Отличие житейских психологических знаний от научных


Особенности психологического знания

Татьяна Безуглая

Особенности психологического знания

Понятие «знание»

используется в часто употребляемой системе
«знания — умения — навыки»
. При этом умения и навыки в этой системе рассматриваются как формы познавательной активности субъекта, указывающие на ее операционально-динамическую сторону. Умения и навыки субъектны, и характеризуют
способность человека к преобразованию, объекта в соответствии с закономерностями его собственного существования. Знание же всегда предметно, и воспроизводит объект в присущих ему закономерностях.
Психологическому знанию, Гинецинский дает определение как знанию о сознании; сознание по отношению к знанию — это форма его существования. Психологическое знание, по его мнению, представляет собой результат субъективации (осмысления)

предварительно объективированных продуктов познавательной активности, а
психология, как наука есть объективное знание о субъективной реальности. По мнению Гинецинского, сосуществование многих психологических направлений можно рассматривать как многообразие типов психологических знаний. В разных направлениях существуют разные источники получения эмпирических данных, разные методы, а стало быть, и процедуры их извлечения, а также разные способы определения полученных данных.
В. Н. Карандашев выделяет пять основных типов психологического знания, которое отличается методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности. Каждый из рассматриваемых типов психологического знания оправдан, полезен и даже необходим на своем месте и в своем собственном качестве. Однако подмена одного знания другим и их смешение недопустимо. Это может вводить людей в заблуждение относительно адекватных форм и способов познания.

Первым типом является житейская психология, которая использует знание, накопленное и использующееся человеком в повседневной жизни. Достоверность житейской психологии проверяется только личным опытом и опытом людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют большую ценность. Основной критерий истинности знания житейской психологии — его правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этого знания являются:

а) отражение индивидуального опыта повседневной жизни человека. Знание носит единичный или групповой характер, являясь результатом обыденного обобщения внешнего, поверхностного, непосредственного;

б) знание имеет несистематизированный характер и представляет набор фактов, случаев, догадок и интерпретаций с точки зрения «домашнего обихода»

,
«здравого смысла»
и
«общепринятых взглядов»
по поводу механизмов
психологических явлений;
в) знание «житейской психологии»

, ориентировано на обеспечение оптимальных взаимоотношений с людьми и внутреннего комфорта в рамках стихии жизни. Поэтому такое
знание не нуждается в экспериментальной проверке имеющихся представлений;
г) знание фиксируется в системе обыденного разговорного языка, выражающего общие представления и индивидуальную эмоционально-смысловую оболочку слов.

Второй тип знаний — это психологическое знание в искусстве. В этом знании зафиксировано огромное многообразие человеческих судеб и реальных психологических проблем. Это своего рода «экспериментальные ситуации»

, которые создала сама жизнь и творческое воображение автора. Основное значение в изображении человека в искусстве, по мнению Карандашева, принадлежит художественной литературе. Поскольку
психологическое знание в искусстве выражается в образах, оно носит описательный характер. Типичная черта психологического знания в искусстве — его эмоциональность и фрагментарность. Главный критерий истинности психологического знания в искусстве — принятие и узнаваемость образов читателем, зрителем, слушателем.
Третий тип психологического знания — практическая психология. Главная цель практической психологии — оказание психологической помощи человеку. В результате такой деятельности профессионал определяет пути, разрабатывает методы оказания психологической помощи людям, необходимой в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу. Предметом практической психологии являются конкретный индивид или конкретная группа людей, а также конкретные обстоятельства жизни. Критериями достоверности знания этого типа являются опыт и эффективность работы специалистов. Особенностями знания в практической психологии считается конкретность, практичность деятельности, а также целостность в описании человека.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности специалиста психолога на процесс и результаты работы. Поэтому практическая психология отличается метафоричностью знания, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. С целью психологической профилактики практические психологи проявляют большое стремление к популяризации психологического знания (психологическое просвещение)

.
Психологическое знание, полученное в результате практической деятельности, обобщается, систематизируется и предлагается к использованию.
Четвертый тип психологического знания — иррациональная психология. Иррациональная психология — это психологическое знание, недоступное объяснению собственно научными и рациональными методами. К такому знанию обычно относят религиозное знание; знание, полученное в парапсихологии; эзотерическое знание. Религиозное знание традиционно противопоставляется научному знанию. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии и предвидения. Эзотерическое знание опирается на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей (астрология, йога, нумерология, хиромантия и тому подобное)

. Привлекательность эзотерическому
знанию придает его практичность.
Важнейшей особенностью этого знания является некая его целостность. Неопределенность изложения и выводов позволяет такому знанию быть достаточно правдоподобным и применимым в любых обстоятельствах. Таинство методов получения такого знания, отсутствие возможности рационального его объяснения на основе научных принципов основная его характеристика. Способы доказательства истинности такого знания специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию. Критерием достоверности такого знания для людей посвященных является его соответствие постулатам таинства и внутренняя убежденность в его истинности. Для людей, не посвященных в тайное знание, главный критерий истинности — вера и опыт переживания соответствующих состояний.

Пятый тип психологического знания, на который, в связи с проводимым нами исследованием, хочется обратить особенное внимание — научное психологическое знание. Научное психологическое знание — это логически непротиворечивая и экспериментально обоснованная система взаимосвязанных понятий, суждений, умозаключений, описывающих психологические явления, объясняющих их природу, прогнозирующих динамику их развития, обосновывающих возможность управления ими. Отличительные особенности научного психологического знания следующие:

оно имеет всеобщий характер, отражая существенное, устойчивое и повторяющееся в психологических явлениях, то есть их фактическое содержание;

оно имеет системный характер, то есть представляет собой систему развивающихся понятий, отражающих динамику явлений и образующих определенную психологическую теорию;

оно представляет собой единство методологического, теоретического и экспериментального знания, в котором главное — осознанная (рефлексивная, исследовательская направленность, проверяемость теоретических положений в эксперименте;

оно фиксируется в системе научного языка, позволяющего отражать и различать структуру психологического явления, недоступную обыденному, непосредственному знанию, «житейской психологии»

.

В течение долгого времени научно-психологическое знание накапливалось в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук о человеке. В конце XIX века психология выделилась из философии и определилась как самостоятельная наука. С этого времени было разработано большое количество собственных методов научного познания закономерностей и механизмов психической жизни. В настоящее время главная цель научной психологии состоит в поиске новых психологических знаний о внутреннем мире людей.

Научная психология опирается на факты, получаемые опытным путем — эмпирические научные факты. Научно-психологические факты не зависят от субъективного мнения ученого, то есть характеризуются объективностью. Весомость научно-психологическому знанию придает использование эмпирического и теоретического (логического)
способов доказательства истинности. Надежность и доказательность знания обеспечивают научные методы, которые используются в психологии. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений. Научную психологию называют академической, и разделяют её на фундаментальную и прикладную.
Кроме вышеназванных типов психологического знаниясуществуют следующие:

номотетическое, объясняющее знание (от греч. nomos — закон)


знание, развивающееся по принципам естественных наук. Этот тип знания предлагали развивать бихевиористы школы Дж. Уотсона и Э. Торндайка;
идеографическое, описательное знание, подобное всем наукам о культуре. Этот тип знания предлагали представители понимающей психологии (В. Дильтей, Э. Шпрангер)

и гуманистической
психологии (К. Роджерс, В. Франкл)
.

Понятие информации

Определение 1
Информация ‒ это сведения об окружающем мире и проходящих в нем процессах, воспринимаемые разными потребителями (человеком, прочими живыми организмами или особыми техническими устройствами) для обеспечения направленной деятельности.

Информация – это есть полезное содержание данных. Данные – это есть форма представления информации. Наиболее полно характеристика данной связи дается путем представления трех ключевых аспектов информации: прагматического, семантического и синтаксического содержания.

Прагматический аспект отображает соответствие информации достижению цели, характеризует полезность информации, которая содержатся в данных. Таким образом, дается оценка потребительских свойств информации.

Семантический аспект определяет смысловое содержание информации и характеризует степень соотношения информационного объекта и его образа, который содержится в информации (данных).

Синтаксический аспект информации соединен с формой ее представления и не касается ее содержания, смысла.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психологические особенности информации 460 руб.
  • Реферат Психологические особенности информации 220 руб.
  • Контрольная работа Психологические особенности информации 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Потому сведения представляют только синтаксический аспект информации.

Информация как динамическая характеристика многообразия мира может быть проявленной, непроявленной и отображенной.

Проявленная информация является характерной для любых форм бытия. Она наблюдаема, измеряема и применяется для поддержания жизнедеятельности систем. Как всякая энергия она может быть «законсервирована» и сведена в «статическое» состояние (скажем, она может храниться в формате книги, документа, компьютерного файла и т. п.).

Непроявленная информация ‒ это информация в потенциале, первоначально свойственная миру в его вероятном бытии, но скрытая (в том числе от сознания человека) до вероятной востребованности. Непроявленная информация может переходить в открытую форму, опосредованно и непосредственно.

Фиксируясь сознанием человека, непроявленная информация модифицируется в отображенную (идеальную), после чего приобретает возможность «материализоваться», т. е. перейти в закрепленную материально форму (обзор в газете, научном журнале и т. п.) пи помощи творческих усилий человека.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: