13.Определение внимания. Виды внимания
Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального называют
вниманием.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
5 стр., 2020 слов
Восприятие информации человеком
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) Филиал РГГУ в г. Балашихе Кафедра математическихи естественнонаучных дисциплин Реферат по информатике Восприятие информации человеком студентки 2 курса заочной формы обучения специальности 080504 Щеглова Юлия …
Виды внимания
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются — природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.
От непроизвольного внимания отличают произвольное. Так называемое произвольное вниманием — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил. Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание, поэтому, носит всегда опосредованный характер.
13 стр., 6332 слов
Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольников
… как непроизвольный процесс. Непроизвольная память занимает большое место в жизни и деятельности людей: человек многое запоминает и воспроизводит без специальных намерений и усилий. Произвольная память позволяет человеку запомнить … вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины. Долговременная память – это сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что …
Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное — как активное (Джемс).
Первое направляет независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями — объектом, оно включает и элементы пассивности. И, наконец, третья черта, завершающая определение произвольного внимания: оно — волевая операция. Сознательное регулирование является самым существенным в «произвольном» внимании.
Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного.
С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы, в частности учебной.
В психологической литературе Титченер отметил переход произвольного внимания в непроизвольное, когда наряду с «первичным» непроизвольным и «вторичным» произвольным вниманием он говорил еще о третьей стадии в развитии внимания, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию. Эта стадия называется также послепроизвольным вниманием.
Но, по мнению С.Л. Рубинштейна она представляет все же разновидность произвольного внимания, — хотя для поддержания внимания в этих условиях и не требуется усилий — потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определенную задачу. Именно это — а не наличие большего или меньшего усилия — является исходной, основной характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания сознательно регулируемого.
4 стр., 1744 слов
Память человека
… осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более … зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности. Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение …
Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
14.Память. Виды памяти.
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют
памятью.
В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная (иконическая) память
представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
Кратковременная память
сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 — 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. » Мозг среднего человека, — говорил Эдисон, — не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз».
Оперативная память
рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память
способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.
7 стр., 3188 слов
Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
… специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове … механизмы, либо особенности одного из видов памяти. В экспериментах, как правило, имеется четыре переменных: 1) вариации стимульного материала и способа его предъявления испытуемому …
Генетическая память
обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).
В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.
У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память
. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что «нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу».
Слуховая память
— это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Двигательная память
представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.
Эмоциональная память
— это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.
Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную
.
В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) , осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.
Введение
Восприятие — процесс, который давно и интенсивно исследуется в психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. В связи с этим поднимаются и проблемы сенсорного воспитания ребенка как основы развития собственно мыслительных процессов, и проблемы организации восприятия, обучения ему и соответствующего отбора операторов для специфической деятельности в условиях современной техники, и проблемы визуальной культуры и т.п.
Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Значительный вклад, и развитие научных представлений о восприятии был внесён философами, физиками, физиологами, деятелями искусства. Во второй половине XIX века представления о восприятии стали одной из важных составных частей системы психологического знания. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителен гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.
В настоящее время изучение и развитие процесса восприятия имеет важное значение, так как происходит интенсивное развитие техники и науки, а следовательно, и сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т.д. Исходя из этого, темой работы выбрана следующая: «Влияние мышления на восприятие».
Цель работы — рассмотреть взаимосвязь мышления и восприятия.
Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:
1. Дать общую характеристику процессу восприятия, изучить виды и свойства восприятия.
2. Изучить механизм процесса восприятия.
4 стр., 1576 слов
ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оглавление Введение 3 Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка старшего дошкольного возраста 6 1.1. Научные подходы к изучению понятия «личность» в психологии 6 1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 11 Краткие выводы по первой главе. 16 Глава 2. Теоретические подходы к изучению дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста 18 2. …
3. Выявить взаимосвязь между отдельными видами восприятия и мышлением.
Взаимодействие восприятия и памяти
Процесс восприятия человеком окружающего мира не является бесследным. Образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем. Если человек осознанного воспринимает какие-то предметы, которые он видел ранее, то этот процесс построен на узнавании. В этом процессе большая роль принадлежит памяти.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Интеграция психических процессов 410 руб.
- Реферат Интеграция психических процессов 240 руб.
- Контрольная работа Интеграция психических процессов 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Если по каким-то причинам человек перестает запоминать или забывает полученную в течении жизни необходимую информацию, то происходит и нарушение в восприятии мира, нарушается сознательная жизнедеятельность человека, по сути жизнь рушится.
Замечание 1
Восприятие неразрывно связано с опытом человека. Опыт возникает в нашем сознании из воспоминаний.
Виды мышления
В определенных условиях или конкретной ситуации подключается определенный тип мышления. Это зависит от поставленных задач и способа их решения. Выделяют следующие его виды:
- дедуктивное;
- индуктивное;
- творческое;
- аналитическое;
- критическое;
- логическое;
- рациональное.
При помощи дедуктивного мышления находится решение от общего к частному. Метод часто используют в научных исследованиях, медицине, криминалистике. Применение дедукции в профессиональной деятельности подробно раскрывается в фильме о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе. Его наблюдательность, логика и феноменальная память помогают раскрывать самые загадочные преступления.
Индуктивный метод обратно пропорционален дедуктивному. При таком виде мышления, наоборот, общий вывод делается из нескольких частных ситуаций.
Творческий тип обладает наибольшей свободой. Оно доступно далеко не каждому, но ему можно научиться. Чаще всего оно бывает врожденным, унаследованным. Реже приобретается в течение жизни. Им обладают творческие натуры: художники, скульпторы, музыканты, деятели культуры.
Аналитический тип основан на глубоком анализе явлений и ситуаций. Он базируется на внимании к деталям и систематизации. Вывод в этом случае всегда основывается на анализе.
Критический образ предполагает не только анализ, но и выстраивание собственной цепочки суждений. Сомнительные факты обязательно подвергаются проверке для оценивания их достоверности.
Логический тип немыслим без интеллектуальной составляющей. Он базируется на строгих правилах и законах. Этот образ мышления еще раз доказывает разницу в мыслительной деятельности человека и животного.
Рациональный метод имеет большое сходство с логическим. Служит стандартным термином, обозначающим мышление в психологии. Оно подразумевает восприятие мира с разумной, критической точки зрения.