Да простит меня читатель за не литературное выражение в названии статьи, но я не могу подобрать лучшего термина для смеси страхов, тревоги и беспокойства, с которыми сталкиваются очень многие родители после рождения ребенка.
В этой статье мы рассмотрим, какие проблемы могут возникать в результате бесконечного беспокойства о ребенке его родителей, и узнаем, что можно предпринять для улучшения ситуации.
Статья главным образом касается мам, по той лишь причине, что мама находится рядом с ребенком дольше всех, и ее влияние на малыша является ключевым.
Но и папам стоит также разобраться с темой беспокойства, чтобы перестать это делать самим и помочь мамам в этом вопросе.
Конечно, не все мамы панически переживают и беспокоятся о своих детях. Некоторым удается относиться к материнству спокойно и пребывать в гармонии.
Но также очень много мам, которые практически постоянно пребывают в напряжении, не только от того, что устают от физической нагрузки, но и от непрерывного морального напряжения – от переживаний за ребенка.
Начало маминых тревог
Когда женщина впервые становится мамой, ее жизнь меняется навсегда.
Мама, видя своего новорожденного малыша, вместе с другими прекрасными чувствами, начинает ощущать еще и ответственность за этот маленький беззащитный пищащий комочек.
И часто с этой ответственностью приходит огромное беспокойство и тревога за малыша.
Величина тревоги может быть разной. Некоторые мамы, к примеру, просто стараются «с холодной головой» предвидеть какие-то опасности и предупредить их, а есть и мамы, вскакивающие по 10 раз за ночь, подбегающие к кроватке малыша – проверить дышит ли он там.
Как определить, что ребенок боится детей?
СОДЕРЖАНИЕ:
Изначально нужно определить, действительно ли есть проблемы с общением или родители предъявляют завышенные требования к чаду, например, сравнивая с собой. Такие случаи часто отмечаются психологами, когда некоторую работу нужно проводить со взрослыми, чтобы они пересмотрели свое отношение к ситуации.
Взрослые должны понимать, что все не могут быть «душой компанией», быстро идти на контакт, мгновенно преодолевать стеснение и адаптироваться к новым условиям. Многое зависит от темперамента ребенка, характера, эмоционального состояния, возможных переживаний, общего воспитания.
Признаки развития проблем
Если рассматривать поведенческие особенности ребенка, свидетельствующие о проблемах при общении с другими детьми, о развитии страха, то выделяют следующие:
- По внешним признакам заметно беспокойство, например, расширяются зрачки, могут наблюдаться непроизвольные движения, подергивания конечностей, мышц лица, возможно проявление нервного тика. Некоторые детки начинают дрожать, бледнеют, потеют, грызут ногти, берут в рот пальцы, какие-то предметы.
- Ребенок стремится спрятаться. Он может прятаться за родителей, а иногда просто укрываться ото всех, например, залезать под кровать или затаиваться в местах, где его никто не видит.
- Эмоциональные изменения. Это касается истерик, плача, проявления агрессивности или чрезмерной замкнутости, когда практически прекращается контакт с близкими.
Страх перед другими детьми проявляется в отказе общения, а если связь и происходит, ребенок веет себя неестественно, заметно его психологическое напряжение.
Моя история
Я была как раз той мамой, которая «парится».
Как только мы принесли малыша из роддома, так и началась моя тревога. Я переживала и беспокоилась обо всем на свете, постоянно измеряла ему температуру (в роддоме советов наслушалась), поддерживала температуру помещения, грудь совала вообще при малейшем звуке со стороны малыша – я считала, что дети не должны плакать, а если они плачут – что-то не так, и нужно срочно что-то делать. Я и делала.
Чтоб он не плакал, я постоянно носила его на руках или в слинге. Я боялась оставить его и пойти покушать — он же будет плакать без меня. Потом начались «колики» и бессонные ночи…
Кроме этого я постоянно чего-то боялась – что упадет, что заблеет, что «что-то» случится… От усталости и постоянного беспокойства меня накрывали депрессии, я постоянно плакала. Даже муж «заразился» моим беспокойством, и все время днем звонил и спрашивал «все нормально у вас?».
Не удивительно, что ребенок был очень беспокойным, плохо спал, постоянно висел у груди, плакал, а мне материнство казалось каким-то кошмаром…
Малыш рос, в чем-то мои тревоги ослабевали, но также появлялись и новые. Я перестала бояться, что он упадет с дивана, когда он научился с него слазить и научился ходить, но я стала переживать, что на улице он упадет и поранится.
А малыш как по заказу постоянно бегал, и постоянно падал (не потому ли что мама боялась этого бега и последующих падений…).
Года в полтора сын начал увлекаться горками, но я так боялась, что он с них свалится, что мы перестали ходить гулять на площадки, где в наличии были эти самые горки.
Когда малышу было около 2 лет, я так устала за него бояться, что решила с этим что-то делать. Примерно в это время я стала более активно изучать Учение Абрахама по книгам Э. и Дж. Хиксов, и мне начала открываться связь между моими страхами и последующими ситуациями с ребенком.
Надо сказать, я и раньше работала над собой, и даже достигала какого-то более-менее стабильного состояния, но с рождением малыша меня «накрыло» по-новой.
Тогда мне даже не хватало времени, чтобы сесть и что-то там глубоко прорабатывать, оставалось немного времени на чтение.
Но этого оказалось достаточно, чтобы начать понимать главное – мое беспокойство и были основными причинами проблем у малыша, начиная с плохого сна и заканчивая бесконечными ОРЗ с ОРВИ, которых я тоже боялась как огня, а особенно моя паника росла в «сезон».
Постепенно понимая суть Закона Притяжения, о котором пишут Хиксы, и анализируя свои мысли и чувства за последние годы, я стала понимать сколько проблем было создано мною и моими страхами.
Страх попасть в больницу после рассказов подруги как они лежали там с малышом, конечно же, вскоре уложил туда и нас. Любые обсуждения эпидемий в детском саду и мои опасения по этому поводу приводили к реализации этих опасений.
Тем не менее, именно тогда я окончательно убедилась в том, какое огромное значение имеют наши мысли и следующие за ними чувства не только в нашей жизни, но и в благополучии наших детей. Я осознала, что именно беспокойство создает ситуации для беспокойства.
Кроме того, само чувство страха, тревоги у мамы, да и у любого человека из окружения детей, – для них дискомфортно. Именно из-за состояния дискомфорта, в которое они сами того не желая, погружаются в тревожащемся за них окружении, в младенчестве они могут постоянно плакать, а чуть постарше – быть невыносимо капризными.
Возрастные страхи днем и ночью
Биологически страх – это способ предотвратить опасность, он всегда предшествует знакомству с новыми предметами, их вредными или опасными качествами. Страх перед общением – тоже своеобразная защита, позволяющая ребенку со стороны присмотреться, оценить будущих друзей.
Страх не считается нормой, если выводит малыша из эмоционального равновесия, слишком часто проявляется или влечет негативные последствия для здоровья.
Родителям, чтобы проследить, откуда тянется причина трудностей в общении у их детей, полезно знать обо всех нормальных и отклоняющихся детских страхах. Для удобства будем пользоваться таблицей.
Возрастной период | Нормальные страхи | Глубинные механизмы боязни | Примечания, рекомендации, советы |
1 полугодие | Первичные реакции испуга у новорожденного | Свет, звук, перемена положения, переворот вызывают биологически закономерную реакцию – привлечь внимание мамы. | В основе лежит инстинкт. Младенец должен обеспечить безопасность своей жизни. Совсем без этой реакции невозможно вырасти психологически целостным человеком, но, чтобы сократить количество испугов, родителям нужно быть более плавными и предусмотрительными. |
7–8 месяцев | Незнакомые люди | Ребенку нельзя терять связь со своей матерью – она гарант его жизни и здоровья. | Маме желательно не пытаться раньше времени отлучить малыша от груди или приучить к няне. До года-полутора мама должна быть рядом и обеспечивать эмоциональный контакт. В полтора годика наступает более благоприятный момент для появления няни. |
1 год | Опыт отрицательных ситуаций. Страх разлуки с матерью. | Пугающие ситуации – угроза благополучию. Мама – по-прежнему гарант исполнения всех потребностей. | Самый яркий пример – ребеночек в годик боится уколов и кабинета врача. Переучивание к бабушке или няне должно быть постепенным, маме нельзя резко исчезать из будней годовалого младенца. |
2 года | Чужие люди | Защита становится более осознанной. | Двухлетка начнет плакать, если чужой человек попытается усадить его на колени в транспорте или поведет за руку от мамы. Объясняйте ситуации, подготавливайте малыша! К садику нужно тоже привыкать постепенно. |
3 года | Страшные сны, сказочные персонажи, замкнутое пространство. | Все связаны либо с наказанием, либо с утратой позитивных образов родителей. | Бесполезно убеждать ребенка в нереальности сна или персонажа. Нужно помогать ему справляться со страхами. Что сделалось смешным, не может быть опасным — ищите вместе с ребенком такие черты в страхах. |
4 года | Одиночество | Страх существует как сам по себе, так и может быть продолжением процесса, запущенного в 7–8 месяцев. | Максимально наладьте отношения в семье, установите равновесие между отцовским и материнским воспитанием, старайтесь поддержать кроху и научать его самостоятельности. |
5 лет | Смерть (своя) (а также страхи, продиктованные инстинктом самосохранения: высоты, глубины и т.д.) | Вариации на тему смерти могут касаться и самого детеныша, и его родителей. | Почемучка задает много вопросов и нуждается в объективных, честных ответах, доступных для его понимания, чтобы постепенно научаться жизни. |
6-7 лет | Смена правил (сад – школа), страх ошибки | Подготовка к школе, режим, навязанная ответственность создают тревогу «справлюсь ли я». | Потребность в дружбе вступает в конфликт с чувством долга, которое пока еще недостаточно зрелое. Актуален и страх смерти. Может быть причиной ночных кошмаров и школьной застенчивости. |
7-9 лет | Страх смерти родителей. Страх стать «плохим». | Инстинкт самосохранения перестает создавать страхи, теперь они имеют социальную природу. Потребность в одобрении со стороны окружения заставляет малыша тревожиться. | Важно пояснять условия, при которых все останутся живы и здоровы: безопасность забота, исполнение правил. Формирование воли и совести – интересный и сложный процесс. Родители должны быть тактичны в порицании, а дитя – понимать, что его любят безусловно. |
Мы получаем то, о чем думаем
Чем больше мы беспокоимся, тем хуже себя чувствуем, и тем хуже чувствуют себя дети рядом с нами.
Малышам ведь не нужны слова – сначала они совсем их не понимают. Они ощущают наши вибрации, наши чувства, которые мы излучаем.
Наши страхи, мысли о болезнях и неприятностях для наших детей как команда «болей» или «сейчас ты упадешь и ударишься».
Если вам удастся поймать свои мысли за мгновения перед какой-либо мелкой неприятностью, вы убедитесь в этом сами. Лично я всегда думала «вот сейчас перецепится и упадет» — и он «по заказу» падал.
Здесь важно мамам понять еще одну важную вещь – это не мы создаем ребенку неприятности, он делает это сам, но «с нашей подачи». Мы не можем творить в чужой жизни, но мы можем вдохновлять других людей, особенно своих собственных детей.
Теперь вы знаете, что ваше беспокойство на самом деле не только не помогает предупредить проблемы, но и является их причиной. Самое время узнать, как перестать думать о плохом относительно наших детей.
Как помочь малышу
- Самое главное – запаситесь терпением. Могут потребоваться дни, недели, а то и месяца, пока ребёнок сможет перестать бояться незнакомца и примет его в свой круг. Главное, не торопите его, не подгоняйте процесс адаптации. Поймите, со временем малыш привыкнет к новому человеку и перестанет его бояться.
- Если карапуз боится родственников или, например, няню, покажите своим поведением, что это хорошие и близкие люди, им можно доверять.
- Практикуйте сказкотерапию. Можно показывать и мультфильмы о дружбе. Придумайте историю, в которой познакомятся два чужих человека или, например, кот и зайчик. Поверните историю, таким образом, чтоб малыш смог понять, что ничего плохо не произошло и герои подружились, и смогли весело провести время. Ещё лучше, если у вас есть наручные куклы. Вы сможете поставить целый спектакль, малышу будет интереснее за всем наблюдать, а изложенный материал окажется более доступным и понятным.
- Часто ребёнку помогает рассказ мамы или папы об их страхе, который был успешно переборот.
- Знакомьте ребёнка с чужими людьми (которых нужно подружить с малышом) заочно. Покажите карапузу фотографию вашей подруги, расскажите, как её зовут, опишите её характер, положительные стороны. Повторяйте это каждый день. Потом, пролистывая альбом, спросите, кто изображён на фотографии, наверняка малыш уже сможет вам ответить. Так ребёнку будет практически не страшно при личной встрече. Ведь, по сути, он уже знает этого человека.
Теперь вам известно, что может провоцировать развитие страха у детей. Прочитав статью, вы поняли, как необходимо бороться с детской фобией, и как помогать ребёнку в такой ситуации. Главное, не забывайте об ошибках, совершаемых, порой даже опытными родителями, чтоб вы лично не стали причиной развития страха перед незнакомцами.
Как перестать беспокоиться
Для того, чтобы свести к минимуму ваши тревожные мысли о собственном ребенке, нужно осознать несколько важных вещей.
Дети изначально имеют очень сильный настрой на благополучие. С самого рождения они обладают крепкой связью со своим Источником (Внутренней Сущностью). Они пришли в этот мир, как собственно и мы, жить и получать удовольствие от жизни.
Но если мы уже порядком забыли об этом, то они – нет. И потому они всегда естественным образом (иначе говоря, инстинктивно) стремятся к благу – здоровью, радости, хорошему настроению. Именно поэтому они, если и расстраиваются, то ненадолго, если болеют – то восстанавливаются очень быстро и относятся к болезни легко.
У них очень сильный естественный настрой на благополучие. И только окружение ребенка, которое давно забыло, зачем мы здесь и утратило связь с Источником внутри себя, которое считает мир полным опасностей, а детей – беззащитными перед проблемами этого мира, своими страхами и беспокойством «сбивает настрой» ребенка на благо.
Он буквально впитывает негативные мысли и ощущения страха мамы и папы, и начинает притягивать все больше неприятного в свою реальность. Если бы детей не сбивали настроения и мысли окружающих, далекие от гармонии, дети были бы здоровы и прекрасно себя чувствовали.
Поэтому, как только осознаете, что беспокоитесь, думаете о чем-то неприятном про ребенка – старайтесь перевести внимание на другую тему, приятную для вас. Старайтесь отвлечься на что-то приятное, для того, чтобы ощутить улучшение эмоций.
Избегайте мыслей о том, что изначально вызывало ваше беспокойство – не притягивайте еще больше неприятного.
Поначалу вам может показаться это сложным. Но с практикой, вы станете все меньше внимания уделять беспокойным мыслям и страхам, потому что к вам придет осознание их бесполезности.
Помните, чем больше вы будете думать о благе ребенка, представлять его здоровым, благополучным – вы тем самым позволите ему вернуться к естественному состоянию блага. При этом ваше настроение также улучшится.
Кроме этого, улучшатся и ваши отношения с ребенком. Ведь рядом с вами он будет чувствовать себя комфортно и радостно, благодаря вашим гармоничным мыслям о нем.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!
Social Like WordPress
Больше интересных статей:
- Как улучшить зрение?
- Главный секрет притяжения денег
- Почему вредно НЕ МЕЧТАТЬ? Часть 1
- Действия для реализации цели
- Зачем нужны проблемы?
- Почему «беда не приходит одна»?
- Марафон чудес — система исполнения желаний
- Как избавиться от чувства вины. Часть 1
Застенчивые дети
Скромность и застенчивость – это качества характера. Они могут развиваться на основе «спокойной» генетики или же быть сформированы системой воспитания. В любом случае они не имеют ничего общего со страхом. Застенчивый ребенок боится детей на площадке, но это не настоящий страх, а защитная реакция. Малыш не тревожный, наоборот, он занял наиболее комфортную для себя позицию – бездействия и отстраненности.
Ничего плохого в том, что у застенчивого сына один-два дворовых друга. Если в остальном поведение маленького человека не вызывает опасений, просто дайте ему возможность развиваться по его индивидуальному пути. Важно, чтобы присутствовали другие признаки комфортного психологического климата в семье:
- Ребенка не ограничивают в творчестве и двигательной активности.
- Отсутствуют телесные наказания, эмоциональные встряски и скандалы.
- Ребенок послушен, не доставляет хлопот в быту, умеет все, что должен уметь по возрасту.
- Он проявляет интерес к другим детям, спрашивает об их поведении. Наблюдает, делает выводы и задает вопросы.
Почему дети боятся чужих людей
Многие годовалые малыши боятся чужих. В семь-десять месяцев ребенок начинает различать «своих», а к остальным проявляет настороженность. С близкими уж точно безопасно и комфортно, а с остальными — неизвестно. Поэтому малыши при виде незнакомца жмутся к матери, ловят ее реакцию. Если новый взрослый ведет себя доброжелательно, не настаивает на быстром отклике малыша, ребенок постепенно привыкает и начинает общаться. А если взрослый (как свекровь героини) — обижается, требует немедленного ответа, ребенок может закрыться. Более того, будет бояться и других «чужих».
По статистике больше всего этот страх беспокоит в возрасте год-полтора, а к двум-трем годам постепенно проходит. Малыш понимает, что общаться с другими взрослыми может быть интересно и полезно.
Нормальный страх может перерасти в «ненормальный», если взрослые ведут себя неправильно. Советы соседки по очереди вредны для малыша. Вполне возможно, что проблема не видна сейчас, но даст о себе знать в будущем.
Чтобы помочь дочери, героине нужно выяснить причину проблемы. Найти ее помогут ответы на следующие вопросы:
- Как давно ребенок боится незнакомых людей?
- Когда это началось? После какого-то события, в определенный период времени? Или страх был всегда?
- Поведение малыша при встрече с чужими всегда одно и тоже, или страх то усиливается, то ослабевает периодами?
- Ребенок одинаково относится ко всем чужим? Или кого-то боится больше? Мужчин или женщин? Старых или молодых?
- Как вы ведете себя, когда встречаете малознакомого человека? Какие истории, связанные с чужими, хранит ваша память?
Перечислим самые распространенные причины страха:
- Прошлый опыт ребенка.
- Особенности ребенка, данные от природы.
- Ситуация в семье.
Прошлый опыт ребенка. Этот страх появляется после конкретной ситуации. Может быть, ребенка напугал незнакомый человек, и теперь он боится повторения. В таком случае причина на поверхности, о ней легко догадаться. Важно объяснить ребенку, что произошло и что делать, если подобное вдруг повторится.
Например, малыша напугал клоун на дне рождения, и теперь он боится мужчин. Можно сочинить небольшую историю, как мальчик встретился с ярко одетым шумным клоуном. Мальчик испугался, спрятался на руках у мамы. Но потом увидел, что артист раздает мороженое, пускает мыльные пузыри, всем весело, а вовсе не страшно, и пошел играть к ребятам. Пусть ребенок нарисует картинки к вашей истории или устроит настоящее театральное представление, используя любимые игрушки.
Особенности ребенка, данные от природы. Еще одна причина, почему ребенок боится чужих людей, — особенности ребенка. В этом случае ребенок всегда ведет себя с чужими одинаково. Страх появился, как только малыш научился отличать чужих. С возрастом становится чуть легче, но проблема не исчезает.
Поразмышляйте, какой он — ваш малыш? Кто-то болтает без умолку, а кто-то с достоинством и по делу. Один легко меняет партнеров по игре, другой строит прочные отношения. Один прячется от незнакомых, другой готов уйти с первым встречным.
Увы, мы не в силах изменить данное природой, но можем недостаток превратить в достоинство. Боязливые дети часто чувствительны. Они видят в мире то, что другой сверстник и не заметит. Например, не будет общаться с гостем из-за едва уловимого неприятного аромата. Родителям нужно внимательно относиться к таким «причудам» детей. Не ругать, а постараться понять. Учить, на что действительно следует обращать внимание, а на что нет.
Одни дети изучают новое сами, другие — наблюдая за другими. Дети первого типа легко начинают играть в новой компании, но правила часто узнают лишь случайно нарушив их. Вторые сначала наблюдают, кто какой, что здесь разрешено, а что — запрещено. И потом играют уже по правилам. Обе стратегии имеют свои плюсы и минусы. Но взрослые часто не дают маленьким «зрителям» вдоволь насмотреться. Тогда они входят в игру внутренне не готовые, и это может спровоцировать страх. Родителям нужно дать малышу время освоиться.
Ситуация в семье. Страх то усиливается, то ослабевает, в зависимости от происходящего между родственниками. Эта причина скорее всего привела к страху у девочки Маши.
Вряд ли это первая стычка мамы со свекровью. Родственники мужа лезут куда не просят. Чтобы противостоять им, мама закрывается от всех и мало выходит «в свет» с ребенком. Вот дочь и боится новых людей.
Общие советы тут не работают, потому что у каждого конкретного ребенка своя причина. Выявить ее бывает непросто. Во-первых, родители вовлечены в ситуацию, поэтому им сложно увидеть происходящее со стороны. Во-вторых, причин, почему ребенок боится чужих людей, обычно несколько. Одно «накладывается» на другое, сложно разобраться, с чего же начать. Грамотный психолог подскажет родителям, почему ребенок боится, и научит общаться с чужими.