Что такое рефлексия и рефлексивность
«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».
Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.
Рефлексия
— это взгляд человека внутрь себя, анализ своих мыслей и действий и их переосмысление.
Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.
Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:
- прошлых действий и событий;
- успешных или неудачных результатов деятельности;
- эмоционального состояния;
- меняющихся во времени черт личности, характера.
Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.
Рефлексия в психологии
Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.
Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.
В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».
Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента. К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся. Прекратить страдание в данном случае можно только поняв глубинную причину упаднического настроя, и, определив шаги по ее устранению.
Осознанным решением можно прекратить поток ненужных мыслеформ и принять себя в состоянии «здесь и сейчас». Специалист призывает взглянуть на себя «со стороны», как — будто, на героя сериала с экрана телевизора. Целью хорошего психолога является обучение самостоятельному самоанализу, получения ответов на мучающие вопросы. В рамках психологии рефлексия и самоанализ-идентичные понятия.
При разборе определенной ситуации или поступка необходимо осознать и проработать следующие моменты:
- Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.
- Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.
- Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.
Рефлексия способствует пониманию того, как человек воспринимается со стороны, а не только для самоанализа. Итог рефлективности — самоанализ, формирование желаемых личностных характеристик, понимание связи между поступками и результатами.
Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:
- Контроль сознания, включающий в себя осознание собственных мыслей и поступков, действий. Формирование логичности мышления.
- Понимание своих сильных и слабых сторон — самокритика. Умение признать взаимосвязь между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведенными действиями.
- Нахождения ключей к решению сложным проблем и задач. Умение планировать свои шаги к достижению целей.
- Избавление от разрушительных, деструктивных установок и мыслеформ.
- Нахождение возможностей для принятия продуманных, верных, полезных решений.
- Аккумуляция и выявление латентных способностей, талантов и ресурсов.
В психологии есть мнение, что рефлексия — это не всегда хорошо. На практике известны случаи, когда самокопание, избыточные размышления приводили к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания-многие скорби»). По этой причине важно научиться рефлексировать грамотно, желательно при сопровождении опытного специалиста.
Рефлексия как качество мышления
Под профессиональной рефлексией принято понимать соотношение субъектом деятельности, себя, возможностей своего «Я» с тем, что требует предстоящая деятельность. В изучении рефлексии существует большое разнообразие и многоаспектность направлений исследования, определяемых общепринятыми в отечественной рефлексивной психологии мышления и творчества представлениями о механизмах, уровнях, формах и типологии рефлексии. В акмеологии рефлексия изучается в контексте рефлексивной культуры личности. Развитие рефлексивной культуры как интегрального качества личности профессионала заключается в культивировании таких динамических компонентов как рефлексивная готовность, рефлексивная компетентность, рефлексивно-творческий потенциал, рефлексивная способность. Рефлексивные способности представляют собой взаимосвязь самооценки, самоконтроля, саморегуляции и самокоррекции. Рефлексию (рефлексивность) принято рассматривать в числе центральных профессионально важных качеств (ПВК) личности.
Большое внимание в изучении рефлексии связано с профессиональной деятельностью. Профессиональная рефлексия (рефлексивность) рассматривается как детерминанта успешности деятельности человека, она способствует организации его креативного мышления, росту профессионального мастерства, овладению новыми специальностями. Это позволяет рассматривать рефлексию как механизм личностного и профессионального саморазвития, творческой самореализации человека как профессионала.
Впервые общее понятие профессиональной рефлексии было введено Б.З. Вульфовым, согласно которому, профессиональная рефлексия — это соотношение себя, возможностей своего «Я» с тем, что требует избранная (избираемая) профессия.
Так, например, О.Н. Родина к числу наиболее существенных ПВК человека, как субъекта профессиональной деятельности, относит рефлексивность. Она обращает внимание на то, что общая оценка успешности профессиональной деятельности должна включать как внешний критерий (оценки, даваемые другими людьми), так и внутренний (собственную оценку успешности своей деятельности). По утверждению О.Н. Родиной, человек с высоким уровнем рефлексии способен более адекватно оценить и организовать свою работу и как следствие, добиться успеха.
В исследовании А.В. Карпова изучался и анализировался характер взаимосвязи индивидуальной меры выраженности рефлексивности и некоторых параметров профессиональной деятельности управленческого и исполнительского типа. Было установлено, что между уровнем рефлексивности (интеллектуальной, личностной, коммуникативной и кооперативной) и эффективностью управленческой деятельности у менеджеров старшего звена существует сложная связь, которая описывается «U -образной» кривой. Такая связь свидетельствует о том, что наибольшая эффективность управленческой деятельности проявляется при среднем уровне меры выраженности рефлексивности. При низкой же и очень высокой рефлексивности может происходить снижение эффективности управленческой деятельности. Аналогичная взаимосвязь рассматривалась и в профессиональной деятельности ярко выраженного исполнительного характера (у менеджеров среднего звена). Было установлено, что между рефлексивностью и эффективностью исполнительской деятельности существует сложная взаимосвязь, описываемая «S — образной» кривой. Ее смысл заключается в существовании некоторого оптимального интервала (меры выраженности) рефлексивности, при котором значения «функции» (эффективности исполнительской деятельности у менеджеров среднего звена) изменяются наиболее интенсивно. И, наоборот, при минимальных величинах меры выраженности рефлексивности эффективность исполнительской деятельности еще не возрастает, а при максимальных — уже не возрастает. Следовательно, существует определенный интервал изменения уровня рефлексивности, при котором менеджеры старшего и среднего звена наиболее сензитивны к восприятию и реализации управленческих воздействий .
В экспериментальном исследовании А.В. Карпова было также установлено, что уровень рефлексивности оказывает влияние не только на результативные, но и на собственно процессуальные, в частности, стилевые особенности управленческой и исполнительской профессиональной деятельности.
В настоящее время представления о значении рефлексии в профессиональной деятельности человека значительно расширились. В исследованиях ученых, занимающихся разработкой акмеологических проблем профессионального становления человека, рефлексию принято рассматривать в контексте общей психологической культуры профессионала.
Так, например, в исследовании Н.Т. Селезневой, психологическая культура руководителей системы образования рассматривается как свободный творческий вид активности, позволяющий преодолевать субъектно-объектные отношения, авторитарный характер целеполагания и оценки деятельности, способствующий сотворению атмосферы взаимопонимания, партнерства, ответственности, инициативы, системы коллегиальных субъектно-субъектных отношений. Психологическая культура руководителя представляется Н.Т. Селезневой как совокупность всесторонних, точных знаний, умений, представлений, опыта профессиональной деятельности, качеств личности, соответствующих полномочиям и правам, которые ему предоставлены, самосознания, гуманистических принципов управления. Для того, чтобы изучить психологическую культуру руководителя необходимо рассматривать такие компоненты, как:
- структура ценностей, мотивов, установок и личностных смыслов;
- требования к личности и совместной деятельности; позиции и отношения, возникающие в процессе взаимодействия;
- профессиональное самосознание и опыт личности; особенности эмоционально волевой сферы;
- умственную самостоятельность и интеллектуальные способности, включая рефлексивное мышление.
Согласно С.Ю. Степанову, занимавшемуся исследованием проблем психологии рефлексивного мышления и творчества, рефлексивная культура личности характеризуется:
- готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
- умениями обретать новые смыслы и ценности;
- умениями адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений;
- умениями ставить и решать неординарные практические задачи.
Уровень развития рефлексивной культуры проявляется в глубине переосмысления собственного опыта, степени готовности к планированию своей деятельности Основным показателем рефлексивной культуры личности является ее способность работать в условиях неопределенности. Развитие рефлексивной культуры как интегрального качества заключается в культивировании таких динамических компонентов как рефлексивная готовность, рефлексивная компетентность, рефлексивно-творческий потенциал, рефлексивная способность147.
Результаты опытно-экспериментальных исследований актуализировали целый ряд проблем, связанных с исследованием прикладных аспектов рефлексии. В настоящее время разрабатываются методики измерения рефлексивности, осуществляются активный поиск и разработка эффективных технологий управления развитием рефлексии и рефлексивных способностей у представителей разных профессий (в том числе у педагогов), начиная с первых ступеней профессионального образования и профессионального становления человека как субъекта деятельности.
Рефлексивная готовность выражается в степени обобщенности и конкретизации механизмов самопознания, саморазвития и самореализации личности. Показателем рефлексивной готовности является активность личности в различных условиях и ситуациях по их преобразовыванию. Основными составляющими рефлексивной готовности являются эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный и поведенческий компоненты.
Рефлексивная компетентность определяется как качество личности, которое позволяет наиболее эффективно осуществлять рефлексивные процессы, обеспечивает процессы развития и саморазвития, способствует творческому подходу к деятельности.
Рефлексивно-творческий потенциал выражается в способности личности решать проблемы неординарным способом. В этой способности проявляется высшая форма творчества. Творческие (креативные) способности обеспечивают саморазвитие личности, рост профессионального мастерства, переподготовку и овладение новыми специальностями. Проявление, реализация и развитие креативных способностей тесно связаны со способностями рефлексивными.
Рефлексивные способности обеспечивают условия для саморазвития личности, ее самокоррекции и творческой самореализации, способствуют росту профессионального мастерства и овладению новыми специальностями. Они влияют в целом на развитие личности и ее отношения с миром. Развитие рефлексивных способностей личности предполагает формирование адекватной самооценки, высокого уровня самоконтроля, способов саморегуляции.
Одной из главных задач в совершенствовании любого профессионала научиться рефлексии, интенсивно развивать собственную жизнь и деятельность, уметь видеть ошибки и искать варианты их преодоления. Согласно Б.З. Вульфову, рефлексия — это особый случай индивидуального самоуправления. Такое понимание рефлексии позволяет рассматривать ее как механизм личностного и профессионального саморазвития.
Понятие саморефлексии
Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.
Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге — остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.
Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.
Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.
В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи.
Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).
Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.
Рефлексивное мышление как фактор воспитания и саморазвития школьников
Рефлексивное мышление
как фактор воспитания и саморазвития школьников
В поведении школьника многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания развиваемых в процессе воспитания. Это в значительной степени определяет осмысленное им принятие или не принятие социальных норм. В этом смысле любой человек является воспитателем самого себя. Поэтому назрела необходимость включения в учебно-воспитательный процесс технологий, которые обеспечивают его эффективность за счет включения механизмов индивидуализированного воспитания. Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизмы саморегуляции. Одной из таких технологий является технология индивидуализированного рефлексивного самовоспитания, которая выстроена на основе разработок научной методологической школы возглавляемой
О.С. Анисимовым, П.Г. Щедровитским. Эта технология робко входит в практику работы Российских воспитательных учреждений, только потому, что её активное использование в традиционной системе затруднено в связи с выстраиванием процесса на механизмах внешней мотивации, в то время как рефлексивное мышление является одним из компонентов внутренне-мотивированной деятельности. Переход на прогрессивные способы воспитания учащихся делают эту технологию остро востребованной. В основе технологии индивидуализированного рефлексивного самовоспитания лежит идея педагогического взаимодействия с целью более глубокого отношения школьников к себе и окружающей среде. Основной задачей применения рефлексивной технологии является обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в его самовоспитании и саморазвитии. Технология рассчитана на возбуждение внутренних факторов – усилий по саморазвитию, которые есть в каждом человеке, но могут находиться или в дремлющем или в активном работающем состоянии. Технология индивидуализированного рефлексивного самовоспитания может использоваться как самостоятельная программа развития личности, так и в сочетании и с другими технологиями в качестве составной части. Например, с локальными технологиями такими как: технология педагогического взаимодействия, технология создания ситуации успеха, технология предъявления педагогического требования, технология разрешения конфликта. В качестве основной формы технологии индивидуализированного рефлексивного самовоспитания предлагается ситуационный классный час (можно опираться на методику проведения ситуационных классных часов Н.П.Капустина). Для применения технологии рефлексивного самовоспитания важна сформированность рефлексивного мышления воспитанника, позволяющая пропустить через его индивидуальное восприятие ту или иную педагогическую ситуацию с целью создания условий для активизации процесса осознания, способствующего внутреннему подкреплению нравственно-целевых отношений и осуждению негативных, что и стимулирует процесс самовоспитания и саморазвития личности. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, то есть из таких событий, явлений, фактов в которых проявляется характер, привычки, культура поведения человека. Такие пед. ситуации легче всего определяются в процессе совместной творческой деятельности воспитателя и воспитанников. При этом проблемы, которые проявляются в этих ситуациях, могут быть общими для всех воспитанников (не умение выслушать друг друга, доброжелательно оценивать успех друзей), собственными какой либо группы (не умение общаться, отсутствие внутренней дисциплины) и сугубо-индивидуальными (употребление ненормативной лексики). Решаемые задачи и определяют масштабы применения технологии индивидуализированного рефлексивного самовоспитания в каждом конкретном случае.
Остановимся на определении рефлексии. Рефлексия – это критическое осмысление собственных умственных и практических действий в ситуации «после события», чтобы учиться на собственном жизненном опыте. Рефлексия педагогической ситуации производиться всегда, когда возникают психологические затруднения при успешном осуществлении деятельности. Мне близка точка зрения Н.Е. Щурковой на развитие рефлексии: «Это содействие формированию личности, способная отдавать себе отчет в свободном выборе, который она делает, соотнося желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступки и последствия, интересы собственные и интересы окружающих». Особую роль рефлексивные действия играют в развитии самосознания при общении и взаимодействии с другими людьми в процессе осуществления обратной связи. Это позволяет воспитаннику корректировать свою деятельность и общение, произвольно управлять своим поведением. Пиаже трактует рефлексивное мышление как процесс, осуществляющийся на основе знаний субъектом логических законов связи объекта с направленным на него действием и анализом необходимости такой связи. В моем исследовании рефлексивный анализ выделяется как особая психологическая реальность суть которой заключается в приобретенном воспитанником опыте личностного «осознания – осмысления — переосмысления» переживания, оценки, отношения к тому что связано с деятельностью учащихся на ситуационных классных часах. Технология проведения ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:
— осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения и её принятие,
— наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме с целью дальнейшего анализа,
— внутренняя фиксация «я – позиции» по обсуждаемому вопросу,
— определение причины «я – позиции» в обозначенной ситуации,
— внутренне сравнение «я – позиции» и общественно-значимой нормы,
— рефлексия всего события,
— свободный выбор нормы поведения, как результат внутренней работы над собой,
— обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «я – позицию» социальными нормами,
— мониторинг изменений отношении школьников к обсуждаемому процессу (явлению).
Так же рефлексивный анализ педагогической ситуации можно осуществить по более краткой схеме:
— «Осознание» (Что произошло с нами до возникновения сложившейся ситуации?).
— «Осмысление» (Какие перемены произошли с нами во время ситуации?).
— «Переосмысление» (Какие новые проблемы возникли перед нами и пути их решения?).
Основной задачей моего исследования является развитие рефлексивного анализа, при использовании технологии индивидуализированного рефлексивного самовоспитания через проведение ситуационных классных часов, рефлексивных заставок на уроках, индивидуализированное педагогическое общение с воспитанниками. В качестве экспериментальной группы выступали учащиеся 10-11 класса, где я была классным руководителем.
Педагогическая концепция «Человек. Культура. Здоровье», принятая в МОУ «СОШ №5» города Саянска в 2005 году в рамках метапроекта «Развитие личности школьника в воспитательном пространстве малого города» предполагает воспитание физически, психологически, нравственно здоровой личности школьника в воспитательной системе «Школа здоровья». В соответствии с этим я разработала Программу воспитания классного коллектива, которая обеспечена диагностическим сопровождением, позволяющим так же отследить сформированность рефлексивного мышления, являющегося ведущим фактором воспитания и саморазвития личности учащихся.
Социальную активность учащихся отслеживалась по методике Стефановской Т.А..
График 1. Уровень социальной активности учащихся.
На графике прослеживается положительная динамика социальной активности учащихся: значительное уменьшение количества детей с низким уровнем социальной активности, увеличение количества детей со средним уровнем социальной активности и относительная стабильность группы детей высокого уровня социальной активности.
По данным психологической службы школы психологический климат в коллективе благоприятный. Уровень школьной тревожности, определяемый по методике Филипса в норме.
Гистограмма 1. Уровень оптимизма учащихся 10-11а класса.
Гистограмма уровня оптимизма учащихся отражает трезвый взгляд подростка на окружающий его мир.
Мониторинг компонент 10-11 а класса проводился в соответствии с новыми показателями, соответствующими модели – выпускник.
Гистограмма 2. Компонент нравственного здоровья.
Гистограмма 3. Компонент физического здоровья.
Гистограмма 4. Компонент психологического здоровья.
Гистограммы 2, 3, 4 демонстрируют позитивную динамику знаний и умений о компонентах здоровья учащихся выпускного класса.
Новые технологии воспитания переносят проблему учащихся на их собственные плечи, делая их самих ответственными за свой выбор, за свое решение. Организация этого процесса имеет свои закономерности, которыми нельзя пренебрегать в той сложной внутренней психологической работе с теми, кто тебе доверился и ждет от тебя психологической помощи и поддержки.
Основные правила, которые необходимо знать воспитателю, сформулированные Г.Ю.Ксензовой позволяют организовать воспитательный процесс с позиции сохранения чести и достоинства воспитанника:
- Нельзя уличать учащегося в неискренности и нечестности, даже если он явно обманывает других в данный момент. Дело в том, что в критической ситуации действует инстинкт самосохранения, свойственный и взрослым и детям, за тем начинается работа мысли и чувства, это будет момент победы профессиональной педагогики, момент победы ребенка над самим собой.
- Не следует давать оценку событиям (хорошо, плохо, целесообразнее) , важно включать школьников в самооценку на основе сравнения своего поступка, поведения с нормами жизнедеятельности.
- Ученик оценивает самого себя в данный момент на основе уровня своей зрелости, рефлекса самозащиты и позиции. Здесь тоже нужно терпение пока он не осознает, что требуют от него жизненные нормы.
- Не следует критиковать выбор позиции ученика, она может соответствовать позитивной норме, а может быть иной; негативное отношение к нормам жизни имеют единицы.
- Важно, чтобы воспитанники сами путем сопоставления противоположных точек зрения приходили к правильному выбору. Поэтому на ситуационных классных часах лучше объединять в микрогруппы таким образом, чтобы в них были учащиеся с позитивным и негативным отношениями к тем или иным социальным явлениям.
- Обсуждение ситуации или проблемы должно быть конкретным. Для этого в разговоре вместо слов «мы», «все» должно звучать «я так думаю». Говорить надо о своем конкретном поведении, о побудивших его причинах.
Результатом применения технологии индивидуализированного рефлексивного самовоспитания является гуманистический характер взаимоотношений, позволяющий успешно обеспечивать механизм самовоспитания, саморазвития личности ребенка.
Формы и виды рефлексии
Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.
С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:
- Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
- Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.
С учетом временных периодов рефлексия бывает:
- Событийная или ситуационная
. Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас». - Ретроспекционная
, обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности. - Перспективная
, обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.
Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:
- Саморефлексия
, обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям. - Коммуникативная
. При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия. - Саногенная
– разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний. - Интеллектуальная
. Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире.
Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.
Рефлексия: что это в психологии. Определение и формы
Также выделяют три формы рефлексии, которые зависят от своей направленности:
- ситуативная – анализ происходящего в настоящем времени (прямо сейчас я сижу на диване и пишу этот текст);
- ретроспективная – оценка прошлого опыта. Эта форма полезна тем, что мы можем делать для себя полезные выводы, основываясь на умозаключениях о прошлых событиях (вчера я писала текст на этом же диване и мне мешал включенный телевизор. Поэтому сегодня я работаю в тишине);
- перспективная – обдумывание, планирование будущего. Подготовка себя к будущим событиям (пожалуй, завтра я устрою себе выходной и буду только лежать на этом диване).
Что значит рефлексировать
Рефлексировать
— это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.
Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.
Рефлексируя, мы учимся:
- Рационально думать.
- Останавливать мыслительный «мусор».
Низкий уровень самоанализа — это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни. На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.
Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.
Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:
- Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки
. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными. - «Пилить опилки»
, как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.
- Культивировать чувство вины
. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.
- Отвечать за весь мир
. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.
Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.
Как развить рефлексию
Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься.
Как это делать?
- Пытайтесь понять какие чувства вы испытываете в текущий момент. Привычка внимательно относится к возникающим радости, гневу, тоске и связывать их с происходящими событиями или коммуникациями с определенными людьми.
- Отслеживайте истории, в которых реагируете слишком резко, болезненно. Если определенные события задевают особенно сильно, нужно понять, что является спусковым крючком.
- Если заметили, что в процессе обдумывания чего-либо испытали тоску, тягостные эмоции, то лучше самокопание прекратить и вернуться к истокам проблемы чуть позже. Высокочувствительным людям без помощи специалиста не обойтись.
- Откажитесь от тотального контроля действительности. Рефлексия не повод раскладывать материальный мир по полочкам. Дайте возможность жизни течь и вне вашего участия.
- Вечером можно «прокрутить» в голове прожитый день, все его плюсы и минусы, сформировать планы на завтра.
- Для развития рефлексии возьмите за правило размышлять систематически над любым интересным Вам явлением или объектом.
После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:
- Подумайте, есть ли что-то в прошлом, к чему бы стоило вернуться и пытаться начать заново. Это может быть семья, работа, увлечения, друзья и т.д. Иногда возврат к прошлому означает начало нового этапа.
- Четко установите для себя, что приносит удовольствие и делает счастливым. Это и будет стратегической целью, которой следует посвятить дальнейшую жизнь.
- Если та точка, в который Вы находитесь сейчас не устраивает, определите действия, которые нужно предпринять для выхода из нее. Не скатывайтесь к самобичеванию или списанию всех проблем на внешние обстоятельства.
- Правдиво ответьте себе на вопрос, что Вы делаете неправильно. Не следует заламывать руки с вопросом: «за что мне это?». Примите ответственность за неудачи на свой счет. Где была ошибка, недоработка? Правда может неприятной, не без нее сложно что-то поправить.
- Если в вопросе Вы потерпели неудачу, проанализируйте, все ли возможное было предпринято или можно попробовать что-то еще.
- Анализируйте поступки с точки зрения достижения цели. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и нужно продумывать каждый шаг. Однако в условиях дефицита времени расстановка приоритетов становится необходимой.
Есть мнение, что цель жизни в самой жизни, получении от нее удовольствия и тех вещей, которые соответствуют нашим внутренним потребностям. Рефлексируйте с умом, добивайтесь желаемого и будьте счастливы!
9.7. Психотехника рефлексивного мышления
Понятие рефлексии. Рефлексия (в переводе с лат. — обращение назад, на себя) — обращение сознания на себя, мысль о мысли. Рефлексивный феномен весьма многозначен, в самом общем виде различают три основных значения понятия. Во-первых, это философско-методологическая рефлексия — осознание, осмысление наукой самое себя, своего предмета и метода. Концепцию рефлексии разрабатывали Декарт, Локк, Кант и другие классики философии. Их идеи легли в основу понимания рефлексивного феномена в психологии. Всплеск интереса к рефлексии в современной отечественной науке связан с именем Г.П. Щедровицкого и деятельностью, начиная с середины 50-х годов, Московского методологического кружка, которые оказали заметное влияние на соответствующие разработки в психологии, в том числе и юридической.
Во-вторых, это индивидуально-психологическая рефлексия — самопознание, самосознание человека. Хорошо известно, что самое трудное — познать самого себя. Традиционно это одна из актуальных тем психологии и одно из важнейших направлений ее практического приложения, в том числе и к юридической сфере. Высокая профессиональная ответственность юриста предпола-
гает повышенный самоконтроль, продуманное принятие решений, понимание своих личных возможностей, четкую самоорганизованность, а значит, и владение рефлексией.
В-третьих, это социально-психологическая рефлексия — постановка себя на место другого человека и размышление за другое лицо. Именно в этом значении понятие рефлексии и употребляется прежде всего в юридической психологии. Отправной точкой для развернувшихся впоследствии социально-психологических исследований рефлексии послужила известная работа методолога В.А. Лефевра,1 который впервые ввел и разработал понятие рефлексии в этом значении. Рефлексивная модель оказалась весьма продуктивной при; изучении конфликта, кооперации, общения.
Понятие рефлексии в юридическую психологию, отправляясь от первых работ Лефевра, ввел А.Р. Ратинов.2 Ему принадлежит специальная работа по рефлексии в юридической психологии.3 Сложность рефлексивного феномена, к сожалению, ограничила его дальнейшее исследование в юридической психологии. В последующих работах (А.В. Дулов, 1975; В.Е. Коновалова, 1978; Н.Л. Гранат, А.Р. Ратинов, 1978 и др.) рефлексия используется в основном для раскрытия психологической природы мышления следователя, допроса, обыска и других следственных действий. При этом конфликтное взаимодействие следователя с подследственным рассматривается в рамках познавательной деятельности, рефлексивной игры и рефлексивного управления. В последние годы рефлексия активно используется в практической юридической психологии для интерпретации профессионального общения.4
Рефлексивное мышление в деятельности юриста. Рефлексивное мышление является умственным профессионально-психологическим действием юриста, обеспечивающим решение наиболее сложных в интеллектуальном отношении профессиональных задач. Специфика рефлексивного режима мышления заметно отличается от обычных логических рассуждений и наиболее характерно представлена в формуле «Я думаю, что он думает, что я думаю». Схематический, ставший уже классическим, пример этого рода, наглядно раскрывающий существо рефлексивного мышления, приводит А.Р. Ратинов:5
Следователь предпринимает розыск преступника, скрывшегося с места совершения убийства. Наиболее вероятно, что он мог уйти двумя путями: один из них — «А» — удобный для движения, но более людный и опасный, другой — «В» — труднее, но не связан с таким риском. Преследуемый рассуждает так: «Пусть «В» лучше «А», по- J этому я выбираю путь «В». Следователь, оценивая обстановку, должен воспроизвести ход рассуждения преступника и сделать отсюда соответствующий вывод: «Убийца знает, что путь «В» для него лучше, чем путь «А», и поэтому выбирает «В», значит, я должен его преследовать по этому пути». Однако, если преступник не уступает следователю в рефлексии, он может рассуждать так: «Следователь, полагая, будто я, зная, что путь «В» лучше «А», двинусь по второму пути, станет преследовать меня по пути «В», поэтому я выбираю путь «А». Следователь, превосходя преступника в ранге рефлексии,, должен воссоздать мысленно ход его рассуждении и их результат, после чего, приняв соответствующее решение, захватить разыскиваемого, если только тот не
1 Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. 2-е изд. — М., 1973.
2 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. — М., 1967.
3 Ратинов А.Р. Теория рефлексивных игр в приложении к следственной практике. // Правовая кибернетика. — М., 1970. С. 185-198.
4 Носков Б.А. Психотехника общения. — Нижний Новгород, 1997.
5 Ратинов А.Р. Указ. соч. — С. 190.
переиграл следователя в этом соревновании умов, более точно и на более высоком уровне имитируя рассуждения и решения своего противника. На этом принципе строятся и более сложные расчеты, хотя в реальных человеческих конфликтах имитация рассуждений партнера редко превышает вторую-третью ступень.
Рефлексивное мышление используется не только при раскрытии и расследовании преступлений. В более широком плане использование рефлексии дает возможность, как отмечает А.В. Дулов:1
• построения мысленной модели поведения различных участников в ходе прошедшего познаваемого события;
• планирования собственной познавательной деятельности;
• прогнозирования поведения участников процесса в ходе предполагаемых процессуальных действий;
• разработки системы воздействия на отдельных участников, являющихся источниками получения необходимой информации;
• разработки системы воздействия в целях перевоспитания лиц, совершивших правонарушения.
Практическое использование рефлексивного мышления в деятельности юриста с учетом определенной сложности этого профессионально-психологического действия предполагает владение техникой, соответствующими приемами.
Техника рефлексивного мышления. Она включает в себя три основных приема: выход в рефлексивную позицию, рефлексивное отображение ситуации и рефлексивное обоснование деятельности.
Прием выхода в рефлексивную позицию. Суть приема — в смене точки зрения на ситуацию, в которой возникло затруднение, с внутренней на внешнюю, в выходе за пределы ситуации, в позицию, позволяющую разобраться в ситуации и найти способ разрешить ее. Рефлексия — весьма «тонкая» организация мышления и, чтобы овладеть приемом рефлексивного выхода, юристу важно понимать три момента: зачем и откуда «выходить», куда «выходить» и как зафиксировать «выход».
Осознание затруднения в деятельности и фиксация ситуации, в которой оно возникло. Если все течет гладко, то в рефлексии нет нужды. Но как только в деятельности возникло затруднение, оно осознается и юрист дает себе отчет, что «что-то не так». Осознание затруднения и есть исходный момент рефлексии. При этом важно обозначить границы ситуации, в которой возникло затруднение. Например: «Не понимаю, что же неясно собеседнику в этом вопросе» или «Каким способом действовать дальше». Рефлексивный выход необходим для того, чтобы найти способ преодолеть затруднение в деятельности, а для этого нужно мысленно выйти за пределы возникшей ситуации.
Выбор рефлексивной позиции. Рефлексивная позиция — это угол, точка зрения на рассматриваемую ситуацию. Для юриста это может быть позиция конкретного партнера по взаимодействию (собеседника, клиента, пострадавшего, преступника и т.д.), иная профессионально-должностная позиция коллеги-юриста (судьи, прокурора, адвоката, следователя, оперативного работника и т.п.) и даже любая другая позиция, отличная от исходной. Выбор конкретной позиции определяется ее потенциальной полезностью в отношении данной ситуации. При этом такая позиция может быть конкретизирована: «посмотреть на ситуацию глазами незаинтересованного свидетеля», «а как бы поступил здесь более опытный коллега-профессионал» и т.п. Каждая позиция задает свой способ «видения» ситуации и отношения к ней. Потенциальный набор позиций и ролей юриста весьма велик. Полезно расширять их репертуар, осваивая их и делая привычными для собственного мышления.
1 Дулов А.В. Судебная психология. — Минск, 1975. — С. 67.
Самоопределение и рефлексивная настройка. Для фиксации рефлексивного выхода юристу важно самоопределиться в выбранной позиции. Например, «с этой позиции оценивая данную ситуацию, нужно учесть следующее ». Самоопределяясь в ситуации, юрист осваивает выбранную позицию, выделяет два-три наиболее важных момента, определяющих данный угол зрения на ситуацию. При этом важно рефлексивно настроиться на рациональное осмысление ситуации с новой позиции, проконтролировав отстройку от эмоций, сопровождавших первоначальное переживание исходного затруднения.
Владение широким репертуаром профессионально-юридических позиций, умение рефлексивно выходить на эти позиции позволяют развивать «позиционное» мышление юриста, способность юридически мыслить с различных точек зрения, что во многом обеспечивает эффективность его действий.
Прием рефлексивного отображения ситуации. Бывает, что удачно найденная позиция, точка зрения на ситуацию как бы автоматически формирует соответствующий образ, представление, «видение» причин возникшего затруднения. Однако чаще рефлексивного выхода самого по себе недостаточно и требуется еще > рефлексивно организовать отображение ситуации в сознании юриста. ; Один из способов здесь — рефлексивные рассуждения юриста при осмыслении ситуации и причин затруднения, т.е. рассуждения с четкой фиксацией позиции, с которой они производятся. Для этого используются соответствующие речевые! формулы, построенные, в частности, по схеме мысленного эксперимента («Если, то…»): «Если бы я был на месте преступника, то я бы…». При этом очень важно учитывать правило «вложения», когда извлеченная из ситуации информация строго связывается с определенной позицией (например, по принципу вложенных одна в другую матрешек).
Иллюстрацией здесь может быть известная загадка о колпаках, надетых на мудрецов. Наиболее простой ее вариант таков: есть три колпака — два белых и один красный. В игре принимают участие двое. Ведущий объясняет им, что у него есть три колпака, и показывает их. Далее он говорит: «Я вам сейчас надену каждому белый или красный колпак так, что вы не будете знать, какой именно. Но постарайтесь ответить, какой колпак на вас надет». На обоих надеваются белые колпаки. Один рассуждает: «На нем белый, значит, на мне может быть белый или красный». Другой тоже видит белый и рассуждает точно так же. В данный момент времени ни один, ни другой ничего о своем колпаке сказать не могут и молчат. Дальше любой из них может рассуждать так «Если другой молчит, значит, он видит на мне не красный колпак. А раз так, то он на мне видит белый». В рассуждении здесь присутствует первый уровень глубины рефлексии.1 Юрист, конечно, рассуждает не о колпаках, но принцип тот же.
Социальная психология личности. — Л., 1974. — С. 143-144.
Рефлексивные рассуждения при осмыслении ситуации обычно непросто удержать в сознании. Отсюда необходимость схематизации, построения схемы ситуации, организующей с определенной позиции ее основные элементы. Схемой будем называть структурно организованное единство элементов или структуру элементов, если элементы принадлежали другой целостности, из которой они были извлечены для схемообразования.1 Без схематизации обычно трудно разобраться в запутанной юридической ситуации. Принято считать, что схема — это нечто упрощенное и примитивное. Это не так. Схема действительно упрощает, но одновременно и обобщает. Использование же нескольких схем, подготовленных с разных позиций, позволяет глубже осмыслить самую сложную юридическую ситуацию и разобраться в причинах возникших затруднений. Для этого важна объективизация схем и их проработка. Обычно это делается графически на доске или бумаге. В области методологии (О.А. Анисимов) в этих целях разработан специальный язык схематизированных изображений.
Итак, суть приема рефлексивного отображения ситуации — в организации осмысления возникших трудностей посредством рефлексивных рассуждений и схематизации. «Схемное» мышление — мощный интеллектуальный ресурс юриста.
Прием рефлексивного обоснования деятельности. Рефлексия дает не только объективированное представление о ситуации и причинах затруднений, но и основание для деятельности, исправляющей положение. Суть приема — именно в трансформации рефлексивной картины ситуации в основание для такой деятельности. Обычно это связано с рефлексивным управлением. Рефлексивным управлением В.А. Лефевр называет процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому.2 Это управление осуществляется не в результате прямого навязывания другому своей воли, а путем передачи ему «оснований», из которых тот как бы дедуктивно выводит предопределенное таким основанием решение.
Чтобы картина ситуации могла быть принята в качестве основания для принятия решения, она должна стать приемлемой, «нормальной» для лица, принимающего решение. Необходима выработка представления о нормах, которым должна подчиняться деятельность для достижения успеха, нужно соответствующее нормирование и перенормирование деятельности для разрешения ситуации и преодоления трудностей. Это прежде всего правовые и этические нормы. Норма — это предписание к деятельности, она состоит из представлений о будущей деятельности и предписывающего статуса этих представлений. О.С. Анисимов выделяет следующие типы норм: цель, план, технология, программа, проект, метод, методика, подход, принцип.3 Широкое толкование норм в современной методологии открывает дополнительные возможности рефлексивного обоснования деятельности.
Рефлексивное обоснование деятельности также связано с выработкой сценария игрового поведения. Ведь играть роль — это проводить обычное рефлексивное управление.4 Гибкое использование различных норм и разнообразных сценариев повышает эффективность рефлексивного управления.
Владение приемами рефлексивного мышления — показатель высокого уровня развития профессионального мышления и деятельности юриста.
1 Анисимов О.С. Основы методологического мышления. — М., 1989. — С. 174.
2 Лефевр В.А. Указ. соч. — С. 43.
3 Анисимов О.С. Указ. соч. — С. 215.
4 Лефевр В.А. Указ. соч. — С. 92.
© 2010-2013 adhdportal.com. Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт