Лекция №4 Эмоциональные процессы и состояния для дисциплины ОП.02 Психология


Различные классификации эмоциональных состояний человека

Одним из важнейших вопросов в психологической науке является вопрос классификации эмоциональных процессов человека. В связи с тем, что эмоции являются системными явлениями и в соответствии с этим обладают системными качествами, именно выделение этих качеств и способствует формированию различных классификаций эмоциональных состояний человека.
Замечание 1

Однако составление универсальной классификации эмоциональных состояний не представляется возможным в связи с тем, что эмоции человека могут рассматриваться с различных сторон и оснований. Рассмотрим наиболее популярные классификаций эмоций человека.

Классификация эмоциональных состояний Додонова Б. И.

Основным объектом внимания классификации эмоциональных состояний по Додонову Б.И. являются не все эмоциональные состояния человека, а только те из них, в функционировании которых человек испытывает наибольшую потребность и которые придают ценность осуществлению процесса. Таким образом можно сказать, что в классификации Додонова выделяются те эмоции человека, которые являются для него ценными переживаниями.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Классификация эмоциональных процессов 470 руб.
  • Реферат Классификация эмоциональных процессов 260 руб.
  • Контрольная работа Классификация эмоциональных процессов 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Итак, к эмоциональным состояниям человека Додонов Б.И. относит:

  1. Альтруистические эмоции, к которым относятся переживания человека, возникающие на основе имеющихся у него потребностей в помощи, покровительстве, содействии окружающим людям. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
  2. Коммуникативные эмоции, возникающие при наличии у человека потребности в общении с другими людьми.
  3. Глорические эмоции, связанные с потребностью человека в самоутверждении и славе.
  4. Праксические эмоции, являющиеся переживаниями, которые вызваны деятельностью человека, ее изменениями, успешностью или неуспешностью ее результатов.
  5. Пугнические эмоции, возникающие вследствие имеющейся у человека потребности в преодолении возникающей опасности и как следствие формирующие интерес к борьбе с окружающими трудностями и препятствиями.
  6. Романтические эмоции, проявляющиеся в стремлении человека ко всему необычайному, необыкновенному и таинственному.
  7. Гностические эмоции, которые автор связывал не только с возникающей у человека потребностью к получению новой информации из интересующих его областей, но и с потребностью человека в так называемой «когнитивной гармонии». Сущность когнитивной гармонии заключается в том, чтобы в любой новой и незнакомой информации выделять элементы уже знакомых знаний, приводя таким образом всю информацию к одному «общему знаменателю».
  8. Гедонистические эмоции, связанные с процессом удовлетворения человеком потребности в телесном и душевном комфорте.
  9. Акизитивные эмоции, возникающие в связи с имеющимся у человека интересом к накоплению тех или иных вещей, при этом данный интерес выходит за пределы практической нужды в данных вещах.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Психология эмоций.

К эмоциональным, в широком смысле, процессам принято относить аффекты, собственно эмоции, чувства и другие формы этих процессов.

При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на такие специфические условия как успех, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий. Эмоции в узком понимании имеют отчетливо выраженный ситуативный характер.

Можно констатировать двойную обусловленность эмоций: с одной стороны потребностями (мотивацией), личностными особенностями, с другой — особенностями воздействий (ситуацией).

Эмоции проявляются:

а) во внутренних переживаниях,

б) в поведении,

в) на физиологическом уровне. Закон Йоркса-Додсона констатирует наличие криволинейной, «колоколообразной» связи между силой эмоционального возбуждения и успешностью деятельности человека. Наиболее продуктивной деятельность бывает при умеренном, оптимальном уровне возбуждения.

Функции эмоций:

1.Контрольная или оценочная, если успех деятельности, то возникают положительные эмоции, если неуспех — отрицательные. Все формы поведения, вызывающие положительные эмоции, подкрепляются;

2.Направляющая, побуждающая и предохраняющая;

3.Коммуникативная, экспрессивная;

4.Связь психики с телом, активизация и мобилизация-демобилизация;

5.Отражения.

Эмоциональные особенности и свойства личности.

К эмоциональным особенностям относят: эмоциональную возбудимость, эмоциональную импульсивность и аффективность, эмоциональную устойчивость, силу, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный то­нус.

Эмоциональные особенности личности в совокупности образуют эмоционально-аффективную сферу, в которой выражается динамическая сторона эмоциональных процессов.

4 стр., 1528 слов

Формирования эмоционально положительного отношения к окружающему у детей с интеллектуальной недостаточностью

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ У ДЕТЕЙ – ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 7 1.1. Историко – теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к окружающему у детей дошкольного возраста 7 1.1.1. Изучение эмоциональных отношений: характерные проблемы и сложности 7 1.1.2. Изучение …

Эта динамическая сторона эмоциональных процессов проявляется в непроизвольных выразительных движениях: мимике, пантомимике, жестикуляции, интонационно-выразительных средствах речи. Эмоциональные свойства личности: впечатлительность, отзывчивость и др.

5

.Теории эмоций.

1)Эволюционная теория Ч. Дарвина:

а) существует связь между общностью анатомо-физиологической организацией живых существ и внешним выражением их эмоциональных переживаний,

б) эмоциональные выражения являются остатками когда-то существовавших полноценных, приспособительных, полезных действий,

в)внешнеэмоциональная экспрессия является врожденной и выполняет приспособительную биологическую функцию.

2)Теория Джемса-Ланге:

первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера в организме. Сначала в ответ на внешние или внутренние стимулы происходят органические изменения, а потом вследствие их субъективного отражения возникают эмоции. Возражения: а) телесные реакции при разных эмоциях очень похожи и неудовлетворительно объясняют качественное многообразие эмоций человека, б) искусственно вызываемые у человека органические изменения (которые обычно связывают с эмоциональным состоянием) или не сопровождаются эмоциональными переживаниями, или субъективно воспринимаются иначе, чем появляющиеся в естественных условиях.

3)Теория У. Кэннона

: эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и возникают из единого мозгового центра — таламуса.

4)Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

: положительные эмоции возникают в результате подтверждения (консонанса) ожиданий, отрицательные эмоции возникают при диссонансе ожиданий и результатов деятельности. Выход из состояния когнитивного диссонанса: а) изменение ожиданий, б) попытка получить новый результат.

5)Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера

. На эмоциональное состояние оказывает влияние:

3 стр., 1141 слов

Клуб парадоксальная теория изменений

Парадоксальная теория изменения Арнольд Бейссер Перевод А.Гронского Статья Арнольда Бейссера является одной из наиболее часто цитируемых в гештальт-литературе. Оригинальный текст можно прочитать на сайте Международной ассоциации гештальт-терапии (IGTA) Примерно в течение полувека, т.е. большую часть своей профессиональной жизни, Фредерик Перлз находился в конфликте с психиатрическим и …

а) воспринимаемые стимулы, б) телесные изменения, вызванные этими стимулами, в) прошлый опыт, г) оценка человеком наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.

Характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека зависят от того, как эту же ситуа­цию переживают другие, находящиеся рядом.

6) Информационная теория П. В. Симонова:

сила и качество эмоций определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.

Классификация эмоциональных состояний человека по В. К. Вилюнасу

В. К.Вилюнас выделяет две группы эмоциональных явлений:

  • К первой группе автор относит ведущие эмоциональные явления, которые являются стимулом и побуждают человека к осуществлению деятельности. Также данная группа эмоций отвечает за общую направленность деятельности человека. Они в значительной степени определяют и направленность эмоциональной жизни.
  • Ко второй группе относятся производные эмоциональные явления, возникающие при уже имеющемся ведущем побуждении, в процессе осуществления человеком той или иной деятельности и выражающие определенное отношение человека к отдельным условиям осуществления действий, которые либо являются благоприятными, либо препятствуют ее осуществлению.

Классификации эмоций по субъективному переживанию и содержанию.

Наиболее известным является разделение эмоциональных состояний человека по их субъективному переживанию. Согласно данной классификации выделяют две категории эмоций:

  1. Положительные эмоции, которые связаны с удовлетворением человеком своих жизненных потребностей и в связи с этим доставляющие ему чувство удовлетворения.
  2. Отрицательные эмоции, связанные соответственно с процессами неудовлетворения возникающих у человека потребностей и доставляющие ему неудовольствие.

Согласно классификации эмоций по их содержанию выделяют простые и сложные эмоции. К простым эмоциональным состояниям относят гнев, страх, радость, зависть, ревность. К сложным эмоциям относят моральные чувства, эстетические чувства человека.

Эмоциональные процессы и состояния

Лекция: «Эмоциональные процессы и состояния».

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (возбуждаю, волную – лат.).

Эмоциональные процессы — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека. Эмоции — психическое отражение жизненного смысла явлений, ситуаций, проявляющиеся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастною переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Виды эмоциональных процессов.

1.Аффект

.

2.Эмоции

.

3.Чувства

– более устойчивые психические состояния, имеют четко выраженный характер, не могут быть безотносительны. В зависимости от направления:

а. моральные – отношения к др. людям;

б. интеллектуальные – связаны с познавательной Деятельностью;

в. эстетические – чувства красоты при восприятии природы, искусства;

г. практические – связаны с Деятельностью человека.

4.Настроение

– самое длительное психологическое состояние, окрашивающее все поведение человека. Может повышать или понижать жизнедеятельность человека.

5.Страсть

– сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека. Приводит к сосредоточению на предмете страсти всех сил и устремлений. Основной признак – действенность, слияние волевых и эмоциональных устремлений. Объединение страсти и нравственного начала в человеке служит движущей силой великих дел, открытий, подвигов.

6. Стресс

— нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс — неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

Со стрессом связана напрямую фрустрация.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте.

В состоянии фрустрации человек переживает полный комплекс отрицательных эмоций : гнев, отчаяние, тревогу, раздражение, разочарование и т.д. Длительное пребывание в таком состоянии может привести к полной дезорганизации деятельности человека. Частые состояния фрустрации способны влиять на характер: повышать агрессивность, провоцировать появление комплекса неполноценности

Функции
эмоций
Переживание чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым.

Эмоции выполняют следующие функции: отражательно-оценочную; переключающую; регуляторную; коммуникативную; подкрепляющую; компенсаторную (замещающую); побудительную; дезорганизующую; функцию «аварийного» разрешения ситуаций; предвосхищающую; эвристическую; функцию синтезирующей основы образа, целостности отражения; функцию активации и мобилизации организма; экспрессивную.

Физиологические и поведенческие компоненты эмоций

. Возникновение эмоций имеет своим началом изменения, которые совершаются во внешнем мире. Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, пробуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма. Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложным безусловным, так и с условным рефлексами. Как известно, системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются в коре больших полушарий, а сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему. Переживания чувств являются результатом совместной Деятельности коры и подкорковых центров.

Чем большее значение имеют для человека изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими являются переживания чувств. Возникающие вследствие этого процессы возбуждения, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической Деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной и др. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную Деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной Д (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т.д. Эти процессы, протекающие во внутренних органах тела, сравнительно легко поддаются регистрации и самонаблюдению и в силу этого с давних времен зачастую принимались за причину чувств. В нашем словоупотреблении и до сих пор сохранились выражения: «сердце не прощает», «тоска в сердце», «покорить сердце» и др. В свете современной физиологии и психологии очевидна наивность этих воззрений. То, что принималось за причину, является лишь следствием других процессов, происходящих в мозгу ч-ка.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения при воздействии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. А если в подкорковых узлах полушарий и промежуточном мозге в случае отрицательной индукции распространяется процесс широкого торможения, наблюдается угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой Деятельности и дыхания и т.д. Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается и повышение, и понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека.

Существенно важные данные для понимания природы эмоций были также получены при изучении функциональной асимметрии мозга. В частности, выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое – с отрицательными эмоциями.

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы: эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний и собственно чувств (в узком значении слова).

Функции эмоций:

Эмоции, выполняя функцию оценки

, непосредственно в переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего.

Эмоции выполняют функцию
побуждения
, из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. В зависимости от знака оценки (положительного или отрицательного), действие может быть направлено либо на присвоение, овладение требуемым, необходимым, либо на прекращение неуспешного действия, либо на выбор другого.

Эмоции — это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Если процесс удовлетворения потребностей протекает благоприятно, то человек испытывает положительные эмоции, и, напротив, отрицательные эмоции возникают в ответ на неудовлетворение потребностей или отсутствие нужного результата собственного действия.

Эмоции, как и ощущения, восприятия или мышление, являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости для его потребностей и мотивов деятельности. Таким образом, эмоции обусловлены, с одной стороны, внутренними потребностями и мотивацией, а с другой — особенностями внешней ситуации. Они как бы устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий, сигнализируя субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях.

3

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: