Основные особенности младенческого возраста
В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения:
- формируется моторика (общая, мелкая);
- нормализуется координация движений;
- совершенствуется механизм тонуса мышц;
- развивается зрение и слух.
К концу периода активно формируется речь, ходьба.
К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов. После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку. К концу младенчества развивается ассоциативная память.
Мыслительная деятельность выражается в стремлении достичь поставленной цели любой ценой. Это характерно для позднего младенчества. Ближе к 9 месяцам малыши способны решать простые пространственные задачи. Это можно наблюдать на примере сортера, когда кроха подбирает нужное отверстие для элемента определенной формы. Мышление в этот период пластично, дети легко обобщают полученный опыт, способны использовать его в схожих ситуациях.
Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.
По Выготскому для психической жизни младенца характерна абсолютная не дифференцированность психических функций. Примитивные переживания и инстинктивное сознание формируются под влиянием яркоокрашенных эмоциональных процессов.
Характеристика младенчества в разных психологических школах
Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.
Культурно-исторической теории
В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром. Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия. Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.
Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.
Психоанализ
Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.
Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.
Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.
Психогенетика
Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту. От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие. Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.
Бихевиоризм
Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта. Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение. Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.
Гештальтпсихология
Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.
Психология воспитания детей до года
Начать нужно с того, что научные статьи про воспитание малышей, касающиеся того, как быть с капризами крохи, зачастую противоречат друг другу, так как однозначного ответа о том, как себя вести родителям в таких непростых ситуациях, у психологов нет. Возможно, правильным будет следовать своей интуиции, исследуя параллельно современные тенденции в воспитании.
Если ребенок плачет
Чаще всего споры вызывает именно реакция родителей на то, когда ребенок плачет. Ни в научной литературе, ни в советах родных нет единого мнения по поводу того нужно сразу реагировать на крик малыша или же не стоит поддаваться его капризам, если он недавно кушал и его памперс сухой.
Существуют два подхода по воспитанию детей, среди которых:
- Традиционный. Согласно этому подходу нужно сразу приучать малыша ко сну отдельно от родителей и от частых пробуждений ночью. Если ребенок сыт и ему недавно меняли памперс, но при этом плачет, значит это не более, чем обычный каприз, от которого малыша нужно отучать. По истечению некоторого времени ребенок поймет, что его крики не приносят желанного и в дальнейшем он будет себя вести спокойнее.
- Детоцентристский подход. Сторонники теории, которых называют «естественники», уверены, что для того, чтобы у малыша была здоровая психика, нужно делать все возможное, чтобы удовлетворить каприз ребенка. Плакать кроха в одиночестве не должен, мама и папа должны разобраться в его реакции на происходящее. Если родители не нашли физиологических причин недовольства малыша, значит все дело в дискомфорте, который переживает кроха. Так, малыш после рождения нуждается в тесном контакте с матерью. Только с года он начинает привыкать к обособленному существованию. Согласно детоцентристского подхода малыша по требованию нужно брать на руки, ему нужно обеспечивать совместный сон и нужно давать ему сосать грудь столько, сколько этого ему требуется.
Как воспитать в крохе самостоятельность
Традиционалисты уверены – если идти на поводу у капризов малыша, он вырастет инфантильным и бесхарактерным человеком. Потому нужно воспитывать кроху так, чтобы при необходимости он смог и сам развлечь себя, и сам заснуть.
Согласно учению традиционной психологии у ребенка до года должна быть своя кроватка или спальня, прогулки должны быть исключительно в коляске, а не на руках у матери. Сосать грудь мамы младенец должен не по требованию, а по режиму, а для того, чтобы он удовлетворил сосательный рефлекс, нужно приобрести ему соску.
Последователи детоцентристского подхода считают абсолютно нормальным, что мама может рано выйти из декрета, обратившись за помощью к няне. Еще одним условием воспитания детей по этой теории является то, что родители ездят на отдых без детей, иначе ребенок будет очень к ним привязан и не сможет стать самостоятельным.
«Естественники» считают, что кроха нуждается в опеке и ласке, что ему нужна родительская любовь и опека, чтобы после насытившись ею, он с уверенностью шагнул в мир взрослых и занял в нем свое место.
Последователи детоцентристского подхода разрешают своим детям спать с ними, потому что так они спят крепче, мать дает грудь по требованию, не соблюдая режима, при этом неважно ни место, ни время грудного вскармливания. Также мамочками активно используется слинг, который позволяет маме всегда оставаться рядом со своим чадом.
Абсолютно нормальным сторонники движения считают то, что малыш всегда находится при своих родителях и к бабушке его отправляют только тогда, когда он сам этого хочет. Согласно детоцентристскому подходу дети, которые лишены родительской ласки в раннем возрасте, обязательно будут пытаться компенсировать недостаток любви и внимания, когда станут уже взрослыми.
Воспитание маленьких детей остается спорным вопросом, потому родители выбирают тот способ взращивания грудничков, который им кажется наиболее подходящим.
Принимая решение как воспитывать свое чадо, мамам и папам следует взять на заметку – если ваш кроха улыбается и выглядит счастливым, ему не грозят никакие психологические проблемы в дальнейшем, даже если соседка снизу или заботливая бабушка считает ваши методы воспитания неправильными.
Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте
Ведущая деятельность первой половины младенчества — эмоциональное общение со взрослым. Уже с трех месяцев малыш ищет его, привлекает внимание матери.
Во второй половине ребенок становится более мобильным. Он может переворачиваться самостоятельно, учится хватать, сидеть, ползать. Он все более нацелен на изучение окружающего мира. Манипуляции с предметами ближе к 9 месяцам становятся основой его деятельности. Он еще не может использовать их по назначению, но находит собственное применение.
Для перехода к предметной деятельности (использованию вещей по назначению) ему нужна помощь взрослых. Смена вида деятельности ближе к году означает окончание периода младенчества и начало этапа раннего детства.
Важность грудного вскармливания
Тем не менее, ребенок еще очень долго остается привязан к матери на эмоциональном уровне. Поэтому так важно обеспечить ребенку грудное вскармливания.
- Во время грудного кормления между мамой и младенцем налаживается глубокий контакт, который способствует лучшему пониманию потребностей крохи.
- Ребенок во время кормления грудным молоком ощущает себя полностью защищенным, это ощущение безопасности сопровождает его потом еще долгое время.
- Иногда ребенок требует прикладывания к груди не потому, что голоден, а потому, что его что-то беспокоит.
Общение младенцев со взрослыми
Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним.
В психологии для этапа младенчества введено понятие «Диада мать-дитя» или «Пра-мы». Оно определяет психическую общность младенца и заботящегося о нем взрослого. Ребенок в этот период не осознает себя, неспособен не только выделить свое Я, но и собственные конечности воспринимает как посторонние предметы. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком и ребенка с миром.
Для первого полугодия характерно ситуативно-личностное общение между младенцем и мамой. Оно проявляется как комплекс оживления, который знаменует завершение кризиса новорожденности. Для него характерно сосредоточение взгляда на лице мамы, приветственная улыбка, активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это исключительно эмоциональное общение. Доброжелательность мамы к малышу в этот период — залог нормального психического и когнитивного развития в дальнейшем.
Для второй половины периода характерно ситуативно-деловое общение. Оно закладывает основы предметной деятельности. Ребенок переходит на этот этап после того, как научится хватать предметы. В процессе контакта со взрослым он использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы, различные вещи. Он может показывать, приближать, удалять, бросать, требовать какую-либо игрушку. Малыши начинают испытывать потребность в совместной с мамой деятельности.
В этот период происходит формирование привязанности. Она является залогом психологического здоровья малыша. Выделяют три этапа ее становления:
- Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
- Начинает отличать «своих» от «чужих».
- Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.
Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.
Приучать ли к рукам
Психология младенца заставляет его воспринимать пребывание на маминых руках как средство от всех неприятностей. Споры о том, нужно или нет приучать ребенка к рукам, ведутся давно. Аргументы, приводимые сторонниками и противниками частого держания малыша на руках, весомы и внушительны. Но, по всей видимости, этот вопрос каждая мама должна решить самостоятельно.
Очень много зависит от типа нервной деятельности малыша и состояния его здоровья.
Если ваш ребенок флегматик или меланхолик – он более спокойно относится к необходимости побыть в одиночестве в своей кроватке. Если ваша кроха сангвиник или холерик, не стоит требовать от него подобного подвига. Особого внимания с первых дней жизни требуют к себе дети, которых в последнее время называют гиперактивными.
Основные новообразования младенческого возраста
Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности. В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей. То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.
К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.
Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.
К году ребенок освоит:
- назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
- способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
- технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).
Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.
Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.
Для автономной речи характерно:
- Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
- Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
- Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.
Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.
Кризис одного года
Второй переходный момент в становлении психики ребенка. Основу кризиса составляет конфликт между приобретенными им навыками (хождение, манипуляция предметами), желанием проявлять самостоятельность и ограничениями, накладываемыми взрослыми. С одной стороны, он хочет все делать сам, но ему не позволяют, с другой — у него только формируется речь и полноценно общаться, отстаивать свои права он не может, да и без помощи взрослого ему не обойтись.
Для кризиса характерны:
- нарушение режима сна и питания;
- перепады настроения, яркие вспышки эмоций;
- негативная реакция на любой запрет;
- повышенная потребность в нахождение рядом значимого взрослого.
Родителям в этот период важно выработать общую стратегию поведения, правильно расставить личные границы и запреты. Важно не наказывать малыша, поскольку он все равно не поймет причину, не кричать, не ругать его.