../../Личность и время: Творчество как переживание

Психологическое время – это категория, определяющая восприятие временных отношений и событий жизненного пути, как отражение психики человека. Отличие от классического астрономического времени заключается в субъективности восприятия, зависящего от множества различных факторов, не всегда имеющих отношение даже непосредственно к личности. Психологическое время включает такие параметры, как скорость протекания событий, их удалённость в прошлом или будущем, сжатость или растянутость одного и того же временного промежутка в личностном восприятии.

Кроме этого, понятие психологическое время затрагивает такие категории, как понимание конечности жизни или ощущение безвременья, возрастных этапов (время в которых также тянется с различной скоростью), а также существования всего земного и исторической связи событий.

Психологическое время личности касается не только индивидуального пути, но также последующих и предыдущих поколений, ощущение непрерывности событий или их кластерной последовательности. Каждый человек оценивает время собственной жизни неотрывно от культурного и общечеловеческого контекста, пережитых событий и исторических моментов, значимых для личности. Психологическая минута редко соответствует тому, что отмеряет секундная стрелка, а в зависимости от настроения меняется либо в более продолжительное время, либо субъективно укорачивается.

Понятие психологического времени

Психологические особенности восприятия времени подвергаются изучению особенностей и механизмов этого феномена длительное время. Само понятие психологическое время всегда подразумевает исключительно субъективное восприятие временного промежутка человеком. Напрямую ощущение скорости течения времени связано с уровнем интереса человека к происходящему, выполняемой деятельности или собеседнику. Многочисленные наблюдения показывают, что при интересе к происходящему человек не замечает, как проносятся часы, но при скуке или негативе одна минута может казаться вечностью. Наблюдалась разница восприятия времени в зависимости от возраста, так у детей один день может быть равноценен целому году, тогда как во взрослом возрасте целый год может промелькнуть, как один день.

Космическое время является постоянным и непрерывным, в то время как психологическое время может замедляться или ускоряться, как перемотка фильма. Непрерывность происходящего или отрывочность времени может говорить о душевном состоянии человека, возможных психических и физиологических нарушениях. Некоторые объясняют это провалами в памяти или выборочным запоминанием, но если для человека время часто прерывается и поток событий не связан с категориями прошлого и будущего, то это свидетельствует о неврологических нарушениях (обычно поражения правого полушария). Вариант, когда время прерывается, но отсутствуют органические поражения, может указывать на серьёзный жизненный кризис, психологическую травму, определённый душевный надлом.

Тесная связь ощущения времени рассматривается в психологии, поскольку напрямую влияет на переживание конечности жизни, экзистенциальное понимание её смыслов или тупика сложившейся ситуации. Психологическое время человека является критерием гармоничности жизни и личности – чем равномернее оно течёт, чем меньше в нём разрывов, тем больше смысловых и ценностных связей во всей жизни человека.

В социально-культурном аспекте умение воспринимать и анализировать прошлое и будущее необходимы для непосредственного индивидуального самоосознания личности самой себя, как части единого большого процесса. Умение сравнивать себя с остальными во временном контексте и историческом ракурсе даёт понимание конечности собственной жизни и вариантов её продолжительности, что в итоге непосредственно влияет на построение жизненного пути, выбор целей и смыслов.

Возрастные кризисы наступают тоже не по паспортному возрасту, а по психологическому. Так в межличностных отношениях человек может ощущать себя на сорок, среди друзей на двадцать, а на работе на тридцать пять. Это всё обуславливается эмоциональным состоянием, социальным окружением и присутствующими требованиями.

Механизмы восприятия времени

Восприятие времени обусловлено определёнными механизмами и факторами, поскольку отдельного органа восприятия не существует, как например визуального или обонятельного. Из главных субъективных факторов и закономерностей выделяются те, зависящие от степени наполненности отрезка и увлечённости. Когда на единицу времени выпадает высокая плотность событий и они все крайне интересны субъекту, то такой промежуток в непосредственном переживании воспринимается короче, чем объективное время.

Наоборот происходит при монотонной деятельности, отсутствии событий или же при отсутствии интереса к происходящему. Когда пережитое оценивается по прошествии времени, то там где было больше событий и больше интереса, человеком оценивается, как более длительный период. То время, которое было потрачено без увлечения или в ожидании, потом воспринимается значительно короче, обесценивается. В данной закономерности одну из ключевых ролей играет переключение внимания – чем больше моментов переключения, тем длиннее воспринимается отрезок, поэтому, чем разнообразнее события и деятельность, тем быстрее время ощущается в настоящем (не происходит переутомления внимания) и тем больше растягивается при оценке (из-за множественности событий).

Влияние эмоциональных переживаний на протяжении временных отрезков способно их укорачивать или удлинять. Свойство психики состоит в том, что все негативные эмоции переживаются субъективно дольше, а позитив наоборот сжимается. Это связано с потребностью избавления от неприятного и получения радости – психика не приспособлена к длительному переживанию страха или боли, поэтому удлиняется восприятие этих переживаний, чтобы быстрее были предприняты попытки изменения ситуации.

Изначальное ощущение времени формируется на основе цикличных явлений окружающей среды – восходы солнца, смена времён года, особенности жизни и реакции организма. Именно такая цикличность изначально позволяет человеку приобрести базовые навыки примерного ориентирования во временном пространстве. Потом подключаются описанные ранее механизмы наполненности и интереса деятельности.

Со временем восприятие времени начинает меняться, поскольку любое событие, его длительность личность соотносит с предыдущим опытом. Так студенты начинают ориентироваться, когда закончится пара или вставать на работу без будильника. Но потом это соотнесение изменяется, поскольку текущие промежутки соотносятся не только между собой, но со всем прожитым периодом. Именно этим объясняется ощущение, что с возрастом время течёт быстрее. Один год у трехлетнего ребенка – это треть его жизни, а может и половина, если младенчество он не помнит. Но год в восприятии пятидесятилетнего человека составляет очень мизерную часть, сравнимую с неделей жизни для ребёнка.

Потерянное время, – как его осознать и не терять?

5

Сейчас мне 40 лет. И я, видимо, прохожу свой кризис среднего возраста. Подвожу итоги сделанного, и сделанным не довольна. Поэтому стараюсь поступать не как привыкла и не как всегда. А кардинально меняю свой подход к делу. Преобразовываюсь из неудачника в нормального человека. И, конечно, в процессе изменений оглядываюсь на свое прошлое, анализирую, сделанные ошибки.

В период с 12 до 19 лет я никак не развивалась. Сколько у меня было времени! Ведь это такой этап в жизни, когда ты можешь все! Тебе еще не нужно думать о зарабатывании денег и обеспечении семьи. Ты еще не должен уделять время своим детям (своих детей еще просто нет). Ты дееспособен, достаточно самостоятелен и можешь себе и своим интересам посвятить огромную часть своего времени, за исключением всего лишь 10 процентов времени на помощь родителям.

Это такое прекрасное время!

А я его просрала! – Большой пардон за такое выражение, но даже оно не передает того чувства тяжелой досады, которое я сейчас испытываю!

В чем причина, почему в жизни оказывается столько потерянного времени?

Все дело в очень сильных переживаниях. В описанном случае моя история объясняется так: в период переходного возраста молодежь начинает активно общаться, собираться в компании. Мальчики ухаживают за девочками и начинается всяческая романтика. Так вот, – у меня этого не было.

Главная причина любой потери времени заключается в очень сильных переживаниях, которые заслоняют собой все (всю жизнь). С очень сильными переживаниями человек превращается в робота, который ест, спит, но не живет.

Отсутствие чувства полноты жизни рождает потерю времени. А полноты жизни нет, – потому что не исполнилось нечто самое главное, твое. И из-за этого ты отчаялся так жить.
А каковы твои причины потери времени?!
Уже пройдены те, прошлые уроки, поняты основные причины, решены ключевые задачи, отработаны главные чувства, в тяжелых ситуациях найдены силы жить, а последствия тех ошибок я пожинаю до сих пор.

В чем состоит мое, потерянное время?
  1. По причине очень сильных переживаний, которые заслоняли остальную жизнь, я вообще не понимала даже, чего хочу, что мне нравится, и чем бы хотела заниматься. Ничто мое в моем сознании не имело значения потому что не было самого главного – личных отношений. Соответственно, ничем интересным я не занималась. Этот путь преодолен с первой книгой, повествующей о том как научиться любить себя.
  2. Оглянувшись, в последствии в прошлое, я поняла, что интересы у меня были. И не один. Но я не уделяла им достаточного внимания по причине чрезмерной зависимости от общественного мнения. Мне казалось, что все на меня неодобрительно смотрят, и я очень сильно стеснялась. И это вторая причина, по которой ничем интересным для себя я не занималась.
  3. Как следствие первого и второго пункта, – у меня абсолютно отсутствовало личностное развитие. Я была полностью поглощена мыслями о том, как на меня посмотрят и о том, почему со мной никто не общается.
  4. Я не преодолела ни одной трудности! Предпочитала от них сбегать или просто обходить стороной. Сколько возможностей я вместе с этим потеряла, – просто страшно подумать! Мало того, что обрела и вырастила комплекс неполноценности! – Так теперь, в ходе работы над ошибками, жизнь, словно специально меня возвращает к незаконченным делам из прошлого!
  5. И не теряю ли я, случайно, время сейчас в связи с переживанием о своей неудачливости? Не это ли мне подсказывают наблюдения за собой?

А в чем состоит твое потерянное время? — Ты уже понял?

Что теперь?

Большая часть нереализованных интересов канула в прошлое. Вряд ли сейчас я, сорокалетняя тетка, начну серьезно заниматься танцами или увлекусь верховой ездой. Сомнительно возвратить обратно такой предмет как химия и, изучив его, открыть двери мечты: стать врачом. И рассматривать эту потерю разумно с точки зрения: чего я недополучила в этой жизни по причине игнорирования собственных ресурсов для развития! Соответственные выводы должны быть в контексте мысли о том, как не совершать подобных ошибок и дальше.

Возможно интересно: Главный вопрос, правильный ответ на который гарантирует исполнение желания

Совершенно точно я теперь знаю, что если бы тогда освоила то, к чему лежит моя душа, то не терзалась бы переживаниями сейчас о том, что “я бесполезный, не нужный, никчемный человек“. Я смогла бы напитаться собственными ресурсами сама! А это и называется, свобода и самодостаточность.

А теперь мне приходится наверстывать потерянное время и учиться тому, что упустила в прошлом.

Нет таких людей, у которых совсем нет интересов. А есть игнорирование своих талантов, по каким-либо причинам.

Об этом очень подробно говорится в серии “Люди из шкафа”. Кто устал от постоянного упоминания оного, – почитайте историю создания этого сайта и связь книг с сайтом.

Но, не смотря, на потери прошлого, передо мной вырастает настоящее и будущее. Именно сейчас, когда остро стоит вопрос отрыва от людей (превращение себя из неудачницы в здорового человека), стало так важно вспомнить о своих важных, незаконченных делах и реализовать их. А в них – реализовать себя. Что и является таким важным процессом самореализации, который должен происходит не за счет других людей (их ожидаемого положительного мнения о тебе), а за счет себя, за счет собственного удовольствия от сделанного.

Мои незаконченные дела, к которым теперь возвращает жизнь:
  1. Теперь я хочу рисовать. Только, увы, задача усложнилась. В моем распоряжении не так уж много времени по причине: теперь есть дети, заботы, семья, общественные дела, – и я отвечаю за все это.

    Елена Кравчук https://www.shutterstock.com/g/kle555?language=en

    Как жаль мне то, потерянное время, которое было в абсолютном моем распоряжении в прошлом! Как хочется донести хотя-бы до своих детей этот опыт! Но, увы, каждый проходит свой путь сам.

    Сейчас, на фоне взрослой жизни и забот, мне рисование кажется потерей времени. Но, возможно, я что-то должна закончить, чтобы что-то понять. И хотя-бы перестать зависеть в ощущении внутреннего успеха от наличия признания от людей.

  2. Я вернулась к черчению. Какой это безумно интересный предмет! Но тогда, еще в школе я что-то не поняла, получила двойку, и не справилась с собственной задачей освоения сама. Вот оно, – неумение справляться с трудностями. То самое, которое рождает настоящих неудачников!
  3. Я посматриваю на танцы. Но, увы и ах, видимо, на них мне точно не хватит времени.
  4. Я занялась гитарой – это тоже незаконченное, но начатое тогда дело.

Каждый возраст – это определенный этап, который мы можем пройти или не пройти. И задача наша – выхватить из жизни главное, то, что должно получить из нее прямо сейчас.
А к каким твоим, незаконченным делам, тебя время от времени возвращает твоя жизнь?

Поделиться ссылкой:

5

Почитайте и другие статьи с этой темой:

Как перестать думать о мужчине?

Как обрести уверенность в себе?

Как понять свои чувства?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: