Профессиональная деятельность и личность педагога. статья

Действие как элемент деятельности

Слово «элемент» часто ассоциируется с чем-то мелким, незначительным. Но если учесть, что все состоит из взаимосвязанных частиц, то очевидной становится значимость каждой из них в общей структуре объекта. Неравноценная замена, перестановка, выпадение одного элемента может привести к изменению свойств и качеств предмета в целом (не всегда в лучшую сторону).

Любая работа — продуктивная или непродуктивная — состоит из ряда единичных действий, выстроенных в определенной последовательности. Для получения задуманного результата человек должен поступать планомерно, рационально, используя необходимый инструмент, приспособления, материалы и пр. То есть, такие элементарные части деятельности, как действия, определяют ее успех, если их подбор правильный и последовательность логична. Хаотичность, избыточность или их недостаточность — причина бесполезной работы, в чем бы она ни заключалась.

Направленность и мотивация


Результат деятельности личности зависит от мотивации, которая бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация может заключаться в получении одобрения окружающих. Внутренняя мотивация заключается в интересе самой личности выполнить конкретную задачу. Внутренняя мотивация гораздо лучшее влияние оказывает на человека, ведь он таким образом саморазвивается. Чем лучше мотивирован человек, тем больше он верит в собственные силы и тем больше у него желания работать для достижения цели.

Крайне важно, чтобы человек понимал, для чего он выполняет свою работу, только в таком случае он сделает это качественно. Если же работа не дает никаких благ и не приближает к цели, то любому человеку она быстро надоест.

Что такое человеческая деятельность

Как и многие представители животного мира, человек является деятелем. Он способен изменять, совершенствовать собственную среду обитания и условия своей жизни в результате труда, присущего ему преобразовательного отношения к окружающему.

В природе нет такого объекта (живого или не живого) как «деятельность»: ее нельзя нарисовать или сфотографировать. Тем не менее деятельность и человек не существуют по отдельности.

Видимые сознательные изменения условий жизни — один из ее результатов, она продуктивна. Другой — это изменения внутренние, самосовершенствование. Человек, трудясь, открыл, познал и изобрел новые способы развития собственных мыслительных, физиологических, психических процессов. То есть, являясь активным субъектом, он имеет объектом своих преобразований не только весь мир, но и себя, свой социум.

Мотивы и виды деятельности

Что толкает людей действовать? Это мотив, причина, необходимость удовлетворить какую-то собственную потребность (физиологическую, духовную, общественную), толкающая человека к активным поступкам. Они формируются под влиянием воспитания, социальных отношений, культуры, обычаев.

Чем занимается индивид в течение жизни? Игрой, учебой, трудом — это и есть основные виды его деятельности. Они осваиваются постепенно, по мере его психофизиологического развития. Один из видов становится преобладающим, который удовлетворяет основные потребности человека и соответствует его возможностям. Так игра, будучи основным видом активности для ребенка, сменяется учебной (школа, профобразование), а затем трудовой.

Своеобразными видами человеческой деятельности являются творчество и общение.

Результат творчества — новое в науке, искусстве, производстве материальных ценностей. Стремление к общению объясняется потребностью человека в удовлетворении как материальных, так и духовных запросов.

Структура

  1. Поиск себя начинается с первой ступени – с влечения. Это примитивная форма, здесь потребность ещё остаётся неосознаваемой.
  2. Когда она становится осознанной, влечение перерастает в желание. Уже на этой ступеньке человек начинает продумывать методы его осуществления. Непосредственно через желания личность приходит к цели.
  3. Если индивид становится способен не только мечтать, но и приложить определённые усилия, желание превращается в стремление. Достаточно часто на этом этапе личность имеет план действий.
  4. На фоне стремления познавать новое рождается интерес. Он придаёт смысл любому занятию индивида. По интересам уже можно судить, что человек из себя представляет.
  5. Когда к интересу добавляется серьёзный труд, он переходит в склонность. Человек не хочет оставлять этот вид деятельности и постоянно к нему возвращается, чувствует горячее желание заниматься им. Он много времени готов потратить на освоение новых умений и навыков, будет добиваться безупречности исполнения.
  6. Идеал – картинка, совершенный образ в голове человека, к которому он стремится и чего хочет достичь в выбранном направлении.
  7. Следующая ступень – мировоззрение. Это законы, на которые опирается человек в жизни. С их помощью он строит планы на будущее и выбирает стиль поведения в разных обстоятельствах. Мировоззрение – взгляд на окружающих людей, мир в целом и своё место в нём.
  8. Согласно словарям по психологии, высшая форма направленности человека – убеждение.

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Убеждение

Все эти ступеньки подструктуры сильно связаны между собой, сложно сказать, где именно находится грань между влечением и желанием, когда стремление переходит в интерес. Направленность начинается с неосознанного влечения и перерастает в убеждение. Однако нельзя сказать, что составляющие направления личности формируются раз и навсегда, они не стоят на месте, изменяются, развиваются в течение человеческой жизни.

Классификация действий (психология)

Любой вид деятельности возможен при последовательном выполнении конкретных действий. Психология называет четыре их вида:

Виды действий Описание, примеры
Инстинктивные То есть, генетические, бессознательные. Например, во время пожара мать бросается на спасение ребенка, несмотря на смертельную угрозу ей самой (материнский инстинкт). Инстинкт может вызвать действия осознанного характера — та же мать ищет оптимальные средства и пути спасения из пожара
Рефлекторные Не осознаваемые человеком реакции на раздражители: потирание больного места, кашель в задымленном помещении
Импульсивные а) Неосознанная реакция на неожиданности любого характера: восклицание «Ух ты!» характерно для испугавшегося человека и для неожиданно обрадовавшегося.

б) Частично осознанные импульсивные действия: испуганный при нападении человек предпринимает оборонительные меры

Волевые Основные, осознанные действия. Например, обученный работе с книгой, ученик правильно выстраивает цепочку своих действий: внимательно прочитать текст несколько раз, выделить главную тему, действующих героев, дать им характеристику и т. д

Для человека основные виды действий — волевые. Воспитанный человек умеет подчинять своей воле инстинкты и достаточно обдуманно действовать в критических ситуациях, когда избыток эмоций способен частично или полностью отключить рациональное мышление.

Теория ожиданий

В 1964 году была изложена теория мотивации в научном труде американского исследователя Виктора Врума «Работа и мотивация», которая считается в настоящее время фундаментальной. Стимулирующий эффект, согласно данной теории, производит не наличие определенных потребностей индивида, а тот мыслительный процесс, когда оценивается реальность в достижении той цели, которая была поставлена, а также получение за это того или иного вознаграждения (это могут быть материальные блага или удовлетворение честолюбия — не так важно).

Впоследствии модель В. Врума была существенно дополнена известными учеными Э. Лоулером и Л. Портером. Они проводили совместные исследования и выяснили, от чего зависят те результаты, которые достигает субъект в том или ином виде деятельности. Это зависит от «стоимости», то есть ценности вознаграждения, от степени удовлетворения в реальности, от воспринимаемых и действительно затраченных усилий, от индивидуальных особенностей и способностей человека (никакая мотивация не поможет неприспособленному к клавишам пианисту отрастить длинные пальцы, как у Шопена, или нельзя стать балериной, если не получилось родиться с высоким и гибким подъемом стопы). Кроме того, человек должен четко осознавать свою роль в трудовом процессе (ролевое восприятие).

Из этой концепции можно сделать вывод, что результаты профессиональной деятельности должны вести к росту удовлетворенности человека, и это является самым сильным мотивом. Но есть и обратная зависимость. Существует и удовлетворенность простым чувством выполненной работы, что также весьма сопутствует дальнейшей результативности, развивает творческий подход к профессиональным обязанностям и повышает ценность вложенного труда. Нужно отметить, что ученые в СССР очень много работ посвящали именно этой тематике, и их исследования были ничуть не менее успешны трудов зарубежных коллег.

Социология: классификация действий по М. Веберу

Человек ежедневно производит так называемые социальные действия, которые имеют цель так или иначе повлиять на других людей.

По классификации М. Вебера (социолог, 1865-1920 гг., Германия), существуют такие виды действий:

  1. Целерациональные, то есть, имеющие практичную цель и продуманные средства ее достижения. Такие действия организует, например, врач при лечении больного, предусматривая, какие осложнения могут возникнуть, какие средства лечения и профилактики следует использовать.
  2. Ценностно-рациональные действия вызываются морально-нравственными установками личности. Действия многих героев ВОВ продиктованы чувствами патриотизма, долга по защите Отечества.
  3. Аффективные — вызываются сильными чувствами (страх, любовь). Например, молодой человек, чтобы доказать свои чувства девушке, прыгает с обрыва.
  4. Традиционные действия повторяются в похожих ситуациях, когда следует соблюдать обычаи (похороны, свадьба, чествование героев, организация и проведение праздников).

По Веберу, действия человека диктуются его личными мотивами и его ожиданием реакции окружающих (одобрение, осуждение).

Становление личности и социально-политические условия

Динамическая сторона направленности, выделенная Рубинштейном, предполагает изменения направленности личности в связи с модификацией общественных реалий. Знаменитый ученый Б. Г. Ананьев тоже это отмечал в своих работах, говоря о зависимостях в изменении целей, мотивов, уровней, способов, результатов от классового положения, в частности, семьи ребенка или в общем всей общественной формации.

Именно эти условия и определяют конкретную форму труда: будет он физическим или умственным и какова будет система производственных отношений. Социально-политическая обстановка, в которой происходит становление личности, самым прямым образом влияет на результаты выбора профессии субъектом и его дальнейшее функционирование на той или иной стезе.

Заключения выдающегося ученого А. Маслоу, автора замечательной пирамиды потребностей, представили человечеству и классификацию групп, где описана динамика трансформации личности под влиянием создавшихся условий. Именно он сделал вывод о приоритетных потребностях, которые требуют удовлетворения: сначала самые простые и насущные — еда, жилье, затем уже и остальные с переходом от уровня к уровню. Именно этим и определяется поведение и профессиональная направленность субъекта.

Поступок как форма действия

В поступках, как в зеркале, отражается нравственная сущность человека, поскольку они диктуются сознательным выбором между «хорошо» и «плохо». Эта форма действия — компонент поведения, соответствующего или не соответствующего принятым в обществе правилам и нормам.

Любой поступок имеет свою цель и план реализации, диктуется намерениями человека. Не всегда его последствия совпадают с ожидаемыми, и он характеризуется как необдуманный, легкомысленный.

Поступок может быть выражен:

  • непосредственно в действии физическом (поднять упавший предмет и отдать уронившему его человеку);
  • словесном (поддержать словом, одобрить или осудить кого-то);
  • в демонстрации отношения к событиям, к другим лицам, к их поступкам, словам (ирония, жест, телодвижения, взгляд);
  • бездействием (невыполнение распоряжения начальника, неоказание помощи терпящему бедствие).

Поступок неизбежно оценивается со стороны в соответствии с принятыми в обществе (или группе) моральными нормами. Даже воровство, например, может быть одобрено в асоциальной среде, как признак ловкости и бесстрашия.

За любую деятельность, за свои поступки человек непременно несет ответственность, даже если ее перспектива кажется неясной или отдаленной.

Выводы

Если исходить из всего, изложенного выше, направленностью личности к определенной профессии можно считать некую внутреннюю предрасположенность, склонности, задатки, способности, мотивацию к конкретному роду занятий. Это в совокупности — индивидуальные черты и свойства личности, ее качества, ценностные ориентации, побуждения и взгляды. И одновременно профессиональные притязания, характерные для той или иной деятельности, готовность применить все указанные компоненты, выполняя должностные обязанности.

К составляющим профессиональную направленность необходимо отнести способность к данному виду деятельности, а также многие индивидуальные качества человека, его мировоззрение, куда входит и система ценностей, его идеалы, доминирующие мотивы с побуждающими потребностями во всем их многообразии. Здесь необходимы и определенные «гигиенические» факторы, обеспечивающие успех работы в выбранной сфере деятельности.

Источник

Виды действий в учебной деятельности

Каждое поколение вынуждено овладевать опытом, знаниями, умениями, навыками, которые ушли с предыдущим, то есть оно должно учиться. С развитием науки и техники, с обновлением социальных процессов видоизменяются содержание, формы, методы обучения, появляются новые виды учебных действий.

В современном обществе очень ценится добротное общее и специальное образование. Для человека оно является открытой дверью в интереснейший мир профессионалов, а обществу гарантирует появление высококвалифицированных и творческих кадров, способных вести его по дороге к прогрессу.

Учебная деятельность и виды действий преподавателей и обучающихся различаются, поскольку разнятся их функции: первые дают знания, а вторые — получают. Воспитатель, учитель, родители, лектор преподают, то есть являются активными субъектами этого процесса. Объекты обучения — ученики, студенты, слушатели различных курсов — усваивают данные им понятия и виды действий (умственных, практических).

Образование — сложный, долговременный процесс, требующий не только качественного обучения, но и постепенного и сознательного овладения учебными действиями, навыками работы с информацией.

Решению познавательных задач непременно сопутствует развитие личностных качеств обучающихся. То есть к концу обучения они должны в достаточном объеме овладеть действиями, направленными на самовоспитание, саморазвитие, установление коммуникативных связей и определение своего места в обществе. Подробный их перечень представлен в ФГОСе.

Профессиональная направленность

Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. В психологии определяют несколько типов личности:

  • Реалистический тип

Предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Больше всего им подходят такие профессии: строитель, техник, механик.

  • Конвенциальный тип

Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.

  • Интеллектуальный тип

Эти люди очень любят размышлять и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы. Самые подходящие профессии: учитель, писатель.

  • Предприимчивый тип

Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Подходят такие профессии: руководитель, бизнесмен.

  • Социальный тип

Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Подходят такие профессии: врач, социальный работник.

  • Артистический тип

Такое личности не любят работать по графику и вводить себя в какие-либо рамки. Они непредсказуемые и творческие. Лучшие профессии: художник, поэт.

Правовые и неправовые действия

Деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав граждан в соответствии с принятым в стране законодательством.

Виды правовых действий определяются по разным основаниям. Например, по соответствию законодательству их можно разделить на такие группы:

  • правомерные, то есть, соответствующие нормам права: купля или продажа недвижимости, обращение в суд за защитой своих интересов и пр.;
  • неправомерные, противоречащие закону: различные преступления, умышленные и неумышленные проступки.

Правовыми действиями занимаются не только юристы, но и работники других областей деятельности. Например, чтобы заверить факт прибытия командированного лица на предприятие, не обязательно идти в органы юстиции: это сделают в отделе кадров. Или: выдачу свидетельства о заключении брака выдают по месту его регистрации в ЗАГСе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: