«Социометрический статус школьника в коллективе сверстников. Выявление социометрического статуса. Коррекционная работа с отверженными детьми» статья по психологии на тему

Являясь частью социальной группы, каждый человек занимает определенное место в групповой иерархии. Это место называется социальный статус. Даже если социум имеет неформальный характер и, казалось бы, не имеет четкой структуры и иерархии, то все равно члены этого социума имеют разный «вес», авторитет, привлекательность, уровень власти и т. д. Различие статусов играет важную роль в организации межличностных отношений и в существовании группы.

Что такое социальный статус

Это понятие в социальной психологии близко к таким категориям, как авторитет, престиж, роль, но оно не совпадает с ними по значению и имеет существенные отличия. Социальный статус – это то положение, которое занимает человек в обществе. Оно, с одной стороны, определяется его личными качествами, с другой – теми функциями, которые индивид выполняет в группе.

Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека

Главный фактор, определяющий положение человека в групповой иерархии – это его привлекательность для других. Она связанна не с внешними, поверхностными особенностями, а с теми качествами, которые определяют уровень полезности индивида для группы. Так, добрый и отзывчивый человек может иметь низкий социальный статус, потому что он слишком робкий и безынициативный или ленивый и любит перекладывать ответственность на других. И напротив, уверенность индивида в своих силах, активность, заинтересованность в делах группы повышает его статус.

В разных социумах статус может зависеть от разных качеств личности. Например, в профессиональных коллективах первостепенное значение имеют специальные знания и навыки. В неформальных сообществах подростков – уверенность в себе, смелость и верность группе; в семье – умение заботиться о других, готовность поддержать и т. д.

Статус и социальные роли

Важную роль в формировании социального статуса играет ролевое поведение индивида. Роль – это функция человека в группе, которая включает в себя набор стереотипов ролевого поведения, обязанности и права человека. Роль – это не статус, хоть она может влиять на него. И разные роли могут занимать различное место в групповой иерархии. Но одновременно люди, играющие одни и те же роли в группе, имеют неодинаковые статусы. Например, ученики в классе, дети в многодетной семье, сотрудники офиса — роль одна, а статусы разные.

Однако на формирование социального статуса влияет то, как человек выполняет свои функции, то есть играет приписываемую ему роль в группе. Поэтому нередко случается, что в неформальной групповой иерархии начальник имеет более низкий статус, чем кто-то из его подчиненных.

Социальный статус и авторитет

Под авторитетом в психологии понимают уровень влияния человека на других членов группы. Авторитет может быть формальный и зависеть от должности индивида. Например, начальник всегда обладает формальным авторитетом и имеет рычаги власти и управления, тоже носящие формальный характер. Он может предоставить премию или лишить ее, назначить отпуск в удобное или неудобное для подчиненного время, понизить или повысить в должности и т. д.

Неформальный авторитет связан со статусом, с той позицией, которую индивид занимает в групповой иерархии. Высокостатусные личности нередко обладают большим авторитетом и реальной властью, чем официально назначенные чиновники. Потому что их право власти и управления основано на уважении и поддержке других членов группы.

Роль и статус личности в группе

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 20Следующая ⇒

Характер и особенности взаимоотношений индивидов в процессе активного взаимодействия, деятельности и межличностного общения в группах анализируется в современной социальной психологии с использованием понятий «роль и статус». Введение в науку данных терминов в связи с разработкой категориального аппарата социальной психологии личности, как отмечал Н. Д. Левитов, дало возможность сделать целый ряд личностных качеств, объектом эмпирического исследования, переведя понятие «личность» в некоторые доступные экспериментальному исследованию «эквиваленты» — систему социальных и межличностных ролей.

Еще в 1936 г. Р. Линтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личностей в группе в различных ситуациях. Для построения моделей он предложил ввести понятие «статус» и «роль». Статусон определил как собрание прав и обязанностей индивида, а роль представил как динамический аспект статуса. Когда индивид осуществляет права и обязанности в соответствии с социальными ожиданиями групп, он выполняет роль.

Таким образом, роль обозначает реализованное поведение, ожидаемое от того или иного лица в конкретных ситуациях деятельности при взаимодействии его с другими членами.

Рассмотрение Р. Линтоном статуса и роли стало своего рода вехой в развитии западной социальной психологии. Работы Р. Линтона встретили одобрение буржуазных психологов, и теория роли как своеобразной модели (шаблона) поведения получила широкое развитие в трудах его последователей (Т. Сарбин, Н. Гросс, В. Мазон, А. Харе, Т. Ньюком).

Внимание и интерес к проблемам социализации личности, особенно к исследованию механизмов взаимодействия личности с обществом, привели социологов и психологов к необходимости более глубокого изучения влияния социальных и общественных факторов на поведение и самосознание личности. В связи с этим оказалось, что «роль» и «статус» как нельзя более удачно и адекватно могут быть использованы для описания и объяснения различных сторон того сложного процесса становления и развития личности в системе «личность — группа — общество», который и получил название «социализация личности».

(В социальной психологии под социализацией понимают сложный многоуровневый процесс формирования основных личностных качеств индивида, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе. Теория социализации рассматривает, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизмы этого процесса и возможность целенаправленного управления им.) Кроме того, было выявлено, что различные этапы формирования и динамики самосознания личности также могут быть объяснены и поняты в том социально-психологическом контексте, который связан с дефинициями понятий «роль» и «статус».

На дальнейшее развитие теории ролей, как «своеобразной модели поведения», «запрограммированной» на уровне социальной системы общества, оказали существенное влияние работы психологов и социологов СССР и других социалистических стран.

Оживление интереса к ролевой теории, наблюдаемое в настоящее время, безусловно, связано с серьезными теоретическими и экспериментальными исследованиями, выполненными за последние годы Е. А. Ануфриевым, Э. В. Беляевым, А. А. Бодалевым, И. С. Коном, Н. В. Новиковым, Б. Д. Парыгиным, Р. X. Шакуровым, Д. Н. Шалиным, Г. Гибшем, М. Форвергом, Я. Щепаньским и др. Именно их работы позволяют преодолеть упрощенческий подход к исследованию названных феноменов и дают возможность в свете марксистской методологии поставить и решить важнейшие проблемы социализации личности на подлинно научной основе. Ими были сделаны попытки описать поведение и взаимоотношения индивида с другими людьми в терминах выполняемых индивидом социальных ролей.

Роли, обусловленные на первый взгляд различными субъективными факторами, фактически «задаются», определяются характером и особенностями системы социальных отношений, существующих в данном обществе, — таков один из важнейших выводов марксистской социальной психологии, который мы находим в работах названных выше авторов.

Социальный статус характеризует позицию человека в обществе. Обычно под статусом понимают положение личности, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей и привилегий. Престиж, полномочия, вознаграждения — вот составляющие социального статуса каждого индивида.

Своеобразными символами социального статуса индивида в глазах окружающих его людей может быть занимаемая им должность, звание, размер заработной платы, количество прочитанных книг или наличие личной библиотеки, величина занимаемой квартиры, доступ к источникам информации, проживание в определенном районе города и т. д. Естественно, что в условиях современного мира, разделенного противоположными общественными системами на две части, существует разная «цена» и разный «вес» этих символов в глазах представителей разных социальных групп и классов.

Так, в США положение человека в мире, его социальный статус определяется с точки зрения капиталистической идеологии следующими основными факторами: величиной дохода, этнической принадлежностью, родом занятий. Нетрудно заметить, что исходный принцип при выделении и подборе основных символов статуса, пропагандируемых и навязываемых средствами массовой информации капиталистических стран, игнорирует один из важнейших законов общественного развития, который в конечном счете и определяет позицию, сущность статуса человека в современном классовом мире, — отношение к средствам производства, степень участия в производстве материальных и духовных благ общества.

В противоположность капиталистическому миру в нашем социалистическом обществе, где граждане составляют единую историческую общность, престиж человека, совокупность его прав и обязанностей определяются в первую очередь тем местом, которое он занимает в общественном производстве, отношением к труду и товарищам, степенью участия в общественной работе. и общественно полезной деятельности. Символами статуса советского человека являются в первую очередь трудовые успехи и достижения, работа на самых трудных и ответственных участках (освоение целины, БАМ и т. д.), участие в общественных выборных органах, уровень образования, общественный престиж профессии, широта культурных и духовных запросов и интересов.

Личность пользуется большим или меньшим уважением и авторитетом, принимается или отвергается различными группами в зависимости от того, какое место занимают ее качества на «шкале ценностей», принятых в данной социальной среде.

Престиж — одна из важнейших характеристик статуса, своеобразная мера признания обществом заслуг индивида, чье поведение и деятельность находятся в соответствии с социальными ожиданиями коллектива, которому он принадлежит, и общества в целом. Обретение или лишение престижа является одним из механизмов взаимосвязи общества с личностью. Основанием для обретения престижа служат обычно социально значимые характеристики индивидов: высокие моральные качества, участие в общественно полезных делах, достижения в тех или иных областях деятельности.

Присвоение общественного престижа обычно происходит на двух уровнях: официальном и неофициальном. В первом случае оно осуществляется определенными государственными или общественными учреждениями, сопровождается разработанным ритуалом и связано с присуждением официальных знаков престижа (орденов, званий, степеней и т. д.), во втором — престиж присваивается непосредственно социальной средой (например, коллективом, в деятельности которого личность принимает участие) и реализуется в повседневных житейских ситуациях в проявлении чувств любви, уважения к данному индивиду.

Естественно, что эти два уровня взаимосвязаны между собой и неотделимы друг от друга во всех тех случаях, когда нормы, ценностные ориентации, социальные ожидания малых групп (микросреды) соответствуют ценностям общественной системы, общества в целом.

В классовых антагонистических обществах распределение престижа на официальном и неофициальном уровнях часто не совпадает, отражая противоречия между социальными ценностями различных общественных групп и классов. Для капиталистического общества характерны случаи, когда социально одобренное поведение на уровне микросреды с точки зрения государственных институтов считается отклоняющимся, т. е. противоречащим задачам, целям и ценностям государства. Так, ярлык «отклоняющееся поведение» был прикреплен к выдающимся общественным деятелям США Анджеле Дэвис и Мартину Лютеру Кингу. Они подвергались системе репрессий, несмотря на тот авторитет и любовь, которыми эти деятели пользовались среди широких слоев трудящихся.

Зная позицию, занимаемую личностью в структуре той или иной социальной группы, т. е. имея представление о ее социальном статусе, можно соотнести его с определенными стандартами (моделями) поведения, которые ожидаются и требуются от человека в данной ситуации.

Из-за сложности общественных отношений и в результате того, что деятельность каждого человека протекает в различных по своей структуре и целям коллективах, каждый индивид занимает в этих коллективах различные позиции: учитель (профессиональная позиция), отец (семейная позиция), депутат райсовета (общественно-политическая позиция), первая скрипка в самодеятельном оркестре, полузащитник в футбольной команде, член общества любителей книги — все это примеры различных позиций, которые могут быть присущи одному и тому же человеку в разных видах деятельности.

Роль есть социально-типическая система поведения (совокупность действий), выработанная в данном обществе для реализации тех прав и обязанностей личности, которые следуют из ее позиции, другими словами статуса (Р. X. Шакуров).

Роль можно представить как механизм, посредством которого общественные интересы детерминируют поведение индивидов (А. Кречмар). Таким образом, социальные нормы можно рассматривать и под углом того, насколько они выступают по отношению к личности в качестве ролевых предписаний, как устойчивые регуляторы ее поведения.

Например, как пишет И. С. Кон, от учителя ожидают определенной профессиональной деятельности, с которой ассоциируются и некоторые личные качества (умение разбираться в характерах). Отцы бывают разные, но роль отца всегда предполагает его участие в воспитании детей и соответствующую меру ответственности за это. Подобные общие контуры социальной роли индивид воспринимает как нечто более или менее обязательное.

Г. Гибш и М. Форверг, рассматривая систему ролевых отношений в группах, обращают внимание на то, что роли, которые выполняет индивид, на первый взгляд могут показаться чем-то внешним по отношению к каждой конкретной личности. Своего рода «безличность» социальных ролей (взаимные права и обязанности как будто остаются теми же самыми независимо от того, кто, в частности, является действующим лицом) породила у некоторых зарубежных приверженцев «теории ролей» метафизические и механистические представления об обществе как совокупности различных социальных позиций (статусов) и о личности как конгломерате ролей.

На возможную опасность такого подхода указывает А. Н. Леонтьев: «Идея прямого сведения личности к совокупности ролей, которые исполняет человек, является… одной из самых чудовищных».

Однако, если рассматривать личность не только как объект, но и как субъект общественных отношений, как субъект деятельности (а именно такой подход и характерен для марксистской философии и психологии), если принять во внимание, что сложный процесс взаимодействия личности с обществом не является односторонним (личность, будучи по своей сущности совокупностью общественных отношений, оказывает обратное влияние на развитие общества), то опасения, что введение понятия роли ведет к депсихологизации индивида, отчуждению личности, оказываются излишними. Выполняя различные социальные роли, личность тем не менее не замыкается, не ограничивает себя узкими рамками конкретных ролевых ожиданий. Естественно такое положение, когда роль становится «узкой» для личности, ее возможностей и способностей, и тогда под влиянием практики и опыта «исполнителей» меняются представления о предписанных шаблонах поведения.

Эти так называемые шаблоны (или модели) корректируются конкретной деятельностью личности и меняются, исходя из ее социального опыта. Вот почему основные социальные роли (отца, учителя, директора, командира, ученика и т. д.) никогда не являются застывшими шаблонами поведения. Активная позиция личности, ее деятельность, общественная практика — причина того, что ролевые ожидания всегда носят конкретно-исторический характер и формируются под непосредственным влиянием личностного опыта индивидов.

Не случайно же об «исполнителях» социальных ролей часто судят по опыту их предшественников и в сравнении с ними. Однако нельзя не учитывать и того обстоятельства, что само выполнение в определенном направлении социальной роли формирует ее носителя.

Так, представителей некоторых профессий можно легко узнать по манере поведения, речи, дикции, внешнему виду и т. д. А. А. Бодалев показал, например, что люди разных профессий по-разному воспринимают внешний вид другого человека и по-разному оценивают в связи с этим его личностные качества. Более того, некоторые личностные качества могут в известной степени подвергаться деформации под влиянием стандартов и своеобразной инерции ролевого поведения. Вспомним, например, Каренина, драма которого усугублялась и тем, что и дома, в кругу семьи, он продолжал оставаться чиновником, «бюрократической машиной», привыкшей подавлять в себе все человеческое, живое, непосредственное.

Г. Гибш и М. Форверг подчеркивают, что, рассматривая взаимодействие роли и личности, необходимо иметь в виду, что личность должна привнести от себя в роль (учитывая установки и ценностные ориентации общества), что личность может привнести от себя в роль (исходя из ее личностных качеств и возможностей) и что получается на деле (как синтез первого и второго).

В своеобразной системе «личность — роль» роль «играется» хорошо, когда требуемые для ее выполнения черты и индивидуальные качества воспринимаются индивидом как личные (так называемый процесс интериоризации или принятия роли). Именно в этих случаях и происходит своеобразное «очеловечивание» роли. Для окружающих людей и общества важно, чтобы ролевые требования и личностные качества индивида органически сочетались, находились в гармонии, а не противостояли друг другу. С этим обстоятельством связывается использование понятия «призвание». Употребление этого понятия относится к случаям, когда индивид получает возможность полностью раскрыть свою индивидуальность в выполнении именно данной роли (учителя, директора школы, отца и т. д.). Каждый носитель роли должен овладеть своей ролью индивидуальным образом, имея в виду требования, предъявляемые обществом (группой) к уровню выполнения роли. Эти требования зависят от уровня развития коллективных отношений, и очевидно, можно предположить, что в группах низкого уровня развития, с одной стороны, или коллективе — с другой, существуют разные требования как к принятию роли, так и к уровню ее «исполнения».

В процессе межличностного общения, деятельности члены группы обычно выступают в двух качествах: как исполнители социальных ролей (отца, учителя, актера, врача, водителя, директора) и как участники группового взаимодействия. В отличие от социальных (в американской литературе чаще употребляют — «конвенциальных») ролей, те права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей людей, их чувств и предпочтений. При ситуациях сотрудничества, например, предполагаются следующие роли, которые берет на себя личность: коллега, партнер, помощник, клиент, соратник.

При распределении авторитета и власти — лидер, герой, последователь; в ситуациях конкуренции — соперник, союзник, арбитр (Т. Шибутани). В работах ряда советских психологов отмечено: то, как человек оценивает себя, зависит от его социально-психологического статуса. Эти исследования показали, что путь изменения самооценки личности связан с изменением статуса. Меняя свое положение в группе в результате активной общественно полезной деятельности, индивид изменяет свой ртатус, принимает на себя иную систему прав и обязанностей и вместе с этим меняет представление о самом себе, о своем месте и роли в процессе внутригруппового и межгруппового взаимодействия и деятельности.

Изучение ролевой структуры групп открывает перед исследователями возможность более глубокого анализа механизмов взаимосвязи личности с обществом, дает в руки учителей и воспитателей надежный инструмент познания как объективных, так и субъективных сторон взаимодействия отдельных индивидов между собой в рамках групп и общества.

Положение индивида в группе и особенности его взаимодействия с другими членами может быть описано, как мы видели, в контексте таких понятий, как «социальная и межличностная роль», «позиция» (социально-психологический статус), «ролевые ожидания». В этот контекст понятий входит и такая категория, как установка.

⇐ Предыдущая10Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Виды социальных статусов

Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.

Различные виды позиций в групповой иерархии

Социальные функции

Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой. Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.

  • Заданный статус связан с не зависящими от человека, но присущими ему характеристиками: полом, возрастом, национальностью и т. д. Как правило, характеристики, формирующие этот вид статуса, имеют принципиальное значение в существовании группы, в совместной деятельности или связаны с традициями.
  • Личный статус определяется индивидуальными особенностями человека: чертами характера, эмоциональной и волевой сферы, умениями, знаниями и навыками, мотивами и потребностями. Этот вид статуса имеет большее значение в малой группе и во многом определяет место человека в системе межличностных отношений.
  • Приписываемый статус – это заданное извне положение человека, практически не зависящее от его сознательных усилий. К этому виду относятся, например, статусы подростка, тещи, свекрови, зятя, пенсионера и т. д. Предписываемый статус очень близок к соответствующей социальной роли и с течением времени может меняться.
  • Достигаемый статус – это позиция в групповой иерархии, которую человек достиг благодаря своим усилиям или удачливости.

Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.

Социометрические статусы

Одной из наиболее популярных методик в социальной психологии является социометрия. Эта методика, автор которой американский психолог Я. Морено, позволяет выстроить иерархическую структуру группы и определить статусы ее членов.

Особенность социометрического статуса в том, что он основан на уровне привлекательности индивида для всех остальных членов группы. Анализируя взаимные предпочтения или выборы, можно выделить несколько позиций в групповой иерархии:

  • Социометрические звезды – члены группы, получившие максимальное количество выборов. Звезды хоть и обладают немалым авторитетом в социуме, чаще всего не являются лидерами – хороший лидер не может быть приятен всем, так как он часто применяет социальные санкции. Те, кто занимает верхние позиции в рейтинге привлекательности в своей группе, могут и не обладать качествами лидера – организаторскими способностями, достаточной твердостью, волей и т. д.
  • Предпочитаемые или высокостатусные – это те люди, которые получили большое количество выборов, но меньшее, чем звезды. Они достаточно популярны в группе, их положение устойчивое, на их поддержку обычно рассчитывает лидер.
  • Низкостатусные – члены группы, получившие 1-2 выбора. В целом они могут быть довольны своим положением, так как или имеют хотя бы одного, но преданного друга, или потому что входят в замкнутую микрогруппу. Но в групповой жизни они не пользуются авторитетом и часто почти в ней не участвуют.
  • Изолированные – субъекты, которых не выбрал никто. Причем они не получили не только положительных, но и отрицательных выборов. Они как бы вообще не существуют, их не замечают в группе. И эта позиция самая тяжелая с точки зрения эмоциональной оценки. Быть изолированным хуже, чем быть отверженным или пренебрегаемым.
  • Пренебрегаемые – люди, которых отвергает большинство членов группы, или они получили много отрицательных выборов. Чаще всего причиной их позиции являются личные качества и собственный негативизм. Нередко пренебрегаемые сами провоцируют негативную реакцию группы, чтобы не быть изолированными.

Выяснение социометрических статусов полезно для понимания отношений в группе, но оно не раскрывает полностью позицию каждого человека в системе групповой деятельности. И все же социометрические статусы связаны с личными качествами, устойчивы и оказывают сильное влияние на развитие личности и ее поведение в социуме. Этим и объясняется популярность методики Я. Морено.

Схема для оценки психического статуса пациента

ПСИХИЧЕСКИЙ СТАТУС

СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ: ясное, помраченное, аменция, делирий, онейроид, сумеречное.

ОРИЕНТИРОВКА: во времени, окружающем, собственной личности.

ВНЕШНОСТЬ: конституциональные особенности, поза, осанка, одежда, опрятность, ухоженность, состояние ногтей и волос. Выражение лица.

ВНИМАНИЕ: пассивное, активное. Способность к сосредоточению, устойчивость, рассеянность, истощаемость, отвлекаемость, слабая распределенность, инертность, патологическая концентрация, персеверации.

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: походка, выразительность движений, адекватность переживаниям, жестикуляция, манерность, тики, подергивания, стереотипные движения, угловатость или пластичность, проворность движений, вялость, гиперактивность, ажитированность, воинственность, эхопраксии.

РЕЧЬ: (количество, качество, скорость) быстрая, медленная, затрудненная, запинающаяся, эмоциональная, монотонная, громкая, шепотная, невнятная, бормочущая, с эхолалиями, интенсивность речи, высота, легкость, спонтанность, продуктивность, манера, время реакции, словарный запас.

ОТНОШЕНИЕ К БЕСЕДЕ И ВРАЧУ: дружественное, внимательное, заинтересованное, искреннее, кокетливое, игривое, располагающее, вежливость, любопытство, враждебное отношение, оборонительная позиция, сдержанность, настороженность, неприязнь, холодность, негативизм, позерство. Степень контакта, попытки уклониться от беседы. Активное стремление к беседе или пассивное подчинение. Наличие или отсутствие интереса. Стремление подчеркнуть или скрыть болезненное состояние.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: исчерпывающие, уклончивые, формальные, лживые, раздражительные, грубые, циничные, насмешливые, краткие, многословные, обобщенные, на примерах.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА: преобладающее настроение (окраска, устойчивость), колебание настроения (реактивно, аутохтонно). Возбудимость эмоций. Глубина, интенсивность, длительность эмоций. Способность к коррегированию эмоций, сдержанность. Тоска, чувство безысходности, тревожность, плаксивость, пугливость, внимательность, раздражительность, охваченность ужасом, злобой, экспансивность, эйфоричность, чувство опустошенности, виновности, собственной неполноценности, высокомерия, взбудораженность, ажитация, дисфория, апатия, амбивалентность. Адекватность эмоциональных реакций. Суицидальные мысли.

МЫШЛЕНИЕ: мысли, суждения, умозаключения, понятия, представления. Склонность к обобщениям, анализу, синтезу. Спонтанность и аспонтанность в беседе. Темп мышления, правильность, последовательность, отчетливость, целенаправленность, переключаемость с одной темы на другую. Способность к суждениям и умозаключениям, релевантность ответов. Суждения ясные, простые, адекватные, логичные, противоречивые, легкомысленные, благодушные, неопределенные, поверхностные, бестолковые, нелепые. Мышление абстрактное, конкретное, образное. Склонность к систематизации, обстоятельности, резонерству, вычурности. Содержание мыслей.

ПАМЯТЬ: нарушение функций фиксации, сохранения, воспроизведения. Память на события прошлой жизни, недавнего прошлого, запоминание и воспроизведение текущих событий. Расстройства памяти (гиперамнезия, гипомнезия, амнезия, парамнезия).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА: оценка общего уровня знаний, образовательного и культурного уровня знаний, преобладающие интересы.

КРИТИКА: степень осознания больным своей болезни (отсутствует, формальная, неполная, полная). Осознание связи болезненных переживаний и нарушений социальной адаптации основным заболеванием. Мнение больного об изменениях с начала болезни. Мнение больного о причинах поступления в стационар.

Настрой и отношение к предстоящему лечению. Место больного в предстоящем лечебном процессе. Ожидаемый результат.

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ (обманы восприятия, бред).

ЖАЛОБЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ.

ТЕСТИРОВАНИЕ.

Психологические статусы

Эффект психологии: острая боль, вызванная эмоциями, чувствами продолжается усреднено 11,5 минут. Дальнейшие страдания – самообман.

Исследую и детализирую температурный режим и удобства территориальной акватории домашней ванны.

Поплачь в жилетку у семейного психолога, чтобы не хохотать вскорости у психиатра.

Любовь – предлог и повод жить, радуясь восходу и всякому дню.

Лучший статус: С потерянной любовью улетучился смысл бытия.

Ежедневная моральная травма, когда переступаю порог третьей школы.

Психологическое равновесие зависит от восьмерых счастливцев, которых я должен обнять, либо одного неудачника, которому уготована судьбой получить кулаком в твердый подбородок.

Когда я по-глупости тщетно пытаюсь возразить женщине, вспоминаю дантиста. Всегда дорого – иногда больно и неприятно.

Когда зеркало корчит смешные рожицы, пытаясь вам возражать, пора задуматься скорее о визите к психотерапевту.

Исцеляют человеческие души не только служители психиатрии: психологи и психиатры. Иногда продавцы героина и кокаина считаются себя властелинами душ.

Статистика неумолима – мужчины уходят в вечность раньше женщин, из-за привычки дам опаздывать, даже в последний путь на кладбище.

Кому-то подругой считается спиртное, иногда служба новостей или кабинет экстренной психологической помощи.

Жизнь надо прожить так,что бы там наверху все офигели и сказали:”А ну-ка повтори!”

Не убивайте комаров! В них же течёт ваша кровь!

Чтобы родить мысль, не обязательно ебать мозги!

Если мне захочется, сбудется.

Чтобы не наступать на грабли второй раз, укрепите на их рукоятке топор)))

Есть такие которым даже сникерс не поможет…

Любовь-это самое прекрасное чувство на свете,

Я личность творческая: хочу – творю, хочу – вытворяю

В каком году ты родился? В каком месяце? Какого числа?… И какого хрена?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: