В детском и подростковом возрасте появляются разнообразные психологические проблемы. Комплексы и фобии возникают в процессе социализации, воспитания и гормональных изменений в организме. Распространенной проблемой является низкая самооценка. Неуверенный в себе ребенок страдает из-за невозможности самореализации в обществе. Сохранение этой черты характера в будущем может стать причиной снижения качества жизни. Возможно формирование невроза и/или другого психического расстройства. К счастью, возможна успешная коррекция этого состояния.
Почему ребенок растет неуверенным в себе
Уверенность в себе является важной психологической чертой, определяющей поведение и уровень социального благополучия человека. Адекватная самооценка позволяет индивиду быть уверенным в своих способностях и жизненных выборах. Внутренняя уверенность требуется во всех аспектах жизни, включая обучение, работу и поддержание семейных отношений. Если самооценка снижается, качество жизни ухудшается. Человека постоянно мучают сомнения, заставляющие отказываться от активных действий. Появляются серьезные внутренние противоречия, комплексы и страхи.
Недостаточная уверенность в себе представляет собой распространенное явление у детей. С точки зрения психологии и психиатрии это состояние не является патологическим. Период созревания характеризуется постоянным воздействием внутренних и внешних стрессовых факторов. Дети начинают привыкать к социальной жизни. В сознании формируются представления о важности выбора, последствиях, добре и зле. Из-за отсутствия жизненного опыта дети не всегда могут самостоятельно справляться с трудностями.
Низкая самооценка не всегда является нормой. Иногда период стрессового воздействия становится слишком продолжительным, из-за чего нарушается адаптация психики к негативным внешним воздействиям. В этом случае отсутствие самоуверенности закрепляется и сохраняется в течение жизни. Родители и педагоги должны вовремя заметить ранние признаки этого состояния, поскольку меры необходимо предпринимать как можно раньше. Сохранение такой проблемы в подростковом и взрослом возрасте потребует длительной психологической реабилитации.
Развитие ребенка
Рейтинг 20Десять советов родителям, с помощью которых они смогут воспитать уверенного молодого человека |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Поделиться
- Подписаться на новости
Подростковый возраст словно сумеречная зона, ведь ваше чадо уже не ребенок, но еще и не взрослый. Большинство подростков растеряны, небезопасны и несознательны по отношению к самим себе. Но, будучи родителем, вы можете помочь своему подростку обрести, развить и укрепить уверенность в себе. Помните: то, каким вы сделаете ребенка сегодня, повлияет на ход всей его дальнейшей жизни. Поэтому крайне важно развивать у него самоуважение и адекватную самооценку. Что такое уверенность в себе? Не секрет, что уверенность в себе является самым важным ключом к достижению успеха в жизни. Уверенность в себе – это то, что чувствует человек, воспринимая самого себя, это его положительная оценка своих способностей и возможностей.
- Уверенность в себе влияет на то, как человек действует публично, на людях.
- Также она четко отражает поступки и поведение человека.
- Здоровое чувство уверенности в себе играет важную роль в формировании личности.
- Положительное развитие чувства уверенности в себе напрямую влияет на степень счастья человека.
Почему подростку необходима уверенность в себе? Уверенность в себе дает подростку возможность смело сталкиваться со всеми проблемами и неопределенностями жизни, а также лучше преодолевать все разочарования, взлеты и падения.
- Взаимоотношения, эмоции, давление сверстников, конкуренция и завышенные ожидания могут серьезно поколебать у подростка уверенность в себе.
- Позитивная самооценка помогает ему добиваться своих стремлений и целей в жизни.
- Чувство собственного достоинства помогает подростку наладить взаимосвязь и взаимоотношения, стать счастливым и внутренне сильным человеком.
Роль родителей в развитии у подростка чувства уверенности в себе Роль родителей наиболее важна в развитии у подростка уверенности в себе. Ваша поддержка способна в долгосрочной перспективе помочь подростку сформировать собственную личность.
- Больше всего на подростка влияют ваши действия и слова.
- То, как вы относитесь к нему, и то, как вы учите его относиться к самому себе, непосредственно влияет на уровень его уверенности в себе.
- То, как вы относитесь к подростку, устанавливает критерии отношения к нему других людей!
Десять советов о том, как усилить у подростка чувство уверенности в себе В подростковом возрасте ребенок трансформируется во взрослого человека. И необходимый инструментарий, который способен помочь ему в прохождении этого чувствительного процесса, есть только у родителей (например, терпение и стойкость). Далее описываются несколько самых простых и полезных советов о том, как развить уверенность в себе у вашего подростка. 1. Демонстрируйте уважение к подростку. Не забывайте, что перед вами уже не ребенок, а почти взрослый человек, и поэтому он заслуживает уважения, как и любой взрослый.
- Когда вы обращаетесь к подростку, всегда проявляйте уважение. Не позволяйте себе высокомерный или презрительный тон!
- Всегда относитесь с уважением к проблемам и страхам подростка. Никогда не относитесь к его переживаниям и опасениям, как к детскому беспокойству.
2. Часто хвалите подростка. Вы должны часто хвалить ребенка. Будьте щедры на искренние комплименты.
- Когда вы хвалите подростка за то, что он сделал что-то хорошее, это поднимает его уверенность в себе до небес и воодушевляет в следующий раз поступать еще лучше.
- Всегда выражайте свое положительное отношение и давайте ребенку понять, как хорошо, что он у вас есть, и как вы сильно им гордитесь.
3. Избегайте критики. Старайтесь избегать критиковать ребенка, насколько это только возможно. Критика может нанести вред самооценке подростка.
- Если вы не одобряете или вам не нравится что-то, во что вовлекается ваш подросток, найдите время сесть и поговорить с ним об этом.
- Подростки часто принимают критику как насмешку или попытку пристыдить их. Но в случае если критика неизбежна, постарайтесь внимательно следить за своим тоном.
4. Поощряйте внеклассную деятельность ребенка. Подростку необходимо какое-то хобби.
- Поощряйте его участие в различных видах деятельности. Подростку важно преуспевать в том, что он любит.
- Внеклассные мероприятия – это прекрасная возможность узнать, что такое успех, победа, неудача, проблемы. Такие виды деятельности добавляют подростку уверенность в собственных силах.
- Внеклассные мероприятия развивают позитивный командный дух и помогают научиться совместной работе для достижения общей цели.
5. Поддерживайте дружбу подростка. Вы не сможете контролировать, назначать и выбирать друзей своего ребенка. Лучше научите его уважению и принятию.
- Взаимопонимание и уважение важны в любых взаимоотношениях. Научите подростка ценить своих друзей.
- Круг друзей вашего подростка также влияет на его уверенность в себе. Расскажите ему о разнице между хорошими друзьями и плохими.
6. Внешность значения не имеет. Большинство подростков попадают под давление сверстников. Для них внешний вид очень важен. Они жаждут выглядеть, как модели и знаменитости, и когда не могут достичь желаемого и обрести яркую, впечатляющую и незабываемую внешность, их чувство уверенности в себе стремительно падает.
- Важно объяснить ребенку, что внешность значения не имеет.
- Что действительно важно, так это хорошие манеры, гигиена, ясный и здоровый ум и тело.
7. Сосредотачивайтесь на сильных сторонах ребенка. Научите подростка фокусироваться на своих сильных качествах. Никогда не сравнивайте его со сверстниками, друзьями, родными и двоюродными братьями и сестрами.
- Ваш подросток должен осознать, что у каждого человека есть свои сильные стороны, сравнение способствует лишь соперничеству и не приносит пользы.
- Ему также следует понять, что конкурировать необходимо только с самим собой, и прекрасный способ улучшить собственные результаты – это сосредоточиться на своих сильных сторонах.
8. Учите подростка быть сильным. Помогите подростку выработать определенный иммунитет по отношению к поддразниванию или обзыванию сверстников или других людей. Передразнивание влияет на уверенность в себе каждого подростка.
- Хорошее правило жизни гласит «Стойко переноси испытания и свои переживания скрывай за приветливой улыбкой». Подросток должен научиться терпеть негативные эмоции до определенной степени, не теряя хладнокровия.
- Ваш подросток должен знать, что словестное издевательство не ранит, и оно никоим образом не должно влиять на его уверенность в себе.
9. Обращайтесь за профессиональной помощью. Если ваш подросток страдает от серьезного недостатка уверенности в себе и это начинает влиять на его академическую успеваемость и/или социальную жизнь, вам может понадобиться помощь из внешних источников.
- Первоначально можно попробовать найти способы решения проблемы на семейном совете с родственниками.
- Если это не помогает, то лучше обратиться за профессиональной помощью, которая выявит реальную причину неуверенности в себе и поможет ребенку избавиться от низкой самооценки.
10. Поддерживайте подростка. Вы, вероятно, даже не представляете, насколько простые, обыденные жесты и слова могут укрепить уверенность вашего ребенка в себе. Подросток должен понимать, что в любую минуту вы готовы прийти ему на помощь несмотря ни на что.
- Ваша поддержка может действовать как катализатор уверенности в себе вашего подростка.
- Если ребенок знает, что у него есть поддержка и он может положиться на вас и рассчитывать на вашу помощь, он будет стараться преодолевать жизненные трудности с еще большей силой и уверенностью в себе.
Старайтесь вежливо и учтиво справляться с любыми трудностями воспитания подростка. Помните, что это всего лишь определенный этап жизни и в ближайшее время он закончится. Помните о том, что подростковые проблемы и тревоги это часть процесса взросления. Просто наберитесь терпения и помогайте своему ребенку со всей искренностью.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5
из 5 на основе
4
оценок.
Ссылки по теме:
- ▶ Жизненные уроки для вашего подростка
- ▶ Как помочь подростку принимать разумные решения
- ▶ Социальное и эмоциональное обучение подростков
- ▶ Советы родителям по воспитанию подростка
- ▶ Больше статей о воспитании и развитии детей
Развитие ребенка 29.09.2015
Период созревания
Развитие нервной системы не останавливается после рождения. Головной мозг, отвечающий за регуляцию организма и поддержание когнитивных способностей, продолжает изменяться. Пропадают переходные рефлексы и закрепляются новые нейронные связи. Кора больших полушарий активно наращивает свой потенциал, помогая индивиду получать новые знания и навыки. Воспитание и социализация влияют на окончательные процессы формирования нервной системы. По этой причине ребенок 4-5 лет особенно подвержен действию хронического стресса и других негативных факторов.
Важную роль в формировании личностных черт играет механизм адаптации. Головной мозг должен защищать собственные структуры от неблагоприятных воздействий. Дети учатся справляться со сложностями и акцентировать внимание на положительных аспектах жизни. В это время семья должна оказывать всяческую поддержку для закрепления защитных рефлексов психики. Дом должен быть уголком спокойствия, а не новой зоной преодоления трудностей. Неблагоприятная семейная обстановка создает предпосылки для снижения социализации и нарушения адаптивных функций сознания.
10-12-летние дети встречаются с новым фактором созревания. Постепенно развивается половая система, оказывающая воздействие на головной мозг и другие органы. Повышается уровень половых гормонов. Тело начинает стремительно изменяться. Подростки часто растут непропорционально, из-за чего появляются комплексы. Кроме того, гормональный фон изменяет характер социальных потребностей.
Уверенность в себе и рефлексия
Человек — сложно устроенное живое существо, способное анализировать происходящее вокруг и адаптировать свое поведение под текущие нужды. Эволюционный механизм научил приматов выживать в сложных условиях путем взаимодействия с окружающим миром и планирования собственных действий. Этот механизм сохранился и не утратил свою роль. В сознании человека возникают отражения его поступков, мыслей и взглядов на мир. Такая психологическая особенность называется рефлексией.
Виды рефлексии:
- Ситуационная. Требуется для адаптации к определенным обстоятельствам. Субъект анализирует ситуацию и находит оптимальный способ решения проблемы. Такой вид рефлексии прочно связан с уровнем мотивации и самооценкой.
- Ретроспективная. Человек периодические вспоминает свои поступки и дает им свою оценку. Умеренная ретроспективная рефлексия помогает проводить работу над ошибками и менять свое поведение.
- Проспективная. Необходимо думать не только о прошлом, но и о будущем. Требуется анализ возможных действий для достижения результатов. Правильный анализ делает человека более уверенным в себе.
Внутренний взгляд индивида на себя, свою личность и качество собственных поступков имеет двоякое значение. Умеренная рефлексия развивает положительные качества, вроде собранности, эмпатии и сдержанности. Сниженная рефлексия является чертой чрезмерно уверенных в себе психопатов, способных нарушать законы и причинять другим людям боль без каких-либо угрызений совести. Другая крайность также является негативной чертой. Индивид становится зажатым, боязливым и неуверенным в себе. Люди с высокой рефлексией опасны в первую очередь для себя, поскольку это качество становится причиной неудовлетворенности и социальной неустроенности.
Что влияет на детскую самооценку?
Рассмотрим основные факторы, влияющие на самооценку ребенка и подростка.
Мнение о нём близких взрослых
Подросток – всё ещё ребёнок, хотя и вступающий во взрослую жизнь. А дети узнают о том, какие они, от взрослых.
Это, впрочем, вовсе не значит, что решающее значение имеет прямо высказанное словесно его родителями мнение о ребёнке. Хотя бывает и так.
Когда Лее было 13-14 лет, она впервые начала задумываться о своей внешности. В её компании все девочки стриглись. Она тоже решила постричься «под мальчика». Но её мама сказала: «Если не будет твоих волос, кто посмотрит на тебя? Это единственное, что есть в тебе хорошего».
Лея очень светлая блондинка, похожая на своего отца. Её мама – ярко выраженная брюнетка. С отцом Леи она развелась, обида на него сохранилась в её душе надолго. А Лея – вылитый отец. Лея подсознательно поверила маме. Как и всегда дети и подростки верят своим родителям.
Итог: она не смогла создать свою семью, всю жизнь прожила одна, не была счастлива в личной жизни. Это пример как раз словесного воздействия. Разумеется, совершенно неправильного.
На самом деле, ни в коем случае нельзя высказывать подростку своего отрицательного мнения о нём. И даже не только о нём как о человеке, но и о его внешности или его отдельных качествах.
Однако что-то говорить детям, чтобы они узнали от нас, взрослых, какие они, как ни странно, совсем не обязательно.
Кира с детства много болела. Папа и мама, у которых она единственный ребёнок, сбились с ног, бегая по врачам, доставая редкие лекарства. Дома с Киры сдували пушинки, беспокоясь об её здоровье.
Само поведение мамы и папы не говорило, а просто кричало: «Ты слабая, очень слабая! Без нас, без нашей защиты ты ни на что не способна!»
И Кира прекрасно поняла, какого мнения о ней её родители, и, конечно, им поверила.
В итоге, она выросла страшно бесхарактерной и неуверенной в себе, одинокой. Она избегает любых трудностей, несамостоятельна. И в 25 лет по-прежнему все её проблемы решают за неё мама и папа.
Как видим, что-то говорить необязательно. Само отношение близких к ребёнку имеет даже большее значение, чем любые слова.
Если родители гиперопекающие, если они всячески демонстрируют своим поведением, что считают ребёнка слабым, неспособным самостоятельно справляться с трудностями без их помощи, он поверит.
Такой подросток никогда не будет уверен в себе.
Эмоциональное благополучие
Тут тоже всё зависит от родителей, особенно – от мамы. Ребёнку нужна безусловная любовь мамы. И обусловленная любовь отца.
Безусловная любовь – это такая любовь, которая ничем не обусловлена. Мама любит своё дитя просто потому, что это её дитя. Она рада ему, для неё это единственное, самое дорогое существо в мире, не вследствие каких-то его качеств или достижений – а просто так.
Очень удачно выразил сущность такой любви психолог Владимир Леви: «Любят ни за что и несмотря ни на что».
Отец любит ребёнка как раз за что-то. За успехи, за рост, за достижения. И эта любовь поощряет стремление малыша к росту.
Если ребёнок (дочь или сын) лишён либо безусловной материнской любви, либо стимулирующей к росту отцовской, то он эмоционально неблагополучен. И рискует стать неуверенным в себе подростком.
Передается ли шизофрения по наследству? Ответ узнайте прямо сейчас.
Школьные успехи
Или неуспехи.
Учёба в школе – главная (а часто и единственная) общественно значимая деятельность современных детей и подростков. Поэтому успешность или неуспешность учёбы сильно влияет на их самоощущение.
Особенно плохо, если ребёнок амбициозный, самолюбивый, но в школе терпит постоянные неудачи.
Успешная же учёба укрепляет уверенность в себе, правда, при условии, что с первыми двумя пунктами (эмоциональным благополучием и мнением о ребёнке его близких) всё в порядке. Потому что эти первые два пункта важнее.
Отношения со сверстниками
Для подростков чрезвычайно важно быть принятыми в компании сверстников.
Если статус подростка среди его ровесников достаточно высокий, к нему хорошо относятся, ценят и уважают, это укрепляет его уверенность в себе.
И наоборот: если им пренебрегают, если он изгой, его уверенность в себе может быть серьёзно подорвана, даже если по всем прочим пунктам у него всё хорошо.
Кто влияет на самооценку ребенка и что делать? Советы психолога:
Как проявляется шизофрения у детей? О симптомах и признаках на нашем сайте.
Причины неуверенности
Причины детской неуверенности в себе обычно связаны с индивидуальными особенностями психики, воспитанием, социализацией и состоянием организма. Перечисленные факторы напрямую определяют качество социальной жизни. Важно понять, что в детстве происходит активное созревание личности, поэтому ребенок еще не способен абстрагироваться от стрессовых факторов. Сознание впитывает любой жизненный опыт, на основе которого формируются черты характера.
Основные причины:
- Нарушение психологической адаптации
Это может быть индивидуальная особенность, продиктованная генами, приобретенное состояние. Дети тяжело переживают любые неудачи и в дальнейшем не справляются со сложностями. Включается механизм выученной беспомощности: предыдущие неудачи предостерегают индивида от попыток справиться с новыми проблемами. Появляется повседневная тревога. Не отраженный адаптивным механизмом хронический стресс все сильнее деформирует личность.
- Низкое качество социальных взаимодействий
Это ключевая причина неуверенности в себе, поскольку именно межличностные отношения являются почвой для развития черт характера. Выученные модели взаимодействия с людьми сложно изменить в дальнейшем.
- Психологические расстройства
Дети часто страдают от неврозов и более серьезных нарушений психики. Признаки таких недугов включают немотивированную тревожность, панические атаки и стойкое снижение настроения. Неуверенность в себе может быть непосредственным осложнением такого расстройства. Может потребоваться психологическая или психотерапевтическая поддержка.
Уверенным в себе можно стать в любом возрасте, однако нужно понять, какие именно обстоятельства «подпитывают» низкую самооценку.
Роль родителей
Коротко говоря, она огромна. Родители, как боги, почти всё определяют в жизни своего ребёнка.
Прежде всего, важно, как они относятся к его самостоятельности с первых лет его жизни. Если мама боится, что малыш упадёт, расшибётся, что-то сломает, простудится – и эти страхи довлеют над ней, то ребёнок привыкнет ощущать себя несамостоятельным, слабым, болезненным.
На самом деле, родители не должны делать за ребёнка ничего, что он в состоянии сделать сам. И не должны защищать его ни от чего и ни от кого, от чего ему или не будет особого вреда, или он сам в состоянии от этого защититься.
Важно, чтобы ребёнок имел право на своё мнение. Это имеет значение тоже буквально с первого года жизни.
Если всё за малыша решают взрослые, ему ничего решать не нужно, он привыкнет к этому. Так легче. И не будет стремиться иметь своё мнение, что-то сам решать.
Такой человек никогда не станет уверенным в себе, потому что уверенность в себе даётся только преодолением трудностей, а он всегда избегает любых трудностей.
Важно, как родители оценивают поступки ребёнка, как критикуют его.
Если на него обрушивается лавина критики по всякому поводу и без всякого повода (некоторые взрослые верят, что это полезно для растущего человека), то это неизбежно приведёт к неуверенности в себе. Но если не критикуют совсем, будет то же самое.
Критиковать ребёнка нужно, но примерно в таком тоне: ты вот это сделал очень здорово, мне понравилось, и то у тебя отлично получилось, но вот тут не совсем удачно, надо бы получше.
И ни в коем случае нельзя критиковать саму личность малыша, а только его отдельные действия.
Если требования родителей к ребёнку непосильны для него (например, они хотят, чтобы он всегда отлично учился по всем предметам), он сломается и вырастет неуверенным в себе.
Но и ничего не требовать нельзя: и тут крайности сходятся – будет то же самое. Требования нужны, но дозированные и посильные.
Вообще детство называют «ресурсным местом», тем периодом нашей жизни, в котором мы черпаем эмоциональные силы для дальнейшего существования. Поэтому детство обязательно должно быть счастливым, радостным.
Только тот подросток, который наигрался, набегался в детстве на всю оставшуюся жизнь, который пропитался счастьем навсегда, может быть вполне уверенным в себе.
Как родители влияют на степень самооценки ребенка? Комментирует психолог:
Что делать, если ребенок боится уколов? Рекомендации психологов вы найдете у нас.
Факторы риска
Существуют наиболее распространенные причины снижения самооценки, связанные с конкретными обстоятельствами. Обычно психологи во время консультации стараются исключить такие факторы:
- Тревожный родитель, стремящийся к гиперопеке
Желание оберегать детей от любых невзгод продиктовано инстинктами и родительской любовью, однако во всем должна быть соблюдена мера. Дети следят за поведением своих родителей и на основании этого опыта формируют собственные личностные черты. Патологическая материнская тревога создает предпосылки для развития тревожности у индивида. Человек не учится самостоятельно принимать решение и справляться со сложностями.
- Психологическое и физическое насилие — наиболее серьезный фактор риска
Проявляется избыточными наказаниями, попреканиями и критикой. Родитель не помогает детям восстанавливаться после стресса, а лишь усугубляет состояние. Часто матери и отцы, склонные к психологическому насилию, не видят в своем поведении ничего предосудительного.
- Недостаточная социализация в раннем возрасте
Этот фактор риска обычно связан с гиперопекой и строгим воспитанием, когда родители из-за собственных страхов и неуверенности в себе запрещают детям видеться со сверстниками. Индивид не получает необходимого опыта для развития самооценки.
- Невозможность соответствовать родительским ожиданиям
Детей постоянно упрекают в неудачах в учебе и других видах деятельности. Такая особенность воспитания часто связана с тем, что родитель пытается реализоваться за счет социальных успехов детей. Характерно для нарциссических матерей и отцов.
- Социальные неудачи
Межличностные взаимодействия в детском саду и школе не идеальны. Дети могут быть жестокими, насмешливыми и равнодушными. Плохие отношения в коллективе лишь закрепляют патологические черты личности.
Еще одним немаловажным фактором риска является неблагоприятное соматическое состояние. Хронические заболевания приводят к развитию разных психических нарушений, включая тревожность и депрессию. Особенно тяжело приходится детям-инвалидам, поскольку уже в раннем возрасте они осознают свои ограничения. Вырасти уверенным в себе можно путем устранения основных факторов риска.
Какая самооценка у моего ребенка
Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?
Не утрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.
Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.
В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.
Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)
Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.
Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)
Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:
- размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
- окружение «я» пустыми ячейками;
- окружение «я» животными или неодушевленными предметами.
В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.
Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)
Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство.
Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.
Признаки неуверенности в себе
Низкая самооценка проявляет себя во всех аспектах жизни, однако на ранних этапах формирования могут отсутствовать явные признаки такой черты. Существуют возрастные особенности повышенной рефлексии, на которые стоит обратить внимание. Это поведение в разных ситуациях, мимика, эмоции, качество сна, питание и другие черты.
Основные признаки неуверенности:
- неразговорчивость, уклонение от ответов;
- раздражительность и истеричное поведение;
- отказ от приема пищи или обжорство;
- нарушение режима сна, бессонница;
- стремление как можно больше времени проводить в одиночестве;
- отказ от активного времяпровождения из-за надуманных причин;
- внешняя скованность, сутулость;
- бедная мимика лица и сниженные эмоциональные реакции;
- отсутствие друзей и приятелей в учебном заведении;
- наличие повторяющихся страхов и фобий;
- нежелание знакомиться с новыми людьми, включая родственников;
- покусывание ногтей и губ, выжидательная поза;
- снижение физической активности, увеличение массы тела;
- беспричинная агрессия;
- постоянное чувство стыдливости.
Неуверенность в себе не всегда проявляется такими признаками, однако необходимо обратить внимание именно на эти аспекты поведения. Часто дети стараются скрыть проявления комплексов от родителей, из-за чего обнаружение проблемы затрудняется. Важно понять, что косвенные признаки психологического неблагополучия зачастую важнее внешних качеств.
Как помочь взрослому сыну поверить в себя?
Светлана Львовна, добрый день.
Судя по вашему письму вы очень много сил и внимания уделяете сыну, поддерживаете его и настраиваете на развитие волевых качеств. Но, к сожалению, ограничивающим фактором его успеха выступает, насколько я поняла из вашего письма, нарушение пищевого поведения, приводящее к лишнему весу.
И тут получается парадокс: успеха он может добиться усилением контроля и самодисциплины, но именно они поддерживают те психические процессы, которые способствуют срывам питания и заеданию проблем.
Нарушение пищевого поведения, это не история про отношения с едой, а проблемы в отношениях с собой, возникшие из противоречий в отношениях с родителями, чаще с мамой.
Отсюда очень важен не сам факт того что вы оказываете или не оказываете сыну поддержку, а то как вы это делаете и какие его чувства подавляются, нарушая связь с глубинными внутренними потребностями. По сути переедание и ночные обжорства, нарушения веса и пищевого поведения лишь симптомы невроза, который начал формироваться задолго до текущих событий. За эти годы у вашего сына сложились определенные отношения с собой и окружением. Необходимо исследовать систему этих отношений, структуру подавляемых чувств и источники того, что вы называете его мечтой. У меня много вопросов к этим понятиям и тому как трактуете это вы, и как это может трактовать ваш сын.
Решение поступать в силовой ВУЗ тоже является частью этого процесса и вероятнее всего отражает потребность в понимании и ощущении власти, как символ власти над собой и своими спонтанными проявлениями, которые скорее всего не одобрялись, отвергались его ближайшим окружением в детстве, а может быть были под строжайшим запретом в обмен на родительскую любовь и принятие.
Это лишь предположения и гипотезы, которые возникают из моего терапевтического опыта и опыта моих коллег и учителей. Контроль, настойчивость и самодисциплина для достижения успеха часто вступают в противоречие с понятием счастья и эмоционального здоровья. Никакие внешние признаки успешности не смогут наполнить ту пустоту, которая возникает в душе человека, привыкшего подавлять свои чувства и принуждать себя к контролю. Именно эту тягостную пустоту он и заполняет едой.
В подобных случаях люди обращаются на курс разговорной психотерапии, и вам придется понять, что источником его страданий могут быть отношения с вами и ваши ожидания его успешности. Другими словами чем больше вы будете демонстрировать сыну ваше горячее желание видеть его звездой, тем больше он будет от этого страдать. Это имеет устойчивый термин широко известный в кругу специалистов — «нарциссическое расширение родителя». В лучшем случае результатом может быть своевременное эмоциональное отделение сына от вас, а вас от него. Он еще молод и у этого процесса еще достаточно запаса времени. В худшем его может ожидать довольно сложное личностное расстройство, которое становится преградой в личной и профессиональной жизни. Если этому не уделить достаточного внимания и бороться именно с данным симптомом, то переедание легко превращается в другие формы зависимости: трудоголизм, игромания, алкоголизм и так далее.
Ваш сын еще молод. Пусть он получает свой жизненный опыт и учится встречать не только победы, но и поражения. Пусть не воспринимает их словно тотальный провал, крах всей жизни или недопустимый исход. Это просто жизненный опыт, который позволяет искать новые способы психологической адаптации, стили и стратегии поведения и реакций на своем уникальном пути восприятия счастья. Именно ваша неусыпный контроль становится со временем частью его «внутреннего критика», истощающего его эмоциональную энергию и блокирующего саму возможность переживания счастья и радости.
Если у вас или вашего сына возникнут вопросы или желание поработать с психологом, обсудить беспокоящие проблемы, обращайтесь. Я буду рада вам помоч.
Желаю вам и вашему сыну ясности мыслей и чувств, гармонии с собой и взаимопонимания.
Как помочь любимому человеку поверить в себя? (2 ответа)
Анастасия Бирюкова, Клинический психолог Гештальт терапевт СПб и Skype
Хороший ответ4 Плохой ответ0
Психические расстройства
Иногда только психотерапевт может объяснить родителям, как помочь ребенку стать уверенным в себе. Дело в том, что детский возраст является периодом первичных проявлений неврозов и других нарушений психики. Стрессовое воздействие активирует заложенные механизмы патологии. Это могут быть легкие недуги, поддающиеся быстрой коррекции, или серьезные заболевания.
Патологии психики, при которых пациент не способен быть уверенным в себе:
- Тревожное расстройство личности. Симптомы болезни включают повседневную тревогу, фобии и снижение настроения. На фоне хронической тревоги иногда развиваются психосоматические состояния. Пациент боится общаться с другими людьми и принимать участие в любой деятельности, связанной с какой-либо ответственностью. Формируется избегающий тип личности.
- Социофобия — расстройство личности, ключевым симптомом которого является стремление к изоляции. Дети, страдающие от такого недуга, предпочитают проводить как можно больше времени дома. Все аспекты социальной жизни пугают и вызывают стресс. Нарушается механизм адаптации.
- Депрессия — стойкое снижение настроения, проявляющееся апатией, слабостью, раздражительностью и постоянной грустью. В этом случае пациент отказывается от развлечений, еды и участия в любой деятельности из-за снижения мотивации. Это опасное расстройство, которое часто возникает в детском и подростковом возрасте. Дети 6-8 лет нередко выказывают первые признаки болезни.
- Обсессивно-компульсивный синдром, при котором постоянно возникают тревожные мысли, влияющие на поведение. Формируются специфические «ритуалы», заставляющие выполнять с виду бессмысленные действия для устранения тревоги. Например, пациент может постоянно двигать предметы или несколько раз подряд мыть руки. ОКР нарушает качество социальных взаимодействий и снижает самооценку.
Неуверенность в себе может быть причиной или последствием психического расстройства.
Действия родителей подростка
Если у вашего ребёнка заниженное самомнение, необходимо задуматься, как увеличить его самооценку. Чтобы помочь ему приобрести уверенность в себе, необходимо следовать некоторым советам:
- Не критикуйте внешность ребёнка. Поскольку такой подросток не чувствует собственной красоты, родители неосторожным замечанием о его внешних особенностях могут окончательно уронить его самомнение. Даже если критика высказана из благих намерений, ребёнок будет воспринимать её как подтверждение своей непривлекательности.
Помогите подростку решить проблемы с внешностью. К примеру, если у него имеются лишние килограммы, нужно создать мотивацию для занятий спортом, а при проблемах с кожей отвести ребёнка к дерматологу.- Следите за чистотой и опрятностью подростка. Необходимо помочь найти ему свой стиль в одежде, научить правильному сочетанию вещей, подобрать причёску по душе и своевременно стирать и чистить его гардероб.
- Проявляйте уважение к его мнению. С подростком нужно разговаривать как с равным себе и не унижать его.
- Говорите комплименты и хвалите ребёнка, но только конструктивно и по делу. Если же поводов для подобных слов нет, можно сказать подростку, что вы видите его потенциал, считаете способным и верите в него.
- Не сравнивайте своих детей с другими людьми. Подобные замечания не помогут улучшить самомнение подростка — он начнёт чувствовать превосходство сверстников над собой.
- Помогите найти увлечение. Взрослым нужно прийти на помощь ребёнку, чтобы раскрыть его способности, таланты и помочь добиться успеха в каком-то занятии. Это поможет ему найти собственное положение в обществе.
Не меньшее значение для повышения самооценки имеет борьба со страхами, которые в большом количестве появляются у подростков. Часто они боятся быть смешными или нелепыми в глазах других.
Родителям следует объяснить, что все люди попадают в странные ситуации, выглядя при этом забавно, но ничего страшного в этом нет. С таким страхом можно бороться и с помощью игровой модели — к примеру, предложить ребёнку поучаствовать в юмористическом спектакле, облачившись в смешной наряд.
Что делать, чтобы стать уверенным в себе
Справиться с проблемой можно самостоятельно или профессионально. План действия должен зависеть от тяжести состояния. Дети не становятся уверенными в себе самостоятельно, если какой-либо этап социализации уже пропущен или испорчен неприятными впечатлениями. Родителям необходимо вовремя распознать проблему и принять меры. Зачастую первым шагом решения проблемы является смена учебного заведения, в котором дети не справляются со стрессовой нагрузкой. Однако перед этим действием нужно понять, как предотвратить новую неудачу. В ином случае смена учебного заведения превратится в способ избегания проблемы.
Рекомендации для родителей:
- Следует отказаться от избыточной критики.
- Нужно перестать выяснять отношения между членами семьи в форме ссор и попреканий.
- Рекомендуется больше говорить с детьми и стараться развивать доверительные отношения.
- Умеренная помощь в выполнении домашней работы. При этом важно научить детей самостоятельно справляться со сложностями и не прививать лень.
- Поощрение общения. Если у детей появились друзья, можно пригласить их в гости или придумать другое совместное времяпровождение.
- Не кричать и не бить. Такая форма «воспитания» совершенно не подходит детям, страдающим от тревоги и нарушения адаптации к стрессу.
Правильное воспитание помогает решить большинство проблем и сделать детей уверенными в себе. Для этого следует определить, какие именно аспекты семейной жизни негативно влияют на эмоциональное состояние детей. Часто речь идет о регулярных ссорах, недостаточном внимании и стрессовом состоянии самих родителей. Важно обеспечить комфортную обстановку дома и окружить детей заботой. Нужно научиться спокойно беседовать при появлении любых проблем и объяснять детям, как можно самостоятельно справиться с трудностью.
Работа со специалистом
Иногда повысить самооценку ребенка можно только с участием психолога или психотерапевта. Не все родители способны грамотно составить собственную программу коррекции комплексов, поэтому обращение к психологу является разумным решением даже в случае незначительных нарушений. Специалист предложит форму индивидуальных и семейных консультаций, во время которых можно выявить причины неуверенности в себе и найти способ восстановления социального благополучия.
Как научить ребенка быть уверенным в себе: примеры тренинговых упражнений
Практические упражнения воспитывают волевые качества, повышают стремление самосовершенствоваться, развивать способности.
Обязательно почитайте:
Как проявляется переходный возраст у девочек: признаки и причины, как вести себя родителям
Специфика тренинговых упражнений зависит от возраста:
- Тренинг для дошкольного возраста. Заключается в проговаривании навыков, которые малыш пока не освоил. Он должен понять, что он постепенно, но постоянно приобретает новые умения, знания. То, что вчера не получалось, сегодня даётся без труда. Тренинг повышает мотивацию, конкретизирует стремления.
- Начальная школа. Перечисление положительных качеств школьника, начинающихся с букв его имени. Листок с набором идеальных качеств размещают на видном месте, чтобы он постоянно видел, какими возможностями наделило его имя.
- Средний школьный возраст. Групповой тренинг. Дети становятся в круг и высказывают друг другу искренние комплименты. Признание окружающих вдохновляет, побуждает к самосовершенствованию.
- Подростки. Предлагается самостоятельно обрисовать свой идеальный образ сегодня, в будущем. Это позволит чётче понимать, к чему стремиться.
Поиск причины поступков
Методика позволяет лучше понять себя, помогает разобраться с мотивами совершённых поступков, учит контролировать эмоции. Осмысление полученных данных позволяет изменить собственное восприятие, стать уверенным.
Ребёнок может заниматься самостоятельно или в присутствии взрослого. Тренинг проводится по завершению дня. В письменной форме перечисляются все события, включая обычные каждодневные дела, типа завтрака. Напротив каждого пункта пишется причина.
Затем приступают к главному – оценке, осмыслению мотивации каждого поступка.
Часто действия объясняются следующим:
- потребность;
- случайность;
- привычка.
Если не получается чётко сформулировать причину поступка, пишут фразу «Я так сделал, и несу ответственность за результат». Частота подобных объяснений определяет степень уверенности ребенка.
Самовнушение
Цель методики сводится к выработке положительных эмоций, развитию стимулов, волевых действий благодаря многократному проговариванию (желательно вслух) специально подобранных фраз.
На занятия настраиваются, принимают удобную позу, расслабляются.
Постоянно повторяя определённые слова, мы вторгаемся в подсознание, даём установку на укрепление самоуверенности.
Фразы начинают со слов: «Я имею право…» и далее продолжают:
- победить;
- радоваться;
- на независимость;
- на индивидуальность;
- быть понятым;
- достигнуть желаемого;
- принять неверное решение, отвечать за него.
Обязательно почитайте:
Как мотивировать ребенка на учебу
В завершении проговаривают «Я уверен в себе».
Можно придумать слова самостоятельно, в зависимости от целей, проблем.
Спор с собой
Метод под названием «Спор с самим собой» помогает повысить уверенность, заключается в следующем:
- Письменно зафиксировать недостатки характера.
- В каждом пункте написать веские аргументы, переводящие недостаток в достоинство.
Например, ребенок воспринимает медлительность как недостаток. Однако эта черта указывает на спокойствие, продуманность в действиях, принятии решений.
Метод подходит при работе с детьми младшего школьного возраста. Ребенка, считающего себя скучным, следует убедить в обратном: «Ты просто рассудительный, это замечательное качество поможет избежать многих ошибок в жизни».
Визуализация успехов
Цель методики – укрепить веру в себя, зарядить положительными эмоциями. Нужно разместить на видном месте вещи, указывающие на достижения, напоминающие о приятных моментах: различные грамоты, кубки, фотографии с отдыха, в кругу семьи. В комнате малыша развешивают рисунки, поделки.
Визуализация успехов считается сильнейшим инструментом в достижении любой поставленной цели.