Процесс воспитания полностью базируется на постоянном общении ребенка с родителями, его сверстниками и окружающими. Правила общения со взрослыми, усвоенные с детства, помогают многим детям вырасти культурными и дружелюбными людьми.
Едва появившись на свет, ребенок начинает общаться со своими родителями, осваивать первые навыки коммуникативного взаимодействия, благодаря которым он может вырасти всесторонне развитой личностью.
Статьи по теме
Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология: как происходит изменение психики
04.11.2019
Методы специальной психологии — как происходит коррекция психики
31.10.2019
Психология воспитания: как научить ребенка жить
28.10.2019
Психология подростка: первые шаги во взрослую жизнь
28.10.2019
Основные принципы и формы общения детей со взрослыми
Существует несколько основополагающих принципов, в зависимости от которых строится полноценное общение ребенка со взрослым:
- частые проявления инициативы по привлечению внимания к своим действиям;
- активные просьбы, призывающие взрослых принять участие в его делах;
- особая чувствительность к оценкам и суждениям взрослого, копирование его поведения, понимание отличий между одобрением, похвалой и осуждением;
- открытость и эмоциональность в отношении с взрослым;
Интенсивное применение речевых навыков при взаимодействии взрослых и маленьких детей способствует не только развитию речи ребенка, но и улучшению его мыслительной деятельности, а также логической составляющей всего процесса коммуникации.
Согласно концепции общения, разработанной известным советским психологом М. И. Лисиной, поясняющей механизмы генезиса коммуникативной деятельности, свойственного маленьким детям, в дошкольном возрасте выделяют две формы:
- Внеситуативно-познавательную, которая развивается в течение первых 4 лет. Обусловлена теоретическим сотрудничеством со взрослым, восприятием его как надежного источника информации об окружающем мире.
- Внеситуативно-личностную, содержанием которой является человеческий социум. Взрослый в нем предстает как целостная личность, подчиняющаяся социально-нравственным нормам и пользующаяся своими знаниями и умениями.
Для дошкольного возраста характерны изменения в мотивах, содержании и средствах общения. К особенностям общения со взрослыми, в этот период можно отнести вне ситуативные формы и начинающие преобладать речевые средства.
Мыслительный фактор, совместная деятельность и полноценное речевое общение способствуют стимуляции психического развития ребенка. Помогают ему правильно строить предложения при обращении к друзьям, родителям и различным людям.
Понятие педагогического общения
Пед. общение это диалог педагога с учениками или воспитанниками, имеющий профессиональную направленность. Такая форма преподавания или воспитания необходима для создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе, чтобы подача материала не была сухим перечислением фактов.
Педагог дает основы общения
К сведению! При таком общении информацию, идущую от взрослого, дети воспринимают с большей охотой.
Хотя следует иметь в виду, что многое зависит от личности воспитателя. Педобщение должно носить максимально позитивный и доброжелательный характер, но с элементами определённой строгости для поддержания дисциплины в детском коллективе.
Диалог с малышами ведется грамотно
Эвристическая беседа как метод обучения
Эвристическое педагогическое общение это в педагогике обучение в форме вопрос-ответ. Оно было создано Сократом в Древней Греции две тысячи лет назад. В середине 50-х годов прошлого века эвристическая беседа стала предметом активного изучения, так как она по своей сути хорошо подходила для решения вопросов обучения детей с особенностями развития.
В результате была разработана система определённых приёмов, которая позволила применить её в видах общения взрослого с ребенком дошкольного возраста.
Суть эвристической беседы в том, что воспитатель не преподносит готовые знания и решения проблемы, а подталкивает своих собеседников к верному решению через правильно поставленные дополнительные вопросы.
К сведению! Каждый ответ на такой дополнительный вопрос это шаг в направлении правильного ответа на основной вопрос. Все наводящие вопросы связаны между собой общей темой и вытекают один из другого.
При этом каждый такой вопрос задаётся не механически, а в процессе беседы преподавателя с дошкольниками, темой которого является выдвинутая проблема.
При такой форме общения наиболее выпукло проявляется умение учителя вести беседу, побуждать к ней своих воспитанников до достижения главной цели.
Детские правила общения со взрослыми
Одними из самых первых правил, которым родители обучают ребенка, являются правила приветствия. Освоив основы этикета в дошкольном возрасте, дети и в дальнейшем не будут испытывать трудностей в общении.
Они будут помнить, что:
- Приветствуют людей следующими фразами: «Доброе утро!», «Добрый день» или «Добрый вечер!». Независимо от времени суток можно сказать человеку: «Здравствуйте!». Друзьям и близким родственникам обычно говорят: «Привет!».
- Если люди, с которыми необходимо поздороваться, находятся на значительном расстоянии, кричать, подпрыгивать и размахивать руками нельзя. Следует просто вежливо кивнуть им, когда взгляды встретятся.
- Приветствие должно быть вежливым и сопровождаться искренней улыбкой. Слова, сказанные небрежно или сухим тоном, могут обидеть человека.
- Глаза во время приветствия опускать нельзя. В зависимости от обстоятельств, приветствие можно сопроводить легким поклоном, рукопожатием, кивком.
- Если навстречу идет друг в сопровождении незнакомца, то приветствовать следует обоих.
- Когда человек входит в комнату, в которой находится группа знакомых ему людей, здороваться с каждым не следует, нужно сразу приветствовать всех.
- При встрече, первым должен подать руку тот, кто старше. А вот приветствовать первыми должны младшие старших, так же, как и мужчины — женщин.
- Здороваясь, мужчина всегда встает. Исключение составляют больные и престарелые люди.
Особенное внимание уделяют изучению правил общения со взрослыми во время обеда, изучают нормы поведения за столом.
Ребенок должен обязательно знать, что:
- Смеяться, разговаривать и раскачиваться на стуле во время принятия пищи нельзя.
- Есть нужно беззвучно, чавканье недопустимо.
- Большие куски прожевать трудно, их разрезают ножом, придерживая при этом вилкой. Если ребенок маленький, ему без помощи мамы не обойтись.
- За столом обязательно пользуются салфетками — вытирают ими по необходимости, пальцы и губы.
- Всегда следует благодарить тех людей, которые готовили еду и подавали ее на стол. Вежливое «Спасибо» будет принято ими с радостью.
Дети должны понимать, насколько опасно разговаривать во время еды. Когда во рту находится даже маленький кусочек пищи, ребенок его может вдохнуть.
В каком формате может происходить общение
В современном обществе общение отнюдь не ограничивается телефонными звонками и личными встречами, ведь появились новые возможности. И многие пожилые родители освоили мессенджеры и видеосвязь, перейдя на новые форматы.
Примеры и рассказы родителей
- «Сын отдал мне свой старый смартфон. Установил на него Viber, Skype, Telegram… Освоила отправку сообщений, смайликов, открыток, гифок. Теперь каждое утро шлю сыну виртуальный привет и пожелания хорошего дня. Он отвечает тем же, и мы знаем, что друг у друга все в порядке. Это занимает секунды, зато задает хорошее настроение на целый день».
- «WhatsApp стал нашим новым «посредником» при общении с семьей дочери. Постоянно пересылаем друг другу фото — я фотографирую свои грядки, котов, нас с отцом, она — наших любимых внуков. Прежде, чем созвониться, теперь предварительно списываемся, чтобы точно знать — все свободны и могут пообщаться».
- «Помогаю внуку делать уроки по Skype. Сын с невесткой на работе, он сам приходит со школы и старается сделать домашнее задание до того, как вернутся родители. Я помню и английский, и физику, да и по геометрии за 7-й класс могу помочь. Вместе нам веселее, внук говорит спасибо, рассказывает новости, в процессе можем просто поболтать. Мы с ним стали намного ближе, он говорит: «Дед, какой ты у меня продвинутый», а мне это очень приятно».
Примеры и рассказы детей
- «Живем далеко от родителей, видимся лично раз в год, летом, когда у нас отпуск и у старшей дочери каникулы. Решили подарить им ноутбук, чтобы общаться по видеосвязи. Сначала родители переживали, что ничего не поймут, не смогут включить… Пароли записал им большими печатными буквами, все показал. Теперь раз в неделю у нас обязательно сеанс связи. Мама с папой просто в восторге, когда старшая внучка показывает им дневник с пятерками, а младшая — рисунки из детского сада».
- «Организовали с сестрой чат с родителями в Telegram. Очень удобно, мы всегда в курсе новостей друг друга, обмениваемся фотографиями и короткими сообщениями. Такой формат, конечно, личные встречи не заменяет, но помогает быть всегда на связи. Причем без пустой болтовни и поучений».
- «Сначала родители были против гаджетов, говорили: «Да вы просто звоните почаще». Но когда мы были у них в гостях, набрали по видеосвязи тетю Валю из Сыктывкара и дали им пообщаться, увидеть друг друга — оценили. Теперь у них свой планшет и они регулярно звонят не только нам, но и остальным родственникам, даже показывают свои клумбы и гордо демонстрируют мамин торт».
Важно
Связь должна идти с двух сторон. Проявлять инициативу в общении должны и дети, и родители. Не нужно стесняться напомнить о себе или спросить, все ли в порядке. Это важно — чувствовать себя нужным и любимым.
По словам психологов, для нормального общения взрослых детей и родителей важны близость и наличие общих тем для бесед. Современные средства связи позволяют выбирать разные форматы общения, делиться и фото, и видео. Но личное общение не заменит ничто, ведь только так можно прикоснуться друг к другу, обняться, не зависеть от качества интернета и связи.
Основные проблемы отношений с пожилыми родителями – учимся находить общий язык
Ну что могу сказать, прочитав отзывы всех повзрослевших детей- не забывайте, вы движетесь вперед также, как и ваши родители. Время бежит неумолимо быстро, и вскоре, это действительно вскоре, вы все окажетесь на месте ваших родителей, а ваши дети будут в интернете писать такие же вещи, как и вы о своих родителях, только вы уже будете на все это дело смотреть с другого ракурса, ваших родителей. Вы сохраните где-нибудь на носителях ваши комменты, а потом почитаете- вы даже не представляете, насколько изменится ваше мнение о ваших родителях, кардинально! Мне 60 лет, не знаю насколько я стара, могу сказать только одно- уменьшились силы, и не более. 12 лет у меня уже комп, то бишь, мне было 48 лет, когда я его приобрела. На работе следом пошли компьютеры, я уже была грамотным юзверем)), потому что вызывать мальчиков-компьютерщиков для меня было дорого, и при каждой поломке сидеть и тупо не соображать- почему и опять кого-то звать- не в моем характере. Подписалась на все рассылки по «железу», освоила все это очень быстро, сама устанавливала системы, качала кучу прог- всяких и разных- было любопытно, искала ключи и серийники, было настолько все интересно, у меня было так много всего, что ребята молодежь, поражались, где я это взяла, мне было не жаль- делилась. Какие-то детали узнавала сама- БИОС, как связать и настроить телевизор с компом, да много чего)). Сейчас я уже давно умудренный «гуру», на работе меня звали налаживать чужие компьютеры, удивлялись, что я такая возрастная, а мне было смешно. И всегда меня удивляло- насколько много молодых, которых устраивает работа в одной программе- рабочей, а остальное их не интересует, им «пофиг» (не мои слова). И вот сейчас прочитала ваши комментарии, что надо родителей чем-то завлечь, посадить на компьютеры- смешно! Родители, основная масса, знают все намного больше вас, теперь уже таких умных, и их очень заедает ваше к ним снисходительное отношение- ребята, вы на равных, только у родителей еще плюс опыт, поэтому уважайте своих родителей по-настоящему, не относитесь свысока, а когда необходима помощь, они вам об этом скажут-помогите, потому как силы уже не те. Надеюсь, еще не скоро стану маразматиком, чувствую себя весьма молодой, но с опытом за плечами, и всё ухудшающейся физиономией((, а стареть все-таки не очень бы хотелось, лично мне из-за того, что поневоле слабеешь. И очень интересно наблюдать, как меняется лицо- лично я до 58 чувствовала себя весьма привлекательной), потом потихоньку видишь, что меняешься, а в этом году уже пошли четко необратимые процессы- лицо потихоньку обвисает и делается грустно, но не потому что не молод, а потому, что возникают мысли, а сколько же еще боженька отвел для тебя в этом мире- жить все равно хочется. Я раньше мамульку свою спрашивала, когда ей было 68 и она мне казалась старенькой, что она ощущает в свои годы- она мне говорила- душа молодая, а на лицо смотреть не хочется, теперь я ее понимаю. Я сама медик, которому было не все равно на процессы происходящие в организме, и сейчас с большим любопытством отмечаю, как меняется организм, естественно, в сторону куда не хочешь, очень плохо, когда надо просить кого-либо что-нибудь помочь, и счастье, если дети сами видят, что нужно без всяких просьб, и паршиво, когда надо неоднократно повторять просьбу, чувствуешь себя униженным и мешающим своим детям, ведь мы прекрасно понимаем, что им некогда, не до тебя, но ведь и просить даром не будешь, только в случае острой необходимости. Поэтому призываю вас понимать родителей, им тоже несладко от просьб. Соглашусь, что люди бывают разные, но основная масса адекватная.
С чем предстоит работать
Проблемы взаимоотношений детей и родителей были и будут актуальны во все времена. Причины возникновения некоторых проблем могут быть на поверхности:
- различия в восприятии внешнего мира в связи с возрастными особенностями;
- культурно-историческое развитие страны;
- закономерные изменения в социуме, идеологии, ценностях.
То есть, мы видим, что даже в доверительных детско-родительских отношениях, основанных на любви и взаимоуважении, присутствуют конфликтогенные факторы, которые могут негативно сказаться на общении и взаимодействии родителей и детей.
А что, если на детско-родительские отношения накладывают свой отпечаток:
- непрощенные обиды,
- злость и гнев,
- чувство вины,
- ненависть,
- сомнения,
- недоверие,
- стремление к контролю и гиперопеке,
- давний неразрешенный семейный конфликт
и многое другое.