Что такое сказкотерапия
Сказкотерапия – это метод психологического воздействия на человека посредством сказок. С его помощью можно корректировать различные проблемы, избавляться от страхов и комплексов, приобретать новый опыт поведения.
Применять такую методику можно не только на детях, но и на взрослых. Все зависит от содержания сказки и ее метафорических ресурсов. Но для дошкольников сказкотерапия имеет наиболее важное значение, потому что все образы героев откладываются в подсознании малыша. Эффективное использование сказок в этом возрасте поможет ребенку избежать многих проблем и найти свое место в обществе.
Сюжет
Среди огромного многообразия сказочных историй можно выделить следующие сюжеты:
- Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними. Интересен тот факт, что дети до 5 лет отождествляют себя с животными и стараются во многом на них походить, поэтому в данном периоде жизни им будут более понятны и близки именно сказки о животных, жизненный опыт, заключенный в историях о зверях.
- Бытовые сказки. Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов. В этом типе сказок главный упор делается на здоровое чувство юмора и на лидирование здравого смысла относительно неприятностей и невзгод. Они знакомят нас с небольшими семейными хитростями, которые позволяют сделать жизнь лучше. Такие сказки оптимальны при работе с подростками.
- Сказки о превращениях, трансформациях. Все мы знаем грустную историю о Гадком утенке, который в конце концов завоевал свое место в жизни и коллективе. Такие истории прекрасно подходят для работы с теми, у кого занижена самооценка, или же для работы с приемными детьми.
- Страшные сказки. В этих сказках присутствует разная нечисть – вурдалаки, ведьмы, упыри и прочие. У всех народов в детской субкультуре отводится особое место сказкам-страшилкам, которые позволяют детям самостоятельно лечиться. Такой метод самотерапии предлагает ребенку множество раз воспроизводить и переживать страшную ситуацию в сказке, благодаря чему дети избавляются от накопленного напряжения и овладевают новыми способами реагирования на проблему. Чтобы повысить стрессоустойчивость ребенка и избавить его от напряжения, рекомендуется рассказывать страшилки группе детей и подростков (не младше 7 лет). Однако, проводя такое занятие, необходимо соблюдать 2 важных правила: рассказ должен производиться «страшным» голосом, а конец истории должен быть очень неожиданным и очень смешным.
- Волшебные сказки. Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста. Именно волшебная сказка помогает создать в подсознании «концентрат» мудрости и усвоиться информации о духовном развитии личности.
Работа с народными сказками должна оканчиваться тщательным анализом и обсуждением. Как только спрятанные смыслы и мораль будут проработаны и привязаны к реальным жизненным ситуациям, можно начать использовать дополнительные способы работы со сказкой: драматизацию, изготовление сказочных кукол, песочную терапию, рисование.
3. Авторская художественная сказка. Для успешной борьбы со внутренними переживаниями лучше всего выбирать авторские сказки. Несмотря на то, что в них находится слишком большое количество собственных проекций и переживаний автора, это позволяет ребенку глубже проникнуться проблемой и найти способ ее решения. Например, сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева помогает взрослым и детям, которые потеряли интерес к жизни, силы которых на исходе, которые теряют надежду. Эта сказка учит бороться за свое здоровье и за жизнь, до последнего бороться за цели, потому что у каждого из нас есть хотя бы один шанс и необходимые внутренние силы, которые помогут справиться с любыми встречающимися на нашем пути трудностями.
4. Дидактическая сказка. Нередко в форме этих сказок оформлены различные учебные задания. Например, есть математические задания, написанные в виде дидактической сказки. Решить пример в таком задании – значит пройти испытание, справиться с трудностями. Если решить ряд примеров, это может привести героя к успеху и окончательно справиться с проблемой.
5. Психокоррекционная сказка. Собственно, это сказка, помогающая скорректировать те или иные шаблоны поведения детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому результату, необходимо придерживаться основных принципов при ее создании:
- В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней.
- В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.
Сказка должна быть представлена в строгой определенной последовательности:
- Жили-были – символизирует начало сказки, знакомит с действующими героями. Для ребенка 3-4 лет рекомендуется рассказывать сказки про игрушки, маленьких человечков или зверей. С 5 лет можно рассказать сказку про принцев и принцесс, волшебников и фей, солдат и др. Уже с 5-6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Для подростков подойдут бытовые сказки и притчи.
- И вдруг… Но вот однажды… – происходит столкновение героя с проблемой, которая напоминает проблему ребенка.
- Из-за этого… – намекает на то, какого достижения не происходит, чего ребенок мог бы добиться без этой проблемы.
- Кульминация – собственно, непосредственная борьба героев с трудностями.
- Развязка – обязательно положительная.
- Мораль сказки – герой извлекает поучительный урок из своего опыта, его жизнь кардинально меняется.
Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия на детей. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного способа поведения продуктивным. Благодаря им взрослые могут объяснить ребенку, что вообще происходит в его жизни, смысл событий.
Использовать эти сказки рекомендуется до определенного возраста – до 11-13 лет. Также есть некоторые ограничения по типу проблем, встречающихся у детей.
Чтобы создать психокоррекционную сказку самостоятельно, необходимо действовать согласно следующему алгоритму:
a) Выбрать героя. Который будет близок к личности ребенка, но в то же время существенно отличаться. У героя должны быть схожие черты характера, возраст, пол.
b) Описать жизнь сказочного героя таким образом, чтобы ребенку удалось уловить сходства с его собственной жизнью.
c) Создать проблемную ситуацию, в которую попал сказочный герой, при этом она обязательно должна быть схожей с проблемой ребенка, описать чувства и переживания, которые испытывает сам ребенок.
d) Описать процесс поиска героем способа решения проблемы. Здесь необходимо усугубить ситуацию, подвести к логическому завершению поиска, что поможет подтолкнуть героя к нахождению правильного решения и к переменам. Сказочному герою могут попадаться второстепенные герои и существа, которые попали в ту же ситуацию. При этом герой со стороны может наблюдать, как существа находят выход из проблем. Здесь может появиться «мудрый наставник», который объяснит герою смысл происходящих событий. Ваша задача – показать ребенку ситуацию и ее решение с нескольких сторон, предоставить ребенку альтернативу, разные модели поведения, помочь ему отыскать положительные стороны в происходящем.
e) Герой сказки осознает ошибки в своем поведении и становится на правильный путь.
Не обязательно обсуждать с ребенком психокоррекционную сказку, можно ее просто прочитать, предоставив ребенку возможность самостоятельно размышлять над ее смыслом. Таким образом ребенок находится наедине с собственными мыслями. Если у него появятся вопросы или желание обсудить сказку, вы всегда должны быть готовы ответить ему, а при необходимости – проиграть сюжет с помощью рисунков, кукол, фигурок или песочницы.
6. Психотерапевтическая сказка. Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый смысл происходящих событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее под другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не всегда должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной глубиной и проникновенностью. Это своего рода риторический вопрос, обдумывание которого будет стимулировать личностный рост ребенка. Многие сказки этого типа освещают проблемы жизни и смерти, пути и любви, отношение к приобретенному и потерянному.
Психотерапевтическая сказка порой помогает там, где остальные техники психотерапии будут совершенно бессильны. Их используют, если проблема затрагивает философию взаимоотношений и событий.
Цели сказкотерапии
Сказкотерапия помогает ребенку уделить внимание конкретной проблеме, найти пути ее решения в ненавязчивой форме. Каждая сказка имеет свою ситуацию, которая возникает в жизни малыша, а герои обладают теми же качествами, что и он сам. История всегда имеет логическое завершение, которое показывает возможный выход из ситуации.
Сказкотерапия как метод психологической коррекции предполагает своей целью налаживание связи между сказочными событиями и реальной жизнью, а также приобретение нового эмоционального и поведенческого опыта.
Сказка может не только научить чему-то, но вылечить, снять тревогу и напряжение. Главное, чтобы это происходило в доверительной, а не нравоучительной форме.
Для чего рассказывают медитативные сказки?
Медитативная сказка обычно служит прологом, настроем к психотерапевтическому сеансу.
Однако она может выполнять и самостоятельную функцию — поднимать «наверх»материал Бессознательного, который нужно отрабатывать, пробуждать личностный потенциал человека, служить подсказкой к принятию самостоятельного решения.
В этом смысле мне очень нравятся короткие сказки Толкина и сборник сказок Джоан Роулинг «Сказки барда Бидля».
Хотя… медитативные сказки — это мой любимый жанр, которому я отдаю нескрываемое предпочтение и в связи с этим, хочу предупредить: сокровищница, где хранятся медитативные сказки отнюдь не исчерпывается Толкином и Роулинг. Ищите и обрящете.
Направления сказкотерапии
Существует несколько направлений сказкотерапии:
- выход из различных жизненных ситуаций через выбор поведения героя сказки, который приводит к различным последствиям;
- определение и решение проблемы малыша в доступной ему форме;
- передача жизненного опыта и житейской мудрости через сюжет сказки;
- развитие мышления, воображения и памяти во время обсуждения произведения и анализа поступков и характеров героев;
- корректировка поведения посредством соотнесения себя с главным героем, выявления его негативных поступков и черт личности;
- психопрофилактика возможных проблем.
Дидактические сказки
Главным предназначением подобных историй является занимательная подача материала. Даже в том случае, когда психологом используются звуки, цифры, буквы, арифметические действия и прочие сложные символы, они должны быть представлены в игровой форме и быть одушевленными. Так сказочные образы начнут раскрывать смысл повествования и максимально качественно передавать необходимые знания.
Характерным признаком данного типа коррекции является применение предметной информации. Одновременно с этим начинает происходить развитие у детей творческих способностей, формируются их речевые навыки и совершенствуется мышление.
Работа с дидактической сказкой включает в себя отдельные этапы. В их числе — прослушивание и обсуждение, анализ, а также оценка сюжета. При мотивированном и систематическом применении подобного приема терапии ребенок начинает избегать типичных ошибок и добивается высоких результатов по изучаемой теме.
Сочинение дидактических сказок весьма эффективно и для пациентов подросткового возраста. Подобный прием позволяет полностью реализовать интеллектуальные и творческие ресурсы ребенка. К решению учебной задачи он начинает подходить благодаря восприятию достижения успеха, которого (как он начинает осознавать) можно добиться только после прохождения сложных испытаний.
Дидактические психокоррекционные сказки для младших школьников являются основным направлением в работе с детьми этого возраста. Специалисты отмечают, что при их использовании даже самые труднообучаемые и трудновоспитуемые дети начинают проявлять интерес к материалу.
Функции сказкотерапии
Сказкотерапия – это инструмент воздействия на ребенка, использовать который могут даже родители. Его использование может помочь избавиться от детских фобий, разобраться, что такое «хорошо» и что такое «плохо», помочь преодолеть трудности в жизни.
К функциям сказкотерапии относится следующее:
- быстрое налаживание контакта с ребенком;
- выявление проблем психики, которые скрыты в подсознании;
- рассмотрение различных вариантов поведения на примере героя сказки;
- помощь в понимании собственных чувств, эмоций и противоречий в поведении;
- выяснение информации, которую ребенок намеренно не сообщает.
Как подбирать сказки для метода
Для детей детсадовского возраста подбирают сказки, где персонажами выступают животные. Младшие дошкольники сопоставляют себя с домашними питомцами, подражают им.
Дети, которые недооценивают себя как личность, с большим интересом будут слушать рассказы о волшебных превращениях. Им важно знать, как правильно перевоплотиться, чтобы принять себя в данный момент и знать дальнейшие шаги. Сформулировать проблему они не могут, поскольку не подозревают о ее существовании. Сказка о превращении лягушки в принца поможет справиться с ситуацией, когда ребенок попал в приемную семью. Вместо чтения можно смотреть мультфильмы, созданные по литературным произведениям.
Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.
Страшные рассказы. Воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с проблемой. Здесь важен контраст, выразительное чтение. Если используются народные сказки, то окончание обычно меняют на более веселое, чтобы дети от души посмеялись. Таким образом устанавливается уверенность, что все страшное заканчивается хорошо. Жанр страшилок подходит детям старше 7 лет.
Бытовые рассказы. Стимулируют мышление и смекалку, чтобы выйти из ситуации победителем. Больше подходят подросткам.
Психокоррекционные сказки. Суть их в том, чтобы проблема ребенка совпала с проблемой персонажа. Должен быть выбор вариантов, как герой решает поступить. Ребенок бессознательно выбирает свою модель поведения.
Виды сказок
Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.
Художественные
Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.
Психокоррекционные
Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.
Психотерапевтические
Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под конкретного ребенка.
Медитативные
Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.
Дидактические
Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.
Типы сказок
Принято выделять 6 основных видов сказок, каждые из которых имеют свое предназначение и особое терапевтическое воздействие:
1. Художественная сказка. Эти сказки заключают в себе многовековую мудрость, которую народ вкладывал в них благодаря собственному горькому опыту. Сюда же относятся авторские истории, которые представляют собой по сути те же сказки, притчи, мифы. Художественная сказка оказывает дидактическое, психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие. Изначально она создавалась вовсе не для лечения, однако сегодня данный тип историй успешно используется огромным числом психотерапевтов.
2. Народная сказка. Самые старые народные сказки принято называть мифами. Самой старой основой сказок и мифов считается единство природы и человека. В древнем сознании было принято оживлять человеческие отношения и чувства (горе, любовь, страдание и т.д.), персонализировать их. Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии.
Методики сказкотерапии
Работа со сказками оставляет большой выбор сочетания с другими формами терапии. Это помогает усилить интерес детей, вызвать устойчивое положительное отношение к таким занятиям.
- Песочная терапия. Взаимодействие с песком не только дает расслабляющий эффект, но и помогает воссоздать свой сказочный «песочный» мир. Такая практика позволяет ребенку полностью погрузиться в сюжет и интуитивно найти выход из сложной ситуации.
- Рисование. Ребенок создает с помощью карандашей и красок свой собственный мир, который помогает узнать эмоции об услышанном тексте. Также такая методика способствует творческому самовыражению детей. Можно предложить им на листе бумаги продолжить сказку или придумать ее альтернативный конец.
- Инсценирование. Исполнение роли в сказке дает ребенку возможность приобрести эмоциональный опыт и глубже понять персонажа. Но важно оставить малышу место для импровизации – такая форма терапии позволит увидеть собственные недостатки и проблемы на примере героя сказки.
- Кукольные спектакли. Иногда самому сыграть роль трудно, и тогда на помощь приходят куклы. Ребенок может присвоить своему персонажу любые качества и понаблюдать со стороны, к чему могут привести разные варианты поведения. Сам процесс изготовления кукол и игра оказывают расслабляющее действие.
- «Мастер сказок». Это авторская методика сказкотерапии, которая проводится с колодой специальных карт. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева считает, что существует 10 архетипов (дорога, государство, распутье и др.), сочетание которых позволяет создать 50 разных сказочных сюжетов. Ребенок самостоятельно придумывает свою историю по выбранной карте.
Книги по сказкотерапии
1. «Авторская сказкотерапия», Гнездилов А.В. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию.
2. «Сказки и подсказки», Козлова Е.Г. skazki_i_podskazki
Настоящий сборник содержит 350 задач (с подсказками,решениями и ответами), предлагавшихся на занятиях математических кружков и решенных детьми. Книга будет интересна и полезна школьникам, их родителям, а также преподавателям математики и студентам математических факультетов педагогических институтов.
3. «Практикум по сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. praktikum_po_skaz_ter
Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.
4. «Сказки и сказкотерапия» Соколов Дмитрий skazki_i_skazkoterapia
Эта книга — одна из первых и самых юрких ласточек сказкотерапии, популярного и быстро развивающегося направления практической психологии. В отличие от «серьезных» учебников она излагает основы подхода легко и красочно.
В книге собраны сказки, имеющие самостоятельную художественную ценность, которые за последние десять лет полюбились многим детям и взрослым, встретившимся с ними через первые издания этой книги, а также через журналы, аудиокассеты и кукольные спектакли.
С какого возраста применять сказкотерапию
Сказкотерапия может применяться в любом возрасте детей: от дошкольников до подростков. При ее использовании нужно учитывать особенности возраста и необходимые ценностные установки.
Для дошкольников
В дошкольном возрасте сказкотерапия – обязательная часть воспитательного процесса. Именно в таком виде малышам легче всего усвоить необходимые знания и навыки. Дети развивают свое воображение, внимание, память и речь, учатся пересказывать и объяснять смысл прочитанного взрослыми, отличать плохие и хорошие черты героев.
Кроме образовательных задач сказкотерапия решает и ряд психологических.
В 2-3 года сказки помогают ребенку адаптироваться к детскому саду, снизить тревожность из-за новых условий и отсутствия родителей рядом.
В 3-4 года такая терапия помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми и развивать речь.
К 5-6 годам у детей проявляются первые страхи и комплексы, поэтому цель сказкотерапии на этом этапе – преодоление различных проблем и уверенность в своих силах.
Для младших школьников
С поступлением в школу у детей появляется еще больше задач, которые помогает решить метод сказкотерапии. Народные и авторские сказки помогают адаптироваться к школьным условиям и порядкам. Дети продолжают развивать память, воображение и внимание, учатся целеполаганию.
В этом возрасте сложнее использовать сказки как коллективный метод терапии, потому что личность каждого ребенка развивается, становится все более сложной и отличной от одноклассников. Поэтому психологи больше работают с детьми по отдельности (особенно при проработке девиантного поведения).
Для подростков
В сложном подростковом возрасте сказкотерапия может стать хорошим инструментом самовыражения. С помощью различных произведений подростки могут рефлексировать, отслеживать свои эмоции и реакции на поступки и мысли героев, идентифицировать себя с ними. Это помогает найти свое «я» и проработать различные проблемы с самооценкой, неуверенностью в себе, преодолением негативных мыслей и др.
Сказкотерапия, как метод психологической коррекции статья на тему
Никитская О.В., учитель
ГБОУ школа № 432 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Сказкотерапия, как метод психологической коррекции
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.
Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессия и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.
Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.
Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.
Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижаются процессы воображения и мышления.
Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка.
Основной целью сказкотерапии является:
— Снятие эмоционального напряжения;
— Создание игровой доверительной атмосферы в группе;
— Установление межличностных контактов между детьми;
— Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;
— Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
— Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;
— Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Что сказка дает детям?
Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, по большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней в метафорической форме заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Не говоря в лоб: «Сделай так!», а показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Конечно же, никто не заставляет тебя поступать так же. Но ребенок сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.
Чему учат сказки наших детей? Если попробовать систематизировать все те функции, с которыми успешно справляется сказка, может получиться примерно такой список:
Воспитание хороших человеческих качеств
На примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.
Мягкое обучение без насилия
Из сказок малыш узнает что-то новое, ранее неведомое. Есть даже специальный тип сказок – дидактические сказки – которые пишутся для обучения ребенка в игровой форме. В таких произведениях предмет обучения – геометрические фигуры, цифры, буквы, другие абстрактные символы, — помещается в волшебную страну. Ребенок наблюдает за его жизнью, а потом, в решающий момент, приходит на помощь герою. Обычно в таких сказках в конце детям дается специальное задание на закрепление материала. Заметьте, никакого назидания и зубрежки! А знания будут получены.
Но, конечно же, не только дидактические сказки обучают. Фактически все сказки содержат образовательный аспект, только порой он более завуалирован.
Проживание эмоций
Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.
Привитие извечных ценностей
Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.
Понимание мира вокруг и отношений между людьми
Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.
Мягкая коррекция поведения ребенка
В сказкотерапии существует специальный вид сказок – коррекционные сказки. Они призваны помочь малышу справиться с трудностями в поведении, заменяя их более эффективными формами поведения. Такие сказки пишутся специалистами — психологами, сказкотерапевтами, педагогами, которые работают с детьми. А также заботливыми мамочками. И мы с вами сегодня познакомимся с примером такой сказки.
Лечение души
Иногда человеку, пусть даже маленькому, не хватает жизненных ресурсов, понимания и сил для решения той или иной проблемы. И тогда ему на помощь приходят психотерапевтические сказки – глубокие истории, которые в буквальном смысле лечат душу. Они помогают взглянуть на ситуацию с другой стороны, осознать глубинный смысл происходящего.
Расслабление, набор положительного опыта
С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки – произведения без конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели идеальных взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают на позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать перед сном.
Виды сказок в сказкотерапии
Итак, мы с вами выявили основные функции сказок, и теперь давайте систематизируем знания, перечислив основные виды сказок в сказкотерапии. К ним относятся:
- Художественные сказки – это народные и авторские истории. Народные сказки несут в себе мудрость веков, и зачастую содержат в себе множество смыслов. Авторские же истории могут более тонко, бережно и образно передавать смысл и показывать частные стороны жизни человека.
- Дидактические или обучающие сказки.
- Психокоррекционные сказки, призванные помочь ребенку в решении проблем с поведением.
- Психотерапевтические сказки – для более глубокой, «лечебной» работы.
- Медитативные сказки – для расслабления и накопления позитивного образного опыта.
Сказки, которые встречаются нам на пути, не обязательно могут принадлежать только к одной группе. Например, художественные сказки нередко содержат и дидактический, и психокоррекционный, и терапевтический, и даже медитативный аспекты. Но, конечно, есть сказки, которые пишутся специально для решения того или иного вопроса. Давайте познакомимся с конкретными примерами.
Как работает сказкотерапия : реальные примеры
Эта сказка для деток, которые дерутся и обижают друзей.
Полет на Луну
В одном доме жил-был маленький, но очень веселый тигренок. Он любил играть и прыгать, бегать по двору вместе со своими друзьями-зверушками. А друзей у него было много: и лисичка, и волчок, и зайчонок серенький, и мишка-топтыжка, да еще и ежик колючий. Всех любил тигренок, всем с радостью рассказывал смешные истории, катал на своем трехколесном велосипеде и угощал сладкой ватой. И все бы хорошо, но только тигренок иногда мог заиграться и ударить друга или подружку, укусить или больно ущипнуть. Ему казалось, что это весело и забавно, а друзья почему-то обижались. Тогда, увидев их грустные лица, тигренок еще сильнее начинал их кусать и царапать – чтобы они развеселились и снова начали с ним дружить. Но, конечно, друзья только сильнее обижались на Тигренка и убегали от него прочь.
А однажды Тигренок, как обычно, вышел на площадку поиграть, и увидел, что никто из зверят к нему не подходит, даже не здоровается. Наоборот, все поспешили поскорее убежать с площадки. И Тигренок остался один.
— Не хочу быть один! – зарычал Тигренок. – Не хочу!
На небе как раз появилась молодая Луна. Она взглянула на Тигренка, пожалела его и сказала:
— Так иди ко мне! У меня тут есть компания для тебя – два моих сыночка.
Тигренок кивнул, Луна протянула к нему руки и забрала его высоко-высоко. Там, на Луне, Тигренку сразу стало холодно и очень темно. Он испугался и заплакал.
— Почему ты плачешь?- спросил чей-то голос из темноты.
— Потому что я один. Я никому не нужен, и никто не хочет со мной играть, — вздохнул Тигренок. И тут же встрепенулся. — А ты кто такой?
— А я Морфей, сын Луны. И со мной Орфей, мой младший брат.
Тигренок оглянулся и увидел два силуэта.
— А разве тебе кто-то нужен? – раздался голос младшего брата. – Мы вот сами по себе. И нам никакие друзья и даром не нужны.
— Да, мы тут самые главные. Можем наблюдать за вами и смеяться, как странно вы живете, — ухмыльнулся Морфей. – Самое главное – это ночь. Время, когда все спят, и мы правим Вселенной. Мы, сыновья великой Луны!
А друзья, по-моему, только мешают нашей великой миссии, — добавил Орфей.
– Я вот умею играть на арфе, и от моей музыки вы все засыпаете. И тогда я передаю власть над вами своему брату Морфею.
— Вы что, друзья – это здорово! – Тигренок аж подпрыгнул . – Без них – никак!
— Ха-ха-ха, — засмеялся Морфей. – И где же сейчас твои друзья?
Тигренок задумался. Тем временем братья пошли осматривать свои владения.
— Тигренок, я знаю, как тебе помочь! – пропищал тоненький голосок справа.
Тигренок повернулся и увидел мышку.
— Ты не смотри, что я такая маленькая. Мне под силу менять свой облик, — улыбнулась мышка. — Я дам тебе волшебную палочку, и ты с ее помощью сможешь вернуть своих друзей!
— Здорово! – оживился Тигренок. – Мне надо просто стукнуть их палочкой, и они снова будут со мной играть?
— Все не так просто, маленький Тигренок. Ты не сможешь изменить друзей. Но в твоих силах вернуть их доверие. А палочкой ты должен будешь каждый раз прикоснуться к своим ручкам, когда захочешь царапнуть или ударить друга.
— Хорошо, я попробую, — улыбнулся Тигренок и взял подарок. – Спасибо тебе, Мышка!
Через минуту Тигренок снова оказался на площадке в своем дворе. В руке у него светилась маленькая палочка.
«Чудеса!» — подумал Тигренок и пошел спать. Во сне он увидел Морфея и Орфея, таких одиноких и холодных… И ему так стало их жаль!
Наутро Тигренок первым выскочил на площадку. Постепенно стали приходить зверята. К каждому Тигренок подходил и просил прощения за прошлые обиды, обещая больше никогда не царапаться и не кусаться. Зверята сначала смотрели на него недоверчиво, а потом снова приняли его в свои игры.
С тех пор Тигренок всегда весело играет с друзьями. А когда вдруг ему хочется кого-то ущипнуть или ударить, он сразу достает волшебную палочку, и та напоминает ему о волшебном полете на Луну.
И напоследок – теплая и нежная сказка на ночь, которую я частенько читаю сыну перед сном.
Медвежонок Топа и волшебный полет
Жил-был маленький медвежонок Топа. Он очень любил играть в песочнице, рисовать яркими красками и гулять вместе с мамой. А еще он всегда помогал по дому – убирал свои игрушки, мыл овощи на суп и подметал в берлоге. Мама очень радовалась такой помощи, и всегда хвалила медвежонка. И потом они вместе шли творить: рисовать чудесные картины, лепить из соленого теста и делать аппликации.
Так, в творчестве и веселых заботах, пролетал день. И вот уже солнышко начинало садиться за горизонт, и на земле появлялись большие тени. Медвежонок очень радовался, ведь в это время к нему прилетал добрый сказочник. Он садился на одеяло к Топе, и они вместе улетали в волшебную страну снов.
И вот они уже поднимаются высоко-высоко. Где-то внизу остаются шумные города и дороги, леса и поля. А перед ними – огромное ночное небо! Мимо плывут звездочки. Они тихо шуршат, и, кажется, даже напевают негромкую песенку «Сон-сон, сон-сон».
— Послушай, Топа! Звездочки поют! Значит, мы уже совсем близко! – улыбается сказочник.
— Ура! – радостно отвечает медвежонок. Ему так хорошо и тепло на мягком одеяле. Так и хочется потянуться, свернуться клубочком и задремать. Небо вкусно пахнет ванилью. Топа с мамой всегда добавляют ваниль, когда пекут ароматные булочки к чаю. Ням-ням. Какие же они вкусные!
Рядом проплывает маленькое облачко.
— Можно, я его потрогаю? – спрашивает медвежонок.
— Попробуй. Ведь это твоя сказка!
Топа прикасается к облачку, и его лапки погружаются во что-то мягкое и нежное. И снова появляется чудесная музыка.
«Баю-бай! Баю-бай! Спи, сыночек, засыпай!», — звучит в воздухе, и медвежонок закрывает глазки. Теперь он в стране снов, где его ждут волшебные единороги, мишки и тигрята, нежные цветочки и зеленые полянки. Полеты на радуге и тихие разговоры с луной и звездочками. Здесь все возможно.
Топа очень любит бывать тут. Ведь он знает, что утром проснется свежий и бодрый, и снова будет играть и творить. А пока что его ждет волшебное путешествие. Ура… Глазки слипаются. Баю-бай…
Друзья, этими примерами сказкотерапии я хочу показать вам, что сказка на самом деле способна творить чудеса! И почему бы нам не пользоваться такими ее свойствами?
Очень здорово, что существует такой волшебный метод помощи ребенку, как сказкотерапия. Большое спасибо его автору, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, и всем замечательным учителям, которые несут сказку в мир.
Примеры сказок
Сказкотерапия использует сказки для детей, которые подойдут под возраст и цели ребенка. Еще лучше, если это будет не готовая сказка, а придуманная в процессе терапии.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста следует выбирать произведения, в которых есть четкая сюжетная линия:
- бытовые («Каша из топора», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.);
- волшебные («Кот в сапогах», «Морозко», «Хрустальная гора» и др.);
- поучительные («Федины игрушки», «Золотая рыбка», «Федорино горе», «Мужик и медведь» и др.);
- героические («Сивка-бурка», «Илья Муромец» и др.).
Психотерапевтические сказки
Особенность подобных историй состоит в том, что их сюжет должен быть аналогичен проблеме, которая имеется у ребенка, но при этом не иметь с ней прямого сходства. Рассказанные истории должны предлагать решение существующей проблемы. Не зря их называют еще и сказками, способными врачевать душу.
Для какого возраста подходит использование подобного направления? Весьма эффективным оказываются такие психокоррекционные сказки для дошкольников, а также для старших детей. Применяют их и для подросткового возраста.
Какие проблемы можно решить сказкотерапией
Сказкотерапия – один из лучших методов мягкого воздействия на ребенка, который имеет проблемы с развитием и воспитанием. К самым частым из них относятся:
- капризность, привередливость, отказ от еды, сна, водных процедур;
- неаккуратность, неряшливость, отказ от поддержания чистоты и порядка в своих вещах;
- агрессивность, плохое отношение к другим детям;
- застенчивость, неуверенность в себе, робость.
Характеристика метода сказкотерапии
В каких случаях рекомендовано использование данного способа воздействия на детей? Психокоррекционные сказки применяются в работе с теми пациентами, которые имеют некоторые поведенческие и эмоциональные затруднения. При использовании данного метода решаются проблемы, возникающие у дошкольников, а также у детей младшего школьного и иных возрастов. Психокоррекционные сказки помогают в работе с неуверенными, агрессивными и застенчивыми детьми, а также с теми, у которых особенно выражены чувства вины, стыда и лжи.
Оказывает содействие сказкотерапия в лечении психосоматических заболеваний, энурезов и т. д. Сам процесс подобного устранения проблемы приводит к тому, что ребенок начинает анализировать существующие у него отклонения и осознавать пути их решения.
Мои советы родителям
- Лучше, чтобы взрослый рассказывал сказку, а не читал. Тогда будет возможность проследить за реакциями ребенка.
- Малыш должен иметь возможность сам выбрать сказку для прочтения. Если какая-то интересует его больше остальных, то он находит в ней для себя что-то важное.
- Не используйте нравоучительный тон при обсуждении сказки, ребенок сам должен взять для себя доступный ему смысл.
- В волшебные сказки нежелательно вносить изменения, связанные с современной реальностью. Это может усложнить погружение в волшебный мир.
- Позвольте ребенку фантазировать и делайте это вместе. Получившаяся сказка может многое рассказать о его внутреннем мире.
В чем причины эффективности сказкотерапии?
Рассказанные взрослыми истории притягивают детей. Сказки позволяют подрастающему человеку свободно фантазировать и мечтать. При этом для ребенка они являются особой реальностью, позволяющей познавать взрослый мир переживаний и чувств.
Кроме этого, маленькие дети обладают сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, им не составляет особого труда эмоционально объединить себя с другим персонажем или человеком, присвоив при этом его образцы норм ценностей. В связи с этим, слушая психокоррекционные сказки, ребенок начинает сопоставлять себя с их героями, понимая при этом, что проблемы и переживания существуют не только у него.
Целью психокоррекционных сказок являются ненавязчивые предложения выхода из самых различных ситуаций в виде позитивной поддержки возможностей маленького человека, а также путей решения возникающих конфликтов. Ребенок при этом начинает представлять себя в роли положительного героя. Почему это происходит? Да потому, что положение главного героя является наиболее привлекательным, если сравнивать его с прочими персонажами. Таким образом, психокоррекционные сказки для детей позволяют им усваивать правильные моральные нормы и ценности, а также различать зло и добро.
По утверждениям специалистов, метафора, без которой не обходится любая фантастическая история, позволяет обеспечить контакт левого и правого полушария мозга. Что происходит при этом в процессе восприятия психокоррекционных сказок? В работу включается левое полушарие. Оно извлекает из сюжета логический смысл. Правое же полушарие остается свободным для творчества, воображения, фантазии и мечтаний.
Специалисты, проводящие психокоррекционную работу с детьми, отмечают, что на вербальном, осознаваемым маленьким пациентом уровне, он может вовсе и не принимать сказку. Тем не менее положительный эффект от такой работы будет непременно присутствовать, так как изменения, как правило, происходят на уровне подсознания. При этом отмечается, что использование одной и той же сказки оказывает различное влияние. Каждый ребенок находит в ней то, что особенно актуально для него, и то, что созвучно его проблемам.
Исходя из имеющейся практики, психокоррекционные сказки у беспроблемных детей чаще всего не находят особого эмоционального отклика. Они воспринимаются ими в качестве интересных историй и не приводят к изменениям в поведении.
В сказкотерапии используется два подхода. Эти психокоррекционные методы отличаются друг от друга по степени индивидуализации волшебных или фантастических историй, а также исходя из уровня директивности способа. Рассмотрим их подробнее.
Сказка про семью карандашиков — терапевтическая сказка.
Возраст: 4-7 лет. Направленность: Переживания, связанные с «непростыми» взаимоотношениями с родителями. Ключевая фраза: «А я хулиганю!» Жила-была семья карандашей. Как-то раз мама готовила супчик, а папа и сынок занимались своими делами. Карандаш был очень хитрый и решил выйти на улицу, хотя мама не разрешала ему это делать. Когда папа увидел, что Карандаш ушел, то пошел его искать. Но Карандаш был настолько хитрый, что знал, что его будут искать, и пошел в лес. Папа искал его, искал и не нашел. Когда мама закончила готовить супчик, она увидела, что папы и карандаша нет. Про папу она не испугалась, так как знала, что когда карандаш прячется, папа уходит его искать. Тем временем папа все искал, а сынок уходил все дальше и дальше в лес. Когда же папа его нашел, он сказал: «Сынок, не ходи в лес! Если ты и сделаешь пакость, ты не должен ходить в лес — мы очень за тебя боимся». Когда они вернулись домой, мама с папой очень его попросили, чтобы он так не делал. Мама сказала: «Я тебя очень люблю!». Карандашу стало приятно, и он решил больше так не делать. Вопросы для обсуждения Зачем хитрый Карандаш ушел из дома? Почему когда его нашли, то не отругали? Почему Карандаш решил больше не уходить из дома?
Суть метода лечения сказкой
Вымысел, метафора, волшебные превращения, которые несет в себе сказка, вызывают у слушателя множество самых разнообразных эмоций: негодование, радость, удивление, восторг, гнев, страх, жалость, восхищение. Рассказывая ребенку сказку, мы погружаем его в удивительный мир, полный необыкновенных происшествий.
Проживание происходящих с героями событий, наблюдение за поведением, реакциями, последствиями слов и поступков и составляют основу терапии. Решение внутренней проблемы слушателя происходит на глубинном, подсознательном уровне, передача «послания» — ценностей, истин, способов выхода из сложной ситуации – происходит естественным путем.
Проблемы, при которых применяется сказкотерапия для детей, разнообразны и могут быть достаточно глубокими и серьезными:
- страхи: темноты, врачей, насекомых, чужих людей и другие;
- гиперактивность;
- агрессия;
- расстройства поведения, связанные с физиологией: переедание или отказ принимать пищу, трудности с дефекацией;
- развод родителей, появление младшего ребенка;
- потеря значимого взрослого или любимого питомца.
В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показ другой стороны происходящего.
Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:
- Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.
- Собственно терапия – решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.
- Прогностика – помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.
Метод сказкотерапии используется психологами, врачами, педагогами разных направлений, поскольку является синтезом достижений всех этих наук и воздействует на глубоком эмоциональном уровне, то есть задействована мощная и эффективная работа подсознания.
Кроме собственно сказки широко распространено использование специалистами других жанров: притч, легенд, басен, былин, мифов, анекдотов, саг, фэнтэзи, детективов. Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере имеющихся у него трудностей. Важно, чтобы в рассказываемом произведении была корректно подобрана метафора – именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.
Методы работы с литературным текстом
Для наиболее полного раскрытия пациентом своих внутренних переживаний и личностных качеств, применяются разные методы работы с литературным текстом:
- Психолог, работающий над коррекцией поведения, читает историю или сказку. Во время чтения ребёнок должен расслабиться, молча послушать, привыкнуть к голосу, мимике и жестикуляциям терапевта. Предполагается, что в первые 10-15 минут должен установиться контакт между врачом и его клиентом;
- Обсуждение рассказа. Когда контакт установлен, ребёнку младшего возраста или подростку легче включиться в работу. На данном этапе начинается постепенное раскрытие личности. Психолог наблюдает за своим пациентом, учитывает тон голоса, следит за движением тела, жестикуляциями, мимикой, проявлением эмоций.
- Доверительные отношения. Здесь смысл заключается в том, чтобы дать возможность своему клиенту самому сочинить рассказ, привнести что-то новое в услышанное. Иногда этот момент нужно перенести на следующий сеанс терапии, чтобы у ребёнка было время осмыслить ситуацию, перестроить какие-то элементы в своём мышлении;
- Если клиент стесняется, переживает, с трудом идёт на контакт, то врач даёт ему возможность выразить свои чувства и отношения к героям сказки посредством творчества. Например, можно попросить маленького пациента нарисовать карандашами героев рассказа, или же слепить их из пластилина. В ходе данного процесса можно зафиксировать настроение человека. Иногда в работе используются оба приема — в начале сеанса и в конце. Обычно после творческого акта негативные эмоции меняются, поэтому следующий рисунок будет более светлый.
При продолжительных сеансах сказкотерапии, специалист вместе с детьми создают кукол, которых в дальнейшем будут использовать для постановки театрального спектакля, где проигрываются ситуации.
Терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей
В одном городе жила-была Девочка. Маленькая такая Девочка, с курносым носиком, лучистыми глазами и тоненькими косичками. Звали девочку Катюша. Девочкины мама и папа ходили на работу, а она оставалась дома с бабушкой. Всё бы хорошо, только не любила Катюша кашу. Она вообще не очень любила кушать, но кашу просто терпеть не могла. Бабушка уговаривала её и так, и эдак. Объясняла, как полезна каша маленьким детям, пела ей песни, рассказывала сказки, даже танцевала и показывала фокусы. Ничего не помогало. Наша Катюша сначала просила добавить масла, потом сахара, потом соли, а потом наотрез отказывалась есть «эту гадость». А в это время от одного рассеянного волшебника сбежала мелкая вредная Капризка и пустилась по свету в поисках убежища, пока волшебник не хватился и не вернул её обратно в темный сундук. Капризка кралась по городу, как вдруг услышала громкий крик девочки: «Не хочу! Не буду есть эту вашу кашу!» Капризка заглянула в открытое окно, и увидела, как Катюша кушает. «Чудесно!» — подумала Капризка и прыгнула прямо в широко открытый Катюшин рот. Никто, конечно, ничего не заметил, но с этого дня Катюша стала совершенно невыносимой. Она отказывалась есть даже вкуснейшие котлетки, приготовленные бабушкой, даже пышные румяные оладушки с клубничным вареньем! Капризка с каждым днем в ней все росла и росла. А сама она становилась все тоньше и прозрачней. Больше того, Капризка стала постепенно высовывать свой нос и задевать родных Катюши. И однажды бабушка вдруг сказала: «Я не буду больше убирать дом, и готовить я тоже больше не буду, все равно это никто не хочет есть!» И она села на балконе, и стала вязать длинный-предлинный полосатый носок. А мама сказала: «Я больше не хочу ходить в магазин покупать продукты, одежду и игрушки!» Она легла на диван и стала читать толстую книжку. А папа сказал: «Я больше не хочу идти на работу!» Он расставил на доске шахматы и начал бесконечную партию сам с собой. И среди всего этого безобразия сидела довольная Капризка, любуясь тем, что она натворила. А Катюша подошла к зеркалу и посмотрела на себя. Она не увидела своих лучистых глазок — они потухли и обзавелись серыми кругами. Носик опустился, а косички топорщились в разные стороны, как веточки елки. Катюше стало себя жалко, и она заплакала. И ещё ей было так стыдно, что она обидела бабушку. Даже непонятно, откуда у такой маленькой девочки взялось так много слез! Слезы текли и текли. Они превратились в речку! И эти слезы были такими искренними слезами раскаяния, что просто смыли зазевавшуюся Капризку на улицу, прямо в руки разыскивающему её волшебнику. И Катюша вдруг поняла, как же она проголодалась. Она пошла на кухню, достала из холодильника кастрюльку с остатками каши и съела её всю, даже без масла, сахара и соли. Наплакавшись и наевшись, она уснула тут же за столом. И не слышала, как папа перенес её в кроватку и, поцеловав в щечку, побежал на работу. Мама поцеловала дочку в другую щёчку, солёную от слез, и тоже ушла. А бабушка, забросив куда-то свой полосатый носок, гремела на кухне кастрюлями и сковородками, вознамерившись приготовить для всей семьи вкуснейший ужин!