Как вести себя с «трудным» подростком учебно-методический материал на тему


Ученики бывают разные, и не к каждому легко найти подход. Особенно к подросткам, которых зовут «трудными». Переживая турбулентность пубертата, они бывают агрессивными, саботируют занятия и выводят из себя даже ангельских преподавателей. Вместе с психологом разобрались, существуют ли на самом деле «трудные» подростки и что делать, если учить их — вам.

Ученики бывают разные, и не к каждому легко найти подход. Особенно к подросткам, которых зовут «трудными». Переживая турбулентность пубертата, они бывают агрессивными, саботируют занятия и выводят из себя даже ангельских преподавателей. Вместе с психологом разобрались, существуют ли на самом деле «трудные» подростки и что делать, если учить их — вам.

Психолог Инна Илларионова: «В случае с „трудными“ учениками обычно есть внутрисемейный конфликт. И в большинстве случаев родители отрицают проблемы со своей стороны, а вот ребёнок может быть довольно адекватен, и работа с ним имеет смысл. Репетитор не в силах изменить семейную ситуацию, но может наблюдать и отмечать динамику — есть положительные результаты от занятий или нет. Если есть, работу можно продолжать. Если у вас хороший контакт с родителями, им можно порекомендовать психолога. Идеальный случай, это когда репетитор работает с ребёнком, а психолог — с родителями. Если же случай совсем тяжёлый — проблему отрицают и родители, и ребёнок, — от таких клиентов лучше отказаться. Всех денег не заработаешь».

Допустим, наш подросток — не «тяжёлый случай», положительная динамика есть. Но работа с ним невыносима. Выясним, что делать, на конкретных примерах.

Проблема: проявляет агрессию и конфликтует

Дети младшего возраста обычно признают авторитеты и изо всех сил стараются угодить взрослым, а вот подростки могут проявлять «характер». Бунт, розовые волосы и хлопанье дверьми — нормальная и даже ожидаемая реакция. К переходному возрасту у человека уже полностью формируется эмоциональная система, но не так хорошо развита префронтальная кора головного мозга, отвечающая за рациональность. Добавьте гормоны, трудности социализации — и вы получите типичного подростка.

Но, как отмечает психолог, гнев ребёнка по отношению к репетитору может быть вовсе не иррационален, а вполне справедлив. Ведь занятия — это, как правило, решение родителей.

Совет репетитору

: в ситуации, когда подростку занятия навязали, ищите особый подход. Выясните, что его интересует, и зайдите с этой стороны — можно учить английские слова, переводя песни любимых групп, например. На время забудьте про запрос родителей и узнайте о запросах самого ребёнка.

Как вести себя с ребенком, вступившим в «трудный возраст»?

Внимание, тактичность и терпение – вот ключевые слова, которыми должны руководствоваться отец и мать. Помните: репрессивные меры, окрики и понуждения вызовут обратный эффект. Вы можете потерять всякий контакт со своим ребенком, и последствия этого могут быть самыми плачевными.

Подросток должен быть в центре Вашего внимания, однако оно не должно быть навязчивым. Тактично следите за кругом знакомств Вашего ребенка, за его интересами. Общайтесь как можно больше, причем это общение должно быть приятно вам обоим.

Не читайте нотаций, не придирайтесь по пустякам, не навязывайте свой образ мыслей и стиль жизни.

В то же время неукоснительно требуйте соблюдения домашних правил и правил социальной жизни. Причем будьте последовательны и тверды. Ваша система поощрений и наказаний должна быть продуманна и действенна. Неуклонно поддерживайте свой авторитет и требуйте уважения к себе.

Взвешивайте каждое Ваше слово и поступок в отношении подростка. Позволяйте ему самостоятельно принимать решения там, где это возможно. Не обсуждайте проступки и ошибки Вашего ребенка в присутствии посторонних лиц, даже если это Ваши родственники. Откажитесь от излишней опеки, однако и излишняя свобода категорически не приветствуется.

Проблема: не хочет заниматься

«Если репетитор выбирается осознанно, если подросток сам его выбрал, таких проблем возникнуть не может», — считает психолог. Трудности возникают, если ребёнок и не думал учиться, а родители нанимают ему репетиторов и настаивают: «Только занимайся, только поступи, твоя задача — поступить!» В этом случае родители слишком много решают за ребёнка.

Совет репетитору

: попробуйте объяснить родителям, что не стоит игнорировать потребности ребёнка. Решать за подростка, учиться ему у репетитора или нет, — это время, нервы и деньги на ветер. А в процессе обсуждения можно довести ребёнка до понимания, что ему это действительно нужно.

Блог

— Честный SWOT анализ.

В воспитании подростка крайне важно быть объективным. Сильные стороны (даже если за обилием деструктива в поведении их почти не видно) следует замечать, делать ребенку комплименты, благодарить, если он что-то хорошо сделал. Негативные моменты нужно отмечать и держать «руку на пульсе». Похвала не сделает из тинейджера гордеца, зато ее отсутствие может привести к проблемам в самооценке, потому что пока он продолжает получать представление о себе через маму и папу. Слабые качества важно корректировать, положительно подкрепляя мнение ребенка о себе, акцентируя его внимание на сильных сторонах и успехах.

Говорить с подростком о его минусах нужно очень аккуратно, чтобы не задеть и не травмировать, спровоцировав уход « в себя» и дистанцию от родителей на долгое время.

Как не навредить?

— Говоря о какой-либо проблеме, выберите момент, когда ребенок находится в хорошем или нормальном настроении.

— Используйте «я-послания», говорите только о своих переживаниях в контексте сложившейся ситуации, вместо формы обращения через «ты», которая быстро превращает любой конструктивный диалог в обвинительный.

— Предлагайте конкретную помощь. К примеру, если ваш сын или дочь склонны к полноте, не нужно делать замечания, стыдить или иронизировать на эту тему. Обозначьте, что готовы оплатить абонемент в фитнес-зал и составить компанию, если это потребуется.

— Установление партнерских отношений.

Коммуникация с подростком должна происходить на равных. Когда его мнение такое же важное, как и мнение родителя, договориться о чем угодно становится проще. Автоматически из общения пропадает давление, появляется уважение к границам другого. Это всегда чувствуется, и это именно то, что нужно сейчас взрослеющему члену семьи, который пока только формируется как личность.

Например, если Вы собираетесь в отпуск, выбор страны и программу отдыха вполне можно обсудить с сыном или дочерью. Причем не просто выслушать и сделать по-своему, а действительно учесть мнение и предложения ребенка. Это сильно укрепит его доверие к родителем. Одним из бонусов доверительных отношений может стать более адекватное и позитивное отношение подростка к родительским пожеланиям на его счет.

— Получение обратной связи.

Тинейджер, даже бунтующий и агрессивный, точно знает, что ему неприятно и травматично в отношениях с родителями, а что комфортно и ресурсно. У ребенка можно спрашивать о том, как ему живется дома, о чем он мечтает, о чем переживает и т.д. Делать это нужно аккуратно, без давления, и достаточно регулярно, чтобы у сына или дочери появилась привычка говорить о своих чувствах, и не было желания уйти в изоляцию, испытывая страх или обиду от подобных вопросов родителей. Получая фидбэк от ребенка многих острых ситуаций удастся избежать.

Проблема: постоянно отвлекается

Обычно невнимательность — явный признак скуки или нежелания заниматься. Тут возвращаемся к пунктам про «особый подход» и «поговорить с родителями». Но бывают и ситуации-исключения, когда у ребёнка есть адекватная мотивация, но он не может справиться с заданием, быстро утомляется. Здесь, как замечает психолог, нужна консультация невролога, психиатра или нейропсихолога.

В подростковом возрасте часто бывают дебюты психических заболеваний, а иногда повинным оказывается синдром дефицита внимания — всё это нужно учитывать. Как и то, что переходному возрасту сопутствуют естественные физиологические изменения и гормональные взрывы — это временное явление, нужно только уменьшить продолжительность и частоту занятий на какой-то срок.

Совет репетитору

: часто занятиям мешают личные переживания подростка: нелюбовь крутого одноклассника, развод родителей. Всё это мешает сосредоточиться. В такой ситуации лучше поговорить с ребёнком: «Слушай, я вижу, что сегодня с тобой что-то не так. Давай сократим время занятия».

Проявляя внимание, вы демонстрируете понимание и формируете доверие. Есть вероятность, что после такого разговора подросток расслабится и войдёт в работу.

Что делать с трудными подростками и почему наказания – не выход

«Наш шестилетний ребенок очень ревнует нас к коту. Стоит мне его погладить, как он начинает бить животное», – жалуется мама мальчика. Родители пристраивают питомца: не уживаются кот и сын в одной семье. Однако, бьют тревогу специалисты, в подобных ситуациях стоит обратить внимание на психологическое состояние ребенка. Если не заниматься этим вопросом, то потом, предупреждают эксперты, мы пожинаем плоды: девиантные подростки совершают порой страшные поступки. Недавние трагические события в российских школах, когда юноши нападали на школьников, тому подтверждение. Психотерапевты отмечают: при этом крайне важно работать с таким поведением ребенка, а не записывать его в преступники с самого детства.

Как отмечает Нина Асанова, кандидат медицинских наук, психиатр, психоаналитик, декан факультета психоанализа Московского института психоанализа, член Международной ассоциации судебной психотерапии, член попечительского совета фонда «Шанс», родители, учителя, общество часто просто не слышат первые звоночки, которые сообщают нам об уже появляющихся проблемах. Антисоциальное поведение ребенка – это жестокость к животным, насилие над более младшими или слабыми сверстниками, воровство, вандализм, порча чужого имущества, мелкое хулиганство, наркотики. Потом начинается более опасное – асоциальное поведение: побеги из дома, ложь, пропуски в школе, вымогательство, ненормативная лексика, ненормативные надписи на стенах. И, наконец, аутодеструктивное поведение: курение, токсикомания, наркомания, вскрытие вен, алкоголизм, суицид.

Но часто родителям некогда, а учителю проще пересадить хулигана на заднюю парту, чтобы не мешал остальным.

Такие дети становятся изгоями для общества. Общество не сочувствует ребенку и не хочет помогать. При этом за рубежом действуют государственные программы помощи таким детям. Там понимают, что выявлять зачатки девиантного поведения нужно уже с раннего возраста, с 7 лет. Причем психоаналитическое лечение ребенка отличается от такой же помощи взрослым.

А потом начинается подростковый возраст, во время которого все обостряется. «Это возраст между детством и взрослостью, и это является нормативной кризисной ситуацией. В подростковом возрасте многие психические процессы «не завершены» в том смысле, что они проходят стадию реорганизации, перепроверки и переосмысления, – подчеркивает Нина Асанова. – Подростковый возраст является «вторым шансом»». И, считает эксперт, развитие может пойти по разным путям. Или эти процессы завершатся позитивно, или же ребенок придет к состоянию хронического расстройства психики, или же, в случаях асоциального поведения, – к формированию диссоциального расстройства личности».

Почему с подростками так трудно: 10 важных моментов от Катерины Мурашовой

Девиантные подростки – жертвы равнодушия взрослых, считает Гелена Иванова, психоаналитический психотерапевт, президент благотворительного фонда «Шанс», девиантолог. Специалист уже несколько лет работает с осужденными подростками. «А ведь 70 процентов из этих детей даже не состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Это были обычные «трудные подростки», как мы их называем. Прогуливали школу, курили, хулиганили… но вот дошло до того, что они пошли на преступления», – замечает специалист. Но у подростков гибкая психика, и с ними можно и нужно работать!

При этом за рубежом, рассказывает Гелена Иванова, с такими подростками работают психотерапевты и психоаналитики. Там ставится цель не наказать ребенка, а помочь ему. «В год наше государство тратит на содержание ребенка в колонии примерно 1 млн рублей, а сопровождение подростка с работой психотерапевта стоит 130 тысяч рублей в год», – замечает эксперт. К примеру, в США человеческий капитал оценивается в 1 млн долларов, то есть если там уберегли подростка от убийства – то не просто спасен этот юноша и спасена потенциальная жертва, но еще и сэкономлен 1 млн долларов бюджета страны. И работа с трудными подростками считается гораздо менее накладной.

Опытом Британии делится Дэвид Миллар, клинический психолог, психотерапевт, профессор Отделения психоаналитических исследований Университета Эссекса, член Международной ассоциации судебной психотерапии. Там стараются избавить ребенка от судебного разбирательства. В стране есть социальные службы, специалисты ведут с девиантным подростком психотерапевтическую работу. Если семья неблагополучная, подросток переходит под опеку приемной семьи. Может быть назначено принудительное психиатрическое лечение. Наконец, за правонарушения могут наложить штраф или назначить обязательные работы. Здесь считают, что лучше хулиган будет мести дворы и работать на благо общества (параллельно с ребенком все равно идет психотерапия), чем сидеть в заключении. Есть также методика медиаторства – правонарушитель встречается с жертвой, а посредники-специалисты стараются наладить диалог, помочь одной стороне простить обидчика, другой – получить такое прощение и отработать его (опять же, штрафы или работы). Ну а если преступление серьезное и предстоит суд, то работает ювенальная юстиция: дело разбирает не один судья, а еще и сотрудники социальных служб и представители местного сообщества. Важно, что подобные разбирательства — закрытые, тайные. До 18 лет вынести приговор подростку нельзя.

В Италии заключение в тюрьму считается совсем уж крайней мерой, когда уже нет альтернативы. С подростком работают специалисты, в ходе этой работы он обязан пройти терапевтическое лечение или детоксикацию, участвовать в воспитательной программе, работать со специалистами. Это рассказывает Бруна Марци, психоаналитик, доктор психологических наук, действующий член Международного микропсихоаналитического общества, судебный эксперт. Юный нарушитель закона может получить испытательный срок , и цель этого наказания – помочь несовершеннолетнему, способствовать его участию в жизни общества, поддержать ребенка в развитии его позитивного поведения. Судьи могут вынести решение о психологическом консультировании.

Почему ваш угрюмый подросток не хочет с вами разговаривать. 4 причины

В США первый суд по делам несовершеннолетних был создан еще 2 июля 1899 года – тогда в стране был замечен сильный рост подростковой преступности. В 1974 году Конгресс принял Закон о правосудии и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в 2002 году этот закон был обновлен. В законе предусмотрена работа по реабилитации несовершеннолетних. Для того чтобы поддерживать усилия по профилактике преступности среди несовершеннолетних на федеральном уровне, уровне штатов и местных органов власти, было учреждено управление «Офис по делам несовершеннолетних и профилактике правонарушений».

Реабилитация является основной целью этой системы правосудия. За некоторыми исключениями в большинстве штатов США правонарушение определяется как совершение преступного деяния ребенком, не достигшим возраста 18 лет. Большинство штатов США также позволяют молодежи оставаться под контролем суда по делам несовершеннолетних до 21 года.

Несмотря на то, что количество детей-заключенных в Штатах снижается, там еще остается 80 тюрем для несовершеннолетних. Но вот в Калифорнии, Техасе, Миссури и в Нью-Йорке такие тюрьмы ушли в прошлое. Там работа концентрируется в местных центрах содержания несовершеннолетних и разрабатываются локальные программы социальной и психологической реабилитации.

В целом в США, поясняют эксперты, развивается электронный мониторинг, сопровождение несовершеннолетних и социальное консультирование. Учебные и психотерапевтические программы предоставляются по месту жительства.

Суды же по делам несовершеннолетних , как и в Европе, закрыты для представителей общественности, и записи часто являются конфиденциальными, что защищает детей от бремени их преступлений в дальнейшей жизни.

Вот опыт штата Флорида. Здесь существует Управление превентивных мер и помощи жертвам, его цель – раннее вмешательство, чтобы снизить вероятность ареста и рецидива среди несовершеннолетних. Программы развиваются самые разные. Например, «Нуждающиеся дети» – для тех, кто еще не совершил правонарушение, «Практический академический обучающий центр для девочек». Все направлено на то, чтобы дети не вступали в контакт с системой правосудия. Управление поддерживает партнерские отношения с общинами, религиозными организациями и добровольцами.

Сопровождающие психотерапевты оценивают риски – можно ли оставить подростка-правонарушителя дома или лучше ему пожить в специальном Центре. Сотрудник по делам несовершеннолетних встречается с подростком и его семьей для оценки риска общественной безопасности. После этого рекомендации передаются прокурору.

Если нужно задержать подростка, он направляется во Временный центр содержания и остается там в зависимости от степени серьезности правонарушения.

А прокурор решает, возбуждать ли дело. Если в итоге прошло расследование, и дело передается в суд, то, если подросток признан невиновным, он находится под общественным наблюдением. Сотрудник по делам несовершеннолетних встречается с юным правонарушителем: они вместе разрабатывают «План успешного поведения в интересах подростка» (план YES). После этого несовершеннолетнего отпускают из Центра содержания.

В случае признания подростка виновным он направляется в специальное закрытое учреждение.

Остающиеся на свободе молодые люди могут заниматься общественными работами или посещать, например, рехабы –реабилитационные центры для тех, кто принимал наркотики.

«Мы считаем, что работать с такими детьми, лечить их должна государственная специализированная служба, как МЧС. Нужны закрытые интернаты, но ими должны руководить не военные, а психотерапевты», – считает Гелена Иванова. А пока такая работа у нас не налажена, потенциально успешные, нормальные подростки, но с психологическими травмами, несоциализированные, будут и дальше без внимания взрослых попадать в беду. Вот, например, мальчик мечтал поступать в военное училище – и поступил бы, но его антисоциальное поведение и психологические проблемы довели юношу до условного срока. Другой подросток в 11 классе за 4 месяца до ЕГЭ сорвался, бросил школу , причина – конфликт с учителем. И снова сломанная психика и судьба, которую надо исправлять, если еще можно.

Как вовремя заметить депрессию подростка. 5 важных признаков

Пока, тревожатся специалисты, российские семьи не имеют возможности получать нужную помощь. Не каждый подросток готов согласиться на лечение в бесплатной государственной психиатрической клинике – это грозит не только режимом муштры, но и постановкой на учет. В то же время без официального лечения не получить нужных лекарств. Другой вариант – частная психотерапевтическая помощь – комфортна и высокоэффективна, но это не всем по карману. А ведь при этом, напоминает Гелена Иванова, часто ее клиентами становятся девиантные подростки из бедных семей, у которых порой не хватает денег даже на продукты. И это Москва! Что же говорить о регионах, сетует специалист. Очень часто, подчеркивает психотерапевт, девиантное поведение наблюдается у детей из семей со сниженным уровнем дохода, из неполных семей, из семей, где кто-то из родителей страдает алкоголизмом и так далее. У таких семей просто нет денег на платную помощь. Замкнутый круг. Пока в России работают программы благотворительных фондов, которые бесплатны, но на всю страну этих возможностей не хватает. Поэтому, отмечают эксперты, и важно распространить практику психотерапевтической работы с девиантной молодежью на всю Россию на государственном уровне. Этих детей, а значит, и все общество, спасут не колонии для малолетних преступников, а профилактика преступлений среди них. Такому «трудному ребенку» нужна помощь, и оказывать ее нужно вовремя.

Недавно российские эксперты разработали Программу декриминализации подростковой среды в РФ, которая будет представлена профильным ведомствам. Предложения экспертов изучит, кстати, и правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, возглавляет которую зампред правительства РФ Ольга Голодец. Здесь считают, что очень важно учесть мнение профессионалов в этой сфере.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Еще интересное:

10 фактов о биоритмах, которые помогут лучше понять подростков
Психолог Катерина Мурашова – о важном воспитательном приеме, который подходит всем

Как научить малыша эмпатии: 5 простых шагов вместо навязанного «извините»

Проблема: саботирует, срывает занятия

Иногда дети не приходят на занятия, прогуливают. Или регулярно опаздывают. Могут предлагать репетитору деньги за занятие, которого не будет, или демонстративно молчать весь урок. Ассортимент велик.

Совет репетитору

: назначайте встречи в удобное для ребёнка время. Саботаж — это, как правило, бунт-доказательство своей значимости. В ходе общения с подростком не забывайте показывать, что видите в нём полноценную личность, а не пассивный объект, которому что-то навязали.

Что почитать

Чтобы наладить коммуникацию с ребёнком, проявить понимание и заслужить доверие, нелишним будет узнать подробнее о специфике работы с ним. В книге «Саммерхилл — воспитание свободой» Александр Нилл, создатель легендарной школы с детским самоуправлением, рассказывает о «трудных детях», которые со временем превращаются в трудных взрослых. Книга даёт отличный психологический обзор и разбор феномена.

Найти контакт с подростками поможет и знание чисто физиологических особенностей взрослеющих детей. В книге «Мозг подростка. Спасительные рекомендации нейробиолога для родителей тинейджеров» нейроучёный отвечает на вопросы родителей, детей и преподавателей, рассказывает об особенностях мозга подростков и даёт практические советы, как поддержать детей в их не самые приятные годы.

В каких случаях Вашему ребенку потребуется помощь специалиста?

Следует немедленно действовать в том случае, если действия подростка способны нанести вред ему самому или окружающим:

  • Жестокость и насилие в отношении окружающих,
  • отказ от еды,
  • буйное, агрессивное поведение,
  • общение с подозрительной компанией,
  • отказ от посещения школы,
  • суицидальные настроения,
  • употребление алкоголя или наркотиков,
  • раннее вступление в половую жизнь.

Специалист внимательно изучит поведение ребенка в школе и дома, проведет медицинские обследования для выявления возможных физиологических причин нарушения в поведении. Профессионал способен дать Вам конкретные рекомендации, которые могут выявить и устранить многие поведенческие проблемы. Возможно, Вашему ребенку понадобится пройти курс лечения.

Как и о чем разговаривать с родителями?

Школьные психологи, как и педагоги, общаются не только с детьми, но и с их родителями. Причем разговоры со старшим поколением вести гораздо сложнее, чем с подростками.

Беседы с родителями подростков группы риска должны касаться тех же тематических направлений, что и разговоры с самими детьми. Но, разумеется, выстраивание диалога должно быть иным. Очень сложно беседовать с родителями, изначально кичащимися собственным «всезнайством» и враждебно настроенными. Преодолеть такую «защиту» крайне непросто, и единого шаблона для разговора не существует. Нужно попытаться найти темы, близкие родителям, и не давать им понять, что они в чем-то виноваты, что-то упустили в воспитании.

Еще сложнее общаться с родителями, которые приходят «для галочки». Такой тип взрослых людей характеризуется следующим:

  • выражают согласие с каждым утверждением;
  • усиленно кивают, вздыхают;
  • задают риторические вопросы с крайней озабоченностью на лице;
  • могут конспектировать сказанное;
  • не перебивают и не спорят.

Для таких родителей ребенок априори «плохой», и суть их поведения выражается в следующем – «подскажите, научите, что-же мне делать». Если беседа проводится вместе с ребенком, то такие родители ему и символический подзатыльник могут дать.

Проблема в том, что как только они выходят за порог школы – их поведение меняется. Эти люди не воспринимают всерьез психологов и просто демонстрируют нужную реакцию для того, чтобы от них отстали.

Таким образом, задача специалиста заключается в том, чтобы родители воспринимали его всерьез, не видели в нем врага и поддержали его усилия. Объяснять же взрослым людям «что хорошо, а что нет» не нужно, они и сами это прекрасно знают.

О чем принято беседовать с подростками? Перечень примерных тем

Профилактические беседы с подростками группы риска должны затрагивать такие тематики:

  • сопереживание;
  • самооценка;
  • дружба;
  • выстраивание взаимоотношений с окружающими людьми;
  • влияние одной личности на другую;
  • мотивация поступков;
  • нахождение общего языка с родителями;
  • организация досуга;
  • заинтересованность в обучении;
  • неудачи и умение с ними справляться;
  • вред допингов;
  • здоровый образ жизни;
  • соблюдение социальных норм и правил;
  • личные, семейные и общечеловеческие ценности;
  • стресс, депрессия.

Безусловно, каждая из тем должна затрагивать подростков. То есть быть им близка и понятна. А для этого следует учитывать местные особенности и общие тенденции, моду.

Например, тема о вреде допингов. О чем принято говорить? Подавляющее большинство специалистов рассказывают о вреде курения и употребления спиртного, вскользь касаясь вопросов, связанных с токсикоманией.

Но как много детей курят, пьют алкоголь или уединяются с токсичными веществами? Большинству из них это и в голову не приходит, ведь время они проводят в основном в интернете и в «Макдональдсе», а не в подворотнях, как это было в конце прошлого века. Но достаточно выйти на улицу и пройти мимо популярных у подростков заведений фаст-фуда, чтобы заметить то, что почти все они употребляют энергетические напитки и дымят «вейпами». А это – допинги, причем гораздо более страшные, чем наркотики, сигареты или алкоголь, поскольку с их приобретением нет никаких проблем.

Подобные нюансы необходимо учитывать при подготовке беседы с подростками группы риска.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: