Определение характера. Структура характера. Типология характеров. Понятие акцентуации характера.

Формирование характера происходит под воздействием различных социальных групп: семья, школа, компания друзей, институт, рабочий коллектив. Самое первое влияние на ребенка оказывают родители и семья, а потому очень важно, какие основы закладываются для маленького ребенка. В течение жизни характер изменяется. На развитие характера оказывают воздействие жизненные обстоятельства, образ жизни, развитие взглядов и ценностей человека. Черты характера – это психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Выделяют различные классификации черт характера. В одной из классификаций черты характера связывают с психическими процессами и выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. – Волевые черты характера: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. –Эмоциональные черты характера: порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. –Интеллектуальные черты: глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др. В другой классификации черты характера выделяют по характеру отношения человека к деятельности, другим людям, к себе и к вещам. –По отношению человека к другим людям: общительность, доброжелательность, отзывчивость, уважение и др. –По отношению человека к труду: трудолюбие, ответственность, инициативность, настойчивость и др. –По отношению человека к самому себе: самоуважение, самокритика, самомнение, эгоцентризм и др. –По отношению человека к вещам: аккуратность, бережливость, неряшливость и др.

Характер и темперамент

Темперамент и характер взаимосвязаны в структуре личности, но имеют и ряд принципиальных отличий:
–характер имеет социальную природу (формируется в течение жизни), темперамент имеет биологическую природу (закладывается при рождении). – характер изменяется, темперамент остается стабильным Темперамент оказывает влияние на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют. Например, флегматический темперамент не способствует формированию вспыльчивости и раздражительности. От темперамента также зависят динамические особенности проявления характера. Например, вспыльчивость будет ярче проявляться у холерика, чем у сангвиника. И в свою очередь в зависимости от ряда черт характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента. Например, сдержанность и тактичность смогут сдержать проявления холерического темперамента.

Структурные свойства характера

Черты характера как побуждения Читать далее: Наследственность и характер

2.2. Структурные свойства характера

Центральные, стержневые отношения личности, поскольку они определяются общественными отношениями, всегда социально-типичны. Так, центральными, стержневыми отношениями личности являются отношения к людям и коллективу. Поскольку взаимная связь свойства характера определяется взаимной связью отношений личности, то, несмотря на индивидуальное своеобразие и неповторимость свойств каждого отдельного характера, в основе структуры характера всегда лежат социально-типичные стержневые отношения личности.

Из закономерностей структуры характера вытекают важные педагогические следствия. Совершенно неосуществимы такие планы и программы воспитательной работы, которые ставят задачу преодоления отдельных недостатков характера, например грубости, лживости, и воспитание отдельных положительных свойств, например вежливости или правдивости. Нельзя бороться с грубостью и воспитывать вежливость, если мы одновременно не воспитываем правильного отношения к людям. Воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств. При этом одно из важнейших условий воспитания такой системы свойств – формирование центрального, стержневого отношения личности.

Целостность характера, однако, не абсолютна. Абсолютная целостность характера была бы возможна только в том случае, если бы одно центральное, стержневое отношение личности полностью и без остатка определяло все остальные отношения. Это, однако, невозможно, так как в самой объективной действительности существуют противоречия. Существуют противоречия между различными требованиями, которые предъявляет к человеку труд, возникают так называемые ролевые конфликты. А так как отношения личности – это отражение общественных отношений, то существуют противоречия и между отношениями личности между обусловленными ими свойствами характера.

Степень целостности характера индивидуально-своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным, противоречивым характером. Так как свойства характера проявляются в индивидуально-своеобразных способах действия, то в результате противоречий в характере неминуемо возникают противоречия в действиях и поступках, извращенность поведения, нарушения социально-нравственных норм. Так, в одном исследовании было показано, что источником несдержанности, необузданности, антисоциальных действий часто оказываются противоречия между стремлением к сближению с детским коллективом, стремлением ребенка к положительной оценке учителей и товарищей и чрезмерно высоким мнением о себе самом, повышенной самооценкой. Естественно, что в таких случаях основной путь борьбы с недостатками поведения – преодоление противоречий в характере ученика.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и такими свойствами, которые присущи характеру как целому. К числу структурных свойств характера, во-первых, относится степень их глубины. Более глубокими свойствами характера мы называем те, которые определяются центральными, стержневыми отношениями личности и потому связаны с очень широкой системой других свойств. Благодаря различиям в степени глубины свойств характера характеристика человека не может быть сведена к перечню всех симптомокомплексов, т.е. систем взаимно связанных свойств характера, как это упрощенно представляют некоторые зарубежные психологи. Характеристика человека требует расположения этих симптомокомплексов в глубину, выделения более поверхностных систем.

Во-вторых, к числу структурных свойств характера относится активность, или сила, характера. Активность характера определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам. В этом отношении мы различаем людей с сильным и со слабым характером.

В-третьих, в структурное свойство характера входит степень его устойчивости или изменчивости. И устойчивость и изменчивость характера – необходимые условия приспособительной деятельности. Если бы каждый раз при изменении внешней обстановки иным становился и характер, тогда поведение превратилось бы в чисто пассивный отклик, реакцию на внешнюю обстановку, поведение было бы всецело пассивно-приспособительным. Поведение животных потому и является более пассивным, чем поведение человека, что потребности животных легко изменяются в зависимости от состояния организма и внешних условий. Деятельность человека активна потому, что свойства характера продолжают направлять поведение в самых разнообразных обстоятельствах жизни, вопреки противодействующим условиям. Животное, насытившись, перестает искать пищу, встретив опасность, бежит от нее. Между тем трудолюбие, если это устойчивое свойство характера, проявляется даже тогда, когда работа однообразная, когда работу не умеют оценить. Именно поэтому человек не является рабом внешних обстоятельств. Он не только зависит от них, но и сам их создает.

Вместе с тем не менее необходимое условие существования личности – определенная степень пластичности характера. Пластичность (изменчивость) характера имеет двоякое значение. Во-первых, она точно так же, как устойчивость, условие активного воздействия на среду. Для того чтобы действия и поступки были целесообразны, полезны, необходимо, чтобы они соответствовали изменяющимся внешним условиям. Но это возможно только тогда, когда свойства характера, определяющие индивидуально-своеобразные способы действия, сами в какой-то степени будут изменяться под влиянием внешних условий. Если человек, ставший учителем, не в состоянии был бы избавиться от присущей ему уступчивости, покладистости, робости, то, благодаря своему характеру, он был бы плохим учителем. В действительности же такой обреченности характера не существует. Во-вторых, пластичность характера – необходимое условие его развития и воспитания. Только потому, что он в определенной степени пластичен. Степень устойчивости и пластичности также индивидуально-своеобразна и представляет собой свойство структуры характера в целом.

Структурные свойства характера взаимосвязаны. Более глубокие свойства вместе с тем и более активны и более устойчивы. Наоборот, более поверхностные свойства менее активны и более пластичны.

Так как сила и устойчивость свойств характера зависят от того, являются ли они стержневыми, центральными, то они в известной степени определяются содержанием отношений личности. Однако активность и устойчивость свойств характера относительно независимы от содержания отношений личности и имеют формальный характер. Устойчивость характера зависит от темперамента и потому относительно независима от содержания жизни личности. Наибольшей устойчивостью свойств характера отличается флегматический темперамент. Поэтому сила и устойчивость свойств характера, сами по себе взятые, еще не говорят о том, в дурную или в хорошую сторону развитие характера.

Глава 3. Формирование характера

Черты характера как побуждения Читать далее: Наследственность и характер

Информация о работе «Характер»

Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 38931 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Кое что о характере доказательств бытия бога

11164

0

0

… не существует самой истины? Ведь тогда не нужны будут и доказательства. Впрочем, в этом случае доказательства исчезнут еще и потому, что они могут представлять собой тоже только истинные суждения или факты. Вот почему, прежде чем рассуждать о характере доказательств, нам надо подумать над вопросом: могут ли вообще существовать истины? Существуют ли вообще истинные суждения, существует ли сама …

Характер посттравматической адаптации и особенности смысложизненных ориентаций у ветеранов боевых действий в Афганистане

5719

0

0

… всей системы восприятий и самовосприятий. Целью нашего исследования являлось изучение особенностей послевоенной адаптации участников боевых действий в Афганистане, переживших военный травматический стресс. В ходе обследования по результатам клинического диагностического интервью СКИД для DSM-III-R у ветеранов войны в Афганистане (n=21) определялись: оценка общего уровня адаптированности по » …

Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы

5443

0

0

… на всякий час готовь, Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. В этих строках просматривается главное в характере Лизы, и они соотнесены с народными пословицами о барской ласке. Итак, Софья и Лиза открывают первое действие комедии «Горе от ума». Кто же они? Софья – барышня, дочь богатого московского барина. Лиза – служанка, крепостная девушка, вывезенная из деревни. …

Двойственный характер поведения участников и свидетелей войны 1812 г.

10692

0

0

… , прославлению прошлого с его изысканными манерами и красочными оборотами речи. Изысканными, но одновременно простыми. Красочными, но не вычурными. Все это следует иметь в виду, изучая дневники и письма свидетелей и участников войны 1812 г. Многие из них писались как бы напоказ. В сто пятьдесят четвертом томе «Русской старины» (1913 г.) были опубликованы письма солдат Великой Армии из России, …

Типы характера

Существует ряд теорий предлагающих описание типов характеров. Э.Кречмер описал 3 типа характера в зависимости от типа телосложения человека. Типы характеров по Кречмеру: шизотимик (астеник), иксотимик (атлетик), циклотимик (пикник) Немецкий психолог Карл Леонгард описал 12 типов характеров акцентуированных личностей. Акцентуация – это заостренная черта характера, находящаяся между нормой и патологией (психопатией). Позже его идеи развил А.Е.Личко, но его типология характеров относится уже все больше к патологии характеров. Эрих Фромм – известный представитель неофрейдизма вывел следующие основные типы социальных характеров: «мазохист-садист», «разрушитель», «конформист-автомат». Карл Юнг – швейцарский психолог и психиатр – предложил свою теорию типов личности в зависимости от выделения у человека доминирующей психической функции (мышление/чувство, интуиция/ощущение) и направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы). В последствие идеи Карла Юнга были развиты Изабелью Майерс Бриггс. Она предложила теорию типов, в которой описала 16 типов личности – 16 типов характеров человека.

Научиться применять типологию характеров MBTI Вы можете, пройдя тренинг «Типы личности (типология личности MBTI)» на нашем сайте.

Определение характера. Структура характера. Типология характеров. Понятие акцентуации характера.

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 14Следующая ⇒

Определение характера

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные

побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а
инструментальные
придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключа-емость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе главы мы рассмотрим типологию характеров.

Типология характеров

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шеддон, а в наши дни — Э.Фромм, КЛеонгард, А.ЕЛичко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический

тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому

типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический

тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой «карикатуры определенных нормальных типов личности» 1 . Тот тип нормальных людей, который по своим психологическим особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал «шизо-тимным»; тех, кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, — «циклотимиками». «Шизотимикам» свойственны такие черты характера, как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и властность, сухость и отсутствие эмоций. «Циклотимики» описываются им как люди, обладающие веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.ЕЛичко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера,

по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении» 1 . При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.ЕЛичко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип.

Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип.

Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип.

Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то не^ приветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач» 1 . Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип.

Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. 5. Сензитивный тип.

Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип.

Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип.

Наиболее существенная черта этого типа — замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип.

Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А.ЕЛичко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип.

Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип.

Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип.

Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

⇐ Предыдущая12Следующая ⇒


Примечания[ | ]

  1. С. Рубинштейн.
    Учение о характере // Основы общей психологии. — Питер, 2020. — С. 622.
  2. Большая психологическая энциклопедия : самое полное современное издание : более 5000 психологических терминов и понятий / (А. Б. Альмуханова и др.). — Москва : Эксмо, 2007. — 542 с. [1]
  3. Философская энциклопедия / Глав. ред. Ф. В. Константинов. — Москва : Сов. энциклопедия, 1960. — 5 т. [2]
  4. Юридическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / (И. Б. Лебедев и др.); под ред. В. Я. Кикотя. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юнити : Закон и право, 2012. — 479 с. [3]
  5. Большой психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. В. Мещерякова, — Олма-пресс. 2004 [4]
  6. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. — «Академический проект, Деловая книга», 2005. — 848 с.
  7. Блейхер В. М., Крук И. В.
    // Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: МОДЭК, 1995. [5]
  8. 12
    Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) — М.: Компания БОРГЕС, 2009. — 256 с.
  9. Большая медицинская энциклопедия: (в 30 т.) / гл. ред. акад. Б. В. Петровский; (Акад. мед. наук СССР). — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, 1974—1989. Т. 25: Теннис — Углекислота. — 1985. — 544 с. [6]
  10. 123
    Бурно М. Е. О характерах людей: (психотерапевтическая книга / М. Е. Бурно ; Профессиональная Психотерапевтическая Лига. — Изд. 6-е. — Москва : Академический проект, 2014. [7]
  11. Характер. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / Минск.: Харвест, 1998
  12. 12
    ЛИЧНОСТЬ: ХАРАКТЕР. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / Минск.: Харвест, 1998
  13. Почему характер — это судьба? // Казакевич А. В. Простые истины, или Как жить в свое удовольствие. / — Изд. 2-е, испр. — Москва : Центрполиграф, 2011. — 351 с.
  14. Психология и психоанализ характера: хрестоматия по психологии и типологии характеров / Райгородский Д. Я. (ред.-сост.). — Изд. 5-е, доп.. — Самара : Бахрах-М, 2009. — 703 с.; 20 см; ISBN 978-5-94648-079-6 [8]
  15. Пономаренко В. В. Практическая характерология : методика 7 радикалов / Виктор Пономаренко. — Москва : АСТ, 2020. — 221 с.

Статья по психологии «Индивидуальные особенности характера»

Индивидуальные особенности характера. Классификация черт характера.

В многообразии определений характера можно выделить две основные группы:

1) акцентирование на внешнем поведенческом аспекте: характер определяется как спо­соб поведения

(А. Адлер),
формально-динамические аспекты по­ведения
(Ю.Б. Гиппенрейтер), способ реагирования (А. Лоуэн) и др.

2) определение характера как совокупности некоторых внутренних характеристик
личности: свойств
(В.С. Мерлин),
черт
(К.К. Платонов),
особенностей
(В.Г. Нора-кидзе, И.В. Страхов, В.С. Филатов, А.В. Петровский и др.),
на­правленности и воли
(Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов),
реакций
(В. Райх),
влечений
(3. Фрейд),
функций
(О. Фенихель и др.).

Общим для всех пониманий характера является выделение
его основных особенностей:
индивидуальное своеобразие, нали­чие типического, проявление в деятельности и общении, социаль­ная детерминированность.

Характер — система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности

.

Характер — социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, по­веденческий синдром.

Единство характера не исключает, од­нако, того, что в различных жизненных обстоятельствах у од­ного и того же индивида реализуются различные и иногда даже противоположные его качества.

В становлении характера, различных его сторон существен­ную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако поскольку ха­рактер связан с мировоззрением личности, интенсивное целе­направленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте.

Практически всеми учеными признается, что характер может быть разложен на некие элементы (черты, свойства, качества и т.п.).

Н.Д. Левитов предложил одну из наиболее полных класси­фикаций черт характера.

Под чертами он понимает сложные индивидуальные показательные для человека особенности.

Глав­ным при изучении черт является выделение среди них
ведущих.
Все черты он делит на две группы:
черты направленности
и
волевые черты
.

Другими учеными предпринимаются попытки выделить синте­тические черты, в которых сфокусированы многие свойства,

на­пример, полнота, цельность, сила, оригинальность, твердость.

Предлагается также разделить черты на следующие группы:

1) эмоциональные

(вспыльчивость, подавленность, оптимизм),

2) мораль­ные

(честность, ответственность),

3) волевые

(решительность, целе­устремленность, самообладание),

4) интеллектуальные

(наблюда­тельность, любознательность, вдумчивость, сообразительность, изобретательность).

В результате факторного анализа могут быть выделены наиболее значимые черты для описания характера оп­ределенной выборки индивидов.

В зарубежных исследованиях черты характера перечисляются как рядоположенные при описании типов характера. Это так называемые типические черты, общие для определенной группы людей, отражающие общие условия их жизни и проявляющиеся в большей или меньшей мере у каждого представителя этой груп­пы.

Тип характера – это совокупность существенных типических черт

. Исследование типов характера приводит к постро­ению определенной классификации (типологии).

Наиболее из­вестны и популярны зарубежные психоаналитические типологии.

До Фрейда характер представлялся как устойчивый обра­зец поведения, присущий данному индивиду, как волевая осо­бенность поведения.
Фрейд развил теорию характера как сис­тему стремлений индивида,обосновал динамическую концеп­цию характера.
Фрейд утверждал, что
характер индивида — это определенная направленность его жизненной энергии (ли­бидо).
В зависимости от фиксации личности на той или иной стадии психосексуального развития 3. Фрейд выделяет следующие типы
характера:
1) оральный

(Человек с оральным характером крайне зависим от других в сохранении самоуважения.)

2)анальный

(Основные черты анального характера — скупость, уп­рямство, аккуратность.)

3) уретральный

(Уретральный характер отличают често­любие и склонность к соперничеству.)

4)фаллический

(Люди с фаллическим характером ведут себя в беспечной, решительной, самоуверенной манере. Человек с таким характером чувствителен, живет в пред­восхищении нападок на себя и поэтому наступает первым.)

5) гениталъный

(Генитальный характер — самый зрелый, личность с таким характером обладает способностью к сублимации сексуальной энергии.).

В последующих психоаналитических типологиях акцент ста­вится на вариантах взаимоотношений личности с обществом.

К. Хорни описывает три типа характера:

Уступчивый тип (направленность «к людям») — признается собствен­ная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других.

Агрес­сивный тип (направленность «против людей») предполагает, как очевидную, жестокость окружаю­щих и предопределяет борьбу.

Обособленныи тип (направленность «от людей») предполагает, что
человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию.
У Э. Фромма суть характера человека определяют его ориен­тации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром.

Характер личности — это сочетание нескольких ориентации, одна из которых доминирует.

Э. Фромм

разграничи­вает две главные ориентации:
плодотворную
и
неплодотворную,
внутри каждой из них выделяются типы характера.

В типо­логии О. Ранка (средний человек, невротик, творческий чело­век) рассматривается генезис развития воли

; а в типологии
А. Лоуэна (оральный, мазохистский, истерический, фаллически-нарциссический, шизоидный типы характера) рассматриваются особенности Я-образа.
Итак, характер — это система устойчивых, обобщенных способов поведения, обусловленная жизненной стратегией ин­дивида. Характер — это печать ориентационно-операционных особенностей психики индивида.

Физиологическая основа поведения индивида охваты­вается понятием

«
темперамент«, социально обусловленная же сфера его поведения — понятием «характер
«. Темпера­мент более
соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций
, характер —
с волевой сферой.
Однако это взаимосвязанные сферы человеческой психики.

Отличитель­ные черты, свойственные индивиду от природы, накладыва­ют отпечаток и на его характер, т. е. и на социально сформи­рованные способы его поведения.

Характер человека — обобщенный итог его жизнедеятель­ности в условиях определенной социальной среды.

В характере закрепляются социально типическое и инди­видуальное своеобразие человека, особенности его социализа­ции, воспитания.

Одни черты характера выступают как ведущие, определя­ющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными. Существенным качеством характера являет­ся сбалансированность его черт — цельность, устойчивость,
уравновешенность.
Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям:

1) направленность индивида, система его отношений в социуме;

2) особенности во­левой регуляции;

3) эмоциональные особенности;

4) интеллек­туальные особенности.

В системе отношений человека в социальной среде выде­ляются четыре разновидности: отношение человека к обще­ству, к себе, к труду и продуктам труда.

Отношение человека к обществу, другим людям опреде­ляет фундаментальные качества личности и характер челове­ка, его нравственность.

Принятая индивидом система отношений к другим людям
может сводиться к четырем основным схемам.
1. «Я хороший и все люди хорошие»ценностно-ориен­тировочная схема, присущая социально адаптированным лич­ностям, отличающимся доброжелательностью, высокой соци­альной коммуникативностью, жизнерадостностью, адекватным уровнем притязаний, психической устойчивостью в трудных ситуациях.

Это высокосоциализированный, психически устой­чивый тип личности. Системообразующими качествами его ха­рактера, а следовательно, и поведения являются социальная идентифицированность, альтруизм, обостренное чувство со­циальной ответственности. Поведение такой личности характеризуется открытостью, честностью, последовательностью.

2. «Я плохой, а все люди хорошие» — жизненная схема,
присущая людям с пониженным уровнем притязаний, нере­шительным, постоянно сомневающимся в своих врзможностях, проявляющим психическую неустойчивость в трудных ситуациях, затрудняющимся в установлении социальных кон­тактов.
Как правило, это люди со слабым типом нервной дея­тельности.

3. «Я хороший, а все люди плохие» — схема, присущая
людям с завышенным уровнем притязаний. Высокомерие, эго­изм, твердость, переходящая в жестокость, присвоение себе права к исключительным поступкам — таковы отличительные черты характера людей данной ориентации.
4. «Я плохой и все люди плохие» — такова позиция неис­правимых пессимистов, ожидающих от жизни одних неприят­ностей.

Как и предыдущий, этот тип социальной ориентации порождает конфликты личности с социальной средой. Но, в от­личие от третьего жизненного сценария,
данный жизненный сценарий ведет не к самоутверждению, а к самодемобилиза­ции, уходу от радостей жизни, а иногда и из самой жизни. Не надеясь на лучшее в реальной жизни, человек с такой жиз­ненной концепцией уходит в мир грез, бесплодных мечтаний и нереальных надежд.
У каждого человека имеется установка по отношению к самому себе«Я-концепция».

Образ собственного «Я» состоит из ряда компонентов:

1) когнитивного — образ внешности, нрав­ственные качества, психические особенности, социальная зна­чимость;

2) эмоционального — самоуважение, самодовольство,
самоуничижение и др.;
3) притязательно-волевого — желание
самоутверждения, признания достоинств другими индивидами.
Наряду с реальным «Я»

существует
«Я» идеальное
и
«Я» дина­мическое
, саморазвивающееся.

Отношение личности к труду и другим видам деятельно­сти обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в ра­боте, добросовестность и др.

Эта группа отношений включает в себя также склонности, призвание и талант как характерологические качества личности. К негативным качествам данной группы относятся
тунеядство, лодырничество, бродяжничество
и др.

Отношение к вещам как продуктам человеческого труда выражается в аккуратности, бережливости и др.

Ценностные ориентации индивида в известной мере опре­деляют и волевую регуляцию его поведения.

Волевые черты характера — устойчивые индивидуаль­но-типологические особенности сознательной регуляции по­ведения.

Волевые особенности личности определяют основные ка­чества характера: цельность, силу, твердость

и
уравновешен­ность.
Цельность характера — это устойчивость позиций и взгля­дов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков.

Сила характера — энергичность человека, способность к дли­тельному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуациях.

Твердость характера — сила характера в сочета­нии с личностной принципиальностью.

Уравновешенность ха­рактера — ровность, сдержанность поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности.

Эмоциональные особенности характера индивида — наи­более наглядный, непосредственно воспринимаемый индика­тор его психических свойств. По эмоциональным особенностям своего характера инди­виды отличаются рядом параметров: эмоциональной реактив­ностью, возбудимостью, глубиной, длительностью и устой­чивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностью.

По эмоциональным качествам различаются натуры:

1) импрессивные

— эмоционально-впечатлительные (повышенная эмоциональная реактивность),

2) сентиментальные

(повышенная пассивно-созерцательная эмоциональность),

3) экспрессивные

(по­вышенная эмоциональность, связанная с бурной, стремитель­ной деятельностью)

4) малоэмоциональные

.

Интеллектуальные черты характера — устойчивые ин­дивидуально-типологические особенности интеллекта.

По интеллектуальным качествам различаются натуры с теоретическим

или
практическим
складом ума, различной сте­пенью гибкости и глубины интеллекта, быстротой протекания мыслительных процессов.

Среди качеств, характеризующих интеллектуальный склад личности, выделяются продуктивность ума, его оригиналь­ность, владение обобщенными способами мышления, устой­чивая интеллектуальная направленность личности (любо­знательность), рассудительность, вдумчивость и др.

Итак, в многообразии черт характе­ров особенно выделяется то, что заметно выступает на передний план в регуляции поведения индивида,


волевая сторо­на его психики, выражающаяся в повышенной способности владеть собой в сложных жизненных ситуациях
. В этих случа­ях
проявляется сила характера, которая вместе с цельностью и устойчивостью составляет основные динамические качества характера
. Ценностное же его качество определяется нрав­ственностью и когнитивной направленностью.

При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

На этой основе нами выделяются следующие типы харак­теров:

1. Гармонически целостный тип — отличается устойчиво­стью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде.

У человека с таким типом характера от­сутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиаль­ный человек. Люди с гармонически целостным характером со­храняют систему своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принци­пы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообраз­но своим идеалам — таков способ адаптации этих людей.

2. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой — отличается противоречивостью
между внутренними побуждениями и внешним поведением, ко­торое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с боль­шим напряжением.
Человек с таким типом характера склонен к импульсив­ным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевы­ми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуни­кативные свойства недостаточно развиты. Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действи­тельности.

Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической защи­ты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созер­цателя.

3. Конфликтный тип с пониженной адаптацией — отли­чается конфликтностью между эмоциональными побуждения­ми и социальными обязанностями, импульсивностью, преобла­данием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникатив­ных свойств, недостаточной структурированностью самосозна­ния.

Отдельные связи с миром у людей данного типа не вклю­чены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь та­ких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий. Психика таких индивидов не обременена большим опы­том, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались ги­перопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленнос­тью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности — удовольствие (гедонизм). Все труд­ные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконф­ликтные и прибегают к бессознательной психологической псев­дозащите — искаженному отражению действительности (кап­ризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний).

4. Вариативный тип характера — внешне приспосаблива­ющийся к среде в результате неустойчивости позиций, бесприн­ципности; свидетельствует о низком уровне развития личнос­ти, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.

Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им извес­тен только один вид препятствий — внешние. Действитель­ность озадачивает их лишь вопросами «технического» харак­тера — как добиться, как достичь возможно большего коли­чества сиюминутных благ. Это тип «реалистов»: свои потребности подобные люди пытаются максимально полно удовлет­ворить в пределах реально существующих возможностей. При­способление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к вне­шним обстоятельствам — таков общий способ адаптации этих людей.

Э.Шпрангер (1882-1963) выделяет следующие типы личности по их ведущей направленности:

1. Научный человек. В чистом виде знает лишь одну страсть, страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяс­нению, установлению связей, теоретизированию

. Его пережи­вания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от не­возможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания —
истиналюбой ценой
. Мир для него — это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости.

2. Экономический человек. Основным мотивом, определяющим самые различные сферы этой личности и характер ее бытия, является мотив полезности.

В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время — только бы извлечь из этого максимальную пользу. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте.

3. Эстетический человек. Непосредственное соприкосновение с миром всегда болезненно, связано с борьбой за существова­ние, но есть второй мир — это мир фантазии, которым окружают себя люди этого типа.
Сквозь подоб­ные фантазии они и воспринимают действительность.
При рассмотрении эстетического типа мы имеем в виду не столько деятелей искусства, создающих материальные про­изведения, сколько людей, творящих самих себя, обладающих внутренней структурой эстетического типа.

4. Социальный человек. Особая жизненная форма, кото­рую назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.

5. Политический человек. Главнымдля человека становится могущество само по себе. Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутвер­ждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия. Они стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте.

6. Религиозный человек. Духовная структура постоянно и целиком направлена на достижение высшего смысла жизни, постулированного религией.
В поведении религиозных людей доминирует альтруисти­ческая направленность.
Высший смысл своего существования они видят в благородном безвозмездном служении людям — в помощи пострадавшим, раненым, покалеченным, немощным, униженным и одиноким.

Все основные религиозные конфессии мира утверждают духовность, нравственность, высшие идеалы человеческого бытия, мобилизуют человека на достойное прохождение свое­го земного пути, постулируют незыблемые законы жизни че­ловека среди людей.

Акцентуация — это крайние варианты нормы, при кото­рых отдельные черты характера гипертрофированы и прояв­ляются в форме «слабых мест» в психике индивида — избира­тельной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий
при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воз­действиям.
Типы акцентуаций характера:

1. Возбудимый. Повышенная вербальная и двигательная активность. Стрем­ление к лидерству. Завышенный уровень притязаний. Неусид­чивость, недисциплинированность, склонность к делинквентности (мелким правонарушениям), рискованным действиям. Противодействие со стороны окружающих вызывает отри­цательную реакцию. Неразборчивость в выборе знакомств; неряшливость; легкость вхождения в асоциальную группу. Стремление к удовольстви­ям. Склонность к алкоголизации на уровне групповой психи­ческой зависимости. Низкий уровень реализации способностей

2. Аффективный. Крайняя эмоциональная неустойчивость. Аффективные вспыш­ки возникают по разнообразным, часто ничтожным поводам, но быстро истощаются и, как правило, не проявляются в гру­бой агрессии. Иногда возникают реакции аутоагрессии. Повышенная смена настроений, суетливость, крайняя несоб­ранность, неусидчивость. Конфликтность, низкая самокритичность Склонность к делинквентному поведению

3. Неустойчивый.Неустойчивость поведения: противоречивость поступков, частая смена настроений, астеничность. Озлобленность, подозрительность, мнительность, обидчивость. Отношение к людям неустойчивое. Особенности характера не маскируются. Искренни и прямолинейны. Повышенная чувствительность к знакам внимания, сочувствия. Неприятности вызывают тяжелые невротические срывы. Са­мооценка недостаточная. «Слабым местом» характера этого типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. В поисках эмоционального контакта могут входить в асоци­альные группы. Эмоциональная неустойчивость

4. Тревожный. Повышенная требователь­ность, необоснованные пре­тензии, эмоциональное от­вержение. Повышенная тревожность, впечатлительность, боязливость, чувствительность к отрицательным воздействиям, робость, застенчивость. Склонность к депрессивным состояниям в результате завышен­ных моральных требований к себе, «этическая скрупулезность». Пониженный уровень притязаний, чувство собственной не­полноценности, замкнутость. Предрасположенность к фобиям. Склонность к гиперкомпен­сации — использование утрированных способов самоутверж­дения в «зоне слабости». «Слабое место» этого характера — неспособность переносить насмешки, унижения, подозрения в неблаговидных поступ­ках. В таких ситуациях возможно неадекватное поведение

Рассмотрим национально-психологические особенности характера.

Нация, народ, этнос — исторически сложившаяся на оп­ределенной территории устойчивая совокупность людей, об­ладающая общими особенностями культуры и психического склада, сознанием своего единства и отличия от других по­добных образований.

Этнопсихология изучает этнические особенности психики людей.

В рамках общей психологии национальные осо­бенности характера имеют существенное значение.

Национальные особенности человека проявляются в его психофизиологии, эмоционально-волевых, поведенческих осо­бенностях.

У каждого народа есть свое название — собствен­ное имя (этноним) и самосознание. Однако
этническое само­сознание — явление вторичное, оно производно от объектив­ных условий жизнедеятельности этноса.
Этносы возникают не по воле людей, а в ходе объектив­ного исторического процесса. В силу этих объективных обстоя­тельств формируются этнические особенности образа жизни народа, особый психический склад его представителей.

Характер человека, как уже отмечалось, не простая сум­ма черт, а структурно организованная система психических качеств. Своеобразие национального характера

определяется не особой организацией мозговой деятельности, а
является след­ствием культурно-исторических условий.
Особенности нацио­нального характера — это особенности национального само­сознания, историческая память народа, отражение в сознании людей важнейших социально-национальных процессов и на этой основе — отчленение себя от других народов

. Глубокий след в памяти народа оставляют и исторические коллизии прошлого, и крупнейшие национально-культурные достижения.

Человек любой национальности, родившийся в своей куль­турно-исторической и природной среде, с ранних лет оказы­вается под сильным ее воздействием (возникает эффект до­минирования первичного воздействия). На этой основе форми­руется национальная гордость, которая может быть и акцен­туированной.

Национализм, идеология исключительности одной нации, ее превосходства над другими народами, не имеет объектив­ной основы, является искаженным отражением действительности в сфере национального самосознания.

Личность — характер — темперамент

Как же отличить характер от личности и темперамента? Анализ житейской терминологии показывает нам, что это три совершенно разные вещи. Так, например, прилагательные, которыми описывают личность и характер, совершенно различаются. Про характер говорят: тяжелый, легкий, мягкий, уступчивый, золотой. О личности же – выдающаяся, творческая, серая, преступная. В истории хорошо известны великие люди с плохим характером: тяжелый характер был у Достоевского, крутым нравом отличался физиолог Павлов. Но это совершенно не помешало им стать выдающимися личностями. Иначе говоря, разница между личностью и характером в том, что характер – это то, как действует человек, а личность – это то, ради чего он действует.

Характеры различают по определенности и цельности. У людей с определенным характером доминирует одна или несколько ярко выраженных черт. У людей с неопределенным характером они выражены очень слабо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: