Главная
Детские страхи
Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.
Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.
Что такое детские страхи?
Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.
Не совершайте эти ошибки
Самая большая ошибка родителей – наказание за страх. Особенно этим «грешны» папы, которые либо стыдят детей, либо угрожают «Иди и сделай это, иначе я тебя накажу». Никогда не пытайтесь оставить ребенка один на один с его страхом: запереть в темной комнате, бросить в воду, посадить на высокую ветку. Такие экстремальные методы даже взрослых способны сломать!
Запрещены в борьбе с коммуникативными барьерами:
- Очная ставка один на один со страхом: «Иди, играй с детьми. А то сейчас уйдем домой!»
- Акцент на проблеме, прямое указание и негативное отношение к ней: «Ты так их боишься, что готов отказаться от прогулки!»
- Угрозы и наказания: «Я тебя накажу/лишу чего-то, если ты не пойдешь сейчас на площадку».
- Унижения и оскорбления за проявление опасения: «Ты такой жалкий, когда боишься. И было б чего!»
- Разрыв эмоциональной связи с ребенком одного или обоих родителей: «Ну и сиди один. Не хочу с тобой общаться. Трус!»
- Излишняя опека и неверные оценки ситуации со стороны матери или бабушек: «Тут какие-то злые дети. Пойдем-ка погуляем без них».
- Родительская невнимательность в 1–2 года может стать причиной развития выраженных расстройств аутичного спектра к 3–4 годам!
Причины возникновения детских страхов
Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.
Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:
- Гиперопека Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
- Недостаток внимания родителей Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
- Недостаток физической активности Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
- Агрессия матери по отношению к ребенку Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
- Нестабильная атмосфера в семье Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
- Наличие у ребенка психологических и психических расстройств Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.
Проблема опекающих родителей
Все хорошо в меру. В том числе и родительская забота и опека. В возрасте до года ребенок нуждается в обеспечении в основном физиологических потребностей, тактильном контакте и речевом взаимодействии.
А в 3 года малышу уже необходима самостоятельность, возможность собственного выбора (пусть даже мнимого). К пяти важно сформировать умение разбираться в людях на уровне сверстников, выявлять плохих и хороших. Не стоит делать за ребенка всю сложную психологическую работу – это лишь затормозит его развитие в личностном и социальном плане.
Когда все наоборот. У детей, лишенных даже необходимого внимания, реакции на сверстников могут быть ровно такими же. Встреча двух малышей начинается и тут же заканчивается панически распахнутыми глазами, криком и желанием убежать с площадки.
Приглашайте гостей, ходите к ним сами, позволяйте детям общаться, учите их сотрудничать. Не бойтесь инфекций там, где их не может быть. Дети нуждаются в жизненном опыте, полученном ими самими. Дошкольники еще не способны учиться на чужих ошибках!
Виды детских страхов
Принято выделять три вида страхов:
- Навязчивые страхи Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
- Бредовые страхи Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
- Сверхценные страхи Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».
Формируем навыки общения
Старайтесь избегать отрицающих конструкций. Убеждайте на своем опыте или приводите яркие примеры:
- Ты же знаешь, что Баба-яга в молодости была очень красивой? Просто сейчас она стала старенькая, мало ухаживает за собой, никто о ней не заботится, она живет одна и все время злится на весь мир. Поэтому и выглядит так страшно. Но на самом деле она очень несчастная (взываем к сочувствию)/задорная (покажите песенку из мультфильма «Летучий корабль»)/умная (прочитайте отрывок из сказки, где Яга дает советы путникам).
- А я в детстве тоже боялась других деток, и папа боялся.
Но мы же с папой подружились и стали семьей! А представляешь, если бы мы так и сидели, как буки, по разным углам? (эмоции, мимика и настроение родителей в таких диалогах – основная действующая сила).
Если страхи ребенка вписываются в возрастные нормы, а редкие проявления боязливости не нарушают покой и сон семьи, то родители вполне способны самостоятельно справиться с психолого-педагогической задачей:
- С младенцем проводите больше времени, не чуждаясь тактильного и эмоционального контакта.
- С младшим дошкольником разыгрывайте кукольные ситуации, в которых побеждает добро и умение вести диалог.
- Пятилетке прочтите сказки о дружбе и команде. Присядьте на лавочку в стороне и наблюдайте за игрой ровесников. Укажите, что вон тем деткам очень весело. А вот эти нашли что-то интересное и вместе изучают.
- Посетите групповые занятия детей с психологом (предварительно специалисты дадут консультацию и помогут подготовить малыша).
- Хвалите и мотивируйте к общению, но не заставляйте отдавать игрушки или целовать «недругов». Действуйте постепенно и радуйтесь вместе каждому новому шагу.
- В борьбе с негативным опытом прошлого постарайтесь превратить воспоминания о ситуации в нейтральное или смешное событие.
- Позвольте бояке общаться с ребятами помладше, которых он может чему-то научить и стать среди них лидером.
- Исключите тревожные мультфильмы, ужастики, мистические истории и пугание Бабаем.
- И поддерживайте, поддерживайте! Интересуйтесь, обсуждайте в позитивном ключе, сравнивайте вчерашние успехи с сегодняшними.
«Ты сегодня играл с детками больше чем вчера, тебе понравилось? А в какую игру вы играли?»
Возрастные детские страхи
Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.
- 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
- 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
- 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
- 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
- 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
- 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
- 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
- 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
- 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
- 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
- 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.
Почему дети боятся друг друга
В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.
По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?
Проведите диагностику
Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:
- На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
- От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
- От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
- В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.
В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.
Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет. Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:
- В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
- Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
- Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
- Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
- Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?
Патологии у ребенка и матери
Конечно, когда первые роды заканчиваются не счастливой выпиской и радостными моментами, а тем, что маму с новорожденным переводят в стационар, такое событие сложно забыть. И многим, кто уже пережил такое, страшно рожать второго ребенка. «Боюсь, что все снова повторится», — говорят отчаявшиеся женщины. Но изменить это можно, если поглубже разобраться в ситуации. Во-первых, одинаковых родов не бывает, и то, что при первых были определенные проблемы, еще не значит, что они повторятся.
Кроме того, не лишним будет посетить врача-акушера и выяснить, почему так произошло. Например, в процессе первых родов у женщины были множественные разрывы. Ее зашивали, и все это нанесло ей психоэмоциональную травму. Но важно выяснить, почему это произошло. Так, как правило, разрывы возникают при инфекциях женских половых органов (кокки, кандидоз). Кроме того, они могут возникнуть, если неправильно тужиться или же не слушать указания акушера в самый ответственный момент. Вместо того, чтобы бояться данной ситуации, ее необходимо осознать и сделать выводы. Возможно, следует более тщательно выбирать родильный дом и врача, который будет принимать роды.
Если же страхи связаны с заболеванием ребенка, тогда следует провести генетическую экспертизу. Такой анализ позволяет выявить аномалии и предотвратить их заранее.
Как победить страх детей?
Справиться с такой фобией, как боязнь детей можно самостоятельно или с помощью психолога-гипнолога. В первую очередь людям, страдающим педофобией, нужно успокоиться и трезво оценить ситуацию. Маленькие детишки — это совершенно безобидные существа, они не могут никому причинить вред, их нужно любить и оберегать.
Как побороть фобию:
- постараться вспомнить, что стало причиной страха;
- изменить своё отношение к деткам;
- каждый день по несколько минут смотреть на малышей, разговаривать с ними;
- думая о ребёнке, стараться не паниковать и сохранять самообладание;
- ежедневно несколько раз повторять фразу «я не боюсь детей»;
- научиться справляться со своими эмоциями с помощью аутотренинга или медитации.
Для того чтобы справиться с внутренними страхами, необходимо научиться правильно дышать. Дыхательная гимнастика улучшает состояние и настроение. Можно попробовать сделать глубокий вдох и медленный выдох и прислушаться к себе. Несколько таких упражнений успокоят нервы. Организм насытится кислородом, а самочувствие человека придёт в норму.
Негативные мысли могут держать в напряжении не только психику, но и тело. Для того чтобы успокоиться, рекомендуется сделать массаж, выполнить расслабляющие упражнения из йоги. Можно принять тёплую ванну или душ. Хорошо успокаивает нервы прогулка или занятия плаванием.
Что поможет нервной системе
Ваша тревожность берется из нарушения внутреннего баланса «тонус-релакс». Чем больше в вашей жизни нервного напряжения, тем сильнее нарастает тревожность. Если вы постоянно сильно тревожитесь, то это знак, что нервная система сильно страдает.
Эффективным оружием против тревожности и стрессов станут положительные эмоции. Вот, что может помочь вам их добыть и успокоить нервную систему:
- Спорт и прогулки – чрезмерно активные нагрузки не нужны. Если вы до родов были неспортивной, то начинайте с малого и постепенно наращивайте интенсивность упражнений. Оптимально выделять время 2-3 раза в неделю. Во время тренировок выделяется гормон эндорфин, спасающий от стресса.
- Прогулки – если чувствуете сильную усталость и не способны на спорт – просто гуляйте с ребенком каждый день. Лучше, если будете делать это в компании других мам.
- Отдых – отдыхайте при любой возможности. При повышенной тревожности имеются проблемы с засыпанием. К тому же постоянно просыпающийся ночью малыш не дает выспаться. Потому днем ложитесь вместе с ребенком. Не ждите, пока свалитесь от усталости! В течение суток вы должны «высыпать» минимум 8 часов.
- Поддержка – хорошо, если вы подружитесь с другими мамами. Обсуждая с ними свои сложности, будете видеть, что все трудности временны, а проблемы решаемы. Как нельзя лучше ваше состояние поймет не муж, а такие же женщины. Их опыт поможет пережить сложное время и находить силы на борьбу с тревожностью.
- Хобби – подыщите себе любимое занятие. Оно будет отвлекать вас от негативных эмоций и тревоги. Выращивайте цветы, вышивайте, пишите картины, вяжите – выбрать можно все, к чему лежит душа. Пока работаете руками, запасайте положительные эмоции от процесса, чтобы возвращаться к ним, когда начнет беспокоить тревога.
Как справиться
И, конечно, женщины, которые живут со страхом родить второго ребенка, хотели бы узнать, можно ли от него избавиться и как это сделать. Многое будет зависеть именно от причины, по которой возник блок. Но в любом случае избавиться от страха можно и нужно. И для начала напишите для себя на листочке все плюсы первой беременности и родов. Посмотрите на своего уже взрослого первенца и представьте рядом с ним еще одну кроху. Разве это не замечательно? Но, конечно, такие мысли хоть и способствуют тому, что женщина немного успокаивается, страх рожать второго ребенка все равно время от времени напоминает о себе. И для каждого психологического или физического блока есть свои секреты, которые помогут справиться с этой проблемой.
Готовность ко второму ребенку
Многим девушкам страшно рожать второго ребенка. Боясь не справиться, они задаются вопросом, можно ли как-то проверить готовность ко второму ребенку. Для этого в психологии также есть два фактора:
- Физический — здоровье мамы.
- Психологический – готовность к беременности и родам на подсознательном уровне.
И для того чтобы определить психологическую готовность, следует задать себе следующие вопросы:
- Нравится ли мне воспитывать детей?
- Хочу ли я, чтобы в доме было шумно и весело?
Если вы отвечаете на эти вопросы положительно, значит, готовы ко второму ребенку, а страхи, которые вас одолевают, можно развеять достаточно быстро.
Подводя итог, можно сказать, что вопрос: «Боюсь рожать второго ребенка. Что делать?» достаточно популярен в наше время. Многие женщины годами думают, как им поступить, и не находят решения. В любом случае принимать его должны именно вы. Не позволяйте другим людям навязывать вам свое мнение. Если вы чувствуете, что ни физически, ни морально не готовы ко второй беременности и родам, следует открыто сказать об этом супругу. Решение о пополнении в семье должно быть обоюдным, в противном случае счастлив будет только кто-то один, а другие будут страдать.
Решиться на второго ребенка не трудно, если отметить для себя все плюсы и минусы этого события и обратиться за поддержкой к родным и близким. Иногда полезно поговорить с родителями, у которых уже есть несколько детей. Узнайте, как они организовывают свой день, как успевают с малышами, и тогда вы точно поймете, готовы к новорожденному или нет.