Тренинг «Вербальные и невербальные средства общения»


Вербальное и невербальное общение, их воздействие на человека

Каждому человеку доступен такой дар, как общение с себе подобными. Мы имеем возможность излагать свои мысли, доказывать мнение и даже просто молчать со смыслом. Это вербальное и невербальное общение.

Наиболее привычным способом обмена информацией для людей является словесный. Вербальная коммуникация – это сочетание всех средств, которые помогают точно выражать мысли при помощи фраз. К ним относится устная и письменная речь. Этими вербальными средствами общения люди передают огромные объемы информации.

Но если вы подозреваете, что собеседник говорит неправду, то обратите внимание на его жесты, эмоции. Они наиболее полно расскажут о мыслях данного человека. Такой способ общения называется невербальным. Ученые доказали, что речь несет в себе всего лишь 20% информации. В то время как невербальный способ общения доносит до собеседника 80%. Люди понимают информацию на бессознательном уровне. К невербальным средствам общения относятся не только жесты, но и звуки. Например, покашливание, плач, пауза в разговоре, изменение тона, речевые акценты, логические ударения и т.п. Ярко показывает принцип невербального общения «разговор» между матерью и новорожденным. Он плачем и другими звуками пытается показать свое настроение, проблемы. И женщина легко распознает, что нужно в данный момент малышу.

Часто люди общаются по визуально-тактильному принципу. Информация в этом случае передается буквально всем телом. Человек мимикой и движениями пытается воздействовать на собеседника. Тот, свою очередь, визуально все это воспринимает и понимает подсознательно. К этой же группе также относят взгляд, прикосновения.

Если вербальное и невербальное общение противоречат друг другу, то стоит довериться все же своим ощущениям. Словами можно выразить что угодно, но жесты и мимику мы не можем постоянно контролировать, они выдают правду. Так, если человек скрестил на груди руки при разговоре с вами, значит, он либо скрывает правду, либо просто не хочет общаться. А вот если собеседник смотрит на вас открытым взглядом, делает жесты с открытыми ладонями, то он расположен к разговору. Но учитывайте и то, что жесты могут быть случайными. Если человек один и тот же невербальный сигнал подает несколько раз, то он действительно так думает. В случае когда жест был единичным, то не стоит придавать ему значение.

Вербальное и невербальное общение также не совпадают, если человек, рассказывая о чем-то, отводит взгляд влево. В данный момент его мысли заняты выдумыванием ситуации. Когда собеседник смотрит вправо, то он действительно сейчас говорит вам правду. Если человек чуть наклоняется к вам, то он заинтересован в общении. Это только несколько сигналов тела, их не нужно знать наизусть, чтобы понимать невербальные знаки собеседника. Интуиция поможет распознать, что хочет вам сказать человек.

Вербальное и невербальное общение могут выражаться также в пространственно-временном виде. Дистанция, которая возникает между людьми во время разговора, выражает степень близости. Расстояние до полуметра – это интимное расстояние. Его придерживаются родные люди. Если собеседники соблюдают дистанцию до 1,2 метра, то можно сказать, что они интересны друг другу. Так разговаривают обычно друзья, знакомые.

Вербальные коммуникации воспринимаются глазами, ушами, пальцами (слепыми людьми). Невербальное общение улавливается всеми органами чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), а также интуицией.

Итак, вербальные и невербальные коммуникации – важные средства общения. Важно, чтобы человек мог достаточно убедительно воздействовать на собеседника, умело управлять речью, эмоциями и жестами. Особенно это необходимо для людей, профессия которых связана с постоянным общением. Например, менеджера по продажам, консультанта, банковского работника и т.п.

Практикум 6. Невербальная коммуникация

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 10Следующая ⇒

«Можно многое не сознавать, а лишь чувствовать. Можно очень много знать бессознательно» (Ф.М. Достоевский

).

Вводные замечания

Невербальные сообщения могут передаваться посредством: оптико‑кинетической системы знаков

(жесты, мимика, пантомимика),
тактильной системы
(различные прикосновения),
параязыка
(паралингвистической и экстралингвистической системы знаков),
организации микросреды общения
(изменение характеристик пространства общения),
ольфакторной системы
(различные запахи),
визуального контакта
(контакта глаз).

Функции невербальной коммуникации

1. Получение сведений о личности коммуникатора

. При помощи невербальной коммуникации можно получить сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, самооценке, коммуникативной компетентности, социальном статусе, принадлежности к определенной группе, субкультуре.

2. Получение сведений о взаимоотношениях участников

, а именно: о желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость – отдаленность), о характере или типе отношений (доминирование – зависимость, расположение – нерасположение), о динамике взаимоотношений (стремление поддерживать или прекратить отношения, стремление выяснить взаимоотношения).

3. Сведения об отношении участников коммуникации к самой ситуации общения

. Сведения о включенности в ситуацию (комфорт, интерес) или стремление выйти из нее (нервозность, нетерпение).

Выделяют несколько функций

, которые невербальные сообщения выполняют в сочетании с вербальными.

1. Дополнение

: невербалика делает речь более выразительной, уточняет и проясняет ее содержание. Например: объятия при встрече; дети уточняют цифры, показывая на пальцах.

2. Опровержение

: когда невербальное сообщение противоречит вербальному. Пример. На вопрос «Вам интересно?» человек демонстрирует замешательство, отводит глаза в сторону, виновато улыбается и говорит: «В общем‑то, да». Даже если в первый момент человек контролирует невербальную реакцию, она обнаруживается через 4–5 секунд. И наоборот, если невербальное выражение длится дольше этого времени, ваш собеседник также может быть неискренним.

3. Замещение

: использование невербального сообщения вместо вербального. Можно взглядом сообщить о своем желании или мнении, то же – жестом, прикосновением.

4. Регулирование

: использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми (невербальные сообщения о своем состоянии, об отношении к общению) и снятие напряжения, возникающего во время общения (почесывание затылка, постукивание ногой, сжимание кистей рук во время разговора).

Цель занятия

Изучение функций, особенностей и приемов невербальной коммуникации.

Задачи:

– определить функции невербальной коммуникации;

– определить специфику невербальной коммуникации по сравнению с вербальной;

– усовершенствовать навыки невербальной коммуникации.

Оснащение

Учебный класс, листы бумаги формата А4, карандаши.

Порядок работы

Этап 1.Выделение особенностей невербальной коммуникации.

Определение специфики невербальной коммуникации путем ее сравнения с вербальной коммуникацией по нескольким критериям. Определение понятия невербальной коммуникации.

Этап 2.Определение функций невербальной коммуникации.

Формулирование функций невербальной коммуникации на основе личного опыта ее использования.

Этап 3.Изучение экспрессивного поведения человека.

Этап 4.Изучение некоторых систем и приемов невербальной коммуникации.

Этап 1. Выделение особенностей невербальной коммуникации

Процедура проведения:первое и второе задания могут быть даны для работы в разных микрогруппах.

Задание 1. Студентам предлагается сравнить вербальную и невербальную коммуникацию на основании предложенных ими критериев. Преподаватель сам может предложить студентам критерии для сравнения.

Этап 2. Определение функций невербальной коммуникации

Студентам дается задание 2.Опишите пять жестов, которые вы чаще всего используете в разговорах с людьми. Для чего вы их используете? На основе анализа собственного опыта общения студенты формулируют функции невербальной коммуникации. Преподаватель суммирует и дополняет знания студентов.

Этап 3. Изучение экспрессивного поведения человека

Процедура проведения:

студенты в микрогруппах описывают экспрессивные признаки проявления эмоций. Может быть использована классификация эмоций К. Изарда. Каждая подгруппа может описать 3–4 эмоции.

Задание 3.Опишите экспрессивные признаки некоторых эмоций: радость, внимание, удивление, безразличие, презрение, печаль (горе), гнев, страх (приложение 6.1) (литература: Пиз А.

Язык жестов / Пер. с англ.; НПО «МОДЭК». – Воронеж, 1992. – 218 с.).

Этап 4. Изучение некоторых систем и приемов невербальной коммуникации

1. Параязык

Процедура проведения:

все задания этого этапа могут быть даны для работы в разных микрогруппах.

Задание 4.Обдумайте, как меняется ваш голос в различных ситуациях. В каких ситуациях он меняется в наибольшей степени? Когда вы повышаете голос? Когда говорите тихо? Быстро? Медленно? Как ваш голос меняется в стрессе? Осознаете ли вы эти перемены (в любой ситуации)?

Обсуждение и подведение итогов, информирование преподавателя.

Голосовые характеристики:высота, громкость, темп, тембр.

– Высота: изменяется вместе с громкостью. Когда люди нервничают, они повышают голос, а если пытаются настоять на своем – говорят низким голосом.

– Громкость используется для привлечения внимания и для выражения эмоционального состояния.

– Темп – скорость речи. Люди говорят быстрее, когда они счастливы, испуганы, нервничают, возбуждены, и медленнее – если хотят в чем‑то убедить собеседника.

– Тембр – звучание голоса. Тембр голоса зависит от эмоционального состояния. Жалобе присущ хнычущий, назальный тембр; гнев характеризуется скрипучим, резким тембром.

Вокальные помехи:лишние звуки или слова, нарушающие беглость речи. Мешают слушателям сосредоточиться на смысле сказанного, но, если их немного, подчеркивают выразительность речи (как говорится, понимаешь, типа, э‑э‑э и пр.). Иногда имеют замещающее значение (мы можем произносить «м‑м‑м», чтобы обозначить паузу).

2. Прикосновения (тактильная система).

Задание 5.Что могут означать различные прикосновения? Какие прикосновения выражают власть, интерес, любовь, понимание?

Обсудить, почему одно и то же прикосновение может восприниматься позитивно или негативно в разных ситуациях (в интимной обстановке или в обществе).

3. Организация пространства.

Форма работы:

работа в микрогруппах.

Задание 6.У вас есть стол, два стула, диван, шкаф, окно со шторой, лампа, торшер, ваза с цветами. Разместите эти предметы (на рисунке) таким образом, чтобы среда общения соответствовала разговору с неприятным вам человеком; с человеком, к которому вы настроены дружески; с человеком, которого вы любите; для делового общения.

Каждая микрогруппа представляет свой рисунок. Затем обсуждаются параметры среды, влияющие на ситуацию общения.

Расстояние между сидящими:

интимное расстояние – до 45 см, для разговоров между близкими и друзьями; личное расстояние – 45 см – 1,2 м, обычный разговор с дружелюбным человеком; социальная дистанция – 1,2–3,5 м, деловое общение; 3,5 м и более – публичная дистанция.

Температура, освещение и цвет в помещении.

Температура изменяет уровень внимания (жарко, душно). Когда человеку холодно, он начинает нервничать.

Уровень освещения:

помогает или препятствует получению информации, изменяет настроение – яркий свет стимулирует активность и шумные разговоры, неяркий способствует спокойному, умиротворенному общению.

Цвет:

стимулирует эмоциональные, физические реакции. Красный – возбуждает, голубой, синий – смягчает и успокаивает, желтый – повышает настроение.

Контрольные вопросы

1. Что общего и различного между вербальной и невербальной коммуникацией?

2. Для чего используется невербальный язык общения?

3. Какие функции выполняют невербальные сообщения при взаимодействии с вербальными?

4. Какие каналы невербальной коммуникации вы знаете?

5. Относится ли организация пространства общения к невербальной коммуникации?

Приложение 6.1

Экспрессивные признаки эмоциональных реакций

ЭмоцииГоловаЛицоРукиКорпус телаНоги
БровиГлазаРот
Радость
Внимание
Удивление
Безразличие
Презрение
Печаль и горе
Гнев
Страх

⇐ Предыдущая5Следующая ⇒


Голос и интонация

Упражнение желательно выполнять с партнером. Как и в предыдущем упражнении, вы ведете диалог, но в этот раз пользоваться можно только голосом, без слов. Выбираете один гласный звук, например, [А]. Разговаривать можно только с помощью этого звука. Понять друг друга вам помогут:

  • интонация;
  • громкость голоса;
  • паузы;
  • длина фразы;
  • диапазон (высокие и низкие звуки).

Цель упражнения – на практике найти и разобрать все выразительные средства, используемые в речи, помимо слов, научиться их различать и пользоваться ими.

В результате занятий вы сможете:

  1. Обращать внимание на невербальные характеристики чужой речи, анализировать ее и угадывать эмоциональное состояние говорящего.
  2. Сознательно управлять характеристиками собственной речи, придавать ей нужное звучание, освоить тренировку эмоций, то есть научиться скрывать или, наоборот, имитировать нужные эмоции.
  3. Разработать голосовой аппарат, развить гибкость интонации, расширить диапазон голоса.

Психологическое воздействие речи в рекламе

Ученые, занимающиеся исследованием компонентов коммуникации, пришли к разным выводам: психолог Мейерабиан установил, что для передачи информации требуется 7% вербальных и 55% невербальных компонентов речевого воздействия, остальные 38% принадлежат звуку. Другой американский профессор Бердвиссл считает, что передача информации осуществляется посредством 35 % языковых единиц (вербально), а 65 % — с помощью мимики, жестов. В связи с этим, в рекламе намного важнее то, как говорится, нежели то, что говорится.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Вербальное и невербальное речевое воздействие в рекламе 410 руб.
  • Реферат Вербальное и невербальное речевое воздействие в рекламе 270 руб.
  • Контрольная работа Вербальное и невербальное речевое воздействие в рекламе 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1

Цель каждого рекламного сообщения — привлечение внимания потенциального покупателя.

Достичь этого возможно, благодаря умелому использованию коммуникативных компонентов языка, при создании рекламного текста. Авторы рекламного сообщения чаще всего применяют такие вербальные средства:

  1. Парцелляция. Стилистический прием, который заключается в расчленнии структуры (рекламного сообщения) на несколько интонационно-смысловых единиц для достижения эффективной реализации целевого содержания высказывания — простые синтаксические целые усваиваются и запоминаются реципиентом легче: «Территория комфорта. Динамика страсти. Так отражается характер. Honda Accord».
  2. Сегментированные конструкции. Состоят из двух или несколько сегментов, с двойным обозначением одного и того же объекта или явления(товара), в первой части номинанта, а во второй — его местоимения или синонима или описание достоинств товара: «Йогурты. Что конкретно мы знаем об их полезности?»
  3. Вопросно-ответные конструкции: «Проблемы в личной жизни? Заплати налоги и спи спокойно».
  4. Повторы. Повторение слова или словосочетания (чаще название товара) на эмоциональном уровне обращает к себе внимание потенциальных клиентов и указывает на его значимость. «Майский чай — любимый чай!»
  5. Параллелизм. Одинаковое синтаксическое построение двух соседний предложений. Эффект достигается при помощи ри.
  6. Антитеза. «В холод — тепло, в жару — прохладу принесет кондиционер фирмы Samsung!»
  7. Риторические вопросы и обращения (чаще название целевой аудитории): «Видели ли вы более красивую мебель, чем у нас?», «Дорогие мамы и папы…».
  8. Восклицательные предложения и побудительные конструкции. Побуждающее к действию (в рекламе на покупку какого либо товара или (Sprite).
  9. Неполные предложения. Отсутствует один из главных членов предложения, чаще глагол-связка: «Hummer. Ничего подобного».
  10. Прямая речь и диалоги.
  11. Трюизмы. Это высказывание которое не может быть подвержено сомнению и является очевидным для всех, банальность, общеизвестная истина. В рекламе используется для бессознательного согласия реципиента. «Ты постоянно меняешься. Тариф «Индивидуальный» меняется вместе с тобой».

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

УПРАЖНЕНИЕ «БЛЕФ-ТУРНИР»

Цель Методические рекомендацииОтработать технику постановки открытых и закрытых вопросов.
СодержаниеДля проведения данного упражнения понадобятся какие-либо небольшие предметы, которые можно зажать в кулаке, по одному на каждого участника. Это могут быть фишки, спички, фрагменты открыток, фантики от конфет, конфеты и т. д. Группа разбивается на две подгруппы. Перед началом турнира каждый участник придумывает по одному закрытому вопросу для представителя противоположной команды. Например: «Ты умеешь делать пельмени?», или «Ты когда-нибудь была в Америке?», или «У тебя есть брат?» и т. д. Необходимо придумать такой вопрос, чтобы вероятность ответа «да» равнялась 50%, то есть если мы спросим, к примеру, летал ли наш собеседник в космос, то мы можем ожидать однозначный ответ «нет», а на вопрос: «Ты когда-нибудь ел блины?» каждый ответит «да». Оба эти вопроса не подходят для данного упражнения, потому что ответ достаточно предсказуем. Для того чтобы избежать подобных вопросов, участники могут советоваться друг с другом, внутри команды, но так, чтобы противоположная сторона не узнала содержания вопросов. Далее команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга следующим образом: №1 №3 №5 №7 №9 №11 №13 №15 —участники 1-й команды №2 №4 №6 №8 №10 №12 №14 №16 — участники 2-й команды. Тренер выдает каждому участнику какой-либо небольшой предмет (конфету), а на своем столе ставит две чаши. Участник № 1 задает свой закрытый вопрос участнику №2. Участник №2, независимо от того, как бы он ответил на этот вопрос искренне, отвечает «да» и у себя за спиной незаметно прячет в кулаке предмет (конфету). Если он действительно хотел дать положительный ответ, предмет находится в правой руке, если отрицательный ответ — в левой. Далее участник № 1 должен отгадать, правдивым ли бы ответ участника № 2, для этого он задает открытый вопрос и после ответа на него сообщает свое мнение. Например: Участник № 1.У тебя когда-нибудь в доме жил попугай? Участник № 2. Да, конечно! (За спиной кладет конфету в левую руку, вытягивает обе руки вперед.) Участник № 1. Чем ты его кормила? Участник №2. Орехами и манной кашей. Участник № 1.Я думаю, что это ложь. Участник № 2 раскрывает ладони, и группа убеждается, что ответ был ложным. Участник № 1 одержал победу в этом поединке, потом что он правильно угадал ответ. В этом случае участник № 2 кладет свой предмет (конфету) в чашу команды противника. Если бы участник № 1 не угадал, был ли ответ на закрытый вопрос правдивым, участник № 2 положил бы предмет (конфету) в чашу своей команды. Теперь участник № 2 задает свой закрытый вопрос участнику № 3, и далее упражнение выполняется по аналогичной схеме. Потом участник № 3 вступает в поединок с участником № 4 и т. д. Таким образом, каждый из участников должен задать по два вопроса (один — закрытый, а другой — открытый), и каждый должен ответить на два вопроса. После этого тренер подводит итог и выявляет команду-победителя. По желанию группы очки можно не подсчитывать. Если участники разыгрывали конфеты, то можно высыпать их в одну большую вазу, а в перерыве организовать чаепитие, чтобы сплотить группу после состязания. Если число участников тренинга превышает 16-18 человек, то упражнение можно проводить в подгруппах, завершив его обсуждением результатов в кругу.
ОбсуждениеТренер предлагает участникам поделиться своими впечатлениями от упражнения и ответить на некоторые вопросы. Например: каковы возможности каждого из типов вопросов? в каком случае лучше использовать открытые, а в каком закрытые вопросы? на какие вопросы легче отвечать неискренне — на открытые или закрытые?

УПРАЖНЕНИЕ «КАК БЫ ЭТО СКАЗАТЬ?»

Цель Методические рекомендацииОтработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».
СодержаниеГруппа делится на две подгруппы: одна из них выполняет роль педагогов, другая — роль родителей. Желательно, чтобы каждый участник получил какой-нибудь опознавательный знак, символизирующий принадлежность к той или иной подгруппе. Например, бумажная повязка на руке синего цвета для «родителей», красная — для «педагогов»; бумажная медаль на шею с буквами «Р», «П» и др. После этого участники встают со стульев и начинают ходить по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый представитель команды «педагогов» находит себе пару из команды «родителей». Затем каждая пара организует пространство удобным для нее образом и начинает разыгрывать ролевую игру. Учитель сообщает родителю, что его сын Гоша нагрубил молодому учителю математики, обозвал его и наотрез отказался извиняться. Сообщая эту информацию, «учитель» использует техник) сэндвича. «Родитель» слушает, подавая минимальные вербальные реакции («Да», «Угу», «Кто?», «Как это произошло?» и т.д. — нерефлексивное слушание). Затем через определенный промежуток времени (3—5 минут) по сигналу ведущего «родитель» дает вербальную ос ратную связь «педагогу», информируя его о том, как он чувствовал себя в ходе беседы и что, на его взгляд, можно было сделать по-другому. После этого упражнение выполняется еще раз в новых парах, а затем «педагоги» и «родители» меняются ролями. Таким образом, каждый участник побывает в роли педагога и в роли родителя.
ОбсуждениеПроходит в кругу. Первый вопрос тренер задает «педагогам»: какими возможностями обладает техника «сэндвича»? Насколько удобна она в работе педагога? Ее достоинства и недостатки. Следующая группа вопросов адресована «родителям»: что они чувствовали во время данной «консультации»?
Методические рекомендацииПри выполнении этого упражнения необходимо обратить особое внимание на обратную связь «родителей» и «педагога».

УПРАЖНЕНИЕ « ПАМЯТКА КОЛЛЕГЕ»

Цель Методические рекомендацииОбобщить полученный в ходе данного этапа тренинга материал.
СодержаниеУчастники разбиваются на пары. Каждая пара составляет небольшую памятку своим коллегам, которые не присутствовали на тренинге. Памятка называется «Как использовать вербальные средства общения в работе с родителями?» и содержит пять-шесть пунктов (рекомендаций). Участники могут использовать свой личный опыт, которым они еще не делились в процессе тренинга, а также приобретенные в процессе тренинга знания, которые они считают наиболее полезными. Когда памятка составлена, авторы передают ее соседней справа паре. Получив новую памятку, пара знакомится с ее содержанием и галочкой отмечает самую полезную из всех рекомендацию, затем передает памятку дальше. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную по рейтингу рекомендацию и сообщают ее группе. При желании группа может составить одну общую памятку, которую в дальнейшем педагоги могут использовать в своей работе. Эту памятку можно написать на большом листе бумаги и повесить в аудитории или сделать компьютерную распечатку для каждого участника.
ОбсуждениеЭто упражнение является обобщающим и требует специального обсуждения. Если педагоги хотели бы использовать его в своей повседневной практике, то можно поговорить о его различных модификациях и возможностях применения во внеклассных мероприятиях, например при решении каких-либо творческих задач: как организовать школьный вечер, поход, поездку или как составить список правил поведения для участников клуба по интересам и т. д.

ИГРА «ТЕЛЕГРАММА»

Цель Методические рекомендацииОтработка навыков взаимодействия с помощью невербальных средств общения, быстроты реакции, внимания.
СодержаниеВсе играющие стоят в кругу и держатся за руки. В центре круга — водящий. Один из игроков говорит: «Я посылаю телеграмму… Наташе…», называя имя одного из игроков. С этим словами он незаметно пожимает руку стоящему слева или справа (только в одну сторону) от него игроку. Сосед передает телеграмму следующему таким же пожатием руки. Когда послание-пожатие дойдет до адресата, он говорит: «Телеграмму получил. Посылаю письмо (перевод, посылку и др.)… Тане». Темп игры постепенно нарастает. Если водящий замечает рукопожатие, он перехватывает телеграмму, а его место занимает тот, чье пожатие было замечено.
ОбсуждениеУчастники делятся своими впечатлениями и возможностями использования игры в педагогической практике.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»

Цель Методические рекомендацииПознакомить педагогов с азами психологии невербального общения.
СодержаниеКаждый участник группы получает карточку со списком различных невербальных проявлений: жесты, позы, мимика (образец карточки дан в приложении 11). Тренер просит участников решить, какие из этих средств способствуют созданию доброжелательной атмосферы в общении с родителями, какие препятствуют, а какие являются нейтральными. Каждый участник самостоятельно делает пометки в своей карточке. Можно применять единые условные обозначения, которые даны на карточке. Затем группа делится на несколько подгрупп по 4-5 человек в каждой, где происходит обмен мнениями. После этого проводится общая групповая дискуссия о целесообразности использования перечисленных в карточке паттернов при общении педагога с родителями. Как правило, в этом упражнении группа редко приходит к единому мнению по поводу некоторых невербальных средств общения. В таком случае участникам каждой из подгрупп предлагается побыть в роли экспертов. Для этого один представитель подгруппы что-нибудь рассказывает остальным участникам, например, как готовить яичницу, и при этом демонстрирует тот жест, который вызвал спор. После чего участники подгруппы рассказывают о своих ощущениях и решают вопрос об эффективности того или иного жеста. Таким образом группа приходит к единому мнению.
ОбсуждениеВместо обсуждения тренер может попросить участников подвести итог работы экспертов, а итогом всего упражнения может быть мини-лекция «невербальные средства общения».
Методические рекомендацииДанное упражнение часто вызывает много споров, которые иногда не прекращаются даже в кулуарах. Поэтому тренер может сделать акцент на том, что нельзя «читать» жесты других людей однозначно. Мы рассматриваем эту важную тему не для того, чтобы определять состояния других людей по их жестам, а для того, чтобы следить за своими невербальными проявлениями и достичь желаемой атмосферы в ходе беседы. Ф. Пуселик на одном из своих семинаров в СанктПетербурге по семейной психотерапии приводит такой пример: мужчина, произнося слова «Я люблю свою маму», скрещивает руки на груди и крепко сжимает их в кулаки. Некоторые слушатели тут же пытаются интерпретировать этот жест: «Он говорит ложь». «Нет, — отвечает Ф. Пуселик, — он просто сильно обидел маму вчера и старается справиться со своей болью».

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ»

Тренер рассказывает участникам краткую историю изучения мимики и жестов в психологической науке Далее он может рассказать об открытых, закрытых и зеркальных позах и жестах, о жестах «рука к лицу», «пирамида» и др., о том, как важно уметь управлять своей мимикой в процессе общения.

Постановка сцены

Это упражнение используется как закрепляющее после трех предыдущих. В нем будут использоваться все невербальные средства сразу, при этом вербальное общение остается под запретом. Желательно придумать обстоятельства, в которых такое возможно, например, сцена – «первобытное племя» или «глухонемые». Возможны сценки с упором на пантомиму, например, «за стеклом».

Сценка должна быть небольшой, около 10 минут игрового времени. Три основных блока:

  • завязка, некий конфликт;
  • кульминация, центральное событие;
  • развязка, чем все закончилось.

В случае, если этюд экспромтный, участники просто сосуществуют друг с другом на площадке, однако центральное событие все равно должно произойти. Не сговаривайтесь, что именно им станет, пусть ход действия развивается своим чередом, правильные поведение и общение сами приведут вас к событию. Все самостоятельные упражнения на невербальное общение, особенно последнее, желательно делать под наблюдением театрального педагога в группе.
Самые дорогие курсы – это не всегда самые хорошие. Порой цена за уроки в театральной студии высокая, только потому, что в зале установлен кондиционер, мягкие кресла, поставлен кулер с водой, шикарный дизайн или очень дорогая аппаратура.

Жесты, действия и управление пространством

Это упражнение используется на этапе начального обучения студентов театральных вузов и студий актерского мастерства. Оно состоит, по сути, из двух разных упражнений – на память физических действий и на взаимодействие и общение. На площадке находятся два человека, у каждого свои предлагаемые обстоятельства. Например, парень и девушка в вагоне метро. Задача парня – найти способ, как выразить симпатию, задача девушки – не подать вида, что парень тоже ей симпатичен. Нельзя разговаривать, использовать мимику и голос. Общение достигается с помощью приспособлений к партнеру, поведения, действий, жестов, управления расстоянием и т. д. Например, парень подсел к девушке, девушка отвернулась и спряталась за книгой. Парень демонстративно начал заглядывать ей в книгу, девушка закрыла книгу и достала зеркальце, стала прихорашиваться и т. д.

Цели упражнения:

  1. Найти и разобрать выразительные средства, составляющие язык тела и жестов, научиться ими пользоваться.
  2. Научиться анализировать поведение других людей, угадывать его причины и мотивы.

LiveInternetLiveInternet

УПРАЖНЕНИЕ 7. Ваяем собственные памятники Упражнение можно выполнять в паре или в группе. Один из участников играет роль «скульптора» (при игре в паре эта роль взаимозаменяемая, в группе — переходящая от одного игрока к другому). «Скульптор» устанавливает молчаливый, покорный его воле «материал» — человеческое тело таким образом, чтобы положения тела, рук, выражение лица были типичными для изображаемого человека. Ваш партнер может приказать Вам принять определенное положение, прикасаться к лицу и телу, может отдавать словесные распоряжения («улыбнись», «смотри на меня» и т. п.). «Скульптор» может придать Вам конкретный, присущий Вам, часто повторяющийся элемент движения, попросить использовать голос (без вербальных элементов). В процессе «творчества» можно изменять положения до тех пор, пока авторы не будут удовлетворены выразительностью «произведения». В группе появляется возможность «вылепить» всех участников и получить от каждого свой памятник. А следовательно, получить больше впечатлений и информации для анализа. Это не значит, что мы сможем использовать все полученные впечатления. Выберите наилучший для Вас вариант и проанализируйте его. Обратите внимание на то, как Вы чувствуете себя в обеих ролях. Что Вы узнали о себе? Что из этой информации Вы можете использовать и в каких целях? УПРАЖНЕНИЕ 8. Сыграем в шахматы Вам потребуется помощь одного человека. Одновременно упражнение могут выполнять и другие работающие пары. Однако Вы должны исключить присутствие наблюдающей за Вами и комментирующей Ваши действия группы. Приготовьте толстый лист бумаги форматом не меньше А5. Понадобятся также два фломастера разных цветов. При выполнении упражнения Вы не должны разговаривать. Каждый из участников берет по фломастеру и рисует на листе бумаги большую цветную точку, обозначающую стартовую позицию, с которой начнется эта удивительная беседа. Игра состоит в попеременном рисовании на бумаге. Первый ход из обозначенной точки делаете Вы. Ваш партнер рисует ответ, который начинается в его цветной точке. Лозунг этой игры: «Ты мне так, а я тебе вот так…» Игра дает возможность получить прекрасный разнообразный материал. Помните, что не нужно рисовать ничего конкретного. Ваши движения на бумаге оставляют следы в виде каракулей, линий, спиралей, волн, зигзагов и т. д. Только первые ходы привязаны к определенным точкам. Последующие делаются в любом месте, а оба участника имеют возможность использовать всю поверхность листа. Однако все должно поместиться на одном листе. Упражнение должно закончиться с согласия обоих участников, которые заявят, что уже все сказали друг другу таким способом. Нельзя никому мешать рисовать свой «ответ». Помните, что нельзя пользоваться вербальными средствами и рисовать следует по очереди. Происходящее должно быть диалогом, а не двумя монологами, поэтому реагируйте на «графические действия» своего партнера. По окончании упражнения поговорите о пережитых эмоциях и полученных ощущениях, об общем настроении и уровне взаимопонимания. Если Вы работаете в группе, можете сменить партнеров и повторить упражнение. Присмотритесь к листу бумаги. Обратите внимание на то, какую часть поверхности заняла «речь» одного и другого цвета, отметьте признаки борьбы, конкуренции, но и сотрудничества, возможно, даже взаимопомощи. УПРАЖНЕНИЕ 9. Невербальная коммуникация: работа на снарядах Это упражнение требует присутствия еще как минимум двух лиц. Лучше всего оно удается при участии 5-7 человек. Игра начинается с подготовки набора заданий. На небольших листах мы записываем задания, например: 1. Попроси о чем-то. 2. Извинись за провинность. 3. Спроси о чем-то. 4. Посмейся над кем-то. 5. Напади на кого-то. 6. Объясни что-то трудное. 7. Не соглашайся с чем-то. 8. Откажись от чего-то. 9. Потребуй чего-то, что принадлежит тебе. 10. Поблагодари за что-то. 11. Позаботься о ком-то. 12. Утешь кого-то. 13. Пофлиртуй с кем-то. 14. Похвали кого-то. 15. Осуди, отругай кого-то. Таких заданий должно быть не меньше числа участников, умноженного на 2. Участники по жребию вытягивают листочки с заданиями. Хорошо, если авторами заданий будут посторонние люди (возможно, в этом смог бы помочь Ваш Попутчик?). Речь идет о том, чтобы исключить возможность предварительного обдумывания или подготовки к выполнению своего задания; можете воспользоваться предложенным выше набором заданий (для группы не более 7 человек). Вытянувший карточку быстро решает, понадобится ли ему помощь еще одного участника (например, в роли кого-то, о ком можно позаботиться или на кого можно напасть). Но такой возможностью не следует злоупотреблять. Старайтесь обходиться собственными силами. Играющий может использовать голос, жест, мимику, зрительный контакт, но не вербальное общение. Он должен сыграть так, чтобы зрители поняли содержание задания. Если задание выполнено точно и понятно, игра считается законченной. Если же участники не могут отгадать содержание, играющий должен попросить кого-нибудь о помощи, которая может быть оказана одним из двух способов: давая советы или играя вместе с ним. Если Вам нравится такая форма упражнения, Вы можете попробовать создать целые этюды — монодрамы или сценки с участием большого количества актеров. В этих сценках попробуйте выразить основные эмоции: страх, стыд, злость, грусть, беспомощность. Подумайте, как их можно выразить по-другому, более понятно для зрителей? Не ставьте друг другу оценок за актерское мастерство. Сосредоточьтесь на способности правильно воспринимать невербальные сообщения. Удается ли Вам распознать основные эмоциональные состояния? Заметьте, что такие упражнения расширяют наши природные средства выражения. Упражнение 10. Как мне добраться до Вас невербальным путем? Выберите из своего окружения человека, с которым Вы понимаете друг друга без слов. Проведите с ним интервью на эту тему. Главный вопрос интервью, на котором должно сосредоточиться внимание и Ваше, и Вашего собеседника, это: «Что позволяет нам понять друг друга?» Выясните также, какими каналами коммуникации Вы пользуетесь чаще всего? Следует вспомнить историю вашего знакомства. Понимали ли вы друг друга без слов с самого начала или это результат длительного общения? Каким каналом Вы пользуетесь как отправитель, а каким — как получатель? Существует ли предпочитаемое Вами средство выражения? Как ^^ вы общаетесь (жестами, гримасами, взглядами)? Связано ли это у Вас и Вашего партнера с доминирующим перцептивным каналом? Какую информацию вы можете передавать друг другу невербальными средствами, а какую только вербально? Все ли ответы на поставленные выше вопросы у вас обоих совпадают или какие-то аспекты вы воспринимаете по-разному? Упражняйтесь как можно больше. Желаю успеха! Домашняя работа 18 1. Какой тип коммуникации является более осознанным и контролируемым? а) Вербальный. б) Невербальный. в) Интерактивный. 2. Способность к восприятию и пониманию невербальных сообщений: а) является врожденной; б) формируется в процессе жизнедеятельности; в) появляется в результате специальных упражнений. 3. Приведите три примера передачи несогласующихся сигналов 4. При первом знакомстве необходимо: а) демонстрировать уверенность в себе и раскованность; б) установить зрительный контакт; в) сократить персональное пространство. 5. В зависимости от ситуации смех может быть результатом различных эмоциональных реакций человека. Дайте не менее 5 различных объяснений смеха в зависимости от ситуаций ннпцто статьи

Мимика

Упражнение на развитие мимики желательно выполнять с партнером, но в крайнем случае можно тренироваться и перед зеркалом. Суть упражнения – диалог между вами и партнером, но такой, в котором разрешено использовать только мимику лица. Даже поворот или наклон головы – это уже жест, который к мимике не имеет никакого отношения. Мимикой же можно считать только работу лицевых мышц.

Задача – понять друг друга, научиться строить сначала простейшие фразы и ответы и постепенно переходить к более сложным диалогам. Сначала будет тяжело, т. к. ни вы, ни ваш партнер не пользуетесь мимикой для подобных целей ежедневно, но не думайте, что она для этого не подходит. Немного привычки, и вы сможете понимать друг друга без слов, даже когда не занимаетесь развитием мимики лица.

Результатом тренировок станут два важных навыка:

  1. Вы пополните собственный арсенал мимических фраз, параллельно разработаете лицевые мышцы и научитесь не стесняться ими пользоваться.
  2. Вы разовьете внимательность к мельчайшим изменениям чужой мимики и научитесь сознательно их интерпретировать, то есть немного читать мысли людей по лицу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: