Краткая Биография Аарона Бека.
Аарон Тёмкин Бек родился в 1921 году в Провиденсе, в США, в еврейской семье, которая эмигрировала в 1906 году с западной Украины.
Еще за три года до рождения сына, его родители потеряли дочь, которая умерла от гриппа и мать Аарона так никогда и не оправилась от этой потери. Привело это к тому, что мальчик воспитывался и рос в атмосфере безнадежности и постоянных депрессий, в которых постоянно пребывала его мать. Возможно именно по этой причине, закончив школу, он поступает на кафедру психиатрии университета Пенсильвании.
После окончания университета Бек начинает свою собственную практику и довольно долго работает в рамках психоаналитической концепции, в которой он и получил образование. Со временем, он разочаровывается в психоанализе и начинает искать собственный путь, который приводит его его к весьма оригинальной для того времени теории, по иному объясняющей происхождение психологических проблем.
В психоанализе основной причиной невротических проявлений индивида считаются факторы бессознательного, которые, вступая в явное или скрытое противоречие с супер эго, порождают невротические проявления (фрустрации появляющиеся вследствие деструктивных реакций на окружающий мир). Решением проблемы в рамках этой школы видят терапевтический метод психоанализа, который заключается в осознании пациентом своих бессознательных проявлений и непосредственной связи невроза с ранними травматическими переживаниями. Ключ к успешному психоанализу — последующая переоценка изначально травматичного события и снижение его значимости для пациента.
В рамках бихевиоризма причиной невротических проявлений считалось дезадаптивное поведение пациента, которое вырабатывалось постепенно в ходе личной истории вследствие повторяющихся воздействий (стимулов). Воздействия (стимулы), которые порождали такие стратегии поведения лежали в прошлом пациента, однако поведенческая терапия не делала акцента на важности воспоминаний, как это было в психоанализе. В рамках практического применения поведенческой психологии считалось, что достаточным решением психологических проблем являлось использование специальных техник научения для изменения поведения пациента, то есть смены дезадаптивной стратегии на адаптивную. Бихевиористы были уверены, что выработка правильного поведения и является ключом к успеху.
Что касается Аарона Бека, то его новая концепция лежала за пределами упомянутых методов и для того времени была весьма оригинальной.
Сложности и дальнейшие исследования
Межличностная когнитивная сложность относится к числу психологических конструкций, которые люди используют для описания других. Психологическая конструкция, например дружественная, отличается от физической конструкции, используемой для описания кого-то, например, лысого, и от поведенческого описания, например, ест медленно. Говорят, что люди, которые используют больше психологических конструкций для описания других, имеют более дифференцированное восприятие других.
Более 30 лет исследований в области коммуникационной литературы подтверждают связь между межличностной когнитивной сложностью, оцененной с помощью вопросника категории ролей (RCQ; Crockett, 1965), и личностно ориентированными навыками общения (Burleson & Caplan, 1998). Люди с более высоким уровнем межличностной когнитивной сложности имеют больше возможностей понимать взгляды других, проявлять больше эмпатии, делать больше ситуативных объяснений и могут генерировать больше потенциальных объяснений поведения других (Burleson & Caplan).
На сегодняшний день в исследование были включены работники детских садов, медсестры, полицейские и организационные руководители (Burleson & Caplan; Kasch, Kasch & Lisnek, 1987; Sypher & Zorn, 1986). Одной из целей в этом исследовании была оценка диапазона межличностных когнитивных сложностей в популяции студентов CNA.
Вторая цель состояла в том, чтобы проверить прогнозную достоверность RCQ. RCQ включает в себя просьбу людей описать других, с которыми они знакомы. Можно ожидать, что воспринимающие, которые использовали относительно большое количество конструкций для описания людей, которых они знали, также использовали бы относительно большое количество конструкций для описания людей, которым они только что были представлены. Когнитивный компонент — это те самые ментальные конструкции.
Также было интересно, будут ли CNA, которые считают резидента более симпатичным, использовать больше психологических конструкций, чтобы описать его. Распространенный вывод в литературе по RCQ состоит в том, что люди используют больше конструкций для описания понравившихся и не понравившихся других (Crockett, 1965).
Вполне вероятно, что, если аудитории нравится кто-то, кто представлен в видео, данная аудитория будет более внимательно следить за информацией об этом человеке. В этом исследовании была рассмотрена связь между поведением человека и количеством конструкций, которые студенты CNA использовали для описания. Развитие когнитивного компонента отношения играло в этом деле большую роль.
Теоретическое обоснование когнитивной терапии.
Бек рассматривал причину проблем пациентов в том, каким именно образом они интерпретировали события окружающего их мира. Предложенная им схема реакции человека на эти события была таковой.
Внешнее событие => когнитивная система => мысленная интерпретация (идея по поводу произошедшего) => реакция на событие (чувства и (или) поведение).
Если мы вспомним основные принципы бихевиоризма, то там, человеческое сознание рассматривалось в качестве черного ящика, по поводу которого не следует делать каких-либо выводов, ибо то, что происходит внутри нельзя обнаружить объективным научным способом.
Это было одновременно и большим преимуществом поведенческого подхода, поскольку переводило психологию в разряд научной дисциплины, и большим недостатком, поскольку исключало из цепочки стимул => реакция такую очевидно важную составляющую процесса, как сознание и то, что происходило в нем с точки зрения индивида (пусть и субъективной).
Что касается доминирующего на тот момент в Европе психоанализа, то ситуация в нем была прямо обратной. Это учение принимало в расчет то, что происходило в поле сознания пациента, на основании лишь научного предположения Фрейда о структуре этого сознания, и даже бралось интерпретировать причинно — следственные связи этих, по сути своей виртуальных процессов. Само же поведение пациента определяли его невротические тенденции, которые лежали в прошлой истории.
Аарон Бек был одним из первых, кто усложнил (расширил) поведенческую схему человека и ввел в нее сознание, как познавательную (когнитивную) составляющую процесса стимул => реакция, таким образом, по сути, совершенствуя поведенческий поход. Также, он совершенно по-другому нежели в психоанализе (и намного проще) подошел к человеческому сознанию, сведя его к чисто познавательным процессам и их результату.
Еще важнее было то, что теория Бека, вследствие ее простоты, давала возможность легко перевести ее в область практической психологии и сделать инструментом психологической помощи людям.
Аффективный компонент
Аффективный компонент — это эмоциональный или чувственный сегмент отношения.
Это связано с утверждением, которое затрагивает другого человека.
Он имеет дело с чувствами или эмоциями, которые появляются на поверхности впечатлений о чем-то, таких как страх или ненависть. Используя приведенный выше пример, кто-то может подумать, что он любит всех детей, потому что они милые, или ненавидит курение, потому что это вредно для здоровья.
Элемент аффекта в поведении состоит из склонности человека вести себя определенным образом по отношению к объекту. Это относится к той части отношения, которая отражает намерение человека в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
Используя приведенный выше пример, поведенческое отношение может проявляться во фразах вроде «я не могу дождаться, чтобы поцеловать ребенка» или «нам лучше не пускать этих курильщиков в библиотеку» и т. д.
Принципы когнитивной психологии.
Рассмотрим основные принципы его подхода. По мнению Аарона Бека источником реакций человека на окружающие события были его представления об окружающем мире, сформировавшиеся ранее и представляющие из себя не только представления о внешнем мире, но и мире внутреннем, говоря иначе, представления индивида о себе самом в контексте его бытия в социуме.
Вот цитата Бека, достаточно ярко иллюстрирующая его подход.
«Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким». — А.Бек.
Если у нас есть четкие представления о мире, то их расхождения с реальностью неизбежно приведут к негативной психологической реакции (фрустрации), а в случае сильных расхождений и к серьезным психологическим проблемам.
Аарон Бек в качестве психолога довольно много занимался пациентами страдающими депрессией и в процессе таких наблюдений вывел их основные эмоциональные проявления в которых часто доминировала тема безнадежности, вины, проигрыша.
Исходя из опыта исследования таких пациентов, Бек предположил, что невротические проявления появились в значительной степени благодаря восприятию мира в негативных красках, то есть когнитивная система его пациентов была настроена изначально именно на такой тип реакций. По мнению Бека невротические проявления таких людей имели три особенности.
— Вне зависимости от происходящего человек выделяет в основном негативные стороны внешних событий, принижая значение позитивной стороны или даже вовсе ее не замечая.
— Вследствие особенностей такого восприятия событий внешнего мира для этих людей характерен и пессимистичный взгляд на будущее, которое, по их мнению, не может принести им ничего позитивного, ведь ожидаемые события также не несут ничего хорошего.
— Для многих из подобных людей характерна заниженная самооценка, то есть человек изначально рассматривает себя как недостойного, несостоявшегося, безнадежного.
Кроме того, все вышеизложенное часто приводит к чисто когнитивным искажениями, когда человек строит свое поведение исходя из ошибочных обобщений. Пример таких обобщений — когнитивные предположения — «я никому не нужен», «я ни на что не годен», «мир несправедлив» и т.п.
Конечно, когнитивная система человека формируется не вдруг и не на пустом месте, это происходит постепенно и вследствие воздействия вполне определенных внешних событий.
Когда такие события происходят постоянно и носят негативный характер, что зачастую бывает в период роста индивида и его взросления, то часто говорят о формировании стойких поведенческих стратегий, которые довольно быстро приобретают автоматических характер и, будучи вполне адаптивными в период их появления, становятся совершенно деструктивными при других условиях и обстоятельствах, например уже во взрослой жизни. Но в действительности, вследствие упомянутых выше жизненных обстоятельств, сначала формируется именно когнитивная система человека, которая и определяет его поведение.
По мнению Аарона Бека когнитивная система человека создается в основном в детский период. Дети, в этот ранний период жизни мыслят полярными категориями по типу все или ничего, такой способ думать называют черно-белым мышлением, при определенных обстоятельствах, подобный тип мышления сохраняется и в зрелом возрасте, что приводит к дезадаптивному поведению, ошибочному восприятию мира и последующим психологическим проблемам.
Конечно тенденции людей к ошибочному мышлению, обобщениям, стереотипному восприятию мира далеко не всегда является причиной невротических симптомов и тем более депрессии. Огромное количество людей (если не подавляющее большинство) обладает когнитивной системой (картой сознания), которая во многом построена на ошибочных предположениях, тем не менее, большинство людей вряд ли можно назвать невротиками. Это означает, что причины серьезных психологических проблем таких как депрессия, конечно, не ограничиваются склонностью к примитивному мышлению.
Поведенческий компонент
Поведенческий компонент социального отношения указывает на тенденцию реагировать на объект отношения определенным образом. Им восполняется парциальная недостаточность когнитивного компонента.
Другими словами, это предрасположенность действовать определенным образом по отношению к объекту отношения. Оно становится известно, если наблюдать за поведением человека, то есть за тем, что он говорит, что он будет делать или как он ведет себя, делает или реагирует.
Например, заинтересованное лицо в вышеупомянутом случае может решить устроиться на работу из-за хороших будущих перспектив.
Из трех компонентов отношения непосредственно может наблюдаться только поведенческий компонент. Нельзя наблюдать за двумя другими компонентами отношения: убеждениями (когнитивный компонент) и чувствами (аффективный компонент).
Терапевтический метод Аарона Бека.
Данный вид терапии является логическим продолжение идей основателя, и переложением их из области научных предположений в разряд практической психологии, или иначе, метода психологической помощи.
Это систематический подход, в основе которого стоит практическая задача решения конкретных проблем клиента. Обращение метода именно к сознательным процессам личности вовсе не означает, что Беком совершенно игнорировались психоаналитические методики. Помимо этого в системе активно использовались поведенческие техники, что привело в итоге к развитию комбинированного метода когнитивно-поведенческой психотерапии.
Работа с клиентом в рамках когнитивной психотерапии.
В первую очередь психолог совместно с клиентом определяют круг проблем над которыми они будут работать, после чего ставится практическая задача этой работы — решение конкретной проблемы. Данная конкретика очень важна для формирования намерения клиента и его готовности к рутинной терапии. К терапевту выдвигается ряд требований, по сути это принципы взятые из гуманистической психологии — эмпатия, естественность, целостность, приятие клиента в безусловно позитивном ключе.
Психологическая сессия строится на принципе сотрудничества с клиентом, при этом, в отличие от гуманистических методов, допускается выраженная директивность терапевта в отношении клиента.
— В первую очередь проясняется круг проблем с которым предстоит работать.
— Далее анализируются основные события, которые привели к проблеме и выявляется их связь с конкретной стратегией поведения клиента, а также связи этих стратегий с когнитивными установками.
— Оценивается событийная цепочка, приводящая к проблеме, а именно, терапевт проясняет клиенту, как конкретное когнитивное искажение приводит к дезадаптивному поведению, а оно в свою очередь к проблеме.
На этом условно диагностическая часть заканчивается и начинается собственно работа по устранению проблемы, которая обычно заключается в обучении клиента другим способам мышления и поведения.
При этом в итоге клиент должен овладеть следующими навыками:
— Обнаружение и отслеживание деструктивных мыслей.
— Обнаружение и отслеживание связи между мышлением, последующими эмоциональными реакциями и поведением.
— Самостоятельный анализ автоматического мышления выражающийся в оценке его последствий, а именно, насколько те или иные модели мышления адаптивны или напротив деструктивны.
— По возможности определять истоки автоматических способов мышления, их исторические предпосылки и причины.
— Постепенно менять дезадаптивные автоматические способы мышления, то есть иначе, вырабатывать привычки мыслить по-другому.
Как нетрудно заметить, что именно последний пункт означает начало действительно эффективной работы, поскольку он и приводит к личностным переменам — изменению способов мышления и поведенческих стратегий.
Следует упомянуть, что в когнитивной терапии личностные перемены не ставятся целью терапии, хотя именно они и приводят к результату, цель здесь определяется на уровне конкретной проблемы, что помогает сделать усилия и клиента и терапевта направленными.
Методы работы с клиентом в когнитивной психотерапии.
Выявление автоматического мышления.
В основе такого типа мышления лежат ложные предпосылки, которые могут выражаться в примитивном мышлении (черно-белое мышление без полутонов), ошибочных убеждениях и стереотипах, ложных умозаключениях, в основе которых чаще всего лежит нарушение логики из-за неумения мыслить логически. Способ мыслить ошибочно и является причиной невротических проблем, поэтому основные методы когнитивной терапии лежат вокруг выявления привычек мыслить автоматически.
1. Экспериментальные способы.
— Опытная проверка дезадаптивного суждения — терапевт учит клиента рассматривать убеждение как гипотезу, а не как истину в последней инстанции. Исходя из такого подхода можно смоделировать эксперимент — например взять типовую ситуацию в которой клиент повел себя определенным образом вследствие неверного убеждения и попросить клиента представить, что он обошелся со своим убеждением более гибко, оценить возможные последствия и сравнить их с теми, что реально произошли.
— Попросить клиента оценить свое конкретное поведение, которое привело к проблеме с точки зрения полярных аргументов — за и против. Сделать выводы.
— Найти примеры соответствующего поведения в кино, литературе, разобрать известные события, происходившие с реальными людьми.
— Найти логические ошибки и противоречия в дезадаптивных убеждениях.
2. Децентрация. Зачастую клиент имеющий невротические проявления ощущает себя как бы в качестве мишени вследствие того, что его когнитивная модель весьма эгоцентрична. Это значит, что например находясь в обществе, человек чувствует, что мир крутится вокруг него одного, ощущает себя в центре внимания, ему кажется, что все вокруг обращают внимание именно на него. Такая реакция часто приводит к дискомфорту и даже социофобии.
Подобного рода эгоцентричность лежит в основе многих психологических проблем и избавление от нее важная задача терапии. Для этого могут использоваться упражнения, позволяющие клиенту посмотреть на себя или на окружающий мир глазами других людей, принять и понять именно их точку зрения, постараться прочувствовать самому, что ощущает другой человек, в том числе и по отношению к самому клиенту.
3. Самонаблюдение. Данный метод универсален и позволяет клиенту самостоятельно отслеживать когнитивные и эмоциональные процессы, происходящие в его сознании. Наблюдая за своими реакциями на тот или иной раздражитель, клиент выявляет и причинные связи, которые приводят к именно такому поведению или эмоциональному проявлению.
4. Декастрофикация. При депрессиях, тревожных расстройствах, да и просто при когнитивных искажениях многие люди склонны рассматривать события не согласующиеся с их ожиданиями, как катастрофу. При этом, это может быть как потеря работы, так и опрокидывание на чистую скатерть чашки с чаем. При таких симптомах терапевт предлагает рассмотреть возможные реальные последствия «катастрофы», которые чаще всего оказываются лишь временными трудностями, но никак не концом света.
5. Научение желаемому поведению. Посредством многократного повторения желаемого поведения клиент вырабатывает в себе адаптивную поведенческую стратегию. Например, робкий клиент получает задание постепенно расширять свои возможности по общению в социуме.
Мы перечислили основные принципы когнитивной терапии и упомянули несколько распространенных способов работы с клиентом. Конечно же существует еще немало способов, которые в принципе может использовать когнитивный психотерапевт в своей работе.
Из написанного выше нетрудно понять, что когнитивная терапия, вовсе не ограничивается чисто когнитивными методиками в работе с клиентом. Как мы увидели, наиболее активно используются поведенческие методы, но кроме них это могут быть и психоанализ и гуманистические принципы, которые органично дополняют методику Бека.
На сегодняшний день когнитивно — поведенческая психотерапия, один из самых популярных методов в практической психологии и Аарон Бек по праву может считаться одним из его отцов-основателей. Интересен тот факт, что фактически параллельно во времени и независимо друг от друга Аарон Бек и Альберт Эллис создали во многом схожие психотерапевтические методики.
В случае Альберта Эллиса это рационально-эмоциональная терапия в основе которой лежат схожие идеи. Впрочем, их практическое применение также похоже.
Когнитивная модель А. Бека в психологическом консультировании: сущность, цели, задачи.
Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы А. Беком независимо от рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса. В отличие от рационально-эмоционального подхода Эллиса, положившего в основу своей модели представления о ведущей роли абсолютистских требований долженствования в образовании неврозов, автор когнитивной модели А. Бек видит их причины в нарушениях переработки информации. Он выделяет три основных группы механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание.
Когнитивные элементы делятся на базисные посылки (в которых содержатся глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самой себе) и автоматические мысли (которые сопровождают переработку информации в данный момент времени). Примеры базисных посылок: «Доверять людям опасно», «Я никому не нужен и поэтому никто меня не любит». Автоматические мысли получили своё название в силу своей непроизвольности, быстротечности и бессознательности. Человек не выбирает информацию для размышлений, а сосредотачивается на ней непроизвольно. Эти мысли резко отличаются от осознанных, при которых сохраняется та или иная степень контроля за предметом, но субъективно они переживаются как правдоподобные.
Когнитивные процессы — связующее звено между базисными посылками и автоматическими мыслями, обеспечивающие соответствие вновь поступающей в сознание информации с прежними представлениями. Например: «Меня никто не любит, потому что я толстая. А если кто и полюбит, я не буду иметь с ним дела — у него вкус дурной». Когнитивное содержание объединяет элементы и операции вокруг какой-либо специфической темы («Я сексуально неполноценная», «Никогда не выйду замуж» и тому подобное).
Среди основных логических нарушений, сопровождающих автоматические мысли, можно выделить произвольное умозаключение, избирательность и чрезмерное обобщение, «чёрно-белое» мышление (склонность мыслить в категориях типа «прекрасный – ужасный», персонификацию (стремление относить к себе личностно нейтральные события), преуменьшение или преувеличение важности отдельных событий или поступков.
Когнитивная психотерапия также исходит из того, что восприятие опосредовано мышлением, и если это среднее звено осознать, то можно понять эмоциональные и поведенческие аспекты реакции человека. На когнитивной стадии Бек выделил следующие нарушения переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации и являются причиной ложных представлений: обозначение, селекция, интеграция и интерпретация.
Поэтому целью когнитивного консультирования является исправление неадекватных когниций, а вместе с тем осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными. Считается весьма желательным использовать тот опыт в позитивном решении жизненных задач и переноса правил их решения на проблемные сферы, который имеется у клиента. Клиент и консультант должны в самом начале достичь согласия в отношении цели консультирования — центральной проблемы, подлежащей коррекции, средств её достижения, возможной продолжительности консультирования. Установление контакта может начаться с принятия консультантом некоторых представлений клиента о проблеме с постепенным рациональным переводом его на позиции когнитивного консультирования.
На начальном этапе важным является сведение проблем — идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины, и их группировка. Другим вариантом является нахождение первого звена в «цепи» симптомов, который и запускает всю цепь.
Задача следующего этапа — осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Термин «неадекватная когниция» применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющей решение какой-либо проблемы. Консультант может предложить клиенту сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации или сходных с ней. Неадаптивные когниции носят характер «автоматических мыслей», возникающих без предварительного рассуждения и для клиента самого имеющих характер правдоподобных, не подвергаемых сомнению. Они направляют его поступки, хотя являются непроизвольными и не привлекают его внимания. Сфокусировавшись, клиент может распознать их и зафиксировать. Неоднократное приближение или погружение в ситуацию позволяет сначала осознать, собрать их, а впоследствии уже представить в развёрнутом
После этапа обучения клиента умению идентифицировать свои неадаптивные когниции нужно научить его рассматривать их объективно. Этот процесс называется в когнитивном консультировании отдалением. Клиент рассматривает свои неадаптивные когниции и автоматические мысли как обособленные от реальности отдельные психологические явления. Отдаление важно, т. к., во-первых, помогает клиенту повысить способность разграничить те мнения, которые надо обосновать и неопровержимые факты, а во-вторых, позволяет осуществить дифференциацию (различение) внешнего мира и своё отношение к нему.
Следующий этап условно получил названия этапа изменения правил регуляции поведения. Согласно когнитивной психотерапии, люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Эта система правил в значительной степени предопределяет обозначение, истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, носящие абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации, вызывая проблемы у человека; поэтому клиенту необходимо модифицировать эти правила, сделать их более гибкими, менее генерализованными и больше учитывающими реальность. Содержание правил регуляции поведения вращается вокруг двух осей: опасность – безопасность и боль – удовольствие. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором правил, позволяющим соотносить их с реальностью. В ситуациях психологической или психосоциальной угрозы оценить имеющуюся степень риска затруднительно.
Например, человек, руководствующийся правилом «Если я не окажусь на высоте, будет ужасно», испытывает затруднения в общении из-за неясного определения понятия «быть на высоте», и с этой же неопределённостью связана его оценка эффективности его взаимоотношений с партнёром. Свои предположения о неудаче клиент проецирует на восприятие его другими. Задача консультанта — изменить правила, относящиеся к оси опасности/безопасности, восстановив нарушенный контакт с избегаемой ситуацией.
Пример, относящийся к оси боли – удовольствия: человек, следующий правилу «Мне не стать счастливым, если я не буду знаменит». Здесь гипертрофированное преследование одних целей наносит ущерб другим. Клиент обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду правилу. Выявив такую позицию, консультант поможет ему осознать ущербность такого правила, и объяснит, что клиент был бы куда счастливее, если руководствовался более реалистичными правилами (которые клиент должен найти сам с помощью консультанта).
Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение клиента видеть в мыслях гипотезы вместо фактов, проверять их истинность и заменять на более гибкие — это следующая задача консультирования. Консультант использует уже имеющиеся «ресурсы» клиента (то есть навыки продуктивного решения задач в других сферах), а затем уже помогает обобщить и перенести их на проблемную сферу.
Пример: депрессии и неврозы
Когнитивная психотерапия исходит из предположения, что депрессия или невроз являются следствием иррационального и нереалистичного мышления. Чувства и поведение человека в высокой степени зависят от его мнений, убеждений, мыслей и представлений. А. Эллис и А Бек называют это когнициями. Мысли и мнения можно разделить на несколько групп: описательные (дескриптивные), оценочные, причинно-следственные (каузативные) и предписывающие (прескриптивные). Всё они жёстко связаны между собой, образуя своего рода систему жизненных правил, жить по которому означает неминуемо быть несчастным. Согласно А. Беку, перечень этих невротических правил (своеобразный «моральный кодекс невротика») может быть следующим:
1. Чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех своих начинаниях.
2. Чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны любить (принимать, восхищаться) все и всегда.
3. Если я допускаю ошибку, значит, я глупый.
4. Если я не достиг вершины, значит, я потерпел поражение.
5. Как замечательно это — быть известным, богатым, популярным, и как ужасно быть обычным, посредственным человеком.
6. Моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие.
7. Я не могу жить без любви. Если мой начальник (жена, ребёнок, любовница) меня не любит, то значит, что я ни на что не годен.
8. Если кто-то со мной не соглашается, значит, он/она меня не любит.
Отсюда выходит, что события сами по себе мало значат, подлинные чувства вызывают лишь мнения и оценки человека. Он чувствует то, что он думает по поводу воспринятого им. При этом они также могут противоречить друг другу — а человек всё равно чувствует себя несчастным.
Абсолютистское, догматичное мышление лежит в основе депрессивного восприятия мира. Невротик как бы закрывает глаза на позитивные стороны окружающего мира и собственной жизни и видит лишь негативные. Эллис проводит чёткую границу между теми эмоциями, которые он называет «адекватными негативными эмоциями» (грусть, обида, страх, печаль, досада, сожаление и гнев) и невротическими, депрессивными переживаниями. С его точки зрения, люди естественно огорчаются в тех случаях, когда их планы или намерения не сбываются, когда окружающие оценивают их ниже, чем следует, когда они болеют или теряют близких людей. «Однако когда они обращают (сознательно или бессознательно) свои желания или цели в безусловные требования и приказы, начиная убеждать самих себя в том, что они должны, просто обязаны в любых условиях и при любых обстоятельствах добиваться успеха и удовлетворять все свои желания, то именно тогда они погружаются в депрессию», — как пишет сам А. Эллис в одной из статей.
Ещё одна причина депрессии — это специфическое самоотношение, при котором человек склонен сильнее наказывать себя за просчёты, чем хвалить за успехи, или когда полученные им похвалы выглядят меньше, чем заслуженные. Само по себе самонаказующее поведение может восприниматься как волевое, мужественное или как воспитывающее характер, но для того, чтобы стремление к самонаказанию стало переходом в невротическую депрессию, необходим бессознательный (и иррациональный) переход от наблюдения, пожелания к предписанию и оценке. Например: «Я вижу, как ужасно быть (низкорослым, толстым, бедняком с высшим образованием, провинциалом)» и т. п.
Также люди впадают в депрессию, гнев или ярость в тех случаях, когда в их жизни мало неожиданных радостей, удач и случайных успехов и особенно если, с их точки зрения, соседу или сопернику «везёт больше». Дефицит положительного подкрепления, если говорить в терминах бихевиоризма, создаёт то напряжение, которое может разрядиться в любом отрицательном эмоциональном состоянии. С точки зрения М. Селигмана и Л. Абрамсона, в основе невроза может лежать предвидение грядущих неприятностей. При этом имеется склонность приписывать негативным внешним событиям внутренние, стабильные и глобальные причины, а всё же если происходит что-то хорошее, то только случайно, и к тому же быстро проходит. Нереалистичные ожидания грядущих катастроф особенно характерны для нашего нестабильного времени.
Подытоживая, можно отметить, что в рационально-эмоциональной терапии депрессия и невроз рассматриваются как продукт следующих жизненных установок:
* у личности сложилась отрицательная самооценка наряду с убеждением, что нельзя иметь серьёзных недостатков, иначе ты будешь ни на что не годным, неуместным и неадекватным;
* человек пессимистически смотрит на своё окружение; он абсолютно убеждён в том, что оно должно быть значительно лучшим, а если не выходит — это совершенно ужасно;
* будущее воспринимается в мрачном свете, неприятности неизбежны, а невозможность стать более счастливым делает жизнь бессмысленной;
* низкий уровень самоодобрения и высокая склонность к самоосуждению сочетаются с представлением о том, что личность обязана быть совершенной и должна получать одобрение от других, а иначе она не заслуживает хорошего отношения к себе и должна быть наказана;
* ожидание неприятностей предполагает их неизбежность и то, что человек как-то обязан справляться с ними, а если этого не происходит, значит, он хуже всех.
17. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия разработана Альбертом Эллисом.
Называлось в разное время и называется сегодня разными специалистами по разному: РЭТ (рационально-эмоционально терапия), РЭПК (рационально-эмоционально-поведенческое консультирование), РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия).
Лечим или обучаем?
Главная цель РЭПТ — обучение рациональной социальности.
РЭПТ — не лечение, не психотерапия, а изменение поведения: обучение и тренировка. Обучение научно (рационально) осмысленному опыту совладания с жизненными проблемами, со своими чувствами и поступками и тренировка навыков мышления и рационального поведения.
«РЭПТ также содержит профилактическое обучение и, возможно, поэтому может по-настоящему называться, вместо закреплённого медицинского термина психотерапия, изменением поведения, или обучением»
Традиционное название «психотерапевт» в данном случае более уместно заменять на «тренер-консультант в области жизненных (социальных) навыков». Или: социо-тренер, социо-консультант.
Теоретические представления РЭПТ
РЭПТ считает, что фактически все проблемы людей являются результатом иррациональных верований (мистического мышления, веры в некритически усвоенные «следовало», «нужно» и «должен») и поэтому могут быть прямо и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности[2].
Базовый постулат: люди сначала интерпретируют ситуации в соответствии со своими укоренившимися верованиями, а затем действуют на основе этих интерпретаций.
«Если верования не меняются, не происходит и улучшения. Если изменяются верования, изменяются и симптомы. Верования функционируют как небольшие операциональные блоки». (А. Бек)
Три базовых принципа работы с верованиями:
Люди испытывают проблемы не из-за событий, а в результате восприятия их через призму верований.
Не важно, когда ты приобрел то или иное верование, ты до сих пор его придерживаешься, если испытываешь соответствующие проблемы. Это принцип приоритета настоящего времени (его не надо путать с гештальтистским принципом «здесь-и-сейчас»).
Нет иного способа справиться с этим, как работать и практиковаться всю оставшуюся проклятую жизнь! (There is no way but work and practice the rest of your damn life!) Это принцип конкретной и регулярной работы. В одном из своих выступлений А. Эллис сказал, что самая важная вещь в РЭПК — это просто «работа, работа, работа…».
Модель ABC
Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») — ядро теории РЭПТ. Другие названия «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности». Описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения, но как устранять их причины.
«А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте.
«В» (англ. beliefs) — верования.
«С» — следствия (англ. consequences).
В «А» каждый человек привносит что-то свое, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences).
«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. Чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.
Рациональные и иррациональные верования
Рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, то иррациональные верования — к саморазрушению и ошибочному, иррациональному поведению. А именно, запускаются следующие процессы:
( драматизация) — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;
осуждение) — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» и т.п.
Три корневых иррациональных верования по А.Эллису: «Все сводится к трём вещам:
—· Я должен все делать хорошо.
·— Все должны обращаться со мной хорошо.
— Мир должен быть лёгким для меня.
В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан» — «должнонанизм», философия абсолютного долженствования) — на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.
Какие верования не трогаем
Любые специфические идеологические, политические или религиозные верования остаются личным делом как клиента, так и консультанта.
На Западе немало представителей различных конфессий обращаются к РЭПК и как к инструменту пасторского консультирования, и как к методу самопомощи, не поступаясь при этом самой верой.
Конструктивные и неконструктивные эмоции
В РЭПТ проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, в то время, как недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.
Этапы работы с мешающими клиентам верованиями:
Аналитическое диагностирование верований.
Раскачивание и размягчение верований клиента
Метод критической дискуссии.
А. Эллис проводит всего лишь 30-минутные сессии.
Когда клиент начинает осознавать и фиксировать в словах свои патогенные мысли, к каждой из них задаётся вопрос: «На каком основании Вы считаете эту мысль верной?» Этот вопрос возникает из предположения, что все верования индивида существуют в его сознании благодаря тому или иному обоснованию. А. Эллис подчёркивает: «Я пытаюсь показать на протяжении всей сессии, что всегда есть «обоснование» определённого верования». Преобладающая часть этих обоснований покоится в виде невостребованных к осознанию когниций, поскольку в сложившихся культурах и в системе современного образования практически отсутствуют ситуации, в которых бы осознанно ставились под вопрос и аналитически формулировались многие ключевые мировоззренческие верования индивида.
Замена их более гибкими и рациональными .
Вживление новой привычки: длительная и регулярная тренировка в пресечении рецидивов ложных верований и в применении верований рациональных .
Эта работа, обеспеченная в РЭПК большим количеством бланковых форм и практических упражнений, проделывается клиентом главным образом самостоятельно в виде дневников и домашних заданий. На сессиях консультант проверяет результаты тренировки, помогает исправлять ошибки и вырабатывать новые программы. В некоторых случаях консультант может выступать как играющий тренер, то есть консультировать клиента с клаустрофобией прямо в лифте, а с клиентом с боязнью людных мест посещать публичные мероприятия или популярные пабы.
Обучение клиента делать все эту работу с собой — самостоятельно.
Подготовка клиента к тому, чтобы в будущем стать своим собственным терапевтом. Индивидуальная РЭПТ заканчивается не тогда, когда клиент решил все свои проблемы, но тогда, когда он чувствует себя готовым справиться с оставшимися проблемами самостоятельно и уверен в своей способности разобраться с любым затруднением в будущем.
Дополнительный инструментарий
В РЭПТ применяется множество полезных техник и приемов: рациональные, иррациональные, эмоциональные, поведенческие, имажинативные (визуализационные), лингвистические (семантические), логические, экспериментальные (проверка на практике решений конкретных проблем), библио-, аудио- (специальные иронически-юмористические песни и стихи), визио- (карикатуры) и видео-терапевтические и многие другие. В работе Р. Мак-Маллина «Практикум по когнитивной терапии» описано свыше 100 отдельных техник, стоящих «на вооружении» у когнитивного консультанта .
«РЭПТ представляет собой… форму эклектизма, известного как «теоретически непротиворечивый эклектизм», поскольку техники свободно заимствуются из других терапевтических систем, но применяются в целях, согласующихся с базовой теорией РЭПТ. В частности, РЭПТ-терапевтов волнуют кратковременные и долговременные эффекты конкретных терапевтических методик: они редко будут использовать методики, имеющие моментальный позитивный результат, но негативные отсроченные последствия».
Техники, не применяемые или избегаемые в РЭРТ
А. Эллис и У. Драйден прямо перечисляют техники, которых избегают в РЭПК:
-техники, которые делают клиентов более зависимыми (например, излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения);
-техники, которые делают людей более легковерными и внушаемыми (например, восприятие мира через «розовые очки»);
-техники многоречивые и малоэффективные (например, психоаналитические методы вообще и свободные ассоциации в частности, которые побуждают клиента давать пространные описания активирующего опыта, или «А»);
-методы, которые в короткие сроки помогают клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантируют стабильного улучшения (например, некоторые эмпирические техники, в которых происходит полное выражение чувств в драматической, катартической и абреактивной манере — это некоторые методы и основные техники гештальттерапии; опасность здесь заключается в том, что подобные методы могут подтолкнуть людей к применению на практике философии, лежащей в основе таких эмоций, как гнев);
-техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (например, релаксация, йога и другие методы когнитивного отвлечения). Эти методы могут, однако, применяться вместе с когнитивным оспариванием, для того чтобы дать дорогу некоторым сдвигам в философии;
-методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (например, постепенная десенсибилизация);
-техники, в которых присутствует антинаучная философия (например, лечение внушением и мистицизм);
-техники, которые пытаются изменить Активирующее событие («А») прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные Верования («В») (например, некоторые техники семейной терапии);
-техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (например, нейролингвистическое программирование, недирективная терапия, ребефинг).
Глубина работы
РЭПК обязательно начинается с настойчивых попыток побудить клиента к кардинальному пересмотру мировоззрения, поскольку только такая фундаментальная перестройка способна исцелить человека от нездорового мышления и деструктивных эмоций самым коренным образом и на всю оставшуюся жизнь — так, чтобы у него уже не было необходимости снова обращаться за посторонней помощью. Если клиент в той или иной форме отказывается от этого варианта, то консультант переходит к симптоматической помощи, то есть к устранению и замене частных иррациональных верований клиента, касающихся отдельных аспектов его жизни или конкретного рода ситуаций.
«Если терапия внушением будет единственным способом уберечь клиента от причинения себе вреда, то РЭПТ-терапевт может сам использовать этот метод или, что более вероятно, направить такого клиента к целителю». Если когнитивные механизмы клиента окажутся восприимчивы только к шаманству, тогда шаманы честно заслужат свой хлеб, но приоритет рационализма нисколько при этом не пострадает. Как отмечал ещё Дж. Свифт: «Я убедился, что существующее определение «человек — разумное животное» фальшиво и несколько преждевременно. Правильней формулировать: «человек — животное, восприимчивое к разуму»».
«Основная цель РЭПТ предпочтения достаточно амбициозна — побудить клиента значительно изменить мировоззрение в двух главных сферах, касающихся беспокойства по поводу эго и дискомфорта. Здесь подразумевается помощь клиенту, насколько это вообще возможно, в избавлении от его иррационального мыслительного процесса по типу должнонанизма и в замене его рациональным неабсолютистским мышлением. …С большей частью клиентов, начиная с первого сеанса, РЭПТ-терапевты предпочитают использовать стратегии, созданные для совершения фундаментального изменения в мировоззрении. Терапевт начинает РЭПТ предпочтения с предположения о том, что конкретный клиент в состоянии осуществить подобное изменение, и прекращает её после того, как будет собрано достаточно данных, опровергающих начальную гипотезу.
…Несмотря на то что РЭПТ-терапевты предпочитают помогать своим клиентам добиваться основательных изменений в философии через «В», они не настаивают, чтобы их клиенты поступали именно так. Если становится очевидным, что клиент не может или не будет в любой данный момент времени менять свои иррациональные верования, то РЭПТ-терапевт старается помочь ему либо напрямую изменить «А» (избегая затруднительных ситуаций или изменив поведение), либо изменить его искажённые выводы по поводу ситуации.
Задачи РЭПТ
«Вместо того чтобы интерпретировать клиенту историческую причинность его отклонений, терапевт рационального подхода показывает ему, что он обладает властью, что он позволил первоначальным неадекватным реакциям на неудачи и расстройство овладеть им. Поэтому он продолжает реагировать в той же самой манере, которую он выбрал несколько лет назад. Терапевт полностью признает, что биологическое наследие клиента и его социальная среда делают для него очень простым попадание в некоторые дисфункциональные привычные паттерны и возвращение к саморазрушительному поведению. Но он показывает клиенту, что сложное не означает невозможное; что он может измениться за счёт активной работы над собой; и что ему лучше заставить себя поступить таким образом, если он хочет жить, испытывая минимальную тревогу и враждебность.
Другими словами, терапевт рационального подхода объясняет клиенту существенную двусторонность, которая лежит в основе его прошлого, настоящего и будущего поведения. С одной стороны, он демонстрирует, что клиент биологически и социально предрасположен к невротическим отклонениям. С другой стороны, терапевт показывает, что человек обладает уникальными способностями, которые развиваются усилием и практикой и с помощью которых он может преодолеть свою чрезмерную внушаемость, сильный гедонизм и косное мышление. Он объясняет клиенту, как он стал таким, какой он есть, и какие виды иррациональных верований он использует, чтобы оставаться таким, какой он есть. В то же время он объясняет и то, как клиент может логически разобрать, обдуманно оспорить и беспощадно искоренить эти верования. Поэтому его объяснения намного глубже и оказывают более сильное воздействие на клиентов с эмоциональными или поведенческими нарушениями, чем интерпретации терапевтов многих других школ.
Терапевт рационально-эмоционального подхода обучает своих клиентов основным принципам научного метода. Он показывает им, что неверные заключения относительно объективной реальности или себя возникают из неверных предпосылок и последующих разумных заключений из этих предпосылок или правильных предпосылок и последующих нелогичных заключений. Он демонстрирует своим клиентам, каковы их неверные предпосылки и нелогичные заключения из правильных предпосылок. Он обучает их принимать гипотезы как гипотезы, а не как факты и требовать наблюдаемых данных как реальных, независимых от доказательств этих гипотез. Он также показывает, как экспериментировать (насколько это осуществимо) со своими собственными желаниями и видами деятельности, чтобы обнаружить, что они по-настоящему хотели бы иметь в жизни. Терапевт является во многих отношениях научным толкователем, который обучает своих клиентов, во многих случаях напоминающих студентов-учащихся других наук, как следовать гипотетически-дедуктивному методу и точнее применять его к своим системам ценностей и эмоциональным проблемам.
Применение РЭПТ
…Рационально-эмоциональная психотерапия имеет более широкий спектр применения, чем другие виды психотерапии. Роберт Харпер, Сесиль X. Пэттерсон и другие показали, что многие техники, такие как классический психоанализ, могут давать ощутимый эффект только для сравнительно небольшого количества клиентов и отвергаются другими людьми (такими как шизофреники). Однако рационально-эмоциональную терапию можно применять для работы практически с любыми типами людей, которые попадают к психотерапевту, включая таких, которых условно считают психотиками, людьми, находящимися в «пограничных» состояниях, психопатами и умственно отсталыми. Это не значит, что получаются одинаково хорошие результаты, когда РЭТ применяется с трудными клиентами и с лёгкими невротиками. Но основные принципы и методы РЭТ так просты и эффективны, что даже люди с очень серьёзными проблемами, для которых безрезультатно прошли годы интенсивной терапии другими методами, могут добиться значительного улучшения после применения РЭТ.
Эффективность РЭПТ
…Является ли РЭТ на самом деле более эффективной, чем другие формы психотерапии? Вопрос не в том, чтобы доказать это. Клинические результаты, казалось бы, указывают на то, что она приносит пользу большему количеству людей, чем большинство других методов; что посредством РЭТ достигаются положительные результаты в удивительно короткий срок; что улучшения, появившиеся после курса РЭТ, более устойчивы и глубоки, чем результаты, полученные посредством других методов. Но эти клинические доказательства были собраны бессистемно, и сейчас проводятся контролируемые исследования терапевтического результата. Моя гипотеза состоит в том, что РЭТ – более эффективная процедура для клиентов и терапевтов, так как она является активно-директивной, всеобъемлющей, необычайно ясной и точной, трезвой и практичной.
Очень важно и то, что рационально-эмоциональная терапия философски недвусмысленна, логична и эмпирически ориентирована.
18. Гуманистически-ориентированное консультирование
Данное направление в практической психологии возникло как реакция на издержки психоаналитических, бихевиористских и когнитивистских подходов к личностным затруднениям. В психоаналитических подходах неприемлемым для представителей этого направления является детерминизм поведения человека влечениями низшими, схожими с влечениями животных, заданность поведения личности в зрелом возрасте особенностями социализации в детском возрасте.
В бихевиористских подходах неприемлемым для представителей этого направления является почти однозначная заданность поведения человека особенностями социального контекста, аналогии между поведением человека и животных.
В когнитивистских подходах неприемлемым для представителей этого направления является трактовка человека как устройства по сбору и переработки информации, аналогии между реалиями душевной жизни человека и работой компьютера.
Основные положения данного подхода:
Личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора.
Каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований. Анализ отдельных случаев тем не менее оправдан.
Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям.
Неоправданна аналогия между поведением животного и поведением человека.
Человек целостен по своей природе.
Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.
Наиболее известными подходами в рамках данного направления являются:
Клиент-центрированный подход Карла Роджерса.
Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя.
Логотерапия Виктора Франкла.
Некоторые склонны причислять сюда и гештальт-терапию Фредерика Перлза, но этому отчасти препятствует ее телесная центрированность, детерминизм психических процессов функциями и потребностями тела.
Основные принципы гуманистической психологии
Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического направления в психологическом консультировании, -это особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.
Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.
Такими принципами являются:
· Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
· Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
· Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
· Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
· Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.
· Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, по
⇐ Предыдущая6Следующая ⇒
Техники когнитивной психотерапии
Подобный подход в терапии в обязательном порядке требует формирования когнитивного психологического положения. Оно в свою очередь достигается регулярным структурированным подходом в обучении, создании внутренних установок, тренировок в аспекте адекватного поведения.
Конечная цель подхода заключается в упрощении достижения индивидом следующих качеств:
- Вычисление личностных «негативных» мыслей и умозаключений.
- Обнаружение постоянной взаимосвязи между типом своего мышления, формируемыми знаниями и опытом и, конечно же, происходящими действиями.
- Обнаружение всех фактов «за» и «против» определенных всплывающих в сознании установок.
- Нахождение наиболее разумных и соответствующих действительности объяснений для их появления.
- Самостоятельное вычисление мыслей и убеждений, вызывающих дезорганизацию внутреннего я, а также их трансформирование и «уничтожение».
Как уже понятно, такой подход в мышлении позволяет своевременно в любой ситуации обнаружить то ход мыслей, который уродует и подавляет навыки индивида. Также психотерапия когнитивного мышления может своевременно позволить выявить подавляющие мысли, предотвратить страх или даже паническую атаку.
Чаще всего в комплекс упражнений, с помощью которых пациент способен достичь определенных знаний и навыков, входит релаксация, умения абстрагироваться и подавлять поток мышлений.
Методы когнитивной психотерапии
В наши дни разработаны и широко применяются многие методы когнитивной психотерапии. Разумеется, главными из них являются методики, нацеленные на борьбу со склонностью к негативному мышлению, основывающиеся на изменении позиции взгляда на вещи, переосмысление полученного ранее опыта, травмирующих случаев из прошлого, детства. Также нередко применяются техники, опирающиеся на воображение и самовнушение со стороны пациента. Как правило, основной задачей всегда является забывание прошлого и настоящего отрицательного опыта, и следование к новым начинаниям.
Психотерапия, основывающаяся на таких позициях, нацелена на подавление стремления пациента к постоянному негативному мышлению, будь оно сознательным или бессознательным. Такая техника наиболее актуальна в том случае, если речь идет о депрессивных больных. Такие люди, к примеру, при воспоминании о событиях прошлого могут сказать, что разучились быть счастливыми. Когда психотерапевт практикует когнитивную психотерапию, он не принимает такие заявления без каких-либо замечаний.
С точки зрения данной методики, специалист поощряет размышления больного и его обращение к прошлому, но старается подавить мышление в негативном ключе. К примеру, в подобной ситуации пациента можно спросить о том, чтобы вспомнил те ситуации, когда он чувствовал себя счастливым и у него получалось побороть депрессию. В этом направлении главным шагом психотерапии является обращение индивида к своему внутреннему «Я», объективная оценка собственных суждений и распознание тех мыслей, которые являются причиной появления негативных эмоций.
перейти наверх