Сегодня многие знают, что цветовая гамма имеет определенное влияние на психику человека. Множество проблем можно решить, правильно подобрав цвет. Грамотный подбор сочетания цветов позволит привлекать клиентов в магазины и рестораны. Уютный интерьер тоже можно создать с помощью правильных оттенков. Для психологической помощи людям проводят тест Люшера. Как правильно расположить цвета? Так, как подскажет вам интуиция. Интерпретация и анализ результатов этого теста показывают состояние личности на данный период времени.
Тест Люшера – детская забава или научный инструмент?
Разумеется, довольно сложено поверить в то, что настолько простая методика диагностики может показать достоверные результаты, особенно человеку, далекому от такой науки, как психология. Однако научно подтверждены следующие преимущества этого теста:
- Тест Люшера – методика экспресс-диагностики, которая занимает не больше пяти минут. Кроме того, она позволяет не прибегать к непосредственному опросу тестируемого.
- Субъективно повлиять на результат во время теста Люшера невозможно – это затрагивает и сам процесс диагностики, и обработку и расшифровку показанных результатов. То есть тест Люшера, ответы на который нельзя предугадать, является объективной диагностикой состояния личности.
- С помощью этого метода возможно узнать причины и структуру многих недугов или же их симптомы без консультации опытного психолога.
- Тест Люшера может выявить как конституциональные особенности характера пациента, так и его актуальное психологическое состояние.
- Эта методика диагностики содержит подробнейшие рекомендации для лечащего врача при использовании как в гомеопатической, так и в психотерапевтической практике.
- Причины многих болезней, а также профессиональные качества тестируемого способен диагностировать тест Люшера. Описание результатов также выявит многие черты характера испытуемого.
Результаты теста по цветам на настроение
1. Черный. Настроение тех, кто выбрал черный качестве любимого цвета в тесте по картинкам, боевое. Вы чувствуете невероятную уверенность в себе и своих силах, стремитесь к успеху, готовы к активным действиям. К негативным аспектам можно отнести то, что для таких людей не существует авторитетов: они могут проигнорировать дельный совет – им всегда кажется, что никто лучше них не знает, как правильно поступить.
2. Синий. Настроение можно назвать спокойным. Ваша душа жаждет умиротворения, комфорта, глубоких размышлений. Людям, выбирающим синий в качестве предпочтительного цвета, можно доверять. Они не обманут, не подведут, всегда дадут дельный совет, так как отличаются рассудительностью и здравым умом. Если что-то вас тревожит на данный момент, узнайте, как обрести душевное равновесие и не потерять себя.
3. Коричневый. Человек, предпочитающий коричневый, испытывает неуверенность в чем-то на данный момент времени. Ему бы очень хотелось реализовать себя в том или ином направлении – но боязнь провала сдерживает от решительного шага. Определите уровень своей самооценки с помощью психологического теста.
4. Зеленый. Настроение у любителей зеленого – легкое и веселое. Хочется общаться, узнавать что-то новое, поражать окружающих своим обаянием, возможно, даже влюбиться. Такая личность производит на окружение исключительно положительное впечатление.
5. Серый. Этот цвет соответствует неустойчивому настроению. С одной стороны, хочется уединения, с другой – чтоб тебя заметили и похвалили. Вообще, любители серого – люди надежные, серьезные, знающие себе цену. Они – верные и преданные друзья, готовые помочь по первому зову.
6. Оранжевый. Настроение – дружелюбное. Хочется обнять весь мир, петь, плясать и радоваться жизни. Такие люди не переживают по пустякам, не жалуются на судьбу, любят большие компании.
7. Розовый. Этот цвет часто выбирают влюбленные. Конечно, их настроение несколько приподнятое, они витают в облаках, не совсем реально оценивают происходящие вокруг события. Это очень заботливые, внимательные личности, обладающие страстным темпераментом и глубокими чувствами.
8. Пурпурный. Этими людьми владеет беспокойное настроение. Они хотят быть во всех местах одновременно, мечутся между разными вариантами и возможностями в поисках наиболее подходящего. Часто они так и не могут определиться до конца со своими желаниями, и остаются ни с чем.
9. Красный. Настроение «красных» людей – напористое, местами даже агрессивное. Эти личности несгибаемы, идут напролом к поставленной цели, не умеют и не хотят проигрывать. К тому же, они отличаются повышенной сексуальной энергетикой и часто идут на поводу у своих желаний. Узнайте, как научиться контролировать свои эмоции с помощью выполнения простых рекомендаций психолога.
10. Бирюзовый. Настроение – загадочное. Хочется расслабиться и погрузиться в нирвану. Или провести магический обряд. Такие личности обладают хорошо развитой интуицией, могут предвидеть наступление некоторых событий.
11. Белый. Цвет самовыражения. Если выбран именно он – человеком владеет настроение, в котором он чувствует потребность творить, создавать что-то новое, генерировать интересные идеи. Белый – цвет творческих натур. Он также ассоциируется с чистотой и честностью.
12. Желтый. Настроение – радостное. Как давно подмечено, желтый – цвет оптимистов. Это люди активные, любящие перемены. Но главный недостаток в том, что часто они слишком уж оптимистично смотрят на мир, не замечая явных недругов и их коварных ловушек. «Желтых» личностей легко обмануть – они слишком верят в добро и в людей, даже если уже были обмануты не раз.
Плод многолетних трудов
Макс Люшер – швейцарский психолог, создавший цветовой тест, который обрел всемирную известность. Причем сделал он это на заре своей научной деятельности, будучи еще совсем молодым ученым. К своим 16-ти годам Люшер уже наработал солидную теоретическую базу и усердно трудился над собственными научными трудами и разработками. Например, в начале 1940-х годов одним из увлечений ученого стало создание альтернативной типологии характеров.
Во время работы Люшер выделил цветовосприятие в качестве показательной функции психики личности, которая дает представление об особенностях характера, а также о психоэмоциональном состоянии человека. В процессе этой научной деятельности Макс Люшер пришел к оригинальному по тем временам выводу о том, что цветовосприятие каждого человека универсально, а вот эмоциональное – сугубо индивидуально. На основании этого Люшер сделал следующий еще один вывод: существует возможность использования цветовых тестов в качестве методики диагностики в психиатрии и психологии.
Как пройти тест на настроение
Проходить этот психологический тест можно практически каждый день, так как наше настроение, а так же предпочтения в выборе оттенка меняются достаточно часто.
Подготовка к тестированию по цветам
Ниже на картинке приведено 12 различных цветов, из которых нужно выбрать два, наиболее импонирующих, а также один, который абсолютно не нравится. Этот выбор расскажет о настроении на данный момент.
Важно долго не раздумывать над ответом, не ассоциировать предложенные цвета с одеждой, природой, чем-то еще. Просто необходимо моментально решить, какой цвет сейчас вызывает наибольшую симпатию, а какой, наоборот, отторжение. Доверьтесь своему шестому чувству и сделайте выбор.
Узнайте, насколько вы можете доверять своей интуиции в этом психологическом тесте.
Как выполнить тест по картинкам
Устройтесь поудобнее, и отвлекитесь от посторонних мыслей. Когда полностью сосредоточитесь следуйте инструкции.
- Сначала нужно выбрать цвет, вызывающий наибольшую симпатию, и записать его или запомнить.
- Из оставшихся цветов определить, какой не нравится вовсе и вызывает наибольшее раздражение – он будет в списке вторым.
Как расшифровать ответ
Каждый цвет на картинке теста описывает то или иное настроение в момент прохождения задания. Цвет, заявленный как наиболее понравившийся, означает присутствие данных эмоций на текущий момент времени. Цвет, выбранный в качестве не любимого, говорит об их отсутствии или нехватке.
Подробнее о положительных отрицательных а также нейтральных эмоциях можно узнать здесь.
Характеристика цветов по Люшеру
Люшер разделил цвета на 4 дополнительных и 4 основных. Дополнительные – это коричневый (символизирует стресс), серый, или нулевой (символ огорчения), фиолетовый (символизирует тревогу) и черный (символ переживаний).
Основные цвета – это синий, символизирующий спокойствие и удовлетворение, оранжево-красный – символ агрессивности, силы воли, возбуждения, сине-зеленый, символизирующий упрямство, уверенность и настойчивость, и светло-желтый – символ активности и веселья.
Физиологические характеристики цветов
Эксперименты доказали, что при длительном рассматривании оранжевого цвета люди испытывали стимулирующий эффект, например ускорение сердцебиения, дыхания, повышение давления и прочее. Красный цвет также способен оказывать возбуждающее действие на нервную систему.
А вот темно-синий, по данным эксперимента, показал абсолютно противоположные результаты: понижение давления, замедление дыхания и сердцебиения. То есть экспериментально доказано, что темно-синий цвет оказывает успокаивающее действие на организм человека в целом и на вегетативную нервную систему в частности (все комплексные процессы организма, осуществляющиеся непрерывно и бессознательно, к примеру пищеварение, сердцебиение и деятельность легких, регулируются вегетативной нервной системой).
Как проходить тест Люшера?
Согласно описанию теста, выбор одного из четырех основных цветов указывает на желаемое состояние человека, а выбор дополнительного цвета покажет действительное положение испытуемого.
Результатом теста является составление восьми позиций, из которых первые две показывают выраженное предпочтение, третья и четвертая – предпочтение, пятая и шестая – нечувствительность к цвету, а седьмая и восьмая – полную антипатию тестируемого к цвету.
Во время прохождения теста психолог записывает выбранные испытуемым цвета в виде перечня номеров в порядке предпочтения, при этом указывая их позиции. Интерпретация полученных значений дает результаты. В первую очередь описывают положение четырех основных цветов, с условием что их позиция не далее пятой. В противном случае можно заключить, что у тестируемого имеются тревоги и неудовлетворенные потребности.
На основании интерпретируемого теста Люшера, а также при сопоставлении его с анкетированием, беседами с испытуемым можно судить о его чертах характера и особенностях личности.
Диагностика с помощью рисунка
Часто психологи в своей практике просят пациента что-либо нарисовать, и результат получается достаточно результативным. Для шизофреников характерно неправильное распределение теней и неадекватное сочетание оттенков.
- Солнце может быть черным, деревья красными, трава – синей.
- На фоне блеклой картины может быть видна яркая вспышка, которая свидетельствует об однобоком и бескрасочном восприятии мира.
- Вспышку стоит воспринимать как приступ. При наличии эмоционального всплеска на рисунке будут отображены мелкие вкрапления разных оттенков, тогда как красный цвет на большой площади будет свидетельствовать о маниакальном состоянии.
- Использование черного цвета можно воспринимать как признак страха, тяжелых переживаний и депрессии.
- Красный цвет пациенты используют для отображения образов из галлюцинаций.
- Белый цвет указывает на наличие религиозного бреда и соответствующих тематических галлюцинаций.
Тест Роршаха
Суть данного теста раскрывает чернильная методика. Автор – Герман Роршах – швейцарский психолог. Пациенту поочередно демонстрируется 10 карточек с цветными и черно-белыми изображениями в виде чернильных клякс без четко обозначенной формы конкретного предмета.
Тестируемый должен описать, что он видит – изображение, целостную картину, движение предметов и их взаимодействие. Популярность данной методики обусловлена не только определением полной картины психических патологий, но также получением ответов на многие личностные вопросы.
Требования к предъявляемым цветам
Психологи считают, что цветовой тест Люшера необходимо проводить при естественном освещении, ни в коем случае не под светом ламп в помещении. При этом прямой солнечный свет не должен воздействовать на таблицу цветов. Полный тест Люшера необходимо проводить исключительно с использованием оригинальных карточек размером 8 на 8 сантиметров. Иначе материал для теста считается непригодным.
Однако проведенные исследования показали, что цветовой тест Люшера можно проводить с монитора компьютера, но при этом необходимо учитывать, что каждое устройство обладает своей цветопередачей.
Достоинства и недостатки теста Люшера
Бессознательные процессы диктуют выбор цвета – это основа, на которую опирается тест Люшера. Правильный выбор цвета основывается на том, каким человек является, а не на том, каким он себя видит или каким желает стать, как это в большинстве случаев происходит при использовании прочих методов опроса.
Сторонники теста Люшера как методики диагностики психофизического состояния человека утверждают, что этот метод опроса позволяет сделать глубокий и в то же время быстрый анализ личности на базе информации, полученной при обычном ранжировании цветовых карточек.
Методика цветовой тест люшера обработка результатов дети. Исследование адаптации методом люшера
Экспертная оценка:
Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера характерен тем, что может за короткое время (время проведения — меньше 10 мин) дать глубокую и обширную, причем свободную от сознательного контроля испытуемого, характеристику его психологического состояния.
Недостаточность научного обоснования
Области применения:
Данная методика может быть использована:
При исследовании уровня комфортности ребенка дома, в саду, в школе;
При выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
При диагностике ситуации в семье;
Для выявления отношений ребенка к школе в период адаптации;
Для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Общее описание:
Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и бланков ответа. Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования. Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятного цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК).
Время проведения — 5-8 минут.
Методические рекомендации:
экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его в бланке ответов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и записывает в бланке в самом низу. Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование: опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять.
Количественная обработка результатов осуществляется с помощью формул и соотносится с интерпретацией результатов тестирования, описанных в методике.
На основании работ Вальнеффора определенный порядок выбора цветов (34251607) был принят за аутогенную норму — индикатор психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.
Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. Расчет ВК производится по, формуле, предложенной К. Шипошем.
При использовании данного теста в работе с учащимися школы, необходимо обращать внимание на следующие особенности: если по отношению к школе у ребенка выявлена эмоциональная неконструктивная установка, то следует проверить несколько гипотез: необходимо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение на отдельных уроках (математики, чтении и др.), т. к. неприятие школы может быть вызвано трудностями в освоении какого-либо предмета (например, ребенок не умеет читать, имеет плохой почерк и т. п.).
Если на уроках ребенок себя чувствует нормально, то причиной негативной установки по отношении к школе могут быть проблемы в общении. Следует спросить ребенка, на какой цвет похоже его настроение, когда он играет с ребятами на перемене или разговаривает с учителем.
Если ребенок тревожный или родители излишне фиксированы на школьных успехах, то он может бояться отвечать у доски перед всем классом. Для проверки этой гипотезы надо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение, когда он отвечает у доски во время уроков. Такая более подробная диагностика позволяет конкретизировать причины эмоционального неприятия школы и наметить направление дальнейшей работы с ребенком.
Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме.
Дополнительное описание:
Проективная методика исследования личности. Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948г.
Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными — фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.
Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.
Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный — стремление к власти, доминированию, зеленый — упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных — со сферой бессознательного.
В разработанной М. Люшером теории личности есть два основных психологических измерения: активность-пассивность и гетерономность-автономность.
В зарубежных исследованиях, посвященных данной методике отмечается умозрительность теории ее автора, необходимость детальной научной разработки теста. Данные о валидности и надежности теста неоднозначны. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.
В отечественных исследованиях изучалась валидность цветового теста Люшера (И. М. Дашков и Е. А. Устинович, 1980), исследовались связи между выбором цвета и эмоциональным состоянием (Н. К. Плишко, 1980). Предпринята попытка разработки на основе данного теста методики, предназначенной для изучения эмоциональных компонентов отношения человека к значимым для него людям и самому себе (А. М. Эткинд, 1980). Исследования Н. Н. Пуховского (1995) посвящены психометрической разработке Л. ц. в. т. (8-цветный вариант). По мнению этого исследователя, тест «запускает» нейропсихологические механизмы категориального цветовосприятия. Предполагается, что при традиционной процедуре тестирования взаиморасположение некоторых пар цветов в 8-позиционном ряду неслучайно, их сочетание без повторений подчиняется закону нормального распределения и отражает закономерности функционирования психологических механизмов, формирующих актуальное психическое состояние и устойчивые особенности личности. Приводятся данные, подтверждающие гипотезу, и делается вывод о том, что тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния, а также может быть полезен для изучения личностных особенностей.
учащихся 1 — 2 классов С/К/ОУ
Исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.
Психолог раскладывает перед ребенком цветные карточки на чистом листе бумаге А4 в произвольном порядке.
Инструкция
1. Посмотри внимательно и ответь на вопросы, на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем. 2. А дома в выходные дни? 3. На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на уроке? 4. А когда отвечаешь у доски? 5. А перед контрольной или проверочной работой? 6. Когда с ребятами на перемене играешь или общаешься? 7. Когда с учителем разговариваешь?
А теперь выбери из этих цветов тот, который больше всего нравится тебе, кажется красивее других (психолог убирает карточку, выбранную ребенком). А из оставшихся? (снова убирает карточку, выбранную ребенком, и т.д.).
Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям
При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение. При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения. При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности. При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.). При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка».
Определение эмоциональной самооценки ребенка
Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми. Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится. Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.
Интерпретация результатов
Фиолетовый | Коричневый |
Место цвета в норме | |
Место цвета в выборе ребёнка | |
Разность |
ЭС = 2 + 6 + 1 + 3 + 0 +1 + 3 + 2= 18
20 — преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.
10 — эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.
0 — преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.
Анализ
При выборе ребенком коричневого, серого цветов во всех семи случаях и фиолетового цвета в ситуациях «самочувствие дома, общая установка по отношению к школе, взаимоотношение с классным руководителем» — ставится 0 баллов.
При выборе черного цвета — 1 балл.
При выборе синего, зеленого, красного, желтого — 1 балл.
Высокий уровень адаптации:
ответы ребенка оцениваются в 6-7 баллов — общее эмоциональное отношение ребенка к школе положительное.
Средний уровень адаптации:
ответы оцениваются в 4-5 баллов — возможно проявление негативного отношения как в целом к школе, так и к отдельным сторонам учебного процесса.
Низкий уровень адаптации:
ответы оцениваются в 0-3 балла — у ребенка преобладает негативное отношение к школе.
Эмоциональное состояние ребенка в школе анализируется отдельно.
Цветовой тест эмоциональных состояний
Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера. Плохое настроение ребенка, сложные взаимоотношения с педагогом или сверстниками могут повлиять на успешность его деятельности.
Для диагностики потребуется 8 цветных квадратиков, которые представленына рисунке.
Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения вы можете предложить ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т. д.
Мы предлагаем вам интерпретацию цветовых выборов и цветовых ассоциаций. Безусловно, следует соотнести полученные результаты с вашими наблюдениями за ребенком во время занятий или наблюдениями педагога.
Синий цвет
— этот цвет выбирают спокойные, чувствительные дети. Их настроение в целом положительно, хотя присутствует некоторая печаль. У ребенка существует потребность в глубоком, понимающем его собеседнике, в индивидуализированном общении. Занятия, где нет личного контакта с педагогом, им не комфортны, они замыкаются в себе, грустят.
Зеленый цвет
— этот цвет выбирают дети с высоким уровнем притязаний. Они испытывают потребность быть первыми, потребность в похвале. Еще для них значимо уважительное к ним отношение со стороны педагога и сверстников, они любят, чтобы их ставили в пример другим.
Красный цвет
— этот цвет предпочитают энергичные, активные дети. Им нравится пошуметь, пошалить, могут быть заводилами в играх. Цвет показывает, что на занятиях у ребенка хорошее, активное состояние.
Желтый цвет
означает, что ребенок ожидает от занятий только хорошего, склонен слушаться педагога, выполнять его указания.
Фиолетовый цвет
— цвет слишком детского поведения, потребность в опеке, похвале. Ребенок может не соблюдать дистанцию в отношениях со взрослыми, в случае слишком строгих, жестких требований может капризничать, закатить истерику. В целом настроение положительное.
Коричневый цвет
— цвет тревоги, дискомфорта не только эмоционального, но и физического. У ребенка может болеть голова, живот, его может затошнить. Ребенок может переживать из-за того, что его достижения не соответствуют ожиданиям педагога или родителей.
Черный цвет
— этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит на занятиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых. Это состояние открытого конфликта с педагогом или сверстниками, или с той деятельностью, которой им приходится заниматься.
Серый цвет
— цвет пассивного неприятия. Серое настроение означает, что ребенок скучает на занятиях, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания педагога. Часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в занятиях, поскольку у него не получается выполнять требования.
Таким образом, синий, зеленый, красный, желтый и фиолетовый цвета говорят об эмоциональном благополучии ребенка, а коричневый, черный и серый — о неблагополучии. На основе интерпретации цвета и наблюдений за поступками и поведением ребенка вы можете понять, насколько комфортны для него занятия.
Тест Люшера: как правильно расположить цвета?
Созданный Люшером метод — один из самых любимых у психологов. В тройку лидеров входят еще тесты Кеттелла и Айзенка. Помимо этого, данный тест очень часто необоснованно применяют для отбора людей. Почему? Потому что он зачастую дает много полезной информации о человеке за незначительное время. А необоснованно потому, что полный тест Люшера является методикой диагностики не свойств личности, а ее состояния. Опытным путем доказано, что спустя несколько месяцев люди раскладывают цвета абсолютно по-другому. Отбирать людей необходимо по характеристикам, устойчивым во времени, к примеру по интеллекту.
Кроме того, не составит труда обойти тест Люшера. Как правильно расположить цвета – это все, что необходимо будет запомнить. Существует идеальная последовательность из восьми цветов.
Есть большое количество толкований теста Люшера. Поэтому, если вы не хотите в глазах психолога оказаться беременной женщиной, алкоголиком или наркоманом, то лучше расположить цвета в близкой к идеальной последовательности. Это послужит своеобразной техникой безопасности.
Итак, вы проходите тест Люшера. Как правильно расположить цвета? Верная последовательность – это красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый и черный. Также помните, что карточки, по которым проводят тест Люшера, имеют своеобразные оттенки.
Лучше не рисковать и не располагать цвета в идеальной последовательности, так как она хорошо известна психологам и носит название «аутогенная норма». Будет лучше, если вы немного поменяете цвета местами. В идеале в первую очередь должны идти основные цвета – от красного до синего, а потом дополнительные. Можно поменять местами, например, желтый и красный. Ни в коем случае не отодвигайте на шестое место синий цвет! Можно поменять его с фиолетовым.
Значение цветов
Цвета в цветовых тестах по психологии имеют значения, которые говорят о личностных чертах:
- Красный — целеустремленность, стремление к самовыражению, сильную волю.
- Желтый — активность, веселость.
- Синий — спокойствие, стремление к спокойствию.
- Зеленый — уверенность, настойчивость.
- Фиолетовый — сочетание целеустремленности и покоя.
- Коричневый — руководство чувствами.
- Серый — стремление скрыться от внешнего мира.
- Черный — отрицание радости жизни, негативный взгляд на жизнь.
Цвета, используемые в тесте, делят на основные и дополнительные. К основным относится красный, желтый, синий, зеленый. Остальные считаются дополнительными.
Если вы прошли психологический тест Люшера по цветам онлайн и поняли, что вам нужна консультация специалиста, можете обратиться к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину.
Главные правила
При размещении цветов стоит придерживаться нескольких правил:
- Во время 2-го прохождения психологического теста с цветами не копируйте первый расклад.
- Основные цвета помещайте на первые позиции, дополнительные — на последние.
- Придерживайтесь правил, но отвечайте согласно своим чувствам тоже. Если будете отвечать нечестно на тесте на цвета у психолога, есть вероятность, что это выяснится на личном собеседовании. Тогда вы окажетесь в неудобном положении.
Не всегда будет плюсом желание произвести хорошее впечатление, забыв про свои настоящие качества. Некоторые работодатели ценят сотрудников, которые могут быть собой. Главное правило здесь — все должно быть в меру.