Почему нельзя хвалить детей?
Некоторые психологи, а также разработчики специальных систем обучения утверждают, что дети не нуждается в похвале. Одним из них являются Мария Монтессори, ставшая автором нашумевшей системы обучения.
Почему нельзя хвалить детей:
- Она считает, детям достаточно понимать, что родитель наблюдает за конкретным действием, при этом разрешая ребенку его осуществлять.
- Соответственно детям одобрение не нужно. Нельзя говорить «Молодец».
- Особенно это касается родителей, которые не знают меры и даже первые рисунки детей называют шедевром. Так делать нельзя, ведь в школе кто-то скажет, что это вовсе не картина, а размазня.
Похвала
Зачем хвалить детей?
Современные психологи все же уверены, что ни один из людей не способен прожить без похвалы.
Зачем хвалить детей:
- Повышение самооценки ребенка
- Утверждение правильности действий
- Стремление к развитию
- Стремление к идеалу и улучшение навыков
- Прививание необходимых навыков рутинной работы
Малыш
Как правильно хвалить ребенка?
Многие родители мечутся из крайности в крайность. Кто-то постоянно хвалит детей, считая мелочь величайшим достижением, кто-то делает это очень редко, ведь во всем нужно знать меру. Дело в том, что дети, которых никогда не хвалят, очень сложно поддаются оценке собственных действий.
Как правильно хвалить ребенка:
- На начальном этапе, когда ребенок еще дошкольник, и ходит в детский сад, ему необходимо указывать, что хорошо, что плохо, стимулировать его развитие, выполнение домашней работы.
- Ребенок должен понимать, что какие-то действия нравятся родителям, кое-что делать нельзя. Именно для этих целей и придумана похвала.
- Конечно, не нужно по 100 раз хвалить ребенка за одно и то же достижение, особенно если оно касается рутинной домашней работы.
- За выполнение обязанностей хвалить не нужно, или делать это очень сдержанно.
Воспитание
Правильно похвалить рисунок
Вместо: «Отличный рисунок!» лучше скажите: «Ты чудесно подобрал оттенки. Сколько тут деталей! Ты даже сохранил пропорции персонажа!»
Семь ежедневных привычек счастливых людей
Гладкие подмышки без бритья: способы удаления волос с помощью обычных продуктов
Сломанный ноготь — не беда: советы об обработке ногтей в домашних условиях
Хотя легче сказать: «Отличный рисунок», акцентирование на деталях показывает, что вы действительно цените его работу.
Рекомендации, как правильно хвалить ребенка
Ниже представлены рекомендации, как правильно хвалить ребенка. Существует несколько “нельзя”, которых стоит придерживаться при похвале ребенка:
- Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с кем-то, говорить, что он лучше. Старайтесь вообще избегать любых сравнений.
- Ни в коем случае нельзя сравнивать между собой детей одной семьи, то есть брата и сестру, или братьев. Это ведет к конкуренции, и разжигает ненависть между детьми. В таком случае они будут вынуждены бороться за внимание и похвалу родителя, становятся врагами друг другу.
- Ни в коем случае нельзя одновременно хвалить и критиковать ребенка. Всему свое время. В обязательном порядке необходимо сдержанно похвалить ребенка, но при следующем выполнении работы необходимо указать на ошибки. Причем лучше всего делать это в мягкой форме, без агрессии.
- Ни в коем случае нельзя вовремя похвалы унижать кого-то из знакомых или указывать на его ошибки. Это ведет к тому, что ребенок будет ощущать себя лучше других. Этого ни в коем случае делать нельзя.
Воспитание
Рекомендации взрослым «Как похвалить ребенка»
Ирина Пазухина
Рекомендации взрослым «Как похвалить ребенка»
Ваш ребенок сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?»
1. Не сказать ничего
Этот подход очень созвучен с методикой Монтессори. Мария Монтессори писала о том, что по своей природе ребенок не нуждается в похвале. В нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей. В классах Монтессори вообще не принято хвалить, высказывать оценочные суждения, и дети к этому быстро привыкают и осваивают умение самостоятельно оценивать свой результат, учатся сами проверять себя, сверяться с образцом. Это избавляет детей от необходимости каждый раз обращаться к педагогу с вопросом, правильно ли он выполнил задание.
2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом
Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если ребенок обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, то вы с любовью смотрите на него в ответ (психологи называют этот эффект «передавать любовь глазами»
, или касаетесь рукой, обнимаете. Эти со стороны малозаметные действия скажут
ребенку о многом: о том, что вы рядом; о том, что вам не безразлично то, что он делает. В каком бы возрасте не находился ребенок, ему будут приятны объятия, поцелуи и ласка.
Классик английской литературы Джозеф Конрад о
.
Один известный доктор Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенканесколько раз в день: ведь каждому малышу для выживания необходимо минимум 4 объятия в день, а для того, что бы ребенок хорошо себя чувствовал, его нужно обнимать не менее 8 раз в день.
Такие знаки проявления любви питают эмоционально растущий организм и помогают ему развиваться психически.
3. Скажите ребенку о том,что видите: «Какую красивую машину ты нарисовал!»
,
«Ты сама застегнула кофту!»Ребенок не нуждается в оценке, ему важно знать, что вы видите его старания, замечаете усилия, которые он прикладывает.
Сторонники такого подхода известные эксперты в области общения с детьми А. Фабер и Э. Мазлиш рекомендуют так хвалить ребенка за положительные поступки. Тем самым, вы не только выскажете слова одобрения детскому поступку, вы заглянете в его суть, а также покажете, что уважаете старания ребенка.
4. Спросите ребенка о его работе: «Тебе нравится твой рисунок?»
,
«Что было самым сложным?»
,
«Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?»
Своими вопросами вы подтолкнете
ребенка на размышления о своих трудах и научите самостоятельно оценивать свои результаты.
5. Выражайте похвалу через призму своих чувств
Сравните две фразы «Отлично нарисовано!»
и
«Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!»
Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе
ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились.
6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия
Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто»
, вместо
«Какой ты у меня чистюля!»
7. Хвалите усилие, а не результат
Отмечайте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!» или «Как аккуратно ты написал эти буквы, я думаю, что ты очень постарался!»
. Так вы покажете
ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым, аккуратным и т. д. не так просто.
К тому же, в нашей жизни не всегда получается достигать во всем высших результатов, например, не всегда получается быть отличником. Если хвалить только за пятерки — т. е. за результат, а не за сам процесс, т. е. за старания, — то часто дети бросают занятия, в которых не могут быстро добиться успехов.
8. Хвалите словами, отражающими ваши ценности, так вы научите ребенка ценностям, важным для вас. Если стараетесь воспитать в сыне качество ответственность,о.
9. Избегайте использовать в похвале слова в превосходной степени.Например: «лучший», «самый» и т. д., так обязательно в окружении ребенка найдется тот, кто лучше танцует или кто составил самый интересный рассказ, ребенок это заметит и почувствует фальшь в ваших словах. Просто скажите, что вы гордитесь его успехами и замечаете его старания.
10. Хвалите словами, которые ваш ребенок понимает. Слова похвалы «Иллюстрация к рассказу просто шедевральна!»
замените
«Рисунок у тебя получился красочным!»
.
11. Четко выражайте свою мысль, чтобы ребенку легко было сделать вывод о том, кто он и какой он
Составляющие похвалы — это 1) наши слова и 2) выводы детей. Когда мы хотим похвалить ребенка, нужно максимально четко высказать положительную оценку поступка, совершенного им, постараться так выразить свою мысль, чтобы ребенку легко было сделать вывод о том, кто он и какой он. Вот некоторые примеры правильной похвалы.
Правильная похвала Неправильная похвала
Ситуация №1 Ребенок помог папе намыть машину.
1. «Спасибо, сынок, ты здорово вымыл машину — смотри, как сверкает!»
1.
«Ты просто молодец»
Вывод ребенка: «Я поработал на совесть, папа оценил мое старание»
Вывод
ребенка: вывод делать не из чего!
Ситуация № 2 Ребенок нарисовал картинку и показывает ее родителю.
2. Твой рисунок такой красочный — особенно крылья бабочки». 2. «Неплохо нарисовано для твоего возраста…»
Вывод ребенка: «Я умею рисовать бабочек — как это здорово!»
Вывод
ребенка: «Я не дотянул до некого идеала, можно и лучше»
.
Ситуация № 3 Дочка намыла посуду.
3. «Спасибо, доченька, всю посуду помыла, порядок теперь в кухне»
. 3.
«Так даже мама не сможет вымыть тарелки!»
Вывод ребенка: «Я — умница, помогла маме, теперь она может отдохнуть»
. Вывод
ребенка: «Мама преувеличивает, наверно, не хочет меня расстраивать»
12. Порадуйтесь за ребенка. Известная семья Никитиных считает, что специально хвалить ребенка не надо: если ребенок совершил хороший поступок – нужно порадоваться за него. «Я рада, когда…»
, Я чувствую себя счастливым, если ты…» или просто улыбнитесь, похлопайте в ладоши.Каждый может проверить это на себе: если за вас радуется кто-то, вы приобретаете уверенность в себе, готовы
«горы свернуть»
. В то же время испытываете чувство благодарности и признательности к тому, кто искренне рад вашим успехам. Эти чувства роднят людей, делают их ближе.
13. Используйте Я-сообщения в похвале.
Есть «Я-сообщения»
и
«Ты-сообщения»
в
похвале. Например, Ты-сообщения –могут звучать так: «Ты такой молодец!»
,
«Ты умница, ты так старался!»
.Я-сообщения:
«Я тобой так горжусь!»
,
«Я восхищена!»
,
«Я так рада!»
.
Ты-сообщения дети воспринимают как констатацию факта: «Я сделал это хорошо!»
Это, конечно, приятно. Но Я-сообщения несут большую эмоциональную ценность для
ребенка, чем Ты-сообщения, во много раз! Если вы выражаете похвалу через призму своих чувств («Мне очень нравится, как ты нарисовал этот рисунок!»
, то
ребенокэто воспринимает так: мои родители видят, что я делаю это хорошо, и это для них значимо.
Если вы говорите малышу: «Я рада, что ты дал поиграть товарищу со своей любимой машинкой»
, то это звучит гораздо точнее, чем фраза
«Ты очень щедрый»
. После таких слов
ребенок и дальше захочет делиться своими игрушками, ведь его за это уважает мама.
14. Будьте искренны, хваля ребенка.
Будьте искренними и честными. Не преувеличивайте. Не льстите. Лесть выглядит в глазах ребенка дешево и фальшиво. Очень скоро малыш раскроет вашу неискренность, и тогда начнет относиться с подозрением к любому одобрению с вашей стороны.
15. Будьте конкретны, поощряя ребенка.
Посылать лишь общие комментарии «хорошо»
,
«здорово»
,
«прекрасно»
легко. Использовать конкретные описания немного труднее, потому что вам придется глубже вникнуть в то, чем
ребенок занят и достаточно ли хорошо он справляется с тем, чем занят. Но это стоит усилий. Описание делает похвалу искренней и неподдельной.
16. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми
Хвалите ребенка за его усилия, но не за то, что он лучше, чем любой другой ребенок. Не сравнивайте его с другими детьми. У каждого ребенка свои таланты. Каждый ребенок уникален. Поощряйте детей к развитию их собственной индивидуальности.
17. Не смешивайте похвалу и критику.
Если вы хвалите ребенка, а затем начинаете критиковать его, объясняя, что он мог бы сделать это лучше, тем самым вы заставляете его думать, что он не был достаточно хорош. Говоря «Ты хорошо рассказал стихотворение, но нужно добавить выразительности»
, вы смешиваете
похвалу и критику. Ребенок забудет похвалу, однако критику он будет помнить.
18. Хвалите ребенка публично
Всем нравится, когда их хвалят прилюдно. Таким образом, одобряйте и поощряйте ребенка в присутствии окружающих. Дайте детям возможность услышать, как положительно вы отзываетесь о них.
19. Не тяните предыдущих ошибок из прошлого
Никогда не связывайте похвалу с любым предыдущим неприятным событием. Например, если вы говорите «Я думал, что ты сделаешь это так же плохо, как и в прошлый раз, но ты справился». Несмотря на то, что вы попытались похвалить ребенка за нынешние достижения, вы связали их с предыдущей неудачей. Напоминание о предыдущей ошибке может внести беспорядок и разброд в мыслях детей.
20. Не спешите
Если вы спешите, лишь бы побыстрее похвалить ребенка, он начинает подозревать вас в неискренности и думает, что вы делаете это машинально. Он начнет игнорировать ваши похвалы и, даже если вы будете искренны, в следующий раз он не обратит на них должного внимания.
Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов «молодец»
,
«хорошо»
,
«отлично»
. Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия
ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции. Но все же есть один из самых разумных доводов в пользу того, чтобы расширить диапазон способов похвалить ребенка – это возможность лишний раз сказать ему о своих чувствах, научить ребенка размышлять о себе, вселить уверенность в своих силах и т. д.
И нет надобности объяснять, что слово «молодец»
не способно заменить слова
«люблю»
,
«понимаю»
,
«радуюсь»
,
«вижу»
.
Как правильно хвалить ребенка: рекомендации психолога
Основная задача похвалы — научить ребенка адекватно оценивать свои действия, анализировать их правильность. В обязательном порядке хвалите не только конечный результат, но и сам процесс.
Как правильно хвалить ребенка, рекомендации психолога:
- Для детей вполне нормально сегодня получить хорошую оценку, а завтра немного полениться. Это связано с неустойчивостью нервной системы и психики. Соответственно хвалить ребенка необходимо не только за хорошие оценки и определенные достижения, но и сам процесс.
- Малыш должен быть уверен, что он поступил правильно, независимо от того, какой будет результат. Главная задача родителей — донести малышу, что он движется в правильном направлении, и конечный результат — не самое главное.
- Ни в коем случае нельзя после определенных достижений и хороших оценок приобретать ребенку игрушки в качестве поощрения. Иначе вся его работа будет сведена к своеобразному ожиданию оплаты.
- То есть без покупки игрушки или карманных денег, ребенок не захочет ничего делать. Именно поэтому основная задача родителей — донести, что есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять, они не нуждаются в похвале. Конечно, ни в коем случае нельзя исключительно наказывать ребенка и избегать похвалы, считая ее ненужной. Дети — не заключенные, поэтому ни в коем случае их нельзя постоянно наказывать и указывать на ошибки, без последующей похвалы за хорошие достижения.
Игры
На что похвала влияет
- Похвала помогает ребенку в многих ситуациях по жизни. С помощью правильной похвалы:
- Малыш понимает, что можно, а что нельзя;
- Формируется его самооценка. Он понимает, что вот «в этом я молодец».
- Ребенок чувствует свою значимость и, если не перебарщивать, он будет доволен собой только по делу.
- Формируется самомотивация.
Нельзя перебарщивать с похвалой, это может, и правда, привести к завышенной самооценке. Вот почему так важно уметь хвалить ребенка. Но и постоянная ругань, критика влияет на ребенка худшим образом. Ребенок начинает думать о себе плохо, что он неудачник. И ему не хочется стремиться к чему-либо. Вот почему так важно правильно хвалить ребенка.
Как хвалить детей дошкольников?
Проще дела обстоят с малышами, то есть с детьми дошкольного возраста. Похвала в данном случае должна быть эмоциональной, и подкрепляться объятиями и поцелуями.
Как хвалить детей дошкольников:
- То есть ребенок должен понимать, что он делает хорошо, и похвала должна у него ассоциироваться с искренностью, радостью и вызывать приятные эмоции. Таким образом, в следующий раз, выполняя конкретные действия, ребенок будет ожидать радостных эмоций и похвалы.
- Это вполне нормально, такого рода проявления эмоций стимулируют развитие детей, их стремление к какой-то работе. Конечно, очень сложно ребенка приучить к сложной домашней работе, поэтому необходимо начинать с малого.
- Если малыш не любит собирать за собой игрушки, но с удовольствием помогает маме по дому, необходимо включить их в домашнюю работу. То есть таким образом родитель просто маскирует определенные действия, стимулируя их выполнение.
Малышка
Хвалите процесс, а не личность
Исследователь Кэрол Двек обнаружил, что то, как родители хвалят ребенка, может повлиять на его способ мышления, методы решения проблем, упорство и академические успехи.
Двек выделил два конкретных мыслительных подхода: фиксация и рост.
Дети с фиксированным способом мышления
Такие малыши полагают, что такие качества, как интеллект, характер и творческие способности являются врожденными и неизменными.
Другими словами, независимо от того, сколько они изучат и сколько усилий приложат, они все равно остаются с тем раскладом, который получили при рождении.
Поскольку дети с фиксированным мышлением уверены, что их потенциал ограничен, они избегают задач, которые бросают вызов их способностям.
Дети с мышлением роста
Эти детки считают, что мозг является некой “мышцей”, которая может расти и развиваться вследствие труда. Они полагают, что то, с чем они рождаются, является сырьем, с которым можно работать, отправной точкой.
В результате они бросают вызовы, решают новые задачи, неустанно проверяют свои способности и преуспевают.
Любопытный эксперимент как хвалить детей
Двек и его коллеги продемонстрировали разницу в мышлении с помощью одного эксперимента, в котором 4-летним детям было предложено работать над головоломками.
Им дали право выбирать: работать над простой задачей, которую они уже решали в прошлом, либо попробовать совершенно новую, более сложную головоломку.
Те малыши, у кого сформировался фиксированный тип мышления, решили взяться за простые и привычные головоломки, подтвердив тем самым свои существующие способности.
Дети с мышлением роста решили, что предложенный выбор был изначально странным – почему кто-то предлагает решить загадку заново, вместо того, чтобы предложить что-то новое?
Их выбор – проверить себя, заняться более сложными головоломками. В целом такие дети больше стремятся к тому, чтобы стать умнее, а не демонстрировать, насколько они умны сейчас.
Как развивать мышление роста у ребенка через похвалу?
Похвала ребенку должна быть контекстуальной. То есть вместо того, чтобы хвалить личность (например, “ты воспитанный”), попробуйте хвалить процесс. У вас есть три варианта, как это сделать.
- 1. Хвалите стратегию
Например, “ты нашел отличный способ это сделать”.
- 2. Хвалите со спецификой
Например, “ты, кажется, действительно понимаешь квадратные уравнения”.
- 3. Хвалите усилия
Например, ”я вижу, что ты упорно тренировался”.
Как правильно хвалить девочку?
У мальчиков и девочек очень разная психика, поэтому и похвала должна отличаться. Девочку в отличие от мальчика, необходимо воспитывать при постоянной безусловной похвале.
Как правильно хвалить девочку:
- То есть это должно звучать примерно так: ты моя принцесса, ты самая красивая, лучшая. Только в таком случае девочка вырастет с высокой самооценкой, будет уверена в том, что она красивая, независимо от особенностей внешности.
- Даже если ребенок не очень красивый, с полноватой фигурой, ни в коем случае нельзя снижать его самооценку. В таком случае девочка вырастет со сниженной самооценкой, возникает масса неприятностей во взрослой жизни.
- Девочке наоборот, не нужно говорить, что ты очень хорошо вышиваешь, или соблюдаешь чистоту. Лучше всего сказать, что она молодец, и в комнате очень чисто. Похвалите девочку и укажите, что она хорошая хозяйка. Основные различия в том, что похвала мальчиков должна быть конкретная, за определенное действие, а девочек общая.
Малыши
Как правильно хвалить мальчиков?
С мальчиками ситуация отличается с точностью до наоборот, из-за особенностей психики. В основном у мальчишек все связано с действием. Они мало думают и быстро осуществляют какие-то действия. Соответственно в случае с мальчиком похвала должна быть не самого ребенка, а конкретного действия.
Как правильно хвалить мальчиков:
- Например: ты у меня молодец, потому что смог справиться со шнурками; я очень рада, что ты помог мне донести тяжелые пакеты домой, так поступают настоящие мужчины.
- Или так: ты гораздо лучше справляешься с домашним заданием, видно, что взрослеешь и растешь.
- Соответственно мальчиков не нужно хвалить “Ты самый лучший или молодец”. Обязательно в случае с сыном конкретизируйте похвалу, и укажите, за что вы его хвалите.
Дети
Полезная памятка для родителей
- Хорошей оценки могут заслуживать только действительно значимые поступки и результаты.
- Если ребенок очень старается в каком-то деле, его обязательно нужно похвалить за усилия, которые он прикладывает.
- Нужно объяснять ребенку, почему его хвалят и за какой именно поступок, чтобы он знал, какие чувства испытывают окружающие от его действий.
- Хвалить надо всегда искренне. Дети чувствуют, когда в речи взрослых есть какие-то сомнения, и сами могут начать сомневаться, что они все делают правильно.
Не стоит бояться перехвалить ребенка, если он действительно старается. Такая похвала послужит ему стимулом для дальнейших хороших поступков. А если они будут оставаться без внимания, то интерес ребенка к положительным делам может пропасть.
Как хвалить ребенка, наказывать ли ребенка?
Существует масса вопросов относительно того, как правильно хвалить и наказывать ребенка. Как указывалось выше, родители склонны перехватывать, или наоборот, чрезмерно сильно наказывать ребенка.
Как хвалить ребенка, наказывать ли ребенка:
- Именно поэтому необходимо знать меру. Наказывать ребенка нужно, но ни в коем случае не стоит для этого использовать физическую силу, или одиночество. Не нужно ставить ребенка в угол, наказывать его, необходимо попытаться связать основное действие с последствиями.
- Например, если ты сломал сегодня игрушку, то на этой неделе не получишь вкусностей, или каких-то поощрений. Ребенок должен согласиться с этим.
- Основная задача родителей — привить ребенку, что плохой поступок будет связан с конкретным последствием, за которое ответственен сам малыш. Это своего рода способ привить ответственность за свои действия.
- Необходимо рассказать ребенку о последствии его неправильных действий. То есть, если ты сейчас сломаешь игрушки, то в течение недели не получишь карманных денег или поощрения в виде прогулки в детском центре, развлечение на каруселях.
Похвала
Слова хвалить детей
Ребенок четко должен понимать, что в случае осуществления действия, он вынужден будет за него отвечать. Таким образом, когда ребенок не хочет делать уроки, необходимо сказать, что если он сейчас не выполнит домашнее задание, то завтра получит двойку, а в последствии не сможет стать космонавтом. Конечно, такое объяснение является очень примитивным, но лишь для того, чтобы родители поняли, как необходимо указывать ребенку на ошибку, наказывать его. Нынешние родители согласятся, что наказание просто необходимо.
Однако если вспомнить свое детство, и ощутить снова те эмоции, которые испытывали во время наказания, то понятно, что ничего кроме злости, разочарование и отчаяние мы не ощущали. Соответственно наказание было неправильным. Поэтому нет необходимости ставить ребенка в угол, и тем более наказывать его с применением грубой физической силы, бить или хлестать ремнем. У ребенка кроме горечи, злости, не будет никаких эмоций. Другое дело, если вы сможете сдержать свое обещание и не дать малышу игрушку. Покажите, что не приобретете долгожданную игру малышу, если он так обращается со своими вещами. Это прививает малышу бережливость и учить знать цену деньгам. Ниже, в таблице слова хвалить детей.
Слова похвалы
Много интересного можно найти на нашем сайте:
Бессонница у взрослых, пожилых, детей, подростков
Психология: обида на отца, мужчин и женские заболевания
Как быть, если ребенок подросток стал воровать? Как отучить ребенка воровать
Родители очень часто много требуют от своих детей, забывая о похвале, требуя от него исключительно хороших оценок. Ребенок не в силе постоянно держать высокую планку, выполняя сложные домашние задания.