Адаптация детей к условиям ДОУ. консультация на тему

Нельзя недооценивать важность адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, ведь именно там впервые приобретается полноценный опыт коллективной коммуникации. Ребенку следуют привыкнуть к новым знакомствам, другому режиму, непривычным впечатлениям и прочему. Для этого необходимы определенные условия, и в чем они заключены вы узнаете из статьи.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Годовалому карапузу тяжело дается расставание с родными. Он очень слаб и раним, поэтому адаптация в ясельной группе проходит трудно, на фоне стрессового состояния малыш начинает чаще болеть. Его поведение меняется в корне – он или еще больше стремиться к своим близким людям, или отстраняется от них, постоянно плачет и капризничает.

В таких случаях, если ребенок – флегматик, эта черта характера проявится еще сильнее, он будет заторможен, медлителен, внешне безразличен.

Холерики, наоборот, отличаются повышенной возбудимостью, неусидчивостью.

Каждое из проявлений негативно отражается на поведении малыша, его аппетите и сне.

К тому же, в раннем возрасте у него не сформирована устойчивая сопротивляемость к инфекционным болезням, значит, возрастает вероятность заражения патогенной микрофлорой от других детей.

Насколько быстро приспособится малыш к условиям дошкольного учреждения, зависит не только от его личных особенностей. На это влияет:

  • в каком возрасте малыша отдали в ясли – после года он более любознателен, его можно заинтересовать играми;
  • сопротивляемость организма к болезням;
  • коммуникабельность – насколько он общителен и дружелюбен;
  • уровень развития и подготовки;
  • сформированное и осмысленное отношение к игровой деятельности;

Важное значение имеет, приучен ли ребенок к режиму дня.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Имеется несколько аспектов, провоцирующих детский стресс. Первая причина: отрыв от матери. Обычно дошкольники неразрывно связаны с матерью или отцом, не представляя себя без них. Новая обстановка и отсутствие близкого человека всерьез тяготит малыша, потерявшего возможность вести себя так, как привык дома. Ему сложно понять и принять новую форму поведения, и это вызывает дискомфорт, страдания. Страх дает толчок к стрессу, образовывая порочный круг. Ребенок начинает сомневаться, что мама любит его, раз оставила одного в непривычных условиях.

Неблагоприятная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ провоцирует нервные срывы или болезни. При тяжелой стадии адаптации процесс обычно затягивается на длительный период. В отдельных случаях ребенок так и не приспосабливается к непривычному коллективу. Детей с тяжелой адаптацией, которую в поликлинике можно прогнозировать еще в раннем возрасте, не рекомендуется в 3-летнем возрасте определять в садик.

Считается, что мальчики 3-5 лет в плане адаптации уязвимей девочек. В этом возрасте они больше привязаны к родителям, болезненней реагируя на расставание с ними. Учитывайте кризис 3-х лет, накладывающийся на период адаптации. Малыш впервые начинает ощущать себя личностью, демонстрируя это окружающим. Некоторые родители игнорируют эти перемены в ребенке, провоцируя еще больший стресс.

В возрасте трех лет ребенок ощущает острую потребность в родителе. Его ослабленную психику следует беречь. Иногда груз адаптации в саду оказывается непомерно тяжелым в этот период.

Как ведут себя дети во время адаптации в яслях

Характер малыша проявится, как только он начнет посещать детсад, обозначатся новые чувства и эмоции, несвойственные ему в домашней обстановке. Адаптационный период в детском саду требует много физической и психической энергии, что скажется на детском поведении. Наблюдая за малышом, который только начал посещать детское учреждение, составляют его характерный портрет.

Стремление к познанию

Вначале он не проявляет интереса к «чужим» игрушкам и сверстникам, присматривается и изучает окружающую обстановку. Постепенно, адаптируясь, осваивает территорию, начинает интересоваться игрушками, отвечать на вопросы взрослых.

Навыки, привитые дома

В чужой обстановке ребенок теряется, забывает попроситься в туалет, боится взять в руки ложку. Если выпачкает ручки, не знает где их помыть. Взрослые должны первое время наблюдать за его поведением и помогать во всем. Привыкнув к людям и обстановке, малыш вспомнит, чему его учили дома, и будет все делать самостоятельно.

Эмоциональное состояние

Неизвестная территория, незнакомые люди, чужие игрушки – все это может стать поводом агрессивного состояния малыша, особенно, если у него эмоциональный характер. Первые дни он считает себя брошенным, боится, что за ним не придет мама, замыкается в себе, не идет на контакт.

В таких ситуациях надо набраться терпения, отвлекать ребенка, играть с ним, читать детские книжки.

Взаимоотношения со сверстниками

Домашний малыш еще не понимает правил коллективной игры, он начинает играть не с детками, а просто рядышком с ними. Совместные игры начнутся гораздо позже, когда контакты со сверстниками станут для него привычны.

До этого периода контактность ребенка определяется по его общению с воспитателями.

Движение

Подвижность малыша зависит от его характера. Если он дома – непоседа, то и в детсаду это скоро проявится. Несколько дней он будет присматриваться, а потом его темперамент возьмет верх.

Аппетит и дневной сон

Не каждый домашний ребенок начинает в детсаду хорошо кушать и спать с первых дней. Ему непонятен внешний вид незнакомой еды и то, что его не кормит мама. Во время сна он часто просыпается или вообще не спит, разглядывая комнату.

Такое состояние проходит по мере привыкания малыша к коллективу.

Речь

От новых впечатлений ребенок может забыть даже те слова, которые он знал. На вопросы взрослых он не знает, что ответить, со сверстниками говорит непонятными словами. Не стоит волноваться, все нормализуется. Малыш не только вспомнит все знакомые слова, он скоро будет знать много новых.

Состояние здоровья

Во время привыкания особого внимания требует состояние здоровья деток. От стресса ребенок может так ослабеть, что понадобится медицинская помощь. Это может быть не обычной болезнью, а реакцией организма на перемены в жизни. Такая своеобразная психологическая защита проявляется при нежелании малыша посещать детский сад, чтобы остаться дома.

В таких случаях лечение медикаментами не принесет результата, к такому ребенку требуется особый подход и психологическая помощь.

Степени адаптации к ДОУ

Рассмотрим степени адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Легкая

Характерна для группы детей, посещающих учреждение без особых переживаний, с желанием. Период адаптации обычно ограничивается 3-4 неделями. Такой малыш практически не доставляет хлопот. Возникающие в поведении изменения кратковременны и почти незаметны.

Характерное поведение:

  • Малыш без волнения входит в группу, с любопытством осматривается вокруг.
  • Когда незнакомый взрослый обращается к нему, ребенок смотрим ему в глаза. Может сам инициировать контакт, просить о помощи.
  • Способен сам себя занять, настроение бодрое либо спокойное, эмоции легко распознаваемы.
  • Малыш придерживается обозначенным нормам поведения, демонстрирует адекватную реакцию на одобрение или замечания, корректирует поведение по ситуации.
  • Доброжелательно относится к детям, охотно играет с ними.

Средняя

Степень характерна для ребят без нервных расстройств. Попав в новую среду, они начинают чаще болеть. Происходит «обмен» различными инфекциями. У некоторых наблюдаются частые ОРЗ и другие проблемы. При подобном виде адаптации уровень заболеваемости ребенка может снизить доктор. Своевременно назначив корригирующие мероприятия, медик предотвратит развитие заболеваний и степень адаптации приблизится к легкой.

Характерное поведение:

  • Малыш контактирует через телесные ощущения или наблюдение за привлекательными для него действиями воспитателя.
  • Первое напряжение спадает, контакт происходит по инициативе дошкольника.
  • Замечания и поощрения воспринимает адекватно, но может нарушать правила, установленные в группе (социальное экспериментирование).

Примерный срок адаптации: около месяца. В этот период могут возникать болезни, протекающие без явных осложнений.

Тяжелая

Протекание стадии проходит сложно. Перемена обстановки дается детям тяжело. Ответная реакция: нервные срывы, частые простудные заболевания.

Характерное поведение:

  • Контакт с малышом устанавливается через родителей, либо он замыкается даже при них.
  • Внимание малыша рассеяно: он может проявлять интерес к игрушкам, но надолго он не задерживается.
  • Не начинает игровых действий, выглядит обеспокоенным.
  • Равнодушен к замечаниям и похвале воспитателя, либо пугается, ища защиты у родителей.

Ребенку, переживающему тяжелую степень адаптации, может потребоваться помощь педиатра или узкого специалиста.

Далее рассмотрим причины, провоцирующие подобное поведение.

Периоды

В группе раннего возраста периоды привыкания проходят в три этапа.

Легкий – (10–14 дней):

  • первый этап – в течение 10 дней у ребенка налаживается поведение и сон;
  • ребенок начинает хорошо кушать к началу 2 недели;
  • интересуется происходящим вокруг, при этом возможен утренний плач;
  • к деткам относится или равнодушно, или заинтересованно;
  • выполняет указания воспитателей;
  • признаки невроза отсутствуют.

Средний – (4 недели):

  • целый месяц ребенок может плохо спать;
  • длительное отсутствие аппетита;
  • настроение переменчивое, капризы чередуются со спокойным состоянием;
  • при расставании с близкими – кричит, состояние возбужденное;
  • к деткам и воспитателям относится избирательно;
  • наблюдаются расстройства нервного характера – потливость, усталость или повышенная бодрость.

Тяжелый – (8-9 недель):

  • присутствует сниженный аппетит, иногда бывает рвота;
  • ребенок равнодушен, не принимает участия в играх, подолгу плачет;
  • избегает общения с детьми, проявляет агрессию;
  • недержание стула и мочи;
  • к играм – кратковременный интерес;
  • наблюдается отставание в речевом развитии.

При сложном периоде привыкания у малыша ухудшается состояние здоровья, начинаются неврологические расстройства.

Стрессовые факторы

Даже у здорового и подготовленного к переменам малыша возникают определенные трудности при адаптации к ДОУ, это происходит, если он испытывает негативные чувства.

Тревога

Малыш тяжело переживает смену привычной домашней обстановки. Незнакомое пространство и чужие люди вызывают у него тревожное состояние. Новые правила жизни, режим и отсутствие родных могут спровоцировать слезы и истерику.

Первое впечатление

От первого дня посещения ясельной группы детского учреждения зависит, с каким желанием ребенок пойдет туда в следующий раз. Первое посещение – самое важное.

Отсутствие навыков

Если ребенка не приучили к элементарным навыкам личной гигиены и самообслуживания, это усложнит его положение в детском саду. Малыш быстро станет объектом насмешек других деток и будет чувствовать себя неловко.

Психологическая неподготовленность

Для малыша мама – это центр вселенной, он сильно к ней привязан, и расставание с ней вызовет внутренний протест, его реакции будут бурными и непредсказуемыми.

Личное неприятие коллектива

Непривычное поведение чужих людей напрягает ребенка. Он может долго не принимать в свой мир новый коллектив, не играть с детьми, пока не привыкнет.

Страх

Ситуации, которые возникают в саду, вызывают у детей страх перед неизвестностью, это состояние затрудняет адаптацию, делает деток обидчивыми и плаксивыми.

Переизбыток впечатлений

Новые впечатления вызывают у малыша бурю эмоций, он испытывает много переживаний, переутомляется, капризничает и отказывается ходить в детсад.

Оптимальный возраст и базовые навыки

Изучая способность детей привыкать к новому месту, многие психологи утверждают, что лучший возраст для первого посещения:

  • девочек – 3 года;
  • мальчиков – 4 года.

У таких деток просыпается интерес к сверстникам, они более спокойно относятся к переменам, с ними легче провести подготовительную работу.

К сожалению, часто в ясли отдают годовалого малыша или чуть постарше. Конечно, такой карапуз может привыкнуть к чужой тете, которая будет какое-то время вместо мамы, но он с этим не смирится. У него будет вырабатываться пассивное сопротивление, которое впоследствии проявится в нервных расстройствах и отразится на интеллектуальном и эмоциональном развитии ребенка.

Если существует необходимость в таком раннем возрасте детям находиться в яслях, необходимо им привить элементарные навыки:

  • держать ложку и чашку;
  • самостоятельно мыть ручки;
  • просится в туалет;
  • аккуратно кушать, не разбрасывать еду.

Адаптация ребенка, приученного к самостоятельности, пройдет намного легче.

Как подготовить ребенка к ясельной группе

Приучая ребенка к детскому саду, подготовительную работу надо начинать за несколько месяцев до будущего события:

  • рассказывать интересные истории о садике;
  • если знакомый сверстник тоже ходит в сад, сказать об этом;
  • объяснять, сколько там новых друзей, и новых игр.

Чтобы привыкание к яслям прошло успешно, такие рассказы надо подкреплять «играми-усилителями», тогда у детей будет формироваться картинка:

  • показывать на любимых игрушках малыша, как они дружно и радостно идут в детский сад;
  • как кушают вместе с другими детками;
  • как весело играют, а потом отдыхают;
  • как разговаривают с воспитателем.

Если ежедневно ненавязчиво проигрывать с детьми все ситуации, которые их ждут в яслях, то привыкание пройдет легко и безболезненно.

Важно! Во время игр не надо акцентировать внимание малыша, что он в яслях будет без мамы.

Фазы адаптационного процесса: острая, подострая, компенсации

Существует несколько фаз адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Острая фаза

Характеризуется различными колебаниями психического статуса, соматического состояния. Наблюдаются последствия в виде периодических респираторных заболеваний, нарушения сна, снижения веса и аппетита, регрессом в речевом развитии. Симптомы длятся около месяца.

Подострая фаза

Поведение ребенка вполне адекватно. Все негативные проявления снижаются, возникая лишь по отдельным параметрам. Происходит это на фоне невысокого темпа развития (в особенности психического) в сравнении с усредненными возрастными нормами. Симптомы могут продлиться 3-5 месяцев.

Фаза компенсации

Для фазы характерен повышенный темп развития, благодаря которому ребенок к завершению учебного года преодолевает упомянутую ранее задержку в развитии.

Проблемы, относящиеся к адаптации, остаются в теоретической плоскости, ограничиваясь короткими рекомендациями родителям перед поступлением малыша в детский сад –приблизить домашний режим дня к режиму садика или иного учреждения.

При этом период адаптации очень важен: он требует радикальных действий взрослых. Решение вопроса лежит на педагогах ДОУ. Им предстоит организовать жизнь малыша так, чтобы он безболезненно и адекватно приспособился к новым условиям.

Советы психолога

При смене привычных жизненных условий у ребенка происходит крушение его стереотипов. Чтобы он быстрее привык и новые требования для него были не тягостны, надо заранее его подготовить и прислушаться к советам психолога.

Знакомство с персоналом

До первого прихода малыша в ясельную группу, родители должны сами прийти в сад и познакомиться с руководителем, воспитателем и психологом. Необходимо установить с ними доверительные отношения и рассказать о характере своего ребенка, какие у него есть особенности. Совместное взаимодействие сведет к минимуму стресс малышей при привыкании к яслям.

Контроль времени

Пока ребенок не привыкнет, не менее недели водить его в сад всего на 2-3 часа и это время находиться рядом с ним.

Первые дни, чтобы малыш не стал свидетелем эмоциональных встреч и расставаний детей со своими родителями, надо приводить его позже обычного времени и забирать раньше.

Любимая игрушка

Спросив разрешения у воспитателя, приносить с собой игры для детей раннего возраста и любимую игрушку. Среди незнакомой обстановки она будет успокоительно действовать на малыша.

Спокойная обстановка

Придя домой, ребенок должен чувствовать себя любимым, ему надо уделять больше внимания, нельзя ругать за капризы, создать комфортные условия и уменьшить любую нагрузку.

Всегда следует помнить, если малыш чувствует поддержку, он легко перенесет любые трудности.

Развитие малыша

Всегда надо поощрять ребенка в самостоятельных действиях, тогда он будет чувствовать себя уверенным. Детки младшего дошкольного возраста стремятся быть значимыми, это чувство надо в них поддерживать.

Игры с ребенком в период адаптации

Игра – основное средство расслабления для дошкольника. Посредством игры налаживаются доверительные отношения.

В чем преимущество игры для ребенка в сравнении с иными средствами расслабления:

  • Ребенок получает возможность ощутить свою силу, способности.
  • Ему не приходится испытывать беспомощность.
  • Он познает окружающий мир, учится самовыражению, возвышается в собственных глазах.
  • Учится общению.
  • Учится управлять собственными чувствами.
  • Переживает широкий спектр эмоций.
  • Отличный расслабляющий эффект дают различные игры с песком, водой.
  • Отрицательные эмоции затормаживаются при монотонных движениях руками, поэтому обратите внимание на такие игры, как собирание крупных деталей конструктора, нанизывание шариков на шнур и тому подобное.

В ДОУ часто используют такие эффективные игры, как «Мой любимый садик», которые демонстрируют все преимущества учреждения. Обычно в центре комнаты размещается небольшой стенд со снимком учреждения. Возле него клеятся лепестки с соответствующими записями. Эти надписи (или рисунки) должен делать ребенок, перечисляя все хорошее, что имеется в садике и школе.

Также нередко используется игра «Солнышко», позволяющая получить от окружающих «психологические поглаживания», остро необходимые ребенку, чтобы ощутить свою важность и ценность в глазах других. Игра проводится в обстановке дружелюбия и с хорошим настроением. Идеально, если участниками игры станут родители малыша, поощрение и оценка которых особо важна. Через игры и сказки можно показать ребенку все преимущества ДОУ, и эту возможность нужно обязательно использовать при любой удобной возможности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: