НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — РЕФЕРАТЫ — Доклад: Детерминизм и индетерминизм


Определение слова «Индетерминизм» по БСЭ:

Индетерминизм (от лат. in — приставка, означающая отрицание, и Детерминизм) философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический И.), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический И.). В истории философии, начиная с древнегреческой философии (Сократ) вплоть до настоящего времени, И. и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки. И. трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Марксизм исходит из того, что «детерминизм не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает почву для разумного действования» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 440), «…нимало не уничтожает ни разума, ни совести…, ни оценки… действий» человека (там же, с. 159) (см. ст. Свобода воли). В современной буржуазной философии получили распространение различные формы И. Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Неопозитивизм, Прагматизм и Персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой. Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием современной квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе И. и агностицизма. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно механистический детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к И. в современной буржуазной философии. Так, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел научной ценности, аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением И. были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр. Диалектический материализм, отвергая И., в то же время показывает недостаточность прежних механистических представлений о детерминизме и на основе достижений современных естественных и общественных наук формирует новое обобщённое представление о детерминизме. Лит. см. при ст. Причинность. А. П. Огурцов.


Какими детерминантами определяется психологическое развитие?

Таких детерминантов несколько, и все они представляют собой факторы, которые оказывают влияние на то, как развивается личность, какие манеры она приобретает.

Выделяют следующие детерминанты:

  1. Генетическая предрасположенность, которая заключается не только в наследственных заболеваниях, в первую очередь психических, но и в повторе действий, сходных с теми, которые осуществляют близкие люди.
  2. Окружающая среда, также влияющая на формирование человека посредством условий, в которых он пребывает.
  3. Противостояние среде – это отход от общепринятых норм и стереотипов, обусловленный волевыми качествами и проявляющийся в произвольных действиях.
  4. Развитие психологической составляющей личности проявляется, когда достигнут такой уровень развития (это относится к познаниям, навыкам, талантам), который начинает противоречить действительности.

Диалектический материализм как детерминизм

Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны. Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность. Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования. Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.

Теория детерминизма

Формирование детерминистского взгляда в античный период

Понимание причинности некоторых явлений появилось в античный период у древних народов. Этому способствовало развитие политической, публичной жизни, особенно в Древней Греции. Взгляды о причинности были выражены Демокритом и Левкиппом.

В Древней Индии, идеи взаимосвязи причины и следствий находятся в тесной связи с кармой и перерождением. Здесь, можно наблюдать взаимосвязь поведения человека и его качества перерождения в будущей жизни.

В Древнем Китае, особенно тщательно изучал детерминистические процессы Лао-цзы. Он этот процесс называл «дао». Оно существует постоянно, во всем и везде. Дао представляет собой бездействие, не зависит от времени, создает универсальное единство мира.

Формирование детерминистского направления берет начало в Древней Греции. Древние философы, в своих работах, подробно рассматривали закономерности мира. Называлось это по-разному: «нике», «логос», «гомеомерия», «нус», «атомы», «случайностью», «вихрем», четыре вида причины по Аристотелю.

Непричинные виды детерминации

Беспричинных явлений не существует. Но это не означает, что все связи между

явлениями в окружающем мире относятся к причинно-следственным. Как

подчеркивалось выше, каузаль­ность — самый существенный и всеобщий, но отнюдь

не един­ственный тип детерминации. Наряду с каузальностью (и в отно­сительном

единстве с нею) обнаруживаются и такие весьма зна­чимые типы детерминации,

как функциональная связь, корре­лятивная связь, связь состояний.

Рассмотрение указанных типов детерминации характерно лишь для

постклассической науки и постклассической филосо­фии. Понятно почему: ведь в

классической науке (и соответст­венно в философии) господствовал лапласовский

детерминизм с его абсолютизацией динамической однозначной причины.

3.1. Функциональная связь

Большой заслугой постклассической науки и философии является, в частности, их

пристальное внимание к функционально­му типу детерминации. При этом

функциональная связь понимается как такое отношение между объек­тами,

при котором изменения каждого из них сопутствуют друг другу. Именно

«сопутствуют», а не «причиняются» друг другу. Как правило, объекты, находящиеся

между собой в функцио­нальном взаимодействии, связаны генетически (каузально)

лишь в том смысле, что являются производными одного и того же основания. В

самой же функциональной связи объектов от­сутствуют главные признаки

причинно-следственной связи — производительность (объекты не производят друг

друга), ассиметричность во времени (они сосуществуют, одно из них не

предшествует другому), необратимость.

Разницу между каузальной и функциональной связью по­пытаемся

проиллюстрировать на таком примере. Некоторые философские школы, желая

объяснить трагедии двадцатого века (две мировые войны, кровопролитные

революции), связывают их с выходом в конце XIX, и особенно в двадцатом веке,

на авансцену истории радикально настроенных, но недостаточно культурных

народных масс. Спору нет, выход масс в сферу ак­тивного исторического

творчества сопровождается значитель­ными и долгосрочными социокультурными

издержками, хотя в целом и представляет собой явление прогрессивное. Но

нельзя рассматривать активную деятельность масс как причину указан­ных

трагедий: сам этот выход масс на авансцену истории был следствием

неприемлемого для них антигуманного хода общест­венного развития.

Следовательно, между этими трагедиями и невиданной доселе активностью масс

связь не причинно-следственная, а функциональная.

3.2. Коррелятивная связь

Во многих отношениях с функциональной связью сходна коррелятивная связь

— вза­имная зависимость явлений, обнаруживаю­щаяся в их соотнесенности, в их

соответ­ствии друг другу. Так же как и функциональные, коррелятивные связи

суть связи сосуществования, одновременности; так же как и функциональные, они,

не будучи причинно-следственными, в то же время предполагают «впереди себя»

какую-то общую при­чину, приводящую к такой соотнесенности, соответствию. Но

если функциональная связь обычно бывает более или менее прозрачной, и ее

основание выявляется без особых трудностей, то при коррелятивных связях такое

«прояснение» осложняется наличием между соотнесенными явлениями целого ряда

проме­жуточных, опосредующих факторов. Так, уже давно было заме­чено, что

совершенно белые кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются

глухими, но объяснить подобную соотнесенность стало возможным только сегодня,

исходя из за­конов генетики.

Коррелятивные связи вообще сначала были открыты в биологии — Ж. Кювье, а

затем Ч. Дарвиным. Свой «закон со­отношения роста» Дарвин интерпретировал как

закон, согласно которому известные формы отдельных частей органического

существа всегда связаны с определенными формами других час­тей, не

находящихся, казалось бы, ни в какой связи с первыми. «Казалось бы» — ибо на

самом деле находятся, но связь эта за­вуалирована, еще должна быть выявлена.

Сегодня коррелятивные, соотносительные связи изучаются многими науками, и

знание о них имеет не только сугубо теоре­тическое, но и большое прикладное

значение (в том числе ис­пользуется в технике).

3.3. Связь состояний

У каждого объекта существует, по крайней мере, два типа отношений:

взаимодейст­вие данного объекта с другими объектами и отношение разных

состояний одного и того же объекта[6]. Это

разные отношения. Взаимодействие объекта с другими телами носит динамический

(силовой) характер, вызывает его изменения и потому является причиной.

Состояние же тела в данный момент хотя и влияет на состояние этого тела в

последующий момент времени, не носит причинного ха­рактера.

Какой же элемент детерминации выражает собой в таком случае предшествующее

состояние объекта по отношению к его нынешнему состоянию? Очевидно, таким

элементом, выра­жающим сущность связи состояний, выступает условие, о

роли которого в детерминационном комплексе уже шла речь. Такой вывод ни в коей

мере не является уступкой так называемому кондиционализму —

учению,

которое смешивает условия с при­чиной, отождествляет их, а в некоторых своих

вариантах даже попросту подменяет условиями причину.

Итак, предшествующее состояние выступает как фактор, определяющий собой не

только само порождение конкретными причинами последующего состояния объекта,

но и многие ха­рактеристики этого состояния (его форму, масштабы, времен­ные

параметры и т.д.).

Закономерную связь состояний мы ощущаем сегодня, яв­ляясь невольными

свидетелями (а многие и активными участ­никами) происходящих в России

изменений. Доперестроечное состояние общества не кануло в лету, оно во многом

обуслов­ливает пределы возможных сегодня реформации. Во-первых, сохраняется

тип массового сознания, характерный для преды­дущего состояния общества. Во-

вторых, не в пользу начавшихся реформ срабатывает сравнение двух состояний —

предыдущего и настоящего — по многим важным бытийным характеристикам

(уверенность в завтрашнем дне, уровень материального благо­состояния

большинства, степень социальной защищенности и т.д.). Если же брать еще шире,

то все, наработанное в предше­ствующих состояниях российской истории, все

наше социокультурное достояние обусловливает имидж сегодняшних измене­ний.

Описание вероятностного детерминизма

После однозначного детерминизма появилась теория о вероятностной причинности явлений. Ее появление приходится на пик развития теорий о термодинамике, статистической физике. Концепция жесткой причинности, со временем, показала свое несовершенство, особенно когда появились теоретико-вероятностные методы и теории исследования. Первичными были статистические закономерности, они стали началом моделей вероятностного мира. Вероятностный метод изучения подрывает авторитет однозначной причинности, основная идея которой гласит: внешние причины всевластны.

Гоббс, Декарт и другие просветители

Механистический детерминизм – это попытка приравнять живые существа к автоматам. Все тела – это вещи. Они перемещаются, имеют форму, количество, протяженность. Их движения состоят из толчков и усилий. Некоторые из них являются одушевленными (то есть имеют ощущения, которые все это отражают, память, способность к сравнению). Таким видел наш мир Томас Гоббс. Рене Декарт предпочитает каузальный, логический детерминизм, отделяя материю от духа. Последнему он предоставляет творческую энергию, но связывает его мышление особыми законами. Материя же, из которой состоит мир, представляет собой некогда заведенный Богом часовой механизм, в котором, естественно, все винтики друг от друга зависят. Практически все известные деятели французского Просвещения в той или иной степени разделяли эту точку зрения.

Исторические этапы

Одной из самых первых известных нам версий данной концепции являлось учение Демокрита. Всякая свобода, полагал философ, Практически каждый человек с лишним весом мечтает похудеть. И чаще всего это начинается с выбора диеты. У некоторых хватает силы воли держать ее долго, и им удается скинуть несколько килограмм. Кто-то бросает, и через некоторое время садится на новую диету. В чем причина такого поведения? это всего лишь мнение смертных. Человек разумный зрит в корень вещей, и понимает, что все на свете – это атомы и пустота. А вот Эпикур предполагал некую свободу даже в движениях атомов. Демокрит же полагал, что нет ничего подобного, и особенно случайного. Просто мы не видим между какими-то явлениями связи и необходимости, и они выглядят для нас таким образом.

Концепция детерминизма в таком виде получила название механистической. В более или менее развитом виде он просуществовал до начала девятнадцатого века. Расцвет ее популярности приходится на семнадцатое и восемнадцатое столетия.

Основы современного детерминизма

Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании. В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации. Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия:

  • первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность — это классическая модель;
  • между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью;
  • одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием.

Представители детерминизма и индетерминизма

Развитие детерминизма происходит со времен античности и до сегодняшнего дня. За это время, многие философы, физики и ученые стали посвященными детерминистами, изучающими разные категории этого взгляда на организацию мира. Среди других представителей детерминизма, наиболее весомый вклад принесли труды Монтескье. Это родоначальник концепции географической причинности. В своих трудах, он подробно описывает влияние климата на некоторые особенности народов.

Приверженцем однозначного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. От его идей отталкивались сторонники и противники модели организации мира. Поддерживали и дополняли его концепцию Л.И. Мечников, Э. Хантингтон и другие. Классификацию форм причинности определил Марио Бунге. Активно развивали идею о причинности и следствии физики: Максвелл, Лагранж, В.А.Фок.

фото 1135

Представителями современного взгляда на детерминизм, как синегретическую концепцию, являются В.П. Бранский, В.В. Мантатов, Д. Блохинцев, К. Никольский и другие.

Детерминизм и индетерминизм — два полностью противоположных философских движения в области роли и места причинности. Последователи детерминизма уверены в объективном характере причинности. Сторонники индетерминизма, напротив, полностью отрицают объективную причинность, да и причинность в общем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: