Шкала Занга: Тест для самооценки тревоги

Кто такой социофоб

Как и многие термины, это слово образовано из двух частей: socius – общий, общество, phobos – страх. Социофобия или социальная фобия – это дискомфортное состояние, связанное со страхом исполнения общественных действий. Социофобы не любят делать что-то, если чувствуют внимание со стороны посторонних (а иногда даже близких) людей.

Признаки социофобии есть у каждого человека. Одни боятся публичных выступлений, другие ни за что не станут возвращать бракованный товар в магазин, третьи впадают в панику, когда просто видят на себе взгляды других людей. Но ориентироваться на общество – это нормально. Правда, в меру. Если страхов очень много, и они буквально доводят до стресса с соответствующими симптомами (повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение), можно говорить о социофобии.

Иногда социофобию путают с социопатией – более тяжелым состоянием, которое относится к расстройству личности. Оно подразумевает неадекватное поведение, связанное с игнорированием соблюдения элементарных норм поведения в общественных местах (не кричать, опрятно выглядеть, быть доброжелательным). Социопаты равнодушны к людям, часто бывают агрессивны и грубы, особенно если кто-то пытается в чем-то их упрекнуть.

Получается, социофоб и социопат – это две противоположные личности. Если первый, зайдя в автобус, скромно встанет в уголке и уткнется в окно, то второй смело сядет на свободное место, вытянет ноги в проход и нахамит упрекнувшему его кондуктору. Быть социопатом еще сложнее, потому что они даже вряд ли станут задумываться о прохождении подобных тестов. Социофобы же осознают свою проблему и пытаются бороться с ней.

Причины появления фобии

Гаптофобия может быть вызвана переживанием, либо участием в травматическом событии, которое вызывает прикосновение. Причем человек может не помнить события, вызвавшего фобию, особенно если он был еще молод в то время.

Фобии также могут проявляться в семье. Человек может почувствовать страх прикосновения, если он наблюдает за близким человеком, показывающим такой страх прикосновения.

Хотя гаптофобия иногда возникает и сама по себе, она также может быть связана со внешними условиями.

К ним относятся:

  • Страх бактерий (Мизофобия)
    : человек может избегать прикосновения из-за страха перед заражением или нечистоплотностью;
  • Страх толпы (охлофобия)
    : человек с охлофобией может чувствовать беспокойство о своем окружении незнакомцами в толпе;
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
    : человек с ОКР может опасаться определенных ситуаций, находящихся вне его контроля, например, прикосновение чужих людей;
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
    : страх прикосновения может исходить из предыдущего травматического опыта прикосновения, такого как присутствие или преодоление нападения, либо сексуального насилия.

Нужно ли избавляться от фобии

Социофобы ведут замкнутый образ жизни, и их это устраивает. Они привыкают к одиночеству, потому что боятся с кем-то знакомиться; выбирают работу фрилансера, чтобы лишний раз не контактировать с людьми; совершают покупки через онлайн-сервисы. Минимальное пребывание в социуме еще больше усугубляет ситуацию, потому что неуверенность в себе со временем только крепнет, а страх усиливается. Поэтому бороться обязательно нужно. Ведь нельзя всю жизнь просидеть в своей квартире: это может породить серьезные психологические расстройства.

Клин клином вышибают, поэтому лучший способ избавиться от социофобии – общение. Если сложно идти на контакт с людьми самостоятельно, можно обратиться к психологу. Но для этого мы предлагаем сначала определить, социофоб вы или нет.

Тест на страх и фобии онлайн

Ощущать страх вполне естественно, это природное чувство, однако если вы понимаете, что оно трансформируется в фобию, является опасным для вашего психического и соматического здоровья, тогда стоит обратить внимание на проблему.

Перед тем как начать проходить онлайн тест на ваши фобии и страхи, вам необходимо расслабиться и сосредоточиться на вопросах, выделить время для тестирования, чтобы вам никто не мешал, внимательно читать вопросы теста, а также отвечать сразу без промедлений. При этом очень важно отвечать максимально честно и откровенно.

Результаты тестирования помогут вам определиться, какие у вас внутренние страхи. Кроме того, благодаря подробной интерпретации теста «Боитесь ли вы страхов и фобий?», вы сможете понять, как вам нужно справляться с этими чувствами. Пройти онлайн тест вы можете на сайте бесплатно. В тесте небольшое количество вопросов, поэтому это не займет у вас много времени.

Источник: woman-psy.com

Зачем проходить тест

Данное тестирование позволяет определить уровень социофобии по шкале Лейбовича. Это фамилия основателя американской клиники тревожных расстройств, и его классификация является одной из самых популярных. Он разрабатывал тест, опираясь на поведение своих пациентов в тех или иных ситуациях, которые происходят с каждым человеком. Тестирование получилось очень простым, пройти его можно бесплатно и онлайн, без записывания ответов на бумажку.

Цель тестирования – определение уровня социофобии и выявление степени своей тревожности при нахождении в общественном месте. Перед ответом нужно хорошо подумать, чтобы дать максимально точную оценку своих ощущений в указанной ситуации. Вы проходите тест анонимно. Вписывать свои данные никуда не нужно. Вы делаете это исключительно для себя, чтобы понять, являются ли некоторые ваши страхи и опасения признаками социофобии. Или это просто отражение вашего настроения в конкретный момент времени.

Р.Кондаш Методика Шкала личностной тревожности. Диагностическая методика материал

Шкала личностной тревожности Р.Кондаш

(А.М.Прихожан)

Назначение теста: определение уровня личной тревожности

ОПИСАНИЕ ТЕСТА Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция к тесту

(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

• Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0. • Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1. • Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2. • Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3. • При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.

Переверни страницу.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Варианты ответов:

Нет Немного Достаточно Значительно Очень 0 1 2 3 4

Форма А 1 Отвечать у доски 2 Оказаться среди незнакомых ребят 3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 4 Слышать заклятия 5 Разговаривать с директором школы 6 Сравнивать себя с другими 7 Учитель смотрит по журналу, кого спросить 8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают 9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 10 Видеть плохие сны 11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 12 После контрольной, теста – учитель называет отметки 13 У тебя что-то не получается 14 Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна 15 На тебя не обращают внимания 16 Ждешь родителей с родительского собрания 17 Тебе грозит неуспех, провал 18 Слышать смех за своей спиной 19 Не понимать объяснений учителя 20 Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем 21 Слышать предсказания о космических катастрофах 22 Выступать перед зрителями 23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 24 С тобой не хотят играть 25 Проверяются твои способности 26 На тебя смотрят как на маленького 27 На экзамене тебе достался 13-й билет 28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 29 Оценивается твоя работа 30 Не можешь справиться с домашним заданием 31 Засыпать в темной комнате 32 Не соглашаешься с родителями 33 Берешься за новое дело 34 Разговаривать с школьным психологом 35 Думать о том, что тебя могут «сглазить» 36 Замолчали, когда ты подошел (подошла) 37 Слушать страшные истории 38 Спорить со своим другом (подругой) 39 Думать о своей внешности 40 Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах

Форма Б

1 Отвечать у доски 2 Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку 3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 4 Слышать заклятия 5 Разговаривать с директором школы 6 Сравнивать себя с другими 7 Учитель делает тебе замечание 8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают 9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 10 Видеть плохие или «вещие» сны 11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 12 После контрольной, теста учитель называет отметки 13 У тебя что-то не получается 14 Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил 15 На тебя не обращают внимания 16 Ждешь родителей с родительского собрания 17 Тебе грозит неуспех, провал 18 Слышать смех за своей спиной 19 Не понимать объяснений учителя 20 Думаешь о своем будущем 21 Слышать предсказания о космических катастрофах 22 Выступать перед большой аудиторией 23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 24 Ссориться с родителями 25 Участвовать в психологическом эксперименте 26 На тебя смотрят как на маленького 27 На экзамене тебе достался 13-й билет 28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 29 Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков) 30 Не можешь справиться с домашним заданием 31 Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи 32 Не соглашаешься с родителями 33 Берешься за новое дело 34 Разговаривать со школьным психологом 35 Думать о том, что тебя могут «сглазить» 36 Замолчали, когда ты подошел (подошла) 37 Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса 38 Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях 39 Смотреться в зеркало 40 Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого

Обработка и интерпретация результатов теста Ключ является общим для обеих форм.

• Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34 • Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39 • Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38 • Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельнымсубшкалам – отдельных видов тревожности.

ОБЩАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах) 10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. 1 0-33 0-26 0-34 0-26 0-34 0-37 0-33 0-27 2 34-40 27-32 35-43 27-32 35-43 38-45 34-39 28-34 3 41-48 33-39 44-50 33-38 44-52 46-53 40-46 35-41 4 49-55 40-45 51-58 39-44 53-61 54-61 47-53 42-47 5 56-62 46-52 59-66 45-50 62-70 62-69 54-60 48-54 6 63-70 53-58 67-74 51-56 71-80 70-77 61-67 55-61 7 71-77 59-65 75-81 57-62 81-88 78-85 86-74 62-68 8 78-84 66-71 82-89 63-67 89-98 86-93 75-80 69-75 9 85-92 72-77 90-97 68-73 99-107 94-101 81-87 76-82 10 93 и более 78 и более 98 и более 74 и более 108 и более 102 и более 88 и более 83 и более

ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах) 10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. 1 0-8 0-7 0-2 0-7 0-8 0-7 0-7 0-6 2 9-11 8-10 3-5 8-9 9-10 8-9 8-9 7 3 12-13 11-12 6-7 9-10 11-13 10-12 10-11 8 4 14-16 13-14 8-10 11-12 14-15 13-15 12-13 9 5 17-18 15-16 11-12 13 16-18 16-17 14 10 6 19-20 17-18 13-15 14-15 19-20 18-20 15-16 11 7 21-22 19-20 16-17 16 21-22 21-22 17-18 12-13 8 23-25 21-22 18-20 17-18 23-25 23-25 19-20 14 9 26-27 23-24 21-22 19-20 26-27 26-28 21-22 15 10 28 и более 25 и более 23 и более 21 и более 28 и более 29 и более 23 и боле 16 и более

САМООЦЕНОЧНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах) 10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. 1 0-10 0-7 0-9 0-5 0-8 0-7 0-6 0-7 2 11 8-9 10-11 6-7 9-10 8-10 7-8 8-9 3 12-13 10 12-13 8 11-13 11-13 9-11 10-12 4 14 11-12 14-16 9-10 14-16 14-16 12-13 13-15 5 15-16 13 17-18 11-12 17-18 17-19 14-16 16-17 6 17-18 14-15 19-20 10-11 19-21 20-22 17-18 18-20 7 19 16-17 21-22 13-14 22-24 23-25 19-21 21-23 8 20-21 18 23-24 15 25-26 26-28 22-23 24-25 9 22-23 19-20 25-27 16-17 27-29 29-31 24-26 26-28 10 24 и более 21 и более 28 и более 18 и более 30 и более 32 и более 27 и боле 29 и более

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах) 10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. 1 0-8 0-7 0-8 0-8 0-6 0-8 0-6 0-7 2 9 8 9-10 9 7-9 9-11 7-8 8-9 3 10 9 11-12 10 10-12 12-14 9-11 10-12 4 11 10 13-14 11-12 13-15 15-17 12-13 13-15 5 12-13 11-12 15 13 16-17 18-20 14-15 16-17 6 14 13 16-17 14-15 18-20 21-23 16-18 18-20 7 15 14 18-19 16 21-23 24-26 19-20 21-23 8 16-17 15 20-21 17-18 24-26 27-29 21-23 24-26 9 18 16 22-23 19 27-29 30-32 24-25 27-28 10 19 и более 17 и более 24 и более 20 и более 30 и более 33 и более 26 и боле 29 и более

МАГИЧЕСКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах) 10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. 1 0-7 0-6 0-7 0-4 0-5 0-6 0-6 0-5 2 8 7 8-9 5-6 6-7 7-8 7-9 6-7 3 9-10 8-9 10-11 8-10 9-10 10-11 8-9 4 4 11-12 10 12-13 8-9 11-13 11-12 12-14 10 5 13-14 11-12 14-15 10 14-15 13-14 15-16 11-12 6 15-16 13 16-17 11-12 16-18 15-16 17-19 13 7 17-18 14 18-20 13 19-21 17-18 20-22 14-15 8 19-20 15-16 21-22 14-15 22-23 19-20 23-24 16-17 9 21-22 17 23-24 16 24-26 21-23 25-27 18 10 23 и более 18 и более 25 и более 17 и более 27 и более 24 и более 28 и более 19 и более

Инструкция

Вопросы составлены с учетом самых распространенных ситуаций, которые происходят со всеми людьми. Вы должны примерить каждое обстоятельство на себя и оценить свой уровень тревожности при этом.

  • 0 – тревоги совсем нет, я делаю это легко.
  • 1 – присутствует легкая тревожность, но я все равно это делаю.
  • 2 – умеренная тревожность, которая может заставить меня отказаться сделать это.
  • 3 – сильная тревожность, граничащая с паникой.

Вторая шкала – избегание. Вы должны оценить, как часто стараетесь избежать подобных ситуаций.

  • 0 – никогда не избегаю, так как меня это не тревожит.
  • 1 – иногда стараюсь избегать.
  • 2 – избегаю очень часто.
  • 3 – делаю все, чтобы не допустить подобного.

Совокупные результаты помогут определить два параметра:

  1. Наличие социофобии.
  2. Степень ее выраженности.

Интерпретация итогов тестирования предоставляется после его прохождения. При выраженной социальной фобии и более тяжелых ее формах (суровая, крайне суровая) рекомендуется обратиться к психологу.

Лечение гаптофобии и преодоление эмоционального стресса

Одним из самых больших проблем для преодоления гаптофобии является предотвращение ситуации, которая вызывает страх.

Лечение направлено на то, чтобы помочь человеку справиться с беспокойством, связанным с его страхом, и постепенно преодолеть этот навязчивый страх.

Эффективное лечение гаптофобии включает в себя:

Психотерапию или разговорные терапии

Существует много типов терапии, которые могут помочь человеку справиться или преодолеть гаптофобию.

К таковым относятся:

  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
    может научить пациента новому поведению и мыслительным процессам, чтобы помочь справиться с раздражением, которое он испытывает при прикосновении.
  • Экспозиционная терапия
    — это то, когда пациента постепенно (с нарастанием воздействия) подвергают его страхам, но проводят в безопасной, контролируемой врачом, среде в течение нескольких недель или месяцев. Такая терапия начинается с активации воображаемого дотрагивания и с дальнейшим, уже физическим, прикосновением, как бы помещая пациента в переполненное пространство.
  • Терапия воздействия на виртуальную реальность
    позволяет безопасно контролировать воздействие на фобические объекты или ситуации, не рискуя быть рядом с объектом или ситуацией.

Лекарственные препараты

Такие лекарства, как бета-адреноблокаторы или антидепрессанты, также могут помочь облегчить симптомы тревоги и паники при гаптофобии. Эти препараты часто используются в сочетании с психотерапией.

Виды социальных фобий

Можно выделить несколько видов социофобии, они отличаются по предмету страха. Например, человек боится покраснеть на людях или боится телефонных разговоров, либо, наоборот, боится личного общения.

Встречаются следующие объекты страха:

  • выступление на публике;
  • ответ у доски;
  • выступление перед одноклассниками, одногруппниками;
  • собеседование;
  • деловые переговоры;
  • разговор с начальством;
  • общение с незнакомыми людьми (например, нужно спросить дорогу);
  • общение по телефону, через скайп, в социальной сети;
  • поездки в общественном транспорте (какие-либо действия, например, чтение, поедание продуктов);
  • свидание;
  • мероприятия, где ожидается большое скопление людей;
  • шопинг;
  • пользование общественным туалетом;
  • соревнования.

Это лишь наиболее популярные стрессовые ситуации, на практике их намного больше.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: