6 причин, по которым ваш ребенок не хочет играть самостоятельно

3 5966 12 Января 2020 в 07:09 Автор публикации: Диана Гадлевская, врач-анестезиолог

«…Давай играть, хочу на ручки, пошли гулять, нарисуй мне машинку, буду спать с тобой, хочу к тебе, мама, мама-мама, ма-а-ма-а!..» — и так весь день, нет, круглые сутки без перерыва.

Я не могу больше. Моя жизнь похожа на день сурка. Я безумно устала. Хочется бросить все и уехать куда глаза глядят. Нервы на пределе. Срываюсь на крик. Сын пугается, плачет, ничего не понимает. Потом мне ужасно стыдно, и мы с ним плачем вместе, а через некоторое время все повторяется снова.

Почему это происходит со мной? Что не так? Возможно, я плохая мать… я оказалась не готова к круглосуточному материнству. Я не могу дать ребенку столько внимания, сколько ему нужно.

Я постоянно с малышом, а мечтаю побыть одна. Погулять в тишине, послушать музыку, да просто выспаться, в конце концов! Муж постоянно на работе. В свой выходной хочет отдохнуть, это понятно. А у меня выходных не бывает…

Мнения

Одни говорят: «Компьютерные игры на порядок более эффективны при обучении, чем книги: так как в них мы не только узнаём о чём-либо, но и действуем самостоятельно.»

Вторые твердят:

А мамы жалуются:

Тут история и опыт

Я хочу поговорить о причинах, как так получается, что чей-то ребенок постоянно играет в телефоне или на планшете в игры. Потом мы с вами найдем ту середину, которая должна удовлетворить интересы и родителей, и их карапузов. Но начну я с того, что познакомлю с играми.

Есть ли плюсы и минусы в игре?

Надо привыкать к тому, что мы живем в мире, где все необходимое есть в Интернете! Мы, взрослые, там осуществляем покупки, узнаем много полезного, находим друзей. А дети? И для деток там много полезного и интересного:

  • Например, можно не покупать кубики, чтобы построить дом, а сделать это при помощи определенной программы.
  • В знакомстве с цветами нам тоже может помочь интернет.
  • Тут же, на каком-либо развивающем сайте, мы найдем прикольную раскраску для нашего крохи, которому 4 года.

О чем я сейчас говорила? Правильно! Об играх! Так что тут плохого, если мы учим и помогаем развиваться нашим малышатам? Даже есть плюсы. Это – экономия средств. Мы уже не покупаем все новые и новые игрушки. Все это уже есть в Интернете. И огромное разнообразие вариантов.

Расскажу о себе. Как вспомню мою любовь к пазлам! Я же сама от них в восторге! Но только сложу картинку, она мне не интересна. Так не накупишься. Вот бы в мое детство такую программу, как складывание пазлов! Конечно и память у телефона имеет предел.

Или же, еще одно преимущество. Наши детки растут. И мы, родители, вечно в поиске все более актуальных занятий для них: то шахматы, то школа кулинарии, то логические уроки. Все это уже есть, и приготовлено. Только пользуйся!

Но какие есть минусы? Быстрое привыкание. Малышу так интересно, что он буквально прирастает к планшету. Станем ли мы сопротивляться, если маленькому нравится и ему полезно? А, если станем, то что мы можем предложить взамен? Нельзя же просто сказать: «Нет!» и выключить комп! А давайте вспомним, откуда у крохи в 5 лет такая привычка образовалась.

Как совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка?

  1. Для начала решите: что значит компьютер в вашей семье, в жизни любого человека? Заветный приз? Показатель благосостояния? Окно в мир? Технический помощник? Приспособление, делающее жизнь удобней? Преувеличение значения компьютера взрослыми повышает его значимость в жизни ребенка. Преувеличенные страхи перед компьютером играют ту же роль. Сакрализуя компьютер, мы создаем вокруг него ореол сверхзначимости. Спокойное, почти равнодушное отношение к технике позволяет использовать ее с большим умом, аккуратностью и пользой. А главное, не приведет к такой деформации системы ценностей, при которой обожествляется бездушная железяка с проводами.
  2. Низкая самооценка у ребенка — вот почва для формирования любой нежелательной зависимости. Если приятных стимулов, которые доставляют радость, успокаивают, подбадривают, удивляют, смешат, вдохновляют, в жизни слишком мало, любое удовольствие, в том числе игра на компьютере, может вызвать зависимость. Это значит, что, не только преувеличивая значение компьютера, но и недооценивая себя, своего ребенка, мы толкаем его довольствоваться ролью простого исполнителя чужих программ, в том числе компьютерных. Большего ему и не надо. А низкая самооценка — результат слабой родительской любви.
  3. Компьютер займет особое место в жизни ребенка, если у него нет друзей и других существенных связей с миром. Это настоящая проблема в эпоху индивидуализма и жизни в больших густонаселенных городах. Если у вас есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее.
  4. Нормативы пребывания ребенка перед экраном примерно таковы. До 3 лет никаких компьютеров и приставок! Хотя бы до 3 лет… Потому что реальности трудно конкурировать с виртуальным миром, в котором отфильтровано все неинтересное и собрано все самое «прикольное». После 3 лет время игры должно быть дозировано и составлять максимум полчаса, лучше в перебивку, по 15 минут. Вы можете завести правило: «Компьютер только по выходным!», «Или компьютер, или телевизор!», «Играем только вместе!». Такие правила — основа культуры использования информационных ресурсов.
  5. Правило «Играем только вместе!» особо важно, поскольку гарантирует включенность взрослого в процесс игры. Но главное, мы учим ребенка манере игры, моделируем отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени — это условие игры.
  6. Как ответить на вопрос ребенка, зачем ограничивать время? В 4 года можно рассказать сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но объелась, и у нее заболел животик. Напомните, что у человечков есть не только голова и руки, которые так нужны для компьютера, но и ножки, спинка, животик. Им тоже хочется поиграть, побегать, попрыгать. Иначе вырастет не человек, а головастик со слабым тельцем. На малышей это производит впечатление! Ставьте в очередь подвижные игры и компьютерные. Дети любят то и другое и спокойно переключаются с одного интересного занятия на другое.

Как ваш ребенок «прилип» к игре

ребенок постоянно играет

Когда-то, мамочка сама скачала первую игру и протянула телефон своему малышонку. Ей просто не хватало на все время, а тут еще и кроха требовал к себе внимания. Можно ли обвинить мамочку, что она привнесла в жизнь карапуза это занятие? Согласитесь, мы и сами можем вспомнить, как часто были в подобной ситуации.

Только потом мама=ы жалуются, что ребенка не оторвать от планшета, и он все время скачивает новые игры. Такова цена, ничего страшного в этом нет, если так случилось.

Или же, школьные или садиковские друзья «просветили» нашего ребенка. Кто в этом случае крайний? А может быть, старший брат-подросток подает пример, или даже, сами родители? Откуда бы ни пришло это занятие, важно определиться, что делать? Казнить или же помиловать?

«Овцы» и «волки» довольны!

Как сделать, чтобы обе стороны, и дети, и взрослые, были довольны? Есть три варианта развития:

  1. Оставить так, как есть;
  2. Попытаться найти компромисс;
  3. Запретить все и навсегда.

Любой из вариантов – это ваш способ решения вопроса. И все зависит от того, видите ли вы проблему в том, что ваш ребенок постоянно играет в компьютер, или проблемы нет. Только вы имеете право и должны определить, как воспитывать карапуза, что ему разрешать, а что запрещать.

Но, о чем стоит задуматься, чтобы потом не жалеть о принятом решении? Я задам несколько вопросов, а вы попытайтесь самостоятельно ответить на них. Можете не спешить, подумайте. Хотите, потом в комментариях поделитесь своей точкой зрения.

  • Понимаете ли вы, что, чем старше становится кроха, тем больше его привыкание к играм? Готовы ли вы к этому?
  • Показываете ли вы своему малышонку различие между реальной жизнью и тем, что происходит у него в игре?
  • Кроме компьютера, ваш карапуз «общается» ли с кем-то еще? У него есть реальные друзья?
  • Есть ли у вас более интересные, а главное, более полезные занятия для маленького? Вы пробовали увлечь ими своего ребенка, чтобы оторвать внимание от планшета?
  • Если вы раз дали добро на игры, значит ли это, что вы не вправе устанавливать РАЗУМНЫЕ правила? Возможно, такие правила стоит внести, как компромисс вашему неудовольствию от поведения малыша и вместо ругательств, дерганья и криков?
  • Что для вас лучше: ваш ребенок-подросток у вас на глазах, или полная потеря контроля, когда дитя уходит от ваших скандалов по поводу его привычки и ищет возможность играть где-нибудь в клубе?

Ребенок требует развлечений: «Поиграй со мной!»

Поиграй со мной — требование ребенка, чтобы взрослые его постоянно развлекали.

Примеры из жизни

Нужно ли развлекать ребенка 3-х лет? Понимаю, что нужно играть с ним, заниматься, но если уж совсем времени нет, а он может себя занять. Или начинает специально всякие бяки делать, надоедает…

Игрушек, игр — полно, но играет когда уж очень хорошее настроение у него, или когда уж совсем меня разозлит и поймет что ждать меня нечего, нужно самому чем-то заняться. Но иногда на это много времени уходит. И нервов. И это не есть гуд, как я понимаю…

Решение проблемы

Пятиминутное решение

Иногда для удовлетворения детского интереса требуется гораздо меньше времени, чем мы думаем. На эту тему рекомендую почитать на статью Пятиминутное решение.

Игры бывают разные

Понятно, что взрослый может быть занят делами под завязку. Но и ребенку обычно не требуется отнимать все внимание мамы на себя. Достаточно того, что мама рядом, что она хоть и занята, но иногда обращает на тебя внимание. В любом случае, приятнее играть в комнате, где находится мама, чем одному в пустой комнате.

Нужно лишь приучить ребенка, что когда мама работает, играть с ней можно, но лишь в некоторые игры, которые не требуют от взрослого слишком много внимания. Например, вы сидите за столом, что-нибудь пишите или набираете на компьютере. Рядом сидит ребенок и что-нибудь рисует.

Если же ребенок начинает шалить и мешать маме, то он будет удален в другую комнату и придется играть в одиночестве.

Ребенок должен усвоить Правило: Иногда я должен развлекать себя сам! Смотри Правила для ребенка

Дополнение

В этом возрасте, да как и в любом другом, внимание матери очень важно ребёнку. Конечно, его можно занять чем-нибудь и заниматься своими делами, более того, ребёнок сам со временем научится развлекать себя. Только вот мать ему уже будет не нужна. Ребёнку не объяснить что у взрослых проблемы, нужно сбалансировать время выделенное для ребёнка и для работы. Со временем ребёнок научится сам себя развлекать, но вот присутствие матери ему будет только мешать, теперь у него свои секреты, своя жизнь. Может появится страх обращаться к матери, ведь она всегда занята, всё равно она не уделит мне времени. Ни в коем случае нельзя приучать ребёнка к одиночеству.

Паулю уже год. Он был всегда крайне недоволен, плакал по нескольку часов в день, несмотря на то, что мама постоянно развлекала его новыми аттракционами, которые помогали лишь на короткое время.

Я быстро договорилась с родителями, что Паулю необходимо выучить одно новое правило: «Я должен каждый день в одно и то же время развлекать себя сам. Мама в это время занимается своими делами». Как он мог его выучить? Ему еще небыло года. Невозможно просто отвести его в комнату и сказать: «Теперь играй один».

После завтрака, как правило, у него было самое хорошее настроение. Поэтому мама решила выбрать это время для уборки на кухне. Посадив Пауля на пол и дав ему несколько кухонных принадлежностей, она присела и глядя на него сказала: «Теперь мне нужно убраться на кухне». Следующие 10 минут она занималась домашней работой. Пауль хотя и был поблизости, но не находился в центре внимания.

Как и ожидалось, через несколько минут кухонная утварь была закинута в угол, а Пауль с рыданиями вис на маминых ногах и просился на руки. Он привык, что все его желания сразу исполнялись. И тут произошло то, на что он совсем не рассчитывал. Мама взяла его и снова посадила чуть дальше на пол со словами: «Мне нужно убраться на кухне». Пауль, конечно, возмутился. Он повысил громкость ора и пополз к маминым ногам. Мама повторила все то же самое: взяла его и снова посадила чуть дальше на пол со словами: «Мне нужно убраться на кухне, малыш. После этого я снова буду с тобой играть» (заезженная пластинка).

Все это повторилось еще раз.

В следующий раз, как было оговорено, она пошла чуть дальше. Она посадила Пауля в манеж, стоящий в пределах видимости. Мама продолжила уборку, несмотря на то, что его вопли сводили с ума. Каждые 2-3 минуты она поворачивалась к нему и говорила: «Сначала мне нужно убраться на кухне, потом я снова смогу с тобой играть». Через 10 минут все ее внимание снова принадлежало Паулю. Она была рада и горда тем, что выдержала, хотя из уборки практически ничего не вышло.

Так она поступала и в последующие дни. Каждый раз она заранее планировала чем она будет заниматься – убираться, читать газету или завтракать до конца, постепенно доводя время до 30 минут. На третий день Пауль уже не плакал. Он сидел в манеже и игрался. Потом уже она не видела необходимости в манеже, если только ребенок не висел на ней так, что невозможно было двигаться. Пауль постепенно привык, что в это время он не является центром внимания и ничего не добьется криком. И самостоятельно решил все чаще играть в одиночестве, вместо того, чтобы просто сидеть и орать. Для них обоих это достижение было очень полезным, поэтому точно так же ввела еще полчаса свободного времени для себя во второй половине дня.

Многие дети, стоит им только закричать, сразу получают то, что хотят. Родители желают им только хорошего. Они хотят, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Всегда комфортно. К сожалению, этот метод не работает. Наоборот: такие дети – как Пауль – всегда недовольны. Они много плачут, потому что выучили: «Криком добывается внимание». С самого раннего детства они зависимы от родителей, поэтому не могут развить и осознать свои собственные способности и склонности. А без этого не получается найти себе занятия по душе. Они так и не понимают, что у родителей тоже есть потребности. Тайм-аут в одной комнате с мамой или папой является тут возможным решением проблемы: ребенок не наказан, остается рядом с родителем, но тем не менее не получает желаемого.

  • Даже если ребенок еще очень мал, применяйте «Я-послания» во время «Тайм-аута»: «Я должна убраться» «Я хочу доесть мой завтрак» «Я должна позвонить». Слишком рано для них быть не может. Ребенок видит ваши потребности и одновременно вы лишаетесь возможности отругать или упрекнуть малыша.

Мой опыт

Я мало игр скачивала на телефоне, так как очень критично отношусь к картинкам. Поэтому у нас было всего 5 игр на телефоне:

  • деревянные пазлы,
  • соображалка (правда там были картинки, которые я не приветствую: торты, пончики, поэтому играли мы в нее не долго),
  • найди пару,
  • тетрис,
  • машинка монетки собирает (типа марио)
  • сейчас любимая мною зума (играем вместе)

Причем игры я покупала, потому что не хочу, чтобы ребенок видел рекламу – боюсь за ее содержание (вдруг нижнее белье или еще что-то похуже). Но я не скажу, что сын залипал в игры, максимум час играл и говорил: «мама давай играть в пластилин или кубики».

Вот так мне повезло — до 5 лет ребенок не пристрастился к играм. Но я старалась по максимуму насытить реальную жизнь, так как был опыт у подружки, и я старалась этого избежать. У нее дочка на год старше постоянно играет на телефоне.

Отрицание, гнев, торг, депрессия и смирение

В 1969 году Элизабет Кюблер-Росс описала пять основных уровней горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и смирение. Хотя изначально эти уровни относились к тем, кто пережил смерть близкого человека или страдал смертельным заболеванием сам, они в равной степени применимы к каждому, кто должен успешно справляться с любым видом разочарования и утраты.

Большинство детей начинают с отрицания, когда впервые сталкиваются с невозможностью получить то, что они хотят. Как родители, мы должны помочь нашим детям выплеснуть и пережить гнев, а не застревать вместе с ними на уровне переговоров (торга), к которым они будут прибегать, чтобы добиться желаемого результата.

Дети реально нуждаются в том, чтобы мы помогли им справиться с грустью (депрессией), в которую они погружаются из-за невозможности воплотить желание в жизнь. Когда мы находим нужные слова для выражения разочарования ребенка, мы помогаем ему двигаться навстречу смирению, или адаптации.

Вывод

Нельзя обобщать все игры и говорить, что они вредные. Да, возможно, они вызывают зависимость. Это легкий, быстрый дофамин для всех: и для детей, и для взрослых. Но что поделать, если в реальном мире нет ничего более интересного. Попробуйте увлечь чем-то в жизни. Но это не значит навязывать и заставлять гулять в лесу без телефона, так можно только повысить ценность игры.

Если проблема уже есть, то запретом ничего не решишь, только потеряешь возможность хоть как то влиять на ребенка.

Ну что же! Желаю всем уравновешенности и здравомыслия! И, надеюсь, что вы оставите свое мнение о статье! Мне будет невероятно приятно прочитать его. А еще, приятно, если вы оформите подписку, чтобы получать новые темы и участвовать в них! приглашайте друзей на сайт, если знаете, кому такая тема будет особенно полезна и интересна!

На этом вынуждена попрощаться! Пока-пока!

Как поступить, если ребенок уже стал требовать бесконечные подарки

  1. Ограничения. Пытайтесь ограничить себя и близких родственников в покупке подарков ребенку. Осознайте, что действительно нужно вашему крохе. В преддверии праздников обсудите с родственниками, кто и что собирается дарить, попросите всех помочь вам перевоспитать малыша. Постепенно ребенок начнет понимать ценность подарков.
  2. Полезность. Приобретайте полезные игрушки, развивающие наборы. Пусть презенты способствуют творческому и умственному развитию малыша. Ребенок поймет, что для того, чтобы чувствовать себя одаренным, необыкновенным не нужно излишних игрушек.
  3. Учим дарить. Обучите ребенка такому полезному навыку, как дарение. Важно, чтобы вы дали понять малышу, как приятно доставить кому-то радость. Это разовьет щедрость, альтруистические наклонности ребенка.
  4. Фантазеры. Займите ребенка веселыми играми, придумывайте вместе сказки, рисуйте, создавайте игрушки своими руками, тогда у малыша не появиться скука, и ему не потребуется очередное мимолетное увлечение в виде тысячной машинки или куклы.
  5. Внимание и любовь. Только ваша забота, участие и искренняя любовь способны изменить малыша. Ваше внимание и честный интерес к делам крохи избавит его от чувства одиночества и ненужности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: