Как развить волевые качества личности — психология

Сила воли – распространенное понятие, с которым человек не раз сталкивается за свою жизнь. Она вырабатывается как неосознанно, путем «проб и ошибок», так и сознательно. Зная, из чего состоят основные волевые качества человека, можно выработать твердый характер, готовность преодолевать жизненные преграды и без страха брать ответственность за свои поступки.

Сила воли – путь к достижению цели

Что такое волевые качества личности

Волевые качества личности – это выработанные годами, опытом и регулярными вызовами самому себе психологические установки. Можно определенно сказать, что с силой воли не рождаются, ее следует развивать на протяжении всей жизни. Состоит воля из нескольких составляющих, которые, в свою очередь, являются сильными чертами характера, если их тренировать. Волевые качества личности осуществляются в три этапа, которые содержат отдельные элементы силы воли. Элементы существуют и самостоятельно, и, дополняя друг друга. Если развить все элементы воли, то индивид с таким крепким характером сможет преодолеть любые сложности на жизненном пути.

Волевые качества личности в психологии состоят из следующих элементов характера, которые входят в базовые волевые качества личности:

  1. Целеустремленность. Означает умение человека установить желаемый результат, к достижению которого придется приложить усилия;
  2. Инициативность. Умение индивида направить свои физические и моральные ресурсы на действия, которые вскоре помогут достичь желаемого;
  3. Самостоятельность. Свойство человека «фильтровать» советы и предложения посторонних лиц, иными словами, полезный навык никого не слушать, делать по-своему, следуя своим принципам;
  4. Выдержка. Другими словами сдержанность, т. е. сознательное ограждение от эмоций и чувств, которые выступают в роли сомнений;
  5. Решительность. Умение обдумать, обосновать и принять непоколебимое решение. Синоним решительности, хотя и более разрушительный, – импульсивность, т. е. торопливое, необдуманное принятие решения.
  6. Смелость. Индивид может принять решительные действия, несмотря на собственные страхи и риск;
  7. Энергичность. Умение человека направлять свои физические и моральные ресурсы на достижение цели;
  8. Настойчивость. Индивид умеет взвешивать свои силы так, чтобы их хватило на преодоление возникающих препятствий на пути к цели. Однако настойчивость имеет тонкую грань с обратной, неразумной чертой характера – упрямством, которое выражается в неразумной трате энергии в попытке добиться своего;
  9. Организованность. Человек умеет распоряжаться своим временем, распределять физические и материальные ресурсы во благо дела;
  10. Дисциплинированность. Индивид может и подчиняет собственное поведение в пользу общепринятых норм и порядка;
  11. Самоконтроль. Человек властен над своими эмоциями, контролирует свои чувства, способен «фильтровать» их, исходя из принимаемых решений.


Волевой человек умеет взвесить все «за» и «против»

Психология сильной личности: признаки волевого человека

Присоединиться к нашему Telegram

Каков он – сильный человек? Тот, кто сумел открыть транснациональную корпорацию, или «соблазнить» весь мир своим продуктом, как это сделал Стив Джобс? Тот, кто выиграл золотой кубок в спортивных соревнованиях? Или, быть может, человек, сумевший отказаться от сигареты и алкоголя? Сдержавшийся, чтобы не накричать на «пилящую» жену?

Во всех подобных случаях можно говорить о том, что перед нами – на самом деле сильный человек. Неотъемлемое качество его характера – развитая воля. Под этим термином понимается умение человека контролировать свои поступки и поведение; способность нести ответственность за принятые решения. А также готовность решать проблемы, а не перекладывать трудности на чужие плечи. Сильный человек обладает навыками противостояния трудностям, реализовывая личные планы вопреки возникающим препятствиям.

Сегодня мы поговорим об основных признаках, присущих волевой личности.

  • Контроль эмоций. Такие люди редко кричат, сохраняют спокойствие практически в любой ситуации.
  • Открытость к общению. Сильный человек способен выслушать и понять собеседника. У него нет страха перед тем, чтобы высказывать свое мнение и идеи. Он не боится критики.
  • Умение вовремя признать ошибки и извиниться в случае неправоты. Такой человек не боится оступиться. Он готов всегда исправить свою ошибку, чтобы получить отличный результат.
  • Стремление развиваться, прогрессировать. Сильная личность готова учиться чему-то новому и меняется, чтобы стать лучше.
  • Глубина восприятия, мышления. Волевой человек стремится просчитать все варианты развития ситуации. Он не действует на эмоциях, а сначала составляет план и идет к намеченной цели.
  • Ответственность. Такой человек способен сам решить собственные проблемы, не ожидая от окружающих слишком многого. С другой стороны, он при необходимости способен попросить о помощи. Для него это не унизительно.
  • Независимость. У таких людей имеются четкие границы личностного пространства. При необходимости они способны его защитить, отстоять.
  • Умение прощать собственные ошибки. Нелегко признавать промахи. А прощать себя за них еще сложнее. Только действительно волевой человек может жить в гармонии со свои внутренним миром, не терзаясь ошибками прошлого.
  • Наличие жизненных принципов, обетов. Сильный человек ставит перед собой крупные, но достижимые цели. У него имеется набор духовно-нравственных принципов, благодаря которым он имеет возможность их достичь.
  • Дальновидность. Волевая личность обладает четким представлением о распределении своих сил, и не начинает заведомо неудачные предприятия. А также она последовательно выполняет все намеченные дела, не перескакивая с одного на другое.
  • Уверенность в собственных денежных возможностях, дающая свободу действий. У таких людей финансовые потоки четко распределены. У них отсутствуют ненужные траты, подрывающие бюджет.
  • Забота о здоровье. Сильные люди ответственно подходят к состоянию своего тела, стараясь вовремя проходить обследования и не затягивая с лечением болезней. В жизненном путешествии они помнят шутливый принцип: «Уважаемые граждане космонавты! Помните: «скафандр» у вас только один».
  • Выход за рамки зоны комфорта. Отлаженный ритм работы иногда стоит нарушать, чтобы дать организму встряхнуться и набраться сил.
  • Умение ценить время и проводить его с пользой. Сильный человек может на самом деле свернуть горы благодаря своим навыкам тайм-менеджмента. Дело, на которое у другого уходят годы, он доводит до логического завершения за несколько недель.

Уверенность в себе: как ее обрести?

Стать сильнее может каждый; но усилий для этого нужно прилагать немало. И даже те люди, которые уже добились определенных жизненных высот, продолжают работать над собой. Ведь процесс становления личности не прекращается никогда. Но стремление стать сильнее оправдывает себя, позволяя добиваться новых целей и более высокого качества жизни.

  • Об авторе
  • Авторские материалы

psy-zoom

Здравствуйте! Это блог по психологии, в котором значительное внимание уделяется темам психологического насилия — абьюза, нарциссизма, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам. Стоимость консультации психолога 3000 руб./час., очно (Москва, м. Марьина роща), или через Skype О нас/Назначить встречу

Последние материалы: (Смотреть все)

  • Подружиться с гневом, или как конфликты с людьми могут помочь в развитии личности — 8 октября, 2020
  • Семь признаков, что ваш друг нарцисс — 8 октября, 2020
  • Отношения с психопатом: пять мужских фраз, которые должны насторожить — 7 октября, 2020

Как научиться уважать самого себя?

Еще:

Как справиться с ленью? Семь советов.

Тренируем силу воли: почему важны внутренние границы?

Тест уверенности в себе

От неудачника к победителю: стратегии уверенности

Поделись:

Как они проявляют себя

Как полюбить себя — что это значит в психологии, принятие своей личности

Формирование силы воли подвластно каждому индивиду. Чтобы стать волевой личностью, нужно получить физическое, интеллектуальное и моральное развитие. Совокупность нескольких характеристик человека – это есть его волевой характер.

Начинается все с целеустремленности. Оказалось, что поставить цель недостаточно, нужно ее достичь. Тогда в человеке просыпаются инициативность, энтузиазм, которые порождают начало самостоятельных действий на пути к цели. Однако на пути к становлению волевой личности индивид сталкивается с чужим мнением и опытом, которые всерьез могут навредить его взглядам и планам. Если он их не преодолеет, то силу воли придется тренировать заново.

С другой стороны, человек набирается решительности, смелости действовать, снова преисполняется энтузиазмом, который открывает потайные ресурсы с энергией. Оглядываясь назад, индивид чувствует, что идет верной дорогой, поэтому не будет лишним закрепить результат, настойчиво преодолевая большие и маленькие сложности. Правда делать это стоит с ясным умом, организованно, прослеживая пройденный путь и все еще прокладывая дальнейший.

Совсем скоро индивид научится подстраиваться под ситуацию так, чтобы не навредить себе и окружающим, не жертвовать своим мировоззрением, но и не обидеть чужих ожиданий. В этом ему помогает дисциплина, которой бы человек не овладел без самоконтроля. Так, преодолевая этапы на пути к цели, человек в итоге берет на себя ответственность за совершенные и совершаемые деяния, но нисколько этому не противится, натренировав мощную силу воли.

№1 — Решительность

Решительность – это способность отметать сомнения, быстро и самостоятельно принимать решения в любых сложившихся обстоятельствах, в том числе рискованных. Реализовывать в действии. Брать ответственность за результат на себя, никого не подводить, никем не прикрываться.

От решительности зависят спортивные достижения, выбор будущей профессии, успех в делах, материальное состояние.

Люди, которые в силу своей профессиональной деятельности обязаны быть решительными: врачи, спасатели, водители, пилоты, инкассаторы, охранники и многие другие.

От решительности врача и спасателя, пилота и водителя зависят жизни людей.

В целом качество полезное и необходимое. Благодаря ему можно получить хорошую профессию, найти высокооплачиваемую работу, улучшить финансовое состояние.

В большей степени качество закладывается в детстве, поэтому взрослому человеку, который и шагу без чьей-либо подсказки сделать не может, сложно себя перевоспитать. Но осуществимо.

Как действует решительный человек:

  • принимает решение;
  • действует;
  • получает положительный или отрицательный конечный результат.

Как действует нерешительный человек:

  • принимает решение;
  • боится;
  • сомневается;
  • испытывает неуверенность в выбранном решении;
  • переживает;
  • снова сомневается;
  • разочаровывается;
  • перегорает и отпускает мысль.

Вывод

Как видно из модели поведения нерешительного человека, он опасается проблем, боится взять на себя ответственность, сомневается, находится в растерянности, ждёт помощи и одобрения со стороны.

Если рядом не будет человека, который уговорит принять решение и действовать, любая задумка останется нереализованной. Решительный человек, после принятия решения, начинает действовать. Он не боится, что выбранный путь приведёт к фиаско.

Кто такой волевой мужчина

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

Волевой характер мужчины должен развиваться еще с тех пор, как он был ребенком. В психологии волевые черты характера предопределяют сильного духом индивида, способного на решительные действия в любой сфере жизни. Во многом они определяют мужественность человека. Мужчин по праву можно называть волевыми людьми, если они являются практически каноническим образом добытчика, кормильца.


Быть волевым – значит быть ответственным

Быть волевым мужчиной – значит уметь принимать решения, кратко говоря быть ответственным. Определения большинства элементов волевой личности олицетворяют, что называется, идеального мужчину. Он знает цену себе, окружающим людям и предметам. Поступает по совести, невзирая при этом ни на чье-либо мнение, если уверен, что его выбор максимально подходит для решения той или иной задачи. Волевой мужчина – самый подходящий пример сильного, здравомыслящего, морально устойчивого человека.

Воля и волевые качества учащихся. Как их развить? материал по теме

Воля и волевые качества: что это такое?

Не только специалистам, но и любому человеку понятно, что воля, волевые качества являются одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.

Не смотря на все исследования в этой области, большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но эти советы не дают конкретных приёмов формирования воли ребёнка. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и т.д. Очевидно, что даже при самых благих намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования воли, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик формирования воли, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной.

Понять, насколько волевые качества развиты у ребенка, не слишком сложно. Довольно полную характеристику его волевой активности можно получить, наблюдая за настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества наиболее ярко проявляются в действиях и поступках, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств (методика разработана А. И. Высоцким).

Итак, понаблюдайте за своим ребенком, отмечая приведенные ниже признаки волевых качеств. Чем чаще эти признаки проявляются в жизни ребенка, тем более высоким уровнем развития волевых качеств он обладает.

Признаки волевых качеств школьников

Признаки дисциплинированности:

* сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);

* добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);

* недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);

* соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

* выполнение ребенком посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);

* умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);

* умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

* умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

* стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

* умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

* умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)

Признаки выдержки:

* проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

* умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

* умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

* соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

* планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки;

* умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

* быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

* выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;

* отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

* проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

* проявление ребенком творчества, выдумки, рационализации;

* участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

* активная поддержка коллектива детей в реализации намеченных планов;

* стремление проявить инициативу в непривычной обстановке

Как помочь ребенку развивать волевые качества?

Многое в ее развитии зависит от условий жизни и воспитания. Если ребенок излишне опекаем и родители стремятся предупредить любое желание своего чада, вряд ли из него вырастет человек с твердым характером и стойкими убеждениями. Такой малыш будет избалованным и доставит родителям массу проблем.

Нельзя говорить о воле маленького человека в том смысле, какой вкладывается в понятие воли у взрослого человека. Но можно выработать зачатки волевых проявлений даже у самых маленьких детей.

Вот один из советов: не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Ребенок испытает больше радости, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Конечно, возможности ребенка во многом ограничены, и очень часто он не может добиться результата. Если он не справляется сам, ему необходимо помочь.

Возможно, поначалу не все будет удаваться правильно, потребует вашей переделки и большего количества времени. Необходимо проявить терпение, не стоит нервничать или торопиться, иначе интерес к этим действиям у ребенка может пропасть. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним.

Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня.

Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.

Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.

Дошкольники 6—7 лет могут уже самостоятельно поставить задачу, запланировать ход ее выполнения и в соответствии с планом решить (выполнить довольно сложные целенаправленные действия). Например, мальчик 7 лет под впечатлением увиденного у товарища рисунка решил сам нарисовать девочку — «Красную шапочку». Он приходит домой, достает альбом, карандаш, краски, наливает в стакан воду и приступает к рисованию. В процессе рисования он видит, что рисунок волка не получается — юный рисовальщик стирает резинкой линии, изображающие волка, и снова рисует волка и так до конца выполнения рисунка. Закончив через 30—40 минут рисунок, мальчик радостно бежит к товарищу, чтобы показать своп рисунок.

К концу дошкольного возраста у ребенка в основном сформировано умение контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Однако в этом возрасте можно встретить и яркое проявление недостатков, слабости воли, выраженных в упрямстве, негативизме.

Упрямство — это недостаток воли, проявляющийся в желании ребенка делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью этих действий. Негативизм есть высшая степень проявления упрямства.

Негативизм ребенка проявляется в том, что он в ответ на любую просьбу, совет, требование отвечает противоположным образом.

С началом обучения в школе формирование воли у ребенка вступает в новый этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Вместе с тем в нем есть немало и неинтересного, подчас даже трудного. В этих случаях необходимы волевые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью воспитывает волю, развивает волевые качества личности школьника.

У первоклассника изменяются мотивы поведения. Правда, они еще недостаточно устойчивы и обусловлены ближайшими перспективами. Активно формируются у учащихся начальных классов мотивы долга и ответственности перед учителем, своим классом, школой. Специфика учебной деятельности обусловливает необходимость обязательного проявления воли. На уроке ученик должен проявить умственные усилия для решения поставленных задач и поиска ответов на различные вопросы, усидчивость при выполнении однообразной и продолжительной работы, целенаправленность восприятия, внимания, наблюдения, памяти. Так одновременно с общим психическим развитием младшего школьника развивается и его воля.

Условия обучения и воспитания в школе, начиная с начальных классов, предоставляют широкие возможности для успешного формирования у учащихся воли. Однако как отмечает психолог В.И.Селиванов, волевые действия учеников младших классов развиты все же недостаточно: наиболее сильными мотивами поведения детей этого возраста являются непосредственные желания и чувства.

В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник еще не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника. Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремленный коллектив оказывает положительное влияние наличность школьника, воспитывая его волю. Школьник подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Оценка коллективом поступков, поведения конкретного ученика существенно влияет на формирование его воли.

Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли создают занятия физкультурой и спортом.

Формирование настойчивости и целеустремленности. Настойчивость развивается на основе воспитания у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения доводить до конца выполнение посильных заданий. Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело. Самое главное — научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Часто возникает конфликт между долгосрочными планами, отражающими целеустремленность ребенка, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.

Конкретизация цели и перспектив деятельности. Это положение имеет особое значение в процессе учебной деятельности или спортивных тренировок. Учителю, тренеру каждое занятие нужно проводить таким образом, чтобы учащиеся упражнялись не «вообще», а овладевали конкретным материалом. Нужно добиваться, чтобы, уходя с занятий, учащиеся как можно чаще сознавали, что они чего-то достигли, продвинулись вперед.

Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и старательности, приводит к снижению работоспособности.

Цель, которую ставит перед собой ученик, не всегда совпадает с целями и задачами преподавателя. Такое совпадение желательно, но на первых этапах учебного процесса порой труднодостижимо. Дело в том, что школьники первоначально руководствуются конкретными ближайшими мотивами деятельности. Для воспитания целеустремленности учителю не следует в таких случаях пренебрегать этими мотивами. Наоборот, их надо использовать для формирования положительного отношения школьников к учебному процессу, а более серьезные учебные задачи выдвигать постепенно, по мере прогрессирования ученика.

Разнообразие средств, форм и методов проведения учебных занятий. Длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность занятий, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы проведения учебных и тренировочных занятий. Известно, например, что интересный материал и запоминается лучше, и закрепляет интерес к учению, а протекание биохимических процессов в организме спортсмена после тренировочных занятий зависит от его настроения и от отношения к занятиям: при положительных эмоциях сдвиги в протекании этих процессов бывают большими.

Через удовлетворение, получаемое от занятий, формируется удовлетворенность всем учебным процессом, которая поддерживает целеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться учащимися не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности.

Конечно, ради погони за эмоциональной привлекательностью занятий их нельзя превращать в развлекательное мероприятие. Однако и игнорировать этот фактор нельзя. Поэтому преподаватель должен, не теряя содержательности занятий, тщательно продумывать чередование средств и методов их организации.

Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые трудности. Один из специалистов в области программированного обучения, Б. Ф. Скиннер, считает, что уровень трудности всегда должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить непрерывность получения учащимися подкрепляющих стимулов, т. е. достижение успеха. Большинство ученых, однако, высказывается за оптимальную трудность заданий, которая заставит прилагать определенные волевые усилия. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает учащихся к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность учащихся, направленную на преодоление трудности.

Использование эффекта соперничества. В определенные моменты учебного процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является использование соревновательного метода. Можно, например, сообщить учащимся, что в предыдущей группе предложенную программу успешно усвоили все учащиеся, или сказать: «В параллельном классе тоже решают ту же задачу. Посмотрим, какой класс лучше справится с этим заданием». Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд для поддержания целеустремленности.

Осознание человеком своего долга и ответственности. При недостаточном развитии у человека чувства долга настойчивость может не проявляться в полной мере. Правда, ее проявление возможно при эгоистических устремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако вряд ли такая целеустремленность и такое проявление настойчивости будут радовать педагога.

Осознание человеком своего долга, меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремленности и настойчивости. Если человек не будет сам стремиться достичь отдаленной цели, никакие ухищрения педагога не помогут. Если же у человека имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.

Воспитание дисциплинированности. Успех воспитания дисциплинированности зависит от того, насколько точно сформулирован и доступен для понимания перечень предъявляемых человеку требований. Кроме того, не менее важно закреплять навыки дисциплинированного поведения.

Для исправления недисциплинированности могут быть приняты следующие меры:

1. Вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности с учетом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для недисциплинированных учащихся.

2. Предоставление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах.

3. Укрепление в них веры в свои силы.

4. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия.

5. Использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины.

Развитие самостоятельности. Развитие самостоятельности проходит ряд этапов. На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано только учителем (руководителем, тренером) или учителем совместно с учениками, подчиненными. На втором этапе самостоятельность проявляется не только в исполнении, но и в самоконтроле. На третьем этапе к ним присоединяется возможность самому планировать деятельность. На четвертом этапе появляется творческая инициатива, т. е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.

Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий.

1. Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности.

2. Развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника (учителя, родителей и т. п.), но без лишней опеки, без сковывания инициативы человека.

3. Необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.

Развитие решительности. Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.

И. П. Петяйкиным (1979б) было испробовано два варианта адаптации к «опасным» упражнениям на уроке физкультуры — со страховкой преподавателя и без страховки. Как младшие, так и старшие школьники быстрее и в большей степени развивали решительность в тех случаях, когда страховка не использовалась.

Развитию решительности способствует создание соревновательной обстановки на занятиях. Однако слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность. Здесь имеет место проявление закона Йеркса—Додсона, согласно которому повышение силы мотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива ухудшает ее.

Повышению решительности способствует возникающая по мере овладения разучиваемым материалом уверенность в своих силах. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах обучения целесообразно давать посильные задания и оказывать помощь.

Подведем итоги. Поскольку различные волевые качества связаны с моральным компонентом воли, это открывает большие перспективы в воспитании человека и развитии у него мотивационно-волевой сферы. Однако в этих качествах проявляется не только моральный компонент, но и генетический: волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями свойств нервной системы. Поэтому страх и неспособность человека владеть собой при его возникновении, а также неспособность принимать быстрое решение, долго терпеть усталость и т. п. могут иметь врожденную основу. Это не означает, что волевые качества развивать бесполезно. Однако в отношении некоторых волевых качеств, в существенной мере зависимых от врожденных особенностей человека, нужно избегать и излишнего оптимизма и стандартных подходов в их развитии. Нужно знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от воспитателей, тренеров, родителей требуются чуткость (нельзя, например, боязливому приклеивать ярлык «трус»), терпеливость и педагогическая мудрость.

Можно ли развивать такие черты характера

Отрицательные черты характера — как найти и исправить негативные качества

Волевые черты характера можно и нужно развивать. Стоит лишь помнить, что у некоторых характеристик воли есть противоположные симптомы, например, импульсивность вместо решительности, собственно, нерешительность, а также упрямство, схожее с настойчивостью. Если не суметь вовремя проконтролировать ход становления волевых качеств, можно столкнуться с патологией – отсутствием решительности, когда индивид будет приходить к тому, что цель поставлена, путь намечен, но методы успешного его преодоления вдруг померкли, энтузиазм угас. Человек, не имеющий должной силы воли, опускает руки, не начав действовать. Но это не критично, главное – проявить инициативу и действовать по плану.

Традиционно считалось, что отношение к товару состоит из трех компонентов познавательного, эмоционального и волевого (рис. 20). Знания и убеждения человека относительно объекта отношения составляют познавательный компонент. Эмоциональный компонент представляет собой чувства, которые человек испытывает к объекту отношения. Волевой компонент связан с действиями или намерениями по отношению к рассматриваемому объекту.  [c.108] Важнейшей составляющей, характеризующей условия труда в научно-технических подразделениях, является психологический климат в рабочем помещении, в трудовом коллективе ученых, инженерно-технических работников. В ходе трудового процесса формируется система межличностных отношений взаимные требования друг к другу общее настроение интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство или разногласия коллектива, те или иные психические реакции и т. п. Психологический климат во многом определяет степень организованности коллектива, его способности решать поставленные задачи, возможности творческой и эффективной работы каждого члена коллектива. Возникающие в коллективе конфликты ведут к потерям рабочего времени, снижению работоспособности, притуплению творческих способностей.  [c.262]
Различаются два аспекта демонетизации золота юридический и фактический. Ямайская валютная реформа зафиксировала юридическое завершение демонетизации. В измененном Уставе МВФ исключена любая ссылка на золото при определении паритетов и курсов валют, отменены золотые паритеты и официальная цена золота. С отменой официальной цены золота центральным банком было запрещено увеличивать золотые запасы сверх их уровня по состоянию на 31 августа 1975 г. в течение двух лет. Однако в Уставе МВФ нет прямого отрицания золота как международного резервного актива. Фактически демонетизация золота не завершена. Вопрос о роли золота решается не законодательными актами и волевыми решениями, а реальными условиями товарного производства, мирового хозяйства и валютных отношений.  [c.42]

Трансфертное ценообразование осуществляется при участии трех сторон высших топ-менеджеров и руководства поставляющего и приобретающего продукцию центров ответственности. Топ-менеджеры определяют основные параметры трансфертной политики, выступают в роли арбитров между руководством центров ответственности и принимают окончательное волевое решение в отношении ценообразования в случае, если конфликт между центрами ответственности не решается полюбовно.  [c.318]

Субъективная сторона преступления может иметь интеллектуальное и волевое выражения интеллектуальное — осознание субъектом общественной опасности своего деяния и предвидение его вредных последствий волевое — отношение к их наступлению. При совершении умышленного преступления лицо осознает опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления их опасных последствий в случае, если субъект желал, чтобы такие последствия наступили, он действовал с прямым умыслом, а если только допускал возможность причинения вреда или относился к этому безразлично — с косвенным.  [c.481]

Во-вторых, кардинальным образом изменился порядок исчисления финансовых результатов и распределения прибыли. С введением новых форм собственности стало невозможным изъятие прибыли в бюджет волевым методом, как это делалось в отношении государственных предприятий, благодаря чему у предприятий появились свободные денежные средства.  [c.114]

Одиннадцатое качество — семейное благополучие. Зачастую от того, насколько благополучна семейная жизнь, зависит и эмоциональный настрой человека, а следовательно — его настроение, внутреннее спокойствие, и, как следствие, — производительность на рабочем месте. Именно поэтому умение строить семейные отношения существенно влияет на эмоционально-волевой настрой индивида.  [c.19]

Итак, подводя итог сказанному, можно заключить теоретический анализ категории собственности показывает, что она выражает собой совокупность как правовых (волевых), так и экономических (объективных) отношений в обществе. Юридическое и экономическое содержание собственности взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними действует, образно говоря, закон сообщающихся сосудов , в силу чего собственность является одновременно категорией и экономики, и права. Однако в этом единстве, как было показано выше, определяющее значение принадлежит экономической стороне собственности. Если собственность не приобретает форму экономической реализации, т.е. не используется в производстве или не приносит доход собственнику, то она остается юридической фикцией . Сама же экономическая реализация собственности осуществляется через производственные отношения, или, говоря конкретнее, через те или иные формы хозяйственной, предпринимательской деятельности.  [c.128]

Разновидностью социальных отношений являются управленческие отношения, предусматривающие распорядительство, координацию и исполнение. Ошибочно считать их волевыми или специфически экономическими, политическими или идеологическими отношениями. Начальник и подчиненный, руководитель и руководимый — социальные субъекты, а значит, и отношения между ними носят социальный характер и, как любые социальные отношения, складываются с учетом социального статуса, который различен у руководителей и подчиненных ему сотрудников. Стремление получить благо и ценности по применяемым методам, приемам у этих субъектов тоже будет разным — в зависимости от того, в какой области и в отношении чего осуществляется управление — в производстве (товары и услуги), организации профессиональных и общеобразовательных учреждений (повышение знаний обучающихся), науки (знания и технологии), здравоохранения (сохранение и восстановление здоровья) и т.п.  [c.147]

Отношение является центральным понятием социальной психологии, в которой разработаны теории и методы измерения и объяснения отношений различного типа. Обычно считается, что отношение включает в свой состав три компоненты познавательную (первоначальная осведомленность о товаре данной марки, знание главных его свойств, полное знакомство), эмоциональную (оценка товара, определение, нравится он или нет), волевое действие (покупка товара). Измерения чаще фокусируются на второй компоненте — на определении положительных или отрицательных чувств по отношению к изучаемому объекту.  [c.221]

Важным является также и такой психологический фактор, как убеждения. Сила убеждения заключается в том, что оно основано на знаниях, представлениях, ставших личностно значимыми, оказывающими влияние на позицию человека. Убеждения интегрируют эмоции и волю, направляют и мотивируют поведение человека. При общей высокой активности интеллектуальных, волевых и эмоциональных компонентов происходит их взаимное подкрепление. Убежденный человек отличается уверенностью, целеустремленностью, устойчивостью поведения, определенностью отношений, чувств.  [c.150]

В качестве способностей могут выступать свойства индивида и отношения личности. К свойствам индивида относится развитость системы познавательной, эмоциональной и волевой деятельности. Отношения личности включают увлеченность, интерес (т. е. направленность личности).  [c.385]

В целом слабая проработка экономических и правовых механизмов взаимодействия субъектов рыночных отношений в ЖКХ ведет на практике к сохранению преимущественно административных методов управления, преобладанию волевых решений, а соответственно — к неэффективной организации обслуживания населения, что подрывает доверие к органам регионального и муниципального управления, осуществляющим реформы в ЖКХ.  [c.440]

Важнейшей составляющей условий труда является психологический климат в коллективе и в каждом рабочем помещении. Научные работники, конструкторы весьма чувствительны к любым психологическим факторам. В процессе совместных исследований, поисков новых инженерных решений, дискуссий, взаимодействия формируется система межличностных, по существу психологических, отношений симпатии, антипатии, личная дружба, любовь, неприязнь, ненависть и т. п. Взаимодействие людей порождает убеждение, внушение, сопереживание, подражание и другие психологические реакции. Под влиянием контактов в процессе работы формируются взаимные требования друг к другу, устанавливается определенный. стиль взаимоотношений, возникает интеллектуальное, эмоциональное, волевое единство или разногласие членов коллектива.  [c.186]

Специалисты по техническому анализу изучают линию повышения тенденции на предмет разрывов — однодневный трейдер способен заметить даже небольшие колебания курса, когда в течение одного торгового дня такой разрыв составит ]%. Этого достаточно, чтобы он продал в короткую акции такой компании. Что касается спекулянтов, работающих на понижение, то они ориентируются на 5%-ный разрыв. При этом в отношении величины процента действует не волевое , со стороны, личное решение инвесторов.  [c.251]

Элементами вины, как и всякого психического отношения, являются сознание и воля, которые в своей совокупности образуют содержание вины. Таким образом, вина характеризуется двумя моментами интеллектуальным и волевым. Различные сочетания интеллектуального и волевого моментов образуют различные формы вины. Налоговый кодекс определяет две формы вины при совершении налогового правонарушения — умысел и неосторожность.  [c.238]

Примером непосредственной демократии в трудовых коллективах служат хозрасчетные бригады, участки, цеха. Как показывает опыт, хозяйственный расчет утверждает коллективизм в отношениях между людьми, справедливость в оплате труда, обеспечивает участие каждого в управлении. Особую роль он может и должен сыграть в повышении качества продукции. Однако высвобожденная хозрасчетом инициатива еще нередко наталкивается на косность, непродуманные волевые решения, попытки удержать творческую энергию в рамках инструкций.  [c.12]

Отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. п.) и волевые черты характера (целеустремленность, настойчивость, самообладание и т. д) имеют важное значение для любого вида профессиональной деятельности.  [c.65]

Эти крайности возникают, с одной стороны, как результат волевых методов управления, при которых не учитывается инерционность мышления работников, степень их готовности к нововведениям, а с другой — как результат опасения нововведений. Таким образом, борьба нового со старым остро проявляется в сознании руководителя как основное управленческое противоречие. Оно возникает между объективными требованиями перестройки и субъективным отношением к ней. Одни руководители хотели бы перестроить свои методы управления, но не могут, а другие могут перестроиться, но не хотят. Есть и такие, которые и не могут, и не хотят.  [c.6]

В этом портрете руководителя выявляются типичные противоречия управленческой позиции, когда личная ответственность то может навязываться, гася инициативу работников и создавая психическую напряженность в его сознании, то может быть поддержана коллективом в экстремальных ситуациях, когда требуется инициатива, разряжающая эту напряженность. Волевое давление сочетается у руководителя с культурой чувств. Не есть ли это проявление неумения обогащать систему отношений коллектива  [c.63]

В этой ситуации возникло противоречие несоответствие делового и личного авторитета руководителя. Он попытался преодолеть его сначала методом волевого давления, а потом, когда его управленческая позиция еще более ослабела, стал стремиться к тому, чтобы компенсировать утрату делового авторитета заботливым отношением к работникам. Однако это не помогло поднять его авторитет как человека, а напротив, еще больше от-  [c.100]

Характер. Совокупность эмоционально-волевых особенностей человека, обусловливающих его поведение в различных жизненных ситуациях. Проявляется в отношении к обществу, другим людям, самому себе, к труду. Характер складывается в соответствии с темпераментом физиологической основой его является своеобразный сплав (выражение академика И. П. Павлова) типологических свойств высшей нервной деятельности и систем временных связей, возникающих в коре головного мозга под влиянием условий жизни и деятельности человека. Характер — единство индивидуального и типического.  [c.166]

Если производственные отношения являются материальными отношениями, существующими объективно, независимо от воли и сознания людей, то право собственности есть волевое отношение, отражающее уровень развития юридического сознания в той или иной стране.  [c.30]

Буржуазные теоретики обычно сводят отношения собственности к правовым, волевым отношениям людей к вещам. Они, выхолащивая социально-экономическое содержание собственности, провозглашают частную собственность естественным правом человека и потому считают ее священной и неприкосновенной.  [c.6]

Буржуазные ученые сводят планирование при социализме к волевому администрированию. Правые ревизионисты выступают за всемерное ограничение функции централизованного планирования. Левые ревизионисты подменяют научное планирование субъективизмом в руководстве экономикой. Как показывает теоретический анализ и опыт планирования в СССР и других странах, все эти взгляды в научном отношении несостоятельны. Сущность планирования народного хозяйст-Основные ва находит конкретное выражение в опреде-  [c.361]

С одной стороны, человек берет в библиотеке книги, необходимые ему для решения учебных, производственных и других задач. Сознавая жизненное значение результата чтения — получения знаний, он может прилежно штудировать, скажем, сухие учебники. Процесс чтения при этом увлекает далеко не всегда, а часто бывает и в тягость, для преодоления которой требуются волевые усилия. Но если человека интересует дело, которое побуждает его к чтению, то увлеченность, положительные эмоции окрашивают и процесс чтения литературы по данному вопросу. Чем глубже интерес человека к какой-нибудь области жизни, тем вероятнее проявление непосредственной заинтересованности книгой по этой теме. Под влиянием познавательных и прежде всего профессиональных интересов человека его отношение к книгам как средству достижения цели соединяется с непосредственной заинтересованностью чтением, а такое сочетание переходит в устойчивый читательский интерес.  [c.72]

Как складывается курс рубля по отношению к доллару, почему случился такой его обвал , когда, скажем, в начале 1993 г. 1 долл. равнялся 653 руб. Прежде всего отметим, что этот курс не является истинным показателем покупательной способности рубля, потому что складывался на валютных аукционах и под влиянием операций на валютной бирже. Это очень узкое горлышко, на которое оказывали давление только группы товаров, наиболее выгодные для импорта в Россию, дающие коммерсантам наиболее высокую прибыль. Если спирт выгодно продавать по 1000 руб. за 1 л, а закупают его, допустим, за 1 долл. по оптовой цене на Западе (он самого низкого качества, полутехнический), то для такого покупателя валюты 800 руб. за 1 долл. — не предел, он все равно получит прибыль. Прежде такой выгодной сделкой была закупка компьютеров, потом — табачных и чулочно-носочных изделий, дешевой косметики. Это и определило большой спрос на валюту вместе с ослаблением позиции рубля после либерализации цен. К тому же валютных запасов в стране было явно недостаточно, был децентрализован импорт, не стало валютного плана. Сказалось и бегство отечественных капиталов из России. Возникает вопрос можно ли как-то бороться с долларизацией экономики России В борьбе с долларом нельзя применять никаких волевых решений. Если мы доллар будем гнать в дверь, он влезет в окно, потому что стекла выбиты. Борьба с долларом — это прежде всего борьба за устойчивый рубль.  [c.56]

Если даются позитивные ответы в прессинговом сегменте можно работать, так как управленческие отношения компенсируют волевые усилия и нервные затраты работников. Для работников в прессинговом сегменте важны отношения в коллективе, особенно для женских коллективов.  [c.15]

Рассматривая влияние оптовой торговли па отношения между пре д прия тиями и планирующими организациями, важно отметить, что здесь должны быть исключены (при обязательном сохранении директивности планирования основных показателей) волевые приемы центральных органов, а также решения, противоречащие хозрасчетным интересам предприятий.  [c.43]

Так, в любом коллективе могут быть коллективисты, тяготеющие к коллективным действиям, и индивидуалисты, тяготеющие к действиям индивидуальным (самостоятельным). Близки к этим двум социально-психологическим группам по своим моральным качествам претензионисты. Эти работники, как правило, очень активны, самостоятельны и настойчивы в достижении целей, выполняют большую общественную работу. Однако им присущи повышенные претензии к руководству, коллективу, тщеславие, обидчивость. В трудовом коллективе есть и такой слой работников, как подражатели. Характерная их черта — недостаточная самостоятельность мышления. Они обычно приспосабливаются к любым условиям, распространенному мнению как коллектива, так и руководителя. Имеется также в трудовом коллективе пассивный социально-психологический слой работников, которым присущ низкий уровень волевой готовности, настойчивости в действиях. Этой категории трудящихся нужны четкие инструкции их действий и четкая регламентация организации труда. Для них нужны постоянные стимулы и побуждающие импульсы их деятельности. В трудовом коллективе есть и группа работников изолированных, которые своим поведением оттолкнули от себя большинство членов коллектива и в результате оказались в меньшинстве или одиночестве. Отношения с такими работниками носят только служебный характер. Однако иногда в эту группу попадают и честные добросовестные работники, передовики производства, отличающиеся прямотой, критикующие недостатки отдельных членов коллектива и руководителя.  [c.36]

И в настоящее время многими авторами (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчевой, А.М. Ковалевой и др.) используется признак императивности при характеристике финансовых отношений, хотя он входит в некоторое противоречие с признаваемым этими же авторами объективным характером появления и развития финансов. Безусловно, в практике организации финансовых отношений они принимают конкретные организационно-правовые формы, но если финансы — это объективно существующие экономические отношения, то их функционирование определяется в первую очередь закономерностями развития экономической системы, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти, установленными правовыми актами.  [c.14]

С точки зрения социальной психологии следует обратить внимание на то, что по особенностям психических качеств, настроений, установок в коллективе бригады можно условно выделить определенные группировки людей. Одни из них тяготеют к коллективным действиям, всегда понимают и поддерживают общественные начинания, быстро включаются в проводимые в коллективе мероприятия, ставят личные интересы в зависимость от общих (их называют коллективистами). Другие ставят личные интересы на первый план, общественные — на второй, тяготеют к индивидуальной, независимой работе (индивидуалисты). Третьи предрасположены, как правило, к активному участию в общих мероприятиях коллектива, самостоятельны и настойчивы в достижении целей, но обладают повышенным тщеславием (претензиями), обидчивы, хотят находиться постоянно в центре внимания (претензионисты). Характерной чертой четвертых является слабая самостоятельность, беспринципность, приспособленчество (подражатели). Пятой категории людей свойствен низкий уровень волевой подготовки, они общественно инертны (пассивные). Наконец, есть работники, которые своими действиями, поступками или высказываниями (рваческое отношение к труду, грубость, язвительность и т. п.) отталкивают от себя большинство членов коллектива и попадают в изоляцию (изолированные). В этой группе могут оказаться и честные, добросовестные работники, но вступившие в конфликт с общей группой на нездоровой основе (выпивка, левый заработок, пренебрежение трудовой дисциплиной и др.).  [c.86]

Директивно-регламентирующие методы предполагают прямое волевое воздействие руководящих работников на подчиненных с целью обеспечения выполнения планов, приказов, распоряжений и указаний. Для этих методов характерно предъявление жестких требований ь отношении регламентации должностных обязанностей, ирав и ответственности каждого работника, соблюдения дисциплины и контроля исполнения. В принципе такие требования не могут, разумеется, вызывать возражения, если они не носят формальный характер и направлены на решение задач коллектива по существу.  [c.126]

Как формируются волевые качества

Примечательно то, что человек может овладеть стойкой силой воли, сам того не подозревая. С самых малых лет он овладевает начальными навыками контроля поведения. Поначалу это происходит неосознанно, но, начав внимательно наблюдать за своими действиями, индивид отмечает свои слабые и сильные стороны личности. Для дальнейшего развития воли необходимо ставить перед собой цели: сначала легко достижимые, затем усложнять, прорабатывая каждый элемент, каждую черту характера, необходимую для тренировки воли.

Обратите внимание! Есть такие события в жизни человека, которые способны «сломить» волю. Поэтому так важно осознавать проделанный путь и регулярно пересматривать дальнейшие шаги.

Сломленную волю можно восстановить, хотя многое придется пережить заново. Однако, зная, что сила воли делает человека сильнее, индивиду стоит преодолеть себя и взять ответственность за свои цели и пути их достижения.


Сломленную волю можно восстановить

Сила воли определяет личность, твердость характера, уровень ответственности индивида. Волевые качества личности имеют определенную структуру, элементы которой являются отдельными чертами характера. Последние бывают положительными и отрицательными. Тем не менее, сила воли поддается тренировке и закреплению, привычке.

Методы развития волевых качеств

Воля человека тренируется в процессе жизнедеятельности при преодолении различных препятствий. Именно умение преодолевать препятствия на пути формируют волевую сферу человека. Тренировать волю помогает инстинкт выживания, который является стимулом к действию. Но по мере взросления к инстинкту выживания добавляется социальный стимул — похвала родителей, коллег, учителей. То есть, в права вступает воспитание и его требования. Воспитание начинает формировать моральные качества, на основе которых тренируется системная воля.

Методы укрепления волевых качеств:

  • посещение спортивной секции;
  • посещение кружков по интересу (художественный, фото);
  • увеличение сложности процесса;
  • анализ неудач и успеха.

Укреплять волю необходимо с самого детства. Для ребенка будет полезным посещение спортивной секции, так как коллективное преодоление препятствий является огромным стимулом к действию. Дети любят копировать друг друга, поэтому результаты и достижения других будут побуждать к собственным достижениям.

Кружки по интересам тоже воспитывают волевые качества. Например, при рисовании картины необходимо проявлять терпеливость и настойчивость. Способствует развитию воли даже хобби, ведь многие увлечения требуют такого же терпеливого участия в процессе, как и спортивная секция.

Обратите внимание! Чтобы ребенок не бросил занятия рисованием или иным видом деятельности, чаще хвалите его и не ставьте слишком сложные задачи.

Взрослый человек может укреплять волю с помощью занятий на спортивных тренажерах. Укрепляет волю и принятие решения вести здоровый образ жизни либо избавиться от какой-либо вредной привычки.

Помните, что нагружать себя сложными невыполнимыми задачами — путь к провалу. Следует ставить перед собой небольшие выполнимые цели и реализовывать их. Реализация задачи приносит удовольствие, а удовольствие является стимулом к выполнению следующей задачи. От простого к сложному — наилучший совет по укреплению волевых качеств.

Разбор полетов — это важная веха на пути укрепления воли. Нужно спокойно проанализировать, почему не получилось что-то сделать. Так же необходимо фиксировать положительные результаты, чтобы они сохранялись в памяти. Перечитывание записанных в блокноте достижений (или фото/видео отчет) помогают зарядиться позитивом, если что-то не получается.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: