Типы и примеры социальных ролей в обществе

Поговорим сегодня о ролях, которые нам приходится играть в своей жизни. Что мы о них знаем? Какие мы актеры? И где среди этих ролей настоящий Я? По своей сути «социальная роль» – это поведение человека, которое от него ожидается в соответствии с занимаемым статусом.

Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. В. Шекспир

Сюда относятся и профессиональная деятельность (ученик, бухгалтер, начальник), и социально-демографические роли (муж, жена, сын, мать), и межличностные роли (лидер, душа компании, изгой, королева класса) и гендерные социальные роли (мужчина и женщина).

Кто мы и через что самоопределяемся


Каждый из нас наполняет собственную жизнь определенным содержанием, исходя из ценностей и мировоззрения. Одни нуждаются в грандиозной сверхзадаче, которая бы сделала их существование осознанным, другие перестали задаваться философскими вопросами еще в юности, смирившись с тем, что они слишком сложны. Но смысл жизни ищет и находит каждый: в религии, философии, профессии или отношениях.
Множество людей самоопределяются через роли, которые играют в обществе. Когда такого человека спрашивают «Ты кто?», он отвечает: «Я шеф», «Я муж», «Я мать-одиночка», словно не мыслит себя никем и ничем другим. И казалось бы – чего особенного? Мать, жена или руководитель – это все-таки вполне социально приемлемые способы самовыражения…

Но что, если завтра такой человек не будет ни шефом, ни мамой, ни женой? Дети уедут, фирма обанкротится, а муж уйдет к другой? Что останется?

А ведь все эти вещи возможны, а многие даже неизбежны. Самая распространенная ситуация – отъезд повзрослевших детей, когда выясняется, что все это время мать и отец занимались только ими, видя себя исключительно в качестве родителей. Им кажется, их жизнь разрушена, и они начинают обвинять детей в неблагодарности. А никто не виноват. Они сами нарушили баланс, сделав свои родительские функции важнее себя самих.

Добровольные затворники

Сюда включаются граждане, которые не желают идти за толпой, но и не борются с системой. Они предпочитают вести уединенной и тихий образ жизни, не посвящая себя службе обществу. Считается, что именно такие люди замедляют прогресс человечества.

«Мужское» веселье и не только: 7 способов укрепить связь с сыном

Без муки и дрожжей: часто готовлю пиццу из кабачков. О классической забыли

Я считала роль в «Друзьях» своим проклятием: откровения Дженнифер Энистон

Они жалуются, вместо того чтобы действовать. Они думают исключительно о собственных интересах. Они верят в разные теории заговора и любят конфликтовать с другими людьми. Они пробуждают невежество, а также настраивают людей друг против друга.

Равновесие – основа всего

Нечто подобное может произойти с любой ролью. Но это не значит, что нужно их избегать. Более того, совсем не примерять их на себя вряд ли получится. Вся наша жизнь состоит из ролей, мы постоянно вступаем в отношения с окружающими, выполняя те или иные функции. И на самом деле, чем их больше, тем полноценнее жизнь и устойчивее психологическое состояние.


Если, к примеру, вы и жена, и мама, и успешный работник, и член кружка вышивания, и к тому же увлекаетесь спортом, то у вас сразу пять амплуа, дающие вам здоровое ощущение собственной значимости и определенного места в жизни. Кроме того, большое количество ролей дает некоторую гарантию стабильности – ведь маловероятно, что все они исчезнут одновременно. Ведь человек, лишившись поддержки в одной сфере, может, по крайней мере, опереться на другие.

Как и везде, здесь важен баланс. В ролях нет ничего плохого, если вы понимаете, что происходит, осознаете, что примеряете и зачем, помните о своем предназначении и живете ради него, оставаясь в центре происходящего. Но часто смысл жизни человека определяют роли, с которыми он полностью срастается и уже не мыслит себя никак иначе. Растворяясь в образе примерной жены или заботливого отца, мы не знаем себя, не умеем быть собой и с собой. И когда что-то меняется, происходит катастрофа. Мы становимся беззащитными и ощущаем огромную внутреннюю пустоту.

А если вы получаете удовольствие от игры, но способны прожить без нее, то вы – хозяин ситуации. И здесь мы подходим к тому, из какой позиции действовать.

Важно отличать себя от роли, понимать и помнить свои интересы, свою суть. Для этого необходимо изучать себя, интересоваться собой.

Субличности или Роли, которые играют люди

У человека есть несколько ключевых субличностей, связанных с важными сферами жизни, в которых проводится большое количество времени.

Для более эффективного взаимодействия с другими людьми, для лучшего понимания себя, желательно выделять в своей личности определённые грани, которые называются субличностями.

Субличности – это программы, которые создаются в подсознании для решения повторяющихся схожих задач, исполнения тех или иных ролей (Домохозяйка, Спортсмен, Дочь, Лежебока, Ленивое Я, Великий комбинатор, Слесарь-интеллигент со средним образованием).

Грани личности – это инструменты, которые используются человеком для более эффективного и гармоничного поведения в конкретной жизненной ситуации.

У человека есть несколько ключевых субличностей, связанных с важными сферами жизни, в которых проводится большое количество времени. Например, несколько на работе («бухгалтер» и «душа компании»), несколько дома («строгий отец» и «любящий муж»), несколько с друзьями («любить поговорить» и «шутник»). И есть множество вспомогательных граней личности, которые используются реже и активизируются для выполнения более редких задач. У каждой субличности можно выделить оттенки, состояния в которых она чаще всего бывает. Например, «папа» может быть строгим, нежным, любящим, защитником, хозяином.

При активизации различных субличностей, человек может очень сильно меняться – меняется его поведение, мысли и желания, ценности, взгляд на мир и других людей. Его проявления в разных сферах жизни могут быть совершенно разными, человек, порой, преображается до неузнаваемости. Один и тот же человек, может быть молчаливым при общении с глазу на глаз и говоруном-заводилой в большой компании, где-то он – чистюля и педант, а где-то – безалаберный неряха.

Пример «Школьник»

Вот сидит школьник за партой. У него активен «дрожащий двоечник», подросток робко прячется за спины других ребят, боится, что его спросят невыученный урок, а потом от разгневанной мамы получит нагоняй. Ему везёт, звучит звонок с урока, опасность миновала. Начинает включаться «любитель поиграть в компьютер», подросток радостный бежит домой, где его ждёт герой 65 уровня – редкое достижение в этой игре. За компьютером он играет роль «предводителя клана», его самоощущение и взаимодействие с другими людьми сильно перестраивается – он ведёт себя как лидер: уверен в себе, знает что и как надо делать, руководит людьми (вполне возможно, что часть из ведомых будут взрослые люди от 20 лет, у которых другой уровень в игре и другое самоощущение).

Или «всезнающий отличник», который чувствует себя авторитетом и победителем на уроке физики, а на физкультуре, вся его прыть улетучивается, он превращается в «слабака, над которым все смеются». Пример из более позднего этапа жизни – «буйный директор» на работе, а дома – «нежный подкаблучник», безпрекословно выполняющий все распоряжения жены.

В примерах выше, при изменении активных субличностей, перед наблюдателем появляются совсем разные люди, со своей историей, навыками, осанкой, манерой говорить и предпочтениями. Память о своих прежних субличностях и том, что с ними происходило у человека может временно вытираться.

Можно понаблюдать за детьми как они играют и как сильно могут отождествиться со своей ролью, полностью в неё погрузиться, во время игры они находятся в своём отдельном мире. Взрослые играют не менее самозабвенно, только у них роли иногда по-другому называются.

Каждая субличность говорит «я», а потому, без того чтобы дать им имена и определить сферы их проявления, тяжело разобраться в своём внутреннем мире, поведении и мотивах поступков, сложно выстраивать систему ценностей и достигать намеченных целей, т.к. разные субличности могут вести человека в разные стороны.

Пример «Работа и дом»

Сидя на работе в 6 часов вечера, «ответственный сотрудник», который не доделал отчет и «любитель домашнего очага» совершенно по-разному воспринимают ситуацию, у них разные цели и при активизации, субличности будут вести себя по разному. «Ответственный сотрудник» подумает, что отчет не доделан и можно раз в месяц на пару часов задержаться (и прикроет глаза, как бы забудет, что уже не первый раз задерживается), а «любитель домашнего очага» вспомнит, что сегодня показывают интересный фильм и жена приготовила хороший ужин, выключит компьютер со словами: «всей работы не переделаешь».

Чаще всего, обычная работа по составлению списков целей неэффективна, т.к. список формируется из одной субличности, а в жизни включаются совершенно другие субличности, которые имеют свои цели и своё мнение. Человек просто не хочет и не может выполнить те обязательства, которые на себя взял прежде. Поэтому важно помнить потребности других субличностей, а также уметь, когда необходимо, менять своё состояние, выходить из одних ролей и включать другие. При смене роли, изменится взгляд на мир, а также способности, желания и уровень мотивации.

Пример «Пробежка»

«Хвастливое Я» говорит, что завтра пойдёт на пробежку. Когда наступает завтра, человек, видя что погода противная, идёт холодный дождь, активизирует «Любителя комфорта», который находит «веские причины» (может, например, воспользоваться изречениями известных личностей, выбрать что-нибудь подходящее из репертуара поговорок или придумать что-то своё: «жизнь дана нам для удовольствий!») или просто забывает о прежнем решении, с наслаждением и немного мутноватым внутренним ощущением (здесь идёт ложь для успокоения и отвод глаз от нежелательных фактов) садится пить горячий ароматный чай в мягкое обволакивающее кресло).

Если человек привык много врать себе, то он практически не замечает за собой лжи, не ощущает противного давящего чувства, его взор очень ограничен, много «белых» пятен, а попытки «раскрыть ему глаза» могут натолкнуться на очень большое сопротивление со стороны подсознания, агрессию. Ложь – это защита, которая сковывает проявления человека, сужает поле зрения и расходует его энергию, поэтому, желательно стараться защиты постепенно убирать, работать над собой. Работа над собой – это достаточно болезненный процесс, но он вознаграждается тем, что человек развивается, сбрасывает часть оков, становится свободнее, сильнее и энергичнее.

Человек, как правило, не знает какие у него есть субличности и потому совсем не контролирует их активизацию. В таком случае, субличности безсознательно активизируются под воздействием внешних толчков, например, из эгрегоров или посредством других людей. И в результате, сознательное управление человека собой находится на очень низком уровне, его поведение может быть очень непоследовательным, непостоянным, противоречивым и вредным для тех целей, которые он себе когда-то поставил. В то же время, организованность и последовательность далеко не обязательно являются признаком сознательности – человека может вести какой-либо эгрегор, по мере движения формируя необходимые толчки, на которые человек реагирует нужным образом. Последний может искренне считать, что это он сам всё придумал, спланировал, организовал и реализовал.

Надевая на себя какую-то роль, человек определённым образом перестраивает идущие через него энергопотоки. Реакция другого человека на приходящую извне энергию часто машинальна и потому он безсознательно надевает наиболее подходящую роль, его прежнее состояние может достаточно быстро улетучиться. Соответственно, поменяются цели, поведение, желание и мировосприятие. Явно это можно наблюдать во время расстановок, когда человеку говорят, например: «Побудь, пожалуйста, заместителем моего мужа». Неявно это происходит постоянно – если к человеку из примера «Работа и дом» в момент его раздумий подойдёт директор, то велика вероятность, что мужчина перейдёт в роль «ответственного сотрудника» и будет доделывать отчет.

Роли также могут одеваться эгрегорами при безсознательном попустительстве со стороны человека. В расстановках по Хеллингеру, часто идёт работа со случаями, когда семейная система навязывает клиенту не естественную ему роль например, дочь отождествляется с прежней любовью своего отца, играет роль соперницы для мамы и возлюбленной для папы. Главное, что наводимое состояние, мысли, импульсы к действиям человек воспринимает как свои собственные, а потому, не задумываясь, приводит в исполнение.

Люди полностью погружаются в игру, идут по определённому сценарию, который, скорее всего, уже не раз проигрывался и внимательный наблюдатель знает как и чем всё закончится (Э. Берн в книге «Игры, в которые играют люди») разобрал частые формы взаимодействия людей, то, что лежит на поверхности, скрытую выгоду, которая не осознаётся участниками и негативные последствия, которые не замечают игроки, а также способы выйти из этих игр, разрушить сценарии). Соответственно, если человек помнит себя во время игры, он знает в каких точках будет развилка в течении сценария, где и как необходимо сделать толчок, чтобы игра повернулась в нужную сторону и закончилась более благоприятно.

Человеку, который ориентируется в своих субличностях, а также может определять какие субличности запускаются у партнёра, будет легче отслеживать происходящее, более гибко и точно руководить игрой. Желательно учиться отслеживать ключевые точки, в которых нужно производить толчки. Под воздействием точечных импульсов, человек начинает безсознательно катиться в нужную сторону, отрабатывать тот сценарий, в который его направили. Часто человек не следит за собой и приходящими извне имульсами, играет всё без разбора: ему поставили пластинку агрессивного – агрессирует, сменили на нежного – он нежный, активизировали лидера – он самозабвенно играет лидера, командует.

Пример «Мудрая женщина»

Домой приходит разгневанный муж, его жена может в зависимости от целей включить разные субличности (хочется вечер провести в форме скандала или чтобы он как-то хорошо, по-тёплому закончился). На какие-то слова мужа и действия, жена может ощущать сильные порывы отреагировать негативно, внутри неё что-то манит взорваться. Здесь легко поддаться и погрузиться в уже готовый сценарий перепалки, в которой обе стороны кричат, считают себя абсолютно правыми и совсем не понимают происходящее.

Но, допустим, женщина вспоминает себя и активизирует «заботливую жену» или «маму». Эти субличности модулируют исходящую энергию определённым образом. Такое состояние жены предлагает (лучше сказать, незаметно гипнотизирует, смещает точку сборки) мужу постепенно перестроиться, надеть на себя другую маску, более адекватную ситуации. Мужчина может постепенно уйти из разгневанного состояния и начать играть роль «ласкового мужа». Процесс перехода, как правило, плавный, огонь постепенно затухает.

Есть и более жесткий вариант смены, когда жена совершает нечто, сильно выходящее за рамки сценария, мужчина может попасть в ступор, транс, и из этого состояния его можно подтолкнуть в нужном направлении. В итоге, коммуникация развивается так, как этого хотела женщина, хотя, возможно, мужчина ничего не заметил. Далее можно включить у себя «любовницу», и сначала через тонкие намёки, заигрывания, оттаявшего, размякшего мужа постепенно перевести в состояние «самца», либо из «любящей мамы» накормить и уложить спать сладким сном.

Человек через сознательное изменение своего состояния может менять окружающую его атмосферу. Переключая активную субличность, он меняет своё излучение, которое воздействует на мир (или по другому: смещая позицию точки сборки, человек перемещается в другой мир, с немного другими характеристиками).


Пример «Преображение мира»

Если человек раньше постоянно играл роль недовольного агрессивного человека, регулярно попадал в конфликты и с кем-то ссорился (люди и тонкий план реагировали соответствующим образом на него, зеркально отражали его внутреннее состояние, настрой), а теперь стал более мягким и приветливым, то и среда вокруг него постепенно меняется, становится более дружелюбной и приветливой, потенциально конфликтные ситуации реже встречаются, протекают в более мягкой форме и быстрее затухают.

Помимо «агрессора», люди часто играют роль «обиженного», «безпомощного», «несчастного», «жертвы» и тем самым формируют соответствующую окружающую обстановку. Можно поставить себе задачу отслеживать начальные этапы запуска этих ролей и стараться, как можно быстрее, из них выходить (пока не погрузились с головой и не забылись в игре), «менять пластинку» на более подходящую. Важно помнить, что состояния могут приходить извне, от кого-то другого и нет никакой нужды их отыгрывать.

Для более глубокого изучения темы рекомендую книги Петра Успенского «В поисках чудесного» и Авессалома Подводного «Человек многоликий» (очень детально разработано). опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание- мы вместе изменяем мир! © econet

Кто я?

Для начала попробуйте ответить на вопрос: «Какие роли я играю?». Вы можете написать их списком, особо выделив самые важные. Какие у вас амплуа – трагические, драматические, может быть, комические? С кем вы взаимодействуете и что получаете от участия в процессе? Нравятся ли вам ваши функции?

А потом попробуйте представить: «Что будет, если убрать мои роли? Кем я буду тогда?».

И задайте самый главный вопрос: «Помогают ли они мне реализовать истинный смысл моей жизни?». И чтобы ответить, нужно знать, в чем он заключается.

Может быть, вы вдохновляете людей или помогаете им? Умеете слушать или наоборот, рассказывать? Это не обязательно связано с талантами, может быть, это какие-то ваши качества, особенности – но не социальные обязательства, не роли, а нечто большее. Важнее всего отношения с самим собой, и никто не ответит на вопрос «кто я?» лучше вас самих.

Порой психологические проблемы мешают нам услышать собственный внутренний голос. И тогда могут помочь специальные методы, один из которых я опишу ниже.

Практика, которая поможет вам понять свое предназначение

Ее предложил Роберт Дилтс, консультант и тренер, разработавший множество техник по изменению убеждений и моделированию мышления. По Роберту Дилтсу, есть три вещи, которые мешают нам увидеть собственное предназначение:

Прошлое, которое находится сзади и держит вас.

В терминологии Роберта Дилтса оно называется демоном. Иногда кто-то, обернувшись, может увидеть в качестве демона собственных родителей.

Препятствие, которое стоит перед вами и заслоняет цели.

Оно может выглядеть как стена или забор. И вы, даже зная, что смысл есть, не видите его.

То, что не дает вам двинуться с места, и разобраться с первым и вторым – раны, психотравмы, которые вы накопили в течение жизни

, и которые стали вашим опытом. Эти травмы можно найти локализовано в каком-то месте. В области живота – биовыживательная травма, в области сердца – эмоциональная, в области головы – когнитивная.

Работать с этими препятствиями можно следующим образом.


Вы поворачиваетесь в прошлое к демону и говорите следующее: «Я принимаю твое существование, ты есть! Я принимаю тебя и признаю твое право на существование, я не буду на него покушаться». Затем скажите: «Я благодарен тебе! Я понимаю, что ты зачем-то появился в моей жизни». После нужно сделать поясной поклон (на этом, кстати, построена почти вся терапия Берта Хеллингера). В результате часто демон просто исчезает, а вы ощущаете, будто по телу бегут мурашки.

После поворачивайтесь вперед и обнаружьте препятствие впереди. К этому моменту оно может стать меньше. И говорите: «Я принимаю тебя, препятствие, и, более того, я понимаю, что лично закрыл смысл от самого себя. Я благодарен тебе, препятствие». И тоже делаете поясной поклон.

И последнее – рана. Поставьте руки перед собой и попросите, чтобы они сами легли на ту рану, которая больше всего мешает вам привнести в жизнь содержание. Понаблюдайте, куда опускаются руки. И спросите сами себя: «Если бы я знал и мог, а я знаю и могу, что мне необходимо было бы привнести в эту травму, чтобы ей стало легче – смелость, любовь, уверенность, благородство? Какой ресурс поможет мне решить эту проблему и сдвинуться с места?». Потом поднимите руки и попросите дать вам тот ресурс, который вы на самом деле должны были получить уже давно, который поможет вам перешагнуть через эту травму и выздороветь психически.

Когда вы почувствуете на руках тепло или образ ресурса, обратите внимание на следующее – проявился ли смысл? Он может иметь четкий размер, форму, место в теле. И теперь можете ввести его руками в то место тела, где до этого была травма. Затем возьмите ручку и лист бумаги и запишите все мысли, которые придут к вам относительно направления вашей жизни. Если вы проделаете практику правильно, то будете очень вдохновлены полученными ответами.

КАК ПОМОЧЬ

Родители, учителя и все, кто хочет помочь сверхответственному ребенку, должны уделять ему больше внимания.

Настаивайте на том, чтобы он не жертвовал ради вас собой — занятиями в кружках, общением и игрой со сверстниками, спортом, занятиями искусством, экскурсиями и прочим. Дайте ему понять, что интересы членов семьи не выше его собственных.

Пусть ребенок выполняет посильные задания, но не берет на себя неподъемных дел. Избегайте ситуаций, когда от него ожидают слишком многого и, соответственно, перегружают.

Объясните, что хорошо время от времени расслабиться и побездельничать. Убедите его, что он не должен всегда и везде угождать кому-то: взрослым, братьям и сестрам, учителям. Ничего плохого нет в том, чтобы порадовать себя, а это может включать и ничегонеделание.

Цените ребенка за то, кто он таков, а не за то, что он делает. Пусть он поверит, что вы принимаете его независимо от того, преуспевает он в делах или нет. Развивайте в нем психическую гибкость, побуждая его к спонтанности, игре, радости. Помогайте ему выражать себя в беседе, рисунке, лепке — любом творчестве.

Не оставляйте его один на один с необходимостью принимать важные решения, помогайте ему. Поощряйте его успехи, разделяйте с ним радость достижений. Но дайте ему знать, что он не обязан быть совершенством во всем. Будьте рядом после крупных (с его точки зрения) неудач, помогайте спокойно принять собственное поражение как неизбежную часть человеческого существования.

Убедитесь, что он может играть, общаться со сверстниками. Пусть дети остаются детьми — шутят, смеются, дурачатся, кувыркаются, выдумывают свои глупые истории. Они не должны проводить время только со взрослыми.

Резюме

У каждого из нас есть свое предназначение в жизни, ради которого мы пришли в этот мир, и его выполнение наполняет нас огромным счастьем. И, чтобы его найти, нужно обязательно сначала найти, полюбить и принять себя.

Если вы всю жизнь отодвигали себя на задний план – самое время это изменить. Кроме описанной практики, для этого существует много способов – психологическая работа, тренинги, курсы, расстановки, астрология. Неважно, что вы выберете, главное – попробовать и начать.

Это очень интересный процесс – добывать себя из себя. У вас впереди много интересного, я вам даже немного завидую. Удачи!

Вадим Куркин

Целеустремленные

Люди, входящие в эту группу, осознают свою цель в жизни, постоянно занимаются ее достижением, несмотря на препятствия. Они могут выполнить практически любую задачу, вкладывая в свою работу душу и время. Глядя на таких личностей, люди осознают, что мир действительно прекрасен, а жизнь имеет смысл. Они вдохновляют других на серьезные и важные поступки. Но нередко они нуждаются во вдохновении и поддержке.

«Пища — мой друг, а не враг фигуры»: беременность изменила мое отношение к еде

В США бариста отказался обслуживать женщину без маски и неожиданно разбогател

Тональность и обои: женщина преобразовала скучную спальню в уютный будуар

С чем связаны?

«Стандартный» набор ролей связан с основными сферами жизни человека в социуме.

В психологии различают социальные и межличностные виды ролей.

Социальные связаны с неким ожидаемым от человека набором прав и обязанностей, которые, в понимании общества, накладывает на него данный статус:

  • социальный статус;
  • профессиональная принадлежность, вид деятельности;
  • гендер и т.п.

Межличностные роли индивидуальны и складываются из конкретных отношений в паре, группе, сообществе людей (например, всеобщий любимчик в семье).

Так как каждый индивид — «носитель» большого количества соцролей, связанных с одним статусом, в психологии выделено понятие ролевого набора (комплекса).

Внутри комплекса разделяют типичные социальные роли личности и те, которые возникают в зависимости от ситуации.

К типичным, базовым социальным ролям относят те, которые формируют костяк личности индивида:

  • его взаимодействие в семье, с ближним («родным») кругом общения;
  • принадлежность к профессиональному социуму, кругу;
  • общественно-политическую деятельность и убеждения.

В отличие от базовых (постоянных) социальных ролей ситуационные возникают спонтанно и заканчиваются со сменой «сюжета».

Так, например, в течение одного дня человек успевает побыть пассажиром, водителем, покупателем, пешеходом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: