Состояние аффекта – это одно из самых неоднозначных явлений в психологии. Кто-то из людей боится его. Другие считают, что на это способен только психически нездоровый человек, а, значит, им ничего не угрожает. Третьи уверены, что подобное может случиться с каждым, никто не застрахован от аффективной вспышки. Кто же прав, что такое аффективное состояние, когда возникает, и как это рассматривает психология, психиатрия, уголовное право – давайте выясним.
Что такое аффект
Аффект – это психическое состояние человека. По силе и продолжительности это больше, чем эмоция, но меньше, чем настроение. В состоянии аффекта человек не отдает отчет своим действиям, словам, поступкам. Аффективное состояние – реакция на отчаяние, неспособность личности найти выход из сложившейся ситуации.
Каково значение слова аффект? Название образовано от греческого affectus, что означает «страсть, душевное волнение». В психологию термин ввел немецкий психиатр Р. Крафт-Эбинг, потом его активно изучал Фрейд. Из отечественных психологов одним из первых ученых, исследующих этот феномен, стал А.Н. Леонтьев. Но впервые упоминание понятия аффекта встречается еще задолго до этого, в трудах Аристотеля, Декарта, Спинозы.
Понятие аффекта, определение в психологии
Что такое состояние аффекта в психологии? Аффект – это очень интенсивное, но непродолжительное состояние, во время которого индивид ощущает сразу несколько сильных эмоций. Они возникают против воли человека в ответ на внешние раздражители. Обычные эмоции человек ощущает как часть своего Я, но в состоянии аффекта, он не чувствует этого.
В момент аффективной вспышки происходит сильнейшее психическое возбуждение. Все системы работают на пределе. В таком состоянии человек может выйти за рамки своих привычных возможностей, он становится сильнее, ловчее, быстрее. Известны случаи, когда в состоянии аффекта люди взбегали по вертикальной стене или двигали автомобили. Но еще чаще в таком состоянии люди совершают преступления (убийства, изнасилования).
Что такое аффект в психологии с точки зрения отличительных особенностей явления? Отличительные особенности состояния аффекта:
- очень быстро возникает;
- длится недолго;
- отличается сильной интенсивностью и выразительностью;
- не осознается человеком (характерна импульсивность, бесконтрольность, безволие);
- сопровождается рассеянностью внимания, сужением восприятия до точки раздражителя.
Состояние аффекта – что это такое в психологическом значении? Согласно понятию аффекта в психологии, это своеобразный защитный механизм, запасной выход. Включается, когда человек не может в обычном состоянии защитить себя. У животных такое тоже случается, но относится к биологическим потребностям, например, поиску пищи, защите потомства. В случае с людьми аффект может возникнуть как реакция на невозможность удовлетворения биологических и социальных потребностей.
Понятие и определение в уголовном праве
Разница определений в психологии и праве в том, что первая наука относит аффект к субъективным проявлениям. Имеется в виду, что нельзя заранее сказать, что станет пусковым механизмом, раздражителем, потому что восприятие ситуаций, стрессоустойчивость у всех людей разная. В праве же строго названы условия (раздражители, стрессовые ситуации, негативные факторы), при которых человека может поглотить аффективное состояние:
- издевательства и оскорбления;
- насилие;
- систематическое влияние психотравмирующих обстоятельств, например, регулярные побои от мужа;
- аморальные и противоправные действия пострадавшего.
Право признает, что человек был в состоянии аффекта, когда удается определить внезапность возникновения состояния и связь между действиями потерпевшего и реакциями нападающего. Это должно быть очень сильное травмирующее воздействие или «последняя капля» при систематических травмирующих воздействиях.
Примеры аффекта
В момент аффекта человек не осознает причину своего состояния, его сознание сужается, воля слабеет. Люди не помнят того момента, когда они «отключаются», не помнят, что именно делали. Они начинают анализировать случившееся после того, как снова «включатся». Это очень важная особенность: человек не помнит, что он делал в состоянии аффекта. В особо тяжелых случаях люди забывают даже часть тех событий, которые произошли до «вспышки».
Если убийца рассказывает, что он нанес 20 ударов ножом, пошел туда-то, сделал то-то, отнес тело туда-то, то значит, он не был в состоянии аффекта. Или если человек рассказывает, как избил кого-то в состоянии аффекта, но при этом помнит, за что он это сделал, как и при помощи чего он это делал, то, вероятно, речь идет не об аффекте.
Примеры аффекта:
- жена во время очередного пьяного дебоша мужа убивает его голыми руками или просто откидывает в сторону, притом что супруг намного сильнее и крупнее;
- девушка отбивается от маньяка, напавшего на улице, превышает самооборону и убивает его в состоянии аффекта;
- маленький мальчик настолько испугался собаки, которая погналась за ним, что стремительно убежал и перепрыгнул двухметровый забор;
- мать во время очередной выходки подростка, унижающей ее достоинство, срывается на крики и избивает отпрыска.
Угроза жизни и унижение достоинства – основные причины возникновения состояния аффекта.
Что такое аффект, аффектация и аффективность в психологии?
Состояния аффекта рассматриваются в психологии, как острые эмоциональные реакции, сохраняющиеся на протяжении короткого времени. Они возникают из-за неспособности нервной системы человека справиться с резко возросшими эмоциональными нагрузками. Это становится причиной кратковременного нарушения сознания и неадекватных реакций.
Аффективные вспышки сопровождаются неконтролируемыми отрицательными эмоциями, поэтому нередко после завершения приступа у пациента наблюдается кратковременная потеря памяти и другие признаки произошедшей эмоциональной перегрузки. Нередко люди не могут поверить, что совершали то или иное действие.
Считается, что аффект представляет собой древний защитный механизм. Он возникает в условиях, когда требуется мгновенно реагировать на возникшую экстренную ситуацию, и при этом нет времени для тщательного оценки и обдумывания. Из-за этого аффективные реакции сопровождаются нарушением контроля и мышления.
При этом наблюдается активизация внутренних резервов организма. Человек на короткий период может стать более сильным, ловким, жестким, но не осознает своих действий. Аффектация и аффективность — это общая чувственная характеристика человека, т. е. его нрав. Люди с аффектацией отличаются чрезмерной веселостью и агрессивностью. Эти особенности сохраняются с человеком на протяжении всей его жизни. Их не наличие не значит, что человек не может контролировать свои эмоции и действия.
Виды аффекта
Психологи в процессе изучения феномена аффекта назвали 6 видов:
- Физиологический. Это сильное и кратковременное проявление каких-либо эмоций, вызывающих разрядку психики. Они не выходят за рамки нормы. Человек, хоть и не контролирует этот всплеск, но не представляет опасности для себя и других. В таком состоянии человек остается вменяемым. В общем и целом человек может контролировать свои действия.
- Патологический. Очень сильное возбуждение, которое протекает в три фазы: подготовка, взрыв, заключение. Это очень острое и яркое состояние, которое сопровождается помутнением сознания. Может случиться у психически здорового человека как реакция на сильнейший стресс, психотравму. В таком состоянии человек становится агрессивным, опасным для себя и других. К патологическому аффекту склонны люди с нарушенным балансом процессов торможения и возбуждения, например, все холерики попадают в группу риска, а также люди с аффективностью. Аффективность – это особенность личности, которую можно охарактеризовать как эмоциональную импульсивность, способность быстро переключаться с одного состояния на другое.
- Кумулятивный. Возникает по накопительной системе из-за того, что на человека систематически воздействовал какой-то негативный фактор или стрессовая ситуация длилась слишком долго. Проще говоря, человек долго терпит и однажды взрывается.
- Прерванный. Человек входит в состояние аффекта, но его прерывают какие-либо внешние обстоятельства.
- Отрицательный. Человек испытывает снижение психической и поведенческой активности, впадает в ступор.
- Положительный. Человек прекращает критически оценивать ситуацию, его действия подчиняются инстинктивным порывам и поверхностным суждениям, действует стереотипно.
Психологи назвали еще один вид, который больше присущ детям – аффект неадекватности. Это реакция на неудачи, невозможность получить желаемое или на то, что у человека ничего не получается. Дети из-за неразвитого произвольного контроля поведения легко возбуждаются, «психуют», как говорят родители. При правильном воспитании и поддержке родителей состояние ребенка нормализуется. При деструктивном воспитании склонность к аффективным вспышкам в ответ на трудности, неудачи в каком-то деле укореняется, становится устойчивой особенностью личности, превращается в аффективный синдром.
Некоторые из современных исследователей выделяют еще один вид – аффект на фоне приема ПАВ, например, наркотиков, алкоголя. Так некоторые люди реагируют на опьянение.
Виды и признаки
К характерным признакам аффекта причисляют такие показатели:
- внезапность (качество эмоционально-волевого состояния меняется резко и мало контролируемо);
- особенности возникновения (либо внезапно, как реакция на значимое травмирующее переживание, либо как следствие длительного пребывания в психотравмирующей ситуации);
- отсутствие волевой регуляции (индивид не управляет собственными действиями даже при криминальных деяниях).
В зависимости от того, обладает ли человек здоровой психикой или у него наблюдается нарушение психического здоровья, принято разделять аффект на 2 большие группы.
- Физиологический. Представляет собой психологическое понимание аффекта в «чистом виде», когда психика нормального человека реагирует на аффектогенную ситуацию физиологически (несдерживаемыми моторными поведенческими проявлениями) и психологически (временным сужением и фиксацией сознания). Наблюдается краткое по длительности эмоционально-волевое нарушение.
- Патологический. Свойственен этот вид аффекта людям с отклонениями в индивидуальной психической сфере. Наблюдается аффективная реакция на фоне патологической почвы психики (психические расстройства и болезни различного рода), речь идет даже о полной невменяемости человека, переживающего аффект.
Фазы аффекта
Мы уже упомянули, что патологический аффект протекает в три фазы, рассмотрим их подробнее:
- Подготовка. Восприятие деформируется постепенно, сознание остается ясным, слабеет способность вести наблюдение, адекватно оценивать свои психические процессы и переживания.
- Отреагирование. Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, воля слабеет, действия становятся беспорядочными, сознание мутнеет. Подсознание выбирает: бежать и прятаться или нападать и защищаться.
- Исход. Наступает психофизическое истощение, полный упадок сил. Понемногу возвращается осознанность, наблюдается частичная или полная амнезия.
Поступки, совершенные во время второй фазы – это разрядка. После этого наступает истощение, потом начинается восстановление. Позже аффективная вспышка может повториться.
Признаки аффекта
В состоянии аффект человек выглядит как психически больной, асоциальный тип. Его мимика, речь, поведение отличаются резкостью, высокой активностью. Сами люди, которые оказались в таком состоянии, описывают это как вспышку, сорванный переключатель, сон, пелену на глазах. Они или совсем не помнят, что произошло или видят все произошедшее как в тумане.
Проявления аффекта заметны на двух уровнях:
- внешний (активная мимика и речь, изменения в голосе, несвойственные позы, активные жесты);
- внутренний (страх, тревога, ощущение оторванности от реальности и нахождения вне времени).
Со стороны это выглядит следующим образом:
- человек совершает суетливые, хаотичные движения;
- он перестает понимать речь других людей, не реагирует на обращения, выглядит отстраненным;
- индивид взрывается и совершает неконтролируемые аффективные действия.
Сколько длится состояние аффекта: от нескольких секунд до пары минут.
Признаки аффекта в психологии делятся на две категории: обязательные и необязательные. Кроме этого психологи отдельно выделяют признаки патологического аффекта и признаки аффекта в уголовном праве. Рассмотрим в виде таблицы «Состояние аффекта, признаки»:
Обязательные признаки |
|
Дополнительные |
|
Признаки патологического типа |
|
Признаки состояния в уголовном праве |
|
Из-за сильнейшего возбуждения и потрясения, зацикленности на источнике раздражения человек не может организовывать свои действия. Они становятся непоследовательными, неопределенными, несвязными. Человек не осознает характер и последствия того, что он делает.
Состояние аффекта – что это такое с точки зрения проявления эмоций? Особенность аффекта в том, что эмоции проявляются намного сильнее, чем в обычной жизни. В этот момент человек не руководствуется нормами общества, в котором живет, его культурой, законами. Эмоциональное возбуждение тормозит все остальные психические процессы, заставляет человека действовать по шаблону (включается аффективная память). Если индивид не возьмется за свое психическое здоровье, то в каждой подобной ситуации он будет «взрываться» и реагировать по этому шаблону, например, все крушить, бить, убегать.
Причины появления
Аффект в психологии – это внутренний психофизиологический процесс, отражающий бессознательную субъективную оценку текущей проблемы, возникающий под действием:
- противоречивой ситуации, имеющей для конкретной личности огромное значение;
- реальной или мнимой опасности для жизни и здоровья человека;
- неоправданных надежд или осознание преувеличения своих ожиданий;
- невозможности достичь желаемого;
- критики моральных ценностей или личностных качеств человека.
Появление аффекта всегда связано:
- с повышенной интенсивностью переживаний;
- с кратковременностью;
- с эмоциональной экспрессией;
- с безотчетностью, а точнее со снижением сознательности над осуществляемыми действиями.
Возникающая в момент помутнения разума угроза может быть реальной или надуманной, но становится опасной только в случае убеждения человека. Такое «помутнение рассудка» у здорового человека длиться не более 3-5-ти мин, но при присоединении психических расстройства может оставаться неименным более 3-х часов. Все это время, находящийся под влиянием аффекта человек совершенно не осознает свои действия, а после нормализации состояния не помнит произошедшего.
Причины
Аффект возникает в стрессовых, критических условиях, когда при помощи рациональных и социально одобряемых действий человек не может решить ситуацию. Причина аффекта – прямая или опосредованная угроза жизни и безопасности человека, притом как реальная, так и мнимая. То есть человеку может показаться, что на него хотят напасть.
Что еще относится к причинам возникновения состояния аффекта:
- сильнейший конфликт желаний человека и объективных возможностей (очень чего-то хочет, но в обычном, нормальном состоянии сделать, получить не может);
- завышенные требования к человеку, давление, унижение личного достоинства, разрушение самооценки.
В случае с внутренним конфликтом человек сам не осознает этого противоречия. Оно остается на уровне подсознания. Однако конфликт не обязательное условие развития аффекта. Это еще зависит от индивидуально-психологических характеристик человека и общего состояния на момент возникновения трудной ситуации. На одни и те же события разные люди реагируют по-разному, не все впадают в аффективное состояние.
Существуют сотни субъективных причин, которые могут вызвать состояние аффекта. Психологи назвали наиболее популярные:
- эмоциональная ссора или продолжительный конфликт с кем-то;
- дефицит времени, необходимость принять быстрое и сложное решение;
- экстремальные условия;
- неожиданно возникшие стрессовые условия и непонимание человека, как действовать (например, кто-то напал на улице и приставил нож к горлу);
- регулярное воздействие среднего по силе раздражителя (например, родители регулярно избивали ребенка с целью наказания);
- слова, действия людей, задевшие самолюбие, ударившие по самооценке, чувствам;
- психическая неустойчивость и подвижность как особенности темперамента;
- импульсивность и эмоциональность как особенности личности.
Заболевания и патологические состояния, которые могут вызвать состояние аффекта:
- эмоциональная лабильность;
- дефекты миндалевидного тела;
- дефекты гиппокампа;
- умственная отсталость любой степени тяжести;
- любые психические расстройства;
- психоактивные зависимости;
- инфекционные заболевания и воспаления, угнетающие деятельность нервной системы.
Причины возникновения
Предрасположенность личности к аффективным реакциям обусловливается несколькими факторами:
- Особенности нервной системы. Протекание нервных процессов, с физиологической точки зрения, у каждого человека свое. Люди со слабой нервной системой (нервные процессы легковозбудимые) аффективным реакциям подвержены значительно чаще, по сравнению с обладателями сильной нервной системы.
- Возрастные характеристики. Периоды становления характера, личности вообще – подростковый и юношеский – более нестабильны. Аффект, как реакция на травмирующие события и переживания, здесь рождается легко. Пожилой возраст, вследствие ослабления нервно-психических процессов, также является более подверженным к возникновению состояния аффекта.
- Краткосрочное ослабление организма. Вызывается усталостью, перенапряжениями (физического, психического характера), беременностью, длительными или тяжелыми заболеваниями и т.д. Человек переживает астеническое состояние, характеризующееся утомляемостью (наступает быстрее, чем обычно), неустойчивым настроением, снижением качества внимания, памяти и других свойств психики.
Большинство исследований причину возникновения аффекта видят как следствие пребывания в определенных условиях и ситуациях, получивших название аффектогенных:
- ситуация субъективной сложности и невыполнимости какого-либо задания, действия, здесь раздражитель для человека слишком значителен, чтобы вызвать адекватную ответную реакцию;
- противоречивая ситуация, вызванная несовместимостью между внешними запретами (социальными нормами), личностными установками (навыками) и необходимостью их нарушить;
- ситуация взаимоисключения: столкновение в сознании (поведении) индивида 2-х противоположно направленных тенденций, которые исключают друг друга при одновременном существовании.
Крайним вариантом и примером описываемых эмоциональных ситуаций служит убийство, совершенное в состоянии аффекта (с целью защиты себя) – преступное действие, совершенное на пике эмоционального и психофизиологического напряжения, как реакция на насильственные или крайне оскорбительные действия, издевательства (унижение достоинства).
Чем опасно состояние
В аффективном состоянии человек становится дезориентированным, дезорганизованным. Он совершает иррациональные поступки, становится невменяемым или частично вменяемым. Поэтому в судебной практике это состояние служит причиной для смягчения наказания. Конечно, если клиент сможет доказать, что был в таком состоянии. Уголовные дела, в которых идет речь о наличии аффекта, всегда расследуются группой специалистов, в том числе привлекают психологов.
В аффективном состоянии человек становится дезориентированным, совершает иррациональные поступки, становится невменяемым или частично вменяемым.
Можно ли заметить, как предотвратить
Аффект развивается в три этапа, но они сменяются очень быстро. На начальной стадии аффекта человек может контролировать свое волнение, на второй нет. Если вы заметили, что впадаете в состояние аффекта, сделайте следующее:
- Всеми силами переключите внимание на что-то другое, не концентрируйтесь на раздражающем факторе.
- Смените деятельность или обстановку. Например, если чувствуете, что ссора с мужем вот-вот закончится вашим взрывом, выйдите за дверь или на улицу, пробегитесь около дома.
- Постарайтесь замедлить реакции и снизить возбуждение. Используйте дыхательную гимнастику. Делайте глубокие продолжительные вдохи и такие же выдохи на несколько секунд, концентрируйтесь на счете.
Если эти меры не помогают, значит, вы нуждаетесь в помощи психолога. Ваше состояние нельзя назвать легкой стадией, поэтому показана психотерапия. В некоторых случаях психически здоровым людям, склонным к аффективным вспышкам, назначают лекарства.
Если вы чувствуете свою уязвимость, боитесь, что неожиданно сорветесь, то займитесь профилактикой, следите за общим состоянием нервной системы, укрепляйте ее. В этом помогут следующие практики:
- терапия травами и ароматерапия;
- регулярные занятия спортом;
- йога, медитация и растяжка;
- массаж и теплые ванны;
- рефлексотерапия;
- аутотренинг;
- цветотерапия;
- полноценный отдых.
Эти методы не только укрепляют нервную систему, но и помогают в развитии самоконтроля, саморегуляции. Они учат понимать тело, его связь с психикой, ощущать проявления эмоций, их динамику.
Нарушения в сфере эмоциональных реакций
Проявляются несоразмерными по интенсивности или неадекватными по качеству эмоциональными реакциями в ответ на существенно важные для пациентов изменения ситуаций.
Эмоциональная взрывчатость или эксплозивность. Проявляется повышенной готовностью к эмоциональным реакциям в виде аффектов или расстройств, близких к таковым, в ответ на различные эмоциогенные стимулы. Со стороны может складываться впечатление, что бурные эмоциональные реакции возникают по совершенным пустякам (грубое слово, ироничное замечание и т. п.). Но это обычно такие «пустяки», которые очень сильно задевают уязвленное самолюбие индивида. Преобладают реакции выраженного недовольства, гнева с вербальной, а нередко и с физической агрессией. Бывает, что в таком порыве жертве наносятся серьезные повреждения, иногда не совместимые с жизнью. Иногда у таких пациентов выявляется «свободно плавающая агрессивность», так что внешняя агрессия может тут же трансформироваться в аутоагрессию. Такие агрессоры не дорожат ни своей, ни чужой жизнью. Чаще всего они являются психопатами. Во время реакции самоконтроль значительно снижен, пациенты большей частью действуют импульсивно.
| Как понять, чем вызвана агрессия близкого человека? Обратитесь к нам, мы поможем разобраться! |
Эксплозивность нередко встречается и у пациентов с психопатоподобными нарушениями разного генеза (ЧМТ, шизофрения и др.). Е.Блейлер о и приступы отчаяния с покушением на самоубийство, а также «страха или даже ступорозных состояний». Напомним, что здесь не ведется речь об острых реакциях на стресс или реакциях на повторный стресс, когда первый как бы подготовил почву для реакции на последний («анафилаксия психическая», «аллергия психическая»). Иногда до степени аффекта могут «заводить себя» истеричные пациенты, особенно если они выработали такую защитную реакцию где-нибудь на зоне.
Дефензивность — эмоциональная вязкость. Проявляется стойкой фиксацией преимущественно негативных эмоциональных реакций, возникших в ситуации фрустрации. Типичны при этом злопамятность, мстительность, агрессивные фантазии. Пациент, например, рассказывает о давнем конфликте со своим сослуживцем и при этом играет желваками, сжимает кулаки так, будто речь идет о совсем недавней стычке. Не забывает добавить, что попадись этот человек ему сейчас, «я рассчитался бы с ним сполна». Другой пациент спустя 15 лет жестоко избил одноклассника за то, что тот «в школе при всех меня поднял на смех». Такие пациенты долго и с трудом изживают психические травмы, не умея переключиться на что-то другое. Они как бы инвариантны и строго придерживаются прежних привычек и моделей поведения. Дефензивность может проявляться и в отношении позитивных эмоций, привязанностей. Пациенты говорят, что они «однолюбы» и не могут завести вторую семью, если умер муж или умерла жена, предпочитают жить на одном месте, им очень сложно изменить род занятий, увлечений, развлечений, они долго хранят старые вещи, а привыкнуть к новым им достаточно трудно, они слушают одну и ту же музыку и помногу раз смотрят полюбившиеся им когда-то старые фильмы, не включают новых людей в круг своих друзей и др. Эмоциональная вязкость свойственна эпилептоидным психопатам, эпилепсикам, индивидам с возрастными изменениями личности, описана при паркинсонизме и постэнцефалитических психических расстройствах.
Эмотивная лабильность — легкая, капризная переменчивость настроения под влиянием самых незначительных поводов, порой не замеченных ни самим пациентом, ни тем более окружающими, — тахитимия. Поднялся ветер, закатилось солнце, брызнул дождик, сломался каблук, перестала писать ручка, появилось пятно на блузке — все это способно заметно испортить настроение. Но оно легко поднимается, если тут же случаются приятные мелочи: не обсчитал продавец, кто-то сказал комплимент, улыбнулся, уступил место в автобусе — и настроение опять хорошее, жизнь снова радует, нравятся все люди, а впереди вновь возникают радужные миражи. В некоторых случаях эмотивная лабильность достигает степени эмоциональной гиперестезии, когда настроение попадает в зависимость от бесконечного множества случайных деталей происходящего.
Это люди типа мимоз, импрессионисты, которые съеживаются от случайного взгляда, интонации голоса, запаха пота, вида увядающего цветка. Такая болезненная хрупкость мешает жить, поддерживать ровные отношения с людьми, размышлять о чем-то серьезном и вообще создает ощущение эфемерности, воздушности существующего, в котором все так условно и переменчиво. Эмотивная лабильность — признак соответствующей психопатии, предвещающий возможность и более серьезной аффективной патологии.
Эмоциональное недержание — неспособность контролировать не только свои эмоции, но и внешние их проявления. Расстройство описано Е.Блейлером при умственной отсталости, а также у душевнобольных. Характеризует значительное снижение способности самоконтроля и дисфункцию высших интегративных инстанций.
Слабодушие — сострадательная слезливость, чрезмерная сентиментальность, проявляющаяся при восприятии или воспоминаниях трогательных событий. Один из ранних признаков церебрального атеросклероза. Слабодушие часто связано с травмирующими событиями прошлого и в таких случаях напоминает о приближении симптома «жизнь в прошлом». Слабодушие встречается и в состояниях нервно-психической астении, когда рациональное отношение к происходящему подменяется бесплодно-эмоциональным. Чрезмерная слезливость нередко встречается при легкой депрессии, истерии. Иногда слезы характеризуют бессильную злость, жалость к себе и обиду на кого-то, состояние умиления, разрядку эмоционального напряжения, способность разделять страдание кого-то. Бывают и слезы радости. Последние вещи к собственно слабодушию не относятся.
Не следует смешивать слабодушие с насильственным плачем, который, как и насильственный смех, возникают при псвевдобульбарных нарушениях. «Истерики» с неудержимыми порой рыданиями связаны с тем, что пациенты впадают в соответствующую роль, нуждаясь в утешении, но самостоятельно сразу выйти из нее не могут. Не относится к слабодушию и слезливость у пациентов с болезненным бесчувствием: тут слезы текут как бы сами по себе, механически, не сопровождаясь переживанием соответствующих эмоций. Бывают и «сделанные слезы» — кто-то «вынуждает пациента плакать или он чувствует, что плачет не он, а кто-то другой вместо него». Слезы, как и смех, очень многозначны.
Эмоциональная тупость — недоразвитие или выпадение высших чувств при сохранении или даже оживлении более простых эмоций. У пациентов отсутствуют такие чувства как сострадание, нежность, чувство справедливости, угрызения совести, чувство прекрасного, религиозное чувство, интеллектуальные чувства и др. Эмоционально тупые индивиды черствы, жестоки, не склонны к раскаянию, многим из них неведомо даже чувство стыда. Их абсолютно не волнует, какие чувства они формируют как родители и педагоги. Многие родители учат сегодня детей быть эгоистичными, любить только самого себя, не церемониться с теми, кто слабее, отказывать в помощи и научиться произносить твердое «нет», когда о чем-то просят, а если уж бить, то и лежачего. Лейтмотивом подобных поучений является убеждение, что «добрым теперь не проживешь и надо силой отвоевать свое место под солнцем».
Вот пример эмоциональной тупости школьного педагога, которую по болезни перевели на инвалидность. Больная по профессии педагог-математик, обучала физике и математике в старших классах. Рассказала, что разработала новую систему преподавания своих дисциплин и что через полгода ее класс было не узнать: вечные троечники стали показывать чудеса в решении задач. Именно поэтому — из зависти — ее и отстранили от уроков. Ее метод состоял в составлении задач такого типа, чтобы они были интересны школьникам. За год она придумала четыре сотни таких задач и чрезвычайно этим гордилась. Вот некоторые из них. «Кирпич скользит по крыше пятиэтажного дома. Длина пути скольжения — 5 м. Высота дома — Н, скорость скольжения — X. К дому со скоростью У приближается старичок. От места предполагаемого падения кирпича он находится на расстоянии Б. Вопрос: упадет ли кирпич на голову этого плешивого старика?» Или: «Альпинист сорвался со скалы высотой 250 м. Вопрос: за сколько времени он долетит до ущелья и с какой скоростью разобьется о его дно?» Самое печальное в этой истории об эмоциональной тупости было то, что задачи понравились всем детям, а из их родителей никто не заявил протеста.
Несколько меньшая степень эмоциональной тупости обозначается как эмоциональное обеднение или оскудение. Привязанности, альтруистические чувства, эмпатия таких пациентов существенно ослаблены, непрочны и быстро иссякают. Так, пациент 30 лет сообщает, что он до сих пор не женат и жениться не намерен, что никем ранее не увлекался, ни разу не был влюблен и никому не симпатизировал.
«Любовь, — поясняет он, — это животный магнетизм, отношения самца и самки. Зачем жениться — чтобы спариваться? А потом даже если женишься, надо адаптироваться к социуму, последуют нудные юридические процедуры». О том, чтобы стать отцом, вообще не думает. «К чему это, какой смысл плодить детей, я их не люблю, а забота о них у меня вызывает отвращение». Несколько раз устраивался работать, даже за хорошую оплату. Спустя 1–2 месяца работу бросал, при этом не оформлял увольнение, не уведомляя заранее о своем намерении. Вопросы об обязанностях, ответственности, о том, что он кого-то подводил, оставлял без внимания. Его мотивация уйти с работы была такой: «Работа скучная, монотонная, мне бы яркие впечатления, а так все быстро надоедает». Не навещает своих родителей, не пишет им писем. Имел в школе всего одного друга. Ничем в данное время не увлекается, ни с кем не общается, из дома практически не выходит. Живет на помощь родителей. Дома играет иногда в компьютерные игры, временами смотрит телевизор, изредка читает, что попадет под руку.
«Конечно, надо бы работать, но нет ничего, что было бы мне по душе».
Степень эмоционального оскудения бывает, разумеется, разной, но обычно она касается высших чувств: привязанностей, любви, дружбы, благодарности, сердечности, уважения, сострадания. Даже незначительные эмоциональные изменения играют, по словам Е.Блейлера, «выдающуюся роль» и «особенно потому, что при любых расстройствах именно аффективные механизмы раньше всего выявляют симптомы».
Эмоциональная парадоксальность — несоразмерность интенсивности аффективных реакций объективной значимости возникающих ситуаций и складывающихся обстоятельств. Так, пациент 31 года, прозектор в детской больнице, доволен своей работой, она не угнетает его, не омрачает настроения. Поясняет: «На клеточном уровне трупа не видно». Хороший фотограф, особенно любит снимать детей. Любит природу, серьезную музыку, «попса мне противна». Очень раним — «одного слова достаточно, чтобы на весь день испортить настроение». Не женат, в близких отношениях никогда не был: «Это чистая физиология; любовь придумали, чтобы не чувствовать себя скотами».
Обстановку психиатрического отделения (находится в общем отделении) переносит спокойно, не тяготится пребыванием здесь, на равных общается с пациентами, ходит с ними за обедом, на работы. Предложение лечиться принял без сопротивления. Информирован врачом о том, что болен, причем достаточно серьезно. Выслушал это спокойно, не спросил, чем же болен. Не спросил и о том, чем угрожает эта болезнь, как отразится на его жизни. Невозмутимо принял предложение оформить инвалидность. Почему-то вспомнил, что однажды целый месяц ночевал в морге. «Там одно плохо — жарко». Другая больная сообщает: «Не боюсь драк, мужики дерутся в кровь, с ножами, а я лезу их разнимать. За последнее время одна разняла семь драк. Больше всего на свете боюсь мистики и смотреть триллеры».
Еще один пациент стоически переносит обстановку отделения, шум, ссоры, драки между больными, его не травмирует факт болезни (он знает, чем болен), не слишком светлые перспективы остаться фактически выброшенным из жизни. И все же однажды он неожиданно сильно возмутился, кричал, был возбужден — причиной стало то, что его переселили на другую койку палаты.
Раздражительность — склонность к частым и относительно неглубоким реакциям недовольства по различным, обычно мелким поводам, которые к истинным причинам расстройства прямого отношения часто не имеют. Одной из наиболее частых причин раздражительности является эгоцентризм пациентов — многим они недовольны только потому, что «все делается не так, как надо», т. е. «не по-моему». Эгоцентрик раздражается, когда его не слушают: как можно не слушать меня, это другие способны молоть чепуху, но только не я. Его выводит из себя, когда его перебивают, хотя сам никому не дает раскрыть рот: «он еще и перебивает, хам, ему вообще лучше было бы помолчать, послушать, что говорят умные люди». Эгоцентрик постоянно кого-то попрекает, поучает, наставляет, дает весьма нелицеприятные оценки, его вообще раздражает все, что, по его мнению, несправедливо, т. е. задевает его непомерное самолюбие. Раздражительны до скандалов истерики: они обижены, что их не ценят, не понимают, не благодарят на каждом шагу, им надо, чтобы их путь был усыпан розами восхищения.
Часто раздражительность является способом разрядки накопленного недовольства на ком-то. Обида и напряженность выплескиваются на домочадцев, детей, животных; достается и предметам. Вдребезги разбивается посуда, на клочки рвется одежда, ломаются ручки и карандаши. Один пациент расколотил молотком свою машину, так как она не заводилась. Перенос эмоций с одного объекта на другой называют иногда транспортированием эмоций. Пациентам, раздражаясь, нередко хочется во что бы то ни стало сохранить иллюзию своего контроля над происходящим посредством демонстрации агрессии, силы своего Я. Раздражительность может быть следствием недовольства собой: немногие способны разбираться в себе, чтобы понять, что же все-таки в них неладно. Самый простой путь — найти виновного, чтобы вспышкой раздражения отвлечь свое внимание от себя, как бы вытеснить недовольство собой, а заодно и подреставрировать самоуважение. Иногда раздражение является мягкой формой выражения негодования, т. е. недовольства по существу дела, не задевающего достоинство другого; такие люди нередко бывают недовольны собой, вернее, тем, что они сделали что-то не так, не вовремя, кого-то подвели и вообще совершили нечто не достойное себя.
Обычно они тут же готовы принести извинения и как можно скорее исправить положение. Наконец, раздражительность — это постоянный спутник астении — раздражительной слабости или «отказа тормозов» — гиперстении. Такие пациенты вначале возмущаются, потом думают, а затем понимают, что «погорячились» и были неправы. Эмоции вообще трудно поставить под контроль, но потерять контроль над ними гораздо легче. И когда это происходит, первое слово всегда остается за ними. Если раздражительность сочетается с другими проявлениями повышенной эмоциональной чувствительности, она может быть признаком чрезмерной впечатлительности депрессивных пациентов. Итак, раздражительность может быть свойственна пациентам с различными расстройствами, некоторые из ее основных причин, как нам кажется, мы обозначили.
Эмоциональное огрубение — утрата тонких, дифференцированных эмоциональных реакций, связанная с нерезким снижением интеллекта при органических повреждениях мозга лиц, дисгармоничных в плане личности преморбидно. В силу слишком уж упрощенного, неполного, фрагментарного или одностороннего понимания происходящего пациенты делаются достаточно неадекватными: бестактными, обнаженными, фамильярными, хвастливыми или даже бесчестными, так как обман, хитрость для них в порядке вещей. Им часто изменяет чувство меры, деликатности, учтивости, терпимости, в приличном обществе они напоминают слона в посудной лавке. Они не могут взять в толк, что своим неуместным поведением кого-то шокируют, могут травмировать непристойной фразой, оскорбить или вызвать отвращение к себе. Любят они и пошутить. Но шутки их пошлы, скабрезны и часто повторяются под аккомпанемент собственного хохота.
Из-за назойливости они беспардонно врываются в чужой разговор и стараются увести его в свою сторону, где кому-то промывают косточки. Говорят они громко, много, словно стараются кого-то перекричать. Их фразеология весьма далека от утонченности, высказывания путаны, начало и конец последних редко находятся на одной линии рассуждения. Пациенты легко переходят границы субординации, мешают личные отношения со служебными, не считаются с самоуважением и этической позицией собеседника. А если собеседник еще и подчиненный, он попадает в положение «дурака», с которым вообще не следует считаться. Пациенты зачастую очень развязны, могут хамить и даже глумиться над людьми, которые оказались в их зависимости. Они неспособны к диалогу: перебивают собеседника, не дают ему завершить мысль, не пытаются его понять, навязывают свое мнение, а потом делают из разговора сомнительные выводы, касающиеся не столько обсуждаемой проблемы, сколько межличностных отношений.
Подчиненные редко выходят из кабинета такого босса с легким сердцем, если не пользуются лестью или еще чем-нибудь, чтобы умилостивить «божество». Такой диалог немного напоминает нарушение общения в виде двойного диалога, описанного в семьях больных шизофренией (J.Batesson, 1956). Например, сын, радуясь визиту матери, кладет ей руку на плечо. Мать отвечает гримасой неодобрения. Больной отдергивает руку, на что мать упрекает его в том, что он ее не любит. Больной краснеет, мать же делает ему замечание, мол, нельзя так смущаться. В других обстоятельствах эмоционально огрубевшие пациенты могут вести себя совершено иначе: они заискивают, угождают, унижаются, со всем соглашаются и поедают глазами начальника, стараясь поменьше говорить, чтобы ненароком его не рассердить. Справедливо кем-то сказано: для дурака молчанье щит, дурак умен, пока молчит. Существо дела от этой перемены блюд не меняется. Огрубение эмоций и чувств встречается достаточно часто и обычно выходит на первый план, тогда как интеллектуальное снижение остается как бы в тени, грубых нарушений при этом часто не выявляется.
Реакции годовщины — появление или усиление чувства горя в дату трагического события. Такое происходит, например, в родительский день, в дни памяти жертв войны или террористических актов, катастроф и др. Например, участники боев в горячих точках время от времени собираются вместе, чтобы вспомнить о своих погибших боевых друзьях. Обычно сдержанные в разговорах о траурных событиях с посторонними, здесь они предаются подробным воспоминаниям, оживляя в памяти мельчайшие подробности происшедшего. Не обходится при этом и без застолья. Выпивают, чтобы помянуть погибших, чтобы сгладить остроту переживаний утраты и чтобы подавить в себе чувство вины оставшихся в живых. Задним числом часто кажется, что несчастье можно было предотвратить.
Паратимия — инверсия эмоциональных реакций, замена адекватных эмоций на прямо противоположные. Так, мать поздравляет дочь с днем рождения следующим образом: «Галина! Не поздравляю тебя с днем рождения. Не желаю тебе счастья. Проклинаю тебя, проклятие матери — самое страшное!» Девушку изнасиловали в компании, подруги держали ее за ноги. В шоке она вернулась домой, ничего близким не сказала, прошла в ванную комнату, легла в одежде в воду и расхохоталась. Еще одна пациентка вспомнила, что в возрасте семи лет она провалилась в воду, испугалась, стала тонуть. Ее спасла проходившая мимо женщина. Вместо радости спасения и благодарности женщине «я ругала спасительницу всяко разно, говорила ей, что она дура и уродина».
Идиосинкразия к эмоциям — непереносимость различных эмоций: «Эмоции свои воспринимаю чересчур остро. И хорошие тоже. После них сердцебиение, дискомфорт, мне делается очень плохо. Стараюсь вообще не волноваться и не радоваться». Этот симптом является, по-видимому, противоположностью болезненному бесчувствию. В последнем случае пациенты страдают от того, что перестали осознавать свои эмоции. Во втором случае, наоборот, пациентка слишком остро осознает свои эмоции и страдает уже по этому поводу.
Эмоциональная амбивалентность — сосуществование полярных чувств по отношению к одному и тому же объекту или явлению: «У меня как бы два Я: одно любит мать, другое ее ненавидит… Я привязана к мужу, нежна с ним и в то же время он меня бесит, я готова его убить»… Пациент хочет смерти жены, но когда видит в галлюцинациях ее мертвой, приходит в отчаяние. Расстройство указывает на расщепление Я.
Эскалация аффективности — чрезмерная экспрессивность (в жестах, мимике, позах, интонациях голоса) у истериков как средство подавления окружающих, самоутверждения и как механизм разрядки избыточной мотивации (проучить, наказать кого-то, умерить либидо и др.). Пациенты начинают с малого: повышают голос, плачут, нервно ходят по комнате. Затем постепенно и как бы непроизвольно они взвинчивают себя до такой степени, что самостоятельно выйти из роли уже не могут, если их не спасет обморок.
Эмоциональное выгорание — симптомокомплекс, включающий эмоциональное и (или) физическое истощение, деперсонализацию и снижение работоспособности (Pelmann, Hartman, 1982). Эмоциональное истощение переживается как внутренняя опустошенность, иссякание аффективных ресурсов, эмоциональное перенапряжение. Теряется интерес к работе, пациент идет туда, как «на каторгу», без воодушевления и подъема, а скорее с отвращением. Деперсонализация выражается ощущением обезличенности людей, они все кажутся одинаково неприятными.
Отношения с ними становятся сугубо формальными, сотрудники нередко вызывают раздражение, неприязнь, недовольство и возмущение. Вполне вероятны конфликты с ними, если коллеги не осознали, что имеют дело с человеком, которого оставили душевные силы. Упадок работоспособности связан с такими причинами, как появление негативной оценки себя как профессионала, неуверенности в себе, чувства своей бесполезности, сомнений в своей компетентности, недовольства собой, снижения мотивации к работе.
Эмоциональное выгорание возникает у лиц, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами, учениками, студентами и коллегами при оказании профессиональной помощи. Свойственна эмоциональным людям, не умеющим защитить себя от излишнего аффективного реагирования на производственные ситуации. Хирург не должен умирать с каждым больным, психиатр — не сходить с ума вместе с пациентом, принимая его горе как свое собственное; учитель — не переживать за неудачи учеников так, будто он сам получает единицы да двойки. Работа не должна превышать оптимальный уровень напряжения, иначе это повлечет усталость и множество ошибок в простых ситуациях. Объем нагрузки должен быть рациональным и ни в коем случае не выходить за рамки психической гигиены. Руководители ничего такого не знают или не хотят знать, перегружая своих подчиненных; обычно, к сожалению, они больше заботятся о себе и своем престиже в глазах своего начальства.
Расстройство развивается в возрасте 30–40 лет, чаще у женщин с указанными профессиями, а также у ученых и управленцев. Иногда его называют сострадательной усталостью. Необходимо своевременное выявление пациентов и оказание реабилитационной помощи с использованием психотерапии и психофармакотерапии (небольшие дозы антидепрессантов, ноотропы, нормализация сна, физиопроцедуры и др.).
Приобретенная беспомощность — состояние, вызванное «попаданием во вредные, неприятные ситуации», «которые нельзя ни избежать, ни предотвратить» (Селигмен). В экспериментах на животных беспомощность последних становится такой, что даже появляющаяся возможность выйти из ситуации не используется. Некоторые авторы усматривают в данном расстройстве фактор, способствующий появлению или усилению депрессии. Полную потерю способности к сопротивлению В.Франкл наблюдал в нацистских лагерях смерти; таких узников называли почему-то мусульманами, возможно, потому, что те возлагали надежды только на Всевышнего.
Дисгомофилия — напряжение, тревога при гомоэротическом фантазировании. Наблюдается у гомо-, гетеросексуалов и даже при асексуальности. Рекомендуют расстройство не смешивать с «эгодистоническим гомосексуализмом».
Эмоциональный паралич Бельца (1901), или анестезия аффективная. Описан как вариант психогенного ступора без нарушения сознания с полным выключением эмоций без последующей амнезии. Наблюдается также дереализация, пациент воспринимает происходящее отстраненно, со стороны, как нечто кажущееся ему. При этом он может двигаться, вести себя внешне вполне адекватно.
Утрата синтонности проявляется в том, что пациент не чувствует эмоционального контекста в разговоре кого-либо с ним, не может обнаружить тем самым смысл обращенной к нему речи. Так, обычные участливые вопросы врача о самочувствии пациент воспринимает как «допрос», говорит, что «ему лезут в душу». На просьбу уточнить, что он имеет в виду, заявляет, что к нему пристают, проявляют неуместное любопытство. Совет подлечиться рассматривает как давление на него, возмущается, что ему «диктуют», «навязывают». Обижается на шутку, полагая, что над ним «насмехаются», доброжелательное отношение к себе расценивает как попытку «манипулировать» им и т. д. Чаще наблюдается у пациентов с шизофренией.
Викарное удовольствие — замещение собственной неудовлетворенности радостью или удовольствием за других людей. Отец радуется, например, что сын в школе получает пятерки по математике, а сам он, как ни старался, в свое время делать такое не умел. Заместительное удовольствие получает вуайерист, подглядывая за интимными отношениями других людей.
Фобические реакции — чрезмерные страхи чего-нибудь, наблюдающиеся у робких, боязливых натур. Важно, что такие пациенты не умеют оценить истинные размеры опасности и не имеют достаточного личного опыта действий в опасных ситуациях. Не способны они в должной мере и контролировать свои страхи. Лучшая форма контроля страхов — это навыки преодоления угрожающих ситуаций. Например, человек видит, как кто-то тонет. Он в страхе бегает по берегу и зовет на помощь. Другой человек молча бросается в воду и спасает тонущего, не испытывая страха. Фобические реакции не являются навязчивыми, хотя пациент бесплодно борется с ними, тяготится ими, хотел бы от них избавиться, понимая при этом, что они — это что-то не совсем нормальное. К тому же он еще и стыдится страхов, старается никому о них не рассказывать. В.В.Ковалев такие страхи определяется как сверхценные, преувеличенные.
Гипофобия — недостаточность чувства страха, приводящая к недооценке степени опасности или угрозы каких-либо ситуаций. Описана у пациентов с шизофренией, в алкогольном опьянении, при неврозах — «стеническое жало психастеника». Встречаются случаи полного отсутствия страха — анафобия. Пациентка 30 лет утверждает, что она вообще не знает, что такое страх, никогда и ни при каких обстоятельствах его не испытывала. Рассказывает, что в школьные годы одна ходила в полночь на кладбище, еще до школы посещала «анатомичку», бывала в морге, даже водила туда из любопытства своих подруг. У нее никогда не возникало страхов в сновидениях, что бы ей ни снилось. Фильмы ужасов с самого начала она смотрела совершенно спокойно и говорила: «Не понимаю, что люди находят в них страшного». Прыгала с парашюта и «нисколько не боялась, удивлялся даже инструктор», тонула и «ничуть не испугалась: утону так утону, значит, так надо». «Не боялась я и психушки, сама пришла, что тут такого, чтобы пугаться».
Без боязни гуляла по ночам по неосвещенным улицам города, где «я знаю, убивали, грабили, насиловали». «Я не храбрая, нет, у меня просто не развит страх. Ну бывают же люди без ног, вот у меня что-то похожее на это». Известно и такое явление, как контфобия — стремление попадать в опасные ситуации ради острых впечатлений, не сопровождающихся при этом страхом.
Синдром Сатомуры (1979) — своеобразный страх начальства или другого высокопоставленного лица. Это боязнь показаться в их глазах смешным или неприятным. Рассматривается как характерный для японцев невроз. По-видимому, он встречается не только у них.
Расстройства чувства юмора — неспособность за комичной, шутливой формой увидеть нечто, достойное сострадания. В первую очередь чувство юмора изменяет при восприятии реальных жизненных ситуаций юмористического плана. Одновременно страдает чувство юмора и в отношении к себе. Восприятие юмора на соответствующих изображениях (шаржи и др.) сохраняется будто бы в большей мере (Блейхер, Крук, 1986).
По нашим предварительным впечатлениям, потеря чувства юмора вначале проявляется, по-видимому, в том, что индивиду при встрече с объектом юмора делается очень весело, настроение поднимается, так что и сам он бывает не прочь кого-нибудь развеселить, а потом и приятно провести остаток времени. Второй, скрытый план юмора при этом не различается, светлой печали и углубленных размышлений о природе человеческой, да и о самом себе обычно не бывает. Следующий этап дефицита чувства юмора наступает, когда индивиду делается смешно, очень смешно, когда он сталкивается с проявлениями юмора. Его разбирает порой гомерический хохот, и ни о чем серьезном он не помышляет.
Начав хохотать, он будет делать это весь вечер (например, на концерте смеха) и над весьма сомнительными шутками. Стоит спровоцировать на хохот какую-нибудь «подсадную утку», как дружно, словно по команде, начинают хохотать остальные любители юмора. Смешливый индивид напоминает обкурившегося наркомана, которому смешно все, что ни покажи. А.Маслоу, между тем, заметил, что люди с подлинным чувством юмора обычно не веселятся и не хохочут, по их лицу пробегает лишь грустная улыбка. Таких людей, утверждает статистика, всего 1–3 на сотню. Продолжающаяся деградация чувства юмора выражается в том, что индивид с удовольствием похохочет, когда кого-нибудь поднимают на смех. Но шуток в свой адрес он не принимает, более того, он может обидеться на это или, что хуже, разозлиться. Наконец, юмор погибает, когда к нему относятся «серьезно», т. е. не воспринимают вообще.
Особенно остро отсутствие чувства юмора ощущается у пациентов с шизофренией, образованных, умных, знающих, но которые шутки и вообще иносказания понимают очень буквально. Лучше всего чувство юмора — это общеизвестно — развито у пессимистов, которые лучше других видят слабости и недостатки людей и, тем не менее, относятся к ним особенно деликатно и бережно. Однако у депрессивных пациентов чувство юмора, как и другие высокие чувства, оказываются заблокированными, отчего пережить депрессию им становится чрезвычайно тяжело — они лишаются внутренней опоры, которая только и помогает людям в несчастье. Больные эпилепсией лишены чувства юмора раз и навсегда.
Со своей ригидностью, увязанием в мелочах они не успевают заметить, как над ними проносится эта искра божья — мгновение юмора. При алкоголизме чувство юмора деградирует до банальности, пошлости, цинизма с непременным элементом сальности — упоминаниями об изменах, встречах со страстными красотками и еще о чем-то подобном. Так и хочется назвать такой юмор генитальным. «Черный юмор» с подлинным имеет лишь одно сходство — это использование комической конфигурации. В глубине его скрывается не сострадание, не высокая печаль, а беспощадный цинизм, готовый поразить всех святых и все, что называется бытийными, непреходящими и вечными ценностями человеческого существования.
К содержанию
Лечение аффекта у людей с психическими расстройствами
Все люди, оказавшиеся в состоянии патологического аффекта и совершившие противоправное действие, направляются к психиатру. За ними устанавливают надзор. Если диагностированы психические расстройства, то требуется более сложная схема лечения:
- Ажитированная депрессия и депрессия со склонностью к суициду. Усиленный надзор и коррекция в условиях стационара. Назначают Аминазин внутривенно.
- Психоз. Наблюдение дополняют приемом антидепрессантов разных групп в период депрессии и нейролептиками в период мании. Если прием лекарств невозможен, то назначают электросудорожную терапию.
- Мания или эйфория. Показана госпитализация, лечение нейролептиками.
- При психогенной неглубокой депрессии показано лечение в стенах дома, прием седативных средств и антидепрессантов.
Схема лечения подбирается индивидуально, зависит от особенностей патологии, общего состояния клиента.
Последствие для психики
Однократное развитие аффективной реакции, как правило, не несет для психологического состояния человека разрушительно характера, но всегда связано:
- с развитием постаффективного состояния, проявляющегося ознобом, стенокардией, сильной потливостью и упадком физических и душевных сил;
- с перегрузкой нервной системы, вплоть до ее полного истощения;
- с возникновением неврозов и депрессивного состояния;
- с нарушением работы внутренних органов человека.
Особую опасность аффективной реакции представляет, по мнению А.Р. Лурия, способность организма запоминать ситуацию, провоцирующую эмоциональной стресс и повторять негативную реакцию при появлении схожих признаков, или напоминающую критическую ситуацию, вещей.
Наиболее остро это проблема встает перед людьми, страдающими слабой или не полностью сформированной психикой. В этом случае происходит полное истощение нервной системы человека, сопровождающееся развитием сильного депрессивного состояния, требующего медикаментозного лечения.
Самостоятельно справиться с проблемами, вызванными аффектом, так же как и контролировать его появление, человек не может. При часто повторяющихся эмоциональных взрывах требуется квалифицированная помощь психиатра, состоящая в проведении индивидуальной психиатрической терапии, тренингов и приеме антидепрессантов.
Особое внимание должно уделять терапии лиц, ранее страдавших биполярным расстройством, требующим применение блокирующих маниакальную стадию препаратов и антидепрессантов.
В случае, если переживший эмоциональный взрыв человек склонен к депрессивным состояниям и попыткам суицида, при развитии аффективной реакции показана обязательная госпитализация с внутривенными инъекциями Аминазина, помогающего быстро купировать развитие депрессии.
При неглубокой стадии депрессии допустимо амбулаторное лечение, сопровождающееся приёмом антидепрессантов и работой с психотерапевтом.
Аффект – это несвойственное человеку, неконтролируемое поведение, вызванное внезапно возникшей стрессовой ситуацией, приводящей к торможению сознанию и появлению сильного эмоционального взрыва.
Не поддающееся предотвращению, непредсказуемое состояние в психологии оценивается, как одна из возможностей психики справиться с тяжелым стрессовым состоянием, довольно часто сопровождающимся угрозой здоровью и жизни человека и требующим от организма мгновенной мобилизации всех физических и эмоциональных ресурсов.
Ключевые тезисы об аффекте
Состояние аффекта в психологии – это эмоциональный процесс, отличающийся быстрым и интенсивным течением. Отражается на поведенческом, эмоциональном, психическом, соматическом уровне.
Девять ключевых тезисов об аффекте:
- встречается у здоровых и психически больных людей;
- довести до аффективного состояния можно любого, даже самого крепкого и здорового человека;
- аффективное состояние нельзя симулировать;
- бывает нормативным и патологическим, то есть бывает не выходящим за рамки нормы и выходящим;
- проявляется внешне и внутренне;
- требует контроля и коррекции, а при наличии психических заболеваний и медикаментозного лечения;
- лишает человека воли, отключает сознание, приводит к противоправным поступкам;
- аффекты – это результат эволюции, проявляются в стрессовых, с точки зрения биологических потребностей, условиях, однако аффекты имеют свойство меняться под влиянием воспитания и самовоспитания;
- от аффективных вспышек можно избавиться, а также их можно предотвращать и контролировать.
В заключение дадим еще раз краткое определение аффекта в психологии. Аффект – это кратковременное, но очень интенсивное психическое состояние человека, сопровождающееся неадекватными поведенческими и эмоциональными реакциями. В это время индивид испытывает комплекс ярких эмоций, его поведение становится стереотипным, все остальные психические процессы останавливаются.
Причины аффекта
Сильное душевное волнение и развитие аффекта может появиться только при некоторых состояниях. При этом у эмоционально устойчивых людей оно встречается крайне редко. Кроме того, возникает это состояние крайне редко, поэтому большинство людей на протяжении жизни ни разу не испытывают его. Механизм развития этого состояния еще не до конца изучен.
Однако установлено, что в некоторых обстоятельствах вместо отчаянья или страха у человека возникает настолько выраженное потрясение, которое приводит к потере возможности контролировать свое поведение. Чтобы случился первичный аффект, требуется сочетание ряда факторов, встречающееся крайне редко. К таким факторам относятся:
- ситуация, угрожающая жизни или здоровью;
- фактор неожиданности;
- необходимость действовать быстро из-за дефицита времени;
- острое противоречие между потребностью и возможностями ее удовлетворения;
- пребывание в невыносимых условиях.
Однако данных факторов в большинстве случаев бывает недостаточно для наступления аффекта. Большую роль играют такие особенность человека, как неустойчивость нервной системы, стремление подавлять отрицательные эмоции и т. д. Чаще появление аффекта наблюдается у людей, у которых имеются проблемы с построением межличностных отношений.