Особенности, виды и свойства мышления детей дошкольного возраста статья на тему

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.

Так, предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни. Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет трясти ее снова, чтобы повторить процесс.

У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.

Типы мышления: этапы развития ребенка

Типы мышления

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:

  • предметно-действенный, который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей от 1 до 2 лет.
  • наглядно-образный, который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для детей от 3 до 4 лет.
  • словесно-логический, поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Предметно-действенное мышление

Предметно-действенное мышление

Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.

Наглядно-образный тип мышления

Наглядно-образный тип мышления

Когда малышу исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление, наглядно-образное просто становится его продолжением.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление

В пятилетнем возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию, дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни, дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.

Абстрактно-символическое

Абстрактно-символическое мышление

При этом мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен другим, если тот обладает такими же характерными признаками.

Творческое мышление (креативность)

творческое мышление

Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Выводы

Упражнения и игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми.

Развитие образного мышления у дошкольника

Для развития образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели, транспорт.

Другой хороший вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.

Можно предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным признакам.

Развитие образного мышления у дошкольника

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Для развития логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных материалов.

Хороши такие устные игры как:

  • «Сочиняем сказку»

В этой игре взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.

  • «Да и нет»

Игра с наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет». Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.

  • «Ассоциация»

В этом упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба… (зима);

белка – дупло, медведь… (берлога) и т.д.

С использованием наглядных материалов:

  • Составлять фигуры из счетных палочек.
  • Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
  • По иллюстрациям придумывать историю.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Развитие творческого мышления

Творческое мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами. Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:

Развитие творческого мышления

  • найти в кляксе знакомые образы,
  • из нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
  • на разных картинках находить одни и те же признаки,
  • угадать, что за предмет, по устному описанию.
  • рисовать с помощью нетрадиционного рисования.

Развитие пространственного мышления

Развитие пространственного мышления

Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать пространственные навыки. Для этого подойдут игры:

  • со спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
  • с чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти клад, следуя плану,
  • упражнение «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя,
  • с закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе бумаги.

Развитие мышления дошкольников: что важно знать родителям

Развитие мышления дошкольника проходит три этапа. До трех лет у крохи развивается наглядно-действенное мышление. Ребенку важно видеть и делать. Поэтому он всё хватает, тянет в рот, теребит и, как кажется нам, взрослым, всё портит: ломает игрушки, рвет книжки, царапает предметы мебели. На самом деле он проявляет исследовательский интерес и изучает, как устроен мир. Малыш узнает, что бумага рвется, а картон нет. Что хлеб мягкий, а кубик жесткий. Что живая кошка, если ее тянуть за хвост, царапается, а игрушечная бездействует. Что вода в ванночке теплая, а в осенней луже — холодная. Чем больше таких «открытий» случится с вашим малышом, тем богаче будет его понимание мира. Перед родителями стоят три задачи:

  • не мешать ребенку изучать окружающие предметы (а это и трава, и камни, и одежда, и мамины украшения, и бабушкины очки);
  • обеспечить ему адекватную степень безопасности (ожоги — это чересчур, но понять, что горячее — это неприятно, малыш сможет);
  • создать условия, чтобы подручные средства помогали крохе делать новые открытия: крышка от кастрюли гремит и катится, у табуреток бывают металлические ножки и деревянные, манная крупа интересно сыплется, сапожки бывают кожаные и резиновые. Пусть не все становятся эйнштейнами, но помочь в развитии мышления можно и с самыми обычными бытовыми предметами.

С трех-четырех лет формируется наглядно-образное мышление. Ребенок также продолжает познавать этот мир и руками, просто сейчас он уже предвидит результат своих действий. Малыш учится выполнять простые задания по схемам. Например, он с увлечением найдет выход из лабиринта и поможет зайчику спастись от волка, а яблоку попасть в корзинку. Различные конструктивные игры для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у детей этого возраста мамы и папы найдут в пособии «Играем и конструируем. Книга для родителей и детей 3-4 лет». Книга не только описывает различные совместные игры для детей и родителей. В пособии есть вкладка с геометрическими фигурами разных цветов. Складывая круги, квадраты и полоски по образцу, малыш увидит растения, животных и насекомых. А при выполнении ваших спонтанных заданий, ребенок не только запомнит цвета и фигуры. У него будет развиваться мелкая моторика и воображение.
Играем и конструируем. Занятия с детьми. 3-4 года

Белошистая А. В.

купить на book24 Посмотреть похожие

Наглядная опора всё еще играет важную роль. Особенно это проявляется при слушании книг. Четырехлетний ребенок не может просто представить, как выглядят сказочные персонажи и описываемые события, ему надо увидеть их. Поэтому в рекомендации по развитию мышления дошкольников входит и чтение книг с красочными иллюстрациями. Зато с какой радостью взрослые потом перелистывают книги со сказками и любимыми картинками из своего детства!

К пяти годам ребенка повышается интерес к сюжетно-ролевой игре, где появляются более сложные действия с другими детьми. В большинстве случаев в своих играх мальчики и девочки подражают поведению взрослых: «ходят в магазин», «стригутся», «готовят еду», «ведут автомобиль». В отличие от младших детей пятилетки в игре опираются не на игрушки, а на взятую на себя роль. Они уже могут заменять смысловые игрушки на не несущие определенную функцию предметы. Так, например, часто в ролевых играх вместо бумажек и монеток дети в качестве денег используют листочки с деревьев и «обедают» с пустой посудой, только имитируя действия едока.

Уровень речевого развития связан со степенью развития мышления. Речь к пяти годам усложняется и становится более четкой. В то же время развивается словотворчество. Ребенок не просто усваивает и копирует речь взрослых, но и анализирует их слова и на основе этого формирует свои. Например, пятилетняя девочка, первый раз побывавшая в жаркой бане, жеманно сказала: «Ох, мне стало дурно от горячини». Объясняя, что такое горячинь, девочка сказала: «Ну, вот бывает теплынь, а еще бывает холодынь и горячинь».

Дошкольник осмысливает причины разных явлений и событий, давая им самые разнообразные объяснения. Он задает много вопросов: почему падают листья и не видно фей, почему не падает самолет и наступает зима. При этом детские предположения удивительно сочетают в себе научные выражения, ссылки на технические аналогии и наивные представления. Хрестоматийный пример — ответ на вопрос «Откуда взялись реки?» мальчика Ромы пяти с половиной лет. Малыш ответил: «Водород смешался с кислородом, и получилась вода, потом откопали яму». Если учесть, что эту версию выразил ребенок в эксперименте 1970-х годов, то неудивительно, что современные дети выдают более «техногенные» и «компьютеризированные» предположения. В них взрослые увидят совмещение магических идей и логику непосредственного восприятия.

Особенности развития мышления у дошкольников проявляются и через изобразительную деятельность. Большинство детей среднего дошкольного возраста интересуются рисованием. Далеко не все в этом возрасте рисуют у человечков шею, уши, брови, ресницы, пять пальцев, одежду и обувь. Важно, чтобы ребенок изображал голову, туловище и конечности в виде палочек, а также глаза, рот и волосы.

Пятилетний ребенок может выделять предметы уже по двум признакам: подушка мягкая и квадратная, яблоко сладкое и зеленое, ваза стеклянная и высокая. Он способен понять, что стул и стол — это предметы мебели, апельсин и груша — фрукты, а автомобиль и автобус относятся к транспорту. Освоить и закрепить эти знания ему поможет пособие «Учимся думать. Что с чем объединяется?». Занимаясь с этим комплектом рабочих тетрадей, малыш научится выделять лишние предметы, поймет, чем различаются белка и голубь и что общего между каретой и трамваем.

Учимся думать. Что с чем объединяется? Рабочая тетрадь

Салмина Нина Гавриловна

Как вы считаете, «чем ворон похож на письменный стол?» Поиск общего в непохожих (на первый взгляд!) и различий в близких объектах — одна из основ логического мышления будущего инженера или программиста, да и любого здравомыслящего человека. Умение оперировать знаками и символами, классифицировать и обобщать на основе выделения существенных признаков объекты и их родовидовые отношения станет базой для будущих математических успехов.

купить на book24 Посмотреть похожие

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает формироваться словесно-логическое, или понятийное, мышление.

Ребенок учится самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач и пользоваться разными формами обобщения. С помощью речи он выражает логические умозаключения и аргументирует свои мысли. Полностью понятийное мышление сформируется к подростковому возрасту.

В начальной школе нередки ситуации, когда ребенок хорошо решает задачи с помощью одного вида мышления и испытывает сложности, если задача сформулирована по-другому. У детей пока главенствует образное мышление. Их рассуждения бывают нелогичными при сравнении, например, количества и величины предметов. Поэтому родителям стоит обратить внимание на развитие у дошкольников словесно-логического мышления. Чем раньше взрослые начнут развивать этот вид мышления, основанный на ощущениях и восприятии ребенка, тем легче малышу будет учиться в школе.

Развитие логического мышления у дошкольников, как и у взрослых, определяется способностью пользоваться мыслительными операциями:

  • анализ
    — мысленное разделение целого на составные части. Например, ребенок в 4 года уже знает, что у ромашки есть корень, стебель, листья, «глазочек» и лепестки. Более сложная форма анализа — это понимание, что, например, для игры в парикмахерскую надо подготовить «рабочее место», необходимые игрушечные инструменты и средства. Кроме этого, нужен не только парикмахер, но и его клиент. Проанализировав и правильно подготовившись к игре, дошкольник во время «обслуживания клиента» не будет отвлекаться на то, что ему чего-то не хватает;
  • синтез
    — обратная операция, когда дошкольник собирает различные части в одно целое. Наиболее яркий пример синтеза — это складывание из букв и звуков слогов, из слогов — слов, из слов — предложения, из предложений — текст;
  • сравнение
    — это установление схожести и различий предметов. Ребенок понимает, что яблоко и вишня круглые и красные, но при этом фрукт большой и с семечками, а ягода маленькая и с косточкой внутри;
  • обобщение
    — объединение объектов, основанное на существенных признаках. Например, трехлетний ребенок еще не может обобщить ботиночки, сапожки и сандалики и назвать их одним словом «обувь». Но он догадается взять в качестве ложки палочку;
  • классификация
    — это выявление сходств и различий у предметов и явлений. Пяти-шестилетний ребенок уже может классифицировать цветы, выделяя комнатные, полевые, садовые и лесные.

Выполнение заданий из пособия «Исследуем свойства предметов» не только помогает детям изучать свойства и отношения между предметами и явлениями, но и освоить мыслительные операции. В целом это способствует развитию логического мышления у старших дошкольников, а также речи, памяти и воображения.

Исследуем свойства предметов. Пособие для детей 5-7 лет

Кочурова Елена Эдуардовна

В пособии представлены задания, направленные на развитие у ребёнка 5-7 лет умений познавать мир, изучать свойства и отношения предметов и явлений, находить, запоминать, сравнивать, сопоставлять объекты, проводить несложный анализ. Постепенное усложнение заданий способствует развитию памяти, воображения, мышления. В процессе специально организованного, целенаправленного и систематического общения и сотрудничества со взрослыми при выполнении заданий у ребёнка интенсивно развивается речь, формируются умения рассуждать, сравнивать, строить умозаключения.

купить на book24 Посмотреть похожие

С ребенком можно играть в домино, головоломки и другие настольные игры, которые заставляют малыша думать и анализировать: «Противоположности», «Съедобное — несъедобное», «Путаница», «Найди похожую фигуру» и другие. Развитие логического мышления дошкольников через развивающие игры происходит легко и непринужденно. Давайте крохе различные картинки, чтобы он описывал и сравнивал сюжеты. Задания с кубиками Коса и их модификациями (кубики с гранями двух или четырех разных цветов; на двух гранях по диагонали расположены два цвета) развивают зрительно-моторную координацию, пространственное восприятие и конструктивные способности ребенка. Этому способствуют и игры-конструкторы «Танграм» и «Колумбово яйцо». Детали, из которых собирается квадрат или овал, надо сложить так, чтобы из них получились другие фигуры, например, зайца, черепахи, кенгуру. Важное условие: необходимо использовать все детали первоначальной фигуры, при этом они не должны перекрывать друг друга.

Для развития мышления старших дошкольников необязательно использовать только учебные ситуации. Обычная прогулка может стать познавательной. По дороге домой можно сравнивать высокие и низкие дома, деревья или людей. Обсуждайте с ребенком, чем похожи и чем различаются трамвай, троллейбус и поезд. Наблюдайте за сменой времен года и сезонными изменениями в одежде и обуви. Развешивая на елку новогодние украшения, обсудите, из каких материалов они сделаны, какой формы игрушки и почему их не вешают, например, на березу. В такие мгновения, когда мамы и папы на ходу придумывают задания для развития мышления дошкольников, закрепляется авторитет умного родителя, с которым интересно общаться.

Как вы видите, ничего сложного в том, чтобы помочь вашему малышу развивать мышление, нет. От родителей требуются только любовь, систематичность и усердие. Тогда ваш ребенок не просто разовьет свои способности, что поможет ему в жизни, но и с благодарностью будет вспоминать свое детство.

Педагог-психолог Ольга Иванова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: