Матрица Эйзенхауэра — метод эффективной организации времени, помогающий добиваться быстрых и значительных результатов и всегда все успевать.
Время не купишь за деньги, а так хотелось бы овладеть секретами бытия и прибавить к суткам еще хотя бы час. Все просто: планирование – ваш идеальный помощник на пути к благополучию. Именно планирование поможет выйти из постоянного состояния цейтнота и избегать раздражительности и разочарования.
Матрица Эйзенхауэра помогает добиться большего и решает важные задачи планирования. Состояние выжатого лимона – это стандартное состояние большинства людей в конце рабочего дня. Ситуацию можно изменить с разворотом на 180 градусов.
Впервые серьезным поиском решения задачи эффективного распределения времени занялся выдающийся политик, а в прошлом талантливый военный, 34 президент Соединенных Штатов – Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Все больше людей предпочитают использовать матрицу Эйзенхауэра для достижения эффективности в делах.
Создатель метода Эйзенхауэра
Родился Дуайт Дэвид Эйзенхауэр в 1890 году в обычной семье. В 1909 году окончил школу, затем 4 года учебы в военной академии. С особым пристрастием Эйзенхауэр изучал биографию Линкольна и великих мира сего. Родители во всем поддерживали сына. Поддержка близких в юности положительно скажется на карьере Эйзенхауэра в будущем.
Отставка 1948 года не стала окончанием активной деятельности. После Эйзенхауэр становится ректором Колумбийского института, а в начале 1953 года занимает пост президента США — на этот пост потом его избирали неоднократно. Перед политиком встает вопрос эффективного управления временем, и Эйзенхауэр решает его.
Матрица Эйзенхауэра как метод организации времени
Сейчас мы четко понимаем, что тайм-менеджмент – это инструмент, который помогает эффективно планировать задачи и управлять временем, сохраняя при этом энергию. В 50-х годах прошлого столетия Эйзенхауэр не знал этого.
Была создана матрица Эйзенхауэра, которая помогала решать срочные и важные задачи. Ее не рекомендуют использовать при долгосрочном планировании, но при ежедневной постановке целей этому методу нет равных. Элементарность использования делает пирамиду Эйзенхауэра доступной для всех людей.
Увеличьте продуктивность работы и оптимизируйте затраты, применив принцип Эйзенхауэра на практике. Помогите себе избавиться от вечных беспокойств и переживаний.
Используйте матрицу Эйзенхауэра как инструмент расстановки приоритетов. Визуально – это 4 квадранта, в каждом из которых отмечаются задачи на текущий день. Главное — точно разграничить их по степени срочности и важности.
Условно эти квадранты делятся на:
- Квадрант А (важно и срочно);
- Квадрант B (важно и не срочно);
- Квадрант С (не важно и срочно);
- Квадрант D (не срочно и не важно).
«Такая простая задача — всего лишь вписать задачи в квадранты?», — подумаете вы. Этот метод действительно прост, но как в любом деле нужна тренировка, чтобы отточить мастерство.
Квадранты Кови: матрица структуры дел
Расстановка приоритетов по матрице Эйзенхауэра подразумевает градирование всех дел и задач на 4 блока по их важности и срочности выполнения:
- важное/срочное;
- важное/несрочное;
- неважное/срочное;
- неважное/несрочное.
Если сделать предварительно выгрузку дел – выписать все ближайшие и далекие дела в один список, то можно легко заполнить любой квадрат Стивена Кови. Достаточно оценить значимость и срочность всех имеющихся задач.
Как делить задачи по матрице Эйзенхауэра?
- Блок А – Важное/Срочное. Это дела-пожары, требующие незамедлительного решения. Это отчет, который нужно было сдать начальнику вчера. Подготовка к контрольной, которая начнется через час. Больной зуб, нуждающийся в лечении.
- Блок B – Важное/Несрочное. Сюда обычно попадают стратегические задачи. Их нужно и важно делать, но заниматься этим необязательно сегодня. В качестве примера можно использовать выполнение плана по заполнению сайта, изучение иностранного языка, пробежка по утрам.
- Блок С – Неважное/Срочное. Этому квадранту матрицы Эйзенхауэра соответствуют все популярные хронофаги: звонки с просьбами что-то сделать; статья, которую посоветовали прочитать, поиск псевдоважных вещей и решение псевдоважных задач. То есть мы-то считаем, что решаемые задачи важны, но на деле их можно легко отложить или даже делегировать.
- Блок D – Неважное/Несрочное. Список в этом квадранте может быть очень большим, но чаще всего это «развлекательно-увлекательные» дела.
Характеристика квадрантов
Для того, чтобы вы поняли, как вписать задачи в квадранты, ниже представлено подробное разъяснение для каждого из них.
Квадрант А (важно и срочно)
Если этот квадрант имеет 2 и более пунктов ежедневно, обратите внимание на самодисциплину. Идеально, когда записи в этом секторе отсутствуют. Это говорит об организованности человека и активной жизненной позиции. В случае лени и извечного откладывания «на завтра» квадрант А будет заполнен всегда.
Как правильно распределить задачи в таблице
Выберем основное из вышеперечисленного для удобства использования метода Эйзенхауэра. Распределяйте задачи в таблице согласно 4 квадрантам:
- Первостепенные важные и срочные дела, которые следует выполнить безотлагательно.
- Важные, но не срочные задачи, которые следует выполнить при первой возможности. Они имеют большое влияние на конечную цель, но не «горят».
- Не важные и срочное задачи, которые с малой вероятностью могут повлиять на положительный исход чего-либо.
- Не важные и не срочные дела мы позволяем себе тогда, когда хотим расслабиться и отвлечься.
Вы станете мастером, когда в списке срочных и важных задач квадранта А будет стоять прочерк. Спешка угнетает, не дает перевести дух, и качество выполненной задачи зачастую оставляет желать лучшего. Не спешите огорчаться, если первое время в квадранте А список дел будет больше, чем в остальных квадрантах. Вы не первый, кто учится на своих ошибках. Учитывая опыт, в дальнейшем вы сумеете справиться с трудностями и довести заполнение таблицы Эйзенхауэра до автоматизма.
Как применить матрицу Эйзенхауэра на практике
Пришел черед воплощать полученные знания. Вы знаете достаточно, чтобы начать использовать метод планирования Эйзенхауэра в жизни.
Придерживайтесь несложных правил, чтобы избежать частых ошибок новичков:
- Лучше наметить список задач с вечера. Сразу решите, чем именно Вам удобнее пользоваться. Это может быть блокнот, планшет или матрица Эйзенхауэра в excel в телефоне. Даже обычный лист формата А4 подойдет. Главное, чтобы данные всегда были под рукой.
- Пока вы новичок, список всех дел пишите на отдельном листе и только потом вносите в таблицу Эйзенхауэра. Позже вы сможете пропускать этот пункт и сразу классифицировать задачи по важности и нужности.
- Прочитайте перечень задач внимательно, при этом задавая себе вопрос о срочности.
При классификации дел по шкале Эйзенхауэра спрашивайте себя:
- Лежит ли данная задача в сфере приоритетных для меня ценностей? Если ответ положительный, значит это важно, если отрицательный – не важно.
- Ожидают ли меня негативные последствия, если я не выполню эту задачу? Этот вопрос также определит степень важности.
- Степень срочности определяется продолжительностью актуальности задачи. Если завтра выполнить задачу невозможно, значит срочность первостепенная.
Обязательно оставляйте свободное место в списке дел, если составили его на бумаге. Вы можете его дополнять. В список задач на следующий день нужно переносить задачи, незавершённые сегодня. Если вы внимательно читали статью, то понимаете, что незавершенные дела будут ежедневно присутствовать в таблице Эйзенхауэра.
Советы по использованию матрицы
Используйте цвета для обозначения квадратов. Это поможет вам быстро ориентироваться в задачах и расставлять приоритеты.
Разделяйте личные и профессиональные задачи. Так вы избежите захламления матрицы и сможете определиться, в какой последовательности всё делать.
Ограничивайте количество задач на квадрат. Так вы избавитесь от лишней нагрузки. 5–6 пунктов на квадрат — более, чем достаточно.
Планируйте с вечера. Утром вам будет сложнее вспомнить, что было сделано, а что нет. К тому же, у вас будет больше времени на завтрак и сборы на работу.
Практикуйте технику «помидора». Ставьте таймер на 25 минут и старайтесь не отвлекаться во время сессии, после отдохните 3–5 минут и возвращайтесь к работе. После каждого четвёртого «помидора» делайте длинный перерыв (15–30 минут).
Пользуйтесь приложениями для планирования. Подготовили список лучших приложений, которые наладят как личную, так и командную работу.
При каких условиях вам будет полезна матрица Эйзенхауэра
Матрица помогает в планировании сложных и важных задач. Поймите принцип работы метода и применяйте его в краткосрочном планировании.
Смело применяйте таблицу Эйзенхауэра в жизни, если:
- сложно определить первостепенную задачу, сложно понять с чего начать;
- честны с самим собой и правдиво отвечаете на заданные вопросы при планировании;
- хотите оптимизировать временные затраты;
- знаете, что способны на большее, но не понимаете, как достичь лучшего результата;
- прекращаете откладывать дела «на завтра».
Для того, чтобы добиться результата, мало изучить матрицу Эйзенхауэра. Только применяя эти знания на практике, вы увидите эффект.
Высокоэффективный тайм-менеджмент по матрице Эйзенхауэра
Если посмотреть на структуру каждого блока непредвзято, то видны особенности каждого квадрат:
- Квадрат A – постоянный цейтнот, «пожар», нервы и реактивный ритм жизни.
- Квадрат B – решение стратегических задач, проактивность, работа на результат и успех.
- Квадрат C – хронофаги в их разных вариантах.
- Квадрат D – прокрастинация.
То есть при определении приоритетов с помощью матрицы Эйзенхауэра внимания заслуживают только дела второго блока. А по факту занимаемся мы задачами «срочных» квадратов», тратя нервы и отвлекаясь на ненужные факторы.
Что делать с этими знаниями?
Все очень просто. Планирование времени в соответствии с матрицей Эйзенхауэра подразумевает проактивный подход и применение лучших инструментов тайм-менеджмента.
Использовать можно:
- Метод АБВГД.
- Стратегическую картонку.
- Дерево целей.
- Пирамиду Франклина.
- Метод «поедания лягушки».
Практически все из них в той или иной степени позволят грамотно распределить квадраты времени Стивена Кови в повседневной жизни и отказаться от ненужных и бессмысленных занятий.
Возможно, вы и так неплохо управляете своим временем
Что если вы не нуждаетесь в методах Эйзенхауэра и прекрасно справляетесь с задачами без таблиц? Готовы определиться прямо сейчас?
Тогда ответьте честно на вопросы:
- Вы всегда составляете список задач?
- Вовремя отвечаете на письма?
- Вы уходите домой вовремя и работа на выходных – это не о Вас?
- Социальные сети и болтовня ни о чем не мешает выполнению важных задач?
- В конце дня у Вас нет раздражительности и ощущения того, что можно было бы сделать больше?
- Вы всегда уделяете должное внимание семье?
Задумайтесь, хотите ли вы изменить текущее положение дел или все оставить, как есть. Таблица Эйзенхауэра – Ваш помощник в планировании.
Первый квадрат: самые важные и срочные дела
В первом сегменте квадрата матрицы Эйзенхауэра следует записать самые важные дела, сделать которые необходимо безотлагательно. При правильном и постоянном использовании данной системы планирования этот список всегда должен быть пустым. Суть матрицы сводится к тому, чтобы успевать делать важные дела в положенные сроки и не допускать авралов. Разумеется, если вы только начинаете использовать данную систему планирования, 1-2 позиции в данной категории могут быть.
Какие же важные задачи могут быть достойны размещения в блоке «Что сделать необходимо безотлагательно»? Студент в данной категории может разместить сдачу экзамена, руководитель компании – встречу с партнерами по бизнесу, домохозяйка – вызов аварийной службы при проблемах с водопроводом. График оценки приоритетности дел должен охватывать все сферы вашей жизни. Семейные планы и дела, посещение врачей и стилистов, походы по магазинам – все это следует вписывать в матрицу Эйзенхауэра. К примеру, если у вас сильно заболел зуб, визит к дантисту может быть внесен в первый квадрат дневного плана (как важное дело, которое нельзя отложить).
Несколько попутных советов по организации и экономии времени
Используйте советы при внедрении в жизнь Метода Эйзенхауэра:
- Не перегружайте себя второстепенными делами.
- Держите рабочее место в чистоте и не тратьте время на поиски документов, приучите себя к порядку.
- Важные дела старайтесь выполнять в первой половине дня, а не вечером, когда активность идет на спад.
- Лучшее – враг хорошего. Относитесь к делу со всей серьезностью, но без фанатизма.
И последний совет. Выбирайте одно направление, в котором предпочитаете разбираться лучше всего. Невозможно знать все.