Научная статья по социальной психологии. На тему : Влияние общества на развитие личности


Влияние социума на человека

Стоит ли доверяться мнению толпы? Стадный инстинкт – хорошо это или плохо? Следуя за толпой идем ли мы к деградации?

Очень много вопросов, на которые мы хотели бы знать ответы. Так давайте попробуем разобраться, что такое толпа, стадо, как они взаимосвязаны, что такое стадный инстинкт и всегда ли нужно с ним бороться.

Обращаясь к словарю Ожегова, мы можем дать определения словам толпа и стадо:

Толпа — 1. Скопление людей, сборище. 2. перен. Безликая масса людей в её противопоставлении выдающимся личностям (устар.).

Стадо – группа животных одного вида.

Из данных определений можно отметить, что эти два понятия близки между собой. Сама фраза «стадный инстинкт» изначально относилась к животным. Для них стадный образ жизни – это естественно. Другими словами, стадо – это иерархическая система, где каждому отведена своя роль. Стадный инстинкт в этом случае иногда называется инстинктом стадной иерархии и является генетическим. Эту строгую иерархию можно увидеть на примере стада крыс: у каждой крысы есть свой ранг, и более низкие ранги подчиняются более высоким. Из биологии мы помним, что особи самого высокого ранга называются альфа, а самого низкого – омега. У животных на определение ранга влияют такие важные качества как наглость, физическая сила и т.д. Так же некоторые внешние признаки могут определять ранг. Например, у петухов – величина гребня.

Стадный инстинкт проявляется не только у животных. Не стоит забывать, что человек существо биосоциальное, и у него тоже присутствует инстинкт стадной иерархии. Главным отличием «стада людей» от стада животных является то, на основе каких качеств определяется ранг. Для животных, как мы выяснили, наибольшую роль играет сила, но для людей она влияет гораздо меньше. Намного важнее положение в обществе, размер зарплаты и т.д., но это только внешнее проявление стадного инстинкта. На самом деле у людей он почти не отличается от животных. Хотя, если сравнить образ жизни людей и, собственно, животных, то сильных различий мы и не заметим. При рабовладельческом строе у кого было больше всего рабов, тот и обладал высоким рангом. У животных все происходит аналогично – ранг пропорционален количеству подчиненных особей более низкого ранга. Так же у животных ранг может зависеть от территории, которая «принадлежит данному стаду. У людей же ранг определялся от количества построек – при феодальном строе.

Самое простое проявление стадного инстинкта – это решение какого-либо вопроса в группе людей, в данном примере рассмотрим группу студентов. В каждой группе есть вожак, активист, который предложит свое мнение по решению конкретной проблемы. Большинство из присутствующих соглашаются с этим решением, но не потому что они согласны, а потому что они скорее всего не уверены в своей правоте или не желают нести ответственность за свои слова, а неуверенность – это один из признаков, которые усиливают стадный инстинкт. Независимо от того, был ли прав тот человек, который принял решение, все, кто последовали за ним, в «стаде» будут думать, что он умнее их самих. Это называется подсознательными ассоциациями, из-за которых мы выдаём желаемое за действительное.

У каждого человека инстинкт стадной иерархии выражен в разной степени. Помимо того, что стадное чувство заложено в генотипе, мы привыкаем к нему в повседневной жизни. Большая часть закладывается в детстве: в основном на примере родителей. Далее детский сад, школа, учителя, друзья. На помощь им приходят СМИ (средства массовой информации), телевизор, интернет. И, наконец, соседи и окружающие люди (см. рис. 1).

Влияние различных факторов на формирование стадного инстинкта
Рисунок 1. Влияние различных факторов на формирование стадного инстинкта

Плюсы и минусы стадного инстинкта

Изучая стадный инстинкт, можно выделить ряд его положительных и отрицательных влияний на жизнь человека.

Для начала рассмотрим положительные влияния.

Во-первых, инстинкт стадной иерархии – это основной механизм выживания как у людей, так и у животных. Если несколько человек будут смотреть наверх, то прохожие невольно взглянут, для того чтобы узнать, что привлекло внимание группы людей. И в этом нет ничего плохого, так как возможно сверху может угрожать опасность от которой необходимо скрыться. В этом случае стадный инстинкт работает как инстинкт самосохранения.

Во-вторых, отталкиваясь от мнения толпы можно сделать выбор в той области, которая не совсем нам знакома. Примером будет являться выбор компьютера или телефона. Не все люди разбираются в характеристиках, а на основе анализа данных моделей другими людьми, их отзывов и статистики, проводимой на сайтах, можно узнать много полезной информации и выбрать товар. Это относится не только к поиску товаров в интернете. Когда мы собираемся купить товар, мы прибегаем к помощи продавцов-консультантов, которые помогают в выборе, и мы доверяем их мнению.

Далее рассмотрим отрицательные влияния на жизнь человека.

При наличии вокруг человека толпы, т.е. некого скопления людей, он начинает двигаться, думать и поступать не так, как от него ожидали. Почему человеческая масса имеет такое сильное влияние на отдельно взятого индивида? Ответов на этот вопрос несколько.

В основном, большое количество привязанностей возникают в группе людей в связи с недостатком самостоятельности и инициативы у определенных индивидов.

Ну и второй вариант того, почему толпа может так сильно влиять на человека –человек сам разрешает массам думать за него, не утруждая себя. Интересным фактором является то, что в толпе суггестивное влияние может оказывать не только вождь, но и каждый индивид друг на друга. Зачастую мы прислушиваемся к чужому мнению, потому что оно опирается на более простые факты.

Ещё одним минусом стадного инстинкта является легкость в управлении большим количеством людей. Нежелание отбиваться от общего коллектива, чтобы не потерять свой статус в социуме – одна из основных проблем современности. Люди начинают зависеть от мнения окружающих так, что сами разрешают управлять собой. Индивид начинает действовать не в своих целях, а в целях общества, чтобы не выделяться и не оказаться объектом обсуждения. Например, рассмотрим группу школьников, которые решили уйти с урока. Когда большая часть класса согласна прогулять урок и уже собираются уходить, оставшиеся ребята начинают думать и сами того не желая присоединяются к толпе. В большинстве случаев на урок останется примерно 3-10% от всего коллектива.

Человек, не испытывая на себе никакого влияния и находясь в обществе людей, самопроизвольно «заражается» их поведением, копирует их повадки. Стоит только нескольким людям начать движение на красный сигнал светофора, большинство людей тоже начинают движение, не задумываясь о том, правильно ли они поступают.

Для некоторых стадный инстинкт – это способ защиты. Защиты от окружающего мира, внешних воздействий. Сложность принятия решений подталкивает их следовать общественному мнению.

Стадный инстинкт в повседневной жизни

Все мы понимаем, что у людей есть склонность к стадному инстинкту. Именно поэтому появляется возможность манипулировать людьми в своих целях. Известным примером является эпизод из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» о том, как главные герой заставляет покрасить забор соседских мальчиков вместо него. Сразу возникает вопрос: как же он смог это сделать? А ответ на него очень прост! При помощи стадного инстинкта. Увидев, что в очереди на покраску забора стоят уже два человека, остальные начинают думать, что в этой работе есть что-то ценное и они даже готовы заплатить за то, чтобы им досталась возможность поучаствовать в этом процессе.

Этот прием часто используется в продвижении интернет- магазинов, у которых есть система оценки купленных товаров. Ранее мы рассматривали пример того, что на основе статистики и отзывов можно выбрать необходимый товар, но стоит учесть, что поставить оценку и написать отзывы могут не только покупатели, но и «подставные лица», т.е. сам автор, производитель либо конкуренты. Но люди доверяют отзывам и оценкам на сайтах больше, чем, например, рекламе.

Стадный инстинкт так же затрагивает отношения внутри коллектива. Мы начинаем относиться лучше к тем людям, которых считаем «своими». Понять, по какому принципу происходит отбор на «свой» — «чужой» совсем не сложно. В основном из-за семейного положения, общих интересов, принадлежности к какой-либо группе и т.д., и, как ни странно, к совету «своих» мы прислушиваемся чаще, даже позволяем себе следовать их примеру.

Проанализировав поведение людей в различных ситуациях можно заметить очень интересную вещь, называемую как «самопроизвольный стадный инстинкт». Индивид начинает следовать тому, что он сам сделал уже несколько раз. Получается, что человек считает определенное действие правильным, основываясь на своем поведении в прошлом. В продажах считается, что самая важная покупка от одного клиента — вторая. Затем уже человек «встает за собой в очередь» и может покупать снова и снова, нередко делая более крупные заказы и тратя больше денег.

Тема стадного инстинкта интересует людей уже очень длительное время. В 1971 году сняли научно-популярный фильм, в котором проводились различные эксперименты над детьми. Рассмотрим один из проведенных экспериментов, имеющий название «сладкое или соленое». Кашу в тарелке на три четверти посыпали сахаром, а оставшийся участок посыпали солью. Дети по очереди пробуют кашу с одной и той же тарелки отвечают, какая она на вкус. Первым трём достаётся сладкие части, и они искренне говорят, что каша сладкая. Испытуемому ребенку (четвертому) достаётся пересоленный кусок. Несмотря на это, большинство из испытуемых заявляют, что каша всё равно сладкая. При этом многие из них активно отказываются от ещё одной ложки такой «сладкой» каши.

После этого, спустя несколько десятилетий, психологи провели те же эксперименты на современном обществе, но сильных изменений не выявилось. Это значит, что стадный инстинкт, заложенный в нас ещё до нашего рождения, несомненно, эволюционирует, но с такой маленькой скоростью, что за пол века эта разница становится не столь заметна. И чтобы научиться мыслить самостоятельно в толпе должно пройти много времени и потрачено много усилий каждого индивида, для того, чтобы изменить наше общество в лучшую сторону. Но тем не менее, мы видим, что в каждом из проведенных экспериментов присутствует около 10 процентов людей, которые не откликнулись на мнение толпы, а доверяли только собственному. Значит у нас есть шанс исправить сложившуюся ситуацию и идти к более рациональному будущему. Всегда нужно стараться думать своей головой, но если мы что-то и подражаем, то необходимо для этого выбирать достойные примеры. Пусть стадный инстинкт проявится для вас в нужной форме.

Этапы формирования личности

Процесс становления индивида как личности начинается с момента рождения, когда фактором наследственности закладывается база формирования. Другие факторы влияния общества на развитие человека :

  • природная среда, климатические особенности района проживания,
  • совокупность социальных норм и культурных ценностей, принятых в группе,
  • усвоение человеком норм, обеспечивающих влияние на процесс социализации,
  • субъективный опыт, который накапливается при выходе из разных ситуаций.

Природный фактор является важнейшим условием гармоничного развития социума. Влияние общества на развитие личности заключается не только в прикладном значении, но и имеет художественное, научное, нравственное значение.

Влияние общества на формирование личности начинается буквально с момента рождения. Процесс социализации можно разделить на несколько возрастных категорий:

  • ранний до 3 лет,
  • с 3 до 11 лет,
  • подростковый, с 12 до 15 лет,
  • юношеский возраст (до 18 лет).

Наиболее важным в обеспечении влияния общества на личность является институт семьи, а также детские коллективы. К 18 годам уже практически сформированная молодая личность имеет свои мнения.

Влияние групп общества на психологию и поведение человека может быть как положительным, так и в негативном плане. Понятие личности проявляется в совокупности социальных качеств, приобретенных в жизни.

Влияние группы общества направляется на устранение отрицательных качеств индивида, а наличие обратной связи позволяет оценить правильность выбранного вектора развития.

В группе присутствуют люди с разным уровнем знаний, навыков и умений. Общаясь с людьми более высокого уровня развития, можно быстрее достигать поставленной цели, стать успешным.

Воздействие общества на индивидуума через группы заключается в требовании выполнять нормы. Здесь обрабатываются коммуникативные навыки, а положительные эмоции от общения повышают самооценку, придают уверенность.

Если групповые интересы становятся выше интересов отдельных ее членов и действуют в ущерб обществу, то отмечается негативное влияние группы. Когда мнение большинства навязывалось, одаренные личности находятся под психологическим давлением.

В результате такие люди или становились конформистами, или поддавались общественному остракизму, вплоть до изгнания. Иногда группа может инициировать развитие характера в негативном направлении, приобретение вредных привычек.

Проиллюстрировать такое влияние общества можно известной поговоркой «с кем поведешься, от того и наберешься».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: