Наглядно-действенное мышление – первый вид мыслительной деятельности человека


Наглядная форма мышления в дошкольном возрасте

В психологии выделяется несколько форм мышления, большинство из которых формируются уже в более взрослом возрасте.

До поступления в школу дети проходят через следующие мыслительные этапы:

  • Наглядно действенное
  • Наглядно образное
  • Теоретическое

В дальнейшем продолжается формирование интуитивной, аналитической и эмпирической форм.

Наглядные типы мышления наиболее важны для дошкольного возраста. Именно успешное прохождение через эти этапы обеспечивает будущему взрослому способность формировать суждения о событиях и делать умозаключения.

Наглядно действенное

Наглядно действенное мышление полностью формируется в 3 годам. Начиная с полутора лет, мальчики и девочки «мыслят» руками.

Главные особенности наглядно действенного мышления – использование собственных пальцев в качестве инструмента познания.

Соединение разорванных половинок, поломка или разбор игрушки – все это способ первичного восприятия предметов и возможность разобраться в том, что окружает маленького человечка. Именно поэтому такой тип познания назван наглядно действенным. Освоение действия — например, складывание кубиков, — происходит после нескольких успешных попыток собрать башенку или домик.

Наглядно образное

Примерно с 3 лет начинает формироваться новый тип мышления: к изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти. Это означает, что малыш может наглядно воспроизвести уже знакомый и запомненный предмет. Особенно ярко навык использования образа проявляется во время рисования или лепки.

Детальной точности изображения в этом возрасте ждать не следует. Дошкольник рисует именно те черты, которые, по его мнению, характеризуют тот или иной объект. У дерева будет ствол и ветки. Домик обязательно снабжен крышей и стенами.

Родителям в этот период особенно важно стимулировать ребенка к любым занятиям, связанным с визуализацией.

Это может быть:

  • Аппликация из цветной и блестящей бумаги
  • Игры с конструкторами
  • Рисование карандашами, мелками, красками
  • Лепка из глины и пластилина.

Мышление и мыслительные операции

Способность к мышлению – главное отличие человека от животного. Животное живет инстинктами, а человек наделен способностью к анализу. Умение анализировать происходящее и выстраивать связи между познаваемыми объектами называется мышлением.

Мышление – это индивидуальная способность восприятия действительности. Каждый человек обладает разумом, благодаря которому в его голове создаются определенные образцы и интерпретации.

Мыслительный процесс проявляется в виде нескольких интеллектуальных операций:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • конкретизация;
  • обобщение;
  • систематизация.

Различают четыре типа мышления:

  • предметно-действенное;
  • абстрактно-символическое;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Люди с разными типами мышления по-разному воспринимают окружающий мир и по-разному демонстрируют собственные реакции.

Особенности мышления могут передаваться по наследству или быть плодом непроизвольного или целенаправленного воспитания.

В реальной жизни довольно редко встречаются люди с одним типом мышления. Чаще всего имеется доминантный тип, а остальные проявляются менее ярко и только по необходимости.

Как развивается наглядно действенное мышление у дошкольников

Поддержать развитие наглядно действенного и образного мышления у дошкольников просто: ключевая цель родителей — не препятствовать демонтажу или «модернизации» предметов. Единственным ограничением выступают меры безопасности. Материалы должны быть максимально безвредны для младшего дошкольника.

Предметные действия не сразу приводят ребенка к пониманию основных признаков и назначения предмета. Необходимо время и повторные манипуляции, чтобы детским ум уловил наглядные обобщения и выстроил нужные связи.

Например, если дошкольник делал первые попытки рисовать карандашом, то при виде цветных мелков он не представит их назначение без предварительных проб.

Особенно эффективно формировать запоминание образов при помощи льющихся и сыпучих материалов. Ребенок пересыпает из руки в руку песок, делает горки из крупы, переливает воду. Постоянные прикосновения позволяют ему сначала определить, а потом запомнить, что, если песочек как следует смять, то получится куличик.

Если подытожить сказанное, то основной принцип развития подобной формы мыслительного процесса выражается в повторяющихся действиях, ведущих к одинаковому итогу: картинке, собранной игрушке, вылепленной фигурке.

Так возникает первое представления о конкретных предметах и жизненный опыт, который закладывает основу для развития мыслительных форм.

Формирование наглядно образного мышления

Основа наглядно образного мышления – догадка о возможном результате. Прежде чем совершить действие, ребенок представляет конечный результат. Например, сидя дома, дошкольник способен изобразить машинку, вспомнив ту, которая понравилась ему на улице.

Первые зачатки возникают в 3 года. Для оценки результата теперь не всегда необходим тактильный контакт с предметом. Имеющийся в голове образ помогает соотнести увиденный предмет с уже известной категорией и правильно его оценить. Дошкольник с легкостью узнает на витрине куклу или плюшевого мишку без необходимости предварительно его потрогать.

Чем большее количество предметов будет запоминаться, тем реже станет требоваться тактильный контакт для идентификации, зато осознаются связи и отношения между образом и реальным объектом.

Почему важно развивать образное мышление

Само понятие «образ» означает запечатление в человеческом сознании предметов и явлений реального мира, формирование воображаемого облика.

Дошкольник, особенно старший, уже способен накопить достаточное количество подобных отображений. Причем, иногда они носят не зрительный, а осязательный или звуковой характер.

Навык образного мышления значительно упрощает взаимодействие ребенка с внешним миром. Для разрешения поставленной задачи ему достаточно просто представить все ее составляющие и отыскать ответ.

В дальнейшем правильно развитое образное мышление позволит легче освоить пространственное мышление и представлять мир в трехмерном отображении.

Особенно важно уделять внимание ребенку на этапе развития образного мышления по следующим причинам:

  • Умение оперировать образами существенно ускоряет решение сначала бытовых, а позже – логических и математических задач;
  • Способность мыслить образами формирует эстетическую составляющую личности и тягу к прекрасному, что усиливается по мере взросления;
  • Оперирование образами способствует развитию творческого мышления.

Ведущий вид мышления

Старший дошкольный возраст это период 5-6 лет. Уникальное время для малыша, который впитывает информацию, как губка. Ведущий вид мышления детей старшего дошкольного возраста – наглядно-образный, но уже начинает формироваться и логическое. Малыш становится способным работать с несложными схемами и таблицами, делать выводы, находить общее между предметами, может выбрать правильные ответы в сложных заданиях.

Художественная литература и ее чтение в старших группах — картотека

Дошкольник всё больше начинает мыслить, представляя объекты, ему уже не обязательно постоянно видеть то, что является предметом его размышлений. Мышление становится более гибким, пропадает рамка, которая раньше как будто препятствовала развитию. Появляются предпосылки объяснить то или иное явление, определить закономерности процесса.

Важно понимать. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) могут иметь более низкий интеллект по сравнению со сверстниками, поэтому от педагога и, в первую очередь, от родителей требуется приложение больших усилий в развитии мышления малыша.

Любое нарушение в развитии, которое замечают родители, не должно остаться без внимания специалиста, который в результате обследования может указать на отсталость в развитии. Таким детям необходимы дополнительные занятия (ИЗО, ритмика, соленое тесто, конструирование), которые будут являться хорошим стимулом для развития.

Способы развития наглядно образного мышления

В зависимости от возраста и предпочтений самого ребенка выбираются различные методы, однако, в основе каждого лежит создание результата с опорой на представленный образ.

В трехлетнем возрасте – это игра с пирамидкой и подобными сборно-разборными игрушками. Для начала взрослый показывает процесс разбора и правильного сбора игрушки, после чего ребенку предлагается повторить действия.

Для усложнения задачи понадобится пирамидка с кольцами различных размеров. Дополнительный эффект от игрушки – обучение выделять существенные свойства объектов, различать размеры, формы, оттенки. Утверждать о том, что процесс развития образного мышления начался, можно, когда перед действием малыш способен рассказать, что он сейчас будет сооружать или рисовать.

Основные методы, применимы в старшем дошкольном возрасте

В дальнейшем образное мышление старших дошкольников следует стимулировать, используя следующие методы и способы:

  • Наблюдение за природой с последующими описаниями и отображениями увиденного;
  • Сравнительный анализ предметов различных размеров и форм;
  • Сбор паззлов с постепенным усложнением задачи;
  • Рисование по памяти;
  • Творческая работа с пластичными материалами – лепка из глины, пластилина;
  • Экскурсии в музеи, на выставки;
  • Отображение на бумаге или холсте понятий, не имеющих визуальных признаков: любовь, дружба, мысль, звук, мелодия;
  • Создание панно с использованием природных материалов, картона, цветной бумаги.

Эффективность занятий, направленных на развитие наглядно образного мышления в дошкольном возрасте зависит от правильности выполнения этапов обучения:

  • Демонстрация;
  • Описание или объяснение;
  • Совместная деятельность;
  • Самостоятельная работа по образцу;
  • Творчество на основании обобщения представлений о явлении, не ограниченное какими-либо рамками.

Любое занятие не должно утомлять ребенка. Едва он чувствует усталость, необходимо переключить внимание на другую деятельность. Кроме того, важно постоянно поощрять и мотивировать малыша, воспитывая в нем истинную увлеченность процессом рисования или конструктивным творчеством.

Тест с ответами: “Мышление. Типы мышления”

I вариант.

1. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это: а) классификация б) анализ + в) сравнение

2. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях – это: а) интеллект + б) мышление в) эвристика

3. Спирмен разработал эту теорию интеллекта: а) трёхфакторную б) однофакторную в) двухфакторную +

4. В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как: а) самостоятельность + б) быстрота в) широта

5. Идея количественного определения интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит: а) Г. Айзенку б) Дж. Кеттеллу в) А. Бине +

6. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется таким мышлением: а) абстрактным б) наглядно – действительным + в) словесно – логическим

7. Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является именно такое мышление: а) наглядно – образное б) наглядно – действительное в) словесно – логическое +

8. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как: а) классификация + б) обобщение в) абстрагирование

9. Форма мышления, выделяющая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется: а) умозаключением б) понятием в) суждением +

10. Центральной особенностью допонятийного мышления ( по Пиаже) является: а) логичность б) эгоцентризм + в) использование понятий

11. Конвергентное и дивергентное мышление выделил: а) Гилфорд + б) Пиаже в) Годфруа

12. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно нам как: а) классификация б) обобщение + в) анализ

13. Умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как: а) самостоятельность + б) глубина в) гибкость

14. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов проявляется такое качество мышления, как: а) широта б) самостоятельность в) глубина +

15. Теоретическое и практическое мышление различают по: а) типу решаемых задач + б) активности субъекта в) характеру обобщений

16. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность является существенными характеристиками такого мышления: а) наглядно – действенного б) понятийного + в) практического

17. Психологический процесс, связанный с поиском и открытием новых знаний на основе творческой действительности человека, называется: а) внимание б) этика в) мышление +

18. Высшая форма мышления: а) анализ б) умозаключение + в) конкретизация

19. Основная особенность творческого мышления: а) способность реагировать на внутренние и внешние действия б) умение извлекать главное в) умение анализировать любые проблемы, устанавливать логическую связь +

20. Что необходимо для решения сложной мыслительной задачи: а) решение задачи путём решения предыдущих б) умело выбрать пути решения + в) сосредоточиться

II вариант.

1. Абстрактно – логическое мышление идентично: а) понятийному мышлению + б) логическому мышлению в) практическому мышлению

2. Понятийное мышление – это: а) мышление, опирающиеся на образы б) использование определённых понятий + в) извлечение образов, воссоздающихся воображением

3. Что такое понятие: а) деятельность, осуществлённая с реальными предметами б) вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности в) отражение общих и существенных свойств предметов или явлений +

4. Обобщение – это: а) установление сходства и различия между предметами б) общий вывод мыслительных операций + в) отделение существенного от не существенного

5. Семантическая спонтанная гибкость – это: а) способность изменять восприятие объекта б) способность видеть объект под новым углом зрения в) способность продуцировать различные идеи в неопределённых ситуациях +

6. Что такое практическое мышление? а) мышление, заключающееся в деятельности осуществляющееся реальным предметом б) мышление, связанное с практической деятельностью + в) мышление, когда из памяти извлекаются образы и воссоздаются воображения

7. Непосредственная связь с восприятием окружающей действительности является отличительной особенностью мышления: а) наглядно – образного + б) словесно – логического в) индуктивного

8. Наглядно – образное мышление ярко проявляется в возрасте: а) 7 – 8 лет б) 9 – 10 лет в) 4 – 6 лет +

9. В том, что мышление развертывается в условиях жесткого дефицита времени, заключается одна из важных особенностей мышления: а) практического+ б) эмпирического в) аналитического (логического)

10. Свернутый, в основном бессознательный по сути акт одномоментного “охватывания” структуры ситуации или задачи представляет собой мышление: а) аналитическое б) интуитивное + в) дискурсивное

11. Название психологического процесса, который связан с поиском и открытием новых знаний на основе творческой действительности человека? а) внимание б) мышление+ в) этика г) логика

12. Как называется высшая форма мышления? а) конкретизация б) анализ в) умозаключение+ г) понятие

13. В чем состоит основная особенность творческого мышления? а) умение извлекать главное б) способность реагировать на внутренние и внешние действия в) склонность индивида к определённым психическим сознаниям г) умение анализировать любые проблемы, устанавливать логическую связь+

14. Что нужно для решения сложной мыслительной задачи? а) сосредоточиться б) решение задачи путём решения предыдущих сложнорешаемой задачи в) умело выбрать пути решения+ г) интеллект

15. Мыслительные операции: а) обобщение + б) понятия в) анализ + г) суждение

16. Что из данного относится к причинам, которые НЕ мешают проявлению творческого мышления? а) боязнь показаться глупым или смешным б) боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны в) завышенная оценка значимости своих собственных идей + г) склонность к конформизму

17. Какой вид мышления опирается на восприятие человеком окружающей действительности? а) наглядно-образное + б) практическое в) словесно-логическое г) наглядно-действенное

18. Что из данных вариантов относят к способам производства умозаключения, отражающим направленность мысли? а) индукция + б) конкретизация в) дедукция + г) определение понятий

19. Какие из ниже перечисленных ученых занимались изучением проблемы интеллекта? а) Ж.Пиаже + б) И.П.Павлов в) З. Фрейд г) П.Я. Гальперин +

20. Основные характеристики мышления человека: а) избирательность отражения действительности б) отражение существенных связей и отношений + в) обобщенность и опосредованность отражения действительности + г) неразрывная связь с речью +

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: