Что такое юность: определение
Юность представляет собой этап физического созревания человека, а также развития личности, который лежит между детством и взрослым возрастом. С точки зрения психологии это переход от зависимости, присущей ребенку, к самостоятельности и ответственности, присущим сформировавшимся людям. С точки зрения физиологии в этот момент завершается физическое и половое созревание. Также достижением социальной зрелости характеризуется такое понятие, как «юность» или «молодежь» . Возрастные границы определяются промежутком с 14 до 18 лет, если речь идет об отечественной психологии. Зарубежные же специалисты считают, что юность начинается с 16 лет.
Разделение возрастных периодов
Надо заметить, что психологический возраст конкретного ребенка и календарный возраст, который записан вначале в свидетельстве о рождении, а после в паспорте, не все время совпадают. Также необходимо отметить, что любой период имеет свои особенности развития личности, взаимоотношений с окружающими, психических функций. Помимо этого, у ребенка есть некоторые границы, которые все-таки могут смещаться. Таким образом, некоторые дети раньше вступают в определенный возрастной период, а некоторые – позже. Границы подросткового возраста, связанные с половым созреванием, особенно сильно расплывчаты.
Детство
Детство в себя включает все начальные возрастные периоды. Это огромная эпоха, которая, по сути, является подготовкой детей к началу взрослой жизни, к самостоятельному труду. Особенность находящихся в нем возрастных периодов определена уровнем социального, экономического и культурного развития общества, к которому ребенок принадлежит, где он воспитывается и обучается.
Когда заканчивается детство? Традиционно в психологии речь идет о времени с рождения человека до достижения им семилетнего возраста. Но, естественно, современное детство продолжается у ребенка и после того как он начинает ходить в школу. Конечно же, младший школьник еще является ребенком. Между прочим, многие психологи, определяют отдельно «затянувшееся детство» и подростковый период. Какого бы мнения психологи ни придерживались, необходимо констатировать факт того, что ребенка настоящая взрослость ожидает только к 16–17 годам.
Подходы к проблеме юности
«Что такое юность?» — это один из старейших вопросов, которыми когда-либо задавались психологи. Несмотря на огромное количество теоретических наработок и практических исследований, данная проблема по сей день остается актуальной. Она может быть рассмотрена с точки зрения следующих подходов:
- Биогенетическая теория обращает внимание на физиологические, а также социально-психологические моменты. Имеется в виду процесс созревания организма и личности, который происходит по определенным этапам, являющимся универсальными. Эта теория по-своему определяет момент, с которого людей можно относить к категории «молодежь». Возрастные границы — начало полового созревания (12 лет) и до полного взросления (25 лет), человек считается юным, подверженным романтизму.
- Социогенетическая теория объясняет значение юности, исходя из того, какое место человек занимает в структуре общества. Отмечается тесная связь между естественным формированием личности и свойствами среды. В юном возрасте происходит формирование мировоззрения, поведенческих характеристик, а также круга общения. При этом возрастные рамки не уточняются, так как являются сугубо индивидуальными.
- Психогенетический подход обращает внимание на психологические процессы. Это направление концентрирует внимание на эмоциях, которые определяют поведенческие особенности. На каждом новом этапе личность приобретает все новые свойства, которые отсутствовали ранее. Юность — это пятый этап. именно в этот момент происходит осознание человеком своей индивидуальности и неповторимости.
- Комплексный подход одновременно учитывает все факторы (им руководствуются отечественные психологи) при определении понятия «юность». Возраст измеряется периодом от начала полового созревания до окончательного формирования личности.
Периодизации
Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:
Периодизация Выготского
Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:
- кризис новорожденности (до 2 мес.)
- младенческий возраст (до 1 года)
- кризис 1 года
- раннее детство (1-3 года)
- кризис 3 лет
- дошкольный возраст (3-7 лет)
- кризис 7 лет
- школьный возраст (7-13 лет)
- кризис 13 лет
- пубертатный возраст (13-17 лет)
- кризис 17 лет
Периодизация Эльконина
Основная статья: Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]
- Раннее детство Младенчество (0—1 год)
- Ранний возраст (1—3 года)
- Дошкольный возраст (3—7 лет)
- Подростковый возраст (11/12—15 лет)
Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона
Основная статья: Психосоциальное развитие
Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]
- Младенчество (от рождения до 1 года)
- Раннее детство (1 — 3 лет)
- Игровой возраст, дошкольный (4 — 6-7 лет)
- Школьный возраст (7-8 — 12 лет)
- Юность (13 — 19 лет)
- Молодость (19-35 лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
- Взрослость (35-60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
- Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась
Классификация АПН СССР (1965)
В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[9]:
- Новорождённые — от 1 до 10 дней
- Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
- Раннее детство — от 1 до 2 лет
- Первый период детства — от 3 до 7 лет
- Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
- Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
- Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
- Средний возраст первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
- второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
Биологический возраст
Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[10]:
Возрастные периоды у детей
- Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
- Грудной период: от 4-х недель до 1 года
- Раннее детство: 1-3 года
- Дошкольный возраст: 3 года — 6-7 лет
- Младший школьный возраст: 6-7 — 10/12 лет
- Подростковый период: девочки: 10 — 17-18 лет
- мальчики: 12 — 17-18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
- Юношеский период юноши: 17 — 21 год
- девушки: 16 — 20 лет
- мужчины: 21 — 35 лет
- мужчины: 35 — 60 лет
Ведущая деятельность
Любой период в жизни человека связан с какой-либо деятельностью. Что такое юность? Это, прежде всего, выбор дальнейшего жизненного пути, в котором особое место занимает профессиональное самоопределение. Таким образом, выбор будущего занятия становится центральной проблемой юношеского периода.
С учетом необходимости приобретения профессии юный возраст сопровождается непрерывным обучением. При этом оно становится более углубленным и осознанным, чем в более раннем возрасте. Оно характеризуется следующими особенностями:
- широкое и глубокое восприятие учебного материала, направленное на формирование будущих профессиональных знаний;
- помимо пассивного восприятия информации, индивид прибегает к активному и самостоятельному ее поиску.
Принципы периодизации
«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века
Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.
Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.
Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.
Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.
Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.
В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].
Социальные мотивы юношеского возраста
Детство, юность, зрелость — каждый из периодов жизни человека характеризуется определенными мотивами, которые определяют его деятельность. Молодые люди полны стремлений и надежд на будущее. В связи с этим они руководствуются следующими факторами:
- убежденность в необходимости непрерывного развития, которое достигается за счет продолжения обучения;
- профессиональное самоопределение, вызванное необходимостью подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни;
- социальная мотивация, вызванная желанием приносить пользу окружающим.
Примечания
- Нормативный подход к исследованию детского развития. Архивная копия от 26 декабря 2012 на Wayback Machine
- И.Ю. Махова.
3.5. Отечественные теории периодизации психического развития // Психология развития: теоретические основы : учеб. пособие. — Хабаровск: ДВГУПС, 2006. - Л. Ф. Обухова.
Глава VI. Л.С. Выготский и его школа. 2. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л. С. Выготским // Детская психология. Теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. - И.М. Макарова.
5.2. Понятие возраста. Психологический возраст и периодизация психического развития // Психология: конспект лекций. - Проблема возрастной периодизации в трудах Д. Б. Эльконина
- Психология ранней юности Архивная копия от 4 августа 2011 на Wayback Machine. И. С. Кон
- Элкинд Д.
Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни (предисловие) //
Эрик Г. Эриксон
Детство и общество. — 1996. — С. 6-22. - Периодизация психического развития — статья из словаря «Психология развития» Под. ред. А. Л. Венгера
- Крылов А.А.
Глава 15. Возрастные периоды развития человека // Психология. - Возраст // Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.
Основные проблемы
Массой жизнеполагающих проблем характеризуется такой период, как юность. Годы жизни молодого человека складываются из множества ключевых вопросов, основными из которых считаются следующие:
- предварительный выбор будущей профессии, который складывается из жизненной позиции, способностей и приоритетной области знаний;
- приверженность ценностям, которые определяют общественное сознание, а также межличностные отношения;
- рост социальной активности, который заключается не в банальной заинтересованности, а в желании принимать непосредственное участие в событиях;
- формирование мировоззрения по фундаментальным вопросам;
- расширение сферы интересов, а также жизненных запросов, что приводит к потребности в большем количестве материальных ресурсов;
- социальная ориентация личности, которая подразумевает поиск своего места в обществе;
- поиск ответа на вопрос о смысле жизни и предназначении человека в ней.
Формирование личности юноши
Молодой человек в определенный момент становится на путь становления самосознания, которое неразрывно связано с формированием так называемого «Я». Оно происходит по следующим направлениям:
- формирование иного отношения к эмоциональной сфере (чувства становятся не просто реакцией на внешние события, а личными особенностями);
- осознание необратимого течения времени (этот факт заставляет молодого человека более серьезно задумываться о своем будущем и составлении индивидуального жизненного плана);
- формирование целостного представления не только о своем теле и внутреннем устройстве, но также моральных, волевых и интеллектуальных качествах.
Средний возраст и кризис этого периода
Средний возраст — это также весьма условный возраст. Нельзя точно определить его границы, однако обычно они устанавливаются в пределах от 30 до 45 лет. В этот период наблюдается высокая работоспособность. Приобретая жизненный опыт, человек становится хорошим семьянином и специалистом. Он впервые серьезно задумывается о том, что останется после его смерти. К концу этого этапа жизни человека наступает кризис среднего возраста. Причиной его является то, что он находится на вершине, и понимает, что следует поискать другие стратегии для достижения прежних целей или же пересмотреть старые стремления. В период этого кризиса актуализируются экзистенциальные проблемы (изоляция, смерть, потеря смысла), появляются специфические проблемы (дезадаптация, социальное одиночество, полная смена ценностей).
Межличностные взаимоотношения
В период юности молодой человек начинает пересматривать отношения с окружающими, в частности со сверстниками. Так, они делятся на две категории — друзья и товарищи. Первые являются наиболее приближенными, теми, что заслужили преданность и уважение. Со всеми же остальными сверстниками молодые люди выстраивают товарищеские отношения, которые подразумевают вежливое обращение, взаимоуважение и взаимопомощь.
Тактика общения и построение взаимоотношений со сверстниками выстраивается, во многом исходя из будущего благополучия (как психологического, так и физического). В кругу общения остаются наиболее интересные и «полезные» люди. Остальные же оказываются в своего рода эмоциональной изоляции. Тем не менее нередко юношеская дружба является идеализированной и иллюзорной.
Также для юного возраста характерно возникновение такого глубокого чувства, как любовь. Это связано не только с завершением полового созревания, но также с желанием иметь рядом близкого человека, с которым можно разделить проблемы и радостные события. Возлюбленный человек является своего рода идеалом как в плане личных, так и в плане внешних качеств.
2.1. Биогенетические и социогенетические концепции
Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности и др.
Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том, что развитие – генезис – подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.
Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834–1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801–1958) сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846–1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.
Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.
Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов (1849–1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре. Немецкий психолог В. Келер (1887–1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект.
Австрийский психолог К. Бюлер (1879–1963), опираясь на теорию В. Келера и под влиянием трудов основателя психоанализа, австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856–1939), в качестве основного принципа развития всего живого выдвинул принцип удовольствия. Он связывал этапы инстинкта, дрессуры и интеллекта не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных состояний – переживанием удовольствия и связанного с ним действия. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития – этапе инстинкта – благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое «функциональное удовольствие», являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие.
В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.
Диаметрально противоположного подхода к развитию психики ребенка придерживаются сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – лишь продукт внешнего воздействия. Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов.
Еще в XVII в. английский философ Джон Локк (1632–1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.
Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878–1958) выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!». Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И.П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри, которая стала первой программой бихевиоризма. Бихевиоризм – это направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. По словам Дж. Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.
Представители необихевиоризма, американские психологи Э. Торндайк (1874–1949) и Б. Скиннер (1904–1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т. е. главный акцент делается на значении подкрепления.
Н. Миллер и американский психолог К.Л. Халл (1884–1952) – авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.
На основе существующий теорий можно сделать вывод, что в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность ребенка не учитывается.
Юность в современном мире
Что такое юность? Это динамическая категория, которая не является постоянной. С течением времени, с развитием общества она существенно изменяется. Так, в связи со стремительно растущей акселерацией юность наступает намного раньше. А вот социальная зрелость приходит несколько позже. Это в некоторой мере связано с тем, что современные родители опекают детей намного дольше.
Как и в любое другое время, молодежь стремится к труду с целью самостоятельно обеспечивать себя денежными средствами. Тем не менее современная тенденция такова, что юноши не хотят выполнять «грязную работу», которая приносит небольшие доходы и определяет низкий социальный статус. Намечается тенденция к желанию получить все и сразу.