Расстройства памяти – одно из сложных психоневрологических нарушений, осложняющий жизнь. У пожилых людей возникающие провалы в памяти являются закономерным процессом старения. Некоторые расстройства поддаются коррекции, другие являются симптомом более тяжелого сопутствующего заболевания.
Нарушение памяти в психологии
Психические расстройства памяти – группа качественных и количественных нарушений, при которых, человек либо перестает запоминать, узнавать и воспроизводить информацию, либо происходит заметное снижение этих функций. Для того, чтобы понять, как определенные нарушения воздействуют на запоминание человеком информации, важно понимать что есть память. Итак, память – это высшая психическая функция включающая в себя комплекс когнитивных способностей: запоминание, хранение, воспроизведение.
Самыми распространенными нарушениями памяти считаются:
- гипомнезия
– снижение или ослабление; - парамнезия
– ошибки в памяти; - амнезия
– выпадение событий (до или после).
Нарушение памяти у детей с нарушением зрения:
Более 80 % информации человек получает с помощью зрения. Поэтому, нарушение зрения ведет к существенным ухудшением процессов памяти и восприятии окружающей среды особенно в детском возрасте.
Для таких детей характерно снижение объема и скорости запоминания, более быстрое забывание усвоенного материала вследствие меньшего эмоционального значения незрительных образов. Среднее количество повторений информации, необходимое для эффективного запоминания почти в два раза больше, чем у зрячего ребенка.
В процессе адаптации к нарушениям зрения усиливается словесно-логический компонент запоминания, увеличивается объем кратковременной слуховой памяти. Одновременно ухудшается двигательная память.
Причины расстройства памяти
Почему наблюдаются расстройства памяти? На это есть множество причин как психологического, так и патологического характера, травматическое воздействие на человека. Нарушение памяти – психологические причины:
- психоэмоциональное перенапряжение;
- депрессия;
- переутомление в следствие умственной или тяжелой физической работы;
- произошедшая когда-то психотравма, вызвавшая защитную реакцию – вытеснение;
Расстройства функций памяти – причины органического характера:
- астенический синдром;
- длительное токсическое воздействие на мозг алкоголя, наркотических веществ;
- неблагоприятная экология;
- различные нарушения кровообращения (инсульт, атеросклероз, гипертензия);
- онкология мозга;
- вирусные инфекции;
- болезнь Альцгеймера;
- врожденные психические недуги и генетические мутации.
Внешние воздействия:
- черепно-мозговые травмы;
- тяжелые роды с наложением щипцов на головку ребенка.
Лечение нарушения памяти у детей:
В выборе тактики лечения нарушений памяти у детей первостепенную роль играет выявление причины наступления таких проблем. Ведь ослабление памяти всегда является вторичным последствием развития многих соматических или психических заболеваний и состояний. Поэтому, без адекватной терапии первичных болезней добиться какого-либо стойкого результата коррекции нарушений памяти невозможно.
Лечение таких пациентов всегда должно быть подобрано индивидуально с учетом вида и характера нарушений, направлено на коррекцию заболеваний, приведших к ослаблению памяти, рассчитано на долгосрочную терапию.
В любом, случае самолечение недопустимо, поскольку на начальной стадии многие грозные заболевания (в том числе сопровождающиеся нарушением памяти) имеют довольно безобидную симптоматику. Распознать такие заболевания и назначить эффективную терапию может только опытный специалист по детской психологии. Поэтому, раннее обращение к клиническому психологу способствует результативной коррекции нарушений памяти и предотвращает развитие глубоких запущенных стадий слабоумия.
Кроме специфического лечения патологии, приведшей к нарушениям памяти, обязательно и параллельно применяют общие мероприятия психологической коррекции, направленные на нормализацию функций памяти.
Виды нарушения памяти
Многие люди знакомы с понятием амнезия, ведь само слово очень часто фигурирует в разных фильмах или сериалах, где один из героев теряет память или притворяется, что ничего не помнит, а между тем, амнезия – это лишь один из видов нарушения памяти. Все виды расстройств памяти принято делить на две большие группы:
- Количественные
– гипермнезия, амнезия, гипомнезия. - Качественные
– конфабуляция, контаминация, криптомнезия, псевдореминисценция.
Когнитивное расстройство памяти
Память относится к когнитивным функциям мозга человека. Любые нарушения расстройства памяти будут являться когнитивными и накладывающими отпечаток на все мыслительные процессы человека Когнитивные расстройства памяти принято делить на 3 вида:
- легкие
– поддаются медикаментозной коррекции; - средние
– возникают раньше, чем в пожилом возрасте, но не критичны, часто связаны с другими заболеваниями; - тяжелые
– эти расстройства, возникают при общем поражении мозга, например в результате прогрессирующей деменции.
Количественные расстройства памяти
Нарушение работы памяти – дисмнезии (количественные расстройства) психиатрами подразделяются на несколько видов. Самую многочисленную группу составляют разного рода амнезии, при которых происходит потеря памяти на определенный временной промежуток. Виды амнезий:
- ретроградная
– возникает на предшествующие травматической, болезненной ситуации события (например, период до наступления эпилептического припадка); - антероградная
(височная) – происходит выпадение событий уже после случившейся травматической ситуации больной не помнит период, как он попал в больницу; - фиксационная
– нарушение памяти, при котором не запоминаются текущие впечатления, человек в этот момент может быть полностью дезориентирован в пространстве и спустя несколько секунд все действия в текущем моменте забываются больным навсегда; - конградная – выпадение из памяти состояния во время делирия, онейроида, амнезия в этом случае может быть тотальной или фрагментарной;
- эпизодическая — бывает и у здоровых людей при утомлении, например у водителей, длительно находящихся в дороге, при воспоминании они могут ярко могут помнить начало и конец пути, забывая, что происходило в промежутках;
- детская
– невозможность вспомнить события, происходящие до 3 – 4-летнего возраста (нормальное явление); - интоксикационная
– при алкогольном и наркотическом опьянении; - истерическая
(кататимная) – выключение из памяти психотравмирующих событий; - аффективная
– выпадение событий, происходящих во время аффекта.
К количественным нарушениям памяти относятся и следующие расстройства:
- гипомнезия
(«прорешливая память») – больной помнит только важные события, у здоровых людей это может выражаться в слабости памяти на даты, имена, термины; - гипермнезия
– повышенная способность помнить события прошлого, неактуальные на данный момент.
Нарушение кратковременной памяти
Расстройства кратковременной памяти психиатрия связывает со многими факторами и причинами, чаще с сопутствующими заболеваниями и стрессогенными факторами. Кратковременная или первичная, активная память – важный компонент памяти вообще, ее объем составляет 7±2 единицы, и удерживание поступающей информации равно 20 секундам, если нет повторения след информации спустя 30 секунд становится очень хрупким. Кратковременная память очень уязвима, и при амнезии происходит выпадение из памяти событий, которые случились от 15 секунд до 15 минут назад.
Нарушение памяти и речи
Слухоречевая память основана на запечатлеваемых слуховым анализатором образов и запоминанием разных звуков: музыки, шумов, речи другого человека, выраженные Расстройства памяти и речи характерны для умственно-отсталых детей и вследствие поражения при травме или инсульте левой височной доли головного мозга, что приводит к синдрому акустико-мнестической афазии. Устная речь больным плохо воспринимается и из 4 произнесенных вслух слов воспроизводит лишь первое и последнее (эффект края).
Нарушения мышления и памяти
Все когнитивные функции головного мозга взаимосвязана, и если происходит нарушение одной функции, со временем, по цепочке начинают страдать и другие. Расстройства памяти и интеллекта наблюдается при болезни Альцгеймера, сенильной деменции. Если рассматривать, как происходит нарушение можно в пример привести, что человек в уме совершает множество операций, которые с помощью кратковременной и долговременной памяти в виде опыта сохраняются. При нарушениях памяти происходит утрата этого синтезированного памятью и мышлением опыта.
Расстройство памяти и внимания
Все расстройства внимания и памяти негативным образом сказываются на запоминании событий, ситуаций и информации. Типы нарушения памяти и внимания:
- функциональные
– возникают при невозможности сосредоточиться вниманием на определенном действии, что проявляется ухудшением запоминания, характерно при СДВГ у детей, стрессах; - органические
— при олигофрении, синдроме Дауна, развитии деменции у пожилых людей.
Расстройства памяти при поражениях мозга
При поражении разных отделов головного мозга расстройства памяти имеют разное клиническое проявление:
- поражение гиппокампа и «круга Пейпеца» — возникает грубая амнезия на текущие повседневные события, дезориентация в пространстве и времени, больные жалуются на то, что все выпадает из памяти, и они вынуждены все записывать, чтобы помнить;
- поражение медиальных и базальных отделов лобных долей – характеризуется конфабуляциями и ошибками памяти, больные некритичны к своей амнезии;
- локальные поражения конвекситальных отделов – нарушение мнестической функции в какой-либо определенной сфере;
- нарушение памяти после инсульта может быть вербальным (больной не может вспомнить названия предметов, имена близких людей), визуальным – отсутствует память на лица и формы.
Нарушение памяти у ребенка
В основном, нарушения развития памяти у детей связывают с астеническим синдромом, который в совокупности представляет собой высокое психоэмоциональное напряжение, тревожность и депрессию. Неблагоприятный психологический климат, ранняя депривация, гиповитаминоз тоже являются провоцирующими амнезию у детей. Часто, у детей проявляется гипомнезия, выраженная в плохом усвоении учебного материала или другой информации, при этом наряду с нарушениями памяти страдают все когнитивные функции.
Расстройство памяти у пожилых людей
Сенильная деменция или старческое расстройство памяти, в народе именуемое старческим маразмом одно из часто встречающихся нарушений памяти у лиц пожилого возраста. Деменцией сопровождаются и такие недуги, как: болезнь Альцгеймера, Паркинсона и Пика. Кроме амнезии наблюдается угасание всех мыслительных процессов, наступает слабоумие с деградацией личности. Неблагоприятными факторами в развитии деменции являются сердечно-сосудистые заболевания, атеросклероз.
Как улучшить память ребенка: задания, способы
Что касается детей дошкольного возраста, то лучше всего им подавать информацию в игровой форме, а также развивать память при помощи стихов, скороговорок, интересных считалок. Начинайте с самого простого и веселого. Это могут быть какие-то частушки, песенки, стихотворения. Все, что учиться в садике, делается не просто так, а с целью развить память ребенка и стимулировать работу головного мозга. Это своего рода подготовка ребенка к школе.
Задания при плохой памяти у ребенка:
- Ребенок может действительно плохо схватывать информацию, но расстраиваться не стоит. Самым простым вариантом является использование четверостишия. Произнесите четверостишие несколько раз, и, начиная с третьего раза, попросите ребенка заканчивать предложение. Сделайте так, чтобы ребенок произносил сначала последнее слово в строке, потом два последних слова в строке, а потом три. Таким образом, ребенок сможет освоить полностью все стихотворение.
- Как ни странно, но развитию памяти также способствует и разучивание танцев. Самым простым вариантом является танец маленьких утят. Какое отношение танец имеет к памяти? Дело в том, что в случае изучения танцев, улучшается зрительная память ребенка, и заостряется его внимание именно на движениях. Соответственно ребенок улавливает колебательные, поступательные движение рук и ног, и сможет их воспроизводить. Если ребенок плохо запоминает стихи, попробуйте научить его танцам. Это действительно способствует улучшению памяти.
- Рассказывайте сказки ребенку. Старайтесь где-нибудь в середине или вначале спросить о том, что малыш думает по поводу главного героя, как он его представляет. Такие небольшие отступления действительно способствуют улучшению памяти и запоминанию. В следующий раз ребенок уже сможет отчетливо рассказать вам, о чем была сказка, кто является главным героем. Расскажите сказку о Сером волке и Красной шапочке, потом спросите, какого цвета была шерсть волка, шапочка у главной героини сказки. Внимание к деталям также развивает память у ребенка.
- Постарайтесь спрашивать у крохи, чем он занимался в течение дня в саду, что он сегодня ел, и запомнил. Одевая утром ребенка в детский сад, в школу, акцентируйте внимание на цвете нижнего белья или каких-то деталях, которые изображены на плавках. Когда ребенок придет со школы, спросите, запомнил ли он какого цвета у него плавки, что на них изображено. Как ни странно, это действительно работает, и помогает тренировать память. Кроме того, будьте внимательны и заостряйте внимание на деталях в процессе выходных дней или при проведении времени дома. Спрашивайте, где он оставил свои вещи, каким образом разбираются колеса, и какого цвета был автобус, на котором сегодня ездили. Это все помогает концентрировать внимание и улучшать память.
Занятия с ребенком
Какими бы странными эти методы не казались, но к началу учебного года ребенок действительно будет показывать хорошие успехи в запоминании. Дети, родители которых акцентировали внимание на деталях и мелочах, действительно быстрей учиться читать писать и легко обучаемы.
Симптомы нарушения памяти
Симптоматика нарушений разнообразна и зависит от того, в каких формах проявляются расстройства памяти, в основном, симптомы могут быть следующими:
- утрата сведений, навыков, как обычных (чистка зубов), так и связанных с профессией;
- дезориентация во времени и пространстве;
- устойчивые пробелы на произошедшие «до» и «после» события;
- палимпсест – выпадение отдельных событий при алкогольном опьянении;
- конфабуляции – замещение пробелов памяти информацией фантастического характера, в которую больной верит.
Что такое гипомнезия: причины, симптомы и лечение сбоя в памяти
Проблемы с памятью включают в себя обширную группу заболеваний самой разной этиологии, однако далеко не всегда их причиной являются неврологические сбои в работе организма. Одно из самых распространённых заболеваний — это гипомнезия, подразумевающая под собой ухудшение памяти.
Однако, на первых порах больной даже не замечает изменения в памяти: он прекрасно ориентируется на знакомой местности, помнит все именитые даты, лица знакомых людей, но может забывать слова (феномен «вертится на языке») или свои недавние действия (последние несколько дней).
Кроме того, в клинической картине часто встречаются случаи, когда у больных гипомнезией страдает, так называемая, слуховая память, а зрительная остаётся в полной сохранности. Реже встречаются и обратные случаи.
Если вы заметили изменения похожего характера в своей жизни, то мы советуем внимательно следить за их прогрессированием. Велики шансы, что у вас не гипомнезия, а обычная усталость или невроз, и всё скоро пройдёт.
Но если, всё же, сбои продолжаются, то необходимо пойти на приём к врачу, чтобы возможное заболевание не привело к амнезии, то есть к нарушению всех видов памяти.
Заметим, что гипомнезия, как заболевание, бывает не только частичной (когда страдает только один вид памяти), но и генерализированной. Так же она бывает временной, на фоне личностных расстройств (депрессия, невроз), постоянной и прогрессирующей.
Диагностика нарушений памяти
Основные нарушения памяти должен диагностировать врач, чтобы не пропустить серьезное сопутствующее заболевание (опухоли, деменция, СД). Стандартная диагностика включает в себя комплексное обследование:
- анализы крови (общий, биохимия, гормоны);
- магнитно-резонансная томография (МРТ);
- компьютерная томография (КТ);
- позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).
Психодиагностика нарушений памяти основана на методах А.Р. Лурия:
- Заучивание 10 слов. Диагностика механической памяти. Психолог или психиатр медленно по порядку называет 10 слов и просят больного повторить в любом порядке. Процедура повторяется 5 раз, и при повторении врач отмечает сколько из 10 слов были правильно названы. В норме, после 3-го повторения все слова запоминаются. Через час больного просят повторить 10 слов (в норме 8 – 10 слов должны быть воспроизведены).
- Ассоциативный ряд «слова+картинки». Нарушения логической памяти. Терапевт называет слова и просит больного подобрать к каждому слову картинку, например: корова – молоко, дерево-лес. Через час, больному предъявляются картинки с просьбой назвать слова соответствующие изображению. Оценивается количество слов и сложность-примитивноть в составлении ассоциативного ряда.
Режим дня и диета при нарушении памяти:
Для детей с нарушениями памяти очень важно вести активный образ жизни. Прогулки на свежем воздухе, посильный труд, занятия спортом и другие активные мероприятия великолепно способствуют не только укреплению общего самочувствия и улучшению кровоснабжения мозга но и нормализации общего психологического тонуса ребенка. Такая деятельность сопровождается получением и обработкой значительного количества информации, что в свою очередь способствует тренировке памяти и внимания, а значит и к избавлению от данной проблемы
Причем очень положительное влияние на мыслительные способности ребенка и развитие памяти имеет интеллектуальная активность: чтение книг, печатных и электронных СМИ, другие любимые детские занятия и хобби. В этом случае эффективно зарекомендовала себя разнообразная мозговая деятельность. Подробнее об индивидуальной коррекционной программе подходящей именно для вашего ребенка вы всегда можете смело узнать на моих психологических консультациях после индивидуальной нейропсихологической диагностики вашего ребенка.
Поддержание активного общения больного с родственниками и друзьями, социальная активность также очень важны для укрепления памяти и развития ее мотивационного компонента.
Для людей, страдающих психогенными нарушениями памяти, очень важен щадящий режим дня, избегание переутомлений на учебе, мыслительной нагрузки и стрессовых ситуаций в психологической атмосфере семьи. Также очень важен качественный полноценный сон, соответствующий индивидуальной возрастной норме, но не менее 7 – 8 часов в день.
Диета больных с нарушениями памяти должна быть сбалансирована, состоящая из рыбы, мяса, овощей, злаков и содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов. Так как мозг человека потребляет около 20 % всей энергии, вырабатываемой в организме, диеты с чрезмерно низким содержанием калорий существенно снижают его работоспособность.
Очень полезны жирные сорта морской рыбы: лососевые, сельдевые и другие. Они содержат много йода и полиненасыщенных жирных кислот, в том числе омега-3, входящих в структуру всех нервных клеток и улучшающих интеллектуальные способности. Также полезны продукты из цельнозерновых злаков (крупы, хлеб из зерна грубого помола), орехи, помидоры, капуста брокколи, семечки из тыквы.
Очень важным является питьевой режим. Необходимо употреблять не менее двух литров жидкости в день. Обезвоживание очень пагубно влияет на деятельность нервной системы.
Если вы заметили нарушение памяти у своих детей или хотите узнать более детальную информацию о состоянии памяти и пройти нейропсихологическое тестирование – Звоните!
Коррекция нарушений памяти
Нарушения и расстройства памяти человека во многих случаях при своевременном обращении поддаются медикаментозной коррекции и лечению. Способы коррекции зависят от вида нарушений памяти, при особо тяжелых на излечение не следует надеяться, лишь на облегчение сопутствующей симптоматики. Основная схема лечения строится на следующей терапии:
- купирование острого состояния (при психозах, травмах);
- витаминотерапия;
- психотропные средства (транквилизаторы элениум, диазепам);
- восстановление мозгового кровообращения (Ноотропил, Винпоцетин, Пирацетам, Гингко Билоба).
В дополнение к лечению назначаются:
- сбалансированное питание;
- фитотерапия (шалфей, имбирь, настой из пустырника или валерианы лекарственной);
- когнитивное развитие памяти помогает держать ее в тонусе до самого преклонного возраста (новое хобби, разгадывание кроссвордов, изучение иностранных языков).
Способы лечения: препараты, психологическая коррекция и другие
Метод терапии выбирается индивидуально для каждого пациента. Во внимание учитываются все имеющиеся патологии в организме.
Первоочередно оказывают воздействие на причину возникновения нарушений памяти. К примеру, новообразование удаляют, контролируют лечение гипертонии, исключают прием алкоголя или наркотиков.
Лекарственная терапия основывается на приеме препаратов, улучшающих мозговое кровообращение (глицин, ноофен), статины назначают при лечении атеросклеротической болезни (аторвастатин, розувастатин). При гипертонии используют бета-блокаторы (метопролол, бисопролол). Нейролептики (галоперидол, хлорпромазин) назначаются пациентам с установленным психиатрическим диагнозом (шизофрения, бредовые расстройства).
Психокоррекция проводится с целью восстановления или тренировки памяти. Подобные занятия проводятся индивидуально с применением техник облегченного запоминания (метод Цицерона или Айвазовского). Лечение отдыхом эффективно при физических перегрузках и эмоциональных перенапряжениях.
Этиология и причины заболевания
Список причин, которые могут вызвать это нарушение памяти, довольно обширен:
- Деменция относительно распространённое заболевание в старческом возрасте, которое приводит к снижению памяти и гипомнезии.
- Атеросклероз и другие заболевания сосудов мозга. Сюда же входят последствия инсульта.
- Курение и алкоголь также могут вызвать нарушения в работе памяти, так как препятствуют полноценной проводимости кислорода к мозгу, из-за чего появляется нехватка кислорода и впоследствии его отравление.
- Травмы головы являются одной из главных причин сбоев в памяти. Как уже достоверно известно, за хранение образной памяти отвечают височная кора головного мозга, а значит, любое её повреждение может привести к дальнейшим расстройствам и сбоям в памяти.
- Опухоли головного мозга — в клинической картине, как правило, наряду с нарушениями в запоминании, появляются и другие нарушения организма.
- Умственная неполноценность и задержка в психическом развитии также может нарушить нормальную работу памяти. Например, привести к гипомнезии.
Особенно подвержены риску расстройств памяти люди с вегето-сосудистой дистонией (ВСД), эпилепсией, заболеваниям гипертонического характера, страдающие от наркомании, заболеваниями соматического ряда, у которых наблюдается недостаток витаминов и психические проблемы.
Отдельно стоит упомянуть, что действие различных лекарственных средств также может привести к нарушениям в работе памяти, поэтому следует внимательно изучать побочные эффекты принимаемых препаратов.