Когнитивные функции что такое
Когнитивные (познавательные) функции – это сложные функции главного органа центральной нервной системы – головного мозга. С помощью них человек не только познает окружающий мир, но и активно с ним взаимодействует.
Когнитивные функции подразделяются на 6 познавательных способностей:
- мышление;
- речь;
- внимание;
- память;
- гнозис (ориентация в пространстве, а также узнавание времени и места);
- праксис (целенаправленная двигательная активность).
Благодаря познавательным функциям, формируется личность человека, а также определяются его способности к образованию, работе и другим сферам жизни.
Взаимодействующие компоненты когнитивных функций
Когнитивные способности человека — что это такое
Находясь в обществе, человек развивается и формируется как личность. Он начинает воспринимать собственную персону как индивидуальное «Я». Постепенно развивается самосознание, выстраиваются социально-нравственные устои.
Познавательное развитие человека
Обратите внимание! Благодаря когнитивным функциям, индивид получает представление о своей внешности, значимости в обществе, делает выводы о способностях. Образ «Я» постепенно наполняется.
Психологи и психиатры выделяют 4 основных взаимодействующих компонента познавательных способностей человека. С каждым из них тесно связана определенная когнитивная функция.
Связь когнитивных функций и основных компонентов
Взаимодействующие компоненты | Связь с когнитивными функциями |
Восприятие информации | Осуществляется за счет вкуса, обоняния, тактильного гнозиса, слухового и зрительного аппарата. |
Обработка и анализ полученных сведений | Задействованы «исполнительные» функции, к которым относятся обобщение, произвольное внимание, обнаружение различий и сходств, установка ассоциативных связей, построение логических связей и выводов. Интеллект и мышление помогают адаптироваться в окружающем мире, спокойно реагировать на постоянно меняющуюся обстановку, осуществлять корректировку своего поведения в зависимости от сложившихся ситуаций. |
Запоминание и последующее хранение проанализированной информации | Компонент неразрывно связан с памятью и способностью к обучению. |
Обмен сведениями, планирование, а также последующее осуществление задуманных действий | Задействованы «экспрессивные функции», к которым относятся праксис и речь. |
Как написать курсовую работу по логопедии
07.09.2010 179902
Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.
Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.
Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.
Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.
Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.
Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.
Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.
Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.
Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.
Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.
Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.
Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.
Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.
Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.
Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.
Предмет исследования — это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.
Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:
– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.
– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.
Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.
Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.
Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.
При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:
– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;
– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;
– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;
– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);
– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.
Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.
При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.
Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].
При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].
Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.
Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.
При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:
– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.
– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.
– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.
Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.
В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.
Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.
В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.
В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.
Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.
В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.
О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.
Литература:
1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.
2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.
Как развиваются когнитивные функции ребёнка
Управление персоналом — что это такое, принципы и функции процесса
Развитие когнитивных функций у человека происходит на протяжении всей жизни. Все, чем ребенок занимается в течение первых лет после рождения, является фундаментом для последующего формирования познавательных способностей:
- Благодаря любопытным вопросам «почему?», постепенно развивается мышление малыша. Самый пик поиска ответов приходится на возраст 3-5 лет.
- Игровая деятельность формирует у малышей внимание, а также способность к построению межличностных коммуникаций. У младших дошкольников активно развивается непроизвольный интерес к привлекательным предметам, людям или событиям, старшие – могут сосредоточенно наблюдать за чем угодно.
- К 6-7 годам формируются произвольное запоминание и припоминание. Ребенок может воспроизвести названные предметы, объединить их по значению.
- В детском возрасте у малышей развивается воображение. Первое формирование происходит в игре или творчестве.
- Чем больше опыта накапливается у ребенка, тем активнее происходит развитие восприятия малыша.
- Постепенно у детей накапливается словарный запас. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать собственное произношение. К 3-5 годам малыш в состоянии усвоить «взрослые» слова.
Согласно детской психологии, формирование всех базовых навыков восприятия происходит 6-7 годам.
Стадии когнитивного развития ребенка
Когда ребенок идет в школу, он уже умеет говорить, у него есть способности к обучению. В образовательном учреждении у него развиваются:
- словесно-логическое мышление;
- вербальная и образная память;
- письменная речь.
Развитие аналитических функций осуществляется к 12-15-летнему возрасту. Их совершенствование происходит на протяжении всей жизни.
Когнитивные функции у взрослых
Функции общения в психологии и их краткая характеристика
Активное развитие мозга осуществляется до 21 года. С возрастом снижаются возможности подвижного интеллекта. Человеку становится сложно мыслить логически и решать новые задачи.
Важно! Содержательный интеллект, который отвечает за использование накопленного опыта, наоборот, стремительно растет.
Умственные способности человека с возрастом практически не снижаются, но когнитивная обработка информации происходит медленнее, и становится труднее запоминать необходимую информацию.
Функции и структура
Функции:
- Прием, обработка сенсорной информации, которая поступает из внешнего мира.
- Грубая обработка первичных данных, составление общего представления о конкретной теме.
- Сохранение полученной информации, распределение ее по разным блокам памяти.
- Создание абстрактных понятий.
- Установление взаимосвязей между блоками информации.
- Создание перспективных задач.
- Формирование стратегий под разные виды деятельности.
Одна из функций, за которую отвечают познавательные процессы — прогностическая. С ее помощью человек вычисляет какой результат будет после выполнения определенного вида деятельности.
Структура познавательных процессов:
- Получения информации.
- Обработки данных на первичном уровне.
- Обобщения, синтеза, анализа, сравнения.
- Сохранения информации.
- Создания новых образов, понятий, знаний.
- Проведения сложных операций с усвоенной информацией.
Человеческое познание имеет иерархию, которая состоит из сложных, простых уровней когнитивных процессов.
Когнитивные функции у пожилых людей
Согласно статистике, от 3 до 20% пожилых людей старше 65 лет сталкиваются с тяжелыми когнитивными нарушениями в виде деменции.
Дополнительная информация. В переводе с латинского языка dementos означает «потеря разума».
Появившиеся когнитивные проблемы нарушают привычный ритм жизни. Пожилому человеку становится трудно принимать участие в социальной, профессиональной и бытовой деятельности. Некоторые бабушки и дедушки могут частично утратить самостоятельность и независимость.
Признаки деменции у пожилых людей
Совет. Если у пожилого человека наблюдается развитие когнитивных проблем, в первую очередь, что нужно сделать, – это обратиться к врачу.
Познавательные процессы
Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды.
Можно сказать, что когда говорят о способностях, таланте, гении, интеллекте и уровне развития, то имеют в виду, прежде всего, познавательные процессы. Человек рождается с этими задатками, но в начале жизни использует их неосознанно; в дальнейшем же происходит их формирование. Если он научится их правильно использовать, а главное – развивать, то сможет добиваться самых амбициозных целей.
Существуют разные классификации познавательных процессов, чаще всего их выделяют восемь. Краткая их характеристика:
- Память: это система запоминания, забывания и воспроизведения полученного опыта по прошествии времени. В психологии познавательных процессов память обеспечивает целостность личности.
- Внимание: это избирательное направление восприятия на что-либо. При этом внимание не считается отдельным познавательным процессом, а, скорее, свойством остальных.
- Восприятие: чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Очень тесно связано с ощущениями, при помощи которых информация поступает мозг и является материалом для переработки, оценки и интерпретации восприятием.
- Мышление: это возможность получить определенные знания о явлениях, которые нельзя воспринять при помощи остальных познавательных процессов. Может быть словесно-логическим, наглядно-предпринимательским, практическим, наглядно-образным.
- Воображение: способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов. Является основой наглядно-образного мышления.
- Речь: процесс общения, который проявляется при помощи языка. Человек способен воспринимать и принимать языковые конструкции, создавать и воспроизводить свои мысли при помощи языка.
- Представление: умение отражать в сознании качество различных объектов. Существуют речевые, фонетические, слуховые, интонационные, музыкальные и зрительные представления.
- Ощущения: способность человека чувствовать конкретные явления и предметы вокруг него. Наше сознание, можно сказать, существует лишь благодаря им. Есть вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые и осязательные ощущения (впрочем, некоторые ученые считают, что это лишь основные, существует же еще и дополнительные). Информация, полученная при помощи ощущений (органов чувств) передается в мозг и в дело вступает восприятие.
На нашем сайте вы сможете найти множество материалов, посвященных теории и тренировке различных познавательных процессов:
- Курс по развитию памяти (также развивает внимание).
- Курс по творческому мышлению (тренирует воображение, память и представление).
- Когнитивистика (тренирует мышление).
Диагностика познавательных процессов взрослых и детей
В психиатрии существует огромное количество тестов и методик, которые диагностируют познавательные процессы.
Детские тесты можно разделить по возрасту:
- От 3 до 6.
- От 7 до 16.
Тесты для школьников от 3 до 6 лет:
- «Вырежи фигуры». Для психодиагностики наглядно-действенного мышления.
- «Запомни и расставь точки». Объем внимания.
- «Кому чего не достает?». Для психодиагностики мышления детей.
- «Найди звук». На проверку фонематического слуха.
- «Раздели на группы». Для диагностики образно-логического мышления.
Тесты для детей от 7 до 16 лет:
- «20 слов». Для оценки развития приемов запоминания.
- «Сравнение понятий». Для оценки умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность.
Тесты для взрослых:
- «Анаграммы — 2011. Форма А». Для выявления уровня беглости абстрактно-логического мышления и комбинаторных способностей.
- «Заучивание слов по А. Р. Лурии». Для исследования процессов памяти.
- «Количественные отношения». Для оценки логического мышления.
- «Тест Мюнстенберга». Помехоустойчивость и избирательность внимания.
Каким бы ни был уровень ваших познавательных процессов, вы должны их тренировать, причем делать это нужно в идеале постоянно.
Давайте сфокусируемся на каждом познавательном процессе и выясним, какие существуют игры и упражнения для его развития. Разумеется, полноценное раскрытие темы в объеме статьи для блога невозможно, поэтому это лишь базовая информация.
1
Память
Упражнение первое: запоминание слов.
Прочтите следующий список: барабан, стул, ковер, буква, пробка, орудие, кастрюля, картина, ваза, булавка, сумка. Выделите 30 секунд на то, чтобы запомнить их. Не пытайтесь применять мнемотехники.
Упражнение второе: вспомните вчерашний день.
Наша память портится оттого, что мы очень редко пытаемся вспомнить прошедшие события и не ведем дневник. Поэтому сядьте в тихом месте и попытайтесь воссоздать в мельчайших деталях вчерашний день.
Упражнение третье: кухня.
Прямо сейчас попытайтесь вспомнить, как в деталях выглядит ваша кухня (или любое другое хорошо известное вам помещение).
2
Внимание
Упражнение первое: тест Струпа.
Посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово.
Упражнение второе: радио.
Включите песню, в которой очень много слов. Через 10 секунд начинайте постепенно уменьшать звук. Установите самый нижний предел, на котором еще можно разобрать, что говорят. Начните слушать эту песню заново. Это упражнение позволит сфокусироваться только на ней.
Упражнение третье: наблюдение.
Найдите в интернете изображение неизвестной картины. Смотрите на нее в течение одной минуты. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести ее в точности. Откройте глаза и сравните результаты.
3
Восприятие
Упражнение: преодолевая шум (избирательность восприятия).
Для этого упражнения понадобится участие как минимум четырех человек. Члены каждой пары размещаются друг от друга на максимально возможном расстоянии (в углах комнаты). После этого все одновременно начинают разговаривать. Задача каждого участника состоит в том, чтобы вести диалог со своим партнером, несмотря на шум.
4
Мышление
Упражнение первое: мозговой ящик.
Выберите три любые темы. Это может быть сюжет недавно просмотренного фильма, идея, новость. Теперь начинайте размышлять на первую тему в течение трех минут. По окончании переходите ко второй теме, потом к третьей.
Упражнение второе: найдите причину.
Упражнение должно выполняться в компании. Один человек совершает действие из только одному ему ведомой причины, а второй участник должен ее угадать. И так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.
5
Воображение
Упражнение первое: случайные слова.
Выберите десять случайных слов в книге или журнале. Свяжите их, чтобы получился небольшой рассказ, разбавляя их другими словами.
Упражнение второе: идея из хаоса.
Возьмите лист бумаги и поставьте хаотично на ней несколько точек. Соедините их линиями. Какие ассоциации вызывает фигура? На что она похожа? В эту же игру можно играть вдвоем. Один рисует, второй угадывает и наоборот.
6
Речь
Эти упражнения подойдут ребенку от 2 до 6 лет.
Упражнение первое: слова на определенную букву.
Попросите своего ребенка назвать как можно больше слов на определенную букву.
Упражнение второе: поиск глаголов.
Выберите для своего ребенка существительные («дом», «дорога», «машина») и пусть он подберет для них глаголы. Например, машина – едет, тормозит, поворачивает, останавливается, ускоряется.
Упражнение третье: пересказ прочитанного.
Выберите рассказ, который с большой долей вероятности будет интересен вашему ребенку. Прочитайте его. Теперь предложите ему пересказать текст, задавайте уточняющие вопросы.
7
Представление
Для формирования и развития пространственного представления мы рекомендуем вам как можно больше собирать пазлы и играть с конструктором Лего. Эта деятельность полезна как ребенку, так не зазорна и взрослому.
8
Ощущения
Упражнение первое: наблюдение за деревом (зрительные ощущение).
Выгляньте из окна и наблюдайте за деревом или любым другим большим объектом. Оцените его высоту, красоту, цвета. Сравните с другими деревьями.
Упражнение второе: сравнение звуков.
Снова выйдите на балкон и прислушайтесь к звукам. Выберите два наиболее интенсивных и громких. Начните сравнивать.
Упражнение третье: вкусовые ощущения.
Если у вас есть два вида сыра или другого продукта, нарежьте его маленькими кусочками и поочередно пробуйте. Чем они отличаются? Найдите 5 отличий.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Развитие мышления: способы тренировки мозга
- Психические процессы: виды и краткая характеристика
- Когнитивная сфера личности
- Нейропластичность
- Как развивать мышление ребенка
- Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
- Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
- Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
- Два важных закона памяти
- Гипотеза Сепира-Уорфа
Ключевые слова:_D1002, _D1003, _D1026, _D1027, 1Мнемотехники, 4Когнитивистика
Причины когнитивных нарушений
Чтобы помочь человеку в лечении когнитивных проблем, нужно знать, что вызвало этот недуг, ведь от верной постановки диагноза зависит результат. Когнитивные нарушения могут развиться в любом возрасте при различных соматических, психических и неврологических заболеваниях. Среди основных причин можно выделить:
- болезнь Альцгеймера;
- сосудистые заболевания головного мозга (церебральная ишемия, инфаркт мозга);
- болезнь Паркинсона;
- опухоль головного мозга;
- черепно-мозговая травма;
- демиелинизирующие заболевания и нейроинфекции (ВИЧ, рассеянный склероз, болезнь Крейтцфельдта-Якоба, прогрессирующий панэнцефалит);
- переутомление, негативные эмоции и депрессия;
- дисметаболические энцефалопатии (бытовая и промышленная интоксикация, дефицит белков, витаминов группы В и фолиевой кислоты, почечная и печеночная недостаточность, ятрогенные когнитивные нарушения).
Если у человека наблюдаются хронические дегенеративные и сосудистые заболевания головного мозга, в этом случае когнитивные нарушения побороть практически невозможно. В любом другом случае исправить положение поможет своевременная коррекция. Для этого можно использовать дуэт когнитивного функционирования и лекарственных препаратов.
Дополнительная информация. Когнитивное функционирование – это свод видов деятельности, которые помогут «активизировать» и улучшить познавательные функции.
К нему можно отнести следующий перечень простых занятий:
- изучение иностранных языков;
- освоение новых маршрутов и территорий;
- игру на музыкальных инструментах;
- развитие позитивного мышления;
- занятия йогой, танцами или силовыми упражнениями.
Ятрогенные нарушения
Нередко нарушение когнитивных функций напрямую связано с приемом большого объема лекарственных препаратов и побочными эффектами от них.
Что такое ятрогения
Важно! Около 5% деменций развивается из-за ятрогенных причин.
Неблагоприятный эффект на когнитивные функции оказывают следующие лекарственные препараты:
- нейролептики;
- диуретики;
- антидепрессанты;
- средства с бромом;
- опиаты;
- косметические средства с висмутом;
- противогрибковые антибиотики;
- препараты против опухолей;
- седативные средства.
Также развитие ятрогенных нарушений может произойти из-за лучевой терапии, которая проводится при борьбе со злокачественными образованиями в организме. Любые лекарственные препараты, которые оказывают действие на функционирование нейронов или общий гомеостаз, должны в первую очередь рассматриваться в качестве основной причины развития когнитивных недугов.
Чтобы обезопасить себя и близких от снижения памяти, мышления, внимания и других способностей, необходимо правильно питаться, больше гулять на свежем воздухе, тренировать когнитивные навыки, заниматься активными видами спорта и не принимать никакие лекарства без предварительной консультации со специалистом.