Учимся учиться. Как разбудить у ребёнка интерес к знаниям?

Любая мотивация в отношении учебы, как и постоянная поддержка во всех трудностях, встречаемых на пути образования, является неотъемлемой составляющей формирования психологического комфорта ребенка. Психологи советуют родителями продумать грамотную стратегию поведения с малышом, придерживаться которой необходимо всем членам семьи.

Сделать это можно, обладая знаниями о видах мотивации, а также способах стимулирования ребенка к занятиям спортом, музыкой, уроками или изучению английского языка.

Причины нежелания учиться

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога зачастую предлагают целый спектр вариантов воздействия) необходимо решать, опираясь на первоначальные причины возникновения у него нежелания получать новые знания.


Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога родителям подскажут, как вести себя в этой непростой ситуации

Наиболее частыми обстоятельствами, имеющими существенное влияние на потерю интереса к учебе, являются:

Причины нежелания учитьсяНа что обратить внимание родителям в первую очередь для исправления ситуации
Чрезмерный стресс, эмоциональное или физическое переутомлениеПересмотреть распорядок дня ребенка и, обсудив с ним, отказаться, например, от посещения одной из дополнительных секций.
Обострение заболеваний или спонтанное возникновение физического дискомфорта (головные боли, вздутие живота и так далее), связанного с переполняющим ребенка волнением в преддверие посещения учебного заведенияПоговорить со школьником, внимательно его выслушать и выявить, что конкретно заставляет возникать мысли о нежелании посещать конкретное учебное заведение.
Негативное восприятие учителя (конфликты, излишняя строгость, грубость, требовательность со стороны педагога)Уточнив обстоятельства, вынуждающие ребенка бояться педагога, обсудить с учителем его способы мотивации подрастающего поколения
Ссоры или недопонимания с одноклассниками или детьми других возрастов, также посещающими данное учебное заведениеСовместно с ребенком проработать несколько возможных вариантов выхода из конфликтных ситуаций, которые он сможет проявить на практике в своей школьной жизни
Отсутствие поощрения за успехи со стороны родителейОбращать внимание на заслуги и старания школьника, пусть даже недостаточные для получения отличной оценки от педагога
Страхи, связанные с неумением ребенка находится в коллективе и искать точки соприкосновения со сверстникамиПомочь ребенку найти общие интересы со своими одноклассниками, предложив ему, например, сходить в кинотеатр на фильм, который обсуждается сейчас молодежью
Сложности в обучении, в частности недостаточное количество знаний у конкретного ребенка, необходимых для того, чтобы справиться с простейшими заданиямиСамостоятельно попытаться подтянуть ребенка, заполнив пробелы в знаниях соответствующей информацией. В случае отсутствия возможности у родителей своими силами помочь ученику, необходимо обратиться к услугам репетитора
Отсутствие заинтересованности в отдельном предмете или нежелание тратить время на обучение, которое можно потратить на развлеченияПривести аргументы, способные доказать ребенку конкретного возраста важность саморазвития для его дальнейшей жизни. Например, связать необходимость изучения конкретного предмета с получением соответствующего высшего образования по окончанию школы
Неготовность к посещению образовательного учреждения, в частности его психологическая составляющаяКак можно чаще в разговорах с ребенком положительно отзываться о его учебном заведении, акцентируя внимание на моментах, считающимися достоинствами школы для ученика конкретного возраста
Непонимание причин своего нахождения в стенах учебного заведенияПомочь подрастающему человеку грамотно расставить приоритеты, направив его к финальному выводу о необходимости посещать школу для достижения поставленных жизненных целей

Выяснив обстоятельства, родителям после консультации с психологом необходимо как можно скорее приступить к исправлению ситуации. В противном случае ребенок может замкнуться в себе, навсегда оборвав связующую нить с потерявшими в его глазах авторитет мамой и папой.

Кто в ответе за мотивацию

Часто родители перекладывают ответственность за нежелание ребёнка учиться на учителей. Мол, если не любит чадо математику, значит, это учитель плохой, не умеет преподнести урок так, чтобы заинтересовать малыша. Конечно, доля правды в этом есть. Но ведь привычка учиться и привитие любви к учёбе не может ограничиваться школьными стенами. И полностью снимать с себя ответственность за то, что ваш младшеклассник не хочет делать уроки, неверно. Те навыки и знания, которые малыш получает в школе, играют решающую роль в его интеллектуальном и социальном развитии. Но и в родительской поддержке он нуждается всегда.
Статья по теме Здравствуй, школа! Готов ли малыш к учебе?

Нужно ли заставлять ребенка учиться

Мотивировать ребенка к учебе не значит насильно заставлять выполнять требования взрослых. Психологи в своих советах о том, как стимулировать желание малыша получать новые знания, рекомендуют родителям не давить на него, а постараться понять и дать уверенность в том, что его чувства уважают.

Отсутствие необходимости насилия над собственным ребенком, проявляющееся в том, что его заставляют быть прилежным учеником, должно быть обусловлено пониманием родителей обстоятельств современного мира. Некоторые школьные знания не просто не приносят пользы, но и зачастую забываются ученикам с течением времени.

Но знания, обуславливающие понятие грамотности, должны быть заучены каждым учеником, вне зависимости от его желания. Чтобы базовая информация усваивалась легче, преподавателям следует разнообразить образовательную программу, а родителям проявить большое терпение и сопереживание своему ребенку.

Могли ли вы спровоцировать проблему?

Нередко в том, что у ребенка нет мотивации учиться, отчасти виноваты родители. Тяга постигать новое – норма для детей. Если у ребенка правильные установки, он будет сам стремиться к творчеству, получению знаний. Но если родители, к примеру, привыкли наказывать его уроками (не убрал на столе – читай параграф), то у него сложится впечатление, что учеба – не способ вырасти над собой и достичь своих целей, а кара, которой нужно всеми силами избегать.

Еще одна ошибка – при ребенке ругать его учителей. Это лишает педагогов авторитета в детских глазах. Показать ребенку, что в возможном конфликте с учительницей вы защитите его и поможете ему исправить ошибки – одно дело, а настраивать против учителей – другое. Дети не захотят учиться у людей, которых не уважают.

Разумеется, неправильный настрой – не единственная возможная причина, по которой школьник не хочет учиться. Рассмотрим самые распространенные и подумаем, как настроить ребенка на учебу.

Какой бывает мотивация

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога по данному вопросу можно найти в свободном доступе в Интернете) должны решать родители, используя свои знания о существующих типах мотивации. Они варьируются в зависимости от особенностей темперамента малыша.

Характер детей можно разбить на группы:

  • Первооткрыватель. Такие дети стремятся исследовать что-то новое, при чем для них важно, чтобы эта информация способствовала складыванию их общего представления о том, как устроен мир. Аргументом, подталкивающим таких людей к действию, может стать мысль о том, что конкретная теорема до сих пор не доказана, или обсуждаемая в классе тема по настоящее время оспаривается учеными с различными точками зрения.
  • Практик. Важно понимать цель приобретения тех или иных знаний. Им необходимо постоянно объяснять, как на практике им сможет пригодиться в дальнейшем учеба.
  • Безусловный победитель. Важно быть первыми во всем. Невозможность быть лучшим в какой-либо сфере провоцирует у них возникновение апатии и нежелания пробовать свои силы в дальнейшем. Для мотивации необходимо акцентировать их внимание на том, что, только преодолев сложности в учебе, им удастся получить признание со стороны одноклассников и стать лучшим среди сверстников.
  • Командный игрок. Стимулирует совместная работа с другими людьми. Видя, что он приносит пользу окружающим, ребенок с таким темпераментом воодушевляется и преумножает свое желание к получению новых знаний. Их может смотивировать понимание того, что они являются примером для своих сверстников, которые повторяя за ним, начинают меняться к лучшему.
  • Любитель вызовов. Побуждает к действию осознание того, что им был брошен вызов. Постоянное стремление испытать свои способности может использоваться родителями такого малыша в качестве побуждения к учебе или любому другому виду деятельности.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест — опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.

25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Рекомендации психологов родителям

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога могут быть полезны при изучении родителями данного вопроса) — вопрос, возникающий перед молодыми мамами и папами в воспитании своего малыша.

Для того чтобы маленький член семьи рос в комфортных психологических условиях, специалисты советуют:

  • не заставлять ребенка беспрекословно выполнять указания;
  • в случае отказа в какой-либо просьбе, объяснять подрастающему человеку свою позицию;
  • разговаривать как можно больше со своим сыном или дочерью;
  • серьезно относится к детским проблемам;
  • не высмеивать неудачи ребенка;
  • не обсуждать в негативном ключе способности школьника с другими людьми;
  • искать общие интересы со своим ребенком;
  • всегда выполнять данные ранее обещания, не давая повода усомниться в себе;
  • искренне интересоваться рутинными событиями, произошедшими в жизни сына или дочери;
  • выделить ребенку личное пространство и ежедневно давать время на занятия, которые ему нравятся;
  • ограничить время, проводимое подрастающим человеком перед экраном компьютера или телевизора, заменив его на совместные прогулки или, как вариант, семейные игры.

Родителям нужно прислушиваться и, по возможности, выполнять просьбы ребенка, кажущиеся на первый взгляд незначительными.

Пересмотрите систему поощрений

Есть одна реальная история, как мужчина приучал свою маленькую дочку к горшку, давая ей конфеты. Один раз, когда сладостей под рукой не оказалось, он попытался дать малышке «воображаемую» шоколадку. Девочка заулыбалась, вскочила с горшка, но он оказался пустым. Папа задал дочке вопрос о том, что это было. Она ответила, что притворилась, будто пописала в горшок.

Эта история – наглядная демонстрация того, насколько дети бывают умными и находчивыми. Несмотря на свой возраст, малыши быстро осваиваются в обстановке и находят способы, как заслужить поощрение, не выполняя просьбы взрослых. Более того, результаты исследований показывают, что система поощрений дает только кратковременный эффект.

Небольшие награды за выполненные задания помогают преодолеть временный кризис – например, когда ребенок начинает осваивать буквы или цифры. Вознаграждение мотивирует маленького человека что-то делать. Только со временем он начинает все больше зависеть от награды: если малыш лишается ее, он перестает стараться. То же происходит и со взрослыми людьми: пока человеку платят, он добросовестно трудится. Если человек лишится зарплаты, он просто перестанет работать, ведь у него не останется мотивации.

Это правило применимо и к той деятельности, которая приносит удовольствие. Занятный эксперимент провели ученые Стэнфордского университета. Они собрали группу детей и предложили им порисовать маркерами. Времяпрепровождение само по себе интересное, только в этот раз за него еще и платили. Детям действительно нравилось рисовать, но, когда им переставали платить, они отказывались продолжать. Можно сделать вывод о том, что вознаграждение убивает страсть и интерес даже к приятным занятиям.

Как же формировать у ребенка положительные привычки, если не с помощью мелких взяток? Специалисты говорят, что задача родителей – воодушевлять детей. Заостряйте внимание ребенка на том, как приятно становится, когда ты обретаешь новый навык, а мама и папа гордятся тобой. Так он начнет чувствовать удовлетворение от своих успехов. Ребенок научился кататься на велосипеде? Похвалите его, скажите, что он должен собой гордиться, ведь было сложно овладеть этим навыком. Чувство собственного мастерства мотивирует на то, чтобы развиваться дальше.

Читаем также: как правильно поощрять ребенка

Советы психолога как заинтересовать ребенка учебой

Как мотивировать ребенка к учебе (советы психолога родителям различаются в зависимости от особенностей темперамента малыша и второстепенных обстоятельств) родителям следует решать, изучив рекомендации специалистов по данному вопросу.

Квалифицированные психологи, работающие с детьми, настоятельно советуют мамам и папам:

  • предоставлять малышу максимум возможностей для самостоятельного знакомства с миром, поддерживать его в начинаниях, а также не препятствовать изучению ненужного, по мнению родителей, предмета;
  • провоцировать возникновение интереса к различным родам деятельности, посещая мероприятия не только в рамках учебного заведения, но и вне его стен;
  • учить подрастающее поколение грамотно организовывать собственное время, уделяя должное время отдыху, во избежание физического и морального перегруза ученика;
  • ставить перед школьником мини-цели, достижение которых не потребует от маленького человека много усилий, а их достижение воодушевит его на покорение новых высот;
  • поощрять и хвалить ребенка, видя его старания, пусть даже недостаточные для достижения поставленной цели;
  • помочь своему малышу свыкнуться с мыслью о личной ответственности за получение результата;
  • своим примером демонстрировать тягу к новым знаниям, а также положительное отношение к посещаемому учеником учебному заведению;
  • выполнять домашние задания в форме игры, искусственно зарождая таким образом интерес ребенка к учебе;
  • объяснить, насколько крепка взаимосвязь между интересами школьника и необходимостью изучать конкретный пример.

например: при имеющемся желании ребенка в будущем работать архитектором, важно на отлично знать азы геометрии, черчения, алгебры.

Способный ребенок, но ленится и отсутствует мотивация.

Когда родители отдают ребенка в школу, они сталкиваются с различными проблемами, например, трудностями в учебе, неуверенностью в себе, сложностями в общении с одноклассниками, отсутствием интереса к какому-то предмету и многими другими. А бывает, что перед родителями встает и такая проблема: способный и сообразительный ребенок, но не хочет учиться, ленится, не хочет делать домашние задания. С чем может быть связана подобная ситуация и какие пути выхода из нее можно предложить родителям? Возможная причина: Лень как протест. Очень часто лень — это защитная реакция детской психики. В каких ситуациях детский организм может поставить такой специфический блок? В первую очередь, если от ребенка требуют больше, чем он способен. Такое чрезмерное требование может проявляться и в общей нагрузке на ребенка, когда у него слишком много занятий, кружков, репетиторов, а также в завышенном темпе обучения на каком-то конкретном занятии. Лень в этом случае -самый простой и понятный способ расслабиться. Варианты выхода из ситуации: • Пересмотрите график ребенка, разгрузите его. Каждый ребенок должен иметь свободное, никак не регламентированное, время. Это время полезно не только для отдыха. В свободное от интенсивных занятий время мозг ребенка работает в расфокусированном режиме и формирует пласты информации на глубинном уровне, что крайне полезно при изучении математики и технических наук.• Проанализируйте, не слишком ли завышенные цели вы или педагог ставите ребенку. Возможно, надо снизить темп, приостановиться, ведь не зря говорят: «Тише едешь, дальше будешь». Как такое замедление работает: например, вместо того, чтобы предложить ребенку решать задачи по математике в течение какого-то времени с целью порешать как можно больше, предложите ему 2-3 задачи и попросите не спешить, а сконцентрироваться на качестве выполняемых им действий. Вероятно, ребенок небольшое количество задач без спешки решит без ошибок или с минимальными ошибками, получит удовлетворение от проделанной работы и, кроме того, лучше усвоит отрабатываемый материал. Что еще может дать толчок к проявлению лени? Любовь и признание ребенка, его успехов – это плата за труды. Все родители радуются успехам своих детей. Но далеко не все умеют правильно реагировать на ошибки. Если ребенка постоянно ругают за ошибки, это снова включает механизм «Лень как протест». Вариант выхода из ситуации: • Проанализируйте, как вы реагируете на ошибки ребенка. Ругаете ли вы его? Правильный подход: не отругать, а обсудить. Диалог, размышление, умение найти свои ошибки — эти навыки надо развивать в ребенке. Такой подход к ошибкам поможет Вам не только бороться с ленью и нежеланием учиться, но и поможет ребенку далеко продвинуться в обучении. Каждая ошибка способна стать небольшим толчком вперед. Великий изобретатель Томас Эдисон, которого в школе признали совершенно не способным к математике, рассматривал все свои ошибки, как неизбежности на пути к успеху: «Забудьте о таком понятии как неудача- есть всего лишь неожиданные результаты, которые в будущем послужат Вам ценным уроком». Возможная причина: Лень унаследована у родителей Если мама и папа, отработав на своей работе тяжелый трудовой день, приходят домой и все то время, в течении которого их наблюдает ребенок, сидят перед телевизором или уткнувшись в планшет, то ребенок просто берет с них пример. А бывают другие ситуации, когда родители постоянно крутятся в делах, но при этом высказываются, что они очень перегружены, или говорят о своей работе, как о чем-то не интересном, тяжелом, не любимом. Ребенок тут же делает естественный вывод, что любая работа (а работа ребенка -это обучение) – тяжело, не интересно и не желательно. Так зачем ребенку с этим связываться?Вариант выхода из ситуации: • Постарайтесь сами позитивнее и легче относиться к своим нужным делам и обязанностям! Делайте их с улыбкой, возможно с песней, и уж точно без жалоб! Возможная причина: Лень и отсутствие мотивации в следствии отсутствия реальных успеховЕсли ребенок задействован в множестве секций и кружков, и во всей широкой области его интересов в совокупности со школьной деятельностью, нет места, где он успешен, где бы он занял какое-то призовое место, подержал в руках диплом, или услышал, что его работа по какому-то предмету одна из лучших или просто достойна быть отмеченной, он теряет мотивацию к занятиям. Варианты выхода из ситуации: • У ребенка должно быть что-то, где у него будут видимые достижения. Это может быть что угодно от плавания, до кулинарии. Постарайтесь найти область, в которой Ваш ребенок сможет раскрыться. • Если вы боретесь с нежеланием заниматься каким-то конкретным видом деятельности или предметом, например, математикой, предлагайте ребенку очень разные задачи и не перегибайте палку со сложностью. Только узнав вкус успеха на каких-то пусть не сложных задачах, пусть только определенного типа, Ваш ребенок будет готов двигаться вперед к дальнейшему освоению предмета с позитивом. Возможная причина: Отсутствие или недостаток интереса. «Интересно!» — вот, что является главной мотивацией для ребенка в процессе обучения. Дети двигаются в освоении любого материала семимильными шагами, когда им интересно. И, конечно, сухая и скучная подача в школе часто лишает детей мотивации к учебе. Варианты выхода из ситуации: • Необходимо подойти к обучению творчески. Безусловно, Вы не сможете перекроить школу, но вы можете выбирать дополнительные занятия не по принципу нацеленности на результат, а по принципу увлекательно построенного процесса обучения. • Вы можете заниматься с детьми сами, дополняя и выходя за рамки школьной программы. Вашими главными помощниками в этом должны стать два приема, очень любимые всеми детьми: игра и выход из плоскости (листочка, тетрадки) в реальное пространство. Например, Вы хотите освоить с ребенком таблицу умножения. Не идите по школьному стереотипу: зубрежка и решение миллиона примеров для закрепления и проверки навыка. Выберите или придумайте для этой цели игру, выкладывайте на полу конструкции из кубиков, устройте карточный турнир по мотивам таблицы умножения для проверки успехов. Нет никаких ограничений для фантазии. Это будет очень интересный процесс, а значит будет и результат, и положительное отношение к обучению.

Способы мотивировать ребенка заниматься музыкой

Психологи категорически не рекомендуют родителям воплощать в своих детях личные несбывшиеся планы на жизнь. Например, не стоит заставлять ребенка заниматься музыкой, если ему это неинтересно, но мама в детстве мечтала стать профессиональной скрипачкой.

Сюжет, в котором объясняются причины нежелания ребенка продолжать занятия музыкой, и даются советы, что делать в таких случаях:

Бывает и так, что отказ от занятий своим хобби является временным и может быть расценен как своего рода протест. В таком случае родителям необходимо приложить максимум усилий, чтобы мотивировать своего малыша продолжать начатое дело.

Для возврата стремления ребенка к занятиям музыкой психологи рекомендуют:

  • узнать истинную причину случившегося отторжения от любимого дела (если в ходе разговора выяснится, что маленькому члену семьи никогда и не нравилась музыка, а ходил он туда из-за боязни ослушаться взрослых, следует предложить ему обсудить варианты других занятий, которые будут приносить ему удовольствие);
  • искренне просить будущего музыканта устраивать домашние концерты для родных и близких, восхищаться его способностями и поощрять за старания;
  • всячески способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя на сцене комфортно (например, посетить с этой целью дополнительные занятия по сценическому искусству и так далее);
  • оценить профессионализм и внимательность педагога в отношении конкретного ученика (зачастую потеря мотивации происходит у детей из-за некорректного поведения учителя).

можно найти своему ребенку друга, идеально – ровесника, с аналогичными увлечениями.

Как делать уроки

Правила процесса выполнения заданных на дом упражнений должны варьироваться в зависимости от возраста ученика. Например, школьнику, посещающему начальные классы, необходимо делать перерывы для отдыха и смены деятельности каждые 15 мин.

Ученики старшей школы в этом не нуждаются и могут выполнить уроки за раз, не отвлекаясь на посторонние дела.

К общим рекомендациям специалистов по поводу правильного выполнения домашнего задания относятся:

  • структурирование общего количества заданной работы (это может быть план с пометками или обширный список);
  • получение уверенности в том, что ребенок понимает конкретное задание и готов его выполнить;
  • не откладывать выполнение домашней работы на вечернее время, но и не садиться за тетради сразу же после возвращения ученика из школы;
  • обеспечить школьника комфортными условиями (например, отсутствие посторонних звуков, поводов для прерывания деятельности и так далее);
  • начинать с максимально сложной или неприятной части работы (в подобном случае ребенок будет стремиться как можно скорее приступить к простым заданиям, прилагая максимум усилий для преодоления первого этапа);

если домашняя работа требует от школьника много времени, и родители видят, что ребенок устал, то целесообразно сделать паузу, предложив, например, вместе перекусить.

А чего точно делать не стоит?

Итак, мы выяснили, что извечный родительский вопрос «Как заставить ребенка учиться» по своей сути некорректен: нужно сделать так, чтобы ребенок захотел учиться сам. Что может ему в этом помешать?

Давление и угрозы

Дети и подростки еще менее охотно, чем взрослые, делают что-то «из-под палки». Есть риск вызвать обратный эффект, не говоря уж о том, что вы испортите с ребенком отношения. Если вы угрожаете лишить ребенка чего-то значимого для него и он воспринимает угрозу всерьез, то, возможно, он действительно начнет уделять учебе больше внимания. Но возможно также, что он начнет всеми способами скрывать оценки и даты родительских собраний, прятаться от вас и бояться. Вам действительно это нужно?

Выполнение домашних заданий за ребенка

Какой смысл ребенку напрягаться, если за него все сделает мама или папа? Так и вырастают инфантильные, не умеющие принимать решения и заботиться о себе люди. Помогая с уроками, важно именно помогать, то есть объяснять непонятный материал и наводить ребенка на правильный ответ. Важно, чтобы он не просто сформулировал решение задачи, но и понял, почему оно именно такое, и смог сам решить аналогичную задачу в будущем.

Игнорирование предпочтений детей

Даже если вам кажется, что ребенок обязан сидеть за учебниками математики, а он при этом предпочитает литературу, не ругайте его, не убеждайте жить так, как вам хочется. Пусть развивается в сфере, которая ему интересна, а остальные просто не забрасывает. Как бы вам этого ни хотелось, ваш ребенок не сможет идеально делать все сразу – это и не нужно.

Сравнение с другими в их пользу

Пытаясь привить ребенку интерес к учебе на хороших примерах, можно перегнуть палку. Например, если вы постоянно сравниваете сына или дочь с другими детьми, которые учатся лучше и в целом успешнее, это только настроит ребенка против вас и тех, кого вы ставите в пример. Кому как не вам знать, что ваше чадо уникально и к нему нужен индивидуальный подход. Да и установка «ты хуже других» может серьезно навредить психике ребенка – и это коснется не только учебы.

Еще один сомнительный метод – постоянная внешняя мотивация: напишешь контрольную на «отлично» – куплю смартфон, сделаешь домашнее задание – отпущу погулять с другом… Как правило, такие меры имеют кратковременный эффект. Невозможно вечно удерживать интерес ребенка таким образом. Рано или поздно все равно обнаружится, что ребенок не хочет идти в школу, потому что у него пропали все стимулы.

Как мотивировать ребенка заниматься спортом

Специалисты оценивают обстановку, выясняя, действительно ли желание заниматься спортом является не методом воплощения несбывшихся планов родителей.

Основная часть рекомендаций специалистов сводится к нижеследующим советам профессионалов:

  • помочь ребенку определиться с предпочтительным видом спорта, опираясь на его способности, физическую развитость и финансовые возможности семьи (последний пункт важен ввиду требующихся затрат на соответствующее спортивное оборудование, снаряжение и так далее);
  • совместно с маленьким членом семьи поехать в магазин за покупкой спортивной формы, доверив ему право последнего голоса;
  • посещать всей семьей спортивные мероприятия, соревнования по выбранному виду спорта, акцентируя внимание ребенка на силу и выносливость профессиональных участников;
  • убедить будущего спортсмена, что от неудач в начатом деле его не станут меньше уважать или любить родные или друзья;
  • на собственном примере доказывать важность спорта в жизни каждого человека (для здоровья, внешнего вида, развития внутренних качеств и так далее).

Как мотивировать ребенка к изучению английского

Изучение иностранных языков является обязательной частью современной системы школьного образования. Квалифицированные педагоги утверждают, что начинать мотивировать ребенка к изучению английского языка необходимо как можно раньше.

По мнению психологов, привить ученику желание понимать иностранцев можно путем:

  • регулярного описания открывающихся возможностей тем, кто свободно может объясняться на английском языке (например, стажировка или работа в Англии);
  • просмотра американских фильмов с субтитрами, отмечая, что люди, понимающие язык, всегда первыми могут оценить заграничные новинки кино и книг;
  • прослушивания любимых ребенком песен на английском языке (это не только разовьет слуховое восприятие иностранной речи, но и подтолкнет ученика перевести текст с целью понять смысл произведения);
  • проведения занятий в игровой форме (с детьми младшего возраста) или, используя английские слова в бытовой речи, общаясь на актуальные темы (с подростками и ребятами среднего школьного возраста);
  • проведения совместных домашних уроков (для родителей, не знающих английского языка).

Можно задействовать знания ребенка в важных делах, например, чтение и перевод инструкции к новому предмету бытовой техники и так далее.

В каких случаях нужна помощь психолога

Несмотря на обширный спектр возможностей замотивировать ребенка к учебе, некоторые родители отмечают безуспешность всех предпринятых попыток. В ряде случаев равнодушие ребенка к самообразованию или другому ранее любимому виду деятельности может стать поводом для мам и пап обратиться к психологу за помощью.

Вмешательство квалифицированного специалиста необходимо в случае:

  • частых заболеваний малыша;
  • возникновения агрессии в адрес родителей или сестер, братьев;
  • периодической резкой смены настроения;
  • формирования внезапной замкнутости;
  • наличия безосновательных капризов и частых истерик.

Но не стоит забывать, что каждый родитель решает самостоятельно, как мотивировать ребенка к учебе!

Только близкие родственники смогут подобрать наиболее подходящий вариант стимулирования своего малыша среди многочисленных рекомендаций психологов. Важно помнить главное правило: родители должны дать отпрыску уверенность, что его в семье будут любить и принимать любым, даже несмотря на возможные неудачи в образовании или спорте.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: