Интернет изобилует советами, как отвечать на такие типичные вопросы, как «Кем вы видите себя через 5 лет?», «Какие у вас недостатки?» и «Почему канализационные люки круглые?». Однако гораздо чаще на реальных собеседованиях звучат другие вопросы и просьбы, от которых тоже немудрено растеряться. Например: «Расскажите о себе», «Опишите работу, которую считаете идеальной для себя», «Что бы вы делали, если бы имели возможность не работать?». Непонятно, как правильно ответить.
Начнем с главного: на такие вопросы нет правильных и неправильных ответов. В ваших же интересах ответить честно, а не выбрать тот ответ, который, как вам кажется, хотели бы услышать. Вас оценивают применительно к конкретной позиции, а не как человека вообще, в целом. Это как с психологическими тестами: для разных рабочих функций и разных условий взаимодействия с коллегами бывают нужны люди разных психотипов. Где-то человек с жестким и авторитарным характером будет неуместен, а где-то, наоборот, ждут именно такого.
Собеседование — не экзамен и не прием у психолога, а деловая встреча, у которой есть определенная цель. А именно — понять, подойдете ли вы для конкретной должности со всеми ее особенностями (и далеко не все они перечислены в вакансии), впишетесь ли вы в конкретный коллектив и подойдет ли всё это вам.
Чтобы это выяснить, рекрутер или руководитель, ищущий сотрудника в свою команду, задает вопросы не только про профессиональные навыки и опыт, но и более отвлеченные и пространные. Это нужно, чтобы оценить ваши личностные черты, мотивы и модели поведения в разных рабочих ситуациях.
Вот несколько популярных вопросов.
«Расскажите о себе»
Такая простая просьба может поставить в тупик даже самого уверенного в себе кандидата. О чем стоит рассказывать — про работу или вообще про себя, семью, увлечения? Что упомянуть в первую очередь? Зачем вообще задают такой общий вопрос?
Всё просто: ваш ответ позволит оценить, как вы расставляете приоритеты, как оцениваете свой статус и насколько трепетно относитесь к профессиональным достижениям. Также на этом вопросе сразу хорошо видно, умеет ли человек говорить структурированно и по существу, выделять главное или теряется и растекается мыслью по древу.
Анастасия Воропаева, эксперт сервисов hh.ru «Готовое резюме» и «Карьерный консультант», рекомендует при ответе говорить о себе именно как о специалисте. Не стоит начинать со школы и рассказывать всю свою биографию, какой бы увлекательной она ни была. Начните рассказ о релевантном карьерном опыте с какой-нибудь фразы вроде «Свой путь финансового аналитика я начал в компании N в 2010 году…», постепенно дойдите в рассказе до нынешней должности.
Если во время карьерного пути вы меняли направление — не так давно освоили новую профессию, по которой ищете работу, то про прежний опыт стоит сказать совсем коротко, но объяснить, что привело вас к решению о смене пути.
Если вы ищете свою первую работу по специальности, расскажите, почему выбрали эту профессию, про учебу.
В любом случае ответ на этот вопрос должен занимать не больше 8–10 минут, даже если у вас очень богатый событиями карьерный путь (расскажите только про главные вехи). Стоит продумать и отрепетировать ответ заранее — он действительно часто звучит на собеседованиях.
Наслаждаться и учиться. Что сначала?
Чтобы стать человеком, нужно учиться получать удовольствие от достижений.
Вся человеческая психика — это механизм получения удовольствия. Мы способны извлекать наслаждение из всего. Ключ — желание. Собственно, психика и есть набор желаний, содержащих свойства к их реализации. Те самые, которые необходимо развить. Все человеческие желания разделены на группы — вектора, каждый вектор привносит особые интересы и способ восприятия реальности.
Например, люди с кожным вектором воспринимают мир через призму пользы и выгоды, для людей с анальным вектором мир делится на чистое и грязное. Для человека со зрительным вектором главное в жизни — эмоции и чувства, а звуковики во всем ищут смысл.
Желание к наслаждению — величина непостоянная. Оно (желание) растет, как и способность это наслаждение получить. И как любую способность, ее тоже можно и нужно развивать. Наслаждаться мы тоже учимся.
Наслаждение. По маленькому и по большому счету
В нашем мире есть два принципа, два уровня получения наслаждения. Базовый — детский, инфантильный — это удовлетворение желания за счет других, прямое получение без усилий. На этом уровне желания уже различны — согласно векторальному набору, но они еще не развиты по объему.
Наслаждение максимальное — по взрослому типу — может быть получено только за счет реализации своих знаний, умений и навыков среди других людей. Я не просто делаю что-то для себя. То, что я делаю, нужно людям. Это уже отдача, которая не ограничена ничем. Хоть всему миру отдавай. Чем ценнее вклад человека в жизнь других людей и чем больше этих людей, тем человек более наполнен, а значит, счастлив.
Например, маленький кожник экономит для себя — требует еще и еще, не любит делиться. Использует свою природную изобретательность для того, чтобы выманить у родителей очередной подарок. Сколько можно накопить игрушек? Шкаф или дом. Предел ближе, чем кажется. Копить и экономить для себя — это инфантильное поведение, которое встречается и у взрослых, если свойства вектора не получили должного развития.
Взрослый развитый кожник наслаждается тем, что экономит для других. Время, энергию, любые другие ресурсы. Ему глубокое удовлетворение доставляет то, что, например, разработанным им или выпущенным его компанией автомобилем пользуются тысячи или миллионы людей. Или спроектированный им мост разгрузил от пробок целый город.
И так в каждом из восьми векторов.
Становясь теми, кем мы рождены и хотим быть, мы испытываем настоящее счастье.
«Какую работу вы считаете идеальной для себя?»
Этот вопрос позволяет оценить ваши ожидания, ценности и приоритеты и соотнести их с условиями работы на вакантной должности. Конечно, идеальных условий в реальности не бывает. Но, слушая вас, интервьюер пытается понять, насколько критично эта работа отличается от того, что составляет для вас зону комфорта.
Не стоит пытаться угадать, как ответить, чтобы это максимально совпало с реальными условиями на этом месте. Во-первых, в ваших интересах честно обозначить свою зону комфорта, иначе может получиться так, что вы окажетесь в такой среде, которая для вас просто неприемлема, и уже через пару недель вы напишете заявление об увольнении. Во-вторых, как бы вы ни старались угадать, вы не можете знать наверняка ключевых особенностей этой должности. А вот вашему собеседнику они известны.