и одну шкалу для контроля. Шкала содержит 13 утверждающих выражений, которые расположены в определенном порядке.

Каждому члену в испытуемой группе предлагается два листа, на одном располагаются вопросы в виде утверждений, второй предназначается для ответов. Прочитав строку утверждения, каждый решает, согласен он с ним или нет. Если утверждение характерно для человека, то следует обвести номер, присвоенный вопросу или отметить другим способом на ответном листе. Несогласие с утверждением обозначает, что на листке ответов такой номер не отмечается, а просто пропускается.

Ответы следует давать точно и правдиво, стараясь не обманываться. Это даст возможность четко определить характер и выявить присущие ему акцентуации. После заполнения листка считают сумму набранных баллов по каждой строчке и проставляют показатели в конце строк.

Особенности работы с вопросником

Школьные работники в области психологии редко применяют полную версию опросника А.Е. Личко (351 строка), так как он достаточно сложный и требует немало времени для проверки одного учащегося, а для группового тестирования использование опросника проблематично. Исходя из этого, применяется портативная версия, о которой сейчас идет речь.

Модифицирована версия составляется из диагностических вопросов, при обработке сохраняется стандартная типология, характерная для школьной среды. При этом методика вопросника становится наиболее удобной и приближена к способу выявления акцентуации характера по пути К. Леонгарда.

Удобным считается применение только утверждающих ответов, тогда как в полной версии требуется употребление отрицательных ответов, что значительно затрудняет обработку результатов. Измененная версия упрощается настолько, что школьники старших классов могут, следуя инструкции произвести подсчет и выявить граничные результаты. Помощь психолога заключается в расшифровке показателей и разъяснении полученных показателей.

Нужно сказать о затруднительной диагностике неврологического, астеничного, циклоидного и сенситивного характера, так как по результатам серии проведенных проверок было выяснено, что такие личности маскируются под другой тип акцентуированных натур, например, лабильный. Надежность определения акцентуации характера проверялась через две недели после предыдущего тестирования, и результаты оказались верными на 94%.

Изменение акцентуаций характера

Такая трансформация является характерной в динамике акцентуированных черт. Суть изменения обычно заключается в том, что к ярким чертам присоединяются близкие по совместимости типы, иногда присоединившиеся черты затмевают доминирующие и выходят на первый план. Наблюдаются случаи, когда в характере человека смешанно много похожих черт, при этом в некоторых ситуациях наиболее сильно развитые достигают пика и затмевают все остальные.

Изменение яркости черт и замещение одних другими происходит по принятым закономерностям, когда во взаимодействие вступают только совместимые типы. Трансформация может возникать под воздействием биологических или социально-психологических причин.

Основные формы изменений

Трансформации акцентуаций можно разделить на две основные группы:

  • транзитные преходящие перемены с аффективными реакциями;
  • относительно стационарные изменения.

Первая группа трансформаций

Первая группа собирает в себе острые реакции, по сути, представляет собой психопатические реформации:

  • интрапунитивные проявляются в нанесении своему телу повреждений, попытке самоубийства, неприятных и безрассудных действиях, ломке вещей;
  • экстрапунитивные выдают агрессивное поведение, нападение на противника, отмщение злобой невиновным лицам;
  • иммунитивные являют собой отход от конфликта путем бегства из ситуации, что не является разрешением аффективной проблемы;
  • демонстративные проявления возникают, если конфликт выливается в бурные сцены из разряда театральных ролей, изображение сведения счета с жизнью.

Вторая группа изменений

Изменения устойчивого характера также подлежат подразделению. Наблюдается переход яркой черты характера в скрытую форму, это может случиться в связи со взрослением и получением достаточного количества жизненного опыта в таком случае происходит сглаживание угловатых личностных качеств.

Скрытая акцентуация обозначает переход от острой фазы к обычному, ничем не выделяющемуся варианту, когда все черты характера одинаково слабо выражены. О таком типе трудно составить мнение даже при длительном общении. Но спящие и сглаженные черты могут неожиданно проявиться под воздействием неординарных обстоятельств.

Интересным является проявление явного изменения акцентуации, когда черты в результате теста набирают показатели, довлеющие к крайним нормам, но критерии не являются препятствием на пути адаптации и личностного общения. С возрастом такие черты могут остаться в диапазоне проявленной интенсивности или сглаживание переведет их в разряд скрытых.

  • Нужно сказать о формировании психопатического пути развития акцентуаций на уровне психопатической патологии. Для этого требуется сочетание нескольких влияний:
  • у человека должна быть проявлена одна из акцентуаций;
  • патологические условия окружающей действительности должны быть такими, что по типу соответствуют наименьшему сопротивлению этой яркой черты;
  • действие факторов должно быть длительным;
  • трансформация должна проходить в наиболее подходящем для развития акцентуации возрасте.

Тест А. Е. Личко является эффективным способом выявить акцентуации характера и определяет наиболее вероятнее пути развития личности.

Определение акцентуации характера по А.Е. Личко

Теппинг-тест по И.П. Павлову

7. Определение акцентуации характера по А.Е. Личко

С помощью данной методики определяются акцентуации характера человека и по ним устанавливаются те типы акцентуаций характера, которые доминируют у данного человека.

Цель – уставить, какие из 11 акцентуаций характера (гипертимный тип, циклоидный тип, лабильный тип, астеноневротитечский тип, сенситивный тип, психастенический тип, шизоидный тип, эпилептоидный тип, истероидный тип, неустойчивый тип, конформный тип) наиболее характерны для.

Кроме описанных типов, в реальной жизни нередко встречаются смешанные, соединяющие в себе различные акцентуации характеров. Данная методика состоит из множества суждений, объединённых в 25 подшквал. В ходе проведения исследования при помощи данной методики испытуемый получает соответствующие 25 подшкал и списки суждений по каждой шкале. Из каждой группы суждений он должен выбрать такие три, которые относятся к нему в наибольшей степени и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый.

Процедура работы с методикой такова: читая каждый из соответствующих списков суждений для каждой подшкалы, испытуемый должен выбрать и записать в графу «подходящий выбор» три наиболее характерных, а затем, в графу «неподходящий выбор» три наименее характерных для него суждения. Если испытуемый не может выбрать ничего подходящего для себя или же выбирает меньше трех суждений, то может ограничиться в своих выборах меньшим числом и соответственно, вписать в графы регистрационного листа меньшее количество цифр.

Выборы, которые производятся испытуемым, заносятся им в специальный регистрационный лист:

В приводимых далее списках суждений справа имеется расшифровка ответов испытуемого, то есть указывается то, к какому типу относится данное суждение. Буквенные символы расшифровки соответствуют следующим типам: Г – гипертимный, Л – лабильный, Ц – циклоидный, А – астеноневротический, С – сенситивный, П – психастенический, Ш – шизоидный, Э – эпилептоидный, И – истероидный, Н – неустойчивый, К – конформный. За каждый выбор, соответствующий указанному символу, испытуемый получает по одному баллу. Если символов несколько, то число баллов увеличивается по количеству символов. Например, ГШК – 3 балла, причём в данном случае по одному баллу получают показатели развитости у испытуемого сразу трёх типов акцентуаций характера. Далее я привожу таблицы с суждениями, но не в полном объёме, а лишь те варианты, которые выбраны. Те суждения, которые выбраны как «подходящий выбор», я буду либо раскодировать, либо ставить знак «–» (в том случае, если выбор не имеет расшифровки) в колонке «наиболее характерны». И, соответственно, также с колонкой «неподходящий выбор», которая будет расшифрована в колонке «наименее характерны».

Самочувствие

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1У меня почти всегда плохое самочувствие
4Моё самочувствие иногда меняется по нескольку раз в деньЦ
8Я легко переношу боль и физическое страданиеЦ
9Моё самочувствие вполне удовлетворительное

Следовательно, по первой таблице мы имеем: Ц – 2 балла.

Настроение

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
2Моё настроение легко меняется по незначительному поводуП
3У меня настроение не очень, зависит от людей, среди которых я нахожусь
4У меня почти всегда плохое настроение
6Когда меня оставляют одного, то моё настроение улучшается
7У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достаётся окружающим

По таблице «настроение» мы имеем П – 1 балл.

Сон и сновидения

СужденияШифр
Наиболее характерныНаименее характерны
1Обычно я сплю хорошо, а сновидениям не придаю значенияГН
3Я люблю помечтать перед тем как уснутьК
4Ночью я плохо сплю и чувствую сонливость днём
7Бессонница бывает у меня периодически, без видимых на то причин
8Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в строго определённое время
12Мне часто сниться, что меня обижают

По данным этой таблицы: Г – 1 балл, Н- 1 балл, К – 1 балл.

Пробуждение от сна

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
3В одни дни я встаю весёлым и жизнерадостным, а в другие – угнетённым и унылым без причины
7Проснувшись, я нередко ещё долго переживаю то, что видел во снеЛ
9Утром я встаю бодрым и энергичнымНН
10С утра я более активен и мне легче работать
11Нередко бывает, что проснувшись, я сразу не могу сообразить, где нахожусь и что происходит

Из этой таблицы мы имеем: Л – 1 балл, Н – 2 балла.

Аппетит и отношение к еде

СужденияШифр
Наиболее характерныНаименее характерны
2Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами мне ничего не хочется есть
3Я ем мало, иногда долго вообще ничего не емА
4Мой аппетит зависит от настроения
6Нередко я стесняюсь есть при посторонних
17Я плохо переношу голод и быстро слабею от него

Вывод по данной таблице: А – 1 балл

Отношение к одежде

СужденияШифр
Наиболее характерныНаименее характерны
3Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой
4Я люблю модную, необычную одежду, которая привлекает к себе вниманиеК
5Я никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне нравитсяАС
7Я не люблю слишком модничать и считаю, что надо одеваться так, как все
11Я предпочитаю тёмные и серые тона

Вывод по таблице: А – 1 балл, С – 1 балл, К – 1 балл.

Отношение к деньгам

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Нехватка денег меня раздражает
6Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напоминатьЛА
7Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы
10Всегда боюсь, что мне не хватит денег и очень не люблю брать в долг
11Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их, не задумываясь, периодами всё пугаюсь остаться без денег

Вывод по таблице: Л – 1 балл, А – 1 балл.

Отношение к родителям

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Я очень боюсь остаться без родителейП
2Я считаю, что родителей нужно уважать, даже если в сердце хранишь обиду на них
4В одни моменты кажется, что родители слишком опекают меня, а в другие – что я непослушен, причиняю родным огорчения
5Мои родители не дали мне того, что необходимоК
7Я очень люблю (любил) одного из родителей

Вывод: П – 1 балл, К – 1 балл.

Отношение к друзьям

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Мне не раз приходилось убеждаться в том, что дружат из-за выгоды
3Для меня важен не один друг, а целый дружный коллективГЦ
4Я ценю такого друга, который умеет выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоитьК
5По друзьям, с которыми пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу себе новых

Вывод по таблице: Г – 1 балл, Ц – 1 балл, К – 1 балл.

Отношение к окружающим

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Я окружён глупцами, невеждами и завистниками
2Окружающие мне завидуют и потому ненавидятЭ
4Я считаю, что самому не следует особенно выделяться среди окружающих
10Я легко сорюсь, но быстро мирюсь

Вывод: Э – 1 балл

Отношение к незнакомым людям

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
3Я избегаю новых знакомств
5Прежде, чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нём
6Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не раз убеждался в том, что я прав в этом
7Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то я с интересом отношусь к ним
9Я охотно и легко завожу новые знакомстваГЦ

Вывод: Г – 1 балл, Ц – 1 балл.

Отношение к одиночеству

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллективаШШ
2В одиночестве я чувствую себя спокойнее
4Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночествоЛА
6В одиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества
8Я не боюсь одиночестваШ

Вывод: Ш – 1 балл, Л – 1 балл, А – 1 балл.

Отношение к будущему

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Я мечтаю о светлом будущем, но боюсь неприятностей и неудач
2Будущее мне кажется мрачным и бесперспективным
3Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошем
5Я убеждён, что в будущем исполнятся мои желания и планыГГ
7Моё отношение к будущему часто и быстро меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне довольно мрачным

Вывод: Г – 2 балла.

Отношение к новому

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Периодами я легко переношу перемены в своей жизни, но периодами начинаю их бояться и избегать
3Я люблю перемены в жизни – новые впечатления, новых людей, новую обстановку
5Я люблю сам придумывать новое, всё переиначивать, делать по-своемуШ
7Я не люблю новшеств, предпочитаю порядок

Вывод: Ш – 1 балл.

Отношение к неудачам

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
4Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных людей
5Если случается неудача, то я всегда думаю, что же я сделал не такИ
8При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращатьсяЛ
9Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьёзные неприятности я переношу спокойно

Вывод: И 1 балл, Л – 1 балл.

Отношение к приключениям и риску

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Я люблю приключения, охотно иду на рискГ
2Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и всё никак не решусь рискнуть
6Я специально не ищу приключений и риска, но иду на них, когда этого требуют обстоятельства
7Приключения и риск меня привлекают, если в них мне даётся первая рольГ
8Бывает, что риск и азарт меня опьяняютЛИ

Вывод: Г – 2 балла, Л – 1 балл, И – 1 балл.

Отношение к лидерству

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях
2Я люблю быть первым в компании, руководить и направлять других
4Я всегда стремлюсь учить людей правилам и порядку
6Периодами я люблю задавать тон, быть первым, но периодами мне это надоедает
10Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет

Вывод: таблица безрезультатна.

Отношения к критике и возражениям

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Я не обращаю внимание на возражение и критику, всегда думаю и делаю по-своемуШШ
3Возражения и критика меня очень раздражают, когда я устал и плохо себя чувствую
4Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебрежения ко мне
7От критики мне хочется убежать подальше

Вывод: Ш – 2 балла.

Отношение к опеке и наставлениям

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Я слушаю наставления только тех людей, кто имеет на это правоЦП
3Не выношу, когда меня опекают и за меня всё решают
6Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получаетсяЦЛ
7Временами все наставления пролетают мимо моих ушей, а временами я ругаю себя за то, что не слушал людей

Вывод: Ц – 2 балла, П – 1 балл, П – 1 балл.

Отношение к правилам и законам

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Когда правила и законы мне мешают, это вызывает у меня раздражениеК
3Логически обоснованные правила я стараюсь соблюдать
7Всякие правила и распорядки вызывают у меня желание их нарушать
8Правила и законы я всегда соблюдаю

Вывод: К – 1 балл.

Отношение к школе

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Я любил вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять или сходить в киноГЭИНН
3В младших классах я любил школу, а потом она стала меня тяготитьЦ
7Больше всего я любил школьную самодеятельность
9Я стеснялся ходить в школу, боялся насмешек и грубостиИ
10Я очень не любил физкультуру

Вывод: Г – 1 балл, Э – 1 балл, И – 2 балла, Н – 2 балла, Ц – 1 балл.

Оценка себя в данный момент

Суждения Шифр
Наиболее характерны Наименее характерны
1Мне не хватает холодной рассудочностиГ
2Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность
6Я считаю, что ни чем не отличаюсь от большинства людей
7Мне не хватает решительности
9В хорошие минуты я вполне доволен собой, а в минуты дурного настроения не доволен собой
10Я слишком раздражителен

В итоге, проанализировав все таблицы, мы получили следующее: гипертимный тип – 9 баллов, циклоидный тип – 7, лабильный тип – 6, астеноневротический тип – 4, сенситивный тип – 1, психастенический тип – 3, шизоидный тип – 6, эпилептоидный тип – 2, истероидный тип – 4, неустойчивый – 5, конформный тип – 5.

На основе этих данных строится график:

Следуя ключу теста, мы имеем

Акцентуация характера Уровень развития акцентуации характера
низкий средний высокий
Гипертимность (Г)9–18
Циклоидность (Ц)1–8
Лабильность (Л)1–10
Астеноневротичность (А)1–6
Сенситивность (С)1–10
Психастеничность (П)1–8
Шизоидность (Ш)1–7
Эпилептоидность (Э)1–10
Истероидность (И)1–10
Неустойчивость (Н)1–5
Конформность (К)4–7

Мы можем сделать следующие выводы:

– доминирующий тип акцентуированного характера по максимальному числу баллов, набранных – гипертимный (9 баллов), это средний уровень развития акцентуации характера. Этот тип отличается почти всегда хорошим настроением, плохо переносит одиночество. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен;

– «тип считается неопределённым, если по шкале объективной оценки не достигнуто минимальное диагностическое число (МДЧ). МДЧ неодинаково для разных типов и равно:

МДЧ 7 6 6 5 6 6 6 6 6 6 6

Типы Г Ц Л А С П Ш Э И Н К

Если МДЧ достигнуто или превышено в отношении типа К и ещё других типов, то тип К не диагностируется независимо от числа набранных в его пользу баллов».*

Таким образом, мы имеем: Г = 9 баллов, Ц = 7 баллов, Л = 6 баллов, Ш = 6 баллов – те акцентуации, которые достигли или превысили МДЧ.

Если МДЧ достигнуто или превышено в трёх или более типах, то среди этих типов отбираются два, в пользу которых получено наибольшее превышение в баллах над МДЧ. В нашем случае это гипертимный тип и циклоидный тип – диагностируются вместе. Циклоидный тип – часто меняет настроение, периоды депрессии время от времени перемежаются с активностью, свойственной гипертимному типу;

– уровень развитости конформного типа находится на среднем уровне. Это говорит о том, что испытуемый чрезмерно податлив внешним воздействиям, консервативен, не любит новое, избегает ненужных проблем;

– уровень развития остальных типов акцентуаций характера находится на низком уровне, по количеству балов здесь преобладают – лабильный и шизоидный типы (6 баллов, уровень МДЧ достигнут).

Выводы

Общие психолого-педагогические выводы и рекомендации в соответствии с целью исследования даются на основе обобщения данных, получаемых в результате исследования познавательных процессов студента. А целью моего исследования, как я уже говорил выше, является выяснения особенностей индивидуального развития на момент развития, и выяснение некоторых затруднений в области эмоциональной саморегуляции.

Общие выводы удобнее делать, составив индивидуальную психологическую карту.

Карта индивидуального психологического развития: *

фамилия, имя, отчество: Афанасенков Ярослав Николаевич

возраст ребёнка: 18 лет

курс: 2

внимание память воображение
Определение продуктивности и устойчивости вниманияОценка распределения вниманияОпределение объёма кратковременной зрительной памятиОценка оперативной слуховой памятиречевое «Вербальная фантазия»Художественно-плоскостное «Рисунок»
продуктивность внимания у Ярослава средняя, а устойчивость внимания высокая.оценка распределения внимания очень высокая.Ярослав имеет среднеразвитую по объёму кратковременную зрительную память.оперативная слуховая память Ярослава в норме.высокий уровень развития речевого воображения.уровень развития художественно-плоскостного воображения – средний.

Психолого–педагогические выводы:

1. Исследование уровня познавательных процессов Ярослава позволяет мне сказать, что все показатели в норме. Кроме того, хочу заметить, что оценка распределения внимания, уровень устойчивости внимания очень высокие, Ярослав имеет высокий уровень речевого развития, и средний уровень художественно – плоскостного развития. Студент имеет среднеразвитую по объёму кратковременную зрительную память, оперативная слуховая память в норме. Продуктивность внимания средняя.

2. Исследование личностной и эмоционально-волевой сферы студента показало, что Ярослав имеет сильную нервную систему, флегматический тип темперамента, гипертимный тип акцентуации характера, нормальный уровень тревожности. Школьник не агрессивен, мотивация достижения успехов преобладает над мотивацией избегания неудач.

3. Трудностей в проведении психодиагностики не возникло.

Преодоление своих недостатков возможно при сдерживании и скрытии чувств испытуемого. Но не переходить грань между сдержанностью и скованностью, иначе возможны иные отклонения. Проводить аутотренинги по сдерживании чувств и вести себя спокойнее.

Список литературы

1. Еромасова А.А., Швецова А.Д. Психологический практикум в школе. Методические рекомендации по составлению психолого-педагогической характеристики личности учащегося (для студентов 4 курса). – Южно-Сахалинск, 2003.

2. Немов Р.С. Психология: В 3 книгах. – Книга 3. – М., 1995

3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 томах. – Книга 1. – М., 2000.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов н/Д., 1999.

Теппинг-тест по И.П. Павлову

Информация о работе «Психолого-педагогическое исследование личности с использованием специальных методик»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 29865 Количество таблиц: 25 Количество изображений: 5

Похожие работы

Основы психолого-педагогического исследования

25341

0

0

… . 7. Борытко Н.М «Методология и методы психолого-педагогических исследований», Издательство: ACADEMIA » 2008 г В пособии раскрываются методологические основы и логика психолого-педагогического исследования с позиций гуманитарно-целостного подхода к изучению образовательного процесса, представлена система научных понятий, охарактеризованы теоретические и эмпирические методы работы; предложен цикл …

Методы психолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики

39014

0

0

ледований. 2. Классификации методов психолого-педагогических исследования Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: · организационные; · эмпирические; · по способу обработки данных; · интерпретационные. К организационным …

Моделирование сложных системно-деятельностных объектов в психолого-педагогических исследованиях

17413

0

0

… , по мнению В. В. Давыдова, связан с внедрением в психологию формирующего эксперимента, который в отличие от констатирующего эксперимента предполагает проектирование и моделирование содержания психологических новообразований, психолого-педагогических средств и путей их формирования. В. В. Давыдов особо подчеркивал, что генетико-моделирующий эксперимент и проектирование — основные методы изучения …

Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении

150922

14

5

… . 2. Предметная специализация: характеристика методики раннего обучения иностранному языку. 3. Профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка в ДОУ. 2.2 Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении 2.2.1 Специфика профессионально деятельности педагога дошкольного образования …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: