Что представляет собой мышление
Это высший процесс познания окружающей действительности, субъективное восприятие объективной реальности. Уникальность его состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Мышление помогает человеку получать новые знания, опыт, творчески преобразовывать представления, которые уже сформировались. Оно помогает расширить границы познания, способствуя изменению имеющихся условий для решения поставленных задач.
Этот процесс является двигателем развития человека. В психологии нет отдельно действующего процесса — мышления. Оно обязательно будет присутствовать во всех остальных познавательных действиях человека. Поэтому, чтобы несколько структурировать такое преобразование действительности, в психологии были выделены виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными помогает лучше усвоить информацию о деятельности этого процесса в нашей психике.
Особенности этого процесса
У этого процесса есть свои особенности, которые отличают его от других психических функций человека.
- Опосредованность. Это значит, что человек может косвенно узнать предмет через свойства другого. Здесь также задействованы виды мышления и их характеристика. Кратко описывая это свойство, можно сказать, что познание происходит через свойства другого предмета: какие-то приобретенные знания мы можем переносить на подобный неизвестный предмет.
- Обобщенность. Соединение в общее нескольких свойств предмета. Умение обобщать помогает человеку познавать новое в окружающей действительности.
Эти два свойства и процессы этой когнитивной функции человека вмещает в себя общая характеристика мышления. Характеристика видов мышления — отдельная область общей психологии. Так как виды мышления свойственны разным возрастным категориям и формируются по своим правилам.
Виды мышления и их характеристика, таблица
Человек лучше воспринимает структурированную информацию, поэтому некоторые сведения о разновидностях когнитивного процесса познания реальности и их описание представлены будут систематизированно.
Лучше всего поможет понять, что представляют собой виды мышления и их характеристика, таблица.
Виды мышления | Определение |
Наглядно-действенное | Основывается на непосредственном восприятии окружающих предметов при каких-либо действиях с ними. |
Наглядно-образное | Опирается на образы и представления. Человек представляет ситуацию и с помощью такого мышления преобразует ее, формируя непривычные сочетания предметов. |
Словесно-логическое | Осуществляются логические операции с понятиями. |
Эмпирическое | Характеризуется первичными обобщениями, выводами на основе полученного опыта, то есть уже имеющихся теоретических знаний. |
Практическое | Переход от абстрактного мышления к практике. Физическое преобразование реальности. |
Характеристика стилей мышления
Прежде чем приступить к описанию стилей мышления, заметим, что их не стоит рассматривать с точки зрения «лучше-хуже». Они не являются плохими или хорошими, все они равноценны и обладают своими плюсами и минусами. Также не стоит их оценивать как показатели развития интеллекта.
Теперь приведем характеристики каждого стиля, из которых вы узнаете основные его отличия, положительные и отрицательные стороны. Индивидуальные стили мышления можно разделить на пять основных:
Синтетический стиль мышления
Синтезирование – это создание чего-либо нового и оригинального (вещи, идеи, технологии и т.п.), имеющего определенные качества. Это новое часто создается посредством комбинирования исходных элементов, зачастую обладающих противоположными и даже несовместимыми свойствами и качествами.
Люди-синтезаторы любят совмещать разные позиции, взгляды или идеи, а их любимой формой мышления является теоретизация и проведение мысленных экспериментов. Девизом таких людей можно назвать вопрос: «А что, если…?»
Синтезаторы занимаются интеграцией, поиском способов совмещения несовместимого в новых комбинациях. Отличаясь от людей с другими стилями мышления, они склонны к признанию лишь одного конкретного факта. Он состоит в том, что среди людей всегда были и будут люди с разными мнениями на разные темы.
Синтезаторы очень остро чувствуют противоречия в рассуждениях окружающих, активно интересуются конфликтами идей и парадоксами. Также они сами заинтересованы в появлении подобных ситуаций и любят их провоцировать, для чего умело пользуются сократическим диалогом и неожиданными вопросами.
Другой страстью таких людей является любовь к переменам. Они видят постоянно меняющуюся реальность, не боятся неопределенности. Неизвестность и новые пути манят их, словно магнит. По этой причине синтезаторы часто усложняют и свою жизнь. Однако их креативность – предмет их гордости, как и острота языка и умение видеть необычное и новое.
Идеалистический стиль мышления
Люди с идеалистическим стилем мышления склонны к ассоциативному мышлению и обладают широким взглядом на вещи. Они любят давать глобальные оценки, озвучивать интуитивные догадки. При этом они не стремятся детально все проанализировать, опираясь на логику и имеющиеся факты.
Люди-идеалисты интересуются человеческими мотивами, потребностями, ценностями, прекрасно формулируют цели, как свои, так и других людей. Для них важно то, куда идет человек и зачем, они пытаются понять, что есть благо для человека, а что является злом.
С синтезаторами идеалистов объединяет отсутствие склонности к концентрации на сухих фактах и точных данных. Но противоречия они разрешают по-разному. Идеалисты убеждены, что любые споры и разногласия могу быть улажены; верят, что люди всегда могут найти компромисс. Поэтому они не любят конфликты, считая их совершенно ненужными и неэффективными.
Идеалисты открыто воспринимают самые разные предложения, позиции и идеи, любят, когда их считают людьми открытыми, способными помочь, которым можно доверять. Но для удовлетворения их запросов необходимо всегда быть на высоте, т.к. они предъявляют повышенные требования к окружающим. Кстати, именно из-за своих «стандартов» идеалисты часто разочаровываются в других.
При поиске решений проблем люди-идеалисты могут проявлять непревзойденный профессионализм, причем даже тогда, когда сформулировать проблему может быть очень сложно, а основными факторами являются ценности, оценки, чувства и эмоции.
Прагматический стиль мышления
Прагматический стиль мышления очень походит на практичный научный стиль. Люди-прагматики воспринимают только то, что работает, ведь их собственный опыт является для них мерилом правильности или неправильности поступков, решений, идей и жизни вообще.
В отличие от других людей прагматики склонны искать новые способы удовлетворять свои и чужие потребности, используя для этого лишь то, что находится у них «под рукой», не прибегая к дополнительным средствам и ресурсам, и тем более к резервам. Решая проблемы, прагматики демонстрируют планомерный подход, когда за раз делается только одно дело и достигается конкретный результат. Это объединяет прагматиков с реалистами, (о последних расскажем чуть позже).
Идеалисты верят в «благородные намерения» окружающих, а прагматикам это совсем не свойственно. Они уверены, что мир нельзя понять и тем более управлять им, ведь он непредсказуем. По этой причине «сегодня» они делают так, а дальше – будет видно. Поведение людей-прагматиков также непредсказуемо, т.к. большинству людей сложно понять, как они мыслят и размышляют.
Прагматики обладают способностью чувствовать конъюнктуру, а потому могут влиять на спрос и предложение в самом широком их понимании. Они стремятся делиться своими идеями с другими людьми, расположены к совместной работе, вдохновленно работают в команде, успешно разрабатывают стратегии быстрого достижения результатов.
В целом же прагматиков можно назвать адаптивными и гибкими людьми, как с позиции мышления, так и с позиции поведения. Почти всегда их отличают прекрасные коммуникационные навыки и способность к эмпатии. Они сопереживают другим людям, но и сами испытывают потребность в понимании, любви, одобрении, принятии их мыслей и поведения.
Аналитический стиль мышления
Люди с аналитическим стилем мышления стремятся к поиску оптимальных путей. Они отличаются методичной, логической, тщательной, акцентированной на детали и осторожной манерой решения проблем. Перед принятием решения они составляют план действий, собирая максимум информации о проблеме, чем и обусловлен их достаточно частый успех во всем.
Аналитики концентрируются на теоретических данных, а фактами и реальным положением дел руководствуются уже во вторую очередь. Они не любят неразбериху, хаос, неопределенность и неизвестность. Предпочитают смотреть на мир как на то, что можно подчинить рационализму и логике, упорядочить и предсказать.
Особой ценностью для аналитиков обладают знания, поэтому уже с детства они стараются учиться и осваивать теории, при помощи которых можно объяснить явления окружающего мира и привести их к системе. Для них важно мнение авторитетов; их взгляды редко меняются; все полученные теоретические знания они стремятся всегда применять на практике.
Сталкиваясь с проблемой, аналитики начинают искать процедуры, формулы, методы и целые системы, при помощи которых проблема может быть решена. В результате этого они ставят перед собой задачу определить лучший вариант решения проблемы.
В жизни аналитики тяготеют к предсказуемости, стабильности и рациональности, концентрируются на объективной информации и «процедурах» преодоления препятствий. Любая деятельность таких людей всегда будет подчинена подробному и детализированному плану, системе, желанию найти оптимальный путь.
Очень много сил и времени аналитики тратят на поиск необходимой информации. Благодаря этому в большинстве случаев они являются компетентными людьми, обладающими нужными данными и понимающими особенности проблем и ситуаций. Это же зачастую служит и предметом личной гордости аналитиков.
Реалистический стиль мышления
Люди с реалистическим стилем мышления предпочитают действовать опытным путем. Несмотря на то, что это напоминает поведение людей-прагматиков, здесь есть существенные отличия. Реалисты и прагматики оперируют разными ценностями и предположениями, а стратегии, которыми они пользуются, принципиально различны, хотя часто могут друг друга дополнять.
Основное значение для реалистов имеют факты, а «настоящим» они считают только то, что можно реально ощутить, к чему можно прикоснуться, что можно услышать, увидеть и т.д. Реалисты придерживаются мнения, что если чего-то нельзя достичь на уровне фактов, то и начинать работать с этим вообще не имеет никакого смысла.
Стиль мышления реалистов состоит в том, что он предельно конкретен и направлен на исправление и изменение ситуации ради достижения конкретной цели. Проблемы для них появляются в любом случае, когда они видят, что-то «неправильное», и у них возникает желание на это повлиять.
Прагматики склонны к экспериментам, а реалистам ближе безошибочное ведение дел, основанное на уверенности в том, что если им удалось что-то «исправить», то в будущем не возникнет никаких неожиданностей, и все будет идти как по маслу. Если нечто произойдет снова, реалисты вновь постараются все исправить, преследуя ту же цель.
На самом деле реалисты больше всего близки к аналитикам, т.к. опираются лишь на уверенные факты, ориентируются на вещественное, конкретное и объективное, действуют методично и стремятся достичь практически ценных результатов. Но в то же время реалисты не любят формальностей и логических процедур, долгих поисков данных и стремления к идеалу. Реалисты будут стараться сделать что-либо как можно лучше, оперируя фактами, имеющимися в их распоряжении.
Как и синтезаторы, реалисты приветствуют контроль над ситуацией. Они любят сами управлять ресурсами, людьми и результатами; не любят проводить долгие анализы, затягивать дискуссии и оттягивать моменты принятия решений.
Таковы общие характеристики и отличия каждого из пяти индивидуальных стилей мышления. Но, помимо этих характеристик, рассмотренные стили обладают и более яркими признаками, по которым легко определить стиль мышления – свой или кого-то другого.
Наглядно-действенное мышление, описание
В психологии много внимания уделяется изучению мышления, как основного процесса познания действительности. Ведь этот процесс у каждого человека развивается по-разному, работает индивидуально, иногда не соответствуют возрастным нормам виды мышления и их характеристика.
У дошкольников на первое место выходит наглядно-действенное мышление. Оно начинает свое развитие еще с младенчества. Описание по возрастам представлено в таблице.
Возрастной период | Характеристика мышления | Примеры |
Младенчество | Во второй половине периода (от 6 месяцев) развивается восприятие и действие, которые составляют основу развития этого вида мышления. В конце младенчества ребенок может решать элементарные задачи на основе манипуляции с предметами методом проб и ошибок. | Взрослый прячет игрушку в правой руке. Малыш сначала открывает левую, после неудачи тянется к правой. Найдя игрушку, радуется полученному опыту. Он познает мир наглядно-действенным способом. |
Ранний возраст | Манипулируя вещами, ребенок быстро познает важные связи между ними. Этот возрастной период — яркое представление формирования и развитие наглядно-действенного мышления. Малыш выполняет внешние ориентировочные действия, чем активно познает мир. | Набирая полное ведерко воды, ребенок заметил, что до песочницы он доходит с почти пустым ведром. Затем, производя манипуляции с ведерком, он случайно закрывает дырку, и вода остается на прежнем уровне. Недоумевая, малыш экспериментирует, пока не поймет, что для сохранения уровня воды необходимо закрыть дырочку. |
Дошкольный возраст | В этот период этот вид мышления постепенно переходит в следующий, а уже в конце возрастного этапа ребенок овладевает словесным мышлением. | Сначала, чтобы измерить длину, дошкольник берет бумажную полосочку, применяя ее ко всему, что интересно. Затем это действие преобразуется в образах и понятиях. |
Определение стиля мышления
Здесь мы не будем подробно расписывать каждый стиль мышления, т.к. основные характеристики им мы уже дали, а представим лишь наиболее яркие особенности, присущие каждому из них.
Как определить синтезатора:
- Вызывающее поведение, открытое выражение скепсиса, иногда насмешки, склонность к оппозиции (в особенности против общераспространенных мнений), несогласие с тем, с чем соглашаются все.
- Отстраненный взгляд на ситуацию, оригинальность в суждениях, необычные предложения на тему решения проблем и выхода из ситуаций.
- Склонность к философствованию, теоретизированию, формулированию и разрешению парадоксов. Несерьезное (на первый взгляд и с точки зрения остальных) отношение к проблемам и трудностям.
- Отсутствие интереса к простому и банальному, попытки выглядеть не имеющим никакого отношения к обсуждаемой проблеме или вопросу.
- Эффектная, но достаточно сложная речь, много вводных слов и предложений, определительных прилагательных и конструкций (типа «в сущности», «более-менее», «вероятно» и т.п.)
- Умелое аргументирование своей позиции, но в то же время умение и желание (!) разбить свои же идеи в пух и прах с одновременным проявлением самоиронии.
Как определить идеалиста:
- Открытая и располагающая к себе улыбка. Вербальные и невербальные сигналы, говорящие о желании достичь эмоционального контакта и вызвать доверие. Общительность.
- Яркое отражение в поведении любых положительных и отрицательных эмоций.
- Мягкое, тактичное и не вызывающее поведение.
- Нежелание спорить и тем более конфликтовать, стремление к мирному разрешению любой ситуации.
- Склонность к разговору об окружающих и их проблемах, стремление узнать человека ближе, много вопросов.
- Отрицательное отношение к обилию фактов и глубокой аналитике.
- Твердость в убеждениях и поступках. Неукоснительное соблюдение социальных и этических норм.
Как определить прагматика:
- Дружелюбная и открытая манера общения. Смелость, подвижность, деятельность, некоторая напряженность в отношениях.
- Любовь к легкому и непринужденному, ясному, простому и веселому общению.
- Неприязнь к спекулятивным и формальным беседам, беседам на абстрактные темы, разговорам, переполненным теорией.
- Признаки дискомфорта в напряженных ситуациях. Желание как можно скорее вернуть ситуацию в прежнее русло.
- Способность внести оживление в любую, даже саму скучную ситуацию.
- Потребность в просторе действий, неприязнь к контролю.
- Необходимость в мотивации, поддержании энтузиазма и заинтересованности.
Как определить аналитика:
- Внешняя холодность, сдержанность, сухость, закрытость. Формальность в общении. Видимая невнимательность к словам собеседника (но это впечатление ошибочно).
- Сдержанная, негромкая и ровная, дисциплинированная, твердая, но осторожная речь.
- Отсутствие желания к ведению беседы или скорейшему озвучиванию своего мнения.
- Большая осведомленность о предмете беседы в случае диалога.
- Нежелание участвовать в беседах, лишенных рационализма и логики, вести бессмысленные разговоры на философские и «нетрадиционные» темы.
- Неприязнь к светским разговорам, чрезмерному легкомыслию и неуместным шуткам в общении.
- Упрямство и непоколебимость в напряженных ситуациях. Желание прекратить общение в случае непрекращающегося давления (вариант психологической защиты в стрессовых ситуациях).
- «Рациональный», сдержанный, тонкий и интеллектуальный юмор.
- Обдуманность, серьезность и основательность в работе и любых делах.
Как определить реалиста:
- Открытость, уверенность, искренность, независимость, напористость в общении.
- Наличие своего мнения по любому вопросу и стремление быстрее его высказать.
- Явные вербальные и невербальные признаки согласия или несогласия.
- Отсутствие интереса к теоретическим и сентиментальным разговорам.
- Позитивный настрой, тяготение к откровенности.
- Быстрая возбудимость в напряженных ситуациях. Как следствие – властная, авторитарная, резкая манера общения с нотками упрямства и высокомерия.
- Повышенный интерес к беседам на тему текущих дел, актуальных фактов, новостей.
- Быстрота в принятии решений, готовность брать на себя ответственность.
- «Близость» к простым людям, отсутствие интереса к «чрезмерно» интеллектуальным компаниям.
В реальной жизни человек не может пользоваться только каким-то одним стилем мышления. Есть доминирующий стиль, а все остальные могут проявляться в большей или меньшей степени, и порой даже не «чувствоваться». В одних ситуациях стили мышления могут сотрудничать, в других – конфликтовать.
На эту тему неоднократно проводились научные исследования. Результаты показали, что примерно 50% людей оперирует в процессе жизни одним наиболее оптимальным и привычным для себя стилем. Около 35% людей с одинаковой частотой задействуют два стиля. А остальные 15% успешно применяют три и более стилей мышления.
Также исследователи пришли к выводу, что наиболее адаптивными, гибкими и эффективными в жизни и работе являются люди, относящиеся к последней категории, т.е. к тем, кто способен в одинаковой мере применять тот или иной стиль, хотя людям, «профессионально» владеющим каким-то одним стилем, они будут уступать. Но все же психологи рекомендуют развивать в себе качества синтезатора, идеалиста, прагматика, аналитика и реалиста.
Что же касается освоения новых стилей мышления, то специалисты проводят аналогию между этим процессом и изучением иностранных языков. Когда вы решаете выучить какой-то новый для себя язык, вам не приходится менять свое мировоззрение или систему ценностей. Все, что требуется, – это сформировать систему новых навыков.
Вероятнее всего, вы сможете писать, читать и говорить на новом для себя языке, будете использовать его по необходимости или ради удовольствия. Вы все также будете в состоянии жить привычной и комфортной для себя жизнью, но само знание нового языка подарит вам новые возможности.
Аналогичным образом обстоит ситуация и с овладением новыми стилями мышления: когда нужно, вы сможете «включать» необходимый в данный момент стиль, а затем вновь возвращаться к привычному. Но результаты, которых вы будете достигать, с каждым разом (по мере практики) будут все лучше и лучше.
О том, как начать осваивать новые стили мышления, вам расскажет специалист по личностному росту и бизнес-тренер Александр Макаревич.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Стили обучения
- Когнитивные стили
- Когда стоит принимать решение действовать
- Вредные стили мышления
- Модель принятия решений Врума, Йеттона и Яго
- Модель эффективного руководства Фреда Фидлера
- Стили мышления Бончек и Стил
- Стили лидерства по теории жизненного цикла
- Дивергентное мышление: особенности, способы развития
- Шесть стилей эмоционального лидерства
Ключевые слова:1Самопознание
Наглядно-образное мышление
Виды мышления в психологии и их характеристика занимают важное место, так как от их развития зависит возрастное формирование остальных когнитивных процессов. С каждым возрастным этапом все больше психических функций задействовано в развитии процесса познания действительности. В наглядно-образном мышлении воображение и восприятие играют практически ключевую роль.
Характеристика | Комбинации | Трансформации |
Этот вид мышления представлен определенными операциями с образами. Даже если мы чего-то не видим, можно это воссоздать в уме за счет этого вида мышления. Ребенок начинает так мыслить в середине дошкольного возраста (4-6 лет). Взрослый также активно пользуется этим видом. | Новый образ мы можем получать через комбинации предметов в уме: женщина, выбирая себе одежду на выход, в уме представляет, как она будет выглядеть в определенной кофточке и юбке или платье и шарфике. Это действие наглядно-образного мышления. | Также новый образ получается с помощью трансформаций: рассматривая клумбу с одним растением, можно представить себе, как она будет выглядеть с декоративным камнем или множеством разных растений. |
Примеры различных типов мышления
Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры
Человек способен мыслить по-разному, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Это связанно с эффективностью определенного вида мышления для решения тех или иных задач. Можно выделить некоторые типы мышления:
- Дедуктивное – с его помощью чаще всего достигается требуемый вывод, находится решение. Дедукция – способность мыслить в направлении от общего к частному. Примером самой элементарной дедукции может послужить ситуация, когда человек входит в комнату и видит на полу разбитую вазу. Из общих данных очевидец получает закон тяготения и наличие в помещении кота. Проанализировав любовь животного к активным играм и полное отсутствие у него аккуратности в отношении посуды в совокупности с гравитацией, в результате дедуктивного мышления человек делает вывод, помогающий выяснить обстоятельства произошедшего. Этот метод часто используется в криминалистике, медицине, исследовательских науках. Подразумевает анализ вводных данных.
- Индуктивный – обратный дедуктивному. Процесс протекает в обратном направлении. Человек может иметь несколько частных ситуаций, из которых делает общие выводы. Наглядным примером индукции может служить тестирование учеников в школе. Учитель, получив заполненные бланки, оценивает их и делает вывод о степени образованности ребенка, о проценте восприятия изученного материала. Ньютон, открывший закон тяготения, тоже использовал индукцию, отметив стремление предметов падать на землю. Индуктивный метод мышления движется от частного к общему.
Пример индукции
- Аналитический – пример мышления, основанный на глубоком анализе ситуации. Этот тип ведет по пути от общего к частному, структурирует, систематизирует, не оставляя без внимания детали. Такой тип мышления нацелен на результат. Чем больше аргументов, тем быстрее анализ даст решение. К примеру, анализирование используют психологи на своих теоретических занятиях: мимика собеседника может о многом рассказать. Среди популярных жестов – касание носа, прищуривание, отвод глаз вниз – свидетельствуют о том, что рассказчик, вероятнее всего, говорит неправду. Психологическое образование позволят с помощью аналитического мышления объединить сказанное клиентом, его поведение, жалобы, обстоятельства, чтобы сделать вывод о том, как направить человека на решение его проблемы.
- Творческий – самый свободный тип мышления. Он не ограничивается рамками законов и правил, не зависит от количества вводных данных. Такой образ мышления доступен не для всех, ему сложно научиться. Он скорее врожденный, реже – приобретенный. В отличие от дедуктивного, он допускает самые фантастические решения, требует гибкого и пластичного ума. В качестве примера может послужить профессия рекламщика, который создает ролик для своего продукта, который должен быть оригинальным, интересным, привлекательным, даже если речь идет о самом обычном резиновом мяче. Фантазия, направленная на описание предмета, с помощью творческого мышления даст возможность оригинально подать потребителю продукт.
Творческое мышление
- Вопросительный – повышающий опытность и всестороннюю развитость ума. Основывается на большом количестве вопросов по каждой конкретной теме. Ища ответы на каждый, человек получает большой объем информации, становится способным решить возникшие задачи. Используя этот тип мышления, можно избежать популярных ошибок в решении задач. Благодаря этой особенности, открываются новые факты, уделяется внимание изначально незаметной стороне вопроса. Применять этот метод полезно даже в решении ежедневных бытовых проблем. Чем шире список вопросов, тем обширнее будет изучена ситуация. Самые основные вопросы, используемые в применении данного типа, – какова причина произошедшего, что было незадолго до происшествия, отразилось ли это как-то на окружающих вещах, какие еще могли быть варианты развития события, и что могло бы стать основой. Вопросительный тип мышления близок к аналитическому.
Словесно-логическое мышление
Осуществляется с помощью логических манипуляций с понятиями. Такие операции призваны к нахождению чего-либо общего между разными предметами и явлениями в обществе и окружающей нас среде. Здесь образы занимают второстепенное место. У детей задатки этого вида мышления приходятся на конец дошкольного периода. Но основное развитие этого вида мышления начинается в младшем школьном возрасте.
Возраст | Характеристика |
Младший школьный возраст | Ребенок, поступая в школу, уже учится оперировать элементарными понятиями. Основной базой для оперирования ими являются:
На этом этапе происходит интеллектуализация психических процессов. |
Подростковый возраст | В этот период мышление приобретает качественно другой окрас — рефлексию. Теоретические понятия уже оцениваются подростком. Кроме того, такой ребенок может отвлечься от наглядного материала, рассуждая логически в словесном плане. Появляются гипотезы. |
Юношеский возраст | Мышление на основе абстрагирования, понятий и логики становится системным, создавая внутреннюю субъективную модель мира. На этом возрастном этапе словестно-логическое мышление становится основой мировоззрения молодого человека. |
Эмпирическое мышление
Характеристика основных видов мышления включает в себя не только три вида, описанные выше. Еще этот процесс разделяется на эмпирическое или теоретическое и практическое.
Теоретическое мышление представляет познание правил, различных знаков, теоретической базы основных понятий. Здесь можно строить гипотезы, но проверять их уже в плоскости практики.
Что такое аутистическое мышление?
Еще одним необычным видом мышления является аутистическое, названное так от слова «аутизм», что переводится как «полет фантазии», «полет в облаках» или «оторванность от реальности». Такой тип мышления предполагает слабую ориентацию на реальную жизнь и обстоятельства. Он не считается нормой, но и не является патологией (заболеванием): например, детские фантазии, оторванные от жизни, решение нереальных задач. Аутистическое мышление может быть свойственно не только ребенку, но и взрослому. В таком случае уже зрелый человек не принимает в расчет реальную ситуацию, игнорирует реальность и преподносит такое решение сложной задачи, которое ей не соответствует.