Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

В психологии под креативностью понимается качество личности, обуславливающее способность эффективно и успешно заниматься творческой деятельностью. В данном случае слово «творчество» используется в широком смысле. Не как реализация в области искусства, а как продуктивная созидательная деятельность самого разного плана: от новаторских технических решений до способности реализовать то, что никто ранее не делал.

Креативность не является врожденным качеством. Это навык, и как любой навык ее можно развивать. Разумеется, скорость прогресса будет различаться от случая к случаю. Причина заключается в особенностях мышления, личности, волевого компонента. Кроме того, имеет место и некоторая склонность к неординарному мышлению, обусловленная наследственным фактором. Исходя из этого, скорость прогресса будет своей, но при систематическом подходе результаты ждать себя не заставят.

Развитие креативности требует напряженной умственной работы. Для тренировки навыка необходимо затрачивать хотя бы 1 час в день. Если говорить о более глубокой проработке, нужно стремиться искать новые неординарные решения постоянно, не загонять себя в рамки. Это позволит быстрее добиться результата и научиться применять креативный подход в решении прикладных задач.

О связи креативности, творчества и интеллекта. Родственные, но разные понятия

Креативность нередко путают с творчеством. Это не синонимы. Под первым имеется в виду особая черта личности, можно даже говорить об особом способе мышления, складе личности и характера человека. Творчество же представляет собой процесс и конечный продукт. То есть результат реализации этого важного качества личности. Не всегда творчество имеет продуктивный характер, не всегда достигаются конкретные цели. Потому речь идет, в том числе о процессе как таковом. Путаница возникает из-за перевода термина creativity которое как раз и переводится как творчество. В русском же языке эти термина давно стали различны по значению.

Различия между креативностью и творчество можно представить связкой «потенциал/деятельность».

Интеллект — это другая сторона вопроса. «Creativity» также не является синонимом к слову интеллект. Под интеллектуальными способностями понимают умственные качества, способности реализовать эти качества на практике. Сюда относят скорость мышления, его продуктивность, гибкость, память, способность анализировать то или иное явление, объект, систематизировать определенные моменты. Интеллект является важной составной частью, фундаментом для творческой деятельности.

Таким образом, необходимо отграничивать три схожих понятия.

LiveInternetLiveInternet

Об уме и таланте, креативности и интеллектуальности.

Э.Торренс в теории “интеллектуального порога” соотносит интеллект и креативность следующим образом: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, если IQ выше 120, творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой и высокой креативностью.

В таком случае, что и каким образом нужно развивать и какая здесь существует (или нет) взаимосвязь или взаимообусловленность?

Однако, обыденная практика показывает, что высокие творческие способности, например, в области живописи, музыки, поэзии далеко не всегда сопровождаются высоким IQ.

Для объяснения этого факта обычно привлекается теория межполушарной асимметрии, утверждающая, что вербальные, математические способности (а значит и интеллект, измеряемый большинством тестов) больше связаны с левым полушарием, а художественные, музыкальные способности — с правым, что предполагает между ними скорее антагонизм, чем корреляцию. Впрочем, строгих эмпирических доказательств этому нет. Напротив, существует множество эмпирических данных, подтверждающих пресловутое единство интеллекта и творчества.

Случаи резкого расхождения творческих и интеллектуальных способностей приводит В.Н. Дружинин в своей монографии.

Начнём с определений.

В.Н. Дружинин определяет интеллект, как «общую успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задачи во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным» . Близкое определение интеллекта, как общей способности приспособления к новым жизненным условиям давал В. Штерн, Ж. Пиаже, Д.Векслер и многие другие авторы.

Креативность- способность сделать или каким-либо иным способом осуществить нечто новое. Бихевиоризм трактует ее как биологическую функцию приспособления поведения к новым условиям посредством проб и ошибок. В гештальт -теории — целенаправленная трансформация проблемной ситуации в целом.

В.Н. Дружинин также рассматривал интеллект и креативность, как две различные общие способности, он связывал их существование с процессами переработки информации. Креативность отвечает за преобразование имеющейся у человека информации и порождение бесконечного множества новых моделей мира. Интеллект — за применение этой информации в реальной практике, и, в конечном счете, все за ту же адаптацию к окружающему миру.

Существует 3 подхода к пониманию взаимосоотношения креативности и интеллектуальности.

1. Д.Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг и др. рассматривают интеллект и креативность как единую человеческую способность высшего плана. В.Н. Дружинин охарактеризовал эту точку зрения «как редукцию креативности к интеллекту». В данном случае речь идет не просто о том, что это единая способность, а о том, что творчество — производное интеллекта. Высокий интеллект – высокие творческие способности. Низкий интеллект – никакого творчества невозможно. Нет никакой необходимости, считает Ганс Айзенк, выделять креативность как особую способность. Способность к любому виду творчества (научному, художественному) обеспечивается, прежде всего, высокими значениями общего интеллекта.

2. Но другие исследователи категорично утверждают абсолютную несводимость креативности к интеллекту. Творчество – это не адаптация к миру, а его преобразование — утверждают они. А причиной творчества является именно дезадаптация человека, его неприспособленность к окружающему природному и социальному миру. Глубинной причиной любого человеческого творчества В.М.Вильчек видел первичное изначальное отчуждение человека от природы и мира в целом. Именно дезадаптированный, неприспособленный к окружающей реальности человек начинает творить, в глубине души своей надеясь творчеством преодолеть отчуждение… А. Адлер считал творчество средством компенсации открытого им самим комплекса неполноценности. Эмпирические исследования показали, что творчески одаренные дети часто переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональных сферах, не могут найти друзей, считаются изгоями в классе, подвергаются насмешкам и так далее.

3. Третью точку зрения на соотношение интеллекта и креативности можно назвать примиряющей. Ее авторы пытаются сгладить непримиримость двух первых позиций. Интеллект и креативность вроде бы и разные факторы, но в то же время между ними есть определенная взаимосвязь. Как таковых творческих способностей нет, считают личностно ориентированные психологи (А. Маслоу, Д.Б.Богоявленская и др.), и вообще творческая активность больше определяется особыми чертами личности (любознательностью, рискованностью и т.п.), чем способностями. Однако для проявления этой активности необходим высокий уровень интеллектуальной одаренности. Наиболее разработанной моделью этого плана выступает концепция «интеллектуального порога» Е. Торренса

В качестве доказательства обычно приводится факт наличия небольших положительных корреляций между показателями высокоскоростного интеллекта и тестов на креативность .

Однако не все так просто. Интеллект, втиснутый в рамки только адаптационой способности, — ущербен, он не может сделать великое открытие, да и вообще никакое.

Практически же это означает, что для обычных людей, чьи способности ненамного превышают норму (но все-таки превышают, ведь норма до 110) самосовершенствование предполагает одновременное развитие как интеллекта, так креативности. Развивайте и то и другое — говорим им мы, все равно вы будете развивать то, что нужно. Но даже развивая что-то одно – это все равно вклад в единую творческо-интеллектуальную одаренность. А чем более развит человек, тем он более успешен, здоров и счастлив, тем более яркой и интересной становится жизнь!

В книге Э.Ландау же основополагающей рассматривается проблема душевной зрелости талантливых людей. По словам Э. Ландау: «Решение данной проблемы делает возможными креативность, актуализацию способностей, а также интеллектуальность одарённой личности, находящейся в постоянном диалоге с собой и окружающим миром».

https://experiment4.narod.ru/iik.htm

https://www.zipsites.ru/books/psy_psych_ob_spos/

https://biblos.iod.gov.ua/docview.php?doc_id=80

  • https://biblos.iod.gov.ua/docview.php?doc_id=80
  • Серия сообщений «В поисках целостности»:
    Часть 1 — В поисках целостности. Тень. Часть 2 — В поисках целостности. Наш мир — наше зеркало. … Часть 5 — Нервные расстройства при духовном росте. Часть 6 — Тест: ведущая чакра. Часть 7 — Об уме и таланте, креативности и интеллектуальности:)) Часть 8 — Возвращение части души. Часть 9 — Женщина. ч.1. Матрица стереотипов. … Часть 20 — Правильная духовная практика. (На информационном фронте :)) Часть 21 — Су-Джок. Часть 22 — Границы

О структуре креативности: из чего состоит неординарное мышление

Какие факторы, влияющие на креативность, существуют? Можно выделить ряд моментов, оказывающих воздействие на развитие творческого начала в детские и взрослые годы, а также фундаментальные качества личности.

В период детства и раннего юношества на формирование способности к творчеству влияют такие моменты:

  • Особенности склада личности

Наибольшим врожденным потенциалом к творческой активности обладают представители меланхоличного типа. После них идут холерики. Далее флегматики и сангвиники. Разумеется, это не значит, что одни лучше других. Речь идет о сенситивности (восприимчивости), способности эмоционально или интеллектуально оценивать ту или иную ситуацию, модель. В зависимости от темперамента — исследование и постановка задачи, методы достижения конечной цели будут различаться. Холерики и меланхолики ввиду особенностей нервной деятельности, основываются, в первую очередь, на эмоциональном компоненте, прочие — на умственном. Преимущественно.

  • Воспитательные методы родителей

Воспитание с достаточным балансом контроля и свободы действий является оптимальным методом. Блокирование самостоятельности, подавление воли ребенка сказывается негативным образом, в том числе и на способностях к творчеству. Избыточная воля, когда ребенок предоставлен сам себе сказывается идентично, потому, как у молодого человека отсутствует понимание рамок дозволенного и он не представляет каким путем хочет двигаться.

  • Наличие увлечений

Увлечения — это те сферы активности, которые интересны ребенку. В этот момент речь не идет о выборе средств профессиональной реализации. Главный компонент заключается именно в интересе, готовности самостоятельно, целенаправленно работать в части достижения результатов в выбранной области.

Это может быть как художественная деятельность, музыка, так и решение задач, анализ ситуация (например, исторических) с дальнейшим анализом и глубокими заключениями и прочее. Подобный подход сам по себе является отличным средством развития необходимого качества. Далее остается только держать нужный темп и поддерживать ум в тонусе, поскольку креативность, как и прочие характеристики, без систематической тренировки начинает ослабевать. Подобно мышце без достаточной физической нагрузки. Но, продолжая аналогию, совсем не обязательно перетруждаться. Достаточно использовать приобретенные умения каждый день на практике. По мере развития, этот навык органично входит в жизнь ребенка, а затем и взрослого человека. Становится новым образом мышления.

  • Состояние здоровья

Как ни странно, этот фактор играет огромную роль. В первую очередь речь идет о состоянии церебральных структур. Нормальная работа головного мозга требуется для оптимальной мыслительной деятельности. Травмы, врожденные нарушения, генетические дефекты, прочие расстройства резко снижают или ставят крест на способностях человека. Порой даже базовых интеллектуальных возможностях, не говоря о чем-то большем.

С течением времени паттерны (модели) мышления, эмоционально-волевые реакции закрепляются и входят в жизнь человека. При неправильной модели возникают проблемы с постановкой и достижением целей. Приходится переучиваться, устраняя вредные привычки и прививая новые.

У взрослых людей на развитие креативности влияет несколько иная группа факторов:

  • Профессиональная деятельность. Кем работает человек и на какой должности, какие задачи ему приходится решать ежедневно, насколько задействован его мозг. Во многих случаях работа не предполагает какого-либо развития, часто даже и удовлетворения от процесса. Это тормозит развитие способностей, а то и вовсе ставит крест на них.
  • Функционирование вне профессиональной активности. То, чем человек занят в свое свободное время. В отсутствии достаточной умственной нагрузки, как правило, способности к творческой активности существенно снижаются или затухают, пока не станут актуальными и человек вновь не начнет их самостоятельно развивать.
  • Увлечения. Хобби, интересы.
  • Образ жизни в целом.

У взрослых интенсивность мыслительных процессов несколько ниже, чем у детей. Потому развитие может идти медленнее, хотя и не всегда.

Фундаментальные моменты касаются всех лиц вообще, безотносительно возраста и прочих характеристик. Среди таковых:

  • Интеллектуальный компонент

Креативность — это способность к творчеству. Потому интеллектуальная составляющая играет одну из ключевых ролей. Сюда входит группа важных моментов. Если говорить конкретнее: скорость мышления, гибкость ума, способность переключаться между задачами, возможность выполнять сразу несколько задач (мультизадачность), память, способность к анализу, синтезу, также прочие возможные характеристики. От качества мыслительной деятельности зависит скорость достижения результата.

  • Эмоциональная составляющая

Эмоциональный компонент играет не меньшую роль. В него входят позитивный настрой, готовность трудиться ради самого процесса, даже если результат будет достигнут не с первого раза. Также способность переносить неудачи без пессимистичного воззрения на ситуацию, эмпатия, способность понимать чувства других и собственные эмоциональные порывы, четко их классифицировать, описывать словами и выражать. Это важный момент.

  • Волевой компонент

Воля определяется, как способность самостоятельно ставить цели и двигаться к их достижению, невзирая на возможные трудности. Включает в себя несколько важных подпунктов: уверенность в себе, настойчивость в достижении конечного результата, самостоятельность и инициативность. Эти качества складываются в единую картину и могут в определенной степени компенсировать недостаток прочих аспектов. Поскольку упорный труд дает результаты практически всегда, при правильном приложении усилий это неминуемо.

Составляющие креативности присутствуют у всех, так или иначе. У кого-то в большей мере, у кого-то в меньшей, что лишний раз доказывает, что креативность присутствует у каждого. Это не удел великих, а всего лишь вопрос трудолюбия и кое-каких случайных «подарков судьбы» вроде наследственной склонности мыслить так, а не иначе, чувствовать тоньше других и прочее. Вопрос в выраженности. В любом случае, есть реальная возможность развития навыка творческого мышления. Все зависит от упорства и готовности работать для получения результатов.

Развитие креативности

Воображение

Вопрос развития творческих способностей долгое время вообще не рассматривался, так как эти способности считались особым даром, врожденным или данным Богом. И действительно, в силу особенностей психики есть люди, в большей степени предрасположенные к творчеству. Однако в настоящее время психологи доказали, что креативность в той или иной мере присуща всем людям. Можно сказать, что способность к творчеству – одна из базовых характеристик человека как вида. И именно она обеспечивает поступательное развитие цивилизации.

Но все же творческий потенциал у всех разный, да и не все оказались в детстве в благоприятных условиях для его реализации. Поэтому развитие креативности является довольно актуальной проблемой.

Начиная с середины XX века, в психологии активно разрабатываются методики развития творческих способностей. Большинство тренингов направлены на формирование творческого мышления, развитие воображения и способности поиска оригинальных решений.

Нестандартность, нешаблонность творческого мышления обусловила и своеобразие упражнений по его развитию, которые часто напоминают игры. С несколькими подобными упражнениями я вас познакомлю. Приступая к их выполнению, помните, что творчество лежит за пределами строгой классической логики. Задача этих упражнений — освободить наши мысли, направить их в сторону от проторенной дороги обыденности.

Упражнение «Увидеть необычное»

Это упражнение можно выполнять дома на диване, у компьютера, по дороге на работу и в свободную минутку в офисе – где угодно. Посмотрите вокруг. На первый взгляд, вас окружают привычные вещи, примелькавшиеся люди и обычные детали интерьера. А на второй или на третий?

Сосредоточьтесь, посмотрите внимательнее и обязательно заметите что-то необычное или интересное. Вот на рабочем столе небрежно брошенные ручки и карандаши сложились в какую-то букву, знак, руну. Что она значит, как вы думаете? А вот по луже плывет осенний лист. Куда он плывет, какие приключения его ждут?

Вы считаете, что ничего необычного вокруг вас не происходит? Зря. Отпустите свои мысли, запертые в клетке рационального, дайте свободу фантазии, присмотритесь — и вы обязательно увидите много удивительного.

Упражнение «Дизайнер»

Представьте, что вам нужно оригинально оформить интерьер квартиры. Где взять идеи? Они буквально разбросаны вокруг нас, только нужно отпустить на свободу мысли, сойти с протоптанной и скучной тропы логического мышления.

Выберите несколько самых обычных предметов, например, лимон, карандаш, веточка сосны, мобильный телефон. А теперь вычлените из этих объектов их свойства — цвет, материал, запах, функции и т. д. Затем подумайте, как эти свойства можно использовать в оформлении интерьера.

Например, стены детской можно окрасить в лимонно-желтый цвет, а в гостиной – в зеленый цвет сосновой хвои. Стеновые панели кухни сделать деревянными и ребристыми, как рубашка карандаша, а в гостиной разместить сенсорную панель, с помощью которой можно регулировать освещение и включать музыку (мобильный телефон). Подумайте, какие еще свойства этих предметов можно использовать, или выберите другие предметы.

Возрастные аспекты креативности

Согласно исследованиям, большая часть значимых открытий делается людьми молодого возраста, меньшие по значимости исследования принадлежат людям средних лет. К таким выводам специалисты пришли на основе анализа статистики в конце 60-х годов.

Означает ли это, что человек примерно за 30 уже не способен к созидательной, творческой продуктивной деятельности и получению качественного, общепризнанного результата? Разумеется, нет.

В данном случае нужно иметь в виду несколько моментов, касающихся возрастного смещения акцентов творческого потенциала человека, его креативности.

В молодые годы люди склонны в большей мере рисковать, импровизировать. По мере накопления опыта, склонность к экспериментам угасает, становится слабее. Достаточно чуть сместить волевой компонент, чтобы вновь вернуться на уровень «молодого» мышления. Сделать это может быть непросто, особенно в поздние годы. Вопрос индивидуального выбора и готовности, открытости ко всему новому.

В средние годы человек накапливает огромный опыт, однако он же может ему и помешать в определенном случае. Например, если необходимо решить определенную задачу, человек будет основываться на том, что уже знает, не пытаясь найти новые пути и подходы. У молодых в этом отношении есть преимущество. Потому лицам в зрелом возрасте необходимо научиться отбрасывать собственные шаблоны и паттерны мышления, смотреть на ситуацию под разными углами.

Возрастные аспекты креативности обуславливаются и волевым компонентом. Молодые люди больше мотивированы. Желают достичь больших результатов, чем лица в более старшие годы. Самостоятельно мотивировать себя можно в любой период, вопрос целесообразности и того, что реально хочется получить.

Потому можно сказать, что утверждения о постепенном снижении «градуса» креативности — не более чем миф. Интеллектуальные способности сохраняются и развиваются на протяжении всей жизни. Как и эмоционально-волевая сфера.

Характеристики и факторы креативности

Чтобы развивать свое творческое мышление, важно понимать, какие существуют факторы развития креативности. Ведь креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. В этой статье написано, как оценить творческие способности человека, а также будут выделены ключевые характеристики и факторы творчества (креативности).

Чтобы получить практические методы оценки и прокачки творческих способностей, приходите на онлайн-программу «ТРИЗ на практике». Эта программа поможет научиться решать нестандартные задачи не только в повседневной жизни, но и в других различных областях: от науки и образования до искусства и бизнеса.

Самыми распространенными свойствами творческого мышления, являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века.

Джой Пол Гилфорд (1897 -1987)— американский психолог, профессор нескольких университетов США. Джой Пол Гилфорд исследовал различные стороны человеческого интеллекта (память, мышление, внимание, творчество и темперамент). Он также является основателем модели структуры интеллекта. О проблеме развития и оценки человеческой креативности, можно прочитать в его книге: «Intelligence, creativity, and their educational implications», написанной еще в 1968г.

В 1968 году Джоем Полом Гилфордом были выделены четыре основных характеристики креативности:

  1. Продуктивность, беглость или производительность (fluency) —фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом созданных новых идей и предметов в единицу времени. Чем выше творческая продуктивность человека, тем больше новых идей он готов создавать. Развивается креативная беглость в основном с опытом: хорошим знанием алгоритмов генерирования новых идей, а также практикой применения этих алгоритмов. Основатель теории решения изобретательских задач Генрих Альтшуллер говорил, что многие изобретатели постепенно приобретают навык продуктивности творческого процесса и способны быстро предлагать новые решения.
  2. Гибкость (flexibility)— этот фактор характеризует способность предлагать творческие решения, основанные на разных алгоритмах или из разных областей знаний. У человека может быть высокая творческая производительность, однако все его идеи могут быть однородными. Поэтому гибкость мышления является важнейшим свойством креативности. Одним из факторов развития гибкости творческого мышления является умение применять различные фреймы и модели восприятия.
  3. Оригинальность (originality)— фактор характеризует своеобразие креативного мышления, необычность подхода к решению творческих задач и определяется количеством редких креативных решений и оригинальностью структуры ответа. Для развития оригинальности творческого мышления важно не только знать алгоритмы разрыва шаблона, фрейминга, но и обладать личностными качествами, которые выделяют вас среди остальных людей. Ведь оригинальность характеризуется непохожестью на других, и поэтому не является свойством себе, а зависима от внешней среды. По сути, оригинальность креативного мышления не является ключевой характеристикой творческого процесса, но эта характеристика показывает насколько мышление человека способно давать неординарные ответы.
  4. Сложность (elaboration)— определяется детализированностью образов творческого мышления, разработанностью предлагаемых идей. Творческий процесс для многих людей характеризуется достаточно поверхностным мышлением. Однако иногда важно, чтобы креативность человека была логичной, обоснованной. Например, изобретатель должен создавать новые продукты с продуманным механизмом работы, которые выполняют определенную поставленную цель. А инновационный предприниматель должен предлагать рентабельные бизнес-идеи, на которые есть спрос. Свойство сложности креативного мышления направлено на понимание жизнеспособности идей и профессионализма творческого человека.

На основе этих четырех свойств креативности было создано множество тестов, проверяющих качество творческой деятельности человека. Основоположником этих тестов также является Джой Пол Гилфорд.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Концепция редукции творчества к интеллекту
  • Лучшие материалы блога в 2020 году: развитие творческого мышления
  • Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
  • «Теория инвестирования» Стернберга
  • Модель структуры интеллекта по Гилфорду
  • 6 убийц креативного мышления
  • Дивергентное мышление: особенности, способы развития
  • Смертные грехи креативности
  • Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии
  • Как прокачать творческие мышцы. 50 оттенков креативности: инфографика

Ключевые слова:1ТРИЗ

Как проверить собственный уровень креативности? Тестирования и методы самодиагностики

Креативность проявляется в способности решать, казалось бы, тривиальные задачи необычным способом. Также в возможности приходить к новым, оригинальным выводам по темам и определенным вопросам. Проверка таких способностей не может быть простой, сухих вопросов быть не может, поскольку они не оценивают огромный пласт способностей и личностных качеств.

Для диагностики креативности психологи используют ряд специализированных тестов. Тест на креативность мышления Торренса используется наиболее часто. Есть несколько вариаций такового. Основной формой является трехступенчатая проверка.

В первом тесте обследуемому предложена планиметрическая фигура. Овал, нарисованный на листе бумаги. Человек переносит простую форму на цветную бумагу (цвет произвольный, на усмотрение испытуемого). Вырезает ее. Далее необходимо составить полноценную композицию, дать ей название. Возможен и более простой вариант, фигура дополняется прямо на листе. Нужно дорисовать недостающие, по мнению обследуемого, составляющие.

Второй тест касается системности мышления. Предоставляется группа картинок. На каждой изображены линии, составляющие определенную последовательность. Задача заключается в дополнении этих последовательностей таким образом, чтобы получился целостный и узнаваемый образ.

В третьем тесте в качестве стимулирующего материала предлагается 30 параллельных вертикальных линий одного размера. Они расположены через равные промежутки. Задача обследуемого — каждую подобную линию использовать для небольшого рисунка. Важно, чтобы рисунки во всех 30 итерациях не повторялись. В противном случае конечный балл будет снижен.

Задания выполняются в строгом или удобном порядке, на усмотрение психолога, проводящего диагностику.

Интерпретация проводится специалистом. В конечном итоге выставляется балл за работу. Исходя из результатов, можно говорить о нескольких уровнях развития креативности:

  • крайне низкий;
  • низкий;
  • несколько ниже нормы;
  • средний (норма);
  • выше нормы;
  • высокий;
  • отличный.

Учитываются не только данные ответы, но и скорость выполнения заданий, уверенность при их выполнении.

Нужно иметь в виду, что неудовлетворительные результаты можно скорректировать, поскольку креативность является развиваемой способностью. Ее можно тренировать. Имеет смысл проделать некоторые упражнения для ее развития.


Как и в чем проявляется креативность

  • Восприятие мира. Креативные люди воспринимают мир иначе других. Они вдохновляются любовью ко всему, что их окружает.
  • Деятельность. Креативность дарит людям неспокойность в хорошем смысле: они любят постоянно создавать новое, придумывать идеи и искать занятия.
  • Чувствительность.
    Креативные люди более чувствительны к любым воздействиям. Они чувствуют изменения в окружающей действительности, например, для них мир красочнее, так как они видят множество различных оттенков, или изменения тональности звуков.
  • Мышление. У креативных людей мышление отличается — оно у них разнонаправленное. Также они готовы к новым знаниям.
  • Смекалка. Благодаря креативности, люди могут быстрее и эффективнее выкручиваться из неудачливых ситуаций

Как воспитать креативного ребенка?

Исследователи отмечают: развитие неординарной личности невозможно без мотивации к творчеству. А на нее влияют следующие факторы:

личностные особенности;

одаренность в любом виде творчества;

среда (семья, учителя, друзья).

Запускать механизм развития креативности у ребенка можно уже с 3-5-лет. В это время дитя начинает в точности копировать поведение, манеры, привычки взрослых. Закрепление навыка приходится на 17-20 лет, когда уже выявлены творческие способности и определена сфера их применения.

В этом возрасте человек либо прекращает копировать других и переходит к собственному стилю мышления и поведения, либо задержка в подражании останется на всю дальнейшую жизнь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: