Социальное поведение личности и его регуляция статья на тему


Термин «воля» используют психологи, психиатры, физиологи и философы. Словарь Ожегова дает следующее определение: воля — способность человека достигать поставленные перед ним цели.

Волевой акт представляет собой весьма сложный процесс, который включает в себя потребности, мотивацию поведения, понимание потребностей, конфликт мотивов, выбор способов достижения, запуск и контроль за получением результата.

Предлагаем разобраться с определением воли в психологии, волевыми свойствами человека и определить насколько значима свобода воли.

Значение термина «воля»

Помимо эмоциональности и чувственности, деятельность человека регулируется его волей. Она помогает управлять поведением даже при возникновении трудностей. Волевая регуляция способствует борьбе с трудностями, возникающими во время достижения цели. В других случаях от человека не требуется особых усилий. Совершаемые сложные действия не являются волевыми, если человек не заставляет себя осуществлять их.

Воля — возможность человека совершать осознанные действия в направлении установленной цели, преодолевая в процессе все возникающие внутренние препятствия. Традиционная психология считает волю источником человеческой активности, который позволяет поведению не быть зависимым от различных причин. Современная психология отмечает объективную детерминированность волевых действий закономерностям.

Волевой акт характеризуется следующими признаками:

  1. необходимость приложения усилий;
  2. наличие плана поведения;
  3. повышенная сосредоточенность и отсутствие радости от результата;
  4. направленность действий на преодоление себя.

В наши дни психология не имеет четкой теории о воле. Большое количество ученых пытаются создать учение о воле, но до сих пор они не пришли к единому мнению. С начала прошлого века идет спор между сторонниками активной и реактивной моделями поведения. Приверженцы активной модели определяют, что человек всегда способен осознанно выбирать форму поведения. Сторонники реактивной концепции считают поступки человека ответом на внешние и внутренние раздражители.

Воля в психологии

Вера в собственные силы, самодисциплина, проявление решительности, мужества, терпения – оказывается у воли так много названий. Но в зависимости от сложившихся обстоятельств, ситуации она приобретает иной облик.

Воля – это одно из наиболее сложных явлений в современной психологии. Это некая внутренняя сила, способная управлять вашими решениями, поступками, а, вследствие этого, и результатами действий.

Именно благодаря волевому характеру личность способна не только ставить перед собой, невыполнимые на первый взгляд, цели, но и достигать их, преодолевая какие-либо препятствия на пути к этому.

Виды воли в психологии

Различают три наиболее распространенных вида этого важного компонента человеческой психики:

  1. Свободная воля именуется иными словами как духовная свобода. Именно эта свобода решений и поступков свойственна глубоко верующим личностям. Для примера стоит вспомнить, как живут монахи. Они с легкостью отказываются от материальных благ и живут «не по плоти, а по духу».
  2. Воля, называемая естественной, проявляется в свободе выбора, мышления, взглядов, суждений, поведения человека.
  3. И последний вид – это вынужденная воля, характеризующаяся навязанным решением. В данном случае вы вынуждены осуществлять свой выбор по необходимости в связи с определенными сложившимися обстоятельствами.

В психологии развитие воли у человека относят, в первую очередь, к основным отличительным от поведения других живых существ, признакам. Принято считать, что это сознательное качество (то есть человеку свойственно контролировать проявление воли в своем поведении) возникло вместе с появлением социума, общественного труда.

Воля связана с эмоциональными и познавательными процессами в человеческой психике.

Именно своей активностью мы обеспечиваем функционирование первой, а тормозная выступает в единстве с предыдущей и проявляется в виде сдерживания тех проявлений активности, то есть поступков, что противоречат нормам морали, общества. Благодаря взаимодействию двух функций, человеку удается развивать в себе волевые качества, преодолевать препятствия на пути к достижению желаемого.

Если жизненные условия личности с самого детства были неблагоприятными, мала вероятность, что в ней будут развиты заветные волевые качества. Но решительность, настойчивость, дисциплинированность, мужество и т.п. можно всегда развить.

Для этого главное, занимаясь различными видами деятельности, преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия. Но не будет лишним указать перечень тех факторов, что затормаживают волевое развитие:

  • избалованность малыша;
  • подавление любых решений ребенка посредством жесткой родительской воли.

Свойства воли в психологии:

  1. Волевые свойства проявляются в способности не только правильно ставить, но и достигать цели. Иными словами, если вы целеустремленный человек, это говорит о том, что ваша личность наделена развитыми волевыми качествами.
  2. Решительность. Следующее свойство воли – это умение быстро и продуманно выбирать свою цель, при этом, не забывая о способах ее достижения.
  3. Настойчивость. Правильно определенная мотивация способна не только помочь вам добиться желаемого, но и укрепить свою волю, а в психологии настойчивых людей характеризуют, как тех, которые способны правильно оценить обстановку, найдя в ней то, что поможет им достичь цели.
  4. Выдержка. Именно в этом свойстве ярко выражена тормозная функция, о которой говорилось ранее.
  5. Самостоятельность. Если вам не чуждо по собственной инициативе задаться целью и выполнять принятое решение, в вас развито это волевое свойство.

Источник: https://womanadvice.ru/volya-v-psihologii

Структура волевого действия

Волевые действия начинаются с понятия целей и их мотивов. Затем появляется желание достичь поставленную цель.

Однако не все стремления являются осознанными. Исходя из степени осознанности можно выделить желание и влечение. Влечение обычно переносится довольно тягостно. Человеко охватывает чувство неопределенности или тоска. Со временем влечение либо исчезает, либо преобразуется в четкое желание.

Тем не менее, даже наличие четкого желания не значит, что человек начнет действовать. Это объясняется отсутствием в желании активных действий. Перед превращением в цель желание прогоняется через систему ценностей человека, эмоционально окрашиваясь при этом. То, что помогает реализации цели, считается положительным, а все, что препятствует — отрицательным.

Четкое желание помогает понять цель действий и выстроить конкретный план. Крупные цели вызывают гораздо более мощное стремление.

Однако не все желания реализуются сразу же. У человека могут возникать желания, противоречащие друг другу. В таком случае тяжело выполнять действия для их достижения. Состояние, при котором происходит столкновение несогласованных желаний, называется борьбой мотивов. Во время этого процесса происходит оценка всех тонкостей и выбор правильного направления действий. В данном случае человеку необходимо проявить решительность, ощущая при этом всю ответственность выбора.

Волевое действие включает в себя планирование и последующую реализацию составленного плана с применением волевого усилия.

Сила волевых усилий характеризуется:

  1. мировоззрением личности;
  2. моральной устойчивостью;
  3. уровнем самоуправления личности и тому подобных характеристик.

Все перечисленные выше факторы совместно характеризуют степень развития воли человека.

Волевое регулирование поведения

Волевое регулирование проявляется подготовленностью личности и концентрацией действий в нужном направлении.

Воля выражается силой, настойчивостью, выдержкой, энергичностью и прочими факторами. Все они являются первичными и определяют большую часть поведенческих актов.

К вторичным факторам относятся решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Данные качества также определяют характер человека.

Третичными факторами являются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и тому подобное.

Третичные качества появляются у человека к подростковому возрасту. В этом возрасте уже есть опыт принятия волевых решений, которые могут быть либо простыми, либо сложными. Первые характеризуются почти автоматическим переходом от мотивов к действиям. В сложном решении перед выполнением действия происходит анализ его вероятных последствий и планирование.

Развитие воли взаимосвязано с:

  1. изменением непроизвольного поведения на произвольное;
  2. способностью контролировать свое поведение;
  3. возникновением волевых проявлений личности;
  4. осознанной постановкой задач, требующих длительного времени исполнения и сильного проявления воли.

Формирование волевых характеристик, представляет собой постепенное появление первичных, вторичных, а затем и третичных факторов.

Волевая регуляция способна появиться на этапе постановки цели, определения средств ее достижения, выполнения составленного плана и контроля его исполнения. Волевая регуляция запускается в момент начала выполнения действий. В таком случае человек может отказаться от сиюминутных побуждений, отдавая предпочтение выбранным целям. Иногда человек вместо традиционного варианта решения проблемы может выбрать гораздо более сложный путь. Благодаря волевой регуляции происходит контроль выполненных действий. Человек мотивирует себя даже тогда, когда уже почти нет сил на это. Сложнее всего идти к цели, если проблемы с волевым контролем появляются на протяжении всего пути ее достижения.

Часто воля включается при возникновении борьбы между несовместимыми мотивами, когда требуется выполнить одновременно несколько совершенно разных действий. В таком случае мышление и сознание включаются в процесс волевой регуляции. Человек ищет стимулы для определения более важной цели. На данном этапе происходит соотношение действий с духовными ценностями человека, значение которых больше, чем в начале пути.

Волевое поведение

Появление новых мотивов в мотивационной сфере ребенка означает развитие этой сферы. Кроме того, чтобы эти мотивы стали действенными и могли определять поведение ученика в учебной ситуации, они должны взять верх над сильными непосредственно действующими ситуативными мотивами, существующими у этих учеников и мешающими им учиться. То есть должно произойти не просто развитие мотивационной сферы за счет обогащения ее новыми мотивами, но должно произойти и изменение существующей в ней иерархии мотивов, в результате чего доминирующими станут новые значимые мотивы, в соответствии с которыми будет строиться поведение ребенка, поскольку доминирующие мотивы определяют направленность личности человека. Это было показано в целом ряде психологических исследований (Л.И. Божович, 1972).

Характер направленности личности, сточки зрения Л.И. Божович (1972), зависит от содержания и строения доминирующих мотивов в мотивационной сфере. С.Л. Рубинштейн (1946), говоря о направленности личности человека, связывает этот феномен с доминирующими у него потребностями, интересами, идеалами. Но поскольку и потребности, и интересы, и идеалы, с точки зрения Л.И. Божович, могут выступать в качестве мотивов человеческого поведения, то, по-видимому, речь идет об одном и том же явлении. Доминирующими мотивами могут стать только те мотивы, которые имеют для личности наибольшую ценность, то есть мотивы, связанные с удовлетворением наиболее личностно значимых потребностей.

Если учебная мотивация будет вытекать из доминирующих потребностей и мотивов в мотивационной сфере ребенка или смысловым образом будет с ними связана, то в этом случае уже можно говорить о волевом поведении. Это значит, что субъект может осуществлять даже малопривлекательные для себя действия (то есть в отсутствие непосредственной мотивации), если он понимает их важность и значимость для себя. Понимание важности и значимости может быть проинтерпретировано вслед за В.А. Иванниковым (1991, 1998) как установление смысловой связи между непосредственно малопривлекательным действием (целью) и доминирующими мотивами в мотивационной иерархии человека. «И чем богаче мотивационно-смысловая сфера человека, тем проще происходит присоединение к ней заданного действия, а чем большему числу мотивов может потенциально отвечать действие, тем легче и охотнее оно выполняется» (В.А, Иванников, 1998, с. 93). Следует подчеркнуть, что из контекста работы В.А. Иванникова ясно, что речь идет не о любых мотивах в мотивационной сфере человека (среди которых достаточно и ситуативных), а об устойчиво доминирующих, причем смысловая связь устанавливается произвольно. Исходя из вышесказанного, я предлагаю рассматривать волевое поведение как произвольное поведение, определяемое устойчиво доминирующими наиболее личностно значимыми потребностями и мотивами в мотивационной сфере человека.

Фактически волевое поведение -это выражение на поведенческом уровне направленности личности. Намеренно огрубляя формулировку определения волевого поведения, можно представить его как произвольное поведение, направленное на удовлетворение наиболее личностно значимых желаний (устойчиво доминирующих в мотивационной иерархии человека). Следует заметить, что поскольку желания по содержанию могут быть различными, то волевое поведение может быть как нравственным, так и безнравственным. Но для меня важно зафиксировать, что для осуществления
произвольного поведения
в ситуации выполнения малопривлекательного действия необходимо существование у ребенка сильных (сравнимых по силе с непосредственными), устойчиво доминирующих потребностей и мотивов, которые условно можно обозначить как «личностный интерес», опосредствующий своим мотивационным влиянием выполнение непривлекательного действия. Подтверждение этому психологическому феномену есть в исследованиях физиологов. А.А.Ухтомский описывает психологическое состояние напряженной потребности как возникновение очага «доминанты» в коре головного мозга, то есть такого господствующего очага возбуждения, который как бы «стягивает» на себя и аккумулирует нервное возбуждение, возникающее в других нервных А.А. Ухтомского согласуется с идеями И.М. Сеченова и И.П. Павлова о целостном характере деятельности организма. Эти ученые на физиологическом уровне показали, что «в решение любой задачи, стоящей в данный момент времени перед организмом, вовлекается весь организм как целое. Все побочные воздействия, идущие извне, оказываются подчиненными этой задаче. Вызываемые ими возбуждения мобилизуются на ее выполнение. Имеющаяся в коре доминанта создает определенный вектор поведения.

Волевые свойства личности

Волевых свойств довольно много. Ниже представлены основные из них.

Решительность — показывается в тот момент, когда следует сделать усилие для выбора поставленной цели.

Самостоятельность — проявляется в умении человека устанавливать цели и добиваться их, несмотря на трудности. Самостоятельный человек может воспользоваться советами окружающих.

Внушаемость — противоположность самостоятельности. Является характерной чертой всех безвольных людей, не способных самостоятельно решить, как правильно поступить в тои или иной ситуации. Внушаемая личность ждет от окружающих принятия решений за нее.

Негативизм представляет собой отрицательное качество воли. При этом человек делает поступки, которые противоречат советам окружающих. Обычно это свойственно подросткам, стремящимся доказать независимость и самостоятельность.

Настойчивость представляет собой способность к преодолению препятствий. Данным качеством обладают люди, которые могут проявлять волю на протяжении большого периода времени. Это приводит к выполнению сложных задач и получению необходимого результата.

Упорство помогает человеку достигать выбранной цели. При этом имеется понимание, насколько важен каждый выполненный шаг в получении конечного результата.

Упрямство противопоставляется упорству. Такая личность пытается достичь цель, которая не так уж и важна в текущий момент времени.

Самообладание выражается в спокойствии личности и ее способности регулировать свое поведение даже в крайне сложной ситуации, мобилизируя при этом все ресурсы.

Человек не рождается с перечисленными выше качествами. Они формируются постепенно. У детей их развитие происходит в процессе игры, благодаря примеру и воспитанию взрослых, которые пытаются сделать их смелыми, настойчивыми, выносливыми, ловкими и сильными людьми, способными справляться с трудностями и осознанно регулировать свои поступки.

Ролевые игры очень важны в этом процессе. Именно они стимулируют ребенка делать усилия для качественного выполнения своей роли и получения лучших, в сравнении с остальными, результатов.

В школе волю формирует учеба. Благодаря ей дети делают не только как хочется, но и как надо. Для запоминания информации требуется быть настойчивым и упорным.

Важную роль при развитии волевых качеств несет самовоспитание. Именно оно позволяет научиться управлять своим поведением, проявлять усилия и собирать ресурсы для победы над негативными чертами и вредными привычками.

Что нужно знать о воле

Недостаток воли является самым высоким барьером, который не позволяет человеку измениться. Проблема в том, что ее нужно применять на ежедневной основе, а не время от времени, чтобы привить себе хорошую привычку или сломать плохую. Все наши серьезные цели и планы рушатся именно из-за неспособности управлять волей.

С волей тесно связано понятие отложенного удовольствия. Говоря простыми словами, это способность концентрироваться на долгосрочной цели с тем, чтобы не замечать мгновенное удовольствие, которое может помешать планам. Неделя интенсивных тренировок в спортзале не будет иметь значения, если мы проведем бурные выходные, во время которых будем питаться исключительно пиццей и выпивать.

Воля является ограниченным ресурсом. Если мы пытаемся измениться, например, прекратить поступать импульсивно, то уже к вечеру можем испытывать подавленность и фрустрацию. Это грозит возвращением старой привычки. Однако следует учесть два момента. Первый: волю можно тренировать – и таким образом мы сможем проявлять ее намного дольше в течение дня. Второй: волю можно растрачивать впустую, если заниматься не тем, чем нужно.

Так как воля ограниченный ресурс, то нужно планировать день таким образом, чтобы не расточать ее попусту. Например, избегать мест, которые могут запускать триггер плохой привычки.

Высокий уровень воли практически всегда означает высокую самооценку (ведь нам есть чем гордиться), умение сопротивляться соблазнам в виде алкоголя, сигарет и переедания, улучшение психического и физического здоровья.

Истощенная сила воли делает человека импульсивным. Это значит, что если вы почувствовали, что воля находится на нуле, нужно сделать все возможное для того, чтобы убрать соблазны с глаз долой.

Если вы убедились в исключительной важности развития воли, давайте посмотрим, как именно это можно сделать. Помните, что вам предстоит долгий путь, возможно длиною в жизнь.

1

Развивайте моральные качества

Исследователь Курт Грей, доктор психологии в Гарварде, объясняет этот эффект самоисполняющимся пророчеством: «Окружающие считают высокоморальных людей более волевыми и дисциплинированными, умеющими пребывать в дискомфорте, не теряя головы».

Исследователь уверен, что Ганди или мать Тереза, скорее всего, не родились волевыми людьми, а стали таковыми, пытаясь помочь другим. Он вводит понятие «нравственной трансформации», поскольку предполагает, что моральные поступки способны превращать людей из ленивых и прокрастинирующих в волевых.

2

Не тратьте волю попусту

Если очень «постараться», можно уже к полудню истощить свою волю полностью, что скажется катастрофически на оставшемся дне и тех важных решениях, которые вы так и не сможете принять.

Например, вы поставили целью изменить свой характер, как это делал Франклин: выделять по одной-две недели на одно качество. Это длинный марафон, поэтому нужно многое предусмотреть.

Заранее примите не очень важные решения, которые обычно «высасывают» из вас энергию. На ближайшие месяцы составьте меню и придерживайтесь его. Купите одинаковые рубашки, брюки и обувь, чтобы не тратить ментальные ресурсы на то, чтобы постоянно думать о том, что надеть и обуть. Здесь и сейчас нужно принять только те решения, которые касаются вашего характера. Об остальных побеспокойтесь заранее.

Те же советы касаются и других сфер жизни: похудения, избавления от вредных привычек, достижения уровня Advanced в изучении английского и многого другого. Примите все не слишком важные решения заранее и фокусируйтесь только на самых ценных. Не распыляйте свою волю.

3

Проведите сеанс саморефлексии

Для этого вам понадобится дневник. Запишите все действия, которые выполняете бессознательно (они стали привычными), но от каких хотите избавиться. Например:

  • Во время работы я постоянно отвлекаюсь на новостные сайты.
  • Во время чтения я люблю отвлекаться на свой телефон.
  • Во время разговора я фокусируюсь на том, что хочу сказать, а не на словах собеседника.

Если составите список хотя бы из десяти пунктов, это уже можно будет назвать хорошим сеансом саморефлексии. А теперь выберите две самые разрушительные привычки.

Запишите из каких последовательных действий состоят эти нежелательные привычки. Под действиями стоит понимать также мысли и связанные с ними эмоции. К примеру, если во время разговора с человеком вы склонны не слушать его, отмечайте, какие мысли или убеждения появляются в вашей голове. Вероятно, именно они и не позволяют концентрироваться на продуктивном диалоге. Изучите природу этих мыслей.

Подумайте над тем, как можно пресечь данное поведение. Помните, что вы можете быть осознанными в каждом своем действии. Речь идет о привычке, главное – распознать последовательность шагов.

На протяжении следующего месяца полностью контролируйте эти две привычки.

4

Останавливайтесь на три секунды

Наша жизнь – это километровая цепь привычек. Некоторые из них помогают, другие мешают.

На протяжении всего дня останавливайтесь в процессе какой-либо деятельности (конечно, если не ведете машину) и задумывайтесь, на какой стадии какой привычки сейчас находитесь. Если речь идет о потреблении плохой пищи, то даже приятные мысли о кока-коле – это уже часть привычки. Задумайтесь на три секунды: к чему приведет эта мысль? Разумеется, к накручиванию: «без колы я буду несчастным человеком, а с колой буду самым счастливым человеком на планете». После чего пойдете и купите ее. Вспоминайте дальше: после того, как вы выпили эту газировку, как себя чувствуете? А через полчаса? Можно выявить, что на самом деле вы обманывали себя, стали жертвой рекламы и привычки.

Пытайтесь осознавать себя в течение трех секунд как можно чаще на протяжении дня. При помощи этого метода можно избавиться от непреодолимого желания критиковать, злиться и обижаться. Как только «три секунды» станут привычкой, вы уже не будете истощать свою волю данным упражнением (оно станет выполняться автоматически) и сможете изменяться, побуждать себя к работе или пресекать нежелательные действия намного быстрее и эффективнее.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Формирование полезных привычек
  • Волевые качества личности
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Теория умственных действий Гальперина
  • 21 волшебный день: как легко за три недели выработать привычку
  • Как приобрести уверенность в себе
  • Стратегия для преодоления плохих привычек
  • Что такое реализация намерения
  • Сферы личности
  • Преодоление негативного поведения

Ключевые слова:1Психорегуляция, 4Психорегуляция

Приемы и методы самовоспитания воли

Самовоспитание особенно важно в подростковом и юношеском возрасте. Ведь подросткам очень важно проявить свою независимость и самостоятельность. Однако не всегда они знают правильные методы воспитания воли. Некоторые истязают себя, считая, что это поможет им стать более волевыми.

Для воспитания воли следует соблюдать следующие правила:

  • Проявлять силу воли в экстремальных ситуациях и в обычной жизни.
  • Устанавливать исключительно достижимые цели. Не стоит пытаться выполнить задачи, которые являются заведомо невыполнимыми.
  • Непременно добиваться заданной цели, не откладывая выполнение задач на потом.
  • Не стоит сразу же пытаться выполнить очень сложные задачи. Стоит начинать с простых заданий, постепенно увеличивая их сложность. Если что-то прошло неудачно, следует проявить настойчивость и упорство.
  • Не стоит сразу же бросать начатое дело, если что-то не получается. Следует проявить терпение, проанализировать ситуацию и исправить свои ошибки, выбрав наиболее подходящие методы достижения цели.
  • При попадании в экстремальную ситуацию не стоит терять самообладание. Следует мобилизировать все силы и найти выход из нее. Важно выполнить решение, невзирая на трудности.
  • Перед началом активных действий следует тщательно все продумать, учесть возможность возникновения трудностей и варианты их решения. Также следует продумать возможные последствия проделанных действий.

Суть и понятие

Воля — психическая деятельность которая доступна только человеку. Она проявляется, когда индивид наметил для себя цель, но на пути ее достижения появились какие-либо трудности, препятствия. Чтобы не стоять на месте, продолжать двигаться дальше, он должен применить волевые усилия.

В психологии волей называется сторона сознания, которая нужна для начала деятельности, ее длительного удержания.

Исторический очерк

Психология воли начала развитие еще в эпоху Античности. Тогда первые исследователи выделяли ее как особую силу, которая побуждала человека на действия. Интенсивная разработка этого понятия начинается только в 18 веке. Начиная с этой эпохи выделяются мотивационные подходы, появляется понятие свободной и зависимой воли.

Ученые, которые внесли огромный вклад в изучение воли со стороны психологии — Вундт, Выготский, Рубинштейн, Декарт, Рибо.

Классификация:

  1. Духовная или свободная. Развита у верующих людей. Они самостоятельно принимают решение об ограничении себя от мирских благ, ведения аскетического образа жизни.
  2. Естественная. Присуща любому индивиду, но развита в разной степени. Помогает преодолевать разные трудности на пути к намеченной цели, дает мотивацию на действия.
  3. Вынужденная. Возникает, когда человек действует зависимо от навязанного мнения других людей.

Последний вид воли представляет собой контроль, которым часто пользуются руководители, учителя, воспитатели.

Теории, формы и уровни

Волевые действия имеют сложную структуру и состоят из нескольких моментов:

  1. Принятия поставленной цели, осознания возможностей для ее достижения. Человек размышляет о том, нужно ли ему тратить время на задуманное или лучше задействовать силы на другие дела.
  2. Оценки собственных возможностей, ресурсов, для достижения необходимого результата.
  3. Окончательного выбора метода достижения задуманного. Это самый сложный этап, на котором волевые качества индивида проявляются сильнее всего.
  4. Принятие решения.
  5. Последний этап — осуществление задуманного.

Характерные признаки:

  1. Умение ставить перед собой цели и достигать их любыми усилиями. У людей, которые постоянно достигают поставленных целей, хорошо развиты волевые качества.
  2. Решительность.
  3. Настойчивость. Зависит от мотивации.
  4. Самостоятельность, самодисциплина.
  5. Выдержка, терпение.

Эти признаки характерны для людей, которые имеют развитые волевые качества.

Нарушения

Виды нарушения воли:

  1. Гипобулия — в таком состоянии волевая активность снижается. Это расстройство характерно для ленивых, медлительных людей, которым сложно решиться сделать что-то выходящее за их зону комфорта.
  2. Абулия — безволие, ослабление воли, нерешительность. Индивид боится самостоятельно принимать решения, не проявляет инициативу в группе других людей, старается быть на последнем плане.
  3. Гипербулия — нездоровая активность. Проявляется у людей с маниакальными наклонностями. Они берутся за множество дел одновременно, ничего не доводят до конца.

При выявлении нарушений воли человеку нужно оказать соответствующую психологическую помощь.

Методы исследования

Существует несколько методов изучения волевых качеств:

  1. Экстенсивные. Это наблюдение за действиями человека в естественных условиях.
  2. Экспериментальные. Организовывается эксперимент, при котором испытатель вызывает интересующие явления самостоятельно, не дожидаясь их.

Экспериментальные методики можно разделить на естественные или принудительные.

Методы развития

Волевые качества можно и нужно развивать. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Ежедневно делать зарядку, заставить себя заниматься спортом. Такой способ помогает развивать фундаментальные полезные привычки.
  2. Выполнять важные дела как можно раньше, не оставлять их на завтрашний день.
  3. Составить четкий график. Отвести время для активной деятельности, отдыха, употребления пищи, саморазвития.
  4. Не останавливаться при возникновении сложностей.

Чтобы выполнение дел доставляло удовольствие, нужно заранее поставить для себя мотивацию, вознаградить себя в конце пути.

Воля в психологии — сила, которая помогает достигать поставленной цели любыми усилиями, невзирая на сложности, препятствия, встречающиеся на пути. Волевые качества развиваются по-разному. Один человек может удерживать себя от вредных привычек, а другой нет. При желании волевые качества можно развить до необходимого уровня. Для этого применяются разные методики.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/volya.html

Свобода воли и личностная ответственность

Человек не может отказаться от окружающих его социальных условий. Однако это не ограничивает выбор его позиции в их отношении. От ограничений человека зависит, будет ли он добиваться цели или сдастся под натиском условий. Человек способен при необходимости отказаться от своих влечений.

Необходимо помнить, что даже свободный человек не способен избежать ответственности. Некоторые люди не хотят делать выбор, поэтому списывают все проблемы на несовершенное общество, недостаточно хорошее воспитание, неблагополучие родителей и аналогичные факторы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: