Курсовая работа на тему » Выбор профессии у подростков»


.

Проблема профориентации усложняется с каждым годом, на рынке труда появляется множество новых профессий, но исчезает ряд привычных, существовавших десятки лет. Выбрать подходящую работу для подростков непросто, все зависит от его склонностей к разным видам деятельности, интересов, окружения, а также от многих других не менее важных факторов.

Определиться с выбором будущей профессии непросто для подросткового возраста

Как правильно подростку определиться с профессией, чтобы в будущем он смог достичь успеха в том, что ему нравится. А главное, как сделать так, чтобы через 5–10 лет этому человеку не пришлось ходить на нелюбимую работу изо дня в день и мечтать о другой профессии.

Профессиональная ориентация учащихся

Школьники в форме работников различных профессий

Профессиональная ориентация представляет собой целую систему разработанных экспертами мероприятий, которые направлены на облегчение выбора профессии для школьников. В процессе их подготовки обязательно учитываются особенности каждой личности и социально-экономическая ситуация в стране.

Профориентация в школе состоит из 3 основных компонентов:

  • Просвещение.Учащиеся и выпускники средних общеобразовательных школ узнают об актуальных профессиях и их особенностях, текущих кадровых потребностях, требованиях, предъявляемых работодателями, возможностях карьерного роста и саморазвития. Благодаря просветительным мероприятиям у подростков происходит формирование мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на анализе рынка труда, а также собственных психических и физиологических возможностей (склонностей и способностей).
  • Консультирование. Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии. Советы основываются на результатах, полученных в ходе предварительно проведенной профориентационной диагностики.
  • Психологическая поддержка. Применение методик, направленных на уменьшение психологической напряженности, появление оптимистического настроя и ощущения уверенности в будущем.

Профориентация подростков – один из важных факторов, влияющих на выбор ими профессии в будущем. Основная цель такой работы заключается в выработке у детей осознанного отношения к любому труду, а также в их профессиональном самоопределении с учетом личных возможностей, способностей и потребностей рынка труда.

Тесты и методики на профориентацию

Профориентационный тест — первое, что, как правило, приходит, когда родители задумываются о выборе профессии ребенка. Важно упомянуть об ограничениях. Большинство методик разрабатывались достаточно давно, поэтому формулировки их вопросов могут звучать довольно странно для современного подростка. Кроме того, в качестве возможных профессий методики предлагают далеко не актуальные сейчас, а то и откровенно устаревшие. Профессиональные сферы, на которые разделяют профессии тесты, очень условны, далеко не всегда соответствуют нынешним реалиям, особенно с учетом тенденции к междисциплинарности профессий. Тем не менее, профориентационные методики могут стать первым шагом для определения сферы будущей профессии.

Актуальность и задачи профориентации школьников

Работа с профессиональным самоопределением в школьном возрасте предполагает обязательный учет уровня интеллектуального и психологического развития ребенка. Естественно, он будет разным в начальных, средних и старших классах.

Наверное, многие наблюдали, что примерно в 10-12 лет у детей часто меняются интересы. Например, сегодня подросток записывается на кружок по фотографии. Родители покупают ему фотоаппарат и все, что нужно для съемки, а на следующий день он напрочь забывает о своем желании снимать и просит набор для занятия робототехникой. Поэтому в таком возрасте серьезно обсуждать профессии рановато (хотя могут быть исключения). Формирование устойчивых интересов происходит ориентировочно в 8-11 классах.

Таким образом, полноценную профессиональную ориентацию школьников можно проводить с 13-летнего возраста. Конечно, каждый учащийся индивидуален. Некоторые уже в 10 лет твердо знают, чего хотят, и даже составили план как минимум на десятилетие вперед. А кто-то не может дать внятного ответа на вопрос об интересах и увлечениях в 17. Нельзя сказать, что во втором случае мы имеем дело с инфантильностью – у каждого свой темп развития. Ругать за это не стоит, а вот помочь с самоопределением в этот период как раз очень важно и нужно.

Рассмотрим, как вести профориентационную работу с детьми в начальной школе, средних и старших классах.

1-4 классы

У младшеклассников практически вся деятельность проходит в форме игр. Дети играют, например, в учителей, врачей, полицейских, водителей, примеряя на себя взрослые роли. Так они учатся ценить труд и осознают его значение для общества, а классный руководитель помогает им в этом посредством мероприятий учебно-познавательного и исследовательского характера. В этом возрасте познания учащихся о современных профессиях небогаты. Они знают лишь то, что услышали от своих родителей и близких родственников.

Основная задача ранней профориентации для детей – определить сферу интересов ребенка и наполнить ее новой информацией о различных видах деятельности. Крайне важно сформировать у школьника на этом этапе полноценное представление о разнообразии профессий, которые сегодня существуют. Это даст ему возможность избежать ряда ошибок при построении планов на будущее в старших классах.

5-7 классы

В этом возрасте четко прослеживается выраженное ассоциирование понравившейся профессии с одним или несколькими учебными предметами. Школьники высказывают предпочтения и пожелания при выборе досуга (кружки, секции, хобби), интересуются, чем занимаются их родители на работе. Многих подростков в данный период привлекают модные направления, но в этом кроется опасность. Ведь тренды, как правило, изменчивы и краткосрочны, поэтому не годятся в качестве цели на будущее.

Профессиональная ориентация для учащихся 5-7 классов помогает им сконцентрироваться на индивидуальных способностях и навыках, а также более подробно рассматривает заинтересовавшие их виды деятельности. Главная цель профориентации школьников на данном этапе – поиск профессии, в которой будут по максимуму раскрыты лучшие личные качества и самые сильные стороны ребенка.

8-9 классы

В 14-15 лет интерес к профессиям конкретизируется и становится гораздо осознаннее. Помимо учебы, на этом этапе подростки более активно занимаются с репетиторами, записываются на обучающие курсы, просматривают вузовские программы. Выбор направления, как правило, основывается на склонностях школьника и особенностях его характера.

Профессиональное самоопределение учащихся в 8-9 классах помогает найти ответы на вопросы «Что мне нужно?», «Что это за работа?», «Что если я выберу не тот вуз?». Результат грамотно проводимой профориентации в этом возрасте – подготовленность к выбору вида деятельности в будущем, умение составлять план получения желаемой профессии.

10-11 классы

К сожалению, сегодня многие выпускники сдают ЕГЭ, еще не зная, кем они хотят стать. На этом этапе профориентационная работа особенно важна, так как она способна сориентировать подростка на принятие правильного решения. Если пренебречь ею, учащийся рискует неудачно выбрать среднее техническое или высшее учебное заведение, получить неактуальную или неподходящую профессию и как результат – проблемы с трудоустройством.

Школьников в 10-11 классах учат самостоятельности в развитии, а также оценивают уровень их готовности к выбранному виду деятельности. Выпускники начинают активно реализовывать поставленные перед собой цели: выбирают обучающие курсы, вносят коррективы в собственные профессиональные планы.

Профориентация старшеклассников дает возможность снизить уровень стресса, обусловленного приближающимся поступлением, избавиться от сомнений при выборе предметов для ЕГЭ и направления обучения. Кроме того, она помогает грамотно спланировать свое профессиональное будущее.

Особенности подростковой профориентации

Выбор должен быть:

  1. Осознанным. Подросток должен сам понимать, чем он хочет заниматься. Поступить на одну специальность заодно с подругой, учится потому что модно, или «они хорошо зарабатывают» – внешние факторы. Должны быть другие причины, внутренние, почему он хочет заниматься тем или иным делом, и их необходимо определить.
  2. Его собственным. Ни мамина мечта, ни традиции семьи отца, в которой все мужчины становятся хирургами, не должны стать основным мотивом при принятии решения. Ваши мечты и планы –ваши, дайте подростку свободу, ведь он определит всю его последующую жизнь.
  3. Основанным на его интересах, способностях и навыках. То, что ваш ребенок хорошо рисует не значит то, что ему нужно учиться на архитектора. Это может быть хобби. Вдруг он талантливый физик, но сам еще этого не понял? Необходимо проводить более глубокие профориентационные исследования, а не принимать поверхностные решения.

Профориентация старшеклассников по ФГОС

Программа по профориентации в школе по ФГОС, которая разъясняет цели, задачи и методы профессионального самоопределения школьников, ориентирована в основном на достижение личностных результатов:

  • взвешенный выбор профессии и возможностей осуществить свои планы касательно трудоустройства;
  • сформированное отношение к будущей работе как к возможности решать личные, общественные, государственные и даже мировые проблемы.

Учитель реализовывает эту программу в процессе преподавания (в рамках конкретного предмета или в ходе внеклассных бесед):

  • дает максимально полную информацию, которая может оказаться полезной ученику при выборе профессии;
  • предоставляет возможность попрактиковаться в профессиональной деятельности с опорой на знания, полученные по предмету;
  • создает условия для разработки индивидуальных проектов и помогает в воплощении уже завершенных.

В 2020 году и «Агентство стратегических инициатив» презентовали веб-продукт «Атлас новых профессий» – отличный инструмент для профессионального самоопределения старшеклассников. Он дает понимание, как багаж знаний, обретенный в ходе изучения какого-либо предмета, можно применить в будущем, в каких сферах деятельности он останется актуальным, а также позволяет отслеживать появление новых профессий. В качестве примера возьмем область медицины. Уже сейчас или в ближайшие несколько лет стране потребуются IT-медики, архитекторы медицинского оборудования, сетевые врачи, генетические консультанты, клинические биоинформатики, медицинские маркетологи, проектанты жизнедеятельности медицинских учреждений, консультанты по здоровому старению, молекулярные диетологи, разработчики бионических имплантов и киберпротезов, биоэтики, операторы медицинской робототехники.

Большинство новых профессий предполагают наличие знаний сразу в нескольких направлениях. Поэтому педагогу, внедряющему школьную программу по профориентации, надо не только хорошо владеть своим предметом, но и неплохо разбираться в смежных.

Готовность подростка к профессиональному самоопределению

Выбор профессии предполагает серьезный интеллектуальный труд и активные поиски. Эксперты в области профориентации оперируют понятием готовности к профессиональному самоопределению. Она выражается в интересе и способности человека к этому выбору, базирующихся на его личных ресурсах и имеющейся в распоряжении информации.

Чтобы понять уровни готовности учащихся к профессиональному самоопределению, важно дать грамотную оценку нескольким параметрам.

ПоказателиМаркерыВажные составляющие
Внутренняя готовностьОсознание себяЗдоровая самооценка собственных склонностей, предпочтений и умений, достижений в учебе, особенностей характера и темперамента.
ОтветственностьТвердое понимание необходимости самостоятельного выбора вида деятельности и готовность нести полную ответственность за него. Сопротивление давлению родственников, учителей, близкого окружения.
Эмоциональное настроениеМотивация и позитивное отношение к выбранной профессии, желание обучаться, оптимистический настрой, внутреннее спокойствие и стрессоустойчивость.
ИнформированностьЗнание актуальных профессийПонятие о специфике работы представителей интересующих профессий, об условиях, в которых придется трудиться, и заработной плате. Владение информацией о рынке труда и его тенденциях, видах и сферах деятельности в целом, об актуальных профессиях и тех, которые появятся в ближайшем будущем.
Знание образовательной системыПроинформированность об учебных заведениях своего региона и государства (высших и средних специальных). Осмысление перспектив образования в других странах. Изучение временных рамок и правил поступления, а также нюансов учебного процесса.
Умение анализировать информацию о профессияхПонимание изменчивости вектора профессионального развития и того, что сегодня нельзя выбрать вид деятельности раз и на всю жизнь. Осознание, что специальности, которые автоматически обеспечивают богатство или карьерный успех, – это миф.
Принятие решенияОбразованиеОриентация на личные способности и склонности при выборе высшего или среднего специального учебного заведения. Определение оптимального варианта по ценовой политике и времени обучения.
Согласование с близкимиСовпадение желания школьника с точкой зрения ближайшего окружения (родственники, приятели, учителя). Акцент на насущных потребностях и трендах рынка труда.
Определенность в выбореОбнаруженные наклонности к одному или нескольким видам деятельности. Результативность поисков ответа на вопрос «кем быть?».

Методы профориентации школьников

Элементы профориентационной работы внедряют в учебно-воспитательный процесс еще в детском саду, однако особенное значение она обретает в школе, в частности в старших классах. Для ее проведения применяют как активные, так и пассивные методы.

В 1-4 классах пассивные методы в основном сводятся к мероприятиям вроде «Встреча с профессией». На них ребенок получает возможность ознакомиться с разными видами деятельности и рассказать своим одноклассникам, кем работают его родители. В 9-11 классах профессиональному самоопределению школьников способствуют встречи с реальными специалистами, внеклассные уроки и тематические занятия, на которых обсуждается будущий выбор и нюансы той или иной профессии. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников тесно связаны между собой. Например, предмет «Технология» в школе входит в учебную программу 1-9 классов и отлично подходит для внедрения элементов профориентации.

Среди активных методов профориентационной работы выделяют:

  • организацию детских и юношеских лагерей, клубов юных техников, экологов, натуралистов и так далее;
  • занятия с детьми в разных кружках (моделирование, бисероплетение, рисование, ментальная арифметика) и спортивных секциях;
  • предложение тематической литературы по разным видам деятельности;
  • просмотр кинофильмов о профессиях.

Чтобы давать учащимся хорошие рекомендации и оказывать им помощь в выборе профессии, нужно проводить диагностику профориентации старшеклассников. Для этого используются специальные опросники, онлайн-тесты и виртуальные кабинеты. Рассмотрим каждую из этих методик подробнее.

Опросники

Среди профориентационных методик для старшеклассников наиболее активно применяются опросники. Обычно используют авторства Е. Климова, а также В. Петрова, которые направлены на исследование аспектов личности школьника. Ответы на вопросы позволяют выяснить способности учащегося к разным видам деятельности. Максимально точный результат возможен, если тестируемый отвечает честно.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова определяет степень самооценки школьника относительно его склонности к конкретной профессии. Автор квалифицировал последние по объектам направления человеческой деятельности и выделил 5 разновидностей взаимосвязей:

  • «человек – человек»;
  • «человек – природа»;
  • «человек – система знаков»
  • «человек – техника»;
  • «человек – художественный образ».

Результат этого опроса обязательно принимается во внимание в процессе дальнейшей работы с профессиональной ориентацией подростков.

«Карта интересов» – это модифицированный О. Филимоновой опросник А. Голомштока. Последний базируется на списке видов деятельности, по которым сформулированы вопросы для учащихся. Он был создан в 1968 году и, естественно, устарел во всех отношениях. Кандидат психологических наук Ольга Филимонова несколько усовершенствовала его. Новый перечень содержит современные профессии из сферы информационных технологий, социологии, философии и бизнеса.

Методика Л. Йовайши определяет способности к разным областям профессиональной деятельности (искусство, технические и материальные интересы, работа с людьми, интеллектуальный и физический труд).

Онлайн-тесты

Над профессиональным самоопределением подростков в школе можно начинать активно работать с 8 класса. Рекомендуется тестировать их ежегодно, чтобы увидеть изменения в интересах или, наоборот, отметить стабильность.

Для проведения теста потребуется нейтральная спокойная обстановка. Чтобы получить точный результат, учащемуся надо исключить просмотр фильмов, вызывающих всплеск эмоций, экскурсии и общение с представителями каких-либо профессий за 1-2 дня до тестирования. Специфика практически всех онлайн-тестов заключается в выборе одного варианта из нескольких. Школьнику следует внимательно читать и отмечать то, что пришлось ему по душе больше всего, или то, насколько он согласен с предложенным утверждением.

Название онлайн-тестаОписание
«Фоксфорд»Подробный тест с хорошим визуальным оформлением. Состоит из 3 частей. Сперва надо будет отфильтровать самые неинтересные виды деятельности, потом – отобрать предпочтительные из предоставленных нескольких пар, после чего дать оценку своим склонностям. Результат теста: определение типа личности учащегося, его сильных сторон и психологических характеристик, а также – список подходящих ему профессий будущего.
TestometrikaДовольно крупный опросник со множеством тестов, посвященных профессиональному самоопределению. Рекомендуется выбрать тест на преобладающие интересы и склонности В. Хеннинга. Он выявляет предрасположенность к 17 разным видам деятельности.
hh.ruПлатный тест от популярного сайта с вакансиями поможет подростку в выборе будущей профессии. Чтобы пройти его, нужно потратить примерно 1 час. Результат присылают в виде подробного отчета. Кроме характеристик личности и уровня интеллекта, к нему прилагаются советы по саморазвитию и перечень наиболее подходящих профессий.

Виртуальные кабинеты профессий

Виртуальный кабинет профессий – одна из современных методик профориентации старшеклассников. Основная цель его посещения: знакомство учеников с разными профессиями. Помимо этого, в нем, как правило, сконцентрирована вся нужная информация о поступлении в высшие или средние специальные учебные заведения. Там же школьник может узнать, как готовиться к экзаменам, пройти профориентационный тест и так далее.

Специалисты утверждают, что целиком полагаться на этот метод не стоит. И уж тем более не рекомендуется пользоваться исключительно им. Не каждый подросток сможет извлечь для себя максимум пользы из такого профориентационного мероприятия.

Методики ↑

Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик. Наиболее распространенными из них являются следующие.

ДДО. Автор Е.А. Климов

Дифференциально-диагностический опросник. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.

По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:

  • «человек-природа» — профессии, связанные с растение- и животноводством, лесным хозяйством;
  • «человек-техника» — технические специальности;
  • «человек-человек» -профессии, построенные на общении и обслуживании людей;
  • «человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами;
  • «человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.

«Карта интересов». А. Голомшток

Целью методики является определение структуры интересов подростка.

Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний:


  • физика и математика;
  • химия и биология;
  • радиотехника и электроника;
  • механика и конструирование;
  • география и геология;
  • литература и искусство;
  • история и политика;
  • педагогика и медицина;
  • предпринимательство и домоводство;
  • спорт и военное дело.

«Якоря карьеры». Автор — Э. Шейн

Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:


  • профессиональная компетентность – желание стать профессионалом в конкретной профессии;
  • менеджмент – стремление управлять людьми;
  • автономия – стремление к независимости в работе;
  • стабильность – желание работать в одной сфере долгое время;
  • служение – иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;
  • вызов – находить уникальные решения сложных задач;
  • интеграция стилей жизни – выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой;
  • предпринимательство – создавать новые услуги и товары.

Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.

Как помочь ребенку выбрать профессию

Так как выбрать профессию школьнику самому может быть довольно сложно, родителям следует попробовать помочь ему, направив в нужное русло. Как известно, любая трудная задача решается гораздо легче, если поделить ее на части. Предлагаем ознакомиться с поэтапной инструкцией профессионального самоопределения, которая поможет ребенку выяснить, кем он желает стать в будущем.

Первый этап. Желания

Подумайте о «хотелках» (пожеланиях и предпочтениях) касательно будущего вида деятельности в частности и жизни в целом. Ведь профессия оказывает существенное влияние на человека, его быт, досуг и даже взаимоотношения с близкими.

С чем или с кем ребенку больше нравится взаимодействовать: с другими людьми, документацией, техникой, животными? Возможно, ему доставляет удовольствие работать с информацией? Может, он увлекается искусством (хореография, живопись, музыка, театральные постановки и так далее)? Ответы на эти вопросы можно почерпнуть из повседневной жизни, занятий в школе, предпочтений и увлечений. Тут важно не промахнуться: если сын или дочь часами напролет сидят в интернете, это вовсе не значит, что у них есть склонность к работе с техникой. Вполне возможно, им нравится совсем другое – например, общаться с людьми.

Обозначьте требования к условиям работы: на свежем воздухе или в офисе, в движении или сидячая, постоянное общение или дистанционная занятость. Немаловажен и рабочий график: четко расписанный по часам или гибкий, которым можно управлять самостоятельно.

Второй этап. Возможности

Тщательно взвесьте способности и возможности ребенка. Предложите ему подумать, какие предметы в школе ему даются легче всего (точные либо гуманитарные), какие задачи решать проще (творческие или с четкой последовательностью действий).

Дайте реальную оценку уровню интеллекта, умению коммуницировать (эффективное общение, убеждение собеседников, разрешение конфликтов, легкость контакта с незнакомым человеком) и организаторским способностям. Свои выводы основывайте на имеющемся у ребенка опыте. Пусть он спросит у своих близких (братьев, сестер, друзей), каким они его видят. Попросите его описать свои личные качества: ответственный или недобросовестный, опрятный или неряха, эгоист или альтруист. Очень хорошо, если школьник сможет перечислить 10 главных черт характера, которые ему присущи.

Помогите сыну или дочери трезво оценить их физические возможности и обязательно учтите ограничения по здоровью, если таковые имеются. Для некоторых профессий (например, связанных со спортом или химической промышленностью) это будет важно.

Третий этап. Изучение профессий

На этом этапе уже примерно намечен вектор будущей деятельности подростка. Теперь можно заняться изучением соответствующих профессий. Для каждой из них необходимы определенные способности, умения и личностные качества. Важно понимать, есть ли они у ребенка.

Даже если вы уверены, что знаете о предпочтительном виде деятельности все, постарайтесь найти в интернете профессиограмму – полное описание профессии. В процессе знакомства с ней вы откроете для себя много новых нюансов. Кроме списка личных качеств, профессиограмма содержит подробное описание обязанностей специалиста, рекомендации касательно образования, требования работодателя, особенности карьерного роста, перспективы и так далее.

Есть и альтернативный вариант знакомства с профессиями. Правда, он требует больше времени и усилий. Можно посмотреть, что они собой представляют в реальности, если пообщаться со специалистами прямо на их рабочем месте.

Четвертый этап. Анализ рынка занятости и образования

Помогите своему ребенку провести грамотный анализ рынков образования и труда. Главная цель: получить информацию о наиболее востребованных и наименее популярных профессиях в разрезе региона и страны. Для чего это нужно? Объясните сыну или дочери, что при перенасыщенности рынка специалистами определенного вида деятельности для успешного трудоустройства потребуется намного более высокая квалификация, чтобы обойти конкурентов. Кроме того, важно учитывать уровень заработной платы в заинтересовавшей сфере. Ведь работа должна приносить не только удовольcтвие, но и достаточный стабильный доход.

Как получить такую информацию? Самый простой способ: зайти на несколько веб-ресурсов по трудоустройству и просмотреть базу вакансий для вашего населенного пункта или региона. Эти данные будут наиболее объективными. Альтернативный вариант: сходить за сведениями в центр занятости по месту жительства.

Отдельно остановитесь на возможностях получить нужное образование по направлениям, которые ваш ребенок определил как предпочтительные. Есть ли подходящее учебное заведение в вашем населенном пункте или ему надо будет жить в другом городе? Узнайте, как обстоят дела с бюджетными (бесплатными) местами. Если их нет, поинтересуйтесь, сколько стоит год обучения и полный курс.

Пятый этап. Выбор

Финальный этап предполагает принятие окончательного решения. Для многих это будет непросто. Например, одна профессия очень нравится, так как соответствует увлечениям и дает возможность самореализоваться. Однако для нее не хватает определенных способностей. Другая, наоборот, легкая (справиться с обязанностями можно без особого труда), но не предусматривает карьерного роста. Третья подходит по интересам и склонностям, а в регионе абсолютно не востребована или уровень заработной платы оставляет желать лучшего. Идеального варианта не существует, поэтому сделать однозначный выбор вряд ли получится.

Постарайтесь найти золотую середину. Обсудите с ребенком, будет ли выгоднее сменить место жительства для учебы и работы. Согласен ли он пожертвовать своими интересами в пользу более высокого заработка? Может, он выберет любимое, но низкооплачиваемое дело? А вдруг сын или дочь активно возьмутся за развитие необходимых способностей, чтобы получить ту профессию, которая даст возможность полноценно самореализоваться? Во всяком случае решать только подростку, а задача родителей – сделать все, чтобы это решение было взвешенным и здравым.

Если вы чувствуете, что не сможете помочь ребенку должным образом, лучше обратиться за рекомендациями к профконсультанту или психологу. Конечно, они не дадут ему готового решения и не выберут профессию за него, зато подскажут, как разобраться в себе.

Советы психолога

Когда родители интересуются у психолога, как выбрать профессию ребенку, он обычно говорит, что вид деятельности обязательно должен соответствовать характеру, темпераменту и специфике его мышления. Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями по выбору профессии для старшеклассников, которые помогут им определить свои цели на будущее.

Для школьника

Психологи убеждены, что в процессе выбора вида деятельности крайне важно опираться на соответствие собственных психологических особенностей характеристикам профессии. Работа должна в первую очередь быть интересной. Если нравится техника, увлеченность ею станет отличной поддержкой инженеру, айтишнику, физику, строителю.

Каждая профессия требует наличия важных именно для нее качеств. Поэтому при самоопределении надо понимать, обладаешь ли ты способностями, которые соответствуют этим качествам. Если есть сомнения, стоит сделать выбор в пользу того вида деятельности, где склонности и таланты будут реализованы по максимуму. Тогда есть хорошие шансы достичь в нем высоких успехов.

И напоследок: тип занятия не должен противоречить твоему типу личности. Например, если ты любишь встречаться с друзьями и общаться с ними, заводить новые знакомства, следует обратить внимание на те профессии, которые предполагают множество контактов и активную коммуникацию. При эмоциональной нестабильности будет крайне тяжело заниматься рутинными делами и подолгу концентрироваться на чем-то одном.

Для родителей

Мамам и папам подростка, желающим помочь ему с выбором профессии, желательно учитывать следующие моменты:

  • Узнать о планах ребенка на будущее можно исключительно во время беседы с ним по душам. Ни за что нельзя обсуждать такую тему наспех. Также не стоит вызывать сына или дочь для разговора «на ковер». Постарайтесь завести его невзначай. Запаситесь терпением, будьте максимально тактичны и проявляйте неподдельный интерес ко всему, что вы услышите.
  • Если старшеклассник всячески уклоняется от ответов или говорит, что у него еще нет планов, нужно попробовать найти причину такого неопределенного отношения к будущему.
  • Предложите своему ребенку работу на каникулы. Выберите вместе с ним посильное занятие, не запрещенное законодательством.
  • Подросток шокировал вас выбором профессии? Ни в коем случае не запрещайте ему и не оскорбляйте его. Попытайтесь спокойно узнать, чем он руководствовался и почему ему нравится именно этот вид деятельности.
  • Старшеклассник витает в мечтах, но не предпринимает никаких шагов, чтобы реализовать их? Помогите ему с составлением плана действий. Подскажите, какими сроками он на данный момент располагает и что надо успеть за это время.
  • Подготовьте вместе со своим ребенком альтернативный вариант, если с основным его постигнет неудача.

Нет проблем с профессиональным самоопределением в тех семьях, где дети чуть ли не с детского сада твердо знают, что они будут врачами, юристами или космонавтами, и усердно учатся, готовясь поступать в соответствующий вуз. Однако таких случаев очень мало. У большинства выбор будущей профессии сопряжен с постоянными сомнениями и сложностями. Что тогда делать родителям? Не рассчитывая на школу, самостоятельно приступать к активной профориентационной работе. Начинать заниматься этим желательно уже с 8-9 класса.

Основные факторы

У любого человека, особенно у подростка, существует большое количество факторов, которые оказывают свое влияние на то, какую профессию он выберет для своей дальнейшей жизни.

На сегодняшний день выделены следующие группы основных факторов влияния:

  1. Социально-экономическая.
  2. Социальная.
  3. Психологическая.

Каждая из них определяет ряд факторов, значимость которых для каждого конкретного человека может оказать наиболее кардинальное влияние. Для того чтобы понять, что конкретно влияет на выбор профессии, стоит подробнее рассмотреть каждую из групп.

Социально-экономический

Эта группа включает в себя не очень много мотивационных аспектов. Однако факторы влияния этой группы раскрывают многие основные причины, по которым тот или иной род занятий оказывается неподходящим.

Профориентация рассматривает следующие социально-экономические факторы:

  1. Перспективы развития отрасли.
  2. Необходимость социума в представителях отрасли.
  3. Уровень престижности, который дает профессия.
  4. Обеспеченность специалиста в выбранной отрасли.

Несомненно, это чрезвычайно важно для подростка как по личным причинам, так и по причине влияния со стороны родителей и близких людей. И порой эти факторы подстегивают совершить ошибку в выборе без помощи специалистов.

Социальный

профориентация подростков

Факторы, причисленные к этой группе, помогают понять, на какой ступени социальной лестницы находится человек среди других подростков. Социальные факторы также могут отобразить статус семьи конкретного подростка.

По большей части эта группа состоит из различных мотивов, которые в своей совокупности позволяют сделать выводы о социальных позициях человека и его стремлениях. В это множество включены следующие мотивы:

  1. Материальный. Подросток, для которого этот мотив более значим, стремится занять более оплачиваемую должность.
  2. Моральный. Выражается посредством желания быть полезным для общества и иметь широкий круг общения.
  3. Профессиональный и познавательный. Чем больше подросток хочет познать профессию и все ее тонкости, тем значимее этот мотив.
  4. Творческий. Мотив, при котором важно иметь возможность для сотворения, креатива и развития творческой натуры.
  5. Эстетический. Выражается стремлением к красоте работы и чувству гармонии.
  6. Утилитарный. Этот мотив выражает желание подростков работать в уютном офисе недалеко от дома и пользоваться всеми благами современной цивилизации.
  7. Социальный. Показателем важности этого мотива является необходимость занимать достойное место в социуме.
  8. Мотив престижности. Этот мотив выражает тяга построить успешную карьеру в той отрасли, которая важна для родных и близких людей подростка.

Выявление наиболее значимых мотивов и факторов позволяет показать подростку те профессии, которые смогут приносить человеку не только доход, но и удовольствие, желание развиваться.

Психологический

Факторы, относящиеся к этой группе, не менее важны. Профориентация, как метод работы с подростками, определяет и берет во внимание многие аспекты личностного развития, чтобы помочь определить круг деятельности, наиболее подходящий каждому конкретному подростку.

В перечень факторов, имеющих неопровержимое влияние при выборе ориентиров на профессию, входят:

  1. Общие способности человека и уровень их развития.
  2. Особенности, которые наблюдаются при протекании психологических и мыслительных процессов.
  3. Уровень интеллектуального развития подростка.
  4. Круг склонностей и интересов.
  5. Уровень развития самооценки подростка.

Для выявления психологических особенностей, оказывающих влияние на выбор профессии, используются многие формы работы. Однако наиболее эффективной из них является тренинг. В его условиях подростки получают возможность максимально раскрыться и показать свои способности.

Все оговоренные факторы стоит воспринимать и обрабатывать в их совокупности. Это сводит вероятность совершения ошибки к минимуму, что и требуется для правильного выбора рода будущей занятости.

Подытожим

Выбор профессии – одно из самых важных и ответственных решений. Вместе с тем оно не является необратимым. То, что сегодня выбирает старшеклассник, – это всего лишь отражение его текущих потребностей и интересов. Идеально, если выбранное направление будет востребованным и интересным в течение десятилетий. Изменение предпочтений вовсе не трагично. Теперь это станет, скорее всего, новой нормой. Эксперты утверждают, что выбор профессии на всю жизнь постепенно обретает черты пережитка прошлого и считается непрактичным. Прогресс вносит настолько серьезные коррективы в нашу жизнь, что навряд ли удастся проработать на одном месте до пенсионного возраста. Стремительные изменения в мире не дают возможности предугадать, каким будет рынок труда, например, в 2030-2040-е годы. Вполне вероятно, что популярные и высокооплачиваемые сегодня специальности утратят свою актуальность. Однако это не должно смущать или пугать. Возможность изменить профиль деятельности или начать все сначала получит каждый – независимо от возраста и имеющегося багажа знаний, умений и навыков.

Необходимость мероприятий

Многие люди могут не понимать, в чем смысл проводить профориентирование, которое включает в себя целый комплекс методик работы и тестирований. Но важность и необходимость этого комплекса обусловлена рядом причин, о которых никак нельзя забывать.

Профориентация для подростков направлена на решение следующих необходимых задач:

  1. Помощь подростку в определении того, какая профессия из их большого множества ему подходит.
  2. Выявление слабых сторон человека, что также помогает сделать правильный выбор рода деятельности.
  3. Повысить желание учиться и получать знания в дальнейшем.

С учетом того, что подростки склонны к стремительной смене круга интересов и предпочтений, комплекс мероприятий, которые включает в себя профориентация, стоит проводить раз в год и отслеживать динамические изменения в поведении и мировоззрении подростка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: